Новости где похоронен александр сергеевич пушкин

Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю. Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта.

Что еще почитать

  • Могила Пушкина
  • Где похоронен
  • Как Пушкин связан с Псковом
  • Содержание

Александр Пушкин

Дантес выстрелил в него на ходу. Он целился в неподвижную мишень. Пушкин тоже мог выстрелить в Дантеса, но ждал, когда тот подойдет к обозначенному месту. Пуля попала Пушкину в живот справа. Уже лежа в снегу, поэт выстрелил в ответ, но или промахнулся, или попал Жоржу в пуговицу на мундире, в результате чего пуля срикошетила в руку. Как умирал великий поэт Поэта, по его настоянию, повезли не в больницу, а домой на набережную Мойки, 12. Кровь из раны лилась рекой, а перевязать было нечем. К нему приехал лейб-медик царя Николая I, доктор Николай Арендт.

Он сообщил Пушкину, что рана его смертельна. Пуля, выпущенная Дантесом , перебила бедренную вену, раздробила крестец и, глубоко войдя в живот, осталась там. Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время врачам не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 10 февраля, спустя два дня после дуэли. Перед смертью Пушкин писал записки Николаю I. Их передавали два выдающихся человека: поэт Василий Жуковский , который на тот момент был воспитателем будущего императора Александра II, и Николай Арендт.

Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли, за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

В столетний юбилей со дня рождения поэта Пушкинский комитет решил опять проверить состояние захоронения. И был потрясен увиденными разрушениями.

Назимову поручили «привести кладбище в благопристойный вид». А после торжеств — сделать капремонт некрополя. Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его. Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью.

Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями. Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем — обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв. Кирпичный цоколь заменили на гранитный. Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом.

Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась. Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали. Через образовавшуюся дыру реставраторы увидели, что спустя 65 лет дубовый гроб с телом Пушкина сохранился настолько хорошо, что местами можно было рассмотреть куски парчового позумента. Его фрагмент, кстати, был снят с гроба и отправлен в Пушкинский музей. В ходе реставрации 1902 года свод склепа переложили с использованием цементного раствора и укрепили железными балками.

Поэт был настроен решительно и до конца скрывал от друзей предстоящий поединок, опасаясь, что могут помешать. В секунданты Пушкин выбрал друга по лицею Константина Данзаса. Поэт быстро подошел к барьеру после команды «сходитесь». Дантес выстрелил в него на ходу.

Он целился в неподвижную мишень. Пушкин тоже мог выстрелить в Дантеса, но ждал, когда тот подойдет к обозначенному месту. Пуля попала Пушкину в живот справа. Уже лежа в снегу, поэт выстрелил в ответ, но или промахнулся, или попал Жоржу в пуговицу на мундире, в результате чего пуля срикошетила в руку.

Как умирал великий поэт Поэта, по его настоянию, повезли не в больницу, а домой на набережную Мойки, 12. Кровь из раны лилась рекой, а перевязать было нечем. К нему приехал лейб-медик царя Николая I, доктор Николай Арендт. Он сообщил Пушкину, что рана его смертельна.

Пуля, выпущенная Дантесом , перебила бедренную вену, раздробила крестец и, глубоко войдя в живот, осталась там. Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время врачам не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 10 февраля, спустя два дня после дуэли.

Перед смертью Пушкин писал записки Николаю I. Их передавали два выдающихся человека: поэт Василий Жуковский , который на тот момент был воспитателем будущего императора Александра II, и Николай Арендт.

Еще через полвека проходили капитальные работы по укреплению памятника на могиле Пушкина.

Это событие стало сенсационным. В 1953 году в могиле были найдены два черепа неизвестных пожилых людей, которые были разного возраста с Александром Сергеевичем. Появилась версия, что это масонский ритуал «мертвая голова».

А о том, что Пушкин был масоном, есть немало слухов. Пока что действительно сложно доказать, реальное ли тело поэта находится в Пушкинских горах, в Святогорском Свято-Успенском монастыре. Как видите, отпевание и захоронение действительно было покрыто тайной, как в целом и смерть поэта.

Есть некоторые исследователи, которые считают, что Пушкин вовсе не погиб, а переехал в другую страну, где прожил до самой старости. Где похоронен Пушкин Александр Сергеевич? Вклад гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина в сокровищницу русской литературы невозможно переоценить.

Как часто водится, многие современники его таланта не смогли в полной мере осознать этого, поэтому при жизни его часто высмеивали, зато после смерти сила слова поэта была по достоинству оценена потомками. Поэтому для истинных почитателей его таланта очень важно иметь представление, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, например, для того чтобы возложить на его могилу цветы. Современная версия места захоронения Пушкина Сам поэт ещё при жизни определил место для своего погребения.

Он не хотел быть похороненным в столице, сравнивая Петербург с болотом с невзрачными могилками, но завещал, чтобы его прах перевезли в посёлок Святые ныне Пушкинские Горы, что в Псковской губернии, туда, где была похоронена его мать. С этой целью незадолго до смерти он пожертвовал Святогорскому монастырю некоторую сумму, чтобы выкупить здесь клочок земли. Склеп с гробом сохранился до наших дней, над ним есть памятник, но никто точно не может сказать, там ли лежит тело поэта.

Как его не слишком жаловали при жизни, так и после смерти не оставили в покое. Есть некоторые свидетельства того, что по высочайшему распоряжению поэта тайно захоронили в Санкт-Петербурге, а под Псковом упокоился посторонний человек. Давний недруг поэта — начальник тайной полиции Александр Бенкендорф также приложил руку к тому, чтобы запутать историю с местом погребения Пушкина.

Некоторые исследователи полагают, что в организации травли и убийства поэта он принимал непосредственное участие, поэтому в его интересах было надёжно спрятать тело. Эксгумация была, но почему нет подтверждения? Уже в первые месяцы после смерти поэта впервые поднялся вопрос, где похоронен Пушкин.

Общество переполняли слухи и домыслы, однако, никто не осмеливался высказаться вслух. За все эти годы возможность открыть гроб предоставлялась не один раз, но до сих пор никто не отважился заняться эксгумацией тела. Долгое время до решения попытаться выяснить место захоронения Пушкина люди не решались дойти, боясь иметь неприятности с властями.

Наконец, в августе 1953 года С. Гейченко, директор заповедника «Пушкинские горы» в процессе проведения капитального ремонта, которого требовали сильно обветшавшие памятник и склеп, осмелился копнуть глубже и добрался до полуистлевшей крышки гроба. Разумеется, руководитель работ не мог упустить возможности заглянуть внутрь гроба сквозь имеющуюся дырку.

Увидеть он там смог не слишком много — прах человека сильно истлел, и только волосы остались нетленными. По существу, это были все записанные впечатления археолога П. Не смог он заметить и пулю, которая застряла в крестце поэта, а ведь делавшему вскрытие Далю её было запрещено вытаскивать.

Может быть, нет о ней никакого упоминания в воспоминаниях археолога именно потому, что эта пуля хранится в совсем других останках, где-то далеко от Святогорского монастыря? Видео о том месте, где где похоронили Пушкина по современной версии Если бы в тот момент сохранившиеся ещё волосы отправили бы на экспертизу, то с новой силой мог бы обостриться диспут о месте захоронения поэта, но видимо, это не всех устраивало. Кто бы стал возлагать цветы на могилу неизвестно кого, да и поток туристов мог после этого иссякнуть.

Для музейного фонда Гейченко оставил лишь гвоздь и кусочек дерева от гроба, которые никак не могли помочь в решении исторической загадки, а вот волос не взял. Какой случай мог быть более удобным для установления истины, чем проведённая попутно с реконструкцией эксгумация? Но шанс был бездарно упущен, а эта старинная история так и продолжает хранить множество тайн.

Возможно, время приоткроет завесу над частью из них, но для этого потребуется ещё одна эксгумация, которая не должна уже остановиться на полпути. Откуда взялись подозрения? Известно отвращение Пушкина к столичным кладбищам, посетив одно из которых на Елагином острове , он разразился язвительными стихами: Поэтому, согласно официальной версии после смерти поэта 29 января 1837 года его тело отпели в Конюшенной церкви и перевезли в Святогорский монастырь, где и захоронили.

Но есть поводы думать, что его последнее завещание было нарушено. В частной переписке князь П. Вяземский сожалеет, что светское общество не только терзало недоброжелательством его сердце, но и ополчилось против его праха.

Буквально сразу после смерти поэта вокруг его останков началась непонятная и неприятная возня. Первоначально отпевание было назначено в Исаакиевском соборе, но в последний момент по непонятным причинам было перенесено в Конюшенную церковь, которая несравненно его скромнее как размерами, так и статусом. Число присутствующих при церемонии жёстко контролировал старый «друг» поэта — шеф жандармерии и начальник Третьего отделения Александр Бенкендорф.

Весьма странно и то, что до похорон не допустили и родственников поэта. Во всяком случае, его жены не было видно при выносе гроба из дома, а отец и вовсе узнал о его смерти слишком поздно. Василия Андреевича Жуковского, бывшего очевидцем этих странных событий, многое в них удивляло: необъяснимая таинственность, отсутствие среди ночи факелов, малое число провожающих.

На вынос тела собралось не более 10 ближайших друзей поэта, которые зато со всех сторон были окружены жандармами, и под этим своеобразным конвоем тело покойного проводили до церкви. Смена сопровождающего Странным был и выбор лица, которое должно было сопровождать гроб с телом поэта в Михайловское. Предполагалось, что им должен стать друг и секундант поэта Данзас, чего, например, хотела вдова Наталья Николаевна Пушкина, или Жуковский, чья кандидатура казалась многим очевидной.

Однако эта роль неожиданно для всех досталась Тургеневу, и назначили его власти. Им более выгодна была именно его кандидатура, чтобы даже в случае, если он увидит нечто странное, то не стал бы распространяться об этом. В этом отношении Тургенев был очень удобен — его родной брат Николай сумел эмигрировать в Лондон после восстания декабристов в 1825 году, но в России он был приговорён к смертной казни.

Писатель испросил аудиенцию у императора с просьбой о помиловании брата, но на тот момент прошение не получило ни отказа, ни положительного решения. На таком фоне неопределённости Тургеневу и выпало сопровождать тело друга в последний путь. Понятно, что, даже заметив подлог, Тургенев вряд ли стал об этом говорить — ведь живой брат дороже мёртвого друга.

Откуда спешка? Казалось бы, при смерти такой заметной при дворе фигуры, как Пушкин, должна быть разведена обычная бюрократическая волокита, но и её в этом случае не было. Граф Строганов только лишь подал письменную просьбу по поводу разрешения захоронения тела поэта в Святогорском монастыре, и в тот же день получает на это согласие от министра внутренних дел Д.

Понятно, что в данном случае решение принималось самим государем, а сделать это в один день было невозможно.

СМЕРТЬ ПУШКИНА.

Назимов по каким-то причинам в докладе умолчал о находке. Были в его докладе и другие нестыковки. Например, при расчистке сводов склепа реставраторы не обнаружили никаких следов цемента, хотя В. Назимов утверждал, что при восстановлении свода заменил известковый раствор на цементный. Зато основной кирпичный свод был обложен небольшими каменными валунами так, что образовался второй ярус. Но двойное укрепление не помогло — по всему своду шла огромная трещина, несколько кирпичей обвалились внутрь. Через них-то реставраторы и увидели гроб с прахом Пушкина. Подробное описание склепа дал советский пушкинист Семен Гейченко.

Гроб из дубовых досок, скрепленных железными гвоздями, стоял с запада на восток. На боках сохранились медные ручки, а вот крышка сгнила и обрушилась внутрь. В отдельных местах на полу склепа сохранились еловые ветви. Увиденного реставраторами 1902 года позумента найдено не было. Прах поэта сильно истлел. Неожиданное открытие последовало при осмотре сохранившегося лучше других частей гроба изголовья. Реставраторы обнаружили «нетленные пушкинские волосы».

Результаты реставрации 1953 года с фотографиями, фрагментом гроба и гвоздем из него были переданы в фонды Пушкинского музея.

Версия для печати Материал из Викицитатника Прощание с телом Александра Пушкина проходило с 29 января 10 февраля 1837 года, похороны — 6 18 февраля в его имении Тригорское. Свидетельства здесь приводятся по хронологии описываемых событий. Даты указаны по юлианскому календарю. Тургеневу, 31 января Одна так называемая знать наша или высшая аристократия не отдала последней почести гению русскому; почти никто из высших чинов двора, из генерал-адъютантов и пр.

Нефедьевой, 1 февраля В течение трёх дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпою вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь и сожалел о краткости его блестящего поприща.

Оказывается, самое прямое. Находясь в 1829 году в кишинёвской ссылке, он вступил в местную ложу, называвшуюся «Овидий», о чём писал своему другу Жуковскому, также члену союза «вольных каменщиков». Очень возможно, что те символы, о которых шла речь выше, связаны с этим и несут в себе некую закодированную информацию. Однако главная загадка, которую хранит в себе могила Пушкина, взволновала исследователей и всех, кому близко имя поэта, в 1953 году, во время реставрационных работ, проводившихся на месте его захоронения.

Таинственная находка Дело в том, что вся Псковская область в период Великой Отечественной войны оказалась в зоне оккупации, и в 1944 году при отступлении немцы пытались взорвать многие исторические памятники, расположенные на её территории. К счастью, сделать этого им не удалось, но всё же могила Пушкина в Святогорском монастыре была повреждена, и требовалась её реставрация. В первые послевоенные годы осуществить её не было возможности, и только в 1953 году начались работы. Вначале не планировалось вскрытие могилы Пушкина, предполагалось лишь восстановление внешнего облика некрополя. Но когда приступили к демонтажу покосившейся от удара взрывной волны стелы, то оказалось, что грунт, на котором она находилась, просел и видны уходящие вглубь трещины. Было ясно, что повреждён и требует замены цоколь, возведённый над склепом во время последних реставрационных работ, проводившихся в 1902 году. Приступили к разборке надгробия.

Когда был демонтирован достаточно большой его участок, то взорам присутствующих открылась картина, повергшая всех в изумление: кроме останков поэта в могиле находились ещё два черепа. Как показала последующая экспертиза, они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста. Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием? Гипотеза о конкретном исполнителе акции По этому поводу своё предположение высказал историк В. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза.

Он общался с друзьями и шутил. Все, видя его весёлое настроение, понадеялись на благоприятный исход. Врачи тоже приободрились и решили лечить смертельное ранение пиявками. К ночи Пушкин почувствовал себя хуже, к тому же им овладела болезненная тоска.

Периодически он ненадолго засыпал, а когда просыпался, просил пить, но пил только по несколько глотков. Поэт жаловался на тоску и слабость и постоянно спрашивал: "Скоро ли это кончится? К утру пульс поэта стал ослабевать, а потом поднялся до 120 ударов в минуту, также у поэта начался небольшой жар. Арендт объявил, что Пушкину осталось жить не более двух часов.

А публика продолжала атаковать дом поэта. Данзас даже был вынужден обратиться в Преображенский полк с просьбой поставить у крыльца, к которому уже невозможно было протиснуться, часовых. Тем временем Пушкину становилось всё хуже и хуже, он слабел с каждым мгновением. Когда боль становилась невыносимой, поэт стискивал зубы, потому что не хотел, чтобы жена слышала его стоны.

Он сохранял бодрость, только иногда впадал в забвение на несколько секунд. Вскоре пульс снова стал падать, руки начали стыть.

Последняя дуэль

  • Тихвинское кладбище
  • Другие спецпроекты
  • LiveInternet LiveInternet
  • Пушкин Александр Сергеевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
  • Пушкин и Святогорский монастырь
  • История Святогорского монастыря

Где похоронен

Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю. Поэтому для истинных почитателей его таланта очень важно иметь представление, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, например, для того чтобы возложить на его могилу цветы. Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Александра Сергеевича Пушкина. На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, сегодня будут читать его стихи, зажигать. Открытое научное заседание к выходу свет книги О.С. Муравьевой «Александр Пушкин на rendez-vous.

4 мая: Пушкин приехал в Белев на могилу императрицы Елизаветы

После этого гроб накрыли и отнесли в заднюю комнату. Присутствовавшие на церемонии сотрудники полиции объяснили, что необходимо дать особые указания относительно места захоронения покойного. Воля Пушкина была известна и выражена — Святогорский монастырь, рядом с могилой его матери, умершей год назад. Более того, он приобрел соседний участок земли специально для этой цели. Утром из церкви вынесли деревянный ящик со смолой, внутри которого находился гроб.

Его положили на сани, покрыли ковром из боша и застелили соломой, и странная процессия отправилась в монастырь. Сопровождавший его жандарм имел при себе документ, категорически запрещающий осмотр содержимого ящика при любых обстоятельствах. Процесс помещения гроба в ящик не был засвидетельствован никем из их родственников. Я люблю это место и с удовольствием поеду туда снова.

Я сделал фотографии плохим фотоаппаратом и, к сожалению, не могу запомнить их как следует. Святогорский монастырь — место будущего погребения Александра Сергеевича Монастырь, позже названный Святогорским, был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного недалеко от русско-польской границы у Синичьей черты, ныне Пушкинские горы. Выбор места был не случаен: помимо стратегического расположения, позволявшего использовать его в качестве пограничного поста, согласно Псковской летописи, чудесное явление икон Богородицы пастуху Тимофею произошло три года назад у деревни Воронич. Более поздние русские правители также благоволили монастырю: Михаил Романов, например, подарил ему богато украшенное Евангелие и неоднократно жаловал деньгами.

Среди всех других монастырей России Святогорский монастырь за столетие своего существования стал одним из самых благочестивых, богатых и развитых. В конце шестнадцатого века была основана слобода, которая превратилась в большое поселение, известное как Святые горы: Здесь регулярно проводились крупные фестивали, привлекавшие множество торговцев и людей, а религиозные праздники и святыни ежегодно привлекали тысячи паломников. Хотя монастырь оставался важным центром общественной и религиозной жизни вплоть до своего закрытия в советское время, он потерял стратегическое значение, когда границы Российской империи сместились в сторону Балтийского моря. Большая часть земель и зданий монастыря была конфискована воеводским указом царицы Екатерины II в 1764 году.

Место Святогорского монастыря в жизни Александра Сергеевича За много лет до рождения Александра Сергеевича Святогорский монастырь был связан с семьей Пушкиных. По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году часть дворцовых земель, составлявших Михайловскую бухту Воронецкого уезда, перешла в собственность Авраама Аннибала, прадеда поэта, «негра Петра Великого». После его смерти эти земли были разделены между тремя его сыновьями.

А влюблены в Елизавету Алексеевну были многие его однокашники. Есть даже некая версия, что Пушкин вместе с Дельвигом и Кюхельбекерм однажды подглядел, как императрица купается ночью в Царскосельском парке. У Пушкина это юношеское увлечение превратилась в стойкую любовь, которую он сохранил на всю жизнь. Елизавете были посвящены многие стихотворения поэта. Именно она, немка по происхождению, была для Пушкина та самая Татьяна «русская душою, сама не зная, почему».

Склеп Пушкина оказался двухэтажным. А на дне в юго-западном и северо-западном углах находились два человеческих черепа и кости. Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие… На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта. Крышка сгнила и обрушилась внутрь гроба… Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы... Но бывший директор Семен Гейченко никогда не скрывал от нас, что черепа по-прежнему там, — Вера Герасимова указывает на цоколь пушкинской могилы. Ведь на Святой горе находится семейное кладбище предков поэта Ганнибалов. О чем свидетельствуют две надгробные плиты с надписью. Может, это они оказались в могиле своего сына? Мы побоялись что-либо менять, все-таки погост Пушкина для нас — святыня. Но против их мирной гипотезы выступает сама история. Мать Пушкина скончалась в 1836 году, отец же умер в 1848-м. Да и никаких актов, подтверждающих, что родителей поэта подзахоранивали в могилу Пушкина, не сохранилось. Работники заповедника упирают и на то, что черепа могли попасть в могилу Пушкина случайно. Отпечатки масонской перчатки — Масоны считают Пушкина своим культовым поэтом, — признает Герасимова. Мы сами не раз находили возле памятников и на постаменте особые знаки почитания масонов — белые перчатки. Пушкиноведы не отрицают причастности поэта к этой организации. Александр Сергеевич сам признается в этом в письме из Михайловского к другому масону, Жуковскому. Пока не столкнулся с их революционными идеями. Кроме письма Пушкина сохранились и другие доказательства: дневниковая запись и масонские стихи классика. В масонской иерархии ученик-подмастерье-мастер Пушкин за несколько месяцев достиг второй ступени. Об этом говорит и количество черепов, оказавшихся в его могиле. Черепа по сей день участвуют в наших обрядах: разбрасываются по полу или используются вместо чаши — для причастия.

Реставраторам пришлось сильно потрудиться, чтобы восстановить памятник истории. Работы длились восемь лет и были завершены в 1953 году. В таком виде могила Александра Сергеевича сохранилась до наших дней. Традиции в День памяти Пушкина В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта. Как правило, в российских школах 10 февраля проводятся Пушкинские чтения. Жители Санкт-Петербурга каждый год 10 февраля собираются во дворе дома на набережной реки Мойки, 12, чтобы почтить память поэта. В торжественной церемонии принимают участие известные артисты, поэты и писатели. Пушкина подготовил специальную программу. Напомним, что музей состоит из шести музейных объектов в разных городах. Так, в городе Пушкин там, где Музей-Лицей пройдет церемония возложения цветов к памятнику Пушкина в Лицейском саду. В Петербурге в Концертном зале на набережной Мойки, 12, зрителей ждет литературно-музыкальная программа. Также в Петербурге для желающих будет бесплатно открыт Мемориальный музей-квартира А. Пушкина Мойка, 12 — с 10:00 до 14:00 и с 15:10 до 17:30. Основная литературно-монографическая экспозиция "А. Жизнь и творчество" открыта с 10:00 до 13:30 и с 15:20 до 18:00 последняя группа входит в музей за час до закрытия. В этот день по Музею-квартире А. Пушкина посетители пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в январе 1837 года. Кроме того, 10 февраля в музее-квартире Пушкина будет представлена бесценная реликвия — золотые карманные часы поэта. Они остановлены на минуте смерти. Также в день памяти Пушкина хор и симфонический оркестр Капеллы представят специальную концертную программу в Концертном зале, посвященную наследию великого поэта. Известные цитаты Пушкина Вклад Пушкина в русскую культуру, несомненно, велик. В его произведениях есть множество высказываний, которые стали крылатыми.

Александр Сергеевич Пушкин

Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, в 2 часа 45 минут. очень известный русский поэт, драматург и прозаик. Украина) в распоряжение генерала-губернатора Михаила Воронцова.

Где похоронен Пушкин?

Как хоронили Александра Пушкина Известие о смертельном ранении поэта распространилось по городу. Где находится могила Пушкина Александра Сергеевича -Подписка по e-mail Расписание богослужений в Святогорском монастыре Памятник на могиле Пушкина фото История Свято-Успенского монастыря. Очень интересная версия захоронения Александра Сергеевича. Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Вам интересно узнать, где произошло последнее пристанище великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?

Святогорский монастырь и могила Александра Пушкина

В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина. Показать больше.

Это была настоящая пытка. Физиономия Пушкина изменилась; взор его сделался дик, казалось глаза готовы были выскочить из своих орбит, чело покрылось холодным потом, руки похолодели, пульса как не бывало. Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать. Жуковский: «Что было бы с бедною женою, если бы она в течение двух часов могла слышать эти крики: я уверен, что ее рассудок не вынес бы этой душевной пытки. Но вот что случилось: она в совершенном изнурении лежала в гостиной, головою к дверям, и они одни отделяли ее от постели мужа.

При первом страшном крике его княгиня Вяземская, бывшая в той же горнице, бросилась к ней, опасаясь, чтобы с нею ничего не сделалось. Но она лежала неподвижно хотя за минуту говорила ; тяжелый летаргический сон овладел ею; и этот сон, как будто нарочно посланный свыше, миновался в ту самую минуту, когда раздалось последнее стенание за дверями». Кончина Белюкин Дмитрий Анатольевич род. Жуковскому и гр. Виельгорскому и сказал: отходит! Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки. Жуковский: «Он открыл глаза и попросил моченой морошки. Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену; она вышла как просиявшая от радости лицом. А в эту минуту уже начался последний процесс жизни.

Я стоял вместе с графом Виельгорским у постели его, в головах. Сбоку стоял Тургенев. Но мысли его были светлы. Изредка только полудремное забытье их отуманивало. Спасский: «Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал; — Теснит дыхание. То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало.

Даль: «Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его подмышки и приподнял повыше. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый заметный вздох — и пропасть, необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит! В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой!

Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли.

За пару веков сформировались три устоявшихся мнения на этот счет.

Предки поэта якобы были родом из а Эфиопии, б Камеруна, в Эритреи. Каждая сторона находит весомые «доказательства» своей правоты, с взаимными претензиями, что именно эта страна имеет право претендовать на звание родины прадеда. Эфиопия установила в своей столице Аддис-Абеба памятник Александру Сергеевичу с надписью «великому эфиопскому поэту», а Эритрея поставила скульптуру в своей столице - Асмэре. Претензии на родство с Пушкиным предъявил также Израиль. В 2009 тогдашний глава МИД Израиля заявил, что «Мы пришли к выводу, что его корни — эфиопского еврея». Лицейские преподаватели не считали Пушкина прилежным учеником. Гувернер лицея Чириков дал ему характеристику «А.

Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии». По результатам выпускных экзаменов, поэт занял 26-е место из 29. Для сведения: окончание лицея предусматривало сдачу 15 экзаменов за 17 дней, а предметы включали несколько языков, историю, право, математику, физику и географию. Пушкин отлично знал иностранные языки. В его библиотеке было более 3,5 тысячи книг, причем лишь треть из них — на русском. Он свободно владел французским и английским, переводил произведения с немецкого и испанского, читал на итальянском, церковнославянском, сербском, польском и древнегреческом. Примечательно, что первые детские стихи поэт написал на французском.

В детстве он был очарован французским языком и французской поэзией, за что получил от своих сверстников прозвище «Француз». При этом Пушкин стал первым русским писателем того времени, писавшим исключительно на русском языке. Именно благодаря Александру Сергеевичу русский язык обогатился множеством новых слов и ввел в обиход множество новых слов — «машинально», «вульгарный», «галоши», «будущность», «промышленность», «трогательный». Поэт считается основоположником современного русского литературного языка. В 1829 году Пушкин составил свой донжуанский список, в который вошло 37 женщин. Интересно, что свою будущую супругу Наталью Гончарову в одном из писем княгине Вере Вяземской Александр назвал «113-й любовью». Биографы считают, что эта цифра не соответствовала реальности.

От взрывной волны памятник наклонился, но не разрушился. Только стал постепенно оседать, угрожая обрушить склеп и повредить прах поэта. В мае комиссия во главе с архитектором А. Щусевым постановила разместить в основании памятника «маяки», которые лопнут, если процесс оседания продолжится. В течение нескольких лет заново устанавливаемые пластины лопались. Комиссия подтвердила продолжающееся оседание памятника и постановила в 1953 году провести комплексную реставрацию могилы — заменить пьедестал на гранитный, заасфальтировать площадку вокруг захоронения, восстановить разрушенную каменную террасу с северной стороны. Реставрационной командой руководил инженер М. Для консультаций вызвали археолога П. Все работы проводились вручную, чтобы не повредить надгробие и склеп. Когда на второй день аккуратно убрали памятник, под ним обнаружили две плиты.

Под плитами ученые неожиданно нашли каменную квадратную камеру с небольшим смотровым окном. А в ней — два черепа и кости скелетов пожилых людей. Как они оказались над могилой поэта, зачем были туда помещены, да еще и в отдельной камере? Если вспомнить о масонской принадлежности Пушкина, то черепа могли поместить в качестве символического атрибута, означающего презрение к смерти и горесть о пропавшей истине. Но кто и когда это сделал, неизвестно. Не исключено, что постройка специальной камеры и дополнительные захоронения были выполнены при реставрации 1902 года. Либо ранее, но тогда псковский архитектор В.

Святогорский монастырь

Исторический факт: во время прощания с поэтом Вяземский снял с руки и положил в гроб Пушкина белую масонскую перчатку. Код на памятнике рукотворный Обелиск на могиле Пушкина появился лишь в 1841 году. Изготовили стелу из белого мрамора на деньги вдовы Пушкина в петербургской мастерской Пермагорова. А вот автор рисунка могилы неизвестен до сих пор. Он нарисовал план квартиры поэта и изобразил Пушкина в гробу, — предполагает хранитель склепа Вера Герасимова. Нижняя его часть, свод, — единство неба и земли.

Под ним урна — скорбь. Плащ на урне разделяет жизнь и смерть… Скрещенные факелы, опущенные к земле, — угасшая жизнь. Вифлеемская шестиконечная звезда — память о божественном даре поэта. Лавровый венец — победа гения. Как видите, в лепнине использованы весьма поэтические символы.

Только поэтические ли? Не зря масоны, к которым принадлежал и Жуковский, всюду отмечались каббалистическими знаками, понятными лишь посвященным. В эзотерических книгах черным по белому перечислены символы, которые использованы и на пушкинском надгробии. О том, что на могиле Пушкина изображена масонская урна, свидетельствует накинутый на нее наш ритуальный плащ, — говорит Зелот. Это предназначение человека.

По краю свода помещены ровно десять Cоломоновых звезд — полный жизненный путь поэта. Лавровый венок — благотворение. Веревочная петля, которая завязана на обоих венках, — чисто масонский знак союза. А факелы в этой петле как на обелиске — целый комплекс, прописанный чернокнижниками. Он означает борьбу нашего братства против врагов и месть за репрессии против масонов.

Конечно, символы можно трактовать как угодно. Ритуальное захоронение — все же факт посильней.

Примечательно, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1823, опубликована в 1824 , начатой одновременно с «Гавриилиадой», тема христианства представлена как высокая и значительная.

Так обнаружились два полюса в мировидении Пушкина, а вместе с тем наметилось направление духовного развития — от Вольтера и вольтерьянства к примирению с Богом и церковью. Любовная лирика Пушкина южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литературе обсуждается не находящий документальных подтверждений миф о «потаённой любви» Пушкина и кандидатуры на роль его главной героини как правило, называются имена Е. Воронцовой, М.

Раевской, А. Ризнич и К. На юге России Пушкин увлёкся творчеством Дж.

Байрона , отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» 1820—1821, опубликована в 1822 , «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» 1824, отдельное издание 1827 — с их местным колоритом, лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями. Герои поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. Байронизмом отмечены некоторые лирические стихотворения «Погасло дневное светило…»; «К морю», 1824, опубликовано в 1825, частично; в 1858 полностью и в меньшей степени «Евгений Онегин».

Южные поэмы Пушкина вызвали волну подражаний подробнее см. Байрон и Пушкин. Ленинград, 1924.

В июле 1823 г. Пушкин был переведён в Одессу в канцелярию М. В духовной биографии Пушкина этот год оказался переломным.

Неудачи революций в Греции и Италии он воспринял как предвестие окончательного торжества охранительной идеологии Священного союза , а среда декабристов открылась ему не столько героикой подвига и самопожертвования, сколько претенциозным пустословием и борьбой за лидерство. Пестель, ни генерал М. Орлов не казались поэту людьми, с которыми можно было бы связать надежды на светлое будущее отечества, как и начальник штаба 2-й армии генерал П.

Киселёв , совмещавший демонстрацию либерализма с прагматизмом во всём, что касалось его карьеры, и энергично поддержавший следствие по делу В. В послании «К морю» Пушкин представил революционное «просвещенье» и тиранию как две равно неприемлемые возможности: Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран. Те же воззрения обнаруживаются в послании Вяземскому 1825, опубликовано в 1874 , в отрывке «Из Пиндемонти» «Не дорого ценю я громкие права…», 1836 : Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? В одесском обществе Пушкин имел некоторый успех здесь уже прочли поэму «Кавказский пленник» , но более или менее демонстративно им пренебрегал, не останавливаясь перед эпатажем.

В 1823 г. Фабула «романа в стихах» развёртывается в исключительно сложном пространстве отступлений, прямо или косвенно характеризующих современный Пушкину светский, усадебный, частный дворянский быт, а также историю русской и европейских литератур. Летом 1824 г.

Пушкин был отставлен от службы и выслан под надзор в имение своего отца — село Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии ныне Пушкинский заповедник. В числе причин этого решения обычно называются его увлечение женой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной 1792—1880 , которой посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» 1825, опубликовано в 1826 и «Храни меня, мой талисман... В Михайловском 1824—1826 В Михайловском, куда Пушкин приехал 9 21 августа 1824 г.

Встреча с семьёй, обеспокоенной известием о высылке Пушкина из Одессы, оказалась омрачена ссорой с отцом, после которой поэт остался в родовом имении в одиночестве. В числе его немногочисленных знакомых в это время — настоятель Святогорского Успенского монастыря Иона 1759 — около 1827; предположительно, прототип Пимена в «Борисе Годунове» , священник храма Воскресения Христова в селе Воронич Илларион Раевский 1786—1858 , в котором 7 19 апреля 1825 г. Пушкин заказал «обедню за упокой души» Байрона, а также архиепископ Псковский Евгений Казанцев , упоминание о встрече с которым содержится в рассказе неизвестного лица, зафиксированном П.

Бартеневым в 1851—1860 гг. Общался Пушкин и с митрополитом Евгением Болховитиновым , его нелицеприятный отзыв о поэте содержится в письме к И. Снегирёву от 15 февраля 1837 г.

Он был хороший стихотворец; но худой сын, родственник и гражданин. Я его знал во Пскове, где его фамилия» Снегирёв И. Старина Русской земли.

Санкт-Петербург, 1871. Михайловское уединение скрашивали частые поездки в соседнее Тригорское, имение семьи Осиповых-Вульф ныне музей-усадьба в составе Пушкинского заповедника. Осиповой 1781—1859 Пушкин посвятил «Подражания Корану» 1824, опубликовано в 1826 и стихотворения «Простите, верные дубравы...

Её дочери, Е. Автопортрет и три женских профиля. Деревенская жизнь пробудила у А.

Пушкина интерес к русскому фольклору, однако в большей мере его досуг заполнило чтение Библии, сочинений по русской истории, произведений У. Шекспира и И. Гёте , с которым поэт вступил в своеобразное творческое состязание в «Подражаниях Корану».

Если Гёте, апологетически отзывавшийся о Коране, подчёркивал религиозно-метафизическое значение священной книги мусульман, то Пушкин воспринимал её как выдающееся поэтическое творение, а в вариациях на темы отдельных сур широко использовал церковнославянскую лексику и библеизмы. Основной предмет его литературных размышлений — проблема смысла русской литературной эволюции. В наброске статьи «О поэзии классической и романтической» 1825 он рассматривал классицизм и романтизм как категории, обобщающие историю литературных жанров, связывая с классицизмом формы, известные древним авторам, и относя к романтизму те, которые возникли позднее или претерпели существенные изменения.

Полагая, что «истинный классицизм» в России дело будущего, Пушкин со 2-й половины 1820-х гг. Жуковского; в 1923 полностью. Интерес Пушкина к классицизму не означал разрыва с романтизмом, но был симптомом пересмотра его значения: в поэме «Цыганы» тема романтического индивидуализма, неизбежно ассоциировавшаяся с творчеством Байрона, выдвинута как центральная и при этом проблематизирована этически, как и тема свободы «Ты для себя лишь хочешь воли».

Вместе с тем проявился скепсис в отношении Ж. Руссо и его последователей: опыт «возвращения» в мир «естественных людей» в «Цыганах» был осмыслен как принципиально невозможный. Трагедия «Борис Годунов» мыслилась Пушкиным как романтическая, поскольку представляла собой результат глубокого переосмысления формы классицистической трагедии демонстративное нарушение требований единства времени и места, чередование стихотворных фрагментов с прозаическими, допущение просторечий и т.

В ней Пушкин выступил как единомышленник Н. Карамзина, всегда стремившегося подчеркнуть ответственность аристократии за судьбу государства: народное мнение предстаёт как объект манипуляций, движущей силой событий оказывается провидение — Божий суд. Вместе с тем в «Борисе Годунове» Пушкин впервые обратился к теме внешней угрозы существованию российского государства; в дальнейшем эта тема в различных её аспектах нашла продолжение в «Полтаве», политических одах 1831 г.

Раздумья Пушкина о своей судьбе были связаны с темой выбора между гражданским поприщем и сознательным самоустранением с политической сцены ради творчества; в стихотворении «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 эта тема рассматривается в связи с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях, в исторической элегии «Андрей Шенье» 1825, опубликована с цензурными сокращениями, в 1880 полностью — в связи с размышлениями о революционном терроре, жертвой которого стал А. Шенье , чья участь мыслилась Пушкиным как возможный прообраз его собственной в случае победы революции в России. Книга имела успех; тираж разошёлся в течение 2 месяцев; на её читательское восприятие оказало влияние восстание на Сенатской площади 1825 г.

Вооружённое выступление декабристов, следствие и суд над ними Пушкин воспринял двойственно. С одной стороны, лично зная многих участников восстания, он относился к ним сочувственно в первую очередь к И. Пущину и В.

Кюхельбекеру, которых до конца жизни считал друзьями , участвовал в альманахе «Полярная звезда» , далёком от политики, но издававшемся «государственными преступниками» А. Бестужевым и К. Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836.

С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г.

Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А.

Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г.

Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др.

Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг.

Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831.

В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…».

Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г.

Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума.

В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А.

Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина.

Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью.

Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы.

Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира.

Во-первых, здесь похоронена его мать, с которой у поэта были особенно теплые отношения. Он хотел упокоиться рядом с ней на одной земле. Во-вторых, Псковщина была его малой родиной, местом, где прошло его детство, юность и куда он любил возвращаться. Здешние пейзажи вдохновляли Пушкина на создание самых известных произведений. Михайловское, родина няни Арины Родионовны, псковские леса и озера — все это навсегда вошло в биографию и творчество великого русского поэта. Наконец, Александр Сергеевич терпеть не мог петербургские кладбища и именовал их пренебрежительно «болотами». А вот атмосфера Святогорского монастыря ему очень нравилась. Паломничество к могиле Пушкина За последние годы могила великого русского поэта в Святогорском монастыре превратилась в место паломничества туристов и поклонников таланта Пушкина.

Как добраться до этого святого для русской культуры места? На автомобиле из Санкт-Петербурга или Пскова можно доехать менее чем за 4 часа по федеральной автотрассе М20 до поворота на поселок Пушкинские Горы, где и находится монастырь. Где похоронен Пушкин, знают и организаторы тематических автобусных туров. Они предлагают 1-3-дневные поездки к могиле поэта из Москвы и Санкт-Петербурга с экскурсионной программой по пушкинским местам Псковщины. Что посмотреть рядом с усыпальницей поэта Помимо собственно мемориала на могиле А. Пушкина в Святогорском монастыре стоит посетить музей истории обители, полюбоваться природой живописного Святогорского ущелья с Гремячим озером или отправиться в соседнее Михайловское - родовое гнездо Пушкиных. Где похоронен Пушкин, теперь известно каждому. Но не только его захоронение привлекает в Пушкинских Горах - это целый комплекс памятных мест, посвященных жизни и творчеству великого русского гения. Церемония возложения цветов У памятника на могиле Пушкина в Святогорском монастыре всегда можно увидеть свежие живые цветы.

Когда я к нему вошел, он спросил, что делает жена. Я отвечал, что она несколько спокойнее. Понятие же дворянской чести — не христианское, даже антихристианское. Это подвиг смирения. Для дворянина: если ударят по щеке — неизбежно вставать к барьеру, обрекая себя на убийство или даже на самоубийство.

Это бунт гордыни. Честь — ценность, утверждаемая вовне собственною волею, защищаемая от внешних посягательств. И честью обладают не все, но избранные. Христианство дает человеку сознание собственного достоинства, основанного на убеждении, что он создан по образу Божию. Это ценность внутренней, духовной жизни человека, утвержденная творческой волею Создателя.

Достоинство даровано каждому человеку. Никто не может ни отнять у человека его достоинство, ни осквернить его — только он сам. Человек, выходящий к барьеру защищает свою честь, но оскорбляет достоинство. Они будут моими детьми, и я беру их на свое полное попечение. Жуковский: «Послали за священником в ближнюю церковь.

Умирающий исповедался и причастился с глубоким чувством. Когда Арендт прочитал Пушкину письмо государя, то он вместо ответа поцеловал его и долго не выпускал из рук; но Арендт не мог его оставить ему. Несколько раз Пушкин повторял: «Отдайте мне это письмо, я хочу умереть с ним. Потом потребовал детей; они спали; их привели и принесли к нему полусонных. Он на каждого оборачивал глаза молча; клал ему на голову руку; крестил и потом движением руки отсылал от себя.

Назвали меня и Вяземского. Я подошел, взял его похолодевшую, протянутую ко мне руку, поцеловал ее: сказать ему ничего я не мог, он махнул рукою, я отошел. Так же простился он и с Вяземским. Аммосовым: "Узнав от Данзаса о приезде Катерины Андреевны Карамзиной, жены знаменитого нашего историка, Пушкин пожелал проститься и, посылая за ней Данзаса, сказал:"Я хочу, чтоб она меня благословила". Данзас ввел ее в кабинет и оставил одну с Пушкиным.

Через несколько времени она вышла оттуда в слезах. Карамзина: «Он протянул мне руку, я ее пожала, и он мне также, и потом махнул, чтобы я вышла. Он был бледен, как полотно, но очень хорош; спокойствие выражалось на его прекрасном лице». Жуковский: «В это время приехал доктор Арендт. Это было для меня указанием, и я решился в туже минуту ехать к государю, чтобы известить его величество о том, что слышал.

Надобно знать, что, простившись с Пушкиным, я опять возвратился к его постели и сказал ему: «Может быть, я увижу государя; что мне сказать ему от тебя». Сходя с крыльца, я встретился с фельдъегерем, посланным за мной от государя. И я рассказал о том, что говорил Пушкин. Полагаю, что он тревожится о участи Данзаса». Скажи ему от меня, что я поздравляю его с исполнением христианского долга; о жене же и детях он беспокоиться не должен; они мои.

Тебе же поручаю, если он умрет, запечатать его бумаги: ты после их сам рассмотришь». Спасский: «- Что сказать от тебя царю? Он спросил, здесь ли Плетнев и Карамзина. Потребовал детей и благословил каждого особенно. Я взял больного за руку и щупал его пульс.

Когда я оставил его руку, то он сам приложил пальцы левой его руки к пульсу правой, томно, но выразительно взглянул на меня и сказал: — Смерть идет. Он не ошибался, смерть летала над ним в это время. Приезда Арендта он ожидал с нетерпением. Жуковский: «Я возвратился к Пушкину с утешительным ответом государя. Выслушав меня, он поднял руки к небу с каким-то судорожным движением.

Эти слова говорил слабо, отрывисто, но явственно. Между тем данный ему прием опиума несколько его успокоил. К животу вместо холодных примочек начали прикладывать мягчительные; это было приятно страждущему. И он начал послушно исполнять предписания докторов, которые прежде отвергал упрямо, будучи испуган своими муками и ожидая смерти для их прекращения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий