– Эдуард Владимирович, в самом конце февраля была опубликована новая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Роль Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в изменении политики выбора приоритетов. 2023 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы».
Где же космос?
- СНТР-2024: от природоподобных технологий до патриотического воспитания
- Научно-технические приоритеты Российской Федерации
- Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития России // Новости НТВ
- Тренд на суверенитет
- ТЕХНОПРОМ 2022: контакт-центр
- Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» - подробнее
Науке скорректировали цели до 2035 года
эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Правительство Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. Напомним, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации была утверждена 1 декабря 2016 года указом Президента России.
Новости партнеров
Российской же экономике необходимо не только расти, но и повышать свою конкурентоспособность по сравнению в том числе с технологически развитыми странами. Это значит, что технологии надо активно внедрять уже сейчас. И тогда все равно не избежать использования каких-то зарубежных технологических решений, что несет в себе угрозу задаче достижения технологического суверенитета, сообщается в презентации Фролова. Другими словами, интрига в том: не входят ли в противоречие друг с другом такие стратегические цели, как суверенитет и более высокие темпы экономического роста? И кто должен расставлять и обосновывать приоритеты на каждой такой развилке — только ли ученые?
С учетом изменений, происходящих в мировой экономике и глобальной политической организации, можно утверждать, что мир после 2040 года станет принципиально другим — времени действительно мало. А с учетом происходящего в российской экономике этого времени уже почти нет: по оценкам Фролова, в лучшем случае можно говорить об окне возможностей, открывшемся на один-два года. Фролов выступил с тезисом, что, судя по всему, у достигаемого технологического суверенитета должна быть «динамическая структура», то есть суверенитет по своему содержанию может быть разным в разные периоды. И если опираться на этот тезис, тогда предстоит определиться с тем, каким должно быть место России в меняющемся мире.
Россия должна примкнуть к одной из этих сфер влияния? Если мы допускаем кооперацию с дружественными странами, тогда нужно выяснить, насколько тесной она должна быть. И даже если мы выбираем одного крупного партнера, то и в этом случае двусторонняя зависимость не гарантирует, что в будущем не случится болезненного разрыва, следовало уже из другого доклада, подготовленного руководителем научного направления Центрального экономико-математического института РАН Виктора Дементьева. Или же наша страна должна стать самостоятельным центром силы, формирующим вокруг себя свой пул заинтересованных в сотрудничестве государств?
Путин подписал Указ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», определяющий на ближайшее десятилетие цели научно-технологического развития страны с учетом масштабов современных вызовов и угроз. В текущий момент обеспечение технологического суверенитета реализуется в условиях «мобилизационного режима», санкционного давления, внешних военных, террористических и информационных угроз. Существующие вызовы, с одной стороны, создают риски для экономики и общества, а с другой, могут быть использованы как факторы для новых возможностей и перспектив. Достижение конкурентоспособности национальной экономики определяется, прежде всего, освоением новых знаний и разработкой наукоемкой продукции на отечественной технологической основе. Ключевыми инструментами для ответа на «большие вызовы», обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности должно стать развитие фундаментальной науки и создание наукоемких технологий и продукции, а также перестройка системы управления в области науки, технологий, технологического предпринимательства.
Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности. Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». Научно-технический совет Фонда перспективных исследований (ФПИ) принял решение о начале разработки летного демонстратора первой российской многоразовой ракеты-носителя "Крыло-СВ". Сегодня власти уделяют исключительное внимание научно-технологическому развитию России. Приоритеты научно-технологического развития и партнерства России обсудят на Апрельской конференции.
На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития
Советы по приоритетным направлениям НТР | трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. |
Какой сигнал науке дает новая стратегия технологического развития | Приоритеты научно-технологического развития и партнерства России обсудят на Апрельской конференции. |
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты | Стратегия научно-технологического развития Российской 992.06 КБ. |
Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий | 13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших вызовов. |
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России
Наряду с ожидаемыми результатами в документе определены принципы и направления государственной политики в этой области и источники финансирования реализации Стратегии. По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Людмилы Малявкиной, стратегия - это важнейший документ, определяющий будущее российской науки, устанавливающий ее роль в обеспечении безопасности государства и конкурентоспособности национальной экономики. Необходимость обновления предыдущего документа Стратегия 2016 г. Санкционное давление со стороны «недружественных стран» привело к ограничению или запрету доступа к зарубежным научным и образовательным ресурсам, обмена опытом в сфере высоких технологий, участия в международных проектах, резкому снижению международной академической мобильности на фоне морального и физического старения материально-технической базы научно-исследовательских и образовательных организаций, сокращения доли затрат на исследования и разработки в ВВП страны, отсутствия централизованной системы научных данных и организации доступа к ним. В последние годы большее внимание уделялось развитию прикладных научных исследований и быстрой коммерциализации полученных результатов.
Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации», — говорится в документе.
Как писал сайт KP. RU , 13 февраля президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений Федеральному собранию в 2024 году по итогам совмещенных пресс-конференции и прямой линии.
Напомним, Владимир Путин поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития три года назад.
Он говорил, что следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств, обеспечить общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции. Отмечалось, что в настоящее время февраль 2021 происходит дублирование, распыление финансовых ресурсов, которые государство выделяет на науку, отсутствие мотивации и ожидаемых результатов.
Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм Поделиться:.
В документе отмечается, что он разработан в условиях, когда высокий темп освоения новых знаний и создание наукоемкой продукции на собственной технологической основе являются ключевым фактором, определяющим конкурентноспособность национальных экономик. Стратегия дает определение ключевым терминам, которые легли в основу документа. Так, понятие «большие вызовы» трактуется, как объективно требующие реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз, масштабы которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счёт увеличения объема используемых ресурсов. Наукоемкая — такая продукция, в основе которой использование новых научных знаний и технологий, полученных в результате проведения научных исследований и разработок. Но в 1991-м году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. Страна прошла кризисные этапы оптимизации и адаптации к рыночной экономике, сохраняя при этом научно-технологический потенциал. Период с 2022 г.
В документе отмечается, что «большие вызовы» сегодня создают существенные риски для общества, экономики, системы госуправления, но одновременно представляют собой важные факторы для появления новых возможностей и перспектив в плане науки.
Науке скорректировали цели до 2035 года
Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества. Приоритеты России обозначены в Стратегии научно-технологического развития: цифровые технологии и новые материалы, персонализированная медицина, национальная безопасность, продовольственная безопасность, освоение пространства, взаимодействие человека, природы. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». Правительство должно обеспечивать финансирование прикладных научных исследований и других мероприятий в рамках приоритетов научно-технологического развития страны при формировании бюджета на 2025—2030 годы.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года. Также Дмитрий Николаевич напомнил, что уже утвержден перечень 10 мегапроектов, в реализацию которых в 2023—2024 годах в России планируется проинвестировать не менее 100 млрд рублей.
Не секрет, что на местах подобные объемные документы с таким плотным текстом читаются не всегда внимательно. Да, структура стратегий примерно одна и та же, но именно это и облегчает их сравнительный анализ. Уже при знакомстве с первым разделом «Общие положения» становится очевидно, что количество основных понятий, определяемых и используемых в новой стратегии, значительно увеличилось. Если раньше их было всего пять научно-технологическое развитие РФ, большие вызовы, приоритеты научно-технологического развития, независимость, конкурентоспособность , то теперь к ним прибавились ещё шесть: наукоёмкая продукция, наукоёмкие технологии, квалифицированный заказчик, технологический суверенитет, важнейший инновационный проект и федеральная научно-техническая программа. По сути, все эти одиннадцать понятий являются ключевыми для определения фокусировок новой стратегии, выявления главных смыслов этого послания руководства страны к российскому научно-технологическому сообществу как сообществу ученых, технологов-разработчиков, руководителей инновационных производств, инвесторов. На примере содержания понятия «квалифицированный заказчик» хорошо просматриваются принципы, которыми руководствовались разработчики стратегии. С одной стороны, это повышение ответственности: квалифицированный заказчик как инициатор реализации научного или научно-технического проекта должен обеспечивать формирование технического задания или размещение заказа на соответствующих площадках и принимать непосредственное участие как в определении требований к исполнителям такого проекта, так и в его финансовом обеспечении, мониторинге реализации, приёмке результатов и их внедрении в экономику страны.
С другой стороны, это расширение возможностей: в качестве квалифицированных заказчиков могут выступать не только федеральные и региональные органы исполнительной власти, но и непосредственно сами организации, действующие в реальном секторе экономики. Такой двусторонний подход — повышение ответственности при расширении возможностей — работает и во всей стратегии в целом. Хотя, безусловно, степень расширения возможностей в каждом случае разная, учитывая все обстоятельства сегодняшней внешней и внутренней социально-политической и экономической ситуации. Ещё один пример: внимательное чтение пункта 8 новой стратегии позволяет понять глубину изменений условий, в которых она разрабатывалась. Теперь в нём сказано, что ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности, является высокий темп освоения новых знаний и создания наукоёмкой продукции на собственной технологической основе. В предыдущей стратегии такого уточнения не было. А между тем оно кардинально меняет масштаб и сложность задач по научно-технологическому развитию страны. Забегая вперёд, скажу, что в новой стратегии, в отличие от старой, такой сценарий, как импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции, вообще не рассматривается. Основная ставка делается на полный научно-технологический суверенитет.
Или возьмём 10-й пункт, в котором выделяются теперь уже не два этапа этого развития, начиная с 1991 года, а три. И третий с 2022 года по настоящее время охарактеризован как этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления и, одновременно, консолидации нашего общества и хозяйствующих субъектов для решения соответствующих задач. Одним словом, ничего случайного или малозначимого в новой стратегии нет. Насколько помнится, в предыдущем документе их было семь. Потому они и были изначально определены как «большие», что на них сложно ответить полностью за такой относительно небольшой срок, как прошедшие восемь лет. Правда, в описания почти всех этих вызовов были внесены необходимые уточнения. Если раньше, например, говорилось об исчерпании возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов, то теперь этот «фон» описывается несколько иначе. В нём присутствует формирование уже не цифровой экономики, а экономики данных, наряду с ускоренным развитием технологий искусственного интеллекта во всех экономических отраслях и социальной сфере. В чём различие обозначенных экономик?
Напомню, что во время своего недавнего обращения с посланием к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Экономика данных», главной задачей которого является создание цифровых платформ с использованием квантовых и фотонных технологий во всех ключевых отраслях экономики и социальной сфере.
В федеральных органах исполнительной власти нужно определить заместителей руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации — заместителей высших должностных лиц, ответственных за научно-технологическое развитие. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться в том числе по следующим показателям: доля молодых учёных исследователей в общей численности учёных; объём налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведённой с использованием отечественных наукоёмких технологий; соотношение объёма реализации отечественной наукоёмкой продукции и объёма закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объёма внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.
Напомним, Владимир Путин поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития три года назад. Он говорил, что следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств, обеспечить общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы.
Также глава государства утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Стратегия утверждена в целях комплексного решения стратегических задач развития научных исследований и технологических работ. Правительство РФ обеспечит финансирование стратегии из бюджетных ассигнований, предусмотренных в программе «Научно-технологического развития Российской Федерации».
Достижению технологического суверенитета помешала терминология
Мы постараемся ответить на ваш вопрос в ближайшее рабочее время. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.
Главный редактор Фролова М. Публикация, цитирование и иное их воспроизведение без согласования с правообладателем невозможны.
Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг - Санкции, введенные против России, заставили бизнес искать новые решения не только с целью занять освободившуюся нишу, но и с целью импортозаместить детали и производственное оборудование, - констатирует директор Института экономики и финансов ГУУ, д. Задачу трансфера технологий пытаются решить крупные государственные корпорации, однако почти все заявляют о необходимости создания государственного регуляторного механизма в этой сфере. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг Промышленные предприятия наконец приходят к пониманию необходимости веденения инновационной деятельности, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. А также поддержания высоких темпов развития и уровня доходности, - подчеркивает она. Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы.
Например, во всем мире использование преднапряженного бетона позволяет девелоперам сократить траты на конструктивную арматуру при возведении высотных зданий. В нашей стране по нормативам требуется для этого столько арматуры, что вся экономия нивелируется. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются: туризм, логистика, госучреждения, промышленность, отмечает директор компании SkySoft Дмитрий Нор. Но основными барьерами для внедрения инноваций все еще является ментальность людей, которые не хотят изменений, и непонимание того, как инновация работает. В остальном проблем не существует: средств достаточно, инноваций на рынке тоже. По мнению Дмитрия, стимулировать инновационную активность могли бы изменения в области закупок, требований к качеству продукции и услуг, развитие конкуренции.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации. В стратегии определяются цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития страны, устанавливаются направления госполитики в этой области и меры по их реализации. Цели и задачи Как следует из утвержденного документа, целью научно-технологического развития РФ является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных проектов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
В России утверждена новая стратегия научно-технологического развития
Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля. Российский президент Владимир Путин одобрил новую Стратегию развития науки и технологий в стране. «Утвердить Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — в тексте указа. 14 апреля 2023 года на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро.
Напишите нам
- УТВЕРЖДЕНА НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
- Возможно, вас заинтересует
- Отправить ссылку на email
- Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» / Skillbox Media
- На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
Должна быть разработана федеральная программа, которая на конкурсной основе позволила бы им развиваться, отмечает он. Нам нужно эти города развить именно как территории. Создать комфортную городскую среду, приток туда людей, ученых, жителей. И разработать в рамках программы дополнительные инструменты кооперации науки, бизнеса именно на территории таких наукоградов», — сообщил депутат. Он объяснил, почему в «ЕР» предлагают параллельно увеличивать поддержку наукоградов и разрабатывать специальный правовой институт для других территорий и объектов. А сегодня мы понимаем, что помимо этих городов, городских округов есть еще территории, у которых мощный научный потенциал», — сказал Мажуга.
Депутат приводит в пример ЗАТО — города «Росатома», которые не могут управляться так же, как наукограды. В «Единой России» предлагают создать преференциальные режимы для сокращения налоговых отчислений проектов в области технологического предпринимательства. Поэтому [надо] создавать в том числе налоговые режимы, льготные и удобные для привлечения туда предпринимателей, это важно.
Как сообщало ИА Регнум, в июле 2023 года президент заявил, что зависимость от иностранных технологий ставит под угрозу суверенитет страны. Он отметил, что западные страны пытались «подсадить» Россию на свои платформы и стандарты, а потом закрыли доступ к ним. В декабре 2023 года Путин заявил, что Россия не сможет существовать без суверенитета, который невозможен без обеспечения безопасности в области технологий и экономики.
Стремясь, по всей видимости, отрефлектировать воздействие череды мировых кризисов на экономику и социально-политическое самочувствие России, авторы сформировали собственный список глобальных вызовов и, соответственно, приоритетов научно-технологического развития страны, расставленных исходя из необходимости данные вызовы парировать. Не вдаваясь в детальную критику Стратегии 2035 некоторые из перечисленных в документе вызовов — например, ожидаемая нехватка запасов питьевой воды — едва ли проявятся в России до 2035 года, а некоторые из заявленных приоритетов слабо соотносятся с перечнем глобальных угроз , стоит обратить внимание на два значимых обстоятельства. Во-первых, складывается впечатление, что, благодаря продиктованному объективной реальностью расширению исходной методологической базы, авторы Стратегии 2035 хотя бы имплицитно готовы допустить желательность переключения России из состояния рыночной утопии в режим проектной модернизации. Во-вторых, не приходится сомневаться, что Россия, как в силу ее физико-географических параметров, так и в результате крайней асимметрии де факто реализованной страной модели вхождения в процесс глобализации, обречена в полной мере испытывать на себе влияние мир-системных процессов и претерпевать все последствия нарастающей волатильности мировой экономики. В условиях этой, перешедшей, по-видимому, в хроническую стадию волатильности, России придется, как минимум точечным образом и, скорее всего, при ощутимой роли государства, выравнивать перекосы в общей картине своих транзакций с глобальной экономикой. Не исключено, однако, что в действительности проблема гораздо глубже, и мировой, а, следовательно, и российской экономике предстоит даже не более или менее успешная борьба с последовательностью кризисов различной глубины и длительности, а переход в качественно иное состояние - затяжную фазу практически нулевого роста. Именно такой вывод применительно к ближайшим пяти десятилетиям сделан, например, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития OECD «Policy Challenges for the Next 50 Years». Отметим, что Роберт Гордон, исследуя в своей нашумевшей работе вопрос о темпах экономического роста в различные эпохи, вполне аргументировано доказывает, что взрывной экономический рост, имевший место в течение последних двух столетий, явился, по сути, исключением из общеисторического правила. Имеет смысл попытаться представить, как трансформируются тенденции научно-технологического развития в глобальном масштабе и в России в частности, если сценарий продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики превратится в реальность. Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума. При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т.
Приоритетами в ближайшие 10 лет, говорится в Стратегии, «следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии». В том числе следует обеспечить переход: к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции. А также обеспечить «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства».