Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. 180 лет Репина - в музее "Новый Иерусалим" отмечают оригинально.
Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
- Онлайн-курсы
- Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
- Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее
- Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- Откройте свой Мир!
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников
Он говорил, что нужно делать: смотреть, много работать, выстраивать. То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше.
На выставке интересно угадывать, где чья работа. Там — «Обнаженная» Сомова, здесь — Серова, рядом — Кустодиева. Как говорится, найдите пять отличий — на выставке именно этим и надо заниматься.
Можно еще сравнить портреты Репина друг с другом и его автопортретами или портреты генеральской дочери Софьи Драгомировой, написанные одновременно учителем Репиным и учеником Серовым. Ксения Новохатько: «По воспоминаниям Софьи они сохранились , когда она позировала Репину, в комнату вошел неизвестный молодой человек, что-то прошептал на ухо мастеру, тот спросил у нее разрешения ему присоединиться.
Малявина, Д. Кардовского, Ст. Колесникова, И. Горюшкина-Сорокопудова, И. Бродского, К. Вещилова, Н. Фешина и многих других. Экспозицию выставки составляют произведения из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, Витебского областного краеведческого музея.
Дополняют экспозицию иллюстрированные издания из фонда Национальной библиотеки Беларуси. Выставка демонстрирует поразительное многообразие манер, сюжетов, техник и знакомит зрителя с неповторимыми художественными индивидуальностями замечательных мастеров, чье творчество составляет гордость русского искусства.
Объединяет их то, что эти художники учились в мастерской Репина и творили при его поддержке. Яблоко от яблони недалеко падает — все мы знаем эту поговорку, но выставка в подмосковной Истре — это тот случай, когда она не работает.
Символист Сомов, экспрессионист Малявин, советские функционеры и художники Исаак Бродский и Игорь Грабарь — совершенно разные люди, разных стилей и убеждений, и всех их объединяет одно — в юности все они были учениками Ильи Репина. Как передать мастерство, но не превратить ученика в собственного «клона»? Во-первых , Репин не давил, а давал — свободу самовыражения. Есть мнение учителя и неправильное — это не про Репина.
К свободе располагали и обстоятельства — переполненная мастерская. В конце XIX века Репин — звезда, в его мастерской — 90 учеников. Ксения Новохатько, куратор выставки: «Он никогда не учил, как делать.
Межрегиональный архитектурно-художественный конкурс детского рисунка стал традиционным для Северной столицы. За два года с момента создания его проводят в шестой раз. В списке участников около тысячи учащихся из Петербурга, Ленинградской области, Москвы и Архангельска. Сегодня география конкурса расширилась. А значит, спустя годы Академия художеств имени Репина наверняка примет новых студентов.
А именно — это выявление ярких юных дарований, развитие и поддержка талантливой молодёжи, развитие их креативного и творческого мышления, патриотического воспитания», — рассказал заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Станислав Молдованов. Учредителем конкурса выступил комитет по градостроительству и архитектуре. Тема рисунков — Новый год и Рождество.
Выставка работ Репина и его учеников
Амфитеатром поднимающиеся скамьи были ужe полны сидящими учениками, человек околo стa. Сидели минут двадцать, покa, наконец, придерживая гладкий парик, профeccop c острым бритым лицом, особой походкой учителя, склоняя головy нa правый бок, взошёл нa кафедpy. Монотонным голосом он тягучe, как сквозь сон, стал продолжать книжным языком объяснениe египетскиx папирусов, найденныx в гробницax мумий. Я напрягал вce усилия понять егo и вдруг почувствовал, чтo слабею и меня неудержимo клонит сон. Я таращy глазa, подымаю брови, стараюсь бодpo держаться нa скамейкe перед партой, нo как будтo ктo сковывает меня летаргией. Я тяжелo клоню головy нa сторонy или опускаю нoc нa самыe руки c тетрадью над партой. Хорошo, чтo профeccop далекo от меня и сам тожe как будтo засыпает; несмотря нa весь интepec к тем древностям, какиe он сейчac ставит перед нами, я нe могy вникнуть. Незнакомый сосед мой — ученик — невольнo улыбается, глядя нa моё засыпаниe. Я встряхиваюсь, оправляюсь и стараюсь вслушаться в чрезвычайнo интереснoe учёнoe сообщениe, нo — o ужac!
Ужe шумели и выходили; былa половинa пятогo; в пять часов начнётся рисовальный клacc. Пo коридopy вo тьмe я добираюсь дo гардеробной, гдe ужe толкаются ретивыe ученики, нe желающиe пропустить ни одной минуты в рисовальном клacce от пяти дo семи часов, покa продолжается клacc. У двери, покa её отворят, самыe прилежныe стоят ужe, прижавшись к ней, чтобы первыми войти к своим номерным местам. Дождались: занял и я послe другиx какoe-тo местo — ужe послe 150 номеров. Стоялa головa Александpa Севepa. Ученики вcex трёx классов, разместившись нa круглыx амфитеатpax поднимающихся скамеек, сидели полныx двa чaca так тиxo, чтo отчётливo был слышен толькo скрип карандашей нy точнo кузнечики трещат , дa развe шумели, когдa ктo-нибудь вместo тряпки стряхивал c рисункa уголь своим жe кашнe c собственной шеи.
С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову , о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач. Илья Репин 1844 — 1930 застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век. Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский , которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник. Танец запорожских казаков», 1927 Изображение: Илья Репин Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» 1926—1930 , ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.
Восхищаясь его художественным даром, он с полным пониманием отнесся к новаторскому пластическому языку, найденному Серовым в «Портрете Иды Рубинштейн» 1910, ГРМ , послав поздравление: «Преклоняющийся перед Вашим талантом и пред Вами и возмущающийся невежеством окружающих Вас»[16]. Моя жена. Остроухову о картинах Юрия Репина как о «гвозде» экспозиции: «Описать не берусь - надо видеть»[17]. Его портрет жены и ребенка прямо хорош... В том же году портрет был приобретен Советом Третьяковской галереи и помещен в зале с работами «новейших художников» как в 1917 году его назовет И. Поэтика картины «Моя жена» связана с важной иконографической традицией модерна. Стремление пластически передать внутреннюю жизнь мира видимого через гармонию материнской любви, желание создать идеальный образ «Maternite» - женской красоты, молодости - были характерны для многих мастеров эпохи модерна группы «Наби», В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова и других. Портреты жены с сыновьями, привязанность к которым, как и к отцу, была неотъемлемой частью и повседневной, и духовной жизни Юрия Репина, занимают совершенно особое место в его творчестве. Женившись в 1905 году на простой девушке Прасковье Андреевне Андреевой, Юрий обрел свой земной идеал, преданность которому хранил до конца жизни. Да я ее любил больше всех на земле после Бога»[19], - писал он И. Бродскому после смерти жены в 1929 году. К образу Прасковьи Андреевны Юрий обращался не только при ее жизни, но и посмертно, что во многом отразило процесс перехода художника от реалистической системы восприятия к символической. Портреты жены, других членов семьи, друзей, знакомых сыграли важную роль в творчестве Юрия Репина. Большинство из них точно «попадают» в характер и в эмоциональную ауру личности, органично взаимодействующей с окружающим пространством. Таков, например, «Портрет отца» 1912, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. С большой достоверностью и нежностью художник передал восторженный, несколько даже сумасбродно «взъерошенный» характер Ильи Ефимовича. Особый романтический трепет и юношеская серьезность отличают портрет любимого ученика И. Написанный в стилистическом русле модерна, он отмечен той театрально утонченной культурой, которая была характерна именно для этого уже ушедшего в прошлое стиля, созвучного артистической натуре Веры Репиной - «таланта собирательного: актрисы, певицы и живописицы»[20], - как говорил о ней Илья Ефимович. Портрет отца. Вот как отзывался об одном из них, написанном в 1904 году местонахождение неизвестно , Илья Ефимович: «Юра! Большое впечатление произвела на меня твоя картина, которую я вчера увидел впервые. Мне нравится портрет Сони, но этот, с Нади, огромный шаг вперед, и по зрелости замысла, и по смелости исполнения. Это вещь равносильна «Меланхолии» Альбрехта Дюрера гравюра только, но чудо! Будет очень характерно, и выделит картину из ряда обыденности - это очень важно, особенно в начале. Точностью передачи субъективного начала в характеристике портретируемой, которую с восхищением отметил Илья Репин в 1904 году, были наделены и более ранние портреты сестры 1896, частное собрание; 1899, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». На портрете, написанном в 1896 году в имении Здравнево, Надежда изображена с короткой стрижкой, в простом костюме, с трубкой в руке. Не случайно на обороте холста сделана надпись «Эмансипантка». Репина «Пенаты» , выполненный в близкой эмоциональной стилистике, синтезирующей впечатление и от психологической проницательной тишины Рембрандта, и от настороженной вдумчивости и аскетичной небрежности живописи Ван Гога и Сезанна. Репин в картине «На солнце. Юрий Репин минималистическими средствами выявил и решительность характера своей героини, мечтавшей стать хирургом, и трагизм ее дальнейшей судьбы. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Поселок Куоккала, в котором в 1899 году Илья Репин приобрел участок земли для строительства усадьбы «Пенаты» , был популярным дачным местом на близком расстоянии от Санкт-Петербурга, здесь возникало ощущение маленькой Европы. Территория эта принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи. В дореволюционных газетах например, в «Новом времени» объявления о сдающихся в Куоккале дачах своей многочисленностью соперничали с рекламой Крыма. Недалеко от отца поселился и Юрий, в 1909 году он оформил купчую на своеобразный по архитектурному решению дом - «Вигвам», построенный на выделенном ему в собственность участке в «Пенатах». По-импрессионистски солнечное балагурство жизни в финском Аржантее также стало одним из сюжетов Юрия Репина. На картине 1906 года «В парусной лодке», известной ныне лишь по плакатному воспроизведению 1914 года над строками «Буревестника» Максима Горького, запечатлены и Илья Ефимович Репин, стоящий во весь рост с гитарой, и склонившаяся рыжеволосая барышня в голубом платье - жена Юрия Репина, изображенная в том же платье, что и на картине «Женский портрет На веранде » 1910-е, Челябинский государственный музей изобразительных искусств , и архитектор А. Дзескальн, автор проекта «Вигвама». Если в 1906 году жизнь на «Репинской барке» была полна солнечной гармонии, то спустя десятилетие ее так же, как и всю Россию, закачали волны революции. В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции. Несмотря на мучительно изматывающие раздумья о дальнейшем существовании, уже в 1925 году И. Репин понимал свой выбор: «... Но подумав - нет, поехать нельзя. Юрий Репин, так же как и Илья Ефимович, навсегда остался в эмиграции - остался во многом из-за любви и чувства ответственности перед женой, сестрой и отцом. Предназначавшийся для устройства на работу и выезда за границу нансеновский паспорт, в графе о подданстве которого было отмечено: «родился русским, сейчас подданным никакой страны не состоит», Юрий Ильич получил в 1925 году. Однако и позже, приняв финское гражданство, он оставался духовно связанным с Россией. Вот как описывала послереволюционный семейный быт в «Пенатах» Вера Ильинична: «Здесь есть отдохновенье религиозному настроению - русская церковь - служба в субботу и воскресенье. И мы с папой часто поем в хоре. Наш сад теперь весь золотой. Клены, липы и калина, было много цветов. Недавно праздновали наши именины - Веры и Надежды. Все это был такой красивый nature morte, что хотелось писать! Однако внешний мир не мог не влиять на идиллические устремления обитателей «Пенатов». Чуть позже о своих буднях «изгнанника», который «рад умереть за Россию, но не убить», Юрий Репин писал: «Время проходит так: до обеда пишу на верху ежедневно, хотя там градуса четыре тепла или мороза.
Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один. На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов 1875-1941 участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 обещал стать гордостью русской культуры. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха". Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость - дело наживное. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом. Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла. Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов! Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии помощник статс-секретаря князь Д. В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ.
Стало известно, почему произошел скандал в академии художеств имени Репина
- Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ
- Выставка «Учитель - ученик: И.Е. Репин и И.И. Бродский» в Санкт-Петербурге
- Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств
- Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме | myDecor
- Илья Репин и его расстрелянный внук
- Репин и ученики в Ярославском художественном музее
Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Занятия продолжались не больше года, но и Репин, и Поленов всегда считали себя учениками именно Чистякова. Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья» открылась в эту пятницу в Мемориальной мастерской Пантелеева. Внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) тайно перебежал в Советский Союз весной 1935 года.
Коллекция онлайн
- Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее
- Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
- Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- С творчеством Ильи Репина можно познакомиться в Государственном художественном музее
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников
Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. Ученики смотрели на него восхищенно. Репин написал второй, уточненный эскиз картины, Николай II утвердил его. Искусство сохранять — «Выставка Илья Ефимович Репин и его ученики». Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Репин — не только великий художник, но и замечательный педагог и наставник, возглавляя мастерскую в Академии художеств, он воспитал целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Download Telegram.
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
Многогранность таланта Ильи Репина раскрывает для ярославцев выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в художественном музее. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за Мастером и общения с ним. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Download Telegram. У Репина было около двухсот учеников. Выставка «Илья Репин и ученики» с 22 февраля по 29 декабря 2024, Ростовский областной музей изобразительных искусств на ул. Пушкинской в Ростове-на-Дону — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
МАСТЕР ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
И то что соединились эти два явления в современной культуре это замечательно. Хорошо, что эта выставка открыта, она свободна. В Ярославле многие их них экспонируются впервые. Другое открытие - картины на библейские сюжеты. Универсальные возможности мастера видны в любых темах. Виктор Костин - заместитель председателя правительства Ярославской области: «Эта замечательная выставка, она сегодня доступна каждомугорожанину. Любой сегодня может прийти в музей и бесплатно посетить эту выставку.
Ильи Репина разгорелась в кабинете декана, прямо во время обсуждения финансовых вопросов факультета. Как стало известно 78. Предположительно, неудобные вопросы вызвали у мужчины ярость и он бросил в коллегу мобильный телефон.
Удар был настолько сильным, что у Заставского выпало несколько зубов и оказался разбит нос. Следующая атака была уже «в стиле MMA» — головой в переносицу.
В конце апреля 1920 года Антон Комашка стал художником легендарной Первой Конной армии и записался в её ряды добровольцем. Скорее всего, это было бегством от сложившейся ситуации — от обвинений в воровстве и в ложном доносе на Фёдорова.
В мае в политотделе армии Комашка был принят кандидатом в члены партии большевиков. Свой выбор он считал вполне закономерным, поскольку говорил о своем участии в революционном движении до 1917 года. В возрасте 15-17 лет он проживал в Харькове на квартире бывших политкаторжан и распространял нелегальную революционную литературу. В политуправлении армии Комашке поручили заниматься агитацией - плакатами, листовками, выпуском армейской газеты.
Художник рассказал, как в июне 1920 года расписывал агитпоезд: «Стоял он в только что освобожденном тогда Житомире. Было в нем 13 или 14 вагонов. Расписать такой состав одному было, понятно, не под силу. Но отыскались в Житомире собратья по искусству, которые охотно пришли на помощь.
Скоро уже человек 20 художников работали под моим началом. Летом, когда агитпоезд двинулся по освобожденным полям Украины, навстречу ему выходили жители сёл и городов. Во все глаза смотрело население на большие портреты Маркса и Ленина, на броские лозунги и плакаты, которыми был расписан агитпоезд Первой Конной». С Первой Конной Комашка доходит до Крыма и работает над серией портретов бойцов и командиров - новых героев эпохи, многие из которых потом погибли в боях или умерли от сыпного тифа.
Созданные в непростых условиях, портреты выполнены почти без светотени, с легкой акварельной подцветкой, так как в графике того времени возросла значимость чистой линии. В автобиографии Комашка отметил, что его рисунки, как и его самого, знали С. Буденный и К. После окончания войны Антон Комашка некоторое время жил в Харькове, устроился рабочим на завод сельскохозяйственных машин и вступил в ряды ВКП б.
Считая Украину «глубокой провинцией в искусстве», летом 1922 года Антон приехал в Петроград. Автопортрет художника 1922 года Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург демонстрирует, что провинциальный юноша, каким он выглядел на рисунках Репина, превратился в молодого человека с волевым и жёстким характером. Парным ему стал автопортрет его 18-летней жены.
Он отличается строгостью и симметричностью композиции иератическое изображение в фас и имеет сходство с ликами святых. Обращение художников к древнерусскому искусству иконы и фрески было одной из примет тревожного послереволюционного времени. Осенью 1922 года Комашка поступил в Академию художеств на общий курс, но в следующем году оставил учебу. В автобиографии он написал, что демобилизовавшихся из армии коммунистов партия направляла на производство.
Возможно, была еще одна причина, по которой ему не удалось продолжить образование в Академии. В августе 1922 года Митрофан Фёдоров получил письмо от Репина, обнаружившего пропажу своих альбомов. В ответном письме 10. А на днях местные газеты напечатали его портрет и звонкую биографию и сообщили, что он командируется в Академию художеств.
И он поехал. Так что, Вы предлагаете мне подействовать на остатки его совести и получить рисунки Ваши. У него мать 18 лет пробыла в сумасшедшем доме и там умерла. Не жди доброго».
О том, что происходило в то время в «Пенатах» можно узнать из переписки Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой: «когда раз пришло письмо от Комашко, папа весь исказился и крикнул: «Вера! Возьми каминными щипцами это письмо и брось в печь! Что сейчас же и было сделано Верой». Также известно, что Репин, получил в 1923 году от Чуковского письмо с информацией: «Комашко служит на Фарфоровом заводе, я устроил его там через Чехонина».
Ответ Репина был лаконичным: «о Комашке я, после известия о нём из Харькова от Митр. Фёдорова, больше не интересуюсь». Государственный фарфоровый завод в Петрограде ГФЗ , куда в январе 1923 года поступил на работу Комашка, стал местом, где рождалось новое революционное искусство. Его художественным руководителем до мая 1923 года был С.
Чехонин, в прошлом ученик Репина. Блюдо "В память пятилетия перехода фарфорового завода в ведение Наркомпроса". Работы Комашки на ГФЗ принадлежат стилю, основанному на сближении агитационного фарфора с политическим плакатом и декоративным оформлением революционных праздников. Пролетариат представлен на этих изделиях в героическом ореоле на фоне упрощенного в духе конструктивизма пейзажа.
На его манеру росписи повлияли работы художника ГФЗ М. Адамовича, и творчество видного представителя авангарда Н. Альтмана, который выполнил несколько эскизов для фарфора. Блюдо "1 мая".
Изделия Комашки уже в первый год его работы на фарфоровом заводе были отмечены наградами. На конкурсе рисунков для фарфора, посвященном пятилетнему юбилею Красной Армии, художник получил 2-ю и 3-ю премии за два блюда. Председателем жюри этого конкурса был С. В том же году Комашка как член художественного объединения «ИЗО Пролеткульта» участвовал в крупной общегородской «Выставке картин художников Петрограда всех направлений», открывшейся в залах Академии художеств.
Он являлся секретарем партийной организации ГФЗ и от коллектива завода был избран депутатом Петроградского совета, в 1924-1925 гг. Летом 1926 года, накануне своего переезда в Харьков, Комашка передал Репину через Исаака Израилевича Бродского три своих рисунка и отправил ему письмо со словами: «Дорогой Илья Ефимович! Прежде всего, передаю Вам свой искренний сердечный привет и пожелание доброго здоровья. Работаю много и по служебным, общественным делам и по искусству.
Как по искусству я работаю, Вам расскажет Исаак Израилевич товарищ Бродский. Примите их, Илья Ефимович, я тогда буду знать, что Вы по-старому относитесь ко мне. В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков». Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович.
Благодарю за акварели ваши. Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже. У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего.
Успеха в делах. Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок.
Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям.
Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ.
Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени. Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами. Скрипника и стал директором художественного института.
Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И. Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником». В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29.
Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей. Фёдоров влачит здесь жалкое существование, известен в кругах художественной общественности как склочник и того еще хуже. Но когда Фёдоров орудует Вашим письмом, то все мои противники, которые никогда не встали бы с ним рядом, действуют сейчас заодно.
В конце XIX века Репин — звезда, в его мастерской — 90 учеников. Ксения Новохатько, куратор выставки: «Он никогда не учил, как делать. Он говорил, что нужно делать: смотреть, много работать, выстраивать. То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше.
На выставке интересно угадывать, где чья работа. Там — «Обнаженная» Сомова, здесь — Серова, рядом — Кустодиева. Как говорится, найдите пять отличий — на выставке именно этим и надо заниматься.
«Торжественное заседание Госсовета» Репина
Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б. Кустодиев, Н. Рерих, Ф. Малявин, И. Грабарь, В. В Советском Союзе при активном содействии И. Бродского из Репина сделали идеологического художника, объявив его чуть ли не провозвестником социалистического реализма.
Серов В. Портрет П. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Выставка «Репин. Воеводина, 5. Маковский А. Ранняя весна. Нижегородский государственный художественный музей Малявин Ф. Женское счастье Бабы.
Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» 1921—1922 из музея Принстонского университета , известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать». В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди». В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона этот портрет существует и отдельно , — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева : «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников». Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам.
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы. В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырёх частных коллекций, в том числе музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, Музея русского импрессионизма, Ярославского художественного музея, Новгородского музея-заповедника. Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям И.
Они превращают выставку живописи в атмосферную летопись творческого поиска и взросления. Важную роль в нём занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за мастером и общения с ним. Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными». Ксения НовохатькоАвтор концепции и куратор выставки «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» «Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана нами как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение. Из сопровождающих картины воспоминаний, метких цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый посетитель сможет сам сложить свое понимание, какой он — мастер Репин», — прокомментировала директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.