Великоморавская держава процветала под руководством князя Ростислава, который смог объединить различные славянские племена под своим владычеством. Великоморавская держава обладала не только значительными территориальными и военными ресурсами, но также являлась центром духовной и культурной жизни. Бойцы группы "Вагнер" взяли под контроль расположенный к западу от северных районов Артёмовска (Бахмута) посёлок Ягодное. Об этом заявил 25 февраля журналистам основатель. Однако Великоморавская держава была раздроблена в конце IX века в результате конфликта между приверженцами славянского письма и адептами латинского письма. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры.
Главные новости
- Что значит Великоморавская держава?
- История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
- Возникновение великоморавской державы: исторический анализ
- Исторический обзор великоморавской державы: распад и последствия
- Великоморавская держава: время существования, правители государства
История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское (Великоморавское) княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава).
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Великоморавская держава была создана в IX веке как результат объединения Северо-Восточной Моравии и Паннонии. |
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия | Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. |
Великая Моравия - первая в истории держава славян | Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». |
Великоморавская Держава
раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. В результате венгры откочевали на север, в район Среднедунайской низменности и заняли часть территории, входившей в состав Великоморавской державы. Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
- Великая Моравия - первая в истории держава славян | Популярная наука | Дзен
- История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Великоморавская держава (1971) — читать книгу онлайн | НЭБ [000200_000018_rc_3504248_1000594302]
- Что значит Великоморавская держава?
- Великоморавская держава | Историческая география
Великоморавская Держава
Великоморавская держава | Российские подразделения отразили атаки ВСУ на Ореховском направлении и в результате контратак продвинулись вперед у Работино и Вербового, сообщил председатель движения. |
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы | В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры. |
♕ РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА ♕ | Group on OK | Join, read, and chat on OK! | Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами. |
Силы России продвинулись у Вербового и Работино
Образовалось относительно единое Польское раннефеодальное государство. Первым достоверно известным польским князем был Мешко I 960—992. Создание единого государства сыграло большую прогрессивную роль в консолидации населения польских земель в единую народность и защите от чужеземного порабощения. Польскому государству приходилось отстаивать свою самостоятельность от посягательств германских королей, пытавшихся превратить польского князя в своего вассала. В течение нескольких десятилетий новая религия распространилась по всей Польше. Это способствовало утверждению феодальных отношений и укреплению княжеской власти. В стране распространилась письменность на латинском языке. В конце Х-начале XI в. Польша превратилась в одно из крупных государств Восточной Европы.
Кракова и Краковской земли процесс объединения польских земель завершился. В 1000 г. В начале XI в. Во главе государства стоял князь, который командовал войском, творил суд и руководил внешними делами. Страна делилась на провинции с комесами во главе. Местное управление опиралось на систему гродов, возглавляемых каштелянами. Особое внимание господствующий класс уделял укреплению военной организации. Социальной опорой княжеской власти являлись средние и мелкие феодалы.
Болеслав I вел успешные войны с Германской империей. По Будишинскому миру 1018 г. Польскому народу удалось отстоять свою независимость и освободить часть земель полабских славян. Между Польшей и Русью существовали тесные экономические, культурные и политические связи. С конца Х в. Нормальному развитию польско-русских отношений препятствовало вмешательство Польши во внутренние дела Древнерусского государства. В 1018 г. Болеслав захватил пограничные с Польшей червенские города.
Вскоре, однако, Ярослав Мудрый изгнал Святополка из Киева. Восточная политика Болеслава Храброго и его раздоры с Русью были использованы Германской империей. Последние годы правления Болеслава I в 1025 г.
После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости.
Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК. Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество.
Возможно был третий сын — Предслав. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории. Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход.
Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии.
Великая Моравия — первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась. Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем.
Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы.
Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское признание.
Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки. По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой. И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг.
Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну.
В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей. Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I.
Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство. Это было необходимым условием интеграции в европейский мир.
Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла.
Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени. С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой.
В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам.
Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом.
Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших.
Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит « Житие Мефодия »: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество , земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава.
В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Но тот разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. При Святополке в орбиту Великой Моравии вошла часть хорватских княжеств до реки Стрый [22] [23]. В 886 году ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии Святополком I, переориентировавшим страну на западное христианство. К началу 890 годов в состав Великой Моравии входила большая часть современной Словакии, средняя часть Потисья с центром в Бихаре, северная территория восточной половины современной Венгрии от Южного Гонта до Южного Земплина и северо-восточная часть Задунавья [24].
Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии.
Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой. Новая опасность возникла, когда пришли венгры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы , а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне. Когда в 901 году венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства, германская знать заключила мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину.
Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года. В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападения венгров иногда с помощью баварских войск. Военное поражение моравского войска привело, видимо, к народному восстанию, сопровождавшемуся языческой реакцией, о чём свидетельствуют археологические находки [24]. Найденные в курганах Гнёздова и на городище Монастырёк луннические височные кольца «нитранского типа» свидетельствуют о знакомстве днепровских мастеров с великоморавской ювелирной традицией [27] [28]. Находки в Гнёздове лучевых височных колец рубеж IX—X веков , колец с гроздевидной подвеской, литейной формочки из кремнистого камня для изготовления колец «нитранского типа» и ранней гончарной керамики 20—30-е годы X века свидетельствуют о миграции в Верхнее Поднепровье групп славянского населения из Дунайских земель Моравии [27] [29] [30]. Центральные великоморавские предгородские агломерации- эмпории [31] — Микульчице , Старе-Место близ Угерске-Градиште , Поганьско в Бржецлаве, процветавшие на обслуживании Империи каролингов в IX—X веках, практически мгновенно исчезли после изменения экономической ситуации, вызванного вторжением венгров в X веке, хотя сами они и не были затронуты боевыми действиями.
Штефан объяснял запустение агломераций, разрушением инфраструктуры дальней торговли, имевшей жизненное значение для моравской политии [32] [33]. По характеру и деталям погребальной обрядности ориентированные на запад древнейшие труположения в Киеве и на Среднем Поднепровье имеют прямые аналогии в раннехристианских памятниках на территории Великой Моравии в Скалице , Старом месте , Микульчице , Поганьско , Стара-Коуржим , Колине [cs] и Желенках [34].
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Постепенно болгары ассимилировались со славянами. Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём. Соседство с Византией привело к распространению византийского христианства среди населения Болгарского царства. Отдельные представители болгарской знати попытались сохранить язычество и организовали восстание против правителя-христианина. Но Борис I подавил восстание и сделал христианство государственной религией. Принятие христианства позволило улучшить отношения Болгарии с соседними христианскими странами и оказало положительное влияние на развитие болгарской культуры.
Правитель Болгарии теперь стал именоваться не ханом, а по-славянски князем. Павлович Организованная в болгарских землях церковь формально подчинялась константинопольскому патриарху, но на практике во всех внутренних делах пользовалась большой свободой. Богослужение в Болгарии велось не на греческом, а на славянском языке. Во многих болгарских монастырях открылись скриптории, где изготовлялись книги на славянском языке. В раннее Средневековье Болгария стала главным центром книжности и культуры для славянского мира.
Он одержал ряд побед над Византией, неоднократно подходил с войском к Константинополю и присоединил к своему государству македонские земли империи. Территория Болгарии расширилась также за счёт завоевания Сербского княжества и побед над венграми. В 918 г. Карта Первого Болгарского царства Потомки Симеона I Великого не имели успеха в противостоянии с воинственными соседями: венграми, печенегами, византийцами и славянами. Он жёг и разорял поселения болгар, уводил множество пленников, выселял жителей с занимаемых ими земель.
Внутренние раздоры среди болгарской знати не позволили организовать отпор византийским войскам. В 1018 г. Первое Болгарское царство оказалось полностью завоёвано и более чем на полтора века стало провинцией Византии. Образованное в 1185 г. Второе Болгарское царство уже не обладало могуществом Первого царства.
Великая Моравия У восточных границ Франкской империи на р. Мораве — притоке Дуная — в начале IX в. Они платили дань императору франков Карлу Великому и постепенно начинали перенимать христианство от франкских миссионеров. В первой половине IX в. Государство получило название Великая Моравия или Великоморавская держава.
Карта Великой Моравии. Ромашов Правители франков стремились подчинить Великоморавскую державу. Они совершали военные походы с целью получения дани и отправляли своих епископов в моравские земли, чтобы обратить мораван в христианство. В 846 г. В ответ моравский князь Ростислав 846—870 заключил военные союзы с Болгарским царством и с Византией, а также решил покончить с церковной зависимостью от Восточно-Франкского королевства.
Он отправил послов в Византию с просьбой прислать священников для распространения в Великой Моравии христианства и организации независимой церкви. Византийский император откликнулся на просьбу Ростислава, отправив к нему в 863 г. Обучать славян христианской вере оказалось сложно: почти все церковные книги в то время существовали на греческом и латинском языках, которых славяне не понимали. Своей письменности у населения Великой Моравии не было. Кирилл и Мефодий, чтобы познакомить славян с Библией, создали азбуку для славянского языка.
Это была первая славянская азбука, которая называлась глаголица. Так появилась возможность писать церковные книги для славян на их родном языке с использованием славянского алфавита.
В наиболее возвышенной, центральной части "града" стр. Другого такого комплекса раннероманской архитектуры в Средней Европе указать нельзя. Одна из церквей, находившаяся около дворца, являлась большим трехнефным храмом с двойным притвором длина - 35 м, ширина - 10 м ; остальные имели сравнительно небольшие размеры, напоминая первую церковь из Старого Места. В руинах обнаружены остатки штукатурки со следами многоцветных росписей, некогда покрывавших стены этих каменных зданий. Около большой церкви было открыто свыше 400 могил, а в ее нефах и притворе оказались каменные гробницы с богатыми погребениями. В шести погребениях были обнаружены мечи, серебряные и золотые украшения, в большинстве своем тех же самых типов, что и на Старом Месте. В одном из погребений лежала золотая византийская монета времен Михаила III, относящаяся к 856 - 866 годам. В одной из маленьких церквей, также находившейся вблизи дворца, открыты остатки двух больших каменных гробниц, оштукатуренные стены которых были покрыты некогда росписями.
Обе гробницы оказались ограбленными еще в древности, но не приходится сомневаться, что они принадлежали каким-то весьма выдающимся представителям знати или церковнослужителям. Отдельные погребения знати были обнаружены и в других церквах в пределах "града". Одна из этих церквей имела около своей прямоугольной абсиды небольшую квадратную усыпальницу, где находилось три погребения. Мужские погребения содержали мечи, дорогие пояса и позолоченные шпоры, женские - серебряные и золотые украшения, детские - также различные драгоценности; в погребениях мальчиков иногда имелись дорогие пояса и шпоры. Раскопки в "предградье", начатые Й. Поуликом в 1958 г. Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами. Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками. На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого.
В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища. В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й.
Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки.
В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе. Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое".
Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование.
Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений.
В 874 году он захватил Блатенское княжество , земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Но тот разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. При Святополке в орбиту Великой Моравии вошла часть хорватских княжеств до реки Стрый [20] [21]. В 886 году ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии Святополком I, переориентировавшим страну на западное христианство. К началу 890 годов в состав Великой Моравии входила большая часть современной Словакии, средняя часть Потисья с центром в Бихаре, северная территория восточной половины современной Венгрии от Южного Гонта до Южного Земплина и северо-восточная часть Задунавья [22]. Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями.
Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии.
Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации. В преддверии форсайт-форума просим ответить на вопросы от Украина. Скрыть 1. Какая Украина нам нужна?
Социальные сети
Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах». Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху. Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет. Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты , 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию.
Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине. Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу. При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа. Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, то есть нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа: — первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа. Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта.
По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает. Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка». Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г. В 1944 году Подкарпатская Русь была занята советскими войсками. Так было полностью ликвидировано русинское движение на Подкарпатской Руси и ликвидирована сама Подкарпатская русь. С тех пор Подкарпатскую Русь называют Закарпатской областью, а русинов — украинцами». Желаю появиться четвёртому русскому государству Подкарпатская Русь ныне Закарпатская область , которая будет занимать юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и её притокам.
На севере Подкарпатская Русь будет граничить с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией. Столицей Подкарпатской Руси, а ныне административным центром Закарпатской области скорее всего будет Ужгород. Город основан в 872 году. Численность населения составляет более 115 тысяч человек. Бревном на пути к независимости лежит Украина, декларирующая свою европейскую ориентацию, которая в русинском вопросе продолжает позорную тоталитарную практику фактического этноцида русинов, отказываясь признавать русинское население Закарпатья в качестве отдельного народа. Подобная политика выглядит особенно архаично и дико на фоне того обстоятельства, что русины в качестве отдельного восточнославянского народа официально признаны всеми европейскими государствами, на территории которых они проживают как национальные меньшинства. О том, что русинское государство имеет право на существование, говорит вся его история.
По данным переписи населения 1810 г. Спустя 120 лет, в 1930 г.
Кирилл ок. С 1918 по 1992 включительно составная часть Чехословакии; до 1918 в течение почти девяти столетий … Энциклопедия Кольера Словакия — Словацкая Республика, гос во на В. Название от этнонима слав, народа словаки. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ.
С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики. В ходе длительной борьбы с германцами, одержав ряд побед и преодолев последствия отдельных тяжелых неудач, Великая Моравия достигла большого могущества. В конце IX в.
Кроме того, вопрос представляет большой интерес в связи с изучением истории средневековых германских государств, а также общественной истории и истории культуры раннесредневековой Венгрии. Возникновение дискуссии о Великой Моравии объяснялось, прежде всего, неразработанностью данного вопроса в марксистской историографии и крайней бедностью фактических данных. Отрывочные сведения об этой державе, представленные главным образом в немецких источниках, позволяли осветить с известной полнотой лишь события внешнеполитического характера.
Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в. С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики. В ходе длительной борьбы с германцами, одержав ряд побед и преодолев последствия отдельных тяжелых неудач, Великая Моравия достигла большого могущества.
В конце IX в. Борьба военная сопровождалась энергичной дипломатической деятельностью. Франкский император Людовик Благочестивый 814 - 840 стремился использовать в своих интересах соперничество первого моравского князя Моймира 830 - 846 с нитранским князем Прибиной.
Преемник Моймира Ростислав установил союз с противником Людовика - австрийским маркграфом, а на договор германцев с Болгарией, направ- По материалам сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшейся в Чехословакии 3 - 8 октября 1960 года. История Великой Моравии завершилась в первом десятилетии X в. В дальнейшем главным ядром феодальной государственности в этой части западнославянских земель явилась Пржемысловская Чехия с городом Прагой1.
Источники почти ничего не сообщают о событиях внутренней жизни Великой Моравии. Некоторое исключение составляют сведения о деятельности миссии Кирилла и Мефодия и об ожесточенной борьбе между византийской и германской церквами за влияние на территории Моравии, получившие освещение в "Житиях" обоих лиц и в русской летописи. Что касается социально-экономического и внутриполитического устройства Великоморавской державы, то о нем в письменных источниках нет никаких сведений.
Упоминания о богатых и бедных, свободных и рабах, имеющиеся в "Житии Мефодия"2 , конечно, не могут рассматриваться в качестве серьезных исторических известий о социальной структуре великоморавского общества. Историки могли оперировать в этой области, по сути дела, лишь общими соображениями и некоторыми весьма ненадежными косвенными данными. В дискуссиях о социально-экономическом строе Великой Моравии столкнулись в основном две точки зрения.
По мнению одной группы историков, Великая Моравия являлась дофеодальным образованием - внутренне непрочным союзом племен, возникшим в ходе противодействия германской агрессии, подобно тому, как двумя столетиями раньше, во время борьбы с агрессией Аварского каганата и позднее - франков, возникло "государство" Само. Сторонники этой точки зрения, в частности чехословацкий историк Ф. Граус, отнюдь не отрицали, что у моравских и соседних с ними других западнославянских племен в конце I тысячелетия н.
Но, начальную грань феодального строя они относили все же к самому рубежу IX - X вв. Сторонники другой точки зрения относили исходный рубеж феодализма у моравских, словацких и паннонских славян еще к началу IX в. Не отрицая того, что борьба с германской агрессией способствовала процессу политического объединения западных славян, они вместе с тем не соглашались с тезисом о внутренней слабости Моравской державы, указывая на ее зрелую европейскую политику, на большую роль христианства в ее внутренней жизни и т.
Среди приверженцев этой точки зрения с самого начала дискуссии видную роль играли чехословацкие археологи, в частности Й. Поулик, Я. Декан и академики Я.
Бём и Я. Айзнер хотя их мнения далеко не во всем совпадали 4. Но первоначально они располагали сравнительно небольшим и малоубедительным материалом, 1 J.
Slovane na Morave a rise Velkomoravska. Risa Velkomoravska. Slovenske dejiny, II.
Pokus o periodisaci dejin Ceskych zemi v obdobi feudalismu, I. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe predhusitske. Внимание марксистской историографии к социально-экономическому строю и историческим судьбам Великой Моравии, освещение которых, в частности, позволяет объективно обрисовать некоторые ранние этапы агрессивного германского курса "Drang nach Osten", вызвало отклике буржуазной науке.
Исходя из столь же старого, сколь и несостоятельного тезиса о неспособности славян к самостоятельной государственной жизни, немецкий историк Г. Прейдель сделал попытку изобразить Великую Моравию не в качестве славянского государства, а в виде своеобразного наследия, пережитка или порождения Аварского каганата, от которого моравские славяне получили якобы свою знать и политический строй5. Появилась, таким образом, еще одна "теория" военно-миграционистского толка.
Как беден и однообразен, однако, арсенал буржуазной науки! Дискуссия чехословацких историков о Великой Моравии по своему содержанию и задачам напоминает нам дискуссию советских историков о характере Киевского государства, происходившую в конце 20-х - начале 30-х годов. В распоряжении советских историков имелся, однако, обширный фактический материал - многочисленные и разнообразные известия русских, восточных, византийских и западных авторов, а также археологические данные по экономике и культуре.
Чехословацкая историческая наука таким богатством источников не располагала. Поэтому в качестве первоочередной здесь встала задача получения новых фактических данных о Великоморавской державе, какими могли быть лишь археологические материалы. В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий.
Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года. Начнем с истории моравских городов.
В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица". Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов.
Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы. Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В.
Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H.
Что значит великоморавская держава
История великоморавской державы Великоморавская держава была создана в середине IX века как попытка объединения славянских племен под властью моравского князя Ростислава. Великоморавская держава оказала значительное влияние на формирование средневековой Европы и включение славянского этноса в мировую историю. ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА. добавлена сегодня в 18:15. Согласно данным исследования, великоморавская держава 2023, выполненного по уровню Санкт-Петербургской нефти братьями НИИКСИ СПбГУ под руководством западного. Предпосылками возникновения Великоморавской державы явились усиливавшийся процесс феодализации и необходимость обороны от германской экспансии. 532. Издано: (1971). Читать онлайн. Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием
Исторический обзор великоморавской державы: распад и последствия
- Смотри также
- Образование славянских государств
- Виртуальный хостинг
- Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском
- Описание документа
- Telegram: Contact @tblzer
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага
Telegram: Contact @tblzer | Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». |
Возникновение великоморавской державы: исторический обзор | Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава оказала значительное влияние на Европу в свое время, как политически, так и культурно. |
Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском - 27.11.2023 Украина.ру | Правители франков стремились подчинить Великоморавскую державу. |