День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Я никогда не жил без близких. Конечно, и теперь есть друзья, товарищи, с которыми я живу, очень хорошие люди. Но ведь это не то все. А мои родные не могут же не чувствовать, что некая неопределенность лежит в основе наших отношений. И вот только ты - моя опора. Ты никогда не хотела этого понять. Тебе так не хочется принять на себя не то, что долю ответственности, а просто считать себя причастной к этой области. Да я и не буду тебя затруднять никакими своими переживаниями. Но до чего необходимо твое письмо, нежное и уверенное.
После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1].
Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы , описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. Началу решительных боевых действий предшествовала тщательная подготовка операции, замысел которой определялся приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 8 декабря 1942 года: «разбить осаду города Ленинграда, к исходу января 1943 года операцию закончить». Ночью 12 января 1943 года советская авиация нанесла массированные удары по позициям немецкой артиллерии. Затем вслед за огневым валом пошла в наступление пехота.
Но этого на три миллиона жителей не хватало. Барановский Наступление на Ленинград началось в июле 1941 года, а 8 сентября кольцо вермахта вокруг города сомкнулось на долгие 872 дня — до 18 января 1943-го. В осаде оказались почти три миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей. За время блокады погибли до полутора миллионов человек. Авиация и суда не могли в полной мере обеспечить все население. Единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Трассу бомбили, машины уходили под лед, люди тонули, но движение не останавливалось. Несмотря на поставки с Большой земли, пришлось урезать норму выдачи хлеба. Муку заменяли обработанной древесиной. Люди умирали от голода прямо на улицах. Но город продолжал жить и бороться. Другим страшным кошмаром ленинградцев стали холода. В первую блокадную зиму город полностью обледенел. Дома не отапливались, водопровод замерз, электричества не было, транспорт не ходил. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции «Искра» силы Ленинградского и Волховского фронтов сломили сопротивление немцев и ценой более 115 тысяч жизней освободить южный берег Ладоги и Шлиссенбург. Новость облетела весь мир. Люди ликовали и обнимались. Выжившие 800 тысяч ленинградцев были спасены. Для СССР наметился перелом в войне. Дорогу жизни переименовали в Дорогу победы. За рекордные 17 дней была построена железная дорога, и в город отправили первый поезд с продовольствием. Ленинград полностью освободили только 27 января 1944-го.
Выставка, посвящённая истории блокады Ленинграда, открылась в Нижнем Новгороде
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. 23 сентября Петербург вспоминает день прорыва энергетической блокады Ленинграда. Сегодня ровно 80 лет, как произошел прорыв блокады Ленинграда.
От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы
По разным подсчетам в течение этих дней погибло от 692 000 до 1 500 000 человек. Кадры кинохроники той трагедии были выведены классными руководителями на экран мультимедийной системы. Затаив дыхание, смотрели учащиеся кадры тех далеких, но таких страшных дней, где война, слезы, горе, лютый холод просто переплелись между собой. Трудно даже поверить, что в такое страшное время можно было кому - то выжить.
Наш город-герой, город-воин, город-крепость выдержал это страшное испытание и выстоял!
И не просто выстоял, а сделал это героически. Слабые от истощения, но сильные духом ленинградцы продолжали выпускать военную продукцию, дежурили в пожарных и санитарных дружинах, учились военному делу. Сама жизнь в осажденном городе стала подвигом. Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа.
Для меня, как ленинградца, эти числа не просто исторические даты и цифры в календаре. Это часть моей личной истории, важная часть жизни моих друзей и родственников. Для меня это святые даты. Я дружил с Даниилом Граниным, который мне многое рассказывал.
Поэтому и про блокаду я знаю не только из книг, а от реальных свидетелей. Подписываюсь под каждым словом. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт.
Повсеместно был голод. Люди выживали.
Завершился урок прослушиванием 7 симфонии, написанной в первые годы войны Шостаковичем. Память о них сохраняется в наших сердцах не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам, но и таким встречам, как наш сегодняшний разговор», - сказала Скачко Т. Скачко Т.
Главный специалист отдела ОМР Ю. Доклад главного специалиста отдела НСА Т. Сотрудники архива почтили память погибших жителей Ленинграда минутой молчания.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
Им не нужны большие деньги и красная икра в бочках. Им всего-то и надо от нас - немного простого человеческого внимания! В каждый свой приезд в Петербург я обязательно бываю на Пискарёвском кладбище, где похоронены в братских могилах десятки тысяч ленинградцев, не переживших Блокаду. Если есть время, то ещё я прихожу к монументу 900-дней на въезде в город со стороны Пулково, в начале Московского проспекта. Сейчас покажу вам фотографии этих двух знаковых для меня мест. Да, и ещё.
Были израсходованы почти все и так небольшие запасы топлива, имеющиеся в городе. Поэтому уже в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось, что привело к жесткому их лимитированию для всех потребителей. В результате энергетической блокады первая блокадная зима стала самой страшной — остановились трамваи и троллейбусы, в домах исчезли электрический свет и тепло, практически перестал работать водопровод, и все в условиях жесточайших морозов. Имея подробную карту города, фашисты целенаправленно бомбили все объекты жизнеобеспечения. Бойцы отряда Ленэнерго Прямое попадание в здание «Ленэнерго» Боевое крещение Дома ленинградских энергетиков произошло при бомбежке центра Ленинграда. Первые бомбы на Марсово поле немцы сбрасывают в сентябре 1941-го, а 6 ноября боевое крещение получает Дом ленинградских энергетиков. Все здание затряслось от гигантского удара, но взрыва не последовало. Бомба весом 250 кг оказалась замедленного действия, и взрыв прогремел позже, когда ее выносили на Марсово поле. Три этажа словно подняло в воздух, но фасадная стена устояла, только вспучилась на 50 см. Мемориальную доску с именами пяти погибших героев установили в вестибюле здания в настоящее время она демонтирована и хранится в Музее истории энергетики Северо-Запада. Здание Ленэнерго после взрыва бомбы Заготовка топлива в блокадном Ленинграде В условиях такого назойливого внимания фашистов к предприятиям энергосистемы велись работы по маскировке и светомаскировке. По эскизам архитекторов Архитектурного Управления Ленсовета на всех городских станциях появились «жилые кварталы» с зелеными насаждениями, распланированные и увязанные с соседними реальными кварталами. Дымовые трубы, хорошо просматриваемые с воздуха и демаскирующие электростанции, были сняты. На одной из станций на окраине города были применена идея сокращения объемов и высот зданий при помощи раскрашенных полотнищ, уменьшающих и искажающих тени сооружений. Обширные территории складов торфа были замаскированы зеленым ковром под пашни и луга посевом овса и других быстро растущих трав на штабелях торфа и раскраской ложных дорог. Ложные домики из дров создавали полную иллюзию деревенской идиллии. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц.
Выжившие 800 тысяч ленинградцев были спасены. Для СССР наметился перелом в войне. Дорогу жизни переименовали в Дорогу победы. За рекордные 17 дней была построена железная дорога, и в город отправили первый поезд с продовольствием. Ленинград полностью освободили только 27 января 1944-го. Но первый глоток свободы спас тысячи жизней. Героический подвиг советский солдат, мужество и сильный дух блокадников и защитников города увековечили на берегу Ладожского озера. Дорога жизни по льду Ладоги 22 ноября 1941-го заработала ледовая дорога через Ладогу. Это была единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной. По тонкому льду в первую ходку удалось доставить на грузовиках 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Потом еще и еще. Читайте также Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Фашисты довольно быстро поняли, что «Дорога жизни» разрушает их планы на быструю победу, и начали методично сбрасывать бомбы на грузовики. Поскольку линия фронта проходила в 15-20 километрах от трассы, удары авиации подкреплялись огнем немецкой дальнобойной артиллерии. Для обороны трассы на каждом километре установили зенитные пулеметы, через каждые три — малокалиберные зенитные орудия. Машины уходили под лед, люди гибли и тонули, но дорога продолжала функционировать. Несмотря бомбежки, обстрелы, плохую видимость и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки — туда и обратно. Лозунг тех дней гласил: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Некоторые шоферы успевали сделать даже три ходки. Всего в первую блокадную зиму в Ленинград легендарные «полуторки» ГАЗ переправили более 260 тысяч тонн продуктов, а также шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди — в первую очередь, дети, женщины и старики. Всего за блокаду удалось эвакуировать около 1,376 миллиона человек. Нечеловеческий подвиг ленинградцев Неокрепший лед и постоянные обстрелы заставляли инженеров неоднократно переносить дорогу на новое место.
Нужно работать дальше, не обращать внимания на эмоции. Да, хоккей - игра эмоций. Мы видели сегодня и как Ледовый выдохнул, и как ребята завелись. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. это не просто эпизод из прошлого, это история нашего государства. "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров.".
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
Наш нерушимый долг - беречь священную память о бессмертном подвиге жителей и защитниках Ленинграда. Мы склоняем головы перед теми, кто подарил нам мир и свободу. Их мужество и несгибаемая воля стали для нас символом духа, самопожертвования и патриотизма.
Как будто все происходило на днях, а не 80 лет назад. Девяносто шестую стрелковую дивизию скрытно перебросили по берегу Невы ближе к Шлиссельбургу. До начала операции «Искра» оставались считаные часы. Операцию «Искра» готовили необычайно тщательно.
Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек.
Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов. Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом. Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев. Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался". Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы.
Под контроль перешло южное побережье Ладоги. Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так они получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией. В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом. Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве.
Повсеместно был голод.
Люди выживали. Государство просто обязано чтить этот подвиг, без преувеличения, спасший страну. Блокадников с каждым годом становится все меньше. В 2008 году их численность составляла около 300 тысяч человек, а по состоянию на сентябрь 2022 года их осталось чуть более 54 тысяч. Страшно представить, что через несколько лет мы будем лишены возможности лично поговорить с героями, обсудить их подвиги. Поэтому этой категории граждан нужны дополнительная социальная защита и внимание со стороны государства. Отрадно, что Президент России Владимир Путин уделяет этому событию высокое внимание, регулярно посещая памятные мероприятия. Ранее мы предусмотрели дополнительные льготы для этой категории граждан.
Мы долго настаивали на праве выплаты двух пенсий блокадникам Ленинграда. Раньше на нее имели право только инвалиды, что было несправедливым. Но мы смогли это исправить, будем продолжать следить за потребностями и состоянием наших блокадников. Это наша историческая ответственность. Ведь Россия и сегодня продолжает бороться с наследием тех дней. Буквально в прошлом году Ленинградский областной суд признал геноцидом преступления фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге.
80 лет прорыва блокады Ленинграда
Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни. И хотя в этом году с учетом ограничительных мер, связанных с COVID-19, мероприятия, посвященные 78-й годовщине прорыва блокады, идут с учетом ограничительных мер, мы восхищаемся беспримерным подвигом наших отцов и дедов, выстоявших в огненном кольце, и говорим им слова величайшей благодарности за свободу, возможность трудиться на благо любимого города и страны. Память о тех событиях навсегда сохранится в наших сердцах.
За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота. С 12 по 18 января 1943 года Красная Армия в ходе наступательной операции «Искра» уничтожила свыше 13 тысяч немецко-фашистских захватчиков, тем самым разгромив несколько дивизий и полков противника. Более тысячи гитлеровцев были захвачены в плен. Особенно высоко ценят немецкие пленные силу нашей артиллерии».
Всё это время попытки прорыва не прекращались. Героическая помощь гражданского населения и самоотверженность защитников Ленинграда спасли город от уничтожения. Как это удалось и какую цену пришлось заплатить. Прорыв блокады Ленинграда С осени 1941 года город Ленинград был взят немецкими войсками в блокадное кольцо. Так как при штурме Ленинграда ожидались большие потери личного состава с обеих сторон, вражеское командование принимает решение попросту уморить мирных жителей голодом. Тем самым минимизировав для себя потери. Поэтому во время Ленинградской битвы основной целью армии Советского Союза было прорвать кольцо блокады. Блокада Ленинграда Блокадное кольцо Ленинграда В городе с самого начала не было достаточных запасов пищи. И это было известно как советскому, так и немецкому командованию. В городе хлебные карточки ввели ещё до начала осады Ленинграда. Сначала это было только превентивной мерой, и норма хлеба была достаточной — 800 граммов на человека. Но уже 2 сентября 1941 года она была снижена блокадное кольцо было замкнуто 8 сентября , а в период с 20 ноября по 25 декабря норму урезали до 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов служащим, детям и иждивенцам. Единственной связующей ниточкой осаждённого города со страной были берега Ладожского озера. По нему, сначала на судах, а позже по льду, в город доставляли продукты. Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда. Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города. Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации. Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни» События 1941 года Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции.
На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. говорит исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков. Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны. 23 сентября Петербург вспоминает день прорыва энергетической блокады Ленинграда.
Как была прорвана блокада Ленинграда
- Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022
- Прорыв блокады Ленинграда
- Военное положение
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда