Первый космонавт, чей полёт 12 апреля 1961 года открыл новую эру — космическую.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек | Именно в этот день, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. |
Летал ли Гагарин в космос? Правда и ложь о космических мифах | Первый космонавт, чей полёт 12 апреля 1961 года открыл новую эру — космическую. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | Первый в мире космонавт испытывал сложнейшие перегрузки, был уверен, что погибнет, но восстановился за один вечер. |
Самый первый человек в космосе до Гагарина | Новость о том, что космонавт благополучно приземлился возле селения Красный Кут — не так далеко от места посадки Гагарина, — встретила восторженно. |
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды
По крайней мере, своими глазами. Он смотрел на отражение иллюминатора в зеркале. Королёв уважал Гагарина, но не любил Терешкову Через два года после Гагарина, 16 июня 1963 года, в космос полетела первая женщина. Ею стала Валентина Терешкова.
По словам историка космонавтики Антона Первушина, её выбрали прежде всего за дипломатические и ораторские качества. Ведь ещё мужчин толком "на крыло", так сказать, не поставили. Но Николай Каманин создатель первого отряда космонавтов.
Поэтому в Терешковой он видел такого Гагарина в юбке. Дипломата и посла доброй воли — именно по этим качествам её и выбрали. После её полёта главный конструктор сказал, что женщинам в космосе не место.
И следующей женщиной на орбите стала лишь Светлана Савицкая 19 лет спустя. Зато Гагарина Сергей Королёв очень уважал и любил — не только за высокие показатели в работе, но и за обаяние и редкую дипломатичность. Ему говорили, мол, залезь, присядь в кресло.
Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» Был ли Юрий Алексеевич верующим человеком? В ситуации постоянной опасности, когда приходится рисковать жизнью, рождается и укрепляется именно истинная вера. А верить, как и любить, заставить нельзя. Не произнесете — из церкви библиотеку сделаем и приход распустим. И вообще — в Магадан отправим! И вот в воскресный день, батюшка после основной проповеди и изрекает: "Возлюбленные во Иисусе Христе братья и сестры, уважаемые наши гости! Вот, говорят: Гагарин в космос летал, а Бога там не видел!
А Бог Гагарина очень даже хорошо видел, и представляете, даже благословил его! Подобную реплику когда-то высказывал и архимандрит Алипий Воронов , бывший настоятелем Псково-Печерского монастыря. Когда в обитель приехали туристы из Финляндии, то один из них заявил: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не отыскали». Отец архимандрит заметил: «Такая беда имеет возможность и с вами статься: в Хельсинки были, президента не видали». Космонавт А Леонов рассказывает: «На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был атеистом.
Ведь он был крещен кстати, как и я , но при тогдашнем всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было практически невозможно. По официальной версии советской эпохи, свое отношение к религии летчик-космонавт Герой Советского Союза Юрий Гагарин вроде как высказал в своей книге «Дорога в космос», где назвал полет в космос «сокрушительным ударом церковникам». Но можно ли считать эти слова из книги, составленной корреспондентами газеты «Правда» и многократно отредактированной, действительно принадлежащими Гагарину, учитывая и тот факт, что полет первого космонавта был активно использован для атеистической пропаганды? Все, что известно о подлинном отношении Юрия Алексеевича к вере, пересказано со слов его друзей и родственников, а также из некоторых поступков, совершенных им. Многое можно оспорить и сказать, что какие-то факты выглядят натянуто. Просто приведем сохранившиеся свидетельства жизни Юрия Алексеевича Гагарина. Родители летчика были верующими людьми.
Все в семье Гагариных были крещеными, и в том числе Юрий Алексеевич. Гагарина», вспоминает: «У родителей Юрия Гагарина иконы висели в красном углу в большой комнате и на кухне. После полёта к Алексею Ивановичу пришло руководство из райкома: мол, у вас сын — космонавт, а в доме иконы висят. Но он иконы не снял… Я Юрия Гагарина и в то время всегда только крёстным звала. Бабушка рассказывала мне, как 13-летний Юра в храме носил меня на руках вокруг крестильной купели. Он и своих двух дочек маленькими крестил», — вспоминает Тамара Филатова, племянница Юрия, дочь его сестры Зои. Полковник в отставке Валентин Васильевич Петров, преподаватель Центра подготовки космонавтов и друг Юрия Гагарина, вспоминает об их совместной поездке в Троице-Сергиеву Лавру.
Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде — потому что в то время нам, военным, просто невозможно было появиться в храме в военной форме — да и к тому же, надеялись остаться незамеченными. Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш. Чтобы все-таки спасти космонавта от все увеличивающейся толпы, наместник Лавры предложил нам пройти в его келью. Гагарин сделал паузу, а потом улыбнулся своей обворожительной улыбкой и сказал: «Батюшка, а давайте сначала к мощам Сергия — а потом куда угодно».
После Юра спрашивал меня, почувствовал ли я что-то, когда мы поклонялись мощам. Я ответил: «Да. Какая-то, Юра, благодать». А он сказал: «Вот видишь — значит, мне не показалось». Отец-наместник предложил нам также посетить Церковно-археологический кабинет. Сейчас мало кто может сказать наверняка, какое у Гагарина было отношение к вере. Но когда мы вошли в Кабинет, его вопросы и комментарии убедили меня, что он очень многое в православии знает.
Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришел от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится? Это запало ему в душу. Прошло не так много времени — и на пленуме ЦК, посвященному патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ВЛКСМ, депутатом Верховного совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Юрий Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку, подчеркнув, что это важнейшие памятники воинской славы. Вот это поступок! Но это был уже ноябрь 65-го года, Хрущева не было. И когда перепуганный президиум, еще под влиянием атеизма, доложил в верха, что Гагарин несет на пленуме крамолу, то Леонид Ильич Брежнев сказал: «Что вы на Гагарина напустились?
Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва справа Юрию Гагарину перед стартом. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта.
Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов. За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение. Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти. Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы.
В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток. Также по теме «России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик,... Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Сергей Королёв принял решение максимально оперативно устранить неисправность, и это удалось сделать в кратчайшие сроки. Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали! С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды.
До них было ещё далеко — ой как далеко! Космонавт номер один поддерживал связь с Землёй и контролировал работу систем управления кораблём.
Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.
Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги.
Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс.
Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства.
На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся.
Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос. Самолет с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвел посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин.
По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии - подтяжка от носков , но он не остановился и дошел до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено... Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Юрий Гагарин спустя несколько часов после полета в космос Однако историк авиации Андрей Симонов пишет о том, что в Центральном архиве Минобороны никаких сведений об этих летчиках нет. А в это время действительно происходили запуски ракет с собаками на борту, которые погибли из-за разгерметизации кабины. Однако их родственники утверждают, что все они были техниками-испытателями. Их имена в отличие от конструкторов и членов отряда космонавтов не были засекречены и упоминались в советской прессе. А уже на Западе из-за нехватки информации их превратили в погибших космонавтов. Но историки космонавтики пишут, что он никогда не был в космосе, и пострадал не в полете, а в результате автокатастрофы. Другой летчик — Валентин Бондаренко — на самом деле погиб не в космосе, а во время испытаний в сурдобарокамере. Юрий Гагарин с детьми Как бы то ни было, Юрий Гагарин заслужил свое право полететь в космос.
Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был атеистом. Ведь он был крещен кстати, как и я , но при тогдашнем всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было практически невозможно. По официальной версии советской эпохи, свое отношение к религии летчик-космонавт Герой Советского Союза Юрий Гагарин вроде как высказал в своей книге «Дорога в космос», где назвал полет в космос «сокрушительным ударом церковникам». Но можно ли считать эти слова из книги, составленной корреспондентами газеты «Правда» и многократно отредактированной, действительно принадлежащими Гагарину, учитывая и тот факт, что полет первого космонавта был активно использован для атеистической пропаганды? Все, что известно о подлинном отношении Юрия Алексеевича к вере, пересказано со слов его друзей и родственников, а также из некоторых поступков, совершенных им. Многое можно оспорить и сказать, что какие-то факты выглядят натянуто. Просто приведем сохранившиеся свидетельства жизни Юрия Алексеевича Гагарина. Родители летчика были верующими людьми. Все в семье Гагариных были крещеными, и в том числе Юрий Алексеевич. Гагарина», вспоминает: «У родителей Юрия Гагарина иконы висели в красном углу в большой комнате и на кухне. После полёта к Алексею Ивановичу пришло руководство из райкома: мол, у вас сын — космонавт, а в доме иконы висят. Но он иконы не снял… Я Юрия Гагарина и в то время всегда только крёстным звала. Бабушка рассказывала мне, как 13-летний Юра в храме носил меня на руках вокруг крестильной купели. Он и своих двух дочек маленькими крестил», — вспоминает Тамара Филатова, племянница Юрия, дочь его сестры Зои. Полковник в отставке Валентин Васильевич Петров, преподаватель Центра подготовки космонавтов и друг Юрия Гагарина, вспоминает об их совместной поездке в Троице-Сергиеву Лавру. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде — потому что в то время нам, военным, просто невозможно было появиться в храме в военной форме — да и к тому же, надеялись остаться незамеченными. Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш. Чтобы все-таки спасти космонавта от все увеличивающейся толпы, наместник Лавры предложил нам пройти в его келью. Гагарин сделал паузу, а потом улыбнулся своей обворожительной улыбкой и сказал: «Батюшка, а давайте сначала к мощам Сергия — а потом куда угодно». После Юра спрашивал меня, почувствовал ли я что-то, когда мы поклонялись мощам. Я ответил: «Да. Какая-то, Юра, благодать». А он сказал: «Вот видишь — значит, мне не показалось». Отец-наместник предложил нам также посетить Церковно-археологический кабинет. Сейчас мало кто может сказать наверняка, какое у Гагарина было отношение к вере. Но когда мы вошли в Кабинет, его вопросы и комментарии убедили меня, что он очень многое в православии знает. Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришел от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится? Это запало ему в душу. Прошло не так много времени — и на пленуме ЦК, посвященному патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ВЛКСМ, депутатом Верховного совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Юрий Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку, подчеркнув, что это важнейшие памятники воинской славы. Вот это поступок! Но это был уже ноябрь 65-го года, Хрущева не было. И когда перепуганный президиум, еще под влиянием атеизма, доложил в верха, что Гагарин несет на пленуме крамолу, то Леонид Ильич Брежнев сказал: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеичу привет»». Сохранился отрывок из стенограммы выступления Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Отвечая на письма читателей». В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе. Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю.
Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов. В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф. Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества. В начале 1921 года под руководством Н. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию ГДЛ. В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей. Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В. В 1931 году при Осоавиахиме Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения ГИРД , которые занимались разработкой экспериментальных ракет. В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей. Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В. Ветчинкин, профессор Н. Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года.
Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу кандидатов в космонавты. Выдержав множество различных тестов и проверок, он был признан специальной медицинской комиссией годным для космических полетов. С 23 мая 1961 г. С 16 января 1963 г. С 20 декабря 1963 г. С 20 марта 1964 г. С 14 марта 1966 г. Космическая подготовка и полеты: 16 марта 1960 г. Быковским, Г. Нелюбовым, А. Николаевым, П. Поповичем и Г. Октябрь 1960 г. Первый космический полет совершил 12 апреля 1961 г. Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Продолжительность полета: 1 час 48 минут. Позывной: «Кедр». В 9 часов 57 минут по московскому времени ТАСС передал сообщение: «12 апреля 1961 г.
Новости и события Российского исторического общества
Сошедшие с небес: человеческие истории и тайны первых в мире космонавтов | Именно в этот день, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос | 18 марта 1965 года состоялся первый в истории выход человека в открытый космос: советский космонавт Алексей Леонов в течение 12 минут 9 секунд находился |. |
55 лет Аллее Героев космоса | Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
РИА Новости, 25.03.2024. Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. То, что именно он станет первым космонавтом, было определено незадолго до полета. То, о чем не расскажет Википедия и первые несколько ссылок Гугла.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Кто был в космосе до Гагарина. Мифы и реальность | Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова. |
GISMETEO: Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней - События | Новости погоды. | Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. |
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды | Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». |
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю | Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ). Это был Первый отряд космонавтов СССР, в состав которого входили 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков авиации ВМФ.
Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. Для Алана Шепарда, которого готовили как первого космонавта Соединённых Штатов Америки, эта новость стала крупным потрясением. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Сегодня у космонавтов-слушателей начались выпускные экзамены. Я — председатель экзаменационной комиссии. Во время экзаменов у меня часто возникал вопрос: кто из них прогремит на весь мир и войдет в историю как первый из людей, совершивших космический полет? На это трудно ответить однозначно, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ответственной задачей. Гагарин, Титов трудолюбивы. Николаев — самый спокойный из шестерки; Быковский энергичен и жизнерадостен... Попович производит впечатление волевого человека".
На нем определили, кто полетит в космос. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Германа Титова утвердить как запасного космонавта. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час. В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космос. Всего было заготовлено три варианта текста: первый на случай гибели космонавта, второй, сообщавший о нештатной ситуации и экстренном приземлении, и третий, рапортующий об успехе СССР. Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после того, как Гагарин отправился в космос. Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь все разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звезды.
До них было еще далеко — ой как далеко! Поделиться Первый полет человека в космос Первый полет человека в космос Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Поэтому Гагарина встретили всего два человека: жена лесника и ее 5-летняя внучка — Румия Нурсканова. Планета рукоплескала Гагарину, это был настоящий триумф советской науки. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения? Кстати, некоторое время назад СМИ представили полетную инструкцию Гагарина. В инструкции по эксплуатации и управлению космическим кораблем "Восток-3А" содержится набор алгоритмов, прописывающих все этапы полета: от предстартовой подготовки и до возвращения на Землю. Даже указан порядок облачения в скафандр: космонавт должен "просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава и надеть гермошлем". Этот же документ предписывал астронавту настроиться на вторую программу Московского радио и употребить пищу в определенные отрезки после выхода на орбиту. Всемирная слава первого космонавта На первого космонавта обрушился невиданный поток славы.
Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты Земля. Советское дипломатическое ведомство штурмовали запросами из огромного количества стран, умоляя о визите первого космонавта. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни, увлечениях, привычках. Такую роль отвела ему история: встречаясь с тысячами людей, представлять не только себя, а быть полномочным представителем всего Советского Союза. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Приглашение его в страну исходило не от премьер-министра, а от Дэйва Ламберта, генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании. Директива от премьера звучала так: официальных приемов в честь советского гостя не устраивать и не привлекать к нему повышенного внимания.
Их имена в отличие от конструкторов и членов отряда космонавтов не были засекречены и упоминались в советской прессе. А уже на Западе из-за нехватки информации их превратили в погибших космонавтов. Но историки космонавтики пишут, что он никогда не был в космосе, и пострадал не в полете, а в результате автокатастрофы. Другой летчик — Валентин Бондаренко — на самом деле погиб не в космосе, а во время испытаний в сурдобарокамере. Юрий Гагарин с детьми Как бы то ни было, Юрий Гагарин заслужил свое право полететь в космос. Он подвергался невероятным физическим и психологическим нагрузкам в процессе подготовки: однажды он провел 10 дней в полной изоляции в «комнате тишины». Но решающим фактором стала даже не физическая выносливость и уравновешенность, а честность — Гагарин единственный признался в том, что тренировки на центрифуге были для него очень тяжелыми. Об этом свидетельствуют памятники русским гениям, установленные за рубежом Понравилась статья?
Как видите, эпизод более чем примечательный. И все причастные его хорошо запомнили, в том числе благодаря находчивости конструктора Леонида Воскресенского. Подробно описан первый запуск Р-9 и в рассекреченных документах, поэтому подозревать советских специалистов в сокрытии правды о событиях апреля 1961 года нет никаких оснований. Впрочем, не только охотники за сенсациями виновны в широком распространении слухов о том, что с полетом Гагарина было что-то не так. Свою долю ответственности перед лицом истории должны нести и советские власти, на протяжении десятилетий засекречивавшие проблемы ракетно-космической отрасли. На факты фальсификации итогов орбитального полета Юрия Гагарина западные эксперты указывали еще в апреле 1961 года. Поскольку Советский Союз отказался реагировать на законные требования опубликовать детальное описание ракеты-носителя и корабля, возникло подозрение, что сфальсифицирован и сам полет. Например, корреспондент газеты New York Daily Mirror писал: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полете Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полет по орбите, а быть может, и нет. Кто-то должен взять на себя роль сомневающегося, и мы с радостью берем ее на себя. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки: дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьезнее, чем можно подумать: вопрос, летал ли Гагарин в космос, поднимают до сих пор, и очень трудно переубедить сомневающихся. В то же время западная политическая элита сразу признала полет Юрия Гагарина фактом. Дело в том, что еще во времена первых спутников Агентство национальной безопасности АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда он попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой системой «Селигер». Через 58 минут после начала приема сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На них было хорошо видно, как Гагарин двигается и ведет переговоры. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение. Разумеется, корреспондент New York Daily Mirror ничего о перехвате не знал, ведь АНБ тоже умеет хранить секреты и не распространяется о своих возможностях. Однако президент Джон Кеннеди вполне доверял разведке и направил Никите Хрущеву поздравительную телеграмму. Нам необходимо зафиксировать важное соображение. Никаких независимых доказательств полета Юрия Гагарина, кроме подтверждения АНБ, рассекреченного сравнительно недавно, не существует.
Слово «космонавт» окончательно вошло в обиход за год до первого полёта, когда министр обороны СССР Родион Малиновский издал «Временное положение о космонавтах». И в мировой науке, и в фантастической литературе чаще использовался термин «астронавты», но в Советском Союзе с подачи Ари Штернфельда закрепился русифицированный вариант. Советский и американский подходы к подбору космонавтов и астронавтов принципиально отличались. В первый набор отряда космонавтов вошли 20 молодых лётчиков-истребителей. Их отобрали по уникальному здоровью, но лётного и жизненного опыта у них было немного. Для первого американского пилотируемого корабля «Меркурий», наоборот, набрали «великолепную семерку» — очень опытных лётчиков-испытателей, многие из которых имели боевой опыт в истребительной авиации. Ещё одно отличие: в космических кораблях «Меркурий» упор был сделан на ручное управление, а в кораблях «Восток» — на автоматическое. В подготовку первого отряда советских космонавтов входили теоретические занятия: основы высшей математики, небесной механики, механики твёрдого тела, астрономии и геофизики, медицины и биологии, а также технические дисциплины по ракетно-космической технике и специальный курс киносъёмки. Помимо теории, будущие космонавты практиковались в прыжках с парашютом, физкультуре и проходили тренировки по кратковременной невесомости в двухместном реактивном самолете МиГ-15УТИ. Первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле, оказался Юрий Гагарин. Это случилось 18 июня 1960 года, когда они приехали на опытный завод ОКБ-1 и впервые увидели в сборочном цехе прототипы корабля «Восток» 3КА. Это же был день знакомства с главным конструктором Сергеем Королёвым. Иллюминатор на детских изображениях ракет — это люк системы аварийного спасения в головном обтекателе ракет «Восток». Он появился из-за неудач во время испытаний на полигоне Тюра-там в Казахстане теперь это космодром Байконур. Эта авария заставила конструкторов создать надёжную систему катапультирования — через тот самый люк. Катапультирование должно было проходить в кресле с парашютом. Несмотря на ряд неудач, Королёв так хотел обогнать американцев, что уже в октябре 1960 года на заводе ОКБ-1 был сделан упрощённый тренажер корабля «Восток». Для ускоренной подготовки на нём были выбраны шесть космонавтов: Гагарин, Попович, Титов, Карташов, Нелюбов и Николаев. Карташова заменили на Валерия Быковского из-за обширных кровоизлияний в кожу, которые появились у Карташова при испытаниях в центрифуге с перегрузками от 7 до 12 g. Знаменитое «Поехали! Они начались в ноябре 1960 года. Комиссия поставила отлично всем космонавтам, но рекомендовала в полётах придерживаться следующего порядка: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. В итоге очередь прервалась на Григории Нелюбове, который после полёта Германа Титова был отчислен из отряда космонавтов за дисциплинарное нарушение. При этом только на него, наряду с Титовым и Гагариным, к весне 1961 года был изготовлен индивидуальный скафандр. Гагарин на медицинском обследовании. Внешний негерметичный слой скафандра первых советских космонавтов был ярко-оранжевого цвета, чтобы их было легче искать после приземления. До Гагарина в космос дважды успешно летал манекен по имени Иван Иванович. Иван Иванович катапультировался, а внутри спускаемого аппарата приземлилась собака Чернушка. Её Гагарин переименовал в Звёздочку. Оба предварительных беспилотных полёта были признаны госкомиссией успешными, хотя в обоих случаях нештатно расстыковались спускаемый аппарат и приборный отсек. Корабли приземлялись с перелётом от расчётной точки посадки. О том, кто полетит первым, а кто станет запасным, Гагарину и Титову объявили 10 апреля, всего за два дня до запуска, а решение было принято Госкомиссией ещё на два дня раньше — 8 апреля. В последний момент всё могло измениться. При контрольном взвешивании выявили перевес корабля с космонавтом в скафандре на 14 килограмм. Возникла идея поменять Гагарина на более лёгкого Титова, но её отверг Королёв, дав распоряжение демонтировать второстепенное оборудование и часть кабелей. Гагарин перед стартом на «Байконуре». Учёные обратили внимание, что при первом полностью успешном полёте собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. Из опасения, что космонавт может утратить контроль над собой, панель ручного управления была закрыта кодовым замком. Код хранился на борту корабля в специальном пакете. Но специалисты так волновались за Гагарина, что за день до старта его инструктор Марк Галлай сообщил код от замка — цифры 1, 2, 5. То же сделал и ведущий конструктор по «Востоку» Олег Ивановский — уже перед закрытием крышки люка.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
То, о чем не расскажет Википедия и первые несколько ссылок Гугла. А в 1977–1978 годах вместе с летчиком-космонавтом Юрием Романенко стал первым, кто встретил Новый год на орбите. Юрию Гагарину исполнилось бы 89 лет. Первый космонавт, чей полёт 12 апреля 1961 года открыл новую эру — космическую. Летчик-космонавт СССР Терешкова — первая в мире женщина-космонавт.