Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Во время поста запрещена вся пища животного происхождения – мясо, молоко, молочные продукты, сыр, сливочное масло, куриные яйца, рыба, морепродукты, икра. Молоко которое можно в пост? Всем привет! Сегодня хочу рассказать вам про знакомство с новым для меня продуктом под названием Ne Moloko овсяное классическое лант 1,5 %. Диета на Великий пост должна включать как можно больше овощных блюд, блюд из бобовых, грибов, соевых продуктов, злаковых, мюсли, несладких кукурузных хлопьев и соков, которые могут выступать как основное блюдо и в качестве перекуса. Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост?
Почему нельзя молоко в пост?
Протоиерей Василий Мазур , 2010-08-13 Доброго здоровья, Игорь! Святая Церковь говорит о нескольких ступенях поста в пище. Первая — отказ от мясной пищи, вторая — от любой пищи животного происхождения, третья — от рыбы и ее продуктов, четвертая — отказ на некоторое время от любой пищи строгий пост. Во все времена пост в пище послаблялся для детей, кормящих матерей, путешествующих, пожилых, больных людей.
Соответственно, подготовка к соблюдению поста и осознанный подход к нему — обязанность каждого постящегося. Уже за четыре недели до начала поста верующие ограничивают свой рацион питания. Например, в период Масленицы мясопустную неделю из рациона исключаются мясные продукты. Резкий отказ от мясных продуктов и тем более от любых горячих блюд и напитков, как при сухоядении, является стрессом для организма. Поэтому готовиться к посту, как и выходить из него, нужно постепенно и с умом. Стоит учитывать, что сухоядение — пост, придерживаться которого можно здоровым людям, которые правильно подготовились к нему. Категорически запрещено соблюдение «сухих» дней: детям и подросткам, организму которых особенно необходимо полноценное питание; беременным женщинам и кормящим матерям; пожилым людям. Кроме того, многим людям стоит отказаться от сухоядения при наличии медицинских противопоказаний. Так, соблюдение «сухих» дней и Великого поста в целом запрещено лицам: с заболеваниями желудочно-кишечного тракта гастритом, язвенной болезнью, панкреатитом, холециститом и др. Также сухоядение противопоказано людям, работа которых связана с чрезмерными физическими и интеллектуальными нагрузками, военным и заключенным. В таких случаях можно соблюдать так называемый облегченный вариант «сухого» поста, активно экспериментируя с блюдами, приготовленными в духовке. Крайне важно перед тем, как приступить к соблюдению основных предписаний сухоядения, убедиться, нет ли каких-либо противопоказаний для этого.
Ореховый продукт будет в разы питательнее и полезнее для организма, нежели овсяные или гречневые варианты. Незаменимых молочных продуктов сегодня уже нет. Вместо сливочного масла можно купить масло гхи, так как в процессе приготовления из него выпариваются молочные белки — лактоза и казеин. Кому нельзя соблюдать пост? Моральный аспект поста полезен для человека, но любое ограничение в продуктовом наборе обязательно должно быть компенсировано другими доступными продуктами или добавками к пище. Однако детям, беременным, кормящим, людям с диабетом и заболеваниями желудочно-кишечного тракта ЖКТ не рекомендуется соблюдать пост. Людям с тяжёлыми физическими нагрузками можно соблюдать пост не в полной мере, так как в их случае компенсировать недостаток полезных веществ будет непросто.
Только молитвою и постом, сказал Спаситель, можно изгнать демонов из нашей жизни. Молитва — это меч, который держим в правой руке и поражаем им неприятеля, а пост — щит, которым отражаем вражеские выпады. Поэтому, братья и сестры, с великой радостью будем начинать каждый пост. А еще будем стараться смотреть на все глазами святых отцов, и чтобы стяжать это видение — как можно больше читать их трудов.
Молоко в пост какое можно: 3 напитка, которые можно пить в Великий пост
коровье молоко в напитках и блюдах можно заменить растительным молоком, особенно. Сухое молоко можно хранить дольше свежего молока и использовать по мере необходимости. Сухое растительное молоко. Подробные ответы на вопрос Можно ли есть сухое молоко в пост? Черный шоколад, который можно есть в пост, включает в себя всего три ингредиента: какао-бобы, какао-масло и сахар. Можно ли пить молоко во время поста.
