В 2024 году Пасха будет праздноваться в воскресенье, 5 мая, а Красная горка через неделю — 12 мая. Религия - 11 апреля 2024 - Новости Ульяновска - Религия - 11 апреля 2024 - Новости Магнитогорска -
Пасха и Антипасха: сходства и различия праздников
- Когда Антипасха в 2024 году и что это за праздник - 11 апреля 2024 - 62.ру
- Красная горка 2023: чего нельзя делать 23 апреля, а что нужно | Новости Волжского - Волжская правда
- Антипасха в 2024 году — 12 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье
- Антипасха или Фомино воскресенье: что можно и нельзя делать 12 мая
Что такое Антипасха: дата, традиции и значение праздника
На Светлой седмице после Литургии принято совершать крестный ход. Антипасха — последний день, когда он бывает. Но Красная горка — не завершение празднования Пасхи. До самого Вознесения, которое отмечается на сороковой после Воскресения Христова день, Церковь живет Пасхой. А свет пасхальной радости каждый христианин бережно хранит в своем сердце всегда.
Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в.
Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия.
По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером..
Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам.
Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий.
Позднее на Красную горку стали играть свадьбы, объединяя веселье по поводу пришедшей весны с радостью создания новой семьи.
С приходом на Русь православия праздник усилил свое значение. Этот день совпал с окончанием светлой пасхальной недели и по своему значению приблизился к Пасхе. Традиции и ритуалы праздника Красная горка На Красную горку на кладбищах начиналось "радованье" покойников: поминали, причитали, раскладывали пасхальные угощения. Большая часть таких ритуалов проходила не в само воскресенье, а в следующие дни за Красной горкой на Радоницкой неделе. Красная горка начинала последнюю свадебную неделю перед страдой. Те девушки, которых сосватали до Красной горки, ждали свадьбу, а свободные выходили на прогулки. Женихи внимательно приглядывались и выбирали себе невесту.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 109806 Что такое Антипасха и что категорически нельзя делать на Красную горку 12 мая, ровно через неделю после Пасхи, православные верующие отметят Фомино воскресенье. В чём суть Красной горки, почему её так называют, что принято делать в этот день — в материале Life. Как называется первое воскресенье после Пасхи Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасха.
Звучит несколько странно для современных людей, ведь мы привыкли, что "анти-" — приставка в значении "против". Это как вторая Пасха через неделю после обычной. Название не должно отталкивать или шокировать.
В этот день уже начинаются свадьбы. По правилам церковным весь Великий пост свадьбы не совершаются, свадьбы также не совершаются и всю Светлую седмицу, потому что пасхальная радость должна быть такой более духовной, так считается. А с самой Антипасхи начинаются венчания.
Наши предки в этот день катали с горки окрашенные в красный цвет яйца. На Руси горкой служил помост, символизировавший Голгофу — гору, на которой распяли Иисуса Христа. Некоторые исследователи считают, что народное название праздника берёт начало из языческого предания.
Этот день приходился на середину апреля, когда начинал стремительно таять оставшийся с зимы снег. Празднования устраивали на горке, на вершине которой к тому моменту снега уже не было.
Когда Красная горка в 2024 году, какого числа, что за праздник
Но так как богослужение в Чистый четверг бывает и утром, и вечером, тот, кто не сумел попасть на утреннюю службу, сможет посетить важнейшее и очень красивое богослужение Чистого четверга, когда в храме читают 12 евангельских отрывков, и верующие в храме в это время стоят с зажженными свечками. День Страстной пятницы 3 мая в светском календаре - рабочий, но, поскольку впереди нерабочие 4 и 5 мая, то его считают "коротким", поэтому при желании можно успеть и сходить в храм, и приготовиться к Пасхе. Страстная Великая суббота 4 мая - выходной, и это отличный повод прийти на утреннее богослужение дня накануне Пасхи, освятить куличи, яйца, творожные пасхи и прочую снедь, да еще и приготовить дом к встрече праздника Светлого Воскресения Христова. Так как Пасха 5 мая всегда отмечается в день воскресный имя дня - "воскресенье" - как раз имеет пасхальное происхождение , то отмечают Пасху каждый год в день нерабочий. Начало Светлой недели Светлой седмицы в России в 2024 году будут рабочим - с 6 по 8 мая, причем среда 8 мая - "короткий" день. Зато четверг 9 мая, когда страна будет отмечать День победы, и последующие за ним 3 дня, с пятницы по воскресенье, то есть с 10 по 12 мая - выходные.
В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому традиция посещать кладбище очень древняя и стойкая. Да, в этот день церковь не возбраняет прихожанам посетить кладбище. Многие в день Антипасхи приходят на богослужение, а затем посещают кладбища, чтобы помолиться за души усопших, а также прибраться на могилках и зажечь свечи.
Однако, по церковной традиции проведать покойных родственников принято на Радоницу, то есть спустя два дня после Антипасхи. Радоница Радуница , или родительский день, отмечается во второй вторник после Пасхи. Это наиболее благоприятный день поминовения усопших. Радоница начинается с литургии в церкви, далее служится панихида, во время которой верующие молятся и потом идут на кладбище. Но поскольку вторник — будний день, так и получилось, что многие это делают в воскресенье — на Красную горку. Что не рекомендуется делать на Антипасху Начиная со Страстной пятницы и до этого дня тяжелые и грязные работы выполнять не рекомендуется, как и в любой православный праздник. Лучше не сажать растения - в этот день отдается дань уважения земле, ее берегут и не тревожат.
Когда наступает праздник Антипасхи? В 2024 году праздник Антипасхи будет отмечаться 12 мая. Значение недели Антипасхи Антипасха приходит на восьмой день после Воскресения Христова. В Писании этот день связан еще одним важным событием, из-за чего эту неделю принято называть Новой. Она получила такое название по особой причине. В то время одним из учеников Христа был апостол Фома, который пережил момент истины. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что после Воскресения Христос пришел к ученикам, которые находились в доме, закрытые от иудеев. Ученики обрадовались, увидев Господа. И, разумеется, он не поверил своим товарищам, которые рассказывали ему о чудесном воскресении Учителя Иисуса Христа. Вот, сказал он, если увижу Его сам и «вложу свой палец в раны от гвоздей» Ин 20:25 , тогда поверю.
Этот день назван в честь одного из апостолов Иисуса, который позволил себе усомниться в воскресении своего учителя. Отсюда пошло расхожее выражение «Фома неверующий». Также на 12 мая выпадает народный праздник Красная горка. Почему праздник называется Антипасха Несмотря на своеобразное название, Антипасха не является противопоставлением главного христианского праздника и буквально переводится с греческого как «вместо Пасхи». Верующие в этот день вспоминают чудесное воскрешение Иисуса Христа и продолжают восхвалять Господа. Читайте также Почему Красная горка 12 мая — самый необычный народный праздник Второе название праздника — Фомино воскресенье. Оно непосредственно связано с апостолом Фомой, которого прозвали Неверующим. По каким-то причинам Фомы не было, когда воскресший Иисус явился ученикам. Поэтому он не поверил рассказам и заявил, что пока сам лично не увидит раны от гвоздей на теле Христа. Сильная любовь к учителю и горе от его потери не позволили ему поверить в предсказанное. На восьмой день после Пасхи все апостолы собрались в доме у Фомы.
Значение недели Антипасхи
- Когда Антипасха в 2024 году и что это за праздник - 11 апреля 2024 - СТЕРЛИТАМАК1.ру
- Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха) | 23.04.2023 | Московский Данилов монастырь
- Красная горка после Пасхи 2024 - Православный журнал «Фома»
- Когда Антипасха в 2024 году и что это за праздник - 11 апреля 2024 - 76.ру
- Почему Антипасха
- Что такое Антипасха и что категорически нельзя делать на Красную горку
Пасха 2024 и праздники накануне: названы рабочие и выходные дни апреля-мая
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В 2024 году Фомина неделя начнется 12 мая в день Антипасхи и продлится до 18 мая включительно. Религия - 11 апреля 2024 - Новости Тулы - Весной традиционно отмечается Красная горка, в 2024 году ее дата наступит через неделю Пасхи. Антипасха, Неделя Антипасхи, Фомина неделя, Неделя о Фоме, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю. Отсюда и выходит, что Красная горка выпадает на 12 мая в 2024 году.
Дата в 2024 году
- Какого числа красная горка (Антипасха) в 2024 году
- Антипасха или Фомино воскресенье: что можно и нельзя делать 12 мая
- Когда Красная горка в 2024 году, какого числа, что за праздник
- Когда Антипасха в 2024 году и что это за праздник - 11 апреля 2024 - 51.ру
Антипасха Фомино Воскресенье 2024 Какого Числа История И Традиции Праздник
Православные христиане встретят в воскресенье, 23 апреля, праздник "Антипасха". Когда будет Антипасха и Красная горка в 2024 году? РБК Life рассказывает, как в празднике причудливо переплелись языческие традиции с христианскими и когда наступит Красная горка в 2024-м. Антипасху, на Руси называемую также Красной горкой, в 2024 году отмечают 12 мая — в первое воскресенье после главного христианского праздника. 12 мая православные верующие отмечают Антипасху, называемую также Фомино воскресенье. Календарь праздников.
Красная горка после Пасхи 2024
Красная горка 2024: когда празднуется и почему называется Антипасхой. Что такое Антипасха и что категорически нельзя делать на Красную горку. Религия - 11 апреля 2024 - Новости Вологды -
Что такое Антипасха: дата, традиции и значение праздника
В 2024 году праздник выпадает на 12 мая. Согласно церковной традиции, в этот день воскресший Иисус Христос явился апостолу Фоме, который не верил в его воскрешение. У католиков принято следующее воскресенье за праздником Пасхи называть Белое воскресенье нем. Также этот день именуется Воскресеньем Божьего Милосердия с 30 апреля 2000 года.
Итак, Пасха продолжается. А как отмечали этот день наши предки — славяне, и что можно делать на Антипасху? Популярные вопросы и ответы Антипасха у древних славян Восточные славяне в этот день отмечали праздник - Красную горку.
В старину горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхали после снега и покрывались зеленью. С первого воскресенья после Пасхи начинался весенний парад шумных свадеб, хороводов и гуляний. Как говорится, последние денечки на отрыв, потому что потом надо уходить на работу в поля.
Антипасха - что сегодня нужно сделать, чтобы в жизни наступила белая полоса 23 Апреля 2023, 09:21, Общество 2736 Антипасха отмечается в последний день пасхальной недели. Ее называют Фоминым воскресеньем из-за библейских событий, а также Антипасхой. В этот день верующие соблюдают церковные традиции и обычаи, а также не забывают о народных приметах.
Важный церковный праздник Антипасха не стоит в ряду двунадесятых, однако его почитают и отмечают все верующие без исключения. В этот день вновь вспоминают о чудесном воскресении Иисуса Христа и о том, как апостол Фома своими глазами увидел это событие и уверовал в Господа. Эксперты рекомендует провести 23 апреля в кругу семьи, посвятить время молитвам, восхваляющим Господа, и соблюсти обычаи этого праздника.
Традиции и обычаи Антипасхи Антипасха — еще один день, когда нужно вспомнить о чудесном воскресении Иисуса, возносить искренние молитвы Высшим силам и поздравлять друг друга. День предназначен для радости, молитвенных обращений и отдыха от насущных дел. Фомино воскресенье не принято проводить в одиночестве.
Поэтому второе название праздника Антипасхи — Фомино воскресенье. Церковные традиции праздника Антипасхи В Пасху в храме открывают Царские врата. Всю Светлую седмицу врата в алтарь открыты. В Антипасху, которая начинается вечером в Светлую субботу, Царские врата закрывают. Вечером на восьмой день после Пасхи в церкви снова начинают читать псалмы. Как пишет иерей Андрей Чиженко, цифра восемь символична: «Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда — в рай.
И будет обновление мира…». С духовным невидимым обновлением людей совпадает видимое обновление природы. Поэтому восьмой день после Пасхи празднуется как День обновления. Народные традиции праздника Красная горка Антипасху в народе называют Красной горкой.
Последние обязательно гадали на суженого: зажигали свечу и ставили на приоткрытое окно. Если она сгорала полностью и не потухла, значит, вскоре поступит предложение руки и сердца. Если свеча гасла, значит еще год ходить одинокой. В Фомино воскресенье положено сходить на службу в церковь, помолиться за усопших и навестить их на кладбище.
Традиционно утром было принято умываться святой водой, которую заранее ставили пред образами на всю ночь. Вечером принято собраться на семейный ужин. Чем обильнее угощения и приятнее атмосфера, тем удачливее будет год. Если интересует, что готовят на Антипасху, то здесь каких-либо ограничений нет. На Антипасху на Руси всегда старались накормить семь животных, чтобы в доме не переводились деньги, а удача сопутствовала в делах. Если перед дверью оказывалось бродячее животное, его оставляли у себя или пытались пристроить. Что нельзя делать на Антипасху На Антипасху нельзя ругаться, скандалить и конфликтовать, пишет utro.
Антипасха в 2024 году: россиянам сказали, когда празднуют и что это за праздник
Такой обычай берет свои корни с времен апостолов, когда Господь являлся своим ученикам. Он или благословлял трапезу или же ел сам. Апостолы, ожидая явлений, Господа, а после в память о нем, центральное место за столом оставляли свободным и клали хлеб, якобы предназначавшийся самому Господу. Позднее эта традиция перенеслась в храмы. Так, хлеб ложился у входа в алтарь, чтобы показать, что страдания Господа были ненапрасными. В субботу седьмицы, после окончания литургии артос благословлялся, после чего читалась молитва, хлеб разламывали на небольшие кусочки и раздавали верянам. Эти кусочки давали больным людям, а также людям, которые по каким-либо причинам не могли причащаться. Молитвы, которые христиане читают утром и вечером в течение года, — это больше прошения простить грехи, покаяния, просьбы помочь найти решение существующих проблем. На Антипасху молитвы же должны быть направлены на прославление победы Иисуса Христа над смертью. С понедельника до субботы седьмцы вместо утренних и вечерних молитв читается «Часы Пасхи», Пасхальный канон и стихары Пасхи, последование к Святому Причащению можно найти в молитвословах. Как причащаться на Красную горку Чтобы подготовиться к причастию на Антипасху, неделю Фомы, нужно читать положенные каноны, вечерние и утренние молитвы, последование к Причащению.
Что касается причащение в течение Светлой седьмицы каждый день, то здесь каждый решает индивидуально. Это зависит от того, насколько человек близкий к храму, а также образа его жизни, множества других причин. Самое главное, чтобы человек чувствовал необходимость причастия своей душой. Чтобы максимально приобщиться к радости Светлой Пасхи, нужно причаститься на Светлой седьмице за литургией. Итак, можно с уверенностью сказать, что Антипасха, неделя апостола Фомы — это светлый праздник, который православные верующие во всем мире ждут не менее Пасхи. Традиции празднования и гадания на праздник Красная горка — это праздник, когда весна вступает в права. Особенно любим этот праздник был среди молодежи, потому что в этот день устраивались веселые гуляния, парни шли свататься. Считалось плохой приметой в это день сидеть дома, потому что кто не выходил гулять, тот останется без пары. В красную горку проводились различные обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, а селение защитить от различных невзгод.
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» Ин. Поэтому Неделя Антипасхи получила еще название Недели об апостоле Фоме.
И тут Фома увидел Иисуса, который явился ему. Причем, он понял, что Иисус не просто воскрес, он смог понять, это есть и Отец, и Сын, и Святой дух. Церковные сказания также говорят о том, что Фомина неделя появилась в ряде стран уже после основания христианский церкви. Там появились сказания о том, что апостол был брошен в темницу, где его пытали и пронзали копьями, но он уже был точно уверен в своей вере и знал, что Христос Воскрес. Даже в пытках он не отказался от своей веры. Первая пасхальная неделя также называется Светлая седмица Народные особенности празднования Антипасха в 2024 году, какого числа будет, рассмотрели. В этом году она выпадает на воскресенье 1 мая, потому что, это второе праздничное воскресенья после самой Пасхи, которую православная церковь в текущем году отметила уже 24 апреля. Какие народные традиции и обычаи связаны с этим днем. Напомним, что более популярное в народе название — это Красная горка. Можно смело говорить о том, что истоки этого праздника имеют языческие корни.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Толкование Центральная тема этого Евангелия — «уверение Фомы». Мнения толкователей по этому поводу разнятся. Одни считают Фому сомневающимся, требующим удостоверения чуда Воскресения Спасителя — и потому, значит, маловерным. Например, свт. Иоанн Златоуст говорит, что «ищущий доказательств неверен, а служащий вере — верен». В пользу этой позиции говорят предшествующие истории о Фоме строки Евангелия, где говорится о власти разрешения грехов, которую Господь Воскресший дает ученикам — среди которых, однако, не было Фомы. Может быть, он в сильной скорби удалился из города после Распятия Спасителя? Возможно, считал, что с гибелью Учителя разрушились надежды и вся жизнь? Тогда последующее явление ему Христа стало спасением Апостола от отчаяния. Но не только. Игнатий Брянчанинов пишет, что явившийся Господь в точности повторяет слова Фомы, которые он говорил Апостолам не случайно: «Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. Господь мой и Бог Мой! Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое». Современный богослов, иеромонах Иов Гумеров , говорит, что «это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах». И, кстати, нигде в Евангелии не говорится, что Фома действительно прикоснулся к ранам Господа, лишь приводятся его слова: «Господь мой и Бог мой! Выходит, ему оказалось достаточно просто видеть Воскресшего, чтобы исповедать Его Богом. Потому и Христос не порицает Своего ученика — но, впрочем, говорит, как бы через века обращаясь к христианам последующих лет, сомневающимся, желающим удостовериться в истине: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Блаженны — то есть счастливы. Действительно, тот, кто чувствует присутствие Божие в своей жизни, не нуждаясь для этого в чудесах — подлинно блажен. Святые подобны нам?