Новости полет чкалова

Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Полету экипажа Чкалова предшествовала попытка перелететь через Северный полюс на АНТ-25 Сигизмунда Леваневского, также весьма известного летчика. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.». В этот. Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот.

Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова

Пусть читатель простит это углубление в советско-японскую политику 85-летней давности, но без него не понять, зачем же и с какой "надобностью" Байдук и Валериан — Байдуков и Чкалов — рисковали жизнями. Итак, на Тихом океане СССР тогда флота, по сути, не имел, в то время как императорские военно-морские силы Японии являлись одними из мощнейших на планете. Противопоставить самурайскому флоту наша страна могла лишь воздушный флот. Демонстрация его впечатляющих возможностей должна была остудить самые горячие головы в Токио и снизить военно-политическое напряжение между двумя державами. Ведь в ту эпоху дальний бомбардировщик играл такую же "сдерживающую" роль, как сегодня баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Именно с этой целью Сталин и предложил а по факту приказал! Чкалову и Байдукову особый маршрут рекордного полета. Сами летчики и советские СМИ тут же назовут этот маршрут "сталинским". Добравшись без посадок от Москвы по небу до Камчатки, нашему самолету предстояло все так же без единой посадки фактически пройти вдоль границ Японской империи — мимо японских Курил, мимо японской части Сахалина до Хабаровска, который от японской Маньчжурии 85 лет назад отделяли лишь считаные километры. Авиация Японии — да и любая другая авиация в мире!

Окно в облаках позволило рассмотреть очертания какого-то острова. В этом месте повернули на материк, взяв курс на Нордвик... В очень тяжелых метеорологических условиях, пробиваясь сквозь сплошные облака, борясь с циклоном, вышли в Хатангский залив. Отсюда мы взяли курс на реку Оленек, добрались до нее и пролетели до Лены. По Лене повернули к бухте Тикси… Так, скупо и по-деловому, описывал позднее свой полет командир экипажа Валерий Чкалов. Нордвик — основанный при Сталине и ныне заброшенный порт на берегу полуострова Таймыр. Хатангский залив — это море Лаптевых, где температура воздуха ниже нуля держится минимум десять месяцев в году. Лететь предстояло непрерывно несколько суток — пилоты сменяли друг друга за штурвалом. Помимо 32-летнего Чкалова и 29-летнего Байдукова третьим — самым старшим по возрасту — членом экипажа был 39-летний Александр Беляков, начальник кафедры штурманской службы Военно-воздушной академии имени Жуковского и в наши дни это главный вуз России, готовящий инженеров военной авиации.

Для той эпохи даже Чкалов с Байдуковым считались уже немолодыми, а Беляков так вообще пожилым — в рекордный полет шли опытные, немало пожившие и много летавшие специалисты своего дела. Байдуков позднее так вспоминал секунды при повороте с полярного курса к востоку над водами Северного Ледовитого океана: "Когда я передавал указания штурмана Чкалову, тот не удержался. Рукой подать!.. В ответ Чкалов, улыбаясь, сунул мне в бок кулак…" Впрочем, над берегами полуострова Таймыр, самой северной части континентальной России и вообще Евразийского континента, экипажу стало не до шуток. Чтобы не лететь в сплошной облачности, красному самолету пришлось много часов держать высоту не менее 4 км. У летчиков начиналось выматывавшее силы кислородное голодание, но, посоветовавшись, экипаж решил пока не применять баллоны с запасом дыхательного газа. Как вспоминал Байдуков: "Шестичасовой запас кислорода будем беречь к концу полета, когда после Камчатки начнем пересекать Охотское море и пробиваться к Хабаровску. Там, возможно, потребуется выход на высоту шесть километров, а усталому экипажу без кислорода выполнить такой полет будет весьма затруднительно…" Уже над горами современной Магаданской области, приближаясь к берегам самой северной части Охотского моря, на самолете получили лаконичную радиограмму из Кремля, подписанную Сталиным и всем высшим руководством СССР: "Страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой советской страны…" "Снова полет только по приборам…" На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки.

