По воспоминаниям бабушки, отцу Философу удавалось очень быстро приводить Достоевского в нормальное состояние. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. — Вовсе не смерть отца стала причиной обращения Достоевского к литературному труду.
Что еще почитать
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
- «Писатель, потрясающий душу»
- О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
- Российские ученые захотели найти отца Достоевского
Встретились с правнуком Федора Достоевского, который до пенсии работал водителем трамвая
Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского.
В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири.
Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..
В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти.
А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис.
Первый ребенок Достоевских родился через год после свадьбы, и это была девочка. Дочку назвали София.
Увы, малышка не прожила и трёх месяцев: умерла от простуды в Женеве, где тогда жили супруги, и там же была похоронена. Анна Григорьевна Достоевская в разные годы. Вторая дочь Достоевских, Любовь, родилась год спустя в Дрездене, и её здоровье оказалось более крепким. Писатель её обожал, он часто рассказывал друзьям, какая она не по годам умная и развитая, какая спокойная мол, совсем не капризничает и как она не него похожа — «до смешного, до малейших черт», как выразился писатель в одном из своих писем племяннице. Увы, Достоевскому выпало недолго наслаждаться радостью отцовства, а его дочке — общением с папой: писатель скончался, когда Любе было 12 лет. По воспоминаниям окружения, смерть родителя произвела на девочку-подростка очень сильное впечатление. С одной стороны, это было для нее ударом, с другой — увидев на похоронах, как окружающие отзываются о её отце и с какими почестями идет церемония, она, наконец, осознала всё величие и всю значимость своего родителя. После этого девочка переменилась: как писал специалист по Достоевскому Н.
Наседкин, основываясь на воспоминаниях многих, кто знал Любу, «она была «неуживчива, высокомерна, заносчива». Повзрослев, девочка отдалилась от матери. При этом она решила пойти по стопам отца и тоже начала писать. Так появились сборник рассказов «Больные девушки» и два романа — «Эмигрантка» и «Адвокатка». Однако читатели её творений не оценили. Люба Достоевская в детстве слева. Урна с прахом дочери Достоевского справа. В конце концов, Любовь уехала в Европу на лечение у нее было слабое здоровье и осталась там навсегда.
На Западе она называла себя Эме Достоевская. Там молодая Достоевская снова взялась за перо и попыталась писать на немецком и других европейских языках. Но и на чужбине с творчеством не сложилось. Однако, по мнению авторитетных биографов Достоевского, в книге дочки писателя оказалось много неточностей, спорных утверждений и фактических ошибок, хотя некоторые детали и были интересны.
О детстве классика ходят противоречивые слухи. У самого Федора Михайловича о нем сохранились приятные впечатления: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал он в сознательном возрасте. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — писал Федор Михайлович в том числе. В первую очередь, это касалось его отношений с алкоголем. Есть версия, что вследствие этого отец классика был невероятно жесток с принадлежавшими ему крестьянами. Правда, полноценных доказательств этого факта не существует. Как и уверенности по поводу того, как именно умер Достоевский-старший. Произошло это летом 1839 года. Так об этом писал сын Михаила Достоевского Андрей, которому на момент тех событий было всего 14 лет. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение комиссия, которой предстояло установить причину смерти, прим. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова».
Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?
К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г. Летом 1871 г. В 1873 г. Впоследствии "Дневник писателя" стал самостоятельным авторским изданием, выходившим вплоть до смерти Достоевского. На его страницах Федор Михайлович размещал публицистические статьи на актуальные политические и социальные темы, а также литературно-критические статьи, очерки, воспоминания и художественные произведения рассказы "Бобок", "Кроткая", "Сон смешного человека" и др. В 1875 г. В 1877 г. Федор Достоевский стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук, в 1880 г.
Итоговым произведением писателя стал роман "Братья Карамазовы" 1879-1880 , сосредоточивший внимание на вопросах религии, свободы, морали, противостояния добра и зла в человеческой душе. Сюжет произведения сочетал семейную хронику с жанром философской притчи. Федор Достоевский скончался 9 февраля 28 января по старому стилю 1881 г. После смерти Достоевского его художественное и философское наследие получило всемирное признание, произведения были переведены на 170 языков. Идеи писателя оказали критическое влияние на концепции "философии жизни" Фридрих Ницше и др.
Достоевский вновь в Кузнецке! Достоевского посетил праправнук великого писателя Алексей Дмитриевич. Как и его знаменитый предок, он проживает в северной столице. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты — 200-летие со дня рождения Ф. Достоевского и 165-летие его венчания с М.
Выступая перед молодежью, я обязательно советую расспрашивать своих предков — бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек — о том, как они жили, чем интересовались, что помнят, ведь многое передается по наследству. Например, дочь писателя Люба была сладкоежкой, и я вижу, что это «сладкоежество» продолжает существовать в его потомках. Федор Михайлович умел рисовать, и мой отец рисовал в музее в Старой Руссе есть его блокнот зарисовок. Я тоже умею рисовать. Передаются даже такие мелочи, как, например, привычка днем немножечко поспать, как было у моего деда, стало быть, прадеда для моего сына. И я, и Алексей немножко спим днем. Ген писательства, естественно, немного затухает. Я пишу рассказики, и те, кто их читал, говорят, что это очень интересно. Во внучках я обнаруживаю умение складывать слова, они не боятся текста. Так что многие черты характера, привычки и увлечения предков передаются новым поколениям. Я несколько консервативный человек. Мы, потомки Федора Михайловича, до мелочей наследуем его консерватизм. Я советую расспрашивать своих предков о том, как они жили, чем интересовались, ведь многое передается по наследству Когда моему сыну Алексею пришла пора служить в армии, он служил в православной воинской части. Получив из-за язвы «белый билет», остался при монастыре и совершенно не мог понять свою тягу к лошадям. Он вечерами в конюшне пропадал с лошадьми. А потом, узнав, что его прадед всю жизнь занимался лошадьми, Алексей сказал: «Ну, тогда все понятно». Даже такие хобби могут передаваться по наследству. Кто-то когда-то шляпки шил, а потом тяга к этому вдруг обнаруживается через два-три поколения. Поэтому я советую молодежи расспрашивать своих родных, чтобы лучше себя понимать. О реализованной мечте Шукшина — В этом году Первый канал показал документальный фильм о вас с Алексеем. И сразу тогда сообщили, что художественный совет принял этот документальный фильм о Достоевских. Не знаю, почему 3 года мурыжили его. Снят он у нас на даче, которую за 3 года мы перестроили. И соседи не те, прежние дом снесли. То есть очень многое за это время изменилось. Антураж другой, но мы не очень-то постарели. Еще покойный Василий Шукшин мечтал снять десятую главу «Братьев Карамазовых», посвященную детской теме, которая, по сути дела, является сквозной в творчестве Достоевского, начиная от «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми». Но Шукшину отказали, и он умер, так и не сняв этот фильм. Его сокурсники — режиссеры Юрий и Ренита Григорьевы, муж и жена, решив выполнить его завещание, сняли очень хороший фильм на киностудии им. Ренита недавно умерла. Царство ей Небесное. Мы познакомились с режиссерами в Старой Руссе, где Достоевский писал роман «Братья Карамазовы» и где чета Григорьевых попыталась снимать по нему фильм «Мальчики». В 1989-м году они пригласили меня на съемки в качестве консультанта, и я сыграл эпизодическую роль учителя гимназии. К сожалению, в Старой Руссе очень мало что сохранилось со времен Федора Михайловича, поэтому фильм снимали в Ельце. Со мной был сын, и режиссеры спросили: «А Алеша не хотел бы сняться в нашем фильме? Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина. Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина Фильм прошел с большим успехом и у нас, и в Японии, куда Горбачев взял лишь два фильма, в том числе картину «Мальчики». Алеша был в восторге, когда слушал себя на японском языке. Леша, конечно, не сам говорил по-японски, его дублировали. Слыша отзывы зрителей, что сын хорошо сыграл роль Коли Красоткина, я не удивлялся, потому что, возможно, это тоже в генах заложено, ведь еще одним увлечением Федора Михайловича была игра в любительском театре. Многие его современники писали, что это у него очень неплохо получалось. В Старой Руссе в семье Достоевских ставили небольшие спектакли с участием детей. Например, разыгрывали басню Крылова «Стрекоза и муравей», другие басни. Я же их всех очень люблю. Многие мне помогли в тяжелое время, многим я помог, чем мог. Мы за эти годы сроднились. Но теперь я надеюсь, что мой отпрыск заменит меня и в Старой Руссе, и в других местах будет достойно представлять род Достоевских, как я пытался представлять Федора Михайловича на чтениях в Старой Руссе. Я всегда с удовольствием вспоминаю эти чтения и всегда молюсь о тех, кто мне дорог. Раньше я по традиции писал обращения к детям — участникам детских Старорусских чтений. В этом году я очень переживаю, что не смог не только приехать весной в Старую Руссу, но и написать обращение к детям. Прошу у них прощения и надеюсь на то, что, может быть, все восстановится, когда мы придем в нормальное состояние. Федор Михайлович всегда выделял детей в своих романах, подчеркивая их особую роль, как, например, в десятой главе «Братьев Карамазовых». Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Фото: sobory. Федор Михайлович был прихожанином этого храма, одного из самых древних в городе.
Забегая вперед, скажем, что живы. О том, за что Достоевский обожал свою дочь и за что корил себя после смерти сына, какая участь ожидала его детей и удалось ли кому-то из потомков писателя пойти по его стопам — в нашем материале. Первая дочь умерла, вторая была одинока У Фёдора Достоевского появились дети только во втором браке. Вторая его жена, подарившая писателю потомство, — Анна Григорьевна в девичестве — Сниткина. Она была у Достоевского стенографисткой, и, несмотря набольшую разницу в возрасте писатель был на четверть века её старше , они полюбили друг друга и сочетались браком. Первый ребенок Достоевских родился через год после свадьбы, и это была девочка. Дочку назвали София. Увы, малышка не прожила и трёх месяцев: умерла от простуды в Женеве, где тогда жили супруги, и там же была похоронена. Анна Григорьевна Достоевская в разные годы. Вторая дочь Достоевских, Любовь, родилась год спустя в Дрездене, и её здоровье оказалось более крепким. Писатель её обожал, он часто рассказывал друзьям, какая она не по годам умная и развитая, какая спокойная мол, совсем не капризничает и как она не него похожа — «до смешного, до малейших черт», как выразился писатель в одном из своих писем племяннице. Увы, Достоевскому выпало недолго наслаждаться радостью отцовства, а его дочке — общением с папой: писатель скончался, когда Любе было 12 лет. По воспоминаниям окружения, смерть родителя произвела на девочку-подростка очень сильное впечатление. С одной стороны, это было для нее ударом, с другой — увидев на похоронах, как окружающие отзываются о её отце и с какими почестями идет церемония, она, наконец, осознала всё величие и всю значимость своего родителя. После этого девочка переменилась: как писал специалист по Достоевскому Н. Наседкин, основываясь на воспоминаниях многих, кто знал Любу, «она была «неуживчива, высокомерна, заносчива». Повзрослев, девочка отдалилась от матери. При этом она решила пойти по стопам отца и тоже начала писать. Так появились сборник рассказов «Больные девушки» и два романа — «Эмигрантка» и «Адвокатка». Однако читатели её творений не оценили. Люба Достоевская в детстве слева. Урна с прахом дочери Достоевского справа.
Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге
Папу Римского обвинили в невнимательном чтении Достоевского | Ну, Достоевский всегда мог бы это "свалить" на алкоголизм биологического отца Паши. |
Как Фёдор Достоевский проявлялся в своих потомках - Интервью - Литература - РЕВИЗОР.РУ | Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. |
- Жизнь Достоевского. Был ли отец Достоевского извергом? – Журнал «Родная Кубань» | протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы. |
«Род Достоевских продолжается»
Говорят, что папа Франциск весьма образован, значит ему известны слова другого величайшего русского человека, почти современника Достоевского. По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде. В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности. — Вовсе не смерть отца стала причиной обращения Достоевского к литературному труду. Под Зарайском в деревне Моногарово завершилась реставрация церкви и кладбища, на котором похоронен отец Федора Достоевского – Михаил. Это у Достоевского осталось еще с занятий по черчению в Главном инженерном училище.
О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
Из этого умолчания последующие авторы слепили образ бездушного отца-деспота, на всю жизнь нанесшего сыну душевную травму. Это ложь. Именьице Достоевских в Даровом Михаил Андреевич положил много усилий, чтобы захудалый род выбился в люди — выслужил потомственное дворянство, приобрел имение Даровое в Тульской губернии и несколько лет юные Достоевские чувствовали себя настоящими баричами. Главное, чего требовал отец от сыновей — образование.
Фёдор очень много читал, рано знал наизусть библейскую историю и русскую историю по Карамзину. Когда в дворянском пансионе не нашлось учителя латыни, отец стал заниматься с сыновьями сам и тут и раскрылась вся неровность его характера — он был добрым, никогда не применял физического воздействия, но очень требовательным и гневливым. Главное инженерное училище в Михайловском замке в Санкт-Петербурге После смерти жены Михаил Достоевский отправляет сыновей в лучшее из возможных учебных заведений — инженерное училище в Петербурге.
Император Николай I сам военный инженер, он любит инженеров, сыновья будут на виду… Сам Михаил Андреевич остается с младшими детьми в имении. Там-то и происходит трагедия — июньским днем 1839 года помещика Достоевского находят мертвым в поле — признаков насилия нет, но всем очевидно, что его убили крестьяне.
Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит».
Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы».
Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра.
Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества.
А дети собирались в зале и слушали при свечах сказки кормилицы. Чтобы не мешать отцу, говорили шепотом. Тишина царила такая, что слышен был скрип гусиного пера из гостиной... Мариинская больница была заведением для бедных. Каждый день Федор наблюдал из окна нищих, бездомных, умалишенных. Они собирались во дворе больницы в ожидании помощи. Сидели, лежали прямо на земле...
В больничном дворе проходили и детские игры Фёдора. Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал. Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь. Он дружил с девочкой, девятилетней дочкой кучера. Однажды какой-то пьяный мерзавец жестоко избил её. Юный Достоевский побежал за отцом-лекарем. Но было поздно.
Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис.
Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев.
Папа Римский Франциск заявил, что ему тяжелее всего видеть больных детей, и процитировал Федора Достоевского. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Омский художник реконструировал счастливое детство Федора Достоевского и собирается «дописать» его произведения. Сам Достоевский не обмолвился об этом ни словом, ни прямо – в дошедших до нас текстах, ни косвенно – в передаче воспоминаний. В произведениях Ф. М. Достоевского личность отца не нашла прямого отражения, хотя некоторые события его жизни и черты характера послужили материалом для творческого.
«Писатель, потрясающий душу»
Тема моральной распущенности старика Достоевского (отношение его к крестьянским девушкам) с полной отчетливостью выступает из этих материалов о его кончине. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке. Комментируя заявление Папы Римского Франциска, украинский посол в США Оксана Маркарова обвинила его в невнимательном прочтении классика русской литературы Федора Достоевского.
Путин подарил папе Франциску на 85-летие скульптурный портрет Достоевского
На полях его рукописей часто можно увидеть рисунки, какие-то башенки, шпили готических соборов. Это у Достоевского осталось еще с занятий по черчению в Главном инженерном училище. Несостоявшегося военного ждала иная судьба и путь на литературный олимп лежал, как известно, через эшафот. Смертную казнь с отменой расстрела в последнюю минуту, как главное потрясение своей жизни, Достоевский в деталях описал в письме брату. Жизнь везде, жить и остаться, и остаться человеком навсегда — цель, вот задача», - рассказала о письме Достоевского директор литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Наталья Ашимбаева. Интересный, гениальный, противоречивый. Образ писателя здесь же, в музее, раскрывают и через повседневные детали быта, которые его окружали. В рабочем кабинете писателя все воссоздано с детальной точностью по фотографиям, которые были сделаны сразу после смерти Достоевского. Как известно, он умер на диване.
До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен.
В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.
Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь...
Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А.
Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ».
По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события».
Оксана Маркарова посол Украины в США Такую реакцию Маркаровой вызвали слова понтифика о том, что писатель до сих пор вдохновляет всех на христианство. Папа Римский также подчеркнул, что ценит русский народ и русский гуманизм, и признался в любви к украинскому и русскому народам, добавив, что Святой престол делает все необходимое для мирного урегулирования конфликта на Украине. Комментируя заявление Маркаровой, депутат Государственной думы Дмитрий Белик отметил, что украинская дипломатия еще раз явила миру свое невежество.
Участники заседания намерены обратиться к губернатору Московской области Борису Громову с просьбой поддержать необходимые восстановительные работы в Даровом: здесь необходима срочная реставрация церкви Сошествия Святого Духа, где молились отец, мать, сестры и братья Достоевского. Планируется также благоустройство двухсотлетнего парка и продолжение археологических исследований.
Встретились с правнуком Федора Достоевского, который до пенсии работал водителем трамвая
Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский. Не он улыбаясь, кивает на мужа , а роман «Идиот», который я достала с полки так, как поступала всегда, выбирая книгу, а именно брала, зажмурившись, первое, что попадется. На этот раз мне попалось то, что было необходимо в этот момент. То, как Достоевский описал путь саморазрушения Настасьи Филипповны, меня перевернуло, я увидела множество параллелей, хотя обстоятельства моей жизни были совсем иными, общим был только итог, у нее свершившийся, а у меня возможный. И мне захотелось жить, будто открылось окно и появилась возможность вдохнуть чистый воздух. Густав Достоевский Наталья: Однажды мой взгляд зацепился за флейту. Я сдула пыль с футляра, достала её и начала играть.
Оказалось, надо ремонтировать. Отвезла старому мастеру. На обратном пути увидела уличных музыкантов в переходе метро «Московская». От природы застенчивая, в тот момент пересилила себя, подошла к ним и спросила: «Ребята, вам флейтистка не нужна? Оказалось, очень нужна. Так началась моя совсем другая жизнь в группе «Доктор Гаспар».
Алексей: Я в то же время конкретно панковал. Конечно, работал там-сям: экспедитором, сторожем в Ботаническом саду, приемщиком заказов на металлические двери, которые в девяностых всем неожиданно понадобились. Играл в «Птице Си», кстати, 25 лет там играю, уже и наши дети с нами выступают. Тусил в том же подвале, где сейчас клуб «Камчатка», только вход был с другой стороны, эта благоустроенная нора называлась «Чукотка». Помню, как буквально «кеды Цоя пропивали». Очередной какой-то концерт, инструмента своего на тот момент у меня не было.
Решил, как всегда, взять гитару у друга, позвонил, договорились. Он сказал, что как раз вечером будет в соседнем дворе, где у знакомых свадьба. Туда мы все и отправились. А Наталья там играла. Наталья: Он меня запомнил, а я его нет. Мне еще не было восемнадцати, на свадьбу я шла исключительно поиграть, а не знакомиться, и эта компания мне показалась просто страшной.
Все музыканты собирались в подвале соседнего детского садика, изумительная заведующая которого нас всех пригрела и дала место для репетиций. В одном из проектов играла я, в другом Лёша. Потом стали играть вместе. О том, что он потомок Достоевского, я не знала. Да я даже не знала его имени, не то что фамилии. Потому что представлялся он Густавом.
В монастырь вместо армии Алексей: Так как я уже не учился, осенью 1995-го обо мне вспомнил военкомат. Это была первая чеченская война, мои знакомые возвращались в цинковых гробах, и идти в армию совсем не хотелось. Как поступить, меня надоумил священник Геннадий Беловолов, знакомый моего отца, бывший научный сотрудник музея Достоевского. Он рассказал, что у Министерства обороны заключен с РПЦ договор, по которому насельники двух монастырей, в Оптиной и на Валааме, проходят службу, если подошел срок, не абы где, а в размещенных там военных частях. Таким образом я отправился на Валаам. На осенний призыв я опоздал, но остался там зимовать — не упускать же такой случай.
Я, как естествоиспытатель, таким образом испытывал естество: cначала сплющило, потом проперло. И унесло меня лет на сто пятьдесят назад. До весеннего призыва я был в монастыре трудником. Мыл посуду, водопровода не было, обледенелую воду набирали в девятисотлитровой бочке из-под кваса, стоявшей во дворе, нагревали в тазах, никаких фейри, только горчичный порошок. Затем был поваренком: растопка печей, чистка овощей. Потом стал трапезником, накрывал на стол.
А в итоге попал на конюшню. И там прижился, лошадей не боялся и работы тоже. Лошади на Валааме были рабочие. Гаража как такового не было: две машины, для них запчастей нет, топлива нет, — всё на лошадях. Подошло время весеннего призыва, но к этому моменту у меня уже нашлись болезни, успел полежать в больнице в Сортавале, и меня комиссовали. После этого я вернулся на остров и прожил там еще полтора года, продолжив трудиться на конюшне.
Наталья: Кстати, лошади — это тоже у Достоевских семейное. Сын Фёдора Михайловича, Фёдор Фёдорович, всю жизнь занимался лошадьми, его статьи на эту тему печатались в Императорском коннозаводческом журнале. Щупать эфир и лежать в сторону Бога Алексей: Эти два года, пока я жил на острове, мы с Натальей переписывались. Писали настоящие бумажные письма. Из-за нее прежде всего я и решил вернуться. Родители тоже дали понять через игумена, что им бы хотелось продолжения рода.
Все-таки я последний. А вера? Был период неофитства. Но я так уставал, что на службах часто просто спал.
Но казино на сегодня осталось только в Баден-Бадене. И в этом заведении Достоевского преподносят как одного из главных здешних игроков. Была бы моя воля, я бы тот портрет убрал со стены. Потомку неприятно, что Достоевского используют как рекламу, но другим, наоборот, лестно, что он здесь играл… В Баден-Баден меня привезли киношники из ВВС, они снимали фильм "Через 100 лет по следам Достоевского". Главным героем сделали меня, я согласился. Мы заглянули на игру. Потом режиссер сказал, что уже договорился, и мы назавтра будем снимать сцену в казино. Режиссер знал русский язык и вполне достойно на нем общался. Все легли спать, а я разволновался — мне в первый раз в жизни предстояло играть в казино!.. Я вспомнил, что у режиссера есть книга "Игрок". Тайком забрал у него эту книжку и, буквально только раскрыв ее, начал читать не просто текст Фёдора Михайловича — но систему игры в рулетку! Роман посвящен только рулетке, карты стали популярны несколько позже, когда Фёдор Михайлович уже "завязал". Схема игры была выложена прямо на странице. Я человек мистический, я эту систему переписал на бумажку. На следующее утро рассказал проснувшейся команде, что теперь я знаю систему игры Достоевского. А днем мы пошли снимать сцену в казино. После этого нас оставили там поиграть. Денег у меня было совсем немного. Несколько человек согласились со мной поиграть и сели за один стол. А режиссер заявил, что не верит ни в какую систему и будет играть за другим столом. Мы расселись и начали играть — ограниченно, в отличие от Фёдора Михайловича. И мы все выиграли. Я не буду называть цифры — но когда я явился к директору казино и сказал, что, поставив вот такую сумму, выиграл вот такую, он ответил по-немецки: "Невозможно! А режиссер на другом столе в пух и прах проигрался… В интервью немецкому изданию я упомянул этот эпизод. С тех пор за мной постоянно ходил хвост из журналистов, просивших секрет игры. Я честно говорил: она зашифрована в книге Достоевского "Игрок", которая первоначально называлась "Рулетенбург". Читайте "Игрока"!.. Не знаю, открылась ли им та система — но все же я подвиг их прочитать сочинение Фёдора Михайловича. Иллюстрация к роману "Игрок". Но что это было — наитие, или в тексте правда что-то зашифровано?.. Я сам не знаю!.. Посетив другие города Германии, я вернулся домой и снова стал штудировать "Игрока" в поисках той страницы. И не нашел её вторично!.. Фёдор Михайлович устроил мне эту мистическую историю. А ведь чтобы составить систему игры в рулетку, тоже нужны способности к анализу. Если кто-то очень захочет выискивать у Достоевского в записных книжках результаты игры в казино — они там есть, постоянно упоминаются небольшие выигрыши и даже большие выигрыши. Но он не удерживался и не останавливался, начинал бессистемно играть — и тогда проигрывал. Беда его была в неумении вовремя остановиться… Игра ему была нужна, одной из мотиваций была постоянная необходимость в деньгах, чтобы оплачивать долги своего рано умершего старшего брата. У него появилась идея фикс, что игрой он сможет выиграть такую сумму, чтобы просто отдать долги и стать от них свободным. Благородная цель. Но было одно но. Достоевский о себе говорил, что натура его подлая: у него всегда есть желание не только дойти до бездны, но и заглянуть туда. В этом проявлялась его страстность. Фёдор Достоевский. Фото: zen. А у вас есть азарт, страстность? Есть и азарт, и страстность. В молодости я любил раскинуть картишки и мог сыграть даже на копеечку. Кстати, о копеечке, или о том, что однажды Фёдор Михайлович прекратил играть. У Анны Григорьевны в воспоминаниях записано. Младший брат, переехавший в Петербург, ходил в гости со своими детьми к старшему брату. Всей семьей они садились играть в "дурачка на копеечку". Фёдор Михайлович брал стул, ставил его в угол и мрачно сидел там все время, не притрагиваясь к картам: уж если завязал, так завязал!.. Вот такая у него была сила воли. Во время игры в казино, о которой я вам только что рассказывал, я почувствовал, что могу тоже "провалиться". К счастью, у нас был жесткий уговор, что мы играем час, не больше, а потом уезжаем. И потому моя игра кончилась благополучно. Вы прекрасно говорите. Кто вы по профессии? Я сознательно не пошел получать высшее образование. Федор Михайлович меня толкнул в гущу жизни. Я хотел общаться с людьми на равных. В итоге у меня 21 профессия. Принцип мой был таков: я поступал на какую-то работу, достигал в профессии определенных высот, чтобы мне говорили — да ты мастер, да ты уже все знаешь! Глаза мои были чистые, честные. И когда в отделах кадров всматривались в меня — не пьяница ли я, не "летун" ли — по их понятиям, долго на одном месте не могли работать только представители этих групп населения — убеждались, что я нормальный человек. А я еще и объяснял, что хочу новую профессию получить. Итак, у меня 21 профессия по трудовой книжке. Какие, например? Водитель трамвая — об этом пишут везде. На трамвае я работал очень давно, когда я был еще совсем молоденький и даже не имел сына. Обучение проходил на трамвайно-троллейбусном учебном комбинате, там были классы трамвайщиков и троллейбусников, и я сознательно пошел на трамвай. Признаюсь, из этой двадцати одной профессии вагоновожатый — одна из любимых. Я там долго проработал и ушел только потому, что произошла серьезная авария. Мой трамвай потерял тормоза, я был ни при чем, это была технологическая ошибка, все кончилось удачно, никто не пострадал. Хотел продолжать, но мысль о том, что трамвай может опять оказаться без тормозов, меня смущала… Вот одна. А теперь вам вопрос: что такое алмазчик? Трамвай ЛМ-57. Подпись: "Можно сказать любимый трамвай ленинградцев. Новый, с мягкими обводами дизайн, улучшенный комфорт дал возможность назвать его в народе "стиляга". Что-нибудь со стеклом связанное? Как вы близко подбираетесь! Алмазчик потому так называется, что делает на хрустале граненый рисунок, который после обработки в кислоте блестит как алмаз. Мы очень долго говорим, я узнала от вас массу интересного, чего ниоткуда больше нельзя почерпнуть. Напоследок скажите, как в роду Достоевских принято воспитывать детей? Чтобы из них не выросли ни Раскольниковы, ни "бесы"? Фёдор и Анна Достоевские. Фото: psyfiles. Фёдор Михайлович обращался к Анне Григорьевне с советами, как поступать с детьми. В них нет ни разу нормального для нас слова "воспитание", хотя тема явно его требует. Дословно я не помню, но он "воспитание" заменял советами "следи, разъясняй"… Это очень важные для матери и для ребенка слова.
Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы-солдатки. Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг. Исаева, горького пьяницы.
Спустя 3 года, во время Отечественной войны 1812 года, Михаил Достоевский уже служил врачом, выхаживал больных и раненых в Московском «Головном» госпитале. В 1816 году Михаил Достоевский получил звание штаб-лекаря, работая в Бородинском пехотном полку. Спустя два года он перевелся в Московский военный госпиталь врачом-ординатором и через год отличной службы стал старшим лекарем 2-го класса. Жалованье по тем временам было высокое - 600 рублей в год или 50 рублей в месяц для сравнения: килограмм говядины стоил 40 копеек за килограмм, а сено - 4 рубля за воз. Михаил Достоевский окончил свою службу военным врачом в 1820 году после женитьбы на Марии Нечаевой. А в 1821 году он начал работать лекарем в московской Больнице для бедных Мариинской больнице. В 1825 году за отличную и ревностную службу Михаил Достоевский был награжден орденом святой Анны 3 степени, а после получил чин коллежского асессора, что давало право на получение потомственного дворянства по выслуге для себя и всей семьи. В 1828 году Михаил Достоевский становится штаб-лекарем больницы.