Все заявки, поданные на электронное голосование, проходят через систему ГАС-выборы, которая сличает данные по человеку с еще двумя базами данных. Избиратели испытывали затруднения при голосовании через терминалы электронного голосования (ТЭГ), образовывались очереди. Рассказываем, почему голосующим не приходит сообщение с кодом для доступа к бюллетеню.
Кремль недоволен электронным голосованием: Оно омрачило «триумфальные выборы»
На рассмотрении комиссии остаются 24 заявки. Если будет принято решение проводить электронное голосование в Москве, оно будет проводиться на московской платформе, добавила она. В единый день голосования 10 сентября 2023 года в России пройдут выборные кампании различного уровня, включая выборы глав более 20 субъектов и выборы депутатов законодательных представительных органов государственной власти.
К приему избирателей были подготовлены более 94 тысяч участков. Досрочный период начался 25 февраля, и голосование завершилось 14 марта. За это время отдать голоса успели около 2 миллионов российских граждан.
В выборах участвуют четыре кандидата. От партии "Новые люди" баллотируется вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.
По данным Минцифры, система дистанционного электронного голосования ДЭГ испытывает большую нагрузку из-за высокой активности.
По предварительным оценкам, системой ДЭГ смогут воспользоваться далеко не все избиратели, а лишь жители некоторых регионов. Сайт госуслуг утром 15 марта не открывался Фото: Бриф Как отмечают наблюдатели, проблемы возникли у пользователей портала Госуслуг: из ряда регионов на площадку проблематично зайти, при загрузке страниц отмечаются затруднения, на обработку стандартных запросов сервису требуются увеличенные промежутки времени. Как следует из данных графиков обращений пользователей, проблема с сервисом Госусглуг в стране приобрела массовый характер.
На ряд ресурсов сложно войти и с телефона, и с компьютера.
На рассмотрении комиссии остаются 24 заявки. Если будет принято решение проводить электронное голосование в Москве, оно будет проводиться на московской платформе, добавила она. В единый день голосования 10 сентября 2023 года в России пройдут выборные кампании различного уровня, включая выборы глав более 20 субъектов и выборы депутатов законодательных представительных органов государственной власти.
Сайт перегружен. Челябинцы столкнулись с проблемами при голосовании через «Госуслуги»
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий заявил «Известиям», что фракция не поддержит законопроект об отмене дистанционного электронного голосования. Пользователи на официальной странице Департамента информационных технологий Москвы во «Вконтакте» пожаловались на проблему с доступом к электронному голосованию в сервисе московских госуслуг (), им не приходит СМС-сообщение с кодом, который нужен для. Электронное голосование как основной элемент электронной демократии в России: этапы и перспективы внедрения. Есть мнение, что проблемы были связаны с голосованием бюджетников, которым нужно было поставить галочку как можно быстрее. Ранее депутат Госдумы Сергей Обухов подверг критике систему дистанционного электронного голосования, сравнив ее с коробкой из-под бананов.
Прошу удалить мой номер
- Рациональное объяснение. Эксперты — о результатах электронного голосования | Аргументы и Факты
- КПРФ отказалась признавать итоги онлайн-голосования в Москве
- Настоящая «афёра века»: в чём скрыта опасность электронного голосования
- "Какая проблема перерисовать данные?" Что случилось с электронным голосованием в Москве
- ЦИК: В случае "поломки" онлайн-голосования избиратели получат альтернативу - Российская газета
- Поделиться
В СФ объяснили, почему некоторые регионы отказываются от дистанционного электронного голосования
Эта проверка занимает довольно много времени, и потому она была проведена по всей базе пользователей Мос. А вот новые аккаунты, созданные после 5 июня, эту проверку не прошли, и потому их владельцы не могли попасть в реестр электронных избирателей. Таким образом, обеспечивалась чистота голосования — чтобы злоумышленники не могли, используя краденые персональные данные и «левые» сим-карты, регистрировать аккаунты и голосовать за других людей. Регистрировать у них получалось, и даже подавать заявление об участии в электронном голосовании. Но потом им приходил отказ. На портале госуслуг gosuslugi. Отметим, что для обеспечения электронного голосования существует целая цепочка проверок аккаунтов.
К примеру, при изменении номера телефона аккаунт будет заблокирован. Отдельным заградительным барьером является блокировка изменения телефона участникам дистанционного электронного голосования. Даже если кто-то противоправно получил доступ к чужому личному кабинету, то он не может перевести кабинет на себя. Участникам онлайн голосования заблокируют возможность смены номера телефона в кабинете. Два аккаунта на один телефон Еще одной причиной для отказов во внесении в реестр электронных избирателей стали личные кабинеты, зарегистрированные на один номер телефона. Выявлено около 1 тысячи случаев, когда личные кабинеты граждан, подавших заявление, зарегистрированы на один телефон.
При проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанное решение принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и или региональные государственные информационные системы.
При этом в 18 желающих подключиться к системе субъектах РФ дистанционное голосование пройдёт впервые. В большинстве названных регионов запланированы отдельные муниципальные кампании, а в 10 отдать голос через интернет смогут все жители — там будут выбирать губернаторов и депутатов заксобраний. Речь, в частности, идёт об Алтайском крае, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Псковской областях. Как объяснил глава Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, совершенно нет смысла «заниматься электронным голосованием, когда выборы маленькие, местные и не требуют больших затрат». В беседе с «СенатИнформ» он подчеркнул, что деньги, которые могли бы пойти на ДЭГ, в этом случае лучше потратить на решение конкретных проблем населения.
С нищим народом в самой богатой стране 24. Нас просто обманули с приписками.
Фальсификация началась на этапе составления списков избирателей. В списках довольно много "мертвых душ". Списки держались в большом секрете от избирателей, во всяком случае у нас. Я попыталась навести "порядок" в списке по моей квартире основания были , в УИК мне сказали, что списков у них нет, будут накануне выборов, из ТИК меня выставили за дверь, чтоб я не мешала им работать.
Сайт перегружен. Челябинцы столкнулись с проблемами при голосовании через «Госуслуги»
Электронное голосование перевернуло итоги выборов в Москве: оппозиция, которая выигрывала после обработки результатов на участках, проиграла единороссам за счет онлайна. «Госуслуги» предупредили о возможных задержках в работе системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) «в связи с беспрецедентным количеством желающих проголосовать». В сюжете РК расскажем, по каким критериям отбирают заявки субъектов на проведение электронного голосования и какие риски несет внедрение ДЭГ в недостаточно подготовленных регионах. Дистанционное голосование работает с 8 до 20 часов 15-17 марта, как и сама избирательная комиссия. 12 марта сообщалось, что около 5 млн россиян из 28 регионов, где применяется дистанционное электронное голосование (ДЭГ), подали через «Госуслуги» заявление на дистанционный формат голосования на выборах президента. Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий заявил «Известиям», что фракция не поддержит законопроект об отмене дистанционного электронного голосования.
"Какая проблема перерисовать данные?" Что случилось с электронным голосованием в Москве
Наслушавшись и начитавшись об удобствах электронного голосования, решили в этот раз проголосовать на выборах мэра и муниципальных выборах нашего поселения Сосенское Москвы (5 округ) онлайн, через. В Минцифры России заявили, что проблемы с дистанционным электронным голосованием решены. Зампред ЦИКа Николай Булаев заявил, что в комиссии не видят проблем с вводом в ГАС Выборы протоколов электронного голосования. В ходе кампании-2024 электронное голосование будут защищать от внешних атак. Электронное голосование перевернуло итоги выборов в Москве: оппозиция, которая выигрывала после обработки результатов на участках, проиграла единороссам за счет онлайна.
В Москве успешно завершилось тестирование системы электронного голосования
Если его поймали с «ключом», то его сообщения могут расшифровать. А здесь вы зашифровываете чем-то таким, чем нельзя расшифровать. Ещё через десять лет придумали, как использовать эту технологию асимметричного шифрования для того, чтобы подтверждать источник сообщения. То есть была создана электронная подпись. Проще говоря, вы имеете закрытый «ключ», а открытый раздаёте всем подряд. Когда вы какое-то сообщение зашифровываете своим закрытым ключом, любой человек, используя открытый ключ, может убедиться, что оно зашифровано именно соответствующим ему закрытым ключом. Это и есть реализация вашей подписи. Ещё через какое-то время технология электронной подписи была развита в так называемую слепую подпись.
Когда вы можете провести над сообщением такое преобразование, что будет понятно, что этот документ подписал кто-то из данного списка людей, но кто именно — неизвестно. И ещё через какое-то время был придуман математический алгоритм, который при соблюдении некоторых условий позволяет организовывать тайное голосование — очень похожее на то, которое происходит у нас на обычных выборах. У обычного голосования есть определённые требования: должна быть прозрачная урна, она запечатана, со списками избирателей и бюллетенями работает только комиссия и так далее. То есть гарантии того, что в выборы не будет вмешательства. Для математического алгоритма были придуманы такие же вещи. И их обязательно надо соблюдать, для того чтобы выборы оставались честными и тайными. Одним из требований такого математического алгоритма, называемого «протокол двух агентств», который реализует электронное голосование, является то, что одни люди должны проверять, что вы находитесь в списке избирателей, выдавать электронный аналог бюллетеня, а другие — считать голоса.
И они не должны общаться между собой. Именно это даёт гарантию соблюдения тайны вашего голоса. Но проблема в том, что в системах электронного голосования, которые у нас применяют, этот «протокол двух агентств» не был реализован полностью - от него были реализованы только криптографические функции, но не организационные. У нас и «выдачей бюллетеней», и подсчётом голосов занималось одно и то же агентство. Департамент информационных технологий в случае с Москвой и «Ростелеком» в случае с федеральной системой. В 2019 году из рассказа представителей ДИТ Москвы о том, как у них всё будет безопасно, мы поняли, что они собираются реализовывать именно «протокол двух агентств», а данные о выданных «бюллетенях» и голосах сохранять в блокчейне. Но возник вопрос: вы же одно агентство, вы легко сможете посмотреть, кто как проголосует, а ещё сравнить с порталом Mos.
Тогда они сказали, что подсчёт голосов отдадут городской избирательной комиссии. Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли». Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта. И так было все последующие два года. Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает.
Но она по-прежнему закрыта. Сейчас, после проведения более подробного исследования, даже того кусочка программного кода, который опубликован, достаточно, чтобы понять, что там были все возможности для «внутреннего нарушителя». Что персонал Департамента информационных технологий имеет возможность вмешиваться в выборы. Основное требование «протокола двух агентств» они реализовывать так и не стали. На сегодняшний день у нас нет ни одного нормального документа на эту информационную систему, который бы говорил о том, как они реализуют эти выборы. У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить. Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован.
Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов. Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно.
Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным. Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем.
У нас с этим очень плохо.
В частности, в них говорится, как зарегистрироваться кандидатом на выборах из СИЗО, какие документы нужны, чтобы подтвердить отказ от иностранного гражданства, а на какое возмещение вреда имеет право кандидат, незаконно снятый с выборов. Ранее Вячеслав Тимченко совместно с коллегами из ГД внёс на рассмотрение поправки, предусматривающие возможность организации и проведения выборов на территориях, где введено военное положение. Ранее «СенатИнформ» сообщал, что к 1 июня на территориях ДНР, ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей заработает государственная автоматизированная система ГАС «Выборы» для проведения Единого дня голосования, а на работы по цифровизации новых территорий к выборам планируется потратить 210,9 млн рублей. Это интересно.
Собственно, в эстонской системе комиссия, которая знает, как вы голосовали, не знает, откуда вы голосовали. Условно говоря, там с применением криптографических технологий ваш голос упакован в «конверт», который подписан вашим именем, а потом в какой-то момент зашифрованные голоса достаются из «конвертов», которые уничтожаются, голоса перемешиваются и считаются отдельно. А в Германии, к примеру, оно запрещено Конституционным судом… - Да, там решили, что пока все не поймут, как работает этот «чёрный ящик», это внедрять нельзя. Они не запретили, а отложили на будущее.
Это логично. К примеру, 200 лет назад далеко не все умели читать и писать. А сейчас каждый может прочитать, что написано в бюллетене. Может быть, когда-нибудь все будут хорошо понимать, как работает IT-инфраструктура, и тогда электронное голосование реализуют и в Германии. Например, что у нас будет переголосование — якобы для защиты от административного давления. На вопрос: «а как вы гарантируете, что вы сами не переголосуете за избирателя», нам обещали представить математическое доказательство корректности выбора последнего голоса. Нам его, естественно, не предоставили. За день до голосования правительство Москвы приняло постановление о дистанционном электронном голосовании. Причём оно даже не опубликовано на сайте правительства, его нашли только в бумажных вестниках. И про московскую систему у нас больше ничего официального нет.
Есть только несколько схем, словесных описаний алгоритмов, частично опубликованный код. Причём у нас есть 100-процентное доказательство того, что на выборах применялся не тот код, который нам был представлен. Изначально планировалось, что переголосовать человек может до конца текущих суток. Потом решили, что переголосовать можно будет в течение суток с первого голосования. Но в опубликованном кусочке кода говорится, что вы голосуете именно до конца текущих суток, по первому варианту. Поэтому мы можем смело говорить, что опубликован код, который точно не использовался на выборах. Что ещё там поменялось — мы не знаем. Прошло голосование, члены избирательной комиссии от оппозиции не признавшей результаты, подавали своё особое мнение. Потом пошли в суд. А суд сказал, по существу, примерно следующее: какое электронное голосование, какой блокчейн, ничего этого не было.
Есть бюллетени, есть протокол комиссии, и ваши претензии не обоснованы. А то, что вы не имели возможности контролировать личность голосующих, правильность формирования списка и так далее, это ваше дело. Да, то, что попало внутрь блокчейна, это не меняется. Но, как говорил один из разработчиков первой схемы асимметричного шифрования, «если в блокчейн попал мусор, он там останется навсегда». Нам говорят, что блокчейн не подделать, но что именно туда попало — мы не контролируем. Одно из требований «протокола двух агентств», то, чем обеспечивается «прозрачность урны» — публикация всех голосов. И вы можете проверить, что там есть ваш голос, что его не выбросили. Но официально этой возможности не дали: мы, мол, не можем вам дать механизма проверки вашего голоса, потому что он не предусмотрен 67-ФЗ. Но если вы реализуете алгоритм, который этого требует, сделайте это! Или реализуйте другой алгоритм, или откажитесь от электронного голосования до лучших времён.
Далее, у нас есть два регулятора безопасности, которые следят за тем, чтобы государственные информационные системы были правильными, чтобы туда не могли проникнуть злоумышленники. Это федеральная служба по техническому и экспортному контролю ФСТЭК , которая следит за тем, чтобы система не содержала незадекларированных возможностей, чтобы она делала ровно то, что написано в документации, и чтобы нельзя было делать в ней что-то другое. Другой регулятор информационной безопасности — это ФСБ. Там есть отдел, который занимается алгоритмами шифрования. И в государственных информационных системах могут применяться только отечественные алгоритмы шифрования. Соответственно, ФСБ должна выдать некий сертификат, что в данной системе криптография применяется правильно. Но в нашем случае она ничего не сказала про московскую систему электронного голосования. Потому что она реализована настолько плохо, настолько не соответствует документации, что даже сказать нечего. Применяются алгоритмы шифрования, не разрешённые в Российской Федерации, американские. Но и в Российской Федерации вообще не стандартизирован алгоритм слепой электронной подписи, над ним только работают в соответствующем подразделении ФСБ.
То есть с соблюдением российского законодательства такую систему в принципе нельзя реализовать. Федеральную систему разработали примерно так же, с отсутствием «двух агентств», только более правильно сделали криптографию. Но их описания системы в документах тоже не правдивы. Потому что, например, там говорится, что в системе находится рабочее место рядового члена комиссии, он выполняет какую-то операцию, связанную с включением или исключением из списка. Но до публикации этого документа Центральная избирательная комиссия поменяла регламент голосования, и эта операция была исключена. Таким образом, мы видим, что они подавали документы регулятору не на ту систему, которую они будут использовать. Теперь непосредственно о результатах выборов.
Так, несмотря на то, что разработки систем электронного голосования ведутся довольно давно и во многих странах, реализуются они далеко не везде, и даже в таких странах, как США и Великобритания, пока не стали устойчивой практикой. Впрочем, есть успешный и практически единственный кейс практикуемого электронного голосования в Эстонии, которое обеспечивается через использование ID-карты, представляющей по сути электронный паспорт, имеющий специальный чип с сертификатами для аутентификации цифровой подписи. Избиратели, принявшие решение голосовать через Интернет, имеют возможность подписать цифровой бюллетень только в течение досрочного голосования. Система тестировалась с 2005 г. Московский экспериментальный опыт электронного голосования в сентябре 2019 г. По данным официального портала mos. Однако ключевая проблема с обеспечением информационной безопасности и технических сбоев все же имела место, что в порядке эксперимента вполне ожидаемо. При этом наряду с технической стороной вопроса важно понимать, насколько актуализирован запрос на такой формат голосования среди населения, в каких группах этот запрос локализован, а также с чем в первую очередь связаны опасения граждан относительно электронного голосования и насколько они интенсивны. Это в совокупности с информацией о технических рисках позволит наметить дальнейшие векторы развития системы электронного голосования и рассмотреть перспективы ее масштабирования в соответствии с запросами населения. Несмотря на то, что другая половина населения скептично относится к формату электронного голосования и скорее не одобряет его, специфика аудитории, в которой данная точка зрения актуализирована, позволяет предположить, что неодобрение и отказ от практики такого формата голосования вызваны преимущественно слабой вовлеченностью ее представителей в интернет-среду. В пользу высказанных аргументов свидетельствует и то, что именно пожилые люди и те, кто практически не взаимодействует с интернет-средой, чаще других не могут предположить, как электронное голосование может отразиться на избирательном процессе с точки зрения численности избирателей, доверия к выборам и прозрачности процесса рис. Таким образом, скепсис в отношении электронного голосования представители данных групп не связывают с какими-либо техническими недостатками или иными рисками, а скорее занимают в этом отношении индифферентную позицию. Авангард цифровой молодежи Конечно же, в силу специфики электронного формата наиболее заинтересованы в нем представители молодежной аудитории.