Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев.
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей
На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. Берия лично руководил этой операцией и ходом ее проведения был доволен. За сутки из населенных пунктов были вывезены 333 739 человек, из них в вагонах, предназначенных для перевозки скота, — 176 950 человек. На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Продовольствие, кров и работа не предоставлялись.
Вымирали семьями. Умиравшие в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее 5 метров. Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем. Операция продолжалась до 9 марта 1944 года. Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272.
Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо.
А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду.
Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно.
Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба.
Но сопротивление скоро было сломлено. Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов.
Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними. По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек. Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле.
По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам.
Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". По его словам, в ходе депортации половина населения погибла. Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан. Так жили мои родители.
Содержание
- ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля?
- ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля?
- Читайте также:
- Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля: bitter_onion — LiveJournal
- Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей
Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев".
В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев
Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека.
С утра в мечетях Ингушетии прошли молебны памяти, а в различных населенных пунктах Ингушетии - в том числе в местах размещения вынужденных переселенцев - состоялись ритуальные жертвоприношения, передает ИТАР-ТАСС. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". По его словам, в ходе депортации половина населения погибла. Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан.
Демонстранты держали в руках зеленые флаги и плакаты с явно антироссийскими лозунгами некоторые - по-английски и кричали федеральным войскам, проезжающим по трассе, чтобы те покинули Чечню. Как сообщили "Интерфаксу" в МВД Ингушетии, сотрудники милиции потребовали убрать антироссийские плакаты, однако митингующие начали возмущаться и не подчинились требованиям. Митинг приурочен к 56 годовщине сталинской депортации чеченцев и ингушей. Этой же годовщине был посвящен многотысячный траурный митинг в столице Ингушетии Назрани, у мемориального комплекса жертвам политических репрессий.
Как сообщили "Интерфаксу" в МВД Ингушетии, сотрудники милиции потребовали убрать антироссийские плакаты, однако митингующие начали возмущаться и не подчинились требованиям. Митинг приурочен к 56 годовщине сталинской депортации чеченцев и ингушей. Этой же годовщине был посвящен многотысячный траурный митинг в столице Ингушетии Назрани, у мемориального комплекса жертвам политических репрессий. С утра в мечетях Ингушетии прошли молебны памяти, а в различных населенных пунктах Ингушетии - в том числе в местах размещения вынужденных переселенцев - состоялись ритуальные жертвоприношения, передает ИТАР-ТАСС.
Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории | На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. |
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. |
Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей | 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. |
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории | Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". |
23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal | Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. |
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели.
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
"23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. Видео о 80 лет назад Сталин депортировал чеченцев и ингушей, 23 февраля День защитника Отечества или день скорби?, Монолог чеченца. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов".
Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь | В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. |
В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев | Вестник Кавказа | Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. |
Депортация чеченцев и ингушей — Википедия | Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. |
Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости | 23.02.2023, 13:58. Рамзан Кадыров призвал не забывать о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. |
23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев | Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей. |
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?
После сталинских репрессий Есита Чинтиева вышла замуж, работала в колхозе. После вышла замуж. В данное время живет в поселке Тасарык, Туркестанской области. В этот день чеченские семьи раздают садакъа милостыню нуждающимся. Даем поминальный обед. Это страшная трагедия, которая останется черным пятном у всех нас. Было страшное время, когда казахи нам помогли, протянули руку помощи.
Я хочу, чтоб молодое поколение никогда не забывало о том, что было, как нам казахский народ помог», — говорит Якуева Сакимат. Чеченцев и ингушей вывозили в товарных вагонах. Людей грузили без разбора, и стариков и женщин вместе. Никто не смотрел на больных, а погибших в дороге выбрасывали в степи. Очевидцы рассказывают, как 3 марта 1944 года в Восточно-Казахстанской области вагоны простояли почти сутки, из вагонов выгружали мужчин и женщин, стариков и детей, которым требовалась медицинская помощь. Следом выкидывали окочевшие трупы.
Потом вагоны двигались вперед, а люди оставались на чужой земле, одни… От автора: Я, уроженец ЮКО, родился в Толебийском районе. Я прямой потомок ссыльных чеченцев.
Цагараев Одной из приоритетных целей для боевиков всегда были чеченцы-лоялисты. Антидудаевская оппозиция сражалась против боевиков еще до официального начала контртеррористической операции 1994 года. Для террористов «национал-предатели» были серьезной проблемой: убийства милиционеров и функционеров администрации происходили регулярно. Вечером 21 июля 2001 года Магомед Цагараев с группой боевиков собрался устроить очередную карательную акцию. Его целью был немолодой милиционер из Заводского района Грозного Сайди Ташухаджиев. Он ужинал во дворе своего дома вместе с другом — тоже чеченским милиционером.
В городе было темно и малолюдно, электричество в доме работало от генератора, найти нужный дом и подобраться к нему проблемы не составило. Цагараев и его люди вошли во двор. Обоих милиционеров почти сразу убили из пистолетов с глушителями. Дальше, очевидно, они пошли бы в дом — забирать оружие и, вероятно, расправляться с семьей убитого. В доме оставались жена, племянница, внучка Сайди и два сына-подростка, Магомед и Ислам. Одному 15 лет, другому 14.
Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным.
Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов. На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай. Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным. После раздробления территории Чечено-Ингушской АССР большая часть земель на самом деле отошла Грузии, а России — только те земли, на которых проживали русские. Депортация также способствовала снятию напряженности с Турцией, которая, по мнению советского руководства, подогревала мусульманское население на Кавказе к восстанию. Есть и третья теория, высказанная историком Эдиевым.
По ней депортация чеченцев и ингушей стала результатом глобальной политической игры по поднятию утраченного в результате войны рейтинга НКВД. Берия страстно желал вернуть господство над страной, политически уничтожив видных военных деятелей, снискавших славу у населения военными успехами. Поэтому для депортаций и использовались военные силы. Сталину же эта идея, мягко скажем, не претила. Берия, Кобулов, Круглов, Серов и прочие организаторы репрессий в итоге были награждены теми же орденами орденами Суворова , что и главнокомандующие армий. Людей везли в товарных вагонах, предназначенных для зерна Операция "Чечевица" не встретила особых препятствий и ожесточенных споров. Вопрос был только в том, когда начинать - после освобождения Кавказа от немцев или сразу, как только в регион придет Красная Армия.
Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин — за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек — Анастас Микоян. Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе. Его никто не послушал. Но свое мнение он не поменял, даже под усилившимся давлением. Тоталитарная система не позволяла существовать открытой оппозиции в обществе. Что касается высшего руководства страны, то как таковой оппозиции в документах, в том числе и в "Особой папке" И.
Сталина, применительно этнических общностей не просматривается, - утверждает Николай Бугай. Дело жизни Микоян попал в опалу, хотя и сохранил свой пост министра торговли СССР до смерти Сталина, но с начала 50-х он уже не присутствовал на встречах с руководителем страны такой же участи "удостоился" и Молотов. Политическое чутье подсказывало Микояну не высовываться раньше времени. На своем посту он пересидел не только Сталина, но и самого Берию. Люди Берии с 1952 года выбивали из арестованных по делу Еврейского антифашистского комитета показания на Анастаса Микояна, но ход делу дать не удалось из-за смерти вождя. Микоян открыто присоединился к критике своего бывшего покровителя именно Сталин сделал его кандидатом в члены Политбюро только вслед за Хрущевым в 1955 году.
В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер.
Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела. Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха! Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. Где-то в 1950 году в первый раз увидели деньги». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «Привезенная обувь из Ингушетии не подходила по сезону и быстро сносилась. О покупке обуви не могло идти и речи. Поэтому приходилось делать обувь самим.
Хотя изначально дети сидели целый день дома под кусками ткани, так как не было одежды. Женщины и мужчины носили мешки, в которых делались вырезы для рук и также для ног. Все мы хотели кушать. Родители не подавали виду, как им было тяжело глядеть на своих голодных детей. Перед отъездом в Казахстан мама набрала кукурузы в мешок, которую мы потом и ели. У нас уже было тепло тогда, все таяло, грязь была. При погрузке в вагоны все мы были грязные, и от этого заводились вши. После прибытия в казахскую степь лица от холода и ветра покрывались болячками, которые долгое время не заживали и кровоточили. Лекарств обработать раны не было, да и речи об аптеке не могло и быть. Спустя время уже распространялся тиф по всей степи, и люди умирали как мухи.
