Новости таинство соборования в православной церкви

В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство Елеосвящения. Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. В период Великого поста в православных храмах традиционно совершается Таинство Соборования (Елеосвящения).

Кинешемский священник совершил таинство соборования в следственном изоляторе

Одно из семи Таинств Православной церкви – Соборование. Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров, из чего объясняется и наименование таинства Соборованием.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. Таинство соборования проходит во всех храмах и монастырях во время Великого поста. Таинство Елеосвящения (Соборование) установлено Христом Богом, который, послав учеников на проповедь покаяния, дал им власть исцелять людей от телесных и душевных недугов. Во всех остальных случаях Таинство Елеосвящения является необходимой формой примирения с Церковью для кающихся еретиков и находящихся под запретом христиан. Затем таинство Соборования стало применяться ко всем кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы после того как они завершили свою покаянную дисциплину, они получили право приступить к таинству Евхаристии. Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме.

Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл

По различным раннехристианским источникам можно предположить, что изначально помазание елеем было одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освящённой водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, которое авторы называют «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни». Иоанн Златоуст, перечисляя обязанности пресвитеров, писал, что они не только крестят, но и исцеляют от грехов, совершённых после Крещения, и приводил цитату Иак. Первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве Елеосвящения содержится в приписываемом прп. С конца VIII в. Над кем может совершаться таинство Елеосвящения? В этом вопросе практика Русской Церкви опять радикально отличается от практики Иерусалимской и Греческой Церквей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам.

В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Вместе с тем, совершение таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Размышляя о такой полярности мнений и пытаясь их примирить, С. Булгаков, составитель Настольной книги священнослужителя, полагает, что Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги.

И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению. Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования. И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция.

Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся [7]. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви» [8]. К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год [9]. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди. Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение» [10]. Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний» [11]. И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления. Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься»; «Нужно ли перед ним перед Соборованием. Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди [12] , ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других. Аргументы в пользу того, что исповедь должна совершаться перед Соборованием 1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях. Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу» [13]. Перед Миропомазыванием в случае присоединения к Православию необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует» [14]. Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением — в современности допускаются разные подходы. Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди. В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению» [15]. Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь [16].

К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате. Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования. А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо. Стоит заметить, что универсального подхода здесь нет, и каждый случай следует рассматривать со священником. Что делать с освященным маслом, свечами, которые остаются после соборования? Отвечает протоиерей Александр Домрачев, настоятель храма святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова: — Многие верующие, участвовавшие в Таинстве Соборования, приносят из храма домой свечи и масло, использовавшиеся при совершении таинства. Свечи, как и положено, возжигаются перед иконами, во время молитвы. Масло же можно потреблять с благоговением, наряду с просфорой и святой водой. Либо же помазываться им: обычно помазывается крестообразно лоб или масло наносится на больные места. Но стоит помнить, что это наше «домашнее» помазывание ни в коем случае не является Таинством Соборования или его продолжением. Таинство совершается именно во время чинопоследования в храме.

Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь.

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение». Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний — недопустимо! Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний». И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления.

Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься»; «Нужно ли перед ним перед Соборованием. Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди, ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других. Аргументы в пользу того, что исповедь должна совершаться перед Соборованием 1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях. Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.

Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу». Перед Миропомазыванием в случае присоединения к Православию необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует». Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением — в современности допускаются разные подходы. Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди. В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению».

Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь. То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения». Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно больше года отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование.

А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.

К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. Такое отношение к таинству кощунственно. Если человек не приносит Богу искреннего покаяния, не прикладывает усилий для отказа от греха, он не станет причастником врачующей нас Божественной благодати. Таинство Соборования предназначено только для больных? Если человек не ощущает никаких физических недомоганий, можно ли и нужно ли ему собороваться? Отвечает священник Ярослав Коздринь, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова: — Мы так устроены, что именно болезнь тела становится мощным стимулом для того, чтобы изменять что-либо в своей жизни. Чтобы победить болезнь, человек готов расстаться с прежними, часто греховными, привычками. Как говорится, «самое главное — здоровье», но только ли этот лозунг должен нас побуждать к участию в Таинстве Елеосвящения?

Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди?

Иоанникию, наместнику Чудова мон-ря, что совершение Е. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Таинство Е. Ранний вариант формулы благословения елея нач. Сам обряд помазания представлен 3 типами. В древнейшем, зафиксированном в кон. VIII в. Обычно помазываются 5 органов чувств. Далее читается молитва «Domine Deus qui per apostolorum... Болящий преклоняет колени, на него возлагают руки пресвитеры с чтением 2 молитв и пением 2 антифонов. Затем совершаются крестообразные помазания от 5 и больше, включая помазание больного места с формулой «Ungo te oleo sanctificato... В заключение читаются 2 молитвы и благословение, больному преподается Св. Обряд повторяется в течение 7 дней при необходимости. Долгое время 1-м подробным описанием таинства Е. Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в Капитулярии, историки относят к кон. X-XI в. В Капитулярии Е. Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь. Приносятся также крест и освященная вода, в к-рую вливается освященный елей. С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освященный пепел, читается 7 покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний автор памятника отмечает, что нек-рые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего 3, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего - PL. После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. Церкви до реформ II Ватиканского Собора. Особые формулы благословения елея и помазания больных встречаются в галло-испан. Целый ряд лат. В 48-м прав. Иакова и предание св. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины. II Ахенский Собор 836 г. В 26-м прав. I Майнцского Собора 847 говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. В 8-м прав. Синода в Павии 850 предписывается совершать Е. При этом отмечается, что мн. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения Egbert. В 71-м прав. Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав. Вормского Собора 868 приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап. Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных. Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в. De corp. Иона , еп. Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar. Укрепление связи Е. Реймсского нач. VII в. Тридентский чин Е.

Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь! Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование. Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше. Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см. Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф.

Таинство соборования (Елеопомазание)

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость. В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. одно из семи Таинств Православной Церкви, которое чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Статья автора «СВЯЩЕННИК ЕВГЕНИЙ ПОДВЫСОЦКИЙ ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ» в Дзене: В дни Великого поста в православных храмах совершается Таинство Соборования (или Елеосвящения).

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время. К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой — и только так, а не иначе.

Соборование не заменяет и не отменяет назначения врача! Солдата Корзуна.

Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится?

Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает [8] накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[ уточнить ]. Православный обряд совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение совершается согласно требнику [9] собором семи священников отчего и называется также «соборованием» ; но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.

Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение». Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний — недопустимо! Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний». И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления. Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься»; «Нужно ли перед ним перед Соборованием. Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди, ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других. Аргументы в пользу того, что исповедь должна совершаться перед Соборованием 1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях. Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу». Перед Миропомазыванием в случае присоединения к Православию необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует». Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением — в современности допускаются разные подходы. Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди. В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению». Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь. То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения». Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно больше года отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование.

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе Православное Богослужение сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом елеем. Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино Лк. Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места. Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу. Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Во что одеваться? Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию. Можно ли собороваться детям?

Таинство Елеосвящения (Соборования) в храме в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска

Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами. Таинство Елеосвящения (Соборование) установлено Христом Богом, который, послав учеников на проповедь покаяния, дал им власть исцелять людей от телесных и душевных недугов. 24 апреля 2024 года помощник начальника УФСИН России по Пензенской области по организации работы с верующими протоиерей Антоний Шварёв совершил Таинство Соборования в храме в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". По окончании богослужения митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий возглавил Таинство Соборования (Елеосвящения). Затем таинство Соборования стало применяться ко всем кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы после того как они завершили свою покаянную дисциплину, они получили право приступить к таинству Евхаристии. Александро-Невский храм Новости и события Елеосвящение Часто задаваемые вопросы о Соборовании.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий