Дунайские походы. В 967 году началась война между Византией и Болгарским царством.
Политэкономия князя Святослава...
Кроме этого, возможно, уже тогда у Святослава был план включения в свое государство славянских земель на Дунае. Стороны предпринимают следующие действия. Император Никифор Фока направляет в Киев посольство патриция Калокира 2 - сына наместника Херсона — ключевого оплота Византии в Крыму, с соответствующим предложением об организации похода на Дунай и суммой оплаты за этот поход — 15 кентинариев примерно 455 кг золота, что соответствовало годовой оплате 3000 наемников по расценкам того времени. Обращу внимание читателей — предоставленные императором Святославу средства обеспечивали либо краткосрочный поход большого войска, либо долгосрочную операцию небольшого контингента, то есть император изначально видел действия Святослава на Дунае как краткосрочную локальную операцию.
Прежде всего тот, что часть хазарских войск отошла после поражения на территорию Дунайской Болгарии, своего союзника. Во-вторых, некие планы относительно присоединения этих земель к Киеву, и, возможно, создания нового государства, включавшего Болгарию и Русь. Киевский князь лично возглавляет поход, ведя с собой практически все боеспособные войска княжества.
Святослав Игоревич, несмотря на распространенное представление, как о рубаке-парне, посылавшем противникам вызов «Иду на Вы! Именно поэтому поход на Дунай обеспечен был союзом с венгерским каганом Такшонем 3 и включением отрядов венгерской конницы в войско Святослава. Август 967 года ознаменован разгромом болгарско-хазарского войска на Дунае и продвижением войска киевского князя по бассейну реки Дунай современная Добруджа.
В течение осенней кампании были взяты 80 болгарских городов, в том числе достаточно крупные — Преславец современный аналог не существует и Доростол современная Силистрия.
В ходе осады русь часто делала вылазки против греков, в стычках гибли как знатные византийские военачальники Иоанн Куркуас [ источник не указан 1405 дней ], отличившийся ещё при разгроме флота князя Игоря в 941 , так и вожди русов Икмор и Сфенкел. В 20-х числах июня 2 тыс. Скилица заметил, что «снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мёртвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет. Июль 971 года [ править править код ] Иоанн Цимисхий с военачальниками. Рисунок конца XIX века. В бою Святослав был ранен, однако и греки выстояли по византийской официальной версии только благодаря помощи св.
Диакон так представил результат сражения: «Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят. Условия, предложенные русским князем, заключались в следующем: русы уходят из Болгарии на родину, а греки обеспечивают им свободу выхода и снабжают хлебом на дальнюю дорогу. Кроме того, восстанавливаются торговые отношения с Византией. Император принял все условия, после чего было заключено соглашение , текст которого сохранился в ПВЛ : «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на неё воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним.
Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями. Обращает на себя внимание близость этой цифры к тем 20 тыс. Выполняя условия договора, Святослав выдал пленных и отправился на Русь. Итоги и последствия Гибель Святослава. Чориков С окончанием русско-византийской войны северо-восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили лишь болгарские земли на западе.
Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства.
Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытными» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель, ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880—912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако сообразно родоплеменному менталитету вятичи на считали, что они часть Киевского государства.
Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912—945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси — Владимир Красное Солнышко 980—1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав на этот раз пошел на переговоры.
Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюркский каганат. Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу X в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами.
В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонны считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине X в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Хазария и окрестные страны в X в. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей.
Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где, помимо торговли, стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства — кагана — хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. Хазары считали, что истинный каган обладает особой жизненной силой, которая обеспечивает процветание всех хазар. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства — каганом — дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов.
В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняли иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство. В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам в IX—X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на каганат окружавших его диких кочевников, в частности печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в.
Не знающие государственности воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю осевших на время у Днепра мадьяров. Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платили хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу, начались в IX и продолжались в X в. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей. Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине X в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М.
Артамонова, С. Плетневой, П. Голден и др. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине X в. Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями — это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг. Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами.
Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над русами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что, прежде чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены. Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г.
Калинина Т. Древняя Русь и страны Востока в X веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге. По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М. Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал, прежде чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли. У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города.
Его просто перевели на русский язык. Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи. Одновременно Святослав взял под контроль Тмутаракань. Так русские источники именовали один из древнейших городов Таманского полуострова. В античные времена он назывался Гермонасса, византийские греки знали его как Таматарху, а хазары — как Самкерц. Сейчас на месте города станица Тамань. Судя по всему, в Тмутаракани и до вторжения Святослава в Хазарию стоял отряд из русов. После 965 г. Тмутаракань становится сильным автономным русским владением на Тамани. Она конкурирует с византийскими городами в Крыму как в геополитическом, так и торговом плане.
Взяв крупнейшие хазарские центры на Нижней Волге, Дону и Тамани, Святослав обрушился на подвластных прежде хазарам ясов и касогов на Северном Кавказе. Эти племена также потерпели поражение. Учитывая нестыковку дат между ПВЛ и арабскими источниками ряд историков допускают возможность существования не одного похода Святослава против Хазарии, а двух. Первый, как и говорится в ПВЛ, состоялся в 965 г. В ходе него Святослав уничтожил одни главные центры Хазарии и утвердился в других. Во втором, который, как и сообщает Ибн Хаукаль, мог приходиться на 968 — начало 969 гг. Русам досталась огромная военная добыча материальные ценности, скот, пленники-рабы. Была выведена в Киев торговая элита каганата — купцы-иудеи, хазары и евреи по происхождению, которых компактно поселили в русской столице, отчего в последствии одни из ворот в Киеве носили название Жидовских. Слово «жид» в русском языке до XIX в. В отечественной историографии господствует мнение, что после разгрома Хазарии Святославом Хазарский каганат как государство прекратил свое существование.
Однако специалист по Хазарии А. Новосельцев предполагает, что на небольшой территории в Низовьях Волги Хазарское государство существовало еще в 90-е годы X в. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Жители этой Хазарии приняли ислам, а окончательно Хазарское государство было ликвидировано в ходе очередной волны миграций, связанных с Великим переселением степных азиатских народов в 1050—1160 гг.