Помню, нас каждый день выгоняли на различные работы. И в один день семья ингушей не вышла на работу, оказалось, что они все умерли. Просто замерзли. Ни лопат, ни ломов. В снег зарывали зимой, кого-то волки съедали. Вещи стирали и люди мылись при помощи золы и песка. А больше ничего и не было. У нас у всех были длинные волосы, и у всех завелись вши. Помню, как голова чесалась». Дорога была длинная и страшная, было очень холодно.
Утром работники НКВД распределили нас по колхозам района. Моя семья и семья Тебоева Абазби были направлены в пос. Ермаковка, в колхоз им. Кагановича, что в 8 км от райцентра. Райцентром являлось село Урицкое, которое было расположено на берегу крупного озера.
Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей
То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны. В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли. Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться.
Этот день был один из самых трагических. Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает.
Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти». Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней.
На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. Погиб почти каждый второй чеченец. К примеру, в моей семье у бабушки было 9 детей, которых она вывезла. Из них вернулось только трое. Погибли целые семьи, потому что они не смогли выжить в тех условиях, куда их привезли. Это была трагедия.
И какая компенсация выплачивается сейчас чеченцам, подвергшимся депортации?
Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.
Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла», — рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.
За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел.
Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца", - рассказывает "Газете. Ru" историю своей бабушки Асет Окуева. По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей. Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.
А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное "добро" и вернул вместо одного зарезанного барана двох - в знак благодарности, что не бросил меня там", - рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам.
А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я - это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.
Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, - моя мама— умерла", - рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой. Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого.
Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку. Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому. После принудительного переселения народа Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией. История чеченцев и ингушей была переписана, уничтожены почти все символические, исторические и материальные свидетельства вайнахской жизни, а в домах депортированных поселились русские, украинцы и северокавказцы. Депортация как акт геноцида и расовой дискриминации Многие советские и российские историки сходятся на том, что массовое дезертирство было причиной депортации чеченцев и ингушей. По данным докладной записки заместителя Берии Богдана Кобулова, из 30 тыс. С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей 19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии , а по информации чеченского Общества ветеранов войны — даже 44 тысячи человек. На фронте погибли около 2300 чеченцев и ингушей. Одним из последних защитников Брестской крепости был ингуш Умат-Гирей Барханоев. Но в то же время многие западные и европейские исследователи считают, что миф о дезертирстве вайнахов — это всего лишь оправдание принудительной сталинской миграции народов СССР.
В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации
23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. весьма скорбная дата. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Операция «Чечевица»
- Subscription levels
- Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Tрагедия вайнахского народа и преступления сталинского режима.
- Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей • Arzamas
"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых
Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов обычаев. Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами? В Казахстане, я помню, выкинули нас около 80 человек в степи, где нас окружили казахские аксакалы и долгое время не могли подойти близко. Позже мы узнали, что казахов пугали, мол, везут к вам людоедов.
Нас в тот день забрали в казахские семьи, так мы и остались тут», — рассказывает Чока Шамсадов. Чеченская молодежь Шымкента Не остается в стороне от общественной жизни и чеченская молодежь в Шымкенте. Молодые ребята известны в разных сферах, многие из них спортсмены, которые известны даже за пределами страны. Многие чеченцы сегодня пустили корни в Казахстане, связь с исторической родиной они поддерживают, но покидать вторую родину пока никто не собирается.
Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия. А помимо этого отец и знахарем был. Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого. Рассказывает Ахмед С. Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе.
Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза. То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле. Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло. А это много значило для меня. Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк.
Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание. В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь!
Ты же никогда голодным не останешься! Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души". Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили.
Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила. Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь. Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе. Они не забыли то, что я сделал.
Да это и не такой уж подвиг, но они всегда меня благодарят.
При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г.
В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г.
Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо. После приходили за женщинами и детьми.
На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. Берия лично руководил этой операцией и ходом ее проведения был доволен. За сутки из населенных пунктов были вывезены 333 739 человек, из них в вагонах, предназначенных для перевозки скота, — 176 950 человек.
На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей.
Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями.
Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации.
По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева. На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах. Однако на запрос журналиста ответили, что такого населенного пункта нет и никогда не было.
Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек.
Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев.