19 июля Президиум Верховного Суда РФ утвердил второй Обзор судебной практики за 2023 год. Президиум ВС утвердил первый Обзор судебной практики в 2023 году.
Уверены, что полностью контролируете финансы в своем бизнесе?
- Только в апреле
- Регистрация открыта!
- Регистрация
- Верховный суд опубликовал обзор практики № 2
Обзор практики Верховного суда № 3-2022: позиции по банкротству
Президиум Верховного Суда представил второй в 2023 году обзор судебной практики. Верховный суд опубликовал третий обзор судебной практики за 2022 год. Текст обзора судебной практики Верховного суда № 3, утвержденный Президиумом ВС 15 ноября 2023 года. Верховный суд подчеркнул: снос самовольной постройки — крайняя мера. Выводы и позиции в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 2022, утв. Верховный суд отменил апелляционное решение по делу физика Голубкина.
Обзор судебной практики ВС РФ №2 (2023)
Повышение этого доверия — одна из основных задач, как всей судебной системы целиком, так и Верховного суда в частности». По ее словам, важным критерием повышения эффективности является «качество осуществляемого правосудия, которое обеспечивается единообразием судебной практики». Эта работа в приоритете и ей Верховным судом уделяется большое внимание, подчеркнула председатель. Кроме того, отметила Подносова, в приоритете такие направления, как применение современных технологий, уход от избыточных судебных процедур и оптимизация судебной нагрузки.
Суждения о том, что снижение размера платы ставит под угрозу безопасность проживающих в доме граждан, должны быть подкреплены надлежащими доказательствами, а не носить абстрактный характер. Поделиться: г. Волгоград, пр. Ленина, 9.
Если у общества их нет и не имеется возможностей для восстановления, об этом надо уведомить участника с предоставлением соответствующих доказательств. Если доказательства невозможности выдачи документов не предоставлены, действует презумпция нахождения их у общества. В случае, если суд принимает решение о предоставлении доступа к документам, подлежащим восстановлению, необходимо указать срок, в течение которого все формальности должны быть выполнены.
Также указано, что выдача незаверенных копий приравнивается к неисполнению обязанности по предоставлению данных, если в заявлении участник запрашивал копии с фиксацией их верности оригиналу. Рассмотрен и ряд других вопросов, по правам бывших и действующих участников, их наследников, объему предоставляемых данных, штрафным санкциям. Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Определение N 5-КГ22-117-К2 10. При разрешении вопроса о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суду необходимо учитывать, что неустойка должна стимулировать должника к исполнению обязательства, делая его неисполнение невыгодным для должника, и что для отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем в целях защиты прав потерпевших специально установлен повышенный размер неустойки.
Гражданская ответственность причинителя вреда по договору ОСАГО на момент происшествия застрахована не была. Страховая организация, уполномоченная РСА на осуществление компенсационных выплат, отказала истцу в выплате, ссылаясь на недостаточность представленных документов. В досудебном порядке требования истца ответчиком добровольно не удовлетворены. Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, признал обращение истца в страховую компанию надлежащим, а отказ в компенсационной выплате незаконным, и взыскал с РСА в пользу К. Кроме того, с РСА в пользу К. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа в компенсационной выплате и об обязанности ответчика уплатить неустойку по день фактического исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения статьи 333 ГК РФ, ограничил размер подлежащей уплате на будущее время неустойки пределом в 22 500 руб. С определением суда апелляционной инстанции согласился кассационный суд общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда признала выводы суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции об ограничении размера неустойки не соответствующими нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
По смыслу положений статьи 309, пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойка как обеспечение исполнения обязательства должна стимулировать должника к исполнению обязательства, делая его неисполнение невыгодным для него. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку пункт 1 статьи 333 названного кодекса. Как разъяснено в пункте 85 постановления Пленума Верховного Суда от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", применение статьи 333 ГК РФ об уменьшении судом неустойки возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащие уплате неустойка, финансовая санкция и штраф явно несоразмерны последствиям нарушенного обязательства. Уменьшение неустойки, финансовой санкции и штрафа допускается только по заявлению ответчика. В решении должны указываться мотивы, по которым суд пришел к выводу, что уменьшение их размера является допустимым. На основании подпункта "а" статьи 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" далее - Закон об ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тыс.