Воже 1380, 8 сентября — Куликовская битва 1382 — поход Тохтамыша на Москву 1385 — война с Рязанью. Подписание вечного мира Рязани и Москвы 1385 — Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей 1392 — присоединение Нижнего Новгорода к Москве 1406—1408 — война с Великим княжеством Литовским 1408 — нашествие Едигея на Русь 1433—1453 — Феодальная война 1449 — избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси 1453 — взятие турками-османами Константинополя 1456 — поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор 1463 — присоединение Ярославского княжества к Москве 1465—1469 — война с Казанским ханством 1471, 1478 — военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве 1472 — венчание Ивана III на Софье Палеолог 1474 — присоединение Ростовского княжества к Москве 1487 — поход Ивана III на Казань 1480 — «стояние на Угре» 1485 — присоединение Тверского княжества к Москве 1492—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522 — «порубежные» война с Великим княжеством Литовским 1495—1497 — война со Швецией 1501—1503 — война с Ливонским Орденом 1510 — присоединение Псковской земли к Русскому 1514 — присоединение Смоленска к Русскому государству 1521 — присоединение Рязанского княжества к Русскому государству 1547 — провозглашение Ивана Грозного царем 1547—1548, 1548—1550, 1551—1552 — походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства 1549 — созыв первого Земского собора 1549—1560 — деятельность Избранной рады 1550-е гг.
ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
964–966 – походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата. 967–972 – Дунайские походы Святослава. 980 – языческая реформа Владимира. Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью. Восточный поход Святослава, а впоследствии его балканские походы представляли собой результат острых противоречий, проявлявшихся в течение всего X в. в отношениях Руси с Хазарией, Византией, другими сопредельными странами. За Волжскими походами 964–966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава в 967–971 гг. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае. 7. Восточные походы князя Святослава. 8. Дунайские походы князя Святослава. Итоги его княжения. Аннотация Лекция посвящена истории укрепления древнерусского государства в Х в., росту его внешнеполитической активности.
История России
Летопись об этом пишет так: "одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце". Локализация последнего является дискуссионной и по сей день. Но скорее всего речь идёт о местности у современного села Нуфэру у Георгиевского гирла Дуная в современной Румынии. Закрепившись в Подунавье, русский князь заявил о разрыве союзного договора с византийцами. Ряд историков полагают, что план вмешательства в болгарские дела существовал у Святослава ещё до обращения к нему за помощью императора Никифора Фоки. Поэтому то князя не пришлось долго уговаривать, чтобы тот двинул своё воинство на юго-запад. По крайне мере значительная часть княжеской рати шла в Болгарию сухопутным путём, через простиравшиеся до устьев Днестра и Дуная земель тиверцев. Это славянское племя было подчинено Киеву отцом Святослава — Игорем. Разгромив во второй раз в 969 году Петра, русский князь вступил в коалицию с новым болгарским царём Борисом II. Примечательно, что Святослав признавал власть Бориса над большей частью Болгарии, непосредственно контролируя лишь Нижнее Подунавье.
Рядом с болгарским царём в Преславе между тем находился сильный русский отряд во главе с воеводой Свенельдом. Примечательно и то, что русский князь не стал менять прежние административные органы и даже чиновников, ранее управлявших в завоеванном Подунавье. Такая политическая конструкция усилила влияние прорусской партии в болгарских элитах. Антивизантийски настроенные болгары воспринимали Святослава как продолжателя курса царя Симеона по сокрушению Константинополя. Благо русский князь не скрывал желания разбить свои шатры у стен византийской столицы. Культурно-языковое родство русичей и болгар облегчило их взаимодействие в ходе боёв с ромеями. Сами византийцы свидетельствовали, что при обороне взятого ими Преслава в 970 году болгарских воинов пало не меньше, чем русских. А массовый переход болгарской знати на сторону византийцев случился только после падения столицы и блокирования Святослава в Доростоле.
Святослав, как сообщает летопись, «седе княжа ту въ Переяславци, емля дань на грьцех». А это значит, что именно Подунавье было в это время основной целью Руси.
В условия договора, заключенного Калокиром в Киеве, входила, видимо, и договоренность о возобновлении Византией уплаты ежегодной дани Руси, которая наверняка была приостановлена в связи с конфликтом между двумя государствами в Северном Причерноморье и Крыму. Теперь же греки снова согласились выплачивать дань Киеву. По существу в переговорах Калокира и Святослава реализовывались военно-союзные статьи русско-византийского договора 944 года. Определяя общие принципы военного союза, обе стороны не называют своих возможных противников, но, конечно, подразумевают их. Однако принципы богаче конкретной реальности, и кто мог сказать, куда повернут свои мечи и та, и другая сторона в ближайшем будущем! Сегодня врагом Руси становилась враждебная Болгария. Византия по-прежнему боролась с арабами, начав противоборство с Болгарией. Но как повернутся события завтра, этого не мог сказать никто. Конкретная ситуация стремительно менялась, и все же договор еще действовал, хотя он был, так сказать, общей канвой, на которой стороны расшивали собственные узоры. В этих условиях и Константинополь и Киев, как и прежде в отношении арабов, хазар и Других противников, должны были соблюдать осторожность, скрывать свои договоренности и действия и, возможно, даже дезинформировать противника: в обеих столицах находилось множество иностранцев, у которых были глаза н уши.
Понятно, что столь острые вопросы тогдашней политики, которые обсуждали Калокнр и Святослав, требовали соблюдения секретности. Вот почему истинный смысл миссии Калокнра так и остался неизвестным, и ее тайну приходится приоткрывать за счет использования иных источников. Мы высказываем лишь свою точку зрения и верим в ее правомерность. Если ее опровержение послужит более глубокому проникновению в тайну событий тех лет, то это можно будет только приветствовать. Несколько слов о Калокнре. Мы уже говорили о том, что Лев Дьякон не ошибся, приоткрыв его тайный а личный сговор со Святославом. Он шел в Болгарию вместе с русскими войсками, но в 967 году еще никто не мог подозревать о его истинных дерзких замыслах. Его намерения открылись лишь позднее, в период русско-византийской войны, когда он, уже не скрываясь, взял сторону Руси, остался при дворе болгарского царя вместе с русским отрядом, пережил штурм болгарской столицы греками, а затем под покровом темноты, когда положение осажденных было безнадежно, бежал к Святославу, который находился в крепости Доростол на Дунае. Пребывание Калокира в Преславе указывало на то, что он по-прежнему играл определенную роль в политических событиях. Затем его фигура исчезает надолго со страниц источников, но не навсегда.
В 996 году из Константинополя к германскому императору Оттону Ш было отправлено посольство для ведения переговоров о брачном союзе двух императорских дворов. Его возглавили Леон и Калокир. Если в 966— 967 годах сын херсонесского стратига был молодым человеком, то через тридцать лет это мог быть уже умудренный опытом, в том числе дипломатическим, политический деятель. В Константинополе верх вновь взяла Македонская династия, отодвинутая в тень узурпаторами — сначала Никифором Фокой, потом Иоанном Цимисхием, и новый император Василий II, внук Константина VII Багрянородного, тот самый, которому в 963 году в момент смерти отца — Романа II было всего пять лет, мог вновь привлечь Калокира — противника обоих узурпаторов — к политической деятельности... Тайный личный договор Калокира и Святослава вполне был в духе времени. Не раз и не два в течение долгих столетий предприимчивые претенденты на императорский трон поднимали мятежи, поворачивали вверенные им армии на Константинополь, вели в Византию иностранные войска. И преуспевали порой, и захватывали престол. Калокиру не надо было далеко ходить за примерами. Совсем недавно, после смерти Романа II, его жена красавица Феофано, боясь за собственную судьбу, поддержала честолюбивые претензии влюбленного в нее престарелого полководца из рода Фок. Ники-фор женился на Феофано, узурпировал власть ее малолетних детей.
Но прошел год-два, и против него стали зреть заговоры. Жертвой одного из них он и пал. И снова нити сходились в руках прекрасной Феофано, На сей раз ее избранником стал красавец воин, известный полководец, доместик схолi Востока армянин Иоанн Цимисхий. В ночь с 10 на 11 декабря, в ту пору, когда Святослав вновь утверждался на Дунае, отогнав от Киева печенегов, Феофано помогла Цимнсхию и его вооруженным приспешникам пробраться в спальню к императору. Цнмисхий собственноручно зарезал Ники-фора Фоку, не даз ему дотянуться до меча. Но женская интрига оказалась беспомощной перед дальним мужским расчетом. Цимисхий немедленно сослал Феофано и женился на одной из дочерей императора Константина VII Багрянородного — Феодоре, той самой, которую Ольга прочила за Святослава еще в 957 году. Династическим браком Цнмисхий старался укрепить свои права на престол.
Однако были в дружине и воины из других восточнославянских племен северян, древлян, ильменских словен и пр. Неслучайно в первом письменном законодательстве Руси - «Русской Правде» за убийство свободного горожанина или крестьянина-общинника полагался тот же штраф вира в 40 гривен серебра , что и за жизнь «отрока», то есть рядового члена княжеской дружины. Наиболее были распространены ромбовидная киевская гривна, вес которой колебался вокруг 90 гр. Упомянутые военные учителя юного князя Святослава Асмуд и Свенельд, конечно, не были рядовыми дружинниками «отроками, мечниками, гриднями, детскими» и т. Они относились к старшей дружине «княжеские мужи», «бояре» - по одной из версий, происхождение термина «боярин» связано со славянским словом «бои». Старшую дружину составляли воеводы и советники князя. Князь отправлял их послами. Назначал своими наместниками в подвластные ему земли. В отличие от родоплеменной знати «нарочитой чади» , которая была связана с землей и общинами, старшая дружина была связана именно с князем. В князе, как источнике верховной центральной власти, мужи и бояре видели источник своих благ и социального могущества. Со времен внука Святослава - князя Ярослава Владимировича Мудрого жизнь представителя старшей дружины охраняла вира в 80 гривен серебра. Со своими мужами и боярами правитель держал «думу», то есть советовался по важнейшим внутренним и внешнеполитическим делам. В IX-XI вв. Одновременно советы с дружиной и вече являлись способом налаживания социального компромисса в древнерусском обществе, который, в свою очередь, служил прочной опорой новорожденной государственной власти. В ранние века существования Руси связь князя с дружиной была очень прочной. Младшая дружина вообще жила подле князя, в его доме, кормилась из его рук, получала плату долей в военной добыче, дани, торговых прибылях, подарках князя. Мужи княжеские обладали собственными дружинниками. Помимо доходов, означенных выше, они могли получать право сбора дани в свою пользу с целых территорий. Это право соблюдалось во времена правления Ольги и Святослава и даже в первые годы после гибели Святослава, пока его сын Олег Древлянский не убил сына Свенельда Люта, посчитав, что охота Люта Свенельдича в древлянских лесах нарушает его права властителя всей Древлянской земли. Как мы уже сообщали, русские летописи говорят, что Святослав вырос среди дружины. По древнему обычаю знатный мальчик княжич, сын «нарочитой чади» или княжеских мужей «превращался в мужчину» в 3 года. Именно в этом возрасте происходили «постриги», символический праздник, когда мальчику впервые подстригали волосы отрезали локон , переводили его с женской половины дома на мужскую, отец дарил сыну коня и детское оружие. Это оружие отличалась от настоящего только размером и весом. Княжескому сыну полагался еще и «кормилец», то есть воспитатель, которым чаще всего был кто-то из бояр отца. Но это мог быть и опытный преданный «отрок», член младшей дружины, который вполне мог оказаться и княжеским рабом. Но это, конечно, был не простой раб. Социальный статус его и должность могли быть очень высоки, а по смерти хозяина или совершеннолетии воспитанника он обретал полную свободу, оставаясь в ближайшем и знатнейшем окружении князя. Непосредственным воспитанием Святослава занимался Асмуд, а жизнь мальчика окружал дружинный быт. При реконструкции облика княжеской дружины IX-XI вв. При первых русских князьях их личная дружина без призванных «из-за моря варягов», которых при Олеге, Игоре, Святославе, Владимире и Ярославе Мудром регулярно звали для того или иного похода; и без воинов-ополченцев, так называемых «воев» из свободных горожан и сельских жителей составляла от 200 до 500 человек. Большинство дружинников имело восточнославянское происхождение. Отечественные историки Л. Клейн, Г. Лебедев, В. Назаренко на основании изучения курганного археологического материала заключили, что неславянские воины составляли в княжеской дружине Х в. Неславянский контингент составляли выходцы из скандинавских, финно-угорских, лето-литовских, тюркских, иранских этносов. Клейн Л. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения. Дружина была не только ядром войска князя. Дружинники выполняли также различные поручения, в том числе и хозяйственные при дворе князя и в его государстве. Они могли быть судьями, гонцами, сборщиками дани и т. Верность князю, храбрость, воинское искусство и физическая сила, а также умение дать дельный совет князю - вот те добродетели, которые культивировались в дружинной среде. Однако если дружинник был свободным человеком, он мог оставить службу, уйти к другому князю. Дружинников-рабов это, конечно, не касалось. Пока имел большое международное значение торговый путь «Из варяг в греки», связавшей западноевропейские страны с Византией и другими странами развитого Востока, основное богатство древнерусской элиты проистекало из доходов от этой торговой артерии. Древнерусский купец - это, прежде всего, воин, который являясь торговым агентом киевского князя, приезжает в соответствии с русско-византийскими договорами 911 и 944 гг. Киевский князь контролировал всю торговлю по пути «Из варяг в греки». Он также выступал предводителем в походах на соседние страны. В случае победы он награждал дружинников их долей в военной добыче. Киевский князь вел консолидацию восточнославянских земель и часть дани, налога собираемого князем в ходе полюдья, также оказывалась в собственности дружины. Иных доходов кроме военной добычи, даней, княжеских подарков и части торговых прибылей в Х в. Это случиться из-за открытия западными крестоносцами короткой морской дороги из Европы в Левант восточное побережье Средиземноморья , а также из-за «засоренности» враждебными Руси половцами нижнего течения Днепра. Судя по курганным захоронениям Х в. Несколько позже простую кольчугу стали укреплять чешуйчатой броней, расположенной сверху кольчуги. Лишь в конце XII в. Руки и ноги дружинников прикрывали наручи и поножи. Они были сделаны из прочной кожи с металлическими чешуйками. В отличие от горшковидного скандинавского шлема на Руси был распространен конический шлем, широко известный и в восточных странах. Он заканчивался острым навершием. Постепенно к таким шлемам стали добавлять наносники и бармицу, кольчужную защиту, которая прикрывала шею, спускаясь на плечи. У варягов широко были распространены так называемые «личины» и «полуличины», закрывавшие лицо или его часть. Щиты древнерусских дружинников были двух форм - круглые и каплевидные. Щиты изготавливались из дерева, но имели железную или кожаную окантовку. В центре щита находился «умбон», металлическая чаша. Она могла быть круглой или конической формы. Оружие воина зависело от того был ли он легковооруженным или тяжеловооруженным пехотинцем или всадником. Пеший легковооруженный дружинник имел лук, колчан со стрелами, 2-3 дротика «сулицы» , меч или топор и щит. Его тяжеловооруженный собрат владел щитом, копьем, мечом или топором. Всадники тоже были легковооруженные или тяжеловооруженные. Легкая конница была вооружена луками и стрелами, щитами, боевыми топориками, мечами, а иногда саблями. Тяжелая - имела копья, щиты, мечи. Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев - боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков - саблю. Общий вес вооружения дружинника в Х в. Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях - «драконах». Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола. Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках. Разгрузив корабль его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой. Обычно ладью перекатывали на бревнах или ставили на деревянные колеса. Без текущего ремонта за один сезон «моноксил» мог пройти от 1500 до 2000 км. Он ходил под парусом и на веслах и бесусловно являлся лучшим европейским кораблем в IX-XI вв. Дружинники сражались пешими, но были и конные формирования дружины и варягов. Славянские «вои» из ополчения, собиравшегося помимо дружин для участия в больших походах, предпочитали биться пешими. Вои, в соответствии с выработанными еще в догосударственную эпоху военными традициями, соединялись в полки по племенам и наступали «скопом». Вои любили устраивать также засады. Военный строй у воев появился позже Х в. Да и тактика дружинников в Х в. Ближний бой часто переходил в рукопашную схватку, где в ход шли уже и ножи и кулаки. Войско противника на Руси вплоть до XIV в. Словосочетание «ратный воин» означало вражеского воина. Очень часто сражение открывалось поединком лучших бойцов. В домонгольской Руси из называли «храбрами», слово «богатырь» монгольского происхождения и появилось в русском лексиконе в XIII в. У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба. Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами. Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики. Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление. Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20-22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины. Неслучайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки».
Янин, Алешковскай 1971. Мономах отправил в дунайские города своих посадников, а затем сына Вячеслава, который потерпел неудачу под тем же Доростолом, где был разбит Святослав. Эти замыслы можно считать тем более актуальными, что в эти же годы Германия начинает претендовать на власть над славянством, и активность немецких миссионеров простирается до Руси ср. Назаренко 1994. Политические события 60-х гг. В войске князя находились женщины ср. Лев Диакон IX. Минорский 1963 и колонизационную активность норманнов в Западной Европе. Грекам пришлось прибегнуть к традиционному средству борьбы с Русью — натравить на нее печенегов. Слова киевлян, пославших к Святославу сообщить о печенежской угрозе, также свидетельствует о том, что князь намеревался переместить свой стол из Киева и Русской земли на Дунай: «Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив» ПВЛ. Святослав прогоняет печенегов «в поле» и вновь собирается на Дунай. Печенежский эпизод 969 г. Во время осады Киева «людье оноя страны Днепра в лодьях» собираются на левобережье, и их воевода Претич решается на прорыв осады и спасение Ольги с княжичами «аще ли сего не створим, погубити ны имать Святослав» ПВЛ. Пришедшему на переговоры печенежскому хану Претич признается, что он не сам князь, но «мужь его, и пришел есмь в сторожех, и по мне идеть полк со князем». Хан заключает мир с Претичем, обмениваясь с ним дарами, но печенеги не снимают осады Киева, оставаясь на Лыбеди. Очевидно, что повествование о Претиче — вставка в летописный текст о печенежской осаде ПВЛ. В летописных сказаниях первые русские князья — только киевские князья, княжеский род русский «архонты росов» Константина Багрянородного упоминается лишь в договорах с греками. Соответственно, угроза Претича печенегам — о княжеском полке, идущим за «сторожами» воеводы, воспринималась исследователями как стремление напугать хана подходом самого Святослава. Между тем во вставке Претич говорит как раз о князе оной страны — черниговского Левобережья.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
В ходе двух походов на Дунай 967-971 года он стремился к созданию противовеса влиянию Византии в Европе. В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял восемьдесят городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство. Второй дунайский поход Святослава 969-971 год стал открытым противодействием Руси и Византии.
Несмотря на успехи болгар, противостояние с Византией было явно им не по силам — Болгарское царство было экономически разорено бесконечными войнами, население десятками тысяч бежало из страны, болгары голодали.
Поэтому в октябре 927 года сын и преемник Симеона молодой болгарский царь Пётр заключил мирный договор с Византией, продиктовав ромеям унизительные для них условия: признание за Петром царского титула, независимость болгарской церкви, выплата византийцами ежегодной дани. Этот договор на 40 лет обеспечил мир между двумя государствами. Однако, внешне безупречно соблюдая мирные условия, Византия все эти годы не могла смириться с унижением, втайне способствуя ослаблению потенциального противника и выжидая удобного случая для нанесения удара по Болгарии, для которой время мира стало периодом упадка — роста сепаратизма окраин, расцвета движения еретиков-богомилов, нескончаемых мятежей, кровавых набегов кочевников-венгров.
К концу 960-х годов тогдашний император Византии Никифор Фока 963—969 пришёл к выводу, что настал момент для начала решительных действий — лакомый плод Болгария, что называется, созрел. Но сорвать его император решил чужими руками, используя русов и их воинственного князя Святослава. В августе 968 года русское войско напало на Болгарию.
Для болгар это событие стало началом полувековой войны с иностранными захватчиками — первоначально с русами, а потом, собственно, с ромеями, спустя несколько лет выставившими русов из Болгарии — войны, завершившейся для болгар национальной катастрофой — поглощением их страны Византией. Древнерусские мечи В «Повести временных лет» ПВЛ есть приписываемая русскому князю Святославу фраза о том, что ему хотелось бы жить в Болгарии, в городе Переяславце-на-Дунае, «яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, изъ Чехъ же, изъ Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь»1. На первый взгляд это явно указывает на захватнические намерения Святослава в Болгарии.
О том, что русов на Балканы пригласила византийская сторона, ПВЛ молчит. А вот византийский автор второй половины X века Лев Диакон в своей «Истории» сообщает, что император Византии Никифор Фока возвёл в высокое достоинство патрикия некого «Калокира, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, и отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию Болгарию. Калокир прибыл к Святославу, завязал с ним дружбу, «совратил его дарами и очаровал льстивыми речами», а затем уговорил выступить против болгар3.
В хронике византийца Иоанна Скилицы конец XI в. Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника. Значительной суммы в 15 кентинариев это более 450 кг золота было всё же недостаточно для найма той армии, которую согласно Диакону в августе 968 года Святослав повёл на болгар 60 тыс.
Переданные через Калокира деньги могли быть скорее подарком от византийского императора русской знати6. И хотя Святослав, несомненно, появился на Балканах как союзник Византии, у него, как понятно из летописного текста, были здесь свои интересы.
Это была уже большая дипломатия, которая имела в виду интересы Руси как на Востоке, так и на Западе. Летом 967 г.
Русскую рать поддерживали венгерские отряды. Болгария опиралась на помощь враждебных Руси ясов и касогов и на хазарские отряды.
Территории, вошедшие в состав Древнерусского государства в результате походов князя Святослава отмечены на карте голубой штриховкой. Обозначьте стрелками направления набегов печенегов на Русь и походов византийских войск. Походы печенегов на Русь 969 г и походы византийских войск 970 г обозначены на карте синими стрелками. Сравните территорию Древнерусского государства в начале X в. Как изменились границы Древнерусского государства с начала X в.? Границы Древнерусского государства в начале X века обведены на карте оранжевой линией.
Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины
Походы Святослава Игоревича в Болгарию. Походы князя Святослава в контексте византийско-болгарских отношений. 972) - (Sviatoslav I of Kiev) князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, легендарный русский полководец, прославившейся своими походами. Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав во время первого Дунайского похода не делал. Можно предположить, что после утверждения в Переяславце, князь Святослав заключил мирное соглашение с Болгарией.
Святослав: Русская земля и «империя» на Дунае
Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами. Главная» Новости» Дунайские походы святослава. Поход князя Святослава Игоревича на Дунайскую Болгарию. Кампании. Дата: Лето (август) 968 г. Противники: Дунайская Болгария. Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. древнерусские войска вновь захватывали города за Дунаем. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его.
День, когда русские вернулись на Дунай
Он был талантливым военачальником. Дружину он начал набирать себе сам еще в ранней молодости. Люди Святослава были все как на подбор: такие же храбрые, энергичные и выносливые. Дружина славилась тем, что быстро перемещалась благодаря отсутствию возов с провиантом. Святослав был очень неприхотлив, и такими же были его воины. Они не варили мясо в котлах, а ели зажаренную на углях конину или дичь. Спали не в шатрах, а на земле, подложив под голову седло.
Правитель всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Он, в свою очередь, дорожил мнением дружинников. Когда мать уговаривала его принять христианство, он отказался со словами: «Моя дружина начнет смеяться». По свидетельству византийского историка Льва Диакона, одежда Святослава отличалась от одеяний его людей только чистотой, а не богатством. Войско князя было очень сплоченным. Это помогло одержать много побед.
Правление Святослава Фактическое правление Святослава началось с 964 года. С этого времени в летописях упоминаются его первые самостоятельные действия государственного масштаба. Однако и до этого времени он уже заявлял о себе как великий князь. Он помешал планам матери проповедовать христианство с помощью приглашенной из Германии религиозной миссии. Начало правления По общепринятой версии из краткой биографии князя Игоря Святославовича в учебниках истории он начал править государством с 964 года. Википедия приводит и другую версию, указывая дату 961 год.
Точного ответа нет по простой причине — о князе начали писать в летописях, когда он стал ходить в военные походы. Деятельность Святослава Политику каждого правителя принято делить на внутреннюю и внешнюю. Святослав является исключением из этого правила. Он вел очень активную внешнюю политику путем завоевательных походов. Дипломатические миссии были ему чужды. О внутренней политике князя Святослава нет сведений.
Государственными делами управляла его мать Ольга, которая провела крупные реформы. Все, что точно известно о его деятельности по управлению страной: он не допустил принятие христианства как единой религии. Для этого Великий Киевский князь должен был сам принять крещение. Но он наотрез отказался это сделать. Однако и жесткого преследования православных не было. Им не запрещалось создавать христианские общины.
По приказу Ольги во время официального правления князя язычника было возведено много православных храмов. Военные походы Самые великие деяния Святослава Игоревича связаны с его внешнеполитической деятельностью. Ему приписывают известную фразу: «Иду на Вы! Князь не нападал внезапно, а отправлял гонца с предупреждением. Славу великого полководца ему принесли успешные походы на: Византию, Хазарский каганат. В народе за ним закрепилось прозвище Святослав Храбрый.
Это позволяет не путать его с другим историческим деятелем — князем Игорем Святославичем, описанным в «Слове о полку Игореве». В этом знаменитом произведении речь идет о волынском князе, который жил в конце 12 — начале 13 века и участвовал в походе против половцев в 1185 году.
Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию. Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов.
В VII в. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л. Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать.
Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г.
Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От Орды Аспаруха осталось лишь название страны - Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана. Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние.
В царствование Бориса I 852-889 греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г. Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом 893-927 начался «золотой век болгарской литературы».
Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров. Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты в частности распри между ортодоксальными христианами и богомилами подтачивали мощь Болгарии. В царствование Петра I 927-969 начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны Империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход.
И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарский пределах. Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит.
Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава. ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко: «В году 6475 967. Пошел Святослав на Дунай на болгар.
И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился. Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмуторакани до Балкан. Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае.
Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнь и престолом. Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом.
Осада печенегами Киева в 968 году Тем временем свое первое враждебное Руси «слово» сказали печенеги. Разгромив Хазарию, Святослав сам посодействовал, чтобы хозяевами в Причерноморских степях стали печенеги. Возможно, первое нападение печенегов на Руст в 968 г. Это могла быть и самостоятельная акция печенегов, которым Киев, оставшийся после ухода войска Святослава в Болгарию без серьезной защиты, показался легкой добычей.
Об осаде Киева кочевниками и о последующих событиях русские летописи рассказывают куда подробнее, нежели о войнах Святослава с вятичами, Волжской Булгарией и Дунайской Болгарией. Предоставим слово Нестору, предполагаемому автору «Повести временных лет»: «В год 6476 968. Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды.
И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди».
Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня? И когда приблизился он к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. Те же заметили его с другого берега, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине.
И сказал им отрок: «Если не подступите завтра рано утром к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив с собой княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали.
Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел? Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?
Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Будет так». И подали они друг другу руки, и одарил печенежский князь Претича конем, саблей и стрелами.
Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою потеряешь, нас ведь чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас.
Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир. В год 6477 969. Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы».
Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.
Была она предвозвестницей христианской земле, как утренняя звезда перед солнцем, как заря перед рассветом… В год 6478 970. Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?
И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - милостницы Ольгиной. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец».
Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним.
Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава. Все это спровоцировало большую войну с Византией.
Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь Пловдиев , населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда.
Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город Филиппополь ». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава.
Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом.
Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. После двухдневной осады греки взяли Переславец Преславу. Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблесный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае.
Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей. Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами».
Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов». Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась.
В византийский лагерь было доставлено продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней. Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.
Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу».
Одну можно найти в русских текстах, в то время как другая кроется в иностранных источниках. В соответствии с «Повестью временных лет» и «Чтением об убиении Бориса и Глеба», смерть Владимира скрыли от жителей Киева и Святополк сел «обманом и лестью» на киевский стол. Тем временем, под Киевом стояла дружина Бориса, подбивавшая его отбить престол силой. Борис не пошел на это, так как Святополк был старейшим. После этого дружинники, которые были разочарованы таким нерешительным поведением, покинули своего князя. В ту же ночь Святополк подослал убийц в лагерь Бориса на р.
Произошло это 24 июля 1015 года. Труп Бориса убийцы вывезли в Киев, однако киевляне не приняли тело и его втайне захоронили в Вышгороде. После этого Святополк решил погубить и других своих братьев — Ярослава и Глеба. Он направил послов в Муром к Глебу с сообщением о том, что Владимир, его отец, болен и срочно требует своего сына к себе. Глеб двинулся в путь немедленно, однако пошел через Смоленск. Здесь его успели поймать гонцы Ярослава из Новгорода, которые предупредили его о коварном плане Святополка. Тем не менее, убийцы, неизвестно как прознавшие о том, каким образом двигался Глеб, оказались на реке и зарезали его. После убийства Глеба, Святополк загубил и третьего брата, Святослава. Новгородский князь Ярослав положил конец бесчинствам братоубийцы, атаковав его.
Он одержал победу в решающей битве после трехмесячного противостояния под г. После чего законно стал править в Киеве. Святополк сбежал в Польшу, а на русские земли вернулся лишь в 1018 г. Решающее сражение состоялось на р. Альте, там, где убили Бориса. Святополк был разбит дружиной Ярослава и бежал, пытаясь укрыться в пустынном месте между Чехией и Полыней. Где-то там он и пропал, а могила его источала зловоние много лет. Так, «окаянный» князь погиб изгнанником, а победитель сел на киевский стол и прославился в истории как Ярослав Мудрый. За мученическую смерть Бориса и Глеба нарекли первыми русскими князьями-святыми.
Замечание 3 Ряд историков Г. Филист, Н. Данилевский, Н. Ильин говорят о том, что данная трактовка могла быть вымышлена летописцем и приводят свои аргументы в пользу этого. Данная версия вызывает чересчур большое количество вопросов. Например, каким образом Святополк оказался в Киеве в 1015 году? Почему киевляне поддержали его, отказавшись при этом принять труп Бориса. Каким образом Святополк и Ярослав узнали, когда и каким путем Глеб будет ехать в Киев? Почему Глеб поехал на напрямик, а кругом, делая крюк в 2200 верст?
Однако это лишь логические нестыковки в тексте, тогда как существуют и более серьезные проблемы. К примеру, стоит вопрос о том, зачем Святополк убил Бориса? Тот признал его власть безоговорочно, даже вступив в конфликт со своей дружиной. Почему Бориса и Глеба канонизировали лишь в 1072 году? Почему в их святости сомневались даже самые высокие иерархи церкви, к примеру, киевский митрополит Георгий.
Следовательно, Святослав не мог родиться в 942 году. Если исходить из минимального боеспособного возраста Олега и Ярополка, то, как утверждает историк П. Толочко, их отец Святослав должен был родиться не позже 930-932 годов. Однако об этой дате летописец молчит. Также далека она и от указанной в летописи даты свадьбы Игоря и Ольги 903 год , и от летописной даты рождения Святослава 942.
Замечание 1 Пример тайны рождения Святослава показывает, какое огромное количество загадок в себе таит хронология «Повести временных лет». Летописец считал важным объяснить, почему Ольга начала править после смерти Игоря. Это логично, если Святославу было 3 года, а если князю было уже 15-16 лет, то его отстранение от власти уже являлось узурпацией. Вероятно, именно поэтому автор летописи сделал Святослава моложе, тем самым, обелив Ольгу. Толочко заметил, что нелюбовь Святослава к Киеву, которую он испытывал на протяжении всей своей жизни, а также его желание княжить на Дунае вдалеке от матери, можно вполне объяснить этим фатом. Если выкладки о его рождении верны, то полноценным князем он стал лишь в 34 года в районе 964 года. Отсюда вытекает его стойкая нелюбовь к государственным делам, желание уходить в бои и дальние походы, а также доверие только к дружине, в которой были его боевые товарищи. В процессе своих известных походов 965-968 Святослав сумел покорить касогов и ясов. После его удара когда-то сильный Хазарский каганат сильно ослаб, а Саркел, его крупнейший городской центр, стерли с лица земли. В эти же годы Святославу удалось разбить и другое сильнейшее государство — Волжскую Булгарию.
Князь-завоеватель покорил племя вятичей в 966 году, а Дунайская Болгария попала в подчинение в 967 году. Болгары были разбиты под Доростолом, после чего князь основал Дунайскую Русь, столица которой была в г. Переяславце, который князь хотел сделать центром своей державы. К русско-византийской войне 970-971 годов привел захват русами Подунавья. В этой войне противником Святослава был полководец император Иоанн Цимисхий. Битва продолжалась с переменным успехом — победу одерживали то византийцы, то русы. Святославу удалось занять Филиппополь совр. Пловдив , однако в сражении под Аркадиополем его разбили. Святослав сумел отступить к Доростолу, где его осаждала армия византийцев в течение трех месяцев. Армия значительно превосходила его по силам.
В 971 году получилось заключить мирный договор, однако в это время греки подкупили князя печенегов Курю и в 972 году тот убил Святослава, который возвращался из похода. Из черепа князя Куря сделал чашу для вина. Эпоха князя Владимира. Политическая борьба на Руси в конце X - начале XI века В 969 году Святослав, отправляясь в новый поход, раздал своим сыновьям в наместничество разные земли Руси. В 972 году после его смерти его старший сын Ярополк стал киевским князем. Олег, средний сын, правил на землях древлян, а Владимир княжил в Новгороде. В 975 назрел конфликт между братьями. Поводом для него стало убийство Олегом дружинника Люта, который был сыном киевского воеводы Свенельда. За это в 977 году Ярополк устроил карательный поход на древлянские земли. Олег погиб во время осады г.
Владимиру, который боялся разделить судьбу брата, пришлось бежать за море к варягам, где он набрал себе дружину и в 980-м году уже сам напал на Ярополка. Воевода Блуд предал своего князя и Ярополк был обманным путем убит. Эти события называют первой усобицей в древнерусской истории.
Святослав: Русская земля и «империя» на Дунае
964–966 – походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата. 967–972 – Дунайские походы Святослава. 980 – языческая реформа Владимира. Первый Дунайский поход В 967 году русский князь Святослав двинулся в поход к берегам Дуная. В летописях нет сообщений о подготовке этого похода, но нет сомнений, что предварительная подготовка была проведена серьёзная. история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. 1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 968—971 годах. В 967 или 968 году Святослав, по просьбе Византии, совершил набег на Болгарию, но скоро вернулся в Киев, осаждённый печенегами. Князь Святослав Игоревич предпринял два дунайских похода.
День, когда русские вернулись на Дунай
Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. Дамбартон Оукс, Вашингтон Гравюра. Государственный исторический музей, Москва Приношение греческим населением дани Святославу Игоревичу. Список XV в.
О своем намерении идти в поход против конкретного племени князь обязательно предупреждал, отправляя гонца с фразой «Иду на Вы». Князь с дружиной Походы на хазар, вятичей Хазарский каганат был крупнейшим восточным соседом Киевской Руси. Продолжительный отрезок времени хазары взимали дань с северян и радимичей. Олег положил конец этому обычаю, заставив эти славянские племена платить дань Киеву. Но набеги хазар на русские земли продолжились, и это послужило одной из причин похода Святослава на хазар. В 964 году Святослав собирает дружину для похода на хазар. Двигаясь в сторону хазарских земель, князь покоряет вятичей и облагает их данью. Поход Святослава на вятичей не был запланирован, но был достаточно успешным. Войско, собранное для похода Святослава на хазар идет к Волге, где вступает в бой с отрядами, выставленными Волжскими Булгарами. Одержав очередную победу, дружина наносит сокрушительный удар по хазарам. В 965 году, когда Святослав совершил поход на хазар, основные центры их культуры и торговли - города Белая вежа и Тмутаракань Тамань были покорены. Эта же участь постигла город Итиль. В результате похода Святослава Игоревича на хазар Прикавказье оказывается под властью Древнерусского государства, а Святослав возвращается в Киев. В 967 году собирается войско для похода Святослава на Дунайскую Булгарию. Против князя было выставлено 30-тысячное войско, но Святослав все же захватил около 80 поселений и заставил греков платить дань. По его задумке захваченные земли должны были присоединиться к Древнерусскому государству, образовав русско-болгарскую державу, центром которой должен был стать Переяславец. Болгарский царь Петр и его сын Борис стали вассалами подданными, зависимыми, находящимися в подчинении Киевской Руси. Задумка с созданием нового государства и переносом столицы не удалась, и второй раз на Дунае Святославу довелось побывать лишь в 969-972 годах. Дунайские походы Святослава 967-969 были более успешными, чем последующие. Объединенные силы Святослава и болгарского царя Бориса взяли Пловдив болгарский город на греческий манер именуемый Филиппополем и постепенно продвигались к Царьграду, где в это время царствовал Иоанн Цимисхий. Император собрал значительное войско и разгромил недругов у Аркадиополя. Весной 971 года 45-тысячное войско императора окружило дружину Святослава, численностью до 10 тысяч человек в крепости Доростол. Святослав оборонялся три месяца, но был вынужден заключить мир. По мирному договору Святослав получил дань на живых и мертвых воинов и войско его покинуло Болгарию, передав ее под управление греков. Дунайские походы Святослава завершились, поскольку князь был убит во время последнего дунайского похода. Отношения с Византией Во время правления Святослава отношения с Византийской империей были напряженными. Мирный договор князя Святослава с Византией постоянно нарушался обеими сторонами. Византия являлась союзником Руси с 907 года. Союз этот был выгоден обеим сторонам, но не защищал от периодически возникающих военных столкновений. В 957 году Византия призывает Святослава для совместного похода против Волжских Булгар. Киевский князь приводит с собой огромную армию, которой испугались не только сами болгары, но и византийцы. Так началась русско-византийская война, закончившаяся поражением русского войска. Святослав, как и его предшественники, вновь заключил мир с греками и обязался поддерживать Византию во всех ее военных походах, стоять на страже общих рубежей. Греки обещали пропускать русских через Днепровские пороги. Но возникшее между бывшими союзниками напряжение сохранялось вплоть до смерти Святослава и даже до начала княжения Владимира и крещения Руси.
Можно с уверенностью сказать, что на этот раз Святослав не предупреждал противников о своем нападении: болгары узнали о приближении врага, когда войско русского князя уже стало высаживаться на сушу. С трудом они собрали тридцать тысяч человек для обороны, но руссы быстро разметали их и обратили в бегство. Святослав осадил и захватил болгарскую крепость Доростол, которая контролировала важный торговый путь из Азии на юго-восток Балканского полуострова. Далее нее князь не пошел, хотя до болгарской столицы — Великого Преслава — оставалось рукой подать. Вероятно, это было обусловлено соглашением с греками. Руссы овладели территорией современной Добруджи, через которую в то время шли караваны с товарами из Азии на Юго-Восточные Балканы и обратно. Киевский князь основал свою резиденцию в городе-крепости Переяславце-на-Дунае. Навигация по записям.
Восстание древлян и гибель князя. Реакция древлян и киевлян во главе с вдовой Игоря Ольгой на гибель киевского князя. Месть Ольги и реформа налогообложения уроки и погосты, повоз. Значение крещения княгини Ольги. Святослав князь-воин. Восточные походы князя Святослава. Дунайские походы князя Святослава. Итоги его княжения. Аннотация Лекция посвящена истории укрепления древнерусского государства в Х в. Показаны противоречия эпохи становления древнерусского государства, борьба архаической племенной традиции и нового государственного порядка. В лекции затронуты главные события внутренней жизни и внешнеполитической активности киевских правителей — князя Игоря 912-945 , регента при малолетнем князе Святославе Игоревиче его матери княгини Ольги в 945-964 гг. Дан анализ деятельности данных правителей Руси как государственных деятелей. Присутствует гипотеза ряда ученых о существовании в реальности двух Игорей Игоря Рюриковича и Игоря Игоревича. Затронуты важнейшие для развития государства Русь вопросы реформы налогообложения в 945 г. Рассмотрена гипотеза о планах князя Святослава по созданию огромного Русско-Болгарского царства, соперника Византийской империи.
Походы Святослава
Научная статья на тему 'ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА И СУДЬБА ЕГО ВОСТОЧНЫХ ЗАВОЕВАНИЙ НА КАРТАХ АТЛАСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ'. Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины. Князь Святослав совершал множество походов, большинство из них были успешными. Византийский годы походов Святослава хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Походы Святослава Игоревича в Болгарию — Википедия с видео // WIKI 2
- Балканские Войны Святослава
- Дунайские походы
- История Европы дохристианской и христианской
- Краткая история походов князя Святослава
- Князь Святослав Игоревич - краткая биография и истории жизни и правление