Можно ли сухое молоко в пост
Часто белый хлеб готовится без всех этих продуктов, поэтому он разрешен в пост. Другой вопрос, что часто белый хлеб воспринимается как излишество, а пост — это период воздержания и ограничения. Поэтому можно встретить мнение, что белый хлеб в пост запрещен. Но если хлеб не содержит скоромных продуктов, перечисленных выше, формально он разрешен. Зимний ужин. Четыре рецепта сытной запеканки Подробнее Черный хлеб. Большинство видов черного хлеба готовится без использования скоромных продуктов, часто ржаной или дарницкий хлеб не содержат даже сахара, что может прийтись по вкусу тем, кто не только постится, но и сидит на диете. Отметим, что наличие сахара не делает продукт запрещенным в пост. Цельнозерновой хлеб. Он делается на усмотрение производителя, поэтому нужно внимательно читать этикетку, чтобы понять, используется ли при производстве масло, молоко или яйца.
Чаще всего цельнозерновой хлеб — постный продукт. Дрожжевой хлеб. Наличие в хлебе дрожжей не делает этот продукт скоромным. Дрожжи — это специальный вид грибков, они не имеют никакого отношения к теплокровным животным. Но хотим отметить, что действительно бездрожжевым хлебом является только армянский лаваш или еврейская маца, то есть тонкий, не пористый хлеб.
Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке править На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе править На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т.
Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение. Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г. Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г.
Всякий пост состоит из двух частей: телесной и духовной. Телесная составляющая поста служит для реализации духовной части. Пост должен быть индивидуальным и посильным для человека. Ограничивать себя в том или ином виде пищи нужно, как говорят Святые Отцы, с рассуждением, чтобы не нанести вред своему здоровью.
Начался Великий пост 2024: продуктовый календарь, что можно и нельзя есть или делать
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, … убийства, кражи, … злоба, … гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» Мк. Обобщая слова Спасителя, апостол Павел дал конкретные указания о пище: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто» Рим, 14, 20. Найти в магазине постное… Таким образом, чиста вся пища, употребляемая нами. Остается лишь ее разделение на постную и скоромную.
Теоретически все предельно просто. Но так ли все происходит на самом деле? Когда наступает время поста, то для многих православных христиан становится целой проблемой найти среди разнообразия продуктов, предлагаемых в магазинах и на рынках, постные продукты питания. Конечно, это не относится к овощам и фруктам.
Понятно, что если на прилавке лежит картошка, то принять ее за мясо никак нельзя. И отличить курицу от банана также вполне реально. Сложность при покупке постных продуктов питания многие находят в определении состава смешанных и производных продуктов. Так в чем же суть проблемы?
Приведу один пример. Однажды ко мне обратилась женщина с просьбой подробно рассмотреть упаковку с лапшой быстрого приготовления и высказать свое мнение о том, возможно ли вкушение данного продукта во время поста. Мотивировала она свою просьбу тем, что никак не может доказать подруге, что лапша не является скоромным продуктом. Первое, что бросилось в глаза — это название: «Куриная лапша».
Повернув упаковку, я начал подробное изучение состава продукта. К своему удивлению, я не нашел в составе ни куриного мяса, ни животного жира, ни даже яиц. Зато в составе был «ароматизатор «Куриный», идентичный натуральному». Было понятно, что данный продукт питания вполне можно отнести к постным.
Я высказал женщине свое мнение. Но при этом поинтересовался, что же смущает в данном вопросе ее подругу. Оказалось, что ее смущает название и запах готового продукта. По всей видимости, это было большим искушением для человека.
Каково же было разочарование моей собеседницы, когда я не благословил больше вести разговоров с подругой о «Куриной лапше» и, тем более, вкушать данный продукт при ней. Конечно, я должен был обосновать мой запрет. Для этого я привел слова апостола Павла: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер, … худо человеку, который ест на соблазн.
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» Рим, 14, 15, 20-21. Моих аргументов было вполне достаточно. Получалось, что не согрешит ни женщина, ни ее подруга, хотя одна будет есть лапшу, а другая нет, так как «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» 1 Кор, 8, 8. Самое главное в сложившейся ситуации — сохранить любовь к ближнему, ибо «любовь есть исполнение закона» Рим.
Поэтому продукт богат растительными жирами, калориями. Он сладкий, сытный, что делает его неотъемлемой частью постного рациона. К тому же, натуральная халва богата многими полезными микро- , макроэлементами, витаминами. Кроме семечек или зерен арахиса в состав халвы входят сладкие ингредиенты, такие как сахар, патока. Может присутствовать мука или другой загуститель. Продукты животного происхождения, как правило, здесь отсутствуют. Если в пост съесть кусочек сладкой халвы с утра на завтрак, сытость и подъем сил будут держаться на протяжении всего дня.
