А партия "Нормы" считается одной из самых трудных в репертуаре сопрано. купить билеты на оперу в Москве 2024. Театр им. Станиславского и Немировича (МАМТ) - Основная сцена.
МАМТ представит оперу «Норма» с Хиблой Герзмава
Действие происходит в I веке до нашей эры, среди друидов. Никто не знает по-настоящему". Партию Нормы считают сложнейшей задачей для сопрано. Сам Беллини называл её вершиной вокального искусства. На костер - за любовь, это трагедия главной героини оперы Винченцо Беллини "Норма".
Оперы бельканто в целом, а оперы Беллини в особенности плохо поддаются радикальным интерпретационным преобразованиям современной режиссуры — их музыкально-драматургический материал активно сопротивляется всякого рода вторжениям в ткань партитуры. Сама суть опер этого типа заключена в наслаждении прекрасной музыкой, возвышенной и мелодически щедрой, а вся динамика, все развитие сосредоточено не в драматическом действии, не в театральных положениях и эффектах, а собственно в музыке, не требующей дополнительного «толмачества» со стороны режиссеров. Владевшие умами публики в XIX веке, в XX оперы бельканто здорово ушли в тень, их нечастый успех на мировых сценах в прошлом столетии всегда был связан с гениальными музыкантскими прозрениями — например, Марии Каллас, — а вовсе не с интересными режиссерскими интерпретациями. Великий советский оперный режиссер Борис Покровский напрямую называл оперы Беллини архаикой, неактуальной в практике современного музыкального театра. В Москве же она звучала лишь в 1974-м на гастролях «Ла Скала», когда пение Монтсеррат Кабалье стало настоящим откровением, памятным меломанам до сих пор. Обращение театра «Санктъ-Петербургъ Опера» к знаковому произведению стало настоящей интригой для меломанов.
Во-первых, потому что театр этот изначально режиссерский, и было интересно посмотреть, что Юрий Александров сделает в этом неудобном для режиссера материале. Во-вторых, «Норма» — опера для больших сцен, и ее явление в камерном театре Северной столицы — до известной степени вызов. К тому же при обращении к этой опере всегда дополнительной сложностью была ее музыкальная сложность. Александрову всегда было тесно в формате камерного театра — в репертуаре его «мастерской» большие оперы превалируют.
Монохромия серого главенствует в декорациях, костюмах, антураже. Лес, как символ племени друидов, художник оставила в первой картине, где парят в пространстве над сценой прекрасные олени.
Ветвь омелы — знак власти верховной жрицы Нормы — тоже присутствовала в священном обряде. Каждую из пяти картин художник оформила, не повторяя сценографическую картинку, но оставаясь верна серой палитре. Придумщики действа использовали новомодный прием back stage смены декораций на виду у публики. Рабочие сцены устанавливали подробно детализированную декорацию вымышленного городка с автомобилями на дороге во второй картине I действия. Женский и мужской хор были одеты в серый мышиный цвет — у всех пальто, шляпы, брюки у мужчин, длинные юбки у женщин эпохи 30-х годов прошлого века. Часть мужского хора изображала воинов в сером камуфляже.
Адальджиза, молодая жрица, принадлежала толпе-хору. Ее костюм был идентичным массовке. Избранность главной героини олицетворяли свободного покроя одеяния Нормы, которые ставили индивидуальные акценты на сером фоне, то красным, то белым. Поллион Владимир Дмитрук и его друг Флавий Валерий Микицкий , два римлянина, разительно отличались от всех черными кожаными куртками и штанами. Хибла Герзмава перед началом премьеры призналась в своем волнении. Перед ней стояли трудные задачи — прежде всего выразительностью вокала передать все градации переживаемых Нормой чувств, чтобы голос звучал.
Драматическая игра также требовала полной личностной и исполнительской отдачи. Хибла Герзмава. На родную сцену певица вышла во всеоружии своего мастерства. Ее вокал, внешний облик, благородная стать и убедительность каждой детали сотворили величественный образ сильной героини. Аккуратно и просто прозвучала у Хиблы знаменитая каватина "Каста дива", экономно спрятав чувства.
И на мировых подмостках вершина оперного творчества Беллини появляется сегодня сравнительно редко — гораздо чаще ее можно услышать в концертном исполнении. Главная причина, как представляется, состоит в том, что «Норма» — как и творчество Беллини в целом — не очень сценична в принципе и совсем уж плохо поддается инструментарию режиссерского театра упомянутая постановка — один из немногих более или менее удачных опытов такого рода.
Поэтому ее нынешнее появление на подмостках театра, созданного режиссером и уже тем самым, казалось бы, режиссерского по определению, не могло не вызвать некоторого удивления. Впрочем, основатель и худрук этого театра Юрий Александров, на чьем счету немало по-настоящему радикальных сценических опусов в оперных домах разных стран, в своих работах последнего времени все чаще демонстрирует готовность отойти на второй план, раствориться в певцах и музыке. И «Норма», пожалуй, наиболее характерный тому пример. О режиссуре — в современном ее понимании — тут и сказать особенно нечего. Все выдержано в духе эстетики старого оперного театра, где режиссер — вовсе никакой не «автор спектакля» и не генератор новых смыслов, а что-то вроде прораба, направляющего и контролирующего ход работ. Тон спектаклю во многом задает художник Вячеслав Окунев сценография и костюмы. Сценическое пространство вполне условно, без каких-либо конкретных географических или временных признаков.
Премьера оперы «Норма» Винченцо Беллини прошла в Петербурге
Официальные билеты на спектакль «Норма» в Геликон-опере, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Хибла Герзмава Итальянская премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 года в миланском La Scala. Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Одной из самых знаменитых исполнительниц заглавной партии в опере «Норма» в XX веке была Мария Каллас.
«Норма» оперного театра
Именно этими понятиями можно охарактеризовать стиль Бельканто, которым пронизана опера Винченцо Беллини «Норма». Над пропастью бельканто. В «Новой опере» новая «Норма» Беллини (Время новостей, 07.09.2005). Трогающее душу ариозо Нормы «Dormono entrambi!» явилось одной из кульминаций оперы.
Опера «Норма»
Вилер, С. Морабито, А. Фиброк перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы в жесткие реалии XX века. Будоражит контекст, то и дело норовящий мумифицироваться и прикрыться омелами. В более спокойных терминах — это значительное событие и мощный старт сезона.
К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном. Формат встречи «из-за рояля» представит главного дирижера Пермского театра оперы и балета одновременно в трех его ипостасях — как дирижера, певца и пианиста.
Главный герой фильма — Аркадий Ипполитов. В центре повествования — миф о корабле, насквозь пронизывающий западную культуру: от Ноева ковчега до каравелл Колумба и «Титаника», от Алых парусов до алого флага на броненосце «Потемкин».
Думаю, да. Интересно было бы посмотреть на нее?
Короче говоря: хотелось бы, чтобы это были не мы, а какие-то иные люди? Мне - да. Режиссеру - нет. Он делает историю вневременную.
Имеет право. Поллион - ведущий солист театра Владимир Дмитрук. Настоящий мужчина, мощный, сильный, мятущийся. За ним интересно наблюдать, его здорово слушать.
Вообще ни разу не возникает вопроса: почему за ним так бегают женщины? Открытием для меня стала Полина Шароварова - Адальжиза. У нее - космической силы голос, она красива и очень артистична. Такое ощущение, что Полина создана для музыки Беллини.
Хотя, подозреваю, в любой иной опере будет ощущение, что она рождена для этой оперы, таково универсальное свойство таланта. Даже исполнители не главных партий Ф. Кудрявцев, А. Загородняя, В.
Микицкий ни в коей мере не опускают планку, держат ее на уровне. Великая музыка, исполняемая замечательным оркестром. Мощные исполнители. Очень стильная декорация, которая к тому же постоянно меняется, не столько преобразуя место действия оно не имеет особого значения , сколько радуя глаз.
Невероятные декорации, красивые костюмы и грим, музыкальное сопровождение, тонко и четко отражающие переживания героев, их чувства и мысли заставляют вас следить за развитием событий на сцене, не отрываясь ни на секунду. Приготовьтесь получить удовольствие от прослушивания любимых композиций и откройте для себя мир новой, еще незнакомой вам, но такой чарующей и красивой классики!
01.04.2023 Концерт солистов оперы к юбилею Аллы Бростерман в Концертном зале МТ
Ничто не было потеряно, все оказалось замечено и донесено до слушателей. Было очевидно, что певцам хорошо. А потому они выкладывались в полной мере своего вокального мастерства и драматических возможностей. Авторы оперы обозначили жанр как «лирическая трагедия», что требует серьезного прочтения.
Лирическая трагедия своего рода оксюморон. Однако в музыке такой синтез, казалось бы, несовместимых жанров воплощен в полной мере. Все строится вокруг примадонны: Хибла Герзмава с первых звуков забирает в эстетический плен тех, кто пришел не поглазеть, а именно послушать.
Можно подробно описывать, как красив ее тембр, как безупречна интонация, как ей удается на piano добиваться полного, объемного, летящего звука. Как при этом она убедительна в своем противоречивом образе — мифологической жрицы и в то же самое время лирической романтической героини — женственной, любящей, жертвенной. Конечно, зал ждал знаменитую Casta Diva, и, думаю, вряд ли нашелся слушатель, которого бы она разочаровала.
Основные партнеры Герзмавы — Сергей Кузьмин Поллион и Лариса Андреева Адальджиза прекрасные певцы, харизматичные артисты, технически оснащенные, тем не менее оказались в сложной ситуации — иногда возникали потери в динамическом балансе голосов. В дуэтных сценах с Герзмавой у Андреевой случались чрезмерно форсированные звуки, Кузьмину порой не хватало яркости звучания. Впрочем, это не повлияло на общую картину, и в целом спектакль оставил впечатление гармоничного ансамбля с безусловным лидером в лице Хиблы Герзмавы, как, собственно, и должно быть в этой опере.
Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Норма» Винченцо Беллини. Лирическую трагедию о любви и самопожертвовании, борьбе римлян с друидами показали режиссер Адольф Шапиро и сценограф Мария Трегубова. Главную партию во всех трех показах исполнила примадонна российской оперной сцены Хибла Герзмава. Ее Casta Diva, прозвучавшая в сопровождении оркестра под управлением дирижера Кристиана Кнаппа, в очередной раз подчеркнула этот статус, став подарком всем меломанам. Надежда Травина делится впечатлениями. Когда-то очень давно музыка Винченцо Беллини была весьма популярна в царской России, его операми восхищался Глинка, и даже вредный Цезарь Кюи отмечал его композиторский талант. Сегодня у нас в почете не Беллини, а та самая «вердятина» — бесконечные версии «Риголетто», «Травиаты», «Аиды» Джузеппе Верди. А его старший коллега, покинувший этот мир всего в 33 года, так и остается в тени — иногда, правда, бывают робкие попытки реанимировать его творчество. МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко решил напомнить о главном сочинении Беллини, прославившем его как мастера бельканто и чарующих мелодий — опере «Норма».
Продолжаем знакомить с лучшим культурным проектом прошлого года "Оперы в Победе". Весь мир признал эту музыкальную постановку шедевром. В ней есть несколько изумительных по красоте арий и концертных номеров для двух сопрано. Такие дуэты большая редкость, до сих пор восхищаются музыкальные критики, но не все театры, готовы к воплощению оперы на сцене. В России "Норма" не звучала больше 100 лет.
Холодная отстраненность, что свойственна этому изобразительному ряду, как нельзя лучше подчеркивает отвлеченную, чуть ли не абстрактную, красоту bel canto, историю которого блистательно завершает Винченцо Беллини. Красоту bel canto мы пытались подчеркнуть в первую очередь, а что получилось — судить зрителю. К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном. Формат встречи «из-за рояля» представит главного дирижера Пермского театра оперы и балета одновременно в трех его ипостасях — как дирижера, певца и пианиста.
Величественная Каста Дива и люди в сером
Билеты на оперу "Норма" в театре Станиславского уже доступны на нашем сайте. Оперу Винченцо Беллини «Норма», величайший образец традиции бельканто, поставили в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это по-настоящему. Мария Баянкина, Диана Казанлиева. Не зря говорят, что те из них, кто берется за партию Нормы, соревнуются не между собой, а с Марией Каллас, Монтсеррат Кабалье, а то и с самой Джудиттой Пастой, для которой опера.
Величественная Каста Дива и люди в сером
Зрителю интересно будет наблюдать за поведением Нормы. Она абсолютно не логична. У героини меняются чувства и эмоции в каждой сцене. То любовь, то ненависть, то гнев, то жажда мести и убийства, то дружба, то предательство — всё в одной женщине. Недаром Мария Каллас так любила эту партию. В Норме сосредоточено всё, что есть в женщине». Хотелось найти пространство, которое меняется вместе с музыкой, дышит и трансформируется. Главное, что хотелось для себя определить — стиль спектакля. Сохранилось мало иконографических материалов о друидах, и мы сочинили своеобразное фэнтези на тему античности и друидов.
На сцене Музыкального театра опера «Норма» прозвучит впервые. Конфликт между долгом и чувством, положенный в основу оригинального сюжета, никогда не терял и по всей видимости не потеряет своей актуальности. Композитор и автор либретто, поместив своих вполне итальянских героев в I век до нашей эры, да еще превратив их в друидов, ведущих борьбу с завоевателями-римлянами, поставили создателей спектакля перед дилеммой: попытаться, следуя ремаркам, воссоздать обычаи и обряды неизвестного племени, или, уловив звучание великих мелодий В. Беллини, отнестись к обстоятельствам времени и места действия как к условной форме.
И этот баланс меняется в зависимости от стиля произведения. Если мы говорим о Моцарте, то у него оркестр задает темп, которого должны придерживаться певцы. У Вагнера, к примеру, наоборот, оркестр задает невероятный драйв, оркестровая партия очень насыщенная. Недаром, например, смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда» исполняют как отдельное произведение на концертах даже без вокальной партии. И этот стиль сложен тем, что здесь, если так можно сказать, очень много власти отдано певцам. Оркестр должен внимательно прислушиваться к тому, что происходит на сцене. Мы должны быть готовы подстраиваться и идти за исполнителем. Например, самый известный номер из этой оперы — Casta diva — в исполнении разных певиц прозвучит совершенно по-разному. Конечно, оркестр дает в бельканто и эмоциональную психологическую краску. Но чаще всего мы здесь аккомпанируем. Она требует очень разных навыков, необходимо показать разные грани характера. В некоторых эпизодах требуется очень лирический, богатый голос. В некоторых для Нормы написаны блестящие, быстрые и технически сложные мелизмы — это украшения, которые и есть суть стиля бельканто, они демонстрируют красоту голоса. И все эти разные навыки должны сочетаться в одном исполнителе. Например, в первом акте от Нормы требуется очень гибкий летящий голос. А уже в начале второго — драматический, богатый полный звук. Для певцов сложно так меняться на протяжении одного вечера, но Беллини требует это от исполнителей. Кстати, такие перемены вокальной манеры прописаны не только в партии Нормы, но и в партии второй женской героини — Адальжизы. Это молодая девушка, подруга и соперница Нормы. Есть совершенно потрясающий момент — их дуэт, очень сложный и красивый. И мы в оркестре просто сидим и ждем этот эпизод, чтобы им насладиться. Мне кажется, эта мелодия буквально у всех на слуху, даже у людей, далеких от оперы. Что сделало этот эпизод столь популярным? И этот номер — ее молитва. Знаете, когда я слушаю Casta diva, то вспоминаю полотна итальянского Ренессанса, на которых изображена Мария с младенцем на фоне современных художникам той эпохи итальянских пейзажей. Мы понимаем, что по библейскому сюжету этих пейзажей быть не должно. Но это создает определенный контекст.
В России немного найдется классических певцов, обладающих сопоставимой известностью и популярностью. Норма для нее — возможно, последняя ступенька лестницы, ведущей в ареопаг небожителей отечественной сцены. Однако Норма — коварная партия. Для нее мало быть профессионалом, хорошей актрисой или красивой женщиной. Необходимо все это вместе, но и что-то еще. Помимо виртуозной вокальной техники, нужен еще и сумасшедший магнетизм, чары, какие были у Марии Каллас. То есть такая степень воздействия на зрителей, при которой они так прикованы в фигуре главной героини, что не замечают больше ничего. Примадонна должна царить на сцене безраздельно. На премьерном спектакле этого не произошло. В рисунке роли чувствовался странный симбиоз прежних образов оперной дивы: что-то от Лючии, что-то от Медеи, что-то от Тоски, а чего-то уникального, присущего только одной Норме, недоставало. Артистизм оказался одномерным и холодным. Норма Герзмавы одинаково величественна и недоступна все время, а ее красивое лицо мало что выражало, оно словно застыло для гламурной фотосессии, в которой ему надлежит быть всегда неизменно прекрасным, но и только. Партия Нормы безжалостно обнажает малейшие вокальные недочеты: если они есть, никакие достоинства не в силах их притенить. За прозрачным беллиниевским оркестром спрятаться невозможно — голос певицы под самым пристальным вниманием публики.
Опера Винченцо Беллини «Норма» впервые прозвучала в МАМТ
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре Франция с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. Медведева и В. Участвовал в мастер-классах, проходивших в Accademia di Santa Cecilia, Accademia Musicale Chigiana в Сиене и Международных мастер-классах для дирижеров им. Кирилла Кондрашина в Хильверсуме Нидерланды. После побед на двух крупных конкурсах — Международном конкурсе дирижеров им. Прокофьева и Международном конкурсе им.
Его оперный дебют состоялся в 2000 году в Копенгагене «Поругание Лукреции» Бриттена ; он также осуществил музыкальное руководство спектаклями «Мадам Баттерфляй» Пуччини и «Адриенна Лекуврер» Чилеа. В 2002 году был приглашен в болонский Teatro Comunale, где дирижировал оперой Пуччини «Манон Леско», в этом же году осуществил постановку «Севильского цирюльника» Россини в Токио. В 2004 и 2006 годах работал в Корее, где дирижировал спектаклями «Риголетто» и «Тоска». Лучано Акочелла сотрудничал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Нидерландского радио, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Токийский филармонический оркестр, оркестр болонского Teatro Comunale, оркестр генуэзского Teatro Carlo Felice, фестивальный оркестр Майами, филармонический оркестр Марселя, Симфонический оркестр Тайпея, Сеульский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Сицилии, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия и многими другими. С 2011 года Лучано Акочелла является музыкальным директором и главным дирижером оперного театра в Руане Франция. В рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры» Лучано Акочелла принимал участие в концертных исполнениях опер «Травиата» Верди 2007 , «Капулетти и Монтекки» Беллини 2008 , «Дочь полка» Доницетти 2011 и «Дева озера» Россини 2012. Рекомендуем к просмотру Концертный зал имени П. Чайковского Вагнер.
Чайковского Клементин Марген.
Друиды сии воюют с Римом, который еще не знает, что он - Древний, но уверен, что он - великий. Римский проконсул Поллион живет среди друидов. У него начинается роман с верховной жрицей по имени Норма. Роман, с одной стороны, тайный: друиды и римляне - враги. С другой - долгий: у Норма от Поллиона рождается двое пацанов. А потом Поллион влюбляется в молодую жрицу Адальжизу, и Норма об этом узнает... Две жрицы и римский проконсул - как вам такой треугольник? Кончается все печально: Норма сама себя ведет на костер, а Поллион, потрясенный ее мужеством и вообще всем происходящим, - шествует на огонь рядом с покинутой влюбленной.
Режиссера-постановщика спектакля Адольфа Шапиро предлагаемые обстоятельства не заманили вовсе. Ему не важно: жрецы - не жрецы, до нашей эры - не до нашей эры... Его режиссерский интерес: любовный треугольник. Шапиро ставит не столько чувственную историю - сколько красивую. В этом он обрел прекрасного единомышленника в лице Марии Трегубовой - одного из самых ярких сегодня сценографов, - которая сделала стильную декорацию и костюмы. Где есть Трегубова - там непременно будет стиль. Режиссер-постановщик Адольф Шапиро ставит не столько чувственную историю - сколько красивую Имел ли право Шапиро на такой подход? Во-первых, это Шапиро - знаменитый и опытный театральный режиссер, который всегда знает, что он делает. Во-вторых, в данном случае Шапиро имеет дело с невероятными исполнителями.
Оркестр театра, на этот раз во главе с Кристианом Кнаппом, дарит нам абсолютно божественную музыку Беллини. Это не метафора. Воистину великая музыка, уносящая нас Бог знает куда. В роли Нормы живет я бы так сформулировал Хибла Герзмава. Это оперный гений.
А потому при всех неоднозначных особенностях постановки «Норма» получилась. Хибла Герзмава и Лариса Андреева. Фото: Сергей Родионов Кристиан Кнапп, дирижер-постановщик оперы, поставил перед собой очень четкие задачи, продиктованные партитурой, и выполнил их на «отлично» — не больше и не меньше. В таком материале, как опера Беллини, где оркестр находится в абсолютном подчинении у певцов, обеспечивая им максимальную свободу, удобство, опору, очень важно было найти и выдержать на протяжении всего спектакля связь оркестра с голосами, «подружить» их, заставить музыкантов из ямы наслаждаться пением тех, кому они аккомпанируют.
Это непростая задача. И маэстро Кнапп ее блестяще решил. Оркестр под его руководством был деликатен, но очень выразителен. Оркестровая фактура у Беллини разнообразна, краски при всей их акварельности интересны, полны нюансов — простых, но очень милых и слышных музыкальному уху. Ничто не было потеряно, все оказалось замечено и донесено до слушателей. Было очевидно, что певцам хорошо. А потому они выкладывались в полной мере своего вокального мастерства и драматических возможностей. Авторы оперы обозначили жанр как «лирическая трагедия», что требует серьезного прочтения. Лирическая трагедия своего рода оксюморон.
Скорее, эта мысль — мера глубины горя и полубезумного состояния. Но зритель, в отличие от критиков, далеко не всегда читает не только буклеты, но даже либретто. Обычно он приходит, смотрит на сцену и, опираясь на созданный видеоряд, выстраивает собственный образ спектакля. Что видит зритель в нашем случае? Он видит строгую конструкцию голубоватого цвета из двух вертикальных башен по краям сценического пространства. Башни с бойницами максимально выдвинуты на авансцену. Они вполне могли бы считаться защитными укреплениями, если бы не тотальная кафельная плитка поверх и не большие круглые отверстия для стока воды, какие обычно устраивают в бассейнах. Хотя почему нет... Дело происходит на оккупированной территории, храм уловных друидов может находиться где угодно: главное, чтобы он в нужный момент мог стать военной крепостью. То есть, пространство и время условны...
Сцена погружена почти в полный мрак, мы не знаем, что там происходит. Время от времени она подсвечивается — появляется воины в маскхалатах, опять же условных. Может, это и вовсе не ополченцы, а «небесное войско», вставшее на защиту порабощённых. Главные режиссёрские вводные пермской «Нормы» — тотальная статика и искусственное камерное пространство. Зачем оно нам, обладателям тесноватой оперной сцены, в который раз непонятно. Понятно, что большую сцену обжить в спектакле гораздо сложнее. Режиссёр Максим Петров, известный как хореограф-постановщик и второй раз в жизни взявшийся за оперу первой была «Байка. Поцелуй феи» по ранним партитурам Стравинского , максимально лишил исполнителей возможности хоть какого-то перемещения.