Согласно пункту 2 статьи 12 названного закона размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "а" статьи 7 данного федерального закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона об ОСАГО рассматривать требования о компенсационных выплатах, осуществлять компенсационные выплаты и реализовывать право требования, предусмотренное статьей 20 указанного закона, могут страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров. К отношениям между лицами, указанными в пункте 2 статьи 18 Закона об ОСАГО, и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования. В силу пункта 2 статьи 19 Закона об ОСАГО компенсационные выплаты осуществляются в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тыс. За несоблюдение профессиональным объединением страховщиков срока осуществления компенсационной выплаты пунктом 4 статьи 19 Закона об ОСАГО установлена неустойка пеня за каждый день просрочки в размере одного процента от определенного в соответствии с указанным законом размера компенсационной выплаты по виду причиненного вреда. При этом общий размер неустойки пени , подлежащей выплате профессиональным объединением страховщиков, не может превышать определенный в соответствии с Законом об ОСАГО размер компенсационной выплаты по виду причиненного вреда. В данном случае согласно пункту 2 статьи 19 Закона об ОСАГО размер компенсационной выплаты по виду причиненного вреда не может превышать 500 000 руб. Соответственно, предельный размер неустойки за просрочку компенсационных выплат в данном случае составляет также 500 000 руб.
Таким образом, снижая предельный размер неустойки с 500 000 руб. При этом суд апелляционной инстанции не привел каких-либо исключительных обстоятельств для снижения неустойки на основании статьи 333 ГК РФ и не привел мотивов, по которым он посчитал установленную законодателем неустойку чрезмерной или неразумной. Кроме того, из обстоятельств дела следует, что предельная сумма неустойки, определенная судом апелляционной инстанции, соответствует 30 дням просрочки компенсационной выплаты в 75 000 руб. Кассационный суд общей юрисдикции допущенные судом апелляционной инстанции нарушения не исправил. Поскольку судом первой инстанции при принятии решения о взыскании неустойки на будущее время, а также при определении размера государственной пошлины установлены все необходимые обстоятельства дела и не допущено каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, а у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены или изменения решения суда в этой части, Судебная коллегия отменила апелляционное и кассационное определения в данной части, оставив в силе решение суда первой инстанции. Наличие в высказывании оценочных суждений, выражающих субъективное мнение автора, не исключает содержание в нем утверждений о фактах, по отношению к которым автор высказывает свое мнение и соответствие действительности которых можно проверить. Истец просила признать распространенные в отношении ее сведения не соответствующими действительности, порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию, обязать А. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что содержащиеся в тексте отзыва высказывания представляют собой субъективное мнение пациента, которое сформировалось под влиянием несогласия с осуществляемой М.
Кроме того, суд указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих распространение этих сведений А. С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который также исходил из того, что негативная информация в отзыве выражена в форме субъективных суждений мнения-оценки автора отзыва , при этом указал, что эмоциональная составляющая мнения автора не влияет на оценку размещенных на сайте сведений, поскольку они могут быть как положительными, так и отрицательными. Суд апелляционной инстанции указал, что истец правом на проведение лингвистической экспертизы на предмет установления характера спорных сведений, а также оценки их восприятия не воспользовалась. С выводами судов первой и апелляционной инстанций согласился кассационный суд общей юрисдикции. Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда, руководствуясь положениями части 3 статьи 17, части 1 статьи 23, части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 150, пунктов 5 и 8 статьи 152 ГК РФ, статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", правовыми позициями Конституционного Суда, содержащимися в постановлениях от 25 мая 2021 г. N 22-П, от 9 июля 2013 г. N 18-П, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда от 24 февраля 2005 г.
N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", указала следующее. При рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, является характер распространенной информации, то есть установление того, является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением, мнением, убеждением. При этом наличие в каком-либо высказывании субъективной оценки само по себе не исключает присутствия в нем утверждений о факте. Так, выражение негативного отношения к нарушению другим лицом закона, к совершению им нечестного поступка, к нарушению деловой этики и т. Однако при рассмотрении дела это судами учтено не было. Из обжалуемых судебных постановлений следует, что согласно размещенному на сайте общества отзыву врач М. В отзыве также указывается, что истец во время приема вела себя неэтично по отношению к пациенту, нарушала деловую этику. Отказывая в удовлетворении требований о признании данной информации не соответствующей действительности, суды первой и апелляционной инстанций указали, что перечисленные в отзыве высказывания являются эмоциональным выражением субъективного мнения пациента о враче и об оказанной им медицинской помощи.
При этом суды не дали оценки тому, могут ли содержащиеся в исследуемом отзыве высказывания, в том числе о нарушении истцом графика приема пациентов, о неправильном оформлении листа нетрудоспособности, о назначении лекарств вопреки представленным пациентом сведениям об аллергии, о нарушении врачебной этики, быть проверены на предмет соответствия действительности. Вместо этого, отказывая в иске, суд первой инстанции сослался только на то, что оспариваемые фразы не подлежат проверке на соответствие действительности, поскольку являются субъективным мнением пациента о враче М. Судебная коллегия также отметила, что по смыслу статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд назначает экспертизу по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям ГПК РФ экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия непроведения экспертизы. Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что в ходе рассмотрения дела М. Определение N 5-КГ22-147-К2 Разрешение споров, связанных с социальными, трудовыми и пенсионными отношениями 12. Инвалиды боевых действий инвалиды войны , нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Расчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом членов семьи указанной категории граждан в рамках специального правового регулирования не предусмотрен. По мнению Г. Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Г. При этом суд первой инстанции полагал, что при разрешении вопроса о праве Г. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными. Кассационный суд общей юрисдикции оставил судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указала на неправильное толкование и применение судами норм права, регулирующих спорные отношения. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г.
Подпунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий далее также - инвалиды войны отнесены военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном законе. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предоставляется инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г. Согласно пункту 1 статьи 232 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды боевых действий, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации приведенное правовое регулирование следует из пункта 2, подпункта 3 пункта 3, пунктов 4, 5 статьи 232 Федерального закона "О ветеранах".
Форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. N 614 пункт 1 данных правил. Законодательством субъекта Российской Федерации, где проживает и поставлен на регистрационный учет администрацией муниципального образования Г. Исходя из подлежащего применению правового регулирования мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья предоставляется инвалидам боевых действий инвалидам войны , нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г. В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации данные полномочия реализуются в пределах поступивших из федерального бюджета денежных средств, размер которых определен исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г.
N 614, право на получение за счет средств федерального бюджета меры социальной поддержки в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья имеют инвалиды боевых действий инвалиды войны , нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. Расчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом членов семьи указанной категории граждан названными нормативными правовыми актами не предусмотрен. Судами не принято во внимание, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставлена Г. Следовательно, при решении вопроса о порядке, условиях и размере предоставления Г. Судебная коллегия также обратила внимание на то, что в нарушение положений абзаца второго части 3 статьи 40 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", судом первой инстанции не был разрешен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также органом, на который возложена функция по контролю за реализацией субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанной категории граждан. При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о возложении на Министерство труда и социального развития субъекта Российской Федерации обязанности произвести перерасчет размера безвозмездной субсидии, выделенной Г.
Определение N 20-КГ22-20-К5 13. Положения части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции", предусматривающие возможность взыскания с виновных лиц в порядке регресса сумм ежемесячной денежной компенсации, выплаченных сотруднику территориальным органом МВД России, не подлежат применению в случае, если вред здоровью сотрудника, приведший впоследствии к его увольнению со службы, установлению инвалидности вследствие военной травмы, исключившей возможность дальнейшего прохождения им службы в полиции, был причинен в период действия Закона Российской Федерации "О милиции". Территориальный орган МВД России 4 июня 2020 г. В обоснование исковых требований истец указывал, что 7 ноября 2008 г. Вступившим в законную силу приговором суда от 19 августа 2009 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. В связи с увольнением по болезни, установлением инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы, К. Суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы А.
N 1026-I "О милиции" далее - Закон Российской Федерации "О милиции" , действовавшего на момент причинения вреда здоровью сотруднику милиции К. По мнению судебных инстанций, поскольку К. Кассационный суд общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судебных инстанций, сослался на положения статей 1064, 1081, 1084 ГК РФ и оставил без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установив нарушения ими норм материального и процессуального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда признала, что выводы кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права ввиду следующего. Оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций и делая вывод о правильном применении судами норм материального и процессуального права, кассационный суд общей юрисдикции не рассмотрел довод кассационной жалобы А. Часть третья статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", действовавшего до 1 марта 2011 г. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в статье 29 основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции". Из содержания положений статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" следует, что ее частью четвертой не было предусмотрено последующего взыскания выплаченной сотруднику милиции суммы денежной компенсации с виновных лиц.
Такая возможность устанавливалась частью третьей данной статьи, однако эта норма касалась только взыскания с виновных лиц выплаченного сотруднику милиции единовременного пособия и предполагала наличие причинно-следственной связи между виновными действиями лица, направленными на причинение вреда сотруднику милиции при осуществлении им служебной деятельности, и невозможностью в связи с этим дальнейшего прохождения данным сотрудником службы в милиции. С 1 марта 2011 г. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы выслугу лет , принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1 в отношении инвалида I группы - 1; 2 в отношении инвалида II группы - 0,5; 3 в отношении инвалида III группы - 0,3. Действие приведенной нормы в силу части 2 статьи 56 Федерального закона "О полиции" распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. Таким образом, частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" установлено последующее взыскание с виновных лиц выплаченных в пользу сотрудника полиции сумм ежемесячной денежной компенсации в отличие от не предусматривающей такой возможности ранее действовавшей нормы части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", в соответствии с которой выплата денежной компенсации сотруднику милиции производилась за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Часть 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации провозглашает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Статьей 4 ГК РФ, закрепляющей общий принцип действия гражданского законодательства во времени, определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие пункт 2 статьи 4 ГК РФ. Исходя из приведенных нормативных положений во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда в частности, выраженной в пункте 5 его постановления от 21 января 2010 г. N 1-П общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие.
Верховный суд защитил обращающихся к прокурору граждан от необоснованных обвинений в клевете
- Третий обзор судебной практики от ВС РФ за 2023 год: новые правовые позиции
- 8 сервисов, где можно найти судебную практику
- 20 позиций ВС, которые изменят работу юристов в 2024 году
- Шесть выводов ВС по договорной работе
- Напишите нам
- Обзор судебной практики ВС РФ №2 (2023)
Защищать семью — святое дело: Верховный суд оправдал практику самообороны
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда признала обжалуемые судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации доли в составе. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала незаконными выводы судов апелляционной и кассационной инстанций. Само же прецедентное решение было включено в обзор судебной практики Верховного суда России. Президиум ВС утвердил второй в 2023 году обзор судебной практики. Верховный Суд Российской Федерации опубликовал первый Обзор судебной практики за 2023 год. В Обзоре судебной практики Верховного Суда N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда 4 марта 2015 г., разъяснено, что в силу указания, сделанного в пункте 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, размер неустойки (пени).
Популярные законы
- Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации
- Только в апреле
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023)
- Первый обзор практики Верховного Суда за 2023: интересные позиции - «Главная Буква»
Обзор практики Верховного суда № 3-2022: позиции по банкротству
При таких обстоятельствах Президиум Верховного Суда приговор и апелляционное определение в отношении А., Д., М. и Б. отменил и уголовное дело передал на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда. Повышение этого доверия к судебной системе — это одна из основных задач как всей судебной системы целиком, так и Верховного суда в частности», — сказала председатель Верховного суда Ирина Подносова. Эксперты Системы Юрист подготовили анализ обзора судебной практики Президиума Верховного суда РФ от 12.10.2022 № 2 (2022). Публикуем для ознакомления извлечение из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023). Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023). Утвержден.
8 сервисов, где можно найти судебную практику
Верховный суд поддержал позицию прокуратуры, но уточнил, что супруга нарушителя может обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении из описи в порядке гражданского судопроизводства. Рассматриваются наиболее интересные налоговые споры Верховного суда за 1 квартал 2023 года. По ее словам, Верховный суд уделяет большое внимание таким направлениям деятельности, как повышение качества осуществления правосудия, которое обеспечивается единообразием судебной практики, внедрение новых технологий. Президиум Верховного Суда РФ 21.12.2022 утвердил Обзор судебной практики по спорам об установлении требований залогодержателей при банкротстве залогодателей, в который включены правовые позиции по следующим вопросам правоприменения. Верховный суд Российской Федерации опубликовал Обзор судебной практики № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023). Утвержден.
Обзор судебной практики ВС РФ №2 (2023) от 19 июля 2023
Сам факт отсутствия состава преступления, отсутствия оснований для привлечения к уголовной ответственности не требует разрешения вопроса о способности обвиняемого нести уголовную ответственность, указал Верховный суд России. Также суд подчеркнул, что обращение гражданина в прокуратуру не может быть признано клеветой, а также являться основанием для привлечения заявителя к уголовной ответственности. Оправданная реализовала свое конституционное право на обращение в государственные органы, предоставленное ей статьей 33 Конституции России. В итоге Верховный суд России необоснованное и незаконное кассационное постановление отменил, оправдательный приговор оставил без изменения. Прямая ссылка на материал.
Для установки кондиционера на фасаде многоквартирного дома нужно получить согласие всех собственников, решили судьи подробнее — «ВС запретил устанавливать кондиционер без согласия соседей».
Для каждого из них нужно получать разрешение у правообладателя подробнее — «ВС разъяснил, как правомерно использовать произведение в телепередаче». Отзыв стал поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Нижестоящие суды решили, что в сообщении содержится субъективное мнение пациента, и напомнили о конституционном праве на высказывание суждений. Отзыв оценивает работу врача, а не приводит факты, которые можно проверить, подчеркнули суды. С этим не согласился ВС.
Спустя еще год его уволили в связи с истечением срока трудового договора. Работник проиграл спор в трех инстанциях, но добился положительного решения в Верховном суде. Если ответчиков по делу было несколько, но требование к ним не было солидарным, взыскать с них судебные расходы в солидарном порядке нельзя. В такой ситуации соучредители ООО вправе через суд добиться передачи проданной доли обществу. На это указала экономколлегия.
Но Росреестр и три инстанции решили, что для такого исключения не было оснований. ВС с этим не согласился и пояснил: лицо, которому cуд отказал в виндикации недвижимости, вправе добиться прекращения зарегистрированного за ним права на такое имущество. То есть эта плата не направлена на компенсацию каких-либо имущественных потерь лизингодателя. Такое условие суд должен признать ничтожным.
Судом при рассмотрении данного дела выяснялось: содержал ли отзыв суждение или же там были указаны обстоятельства, которые могли подлежать оценке судом. Был поставлен также вопрос о том, почему нижестоящей судебной инстанцией не была сделана независимая судебная экспертиза. В предыдущей инстанции руководствовались лишь данными экспертизы, представленной ответчиком. В то время как судебное рассмотрение, как указал Верховный Суд, ссылаясь на постановление Конституционного Суда РФ, не может носить формальный характер. По результатам рассмотрения жалобы судебные акты по делу были отменены, дело возвращено на новое рассмотрение. Стоит отметить, что аналогичные дела уже рассматривались Верховным Судом РФ, и нижестоящим инстанциям было необходимо придерживаться единства судебной практики. Ранее ВС РФ, в частности по делу 5-КГ22-28-К2 , уже указал, что судам по таким делам следует выяснять, действительно ли были обстоятельства, указанные в отзыве, и работал ли врач с авторами данных сообщений. Только после этого суд может делать вывод, является ли данный отзыв просто оценочным суждением, или содержит факты и обстоятельства, которые могут соответствовать действительности. КС РФ уже отмечал, что на СМИ «возлагается обязанность принимать меры по проверке сведений, предположительно содержащих не соответствующие действительности утверждения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию медицинского работника на основании его обращения в разумные сроки с целью их изменения или удаления, а равно с целью опубликования в установленном законе порядке опровержения ответа на том же сайте на время проверки, приостанавливая доступ к такому отзыву или делая пометку о его спорном характере».
Так, согласно статье 60 УК Российской Федерации лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части данного Кодекса, и с учетом положений его Общей части; более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания часть первая ; при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи часть третья. УК РФ к 9 годам 3 месяцам лишения свободы со штрафом 100 000 рублей. Зорькина, судей А. Бушева, Л. Жарковой, С.
Защищать семью — святое дело: Верховный суд оправдал практику самообороны
Ознакомимся с обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2023), утв. Опубликованы Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2023) и Обзор судебной практики № 2 (2023). В них изложены некоторые позиции, которые касаются ЖКХ. В итоге Верховный суд России необоснованное и незаконное кассационное постановление отменил, оправдательный приговор оставил без изменения. Вот вам свежая информация от FUTUR: Верховный суд РФ опубликовал первый обзор судебной практики за 2023 год В этот раз в нем ничего нет про экологию. В третьем Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за 2023 год обращено внимание на множество важных вопросов, охватывающих различные аспекты правоприменительной практики. Верховный суд Российской Федерации опубликовал Обзор судебной практики № 3 (2023) (утв.