Таким же полезным завтраком для верующих могут стать козинаки. В основе их изготовления лежат все те же семечки арахис, кунжут. Плюс сахар или мед. Это сладкое постное лакомство. Однако следует помнить, что православие отвергает крайности, призывает идти царским путем разумного воздержания. Пресыщение в пост, пусть даже растительной пищей, считается недопустимым. Оно заглушает в нас чувство благоговения, благодарности Богу, с головой погружает в мир материальных забот, суеты.
Пряники Пряники преимущественно готовятся из сладкого скоромного теста. Однако их легко приготовить самому, используя растительные продукты. Поискав подходящий рецепт в интернете или кулинарной книге, можно получить вкусное сладкое лакомство. Покупая пряники в магазине, необходимо ознакомиться с составом. Допустимые ингредиенты: мука, сахар и разрыхлитель, растительное масло. Если помнить, что великий пост — это отказ от наслаждений, плотских или гастрономических, то сладкие пряники вполне можно заменить кусочком подсушенного черного хлеба с медом. Многие верующие так подвизаются в это время, — услаждают себя молитвой, чтением духовной литературы, слезами раскаяния в грехах.
Зефир Это кондитерское изделие изготавливается из яичных белков, поэтому в пост его употреблять в пищу нежелательно. Исключением могут стать заболевания пищеварительного тракта, особенно желудка гастрит. В этом случае зефир будет даже полезен для больного. Необходимо лишь взять благословение у священника на послабление поста. Всем остальным следует отказаться от сладкого лакомства или найти ему достойную замену. В продаже есть кондитерское изделие, которое по своим вкусовым качествам похоже на сладкий зефир. Это мягкое воздушное маршмеллоу, которое готовят из кукурузного крахмала, виноградного сока.
В отличие от зефира не имеет в своем составе продуктов животного происхождения, за исключением желатина. Но сладкое маршмеллоу можно приготовить самостоятельно. В домашних условиях есть возможность вместо желатина использовать пектин или агар-агар. Это загустители растительного происхождения.
Что говорят специалисты? Вопрос о возможности употребления сухого молока в посте вызывает разногласия у специалистов. Некоторые диетологи утверждают, что сухое молоко не нарушает пост, так как оно производится из натурального молока без добавления животных жиров. Это означает, что оно не содержит продуктов животного происхождения и не нарушает основные принципы поста. Другие же специалисты считают, что употребление сухого молока все же является нарушением поста. Они ссылаются на факт, что сухое молоко получается путем удаления влаги из натурального молока, что может быть истолковано как процесс технической обработки и нарушение принципов строгого поста. Однако большинство специалистов согласны с тем, что решение о возможности употребления сухого молока в посте должно быть принято каждым верующим индивидуально, с учетом своих убеждений и духовных потребностей. Консультация с духовным наставником может помочь в принятии решения и определении, является ли употребление сухого молока для вас приемлемым во время поста. Альтернативы для постящихся Многие люди сталкиваются с проблемой выбора альтернативных продуктов во время поста. Ведь нельзя употреблять многие обычные и любимые продукты. Однако, есть несколько альтернатив, которые помогут вам разнообразить свое питание в этот период. Растительные молочные продукты: одним из самых популярных вариантов на замену обычному молоку являются растительные альтернативы. Например, соевое молоко, овсяное молоко, кокосовое молоко и другие. Они обладают хорошим вкусом и питательными свойствами. Орехи и семена: они богаты белками, жирами и витаминами, поэтому являются отличным источником энергии. Можно добавлять их в салаты, каши, выпекаемые продукты и использовать как самостоятельные закуски.
А разрешен ли в пост горький шоколад? В разные периоды его то разрешали, то запрещали употреблять в такие дни. Стоит напомнить, что привычные нам шоколадные конфеты и плитки стали производить лишь в конце XIX века, а до этого в Европе и других странах мира пили шоколадный напиток. Его название произошло от атцекского «чоколатль», что в переводе означает «горькая вода». Этот напиток готовили из ингредиентов растительного происхождения. Хотя подобные продукты можно включать в рацион в дни поста, все же напитки, которые доставляют удовольствие, употреблять не рекомендуется. Неудивительно, что вопрос о шоколаде долгое время оставался спорным. Мнения священнослужителей по этому поводу кардинально различались. Папа Пий V, которого как-то раз угостили чашечкой горячего несладкого шоколада, решил, что пить его во время поста не возбраняется: ведь «не может же такая гадость кому-то доставлять удовольствие»… После долгих споров в 1662 году католическая церковь разрешила употреблять шоколад во время постов, после чего он стал очень популярен в монастырях. Однако не все священники разделяли такую точку зрения. Так, венский епископ Иоанн, который считал шоколад греховным разжигающим страсти напитком», запрещал его пить монахам-францисканцам. А позднее, когда в этот продукт стали добавлять молоко и спиртные напитки вино, ликер и даже пиво , его повсеместно перестали употреблять в дни поста. Так можно ли все-таки в Великий пост есть горький шоколад? Считается, что сладости, которые не включают молока, сливок, сливочного масла и яиц, в это время употреблять можно. Учитывайте, что чем качественнее шоколад, тем меньше компонентов содержится в его составе. Черный шоколад, который можно есть в пост, включает в себя всего три ингредиента: какао-бобы, какао-масло и сахар.
Почему нельзя молоко в пост?
или сливки, в пост можно есть? slava1989. И в пост можно питаться разнообразно и с пользой: утром каши с фруктами или ягодами, днем постные супы и салат, вечером тушеные овощи. Такое сухое молоко не содержит молочного жира и может быть разрешено для употребления во время поста. Μεγάλη Τεσσαρακοστή «Великая Четыредесятница») — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. Скажите, пожалуйста, если на упаковке с продуктами указано, что в состав входит сухое обезжиренное молоко или яичный порошок, можно ли употреблять такие продукты во время поста? —Как хотите, если строго поститесь, то не нужно. Почему молочное нельзя, а рыбу можно? Протоиерей Александр Борисов: В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
Чтобы понять причину запрета на молочное и яйца в пост, нужно обратиться к истории Церкви и вспомнить об изначальном смысле поста для христиан. В Великий пост кокосовое молоко пить можно. Пить красное сухое вино можно в один из выходных или в церковные праздники, которые перечислены в начале материала. Именно китайское — купить его можно в лавочке восточных продуктов или на каком-нибудь китайском рынке. Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост? В большинство дней поста допускается сухоядение (сухая или сырая пища без термообработки) либо горячая еда (с растительным маслом или без).
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Состав молока из сои может варьироваться, в зависимости от производителя и рынка, где оно реализуется. Так, в Россию, как правило, завозят соевые продукты с достаточным содержанием белка и жиров. Это позволяет если не полностью, то весьма эффективно заменить этим продуктом козье или коровье молоко. Соевое молоко во время поста добавляют в кофе, готовят на нем каши и другие блюда, а также пьют в чистом виде — оно вкусное и прекрасно утоляет жажду. Некоторые священники относятся к употреблению соевых продуктов неоднозначно, ведь они являются некой иллюзией пищи, которую есть запрещено. Таким образом, выбор каждый делает сам — держать ли себя в строгости или позволить себе такую замену. Кокосовое молоко.
Если по медицинским показаниям мясо, мясной бульон, иные блюда из него исключать нельзя, отказываться от него в Пост нельзя. В данном случае, по сути, человек ест не то, что ему хочется, а то, что необходимо, таким образом ограничивая себя. Мясные полуфабрикаты Любые полуфабрикаты замороженные или охлажденные из мяса и птица позволяют сэкономить время на готовке, освободив его для молитв и добрых дел.
Однако даже учитывая это, в Пост их есть нельзя. Запрет объясняется еще и тем, что в состав таких полуфабрикатов, помимо мяса и птицы, могут входить и другие продукты, которые нужно исключить из меню. Колбасные изделия и мясные деликатесы Вопреки распространенному мнению скептиков о современной пищевой промышленности, мясо в современной вареной, полукопченой, копченой, сыровяленой колбасе, ветчине, сосисках, других изделиях все же имеется. Этим и объясняется их исключение из числа продуктов, которые можно есть в Пост. Что касается любых деликатесов, название говорит само за себя. Очевидно, что это излишество, без которого в это время можно и нужно обходиться. Рыба Рыба — это тоже продукт животного происхождения. В Пост есть только два дня, когда ее допустимо включать в меню — Благовещение и праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное Воскресенье. Также в Лазареву субботу накануне Вербного Воскресенья можно есть рыбную икру. Учитывая, что в Пост ЖКТ успевает отвыкнуть от тяжелой пищи, во избежание неприятных последствий, лучше отказаться от жирной копченой красной рыбы, отдав предпочтение более диетическим разновидностям минтай, треска, навага в отварном или запеченном без масла виде.
Морепродукты С морепродуктами все не так однозначно. Есть два противоположных мнения. Согласно одному, они приравниваются к рыбе, поэтому тоже исключаются из рациона, с другой — прямо в числе запрещенных продуктов они не упоминаются, а все, что не запрещено, то разрешено. Отсутствие морепродуктов в перечне исключенных из меню продуктов, вероятно, объясняется тем, что на юге, например, в Греции они являются традиционной и легкодоступной пищей. До сих пор местный монастырский устав допускает их употребление в те дни, когда можно есть масло. Однако в России они являются непривычной едой, многие морепродукты стоят дорого даже кальмары и креветки, не говоря уже о мидиях, устрицах, других «морских гадах». Есть их в пост или отказаться — решайте самостоятельно или после разговора со священнослужителем. Принимая решение, учитывайте, насколько такая пища для вас доступна по цене, и относитесь вы к ней как к средству для подкрепления сил несколько раз в течение всего Поста или как к любимому деликатесу. Молочные и кисломолочные продукты Есть молоко и всевозможные его «производные» в Пост нельзя, ведь его «производителями» тоже являются животные. Кроме того, в регионах, где проживали первые христиане, это были достаточно малораспространенные и дорогие продукты.
Гораздо доступнее здесь была, к примеру, рыба, «морские гады». К тому же, как и мясо, любая животная пища, в отличие от растительной, отягощает организм. А отказ от привычного молока и всего, что из него производят — действенная тренировка собственной выдержки, очень полезный опыт самоограничения, ведь обычно редкий прием пищи обходится без этих продуктов.
Некоторые продукты, такие, как рыбу и растительное масло, можно есть только в те дни поста, которые считаются нестрогими, хотя растительное масло и не имеет животного происхождения. Запрет касается также шоколада и фастфуда, в которых много жиров. В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво.
Можно употреблять в пищу: Овощи капуста, картофель, помидоры, огурцы, морковь, сладкий перец, зелень Крупы овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячменевая Бобовые фасоль, бобы, горох, чечевица Фрукты Рыба только дважды за весь пост Сладости например, халва, сухофрукты, орехи, горький шоколад, мед, сахар, леденцы, клюква в сахаре Напитки сок, чай, кофе, узвары, морс, кисель.
В продаже есть кондитерское изделие, которое по своим вкусовым качествам похоже на сладкий зефир. Это мягкое воздушное маршмеллоу, которое готовят из кукурузного крахмала, виноградного сока. В отличие от зефира не имеет в своем составе продуктов животного происхождения, за исключением желатина.
Но сладкое маршмеллоу можно приготовить самостоятельно. В домашних условиях есть возможность вместо желатина использовать пектин или агар-агар. Это загустители растительного происхождения. Вафли В вафельных коржах, как правило, всегда присутствуют продукты животного происхождения.
Это могут быть: молоко; яйца; животные жиры. Да и начинка изобилует «скоромными» ингредиентами, такими как масло, сметана, шоколад. Поэтому вафли однозначно нельзя считать постным продуктом. Но незаменимых продуктов нет.
И во время поста любимым сладким блюдам всегда можно найти достойную замену. Карамель и леденцы При изготовлении лакомства за основу берут обычный сахар и добавляют чистую воду, а затем начинают плавить. Также в рецепт, как производственный, так и домашний, могут входить: инвертный сладкий сироп смесь глюкозы, фруктозы, сахарозы и воды ; патока делает карамель пластичной и тягучей ; ароматизаторы; красители белый, красный, зеленый и желтый ; начинка джем, орехи, мед, мармелад. Такие конфеты можно употреблять в пост в умеренном количестве.
Но нередко в продаже можно встретить карамель, в составе которой присутствует молоко, сливки, шоколад и другие «непостные» ингредиенты. Здесь нужно обращать внимание на название конфет. Зачастую оно прямо указывает на особенности вкуса. Например, «Сливочная», «Молочная», «Шоколад» и др.
Сдобная выпечка Выпечка, в которой помимо воды и муки присутствуют разного вида молочные продукты или яйца, считается сдобной. Другими словами, скоромной. В пост приготовление и употребление такой пищи запрещается. Поэтому следует отказаться от любимых сдобных булочек, пирожков и кексов.
И отдать предпочтение сладкой выпечке, приготовленной не на молоке и яйцах, а растительном масле, соде, воде, муке. Например, приготовить пирожки из постного теста, с начинкой из картофеля, гороха, овощей. Мармелад Мармелад в пост лучше готовить самому. Один из обязательных ингредиентов этого лакомства — желатин.
Его необходимо заменить растительными аналогами загустителями , о чем уже упоминалось выше, когда речь шла о приготовлении маршмеллоу. На собственной кухне появляется возможность использовать только натуральные ингредиенты, например, свежевыжатые соки. Это делает лакомство не только сладким, вкусным, но и полезным. На эту тему рекомендуем посмотреть хорошее видео.
Сладкое печенье можно приготовить на основе растительного масла, сухофруктов, свежих фруктов, без яиц, маргарина, молочных продуктов.