Лишь в самый последний момент он открылся нам из-за облаков и нам удалось его сфотографировать с высоты 4000 метров…" — вспоминал позднее Чкалов.

Байдукова и В. Левченко из-за неисправности самолёта и проведения «тренировочного» перелёта Москва — остров Удд в июле 1936 года, в 4 часа 5 минут утра 18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолёта АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. Перелёт был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полёта по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км установлен в 1933 году французскими лётчиками П. Кодосом и М. На борту самолёта находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок. Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации. По расчётам А. Белякова, путь самолёта «по земле, учитывая все изгибы и обходы», был равен 9130 км [5]. Однако в соответствии с правилам Международной авиационной федерации в зачёт принималась дальность, равная кратчайшему расстоянию между точками взлёта и посадки по земной поверхности.

Для перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8582 км и 960 м [6] сведения о дальности 8504 километра, которые часто указываются в советских, а позже и в российских источниках, ошибочны. В официальной хронике сообщалось, что «самолёт прошёл над океанами и льдами 5900 км». Каким образом была подсчитана эта величина, неизвестно. По-видимому, при подсчёте был учтён участок перелёта длиной около 1200 км, прошедший вдоль западного побережья Канады и США до посадки. Длительность перелёта составила 63 часа 16 минут.

По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент... При ударе в кучу дровяных отходов Чкалова выбросило вперед на 10-15 м вместе с хвостовой частью фюзеляжа. Он был еще жив, быстро доставлен в Боткинскую больницу, где вскоре скончался.

Самолет - не птица. И-180 с десятками дефектов нельзя было поднимать в воздух. Чкалов взлетел и погиб. Почему же полет не был отменен? Чкалова путем сопоставления архивных документов пытается ответить на этот вопрос. Почему Сталин, Молотов, Берия, Каганович, зная о том, что самолет сырой, не отменили испытания? Послушаем Валерию Валерьевну. А это оказалась не записка, а письмо Берии от 12 декабря 1938 года.

Если это письмо-шифровку внимательно проанализировать, то можно прочесть следующее: Берия открыто сообщает руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова. И пишет не в сослагательном наклонении, а в утвердительной форме, и ждет их реакции. Ответ символичен - отменить полет только на 12 декабря, хотя совершенно ясно, что на этом самолете лететь нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил? Может быть, потому, что этот человек перерос планку, высота которой ему была определена, стал слишком популярен и любим в народе и не мог жить и мыслить так, как требовали вожди? Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу.

Свиблово, ул. Снежная, 18, здание кинотеатра "Сатурн". Кто будет выполнять перелет? Самое главное, все родственники знаменитого экипажа летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. Под руководством инструкторов перелет будут выполнять школьники, которые обучаются в летной школе "Авиатор" лучшие из лучших , участники программы "Московское долголетие". Участники перелета получат видео инструкцию по предстоящему полету. После полета пройдут специальный ритуал, получат Сертификат, ремувку, брелок-модель АНТ-25. В конце перелета будет прямая видео связь с местом посадки экипажа, из Ванкувера. Мы увидим обелиск, установленный в честь перелета, будет возложение цветов. Полет будет проходить в авиационном клубе летной школы "Авиатор".

Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова

Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор». Участники беспосадочного перелета СССР – США Александр Беляков, Георгий Байдуков и Валерий Чкалов (слева направо) после успешного завершения полета. Имя Валерия Чкалова известно каждому, без сомнения любой с уверенностью ответит, что это знаменитый советский летчик-испытатель, совершивший первый беспересадочный полет из.

Как Чкалов заново открыл Америку

До полетов Чкалова и Громова в мировой авиации господствовала Франция, которой принадлежали все самые значимые рекорды, в том числе по дальности беспосадочных. В конце 1938 года состоялся первый полет нового истребителя Николая Поликарпова И-180 и последний для Валерия Чкалова — 15 декабря летчик погиб. — Валерий Чкалов погиб в 1938 году, вы родились в начале 90-х. 18 июня Чкалов, Байдуков, Беляков вылетели из Москвы в США. Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность.

"Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова

Чкалов увидел, что жалюзи нет, и даже спросил техников, сколько времени потребуется для их установки. А когда в ответ услышал, что несколько часов, решил лететь без них. Кроме этого эксперты насчитали в самолёте 49 неисправностей. Так, может быть, Чкалова просто убрали? Но кто? Или дело рук НКВД? Возможность диверсии была тщательно расследована ещё тогда, зимой 1938—1939 года. Разумеется, немцы были заинтересованы в задержке испытания истребителя, а ещё лучше — в срыве его производства. Однако доказательств диверсии найдено не было.

Так, может, его убрали свои? Звезда Чкалова стала восходить в 1936 году, когда он совершил сверхдальний перелёт Москва — Петропавловск-Камчатский. В 1937 году Чкалов перелетел через Северный полюс по маршруту Москва — Ванкувер, после чего стал героем. Так он стал не просто народным героем, а реальной политической фигурой. О том, что у Чкалова могли быть какие-то "тёрки" с руководством страны, говорила его жена Ольга. Она рассказывала, что незадолго до гибели муж стал спать с револьвером под подушкой. На её испуганные вопросы отвечал уклончиво: "Это на всякий случай". Во время его поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений — какие-то люди бросались на него с ножом.

За полгода до гибели он едва не разбился во время испытаний самолёта И-16 — не смог выпустить шасси. На земле оказалось, что этому мешала кем-то вставленная в механизм отвёртка. А осенью 1938 года в отпуске в родном селе Василёве под Горьким ему подсунули хитрые охотничьи патроны, которые давали ложную осечку и выстреливали через несколько секунд после того, как охотник спускал курок. Расчёт был сделан на то, что горячий Чкалов начнёт проверять ружьё и убьёт себя. Отказ Родные лётчика и сейчас верят, что покушались на него по приказу самого Сталина. Со времён первого дальнего перелёта Чкалова диктатор общался с ним по-дружески.

После этого случая и поползли слухи о романе русского летчика с немецкой актрисой. Однако родственники Валерия Павловича уверены, что об этом не могло быть и речи. К 1937 году популярность Чкалова была невообразимой. Сразу от нескольких областей его кандидатуру выдвинули в депутаты. Говорят, что, став депутатом, он каждую неделю встречался со Сталиным. Они были друг с другом на «ты», и вождь безмерно доверял комбригу, что не нравилось окружению генсека. Занимавшиеся расследованием гибели Чкалова приводят еще два факта его биографии, которые могли «подписать» ему смертельный приговор. На брудершафт с вождем В 1937 году начались массовые репрессии, которые коснулись и близких знакомых Чкалова. И за всех Чкалов ходил просить, доказывал их невиновность. Говорят, что после одного из таких разговоров летчик вышел из кабинета Сталина и так хлопнул дверью, что у сидящего в приемной посетителя с коленей слетела папка с документами. Такого своеволия вождь не любил. Другая история связана с одним из кремлевских приемов, на котором Чкалов подошел к Сталину и, подав ему рюмку водки, предложил выпить на брудершафт. Иосиф Виссарионович лишь пригубил напиток. Он не любил таких душевных порывов, тем более при подчиненных. Валерий Чкалов Существует еще одна версия, по которой якобы было решено «устранить» Чкалова. Ее выдвинул в своем романе «Отчаяние» Юлиан Семенов. Ходили слухи, что Сталин якобы симпатизировал супруге наркома внутренних дел Николая Ежова Евгении. Но она предпочла общаться с Валерием Чкаловым. И когда Сталин узнал об этом, то летчик чуть ли ни через неделю разбился. Но на тот момент катастрофа случилась 15 декабря 1938 года Евгении Ежовой уже не было в живых. Женщина покончила с собой 21 ноября. К тому же Чкалов безумно любил свою супругу Ольгу. Из всех командировок он отправлял жене нежные письма. Более того они были не просто женаты: Валерий и Ольга обвенчались в 1927 году.

Но запас топлива в баках после того, как машина достигла полуострова, позволял продолжить полет, и Валерий Чкалов, сбросив вымпел над городом, принял решение идти к Александровску-Сахалинскому — до 1945 года административному центру советской части острова Сахалин. Реализовать замысел помешала погода. Столкнувшись с циклоном, самолёт повернул на запад. Экипаж надеялся долететь до Хабаровска или Николаевска-на-Амуре, но обстоятельства сложились так, что пришлось искать место для вынужденной посадки. Как ни странно, но старт легендарному перелёту Чкалова дала авария, произошедшая за 11 месяцев до описываемых событий. Легендарный самолет АНТ-25, создававшийся изначально для сверхдальних перелётов, впервые поднялся в воздух летом 1934 года. Аббревиатура в названии машины означала, что он создавался в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева. Хотя главным создателем самолёта был другой выдающийся советский авиаконструктор — Павел Осипович Сухой, будущий конструктор прославленных самолётов марки «Су». АНТ-25 действительно стал передовым самолётом своего времени. В нём были сконцентрированы все новинки авиационной техники. На машине впервые установили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом. Мотор, установленный на АНТ-25, был создан в Центральном институте авиационного моторостроения под руководством талантливого конструктора А. Микулина и изготовлен на московском заводе. К 1936 году этот мотор строился многосерийным потоком и эксплуатировался не один год на средних и дальних бомбардировщиках и разведчиках. Мотор — это сердце самолета. Если оно маломощно или работает с перебоями, пилотам грозит беда. Недаром летчики говорили: «При хорошем моторе и на палке улетишь». В 1934 году АНТ-25 успешно прошёл летные испытания. К 1935 году удалось построить два самолета. Был утверждён экипаж одной машины: командиром корабля стал известный полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, принимавший участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», вторым пилотом — слушатель академии ВВС имени Н. Жуковского лётчик Георгий Байдуков, штурманом — Виктор Левченко. В августе 1935 года экипаж Леваневского предпринял попытку долететь из Москвы до Сан-Франциско через Северный полюс. Этот полёт завершился неудачей. Через две тысячи километров, достигнув Кольского полуострова, двигатель машины забарахлил. При аварийной посадке на аэродроме в Кречевицах Новгородской области самолёт загорелся. Машину удалось спасти только благодаря оперативным действиям солдат из команды аэродромного обслуживания. Командир экипажа фактически обвинил создателей АНТ-25 во вредительстве. Но у второго пилота Георгия Байдукова была иная точка зрения относительно надёжности машины. Он твёрдо заявил вождю, что самолёт готов к сверхдальним перелётам. Сталин не стал торопиться с выводами. Леваневский и Левченко были отправлены в Америку для поиска зарубежной машины, способной осуществить перелёт. Казалось, на АНТ-25 был поставлен крест.

Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Расскажем подробней о легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота. Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Дальний Восток. Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд теперь - остров Чкалов. Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут. Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч - в слепом полете. Всего лётчики преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды. В 21 веке сняли гриф "секретно" с тайных архивов, содержащих две стенограммы выступлений Валерия Чкалова после межконтинентального перелёта. Это выступления комбрига сразу после возвращения из-за границы перед партийным активом Горького сейчас - Нижний Новгород и на областной партийной конференции в июле 1938 года. Мы пришли вдвоем с Байдуковым. Разрешение получили. И от имени всего экипажа я поблагодарил Сталина за колоссальное доверие. Он в свою очередь сказал: "Мы поблагодарим вас, когда долетите". Звоним в Кремль. В первой инстанции отвоевали разрешение, пошли на вторую инстанцию. Дело застопорилось.

Нашлась «свидетельница» полета Чкалова под мостом!

"Последний полёт Валерия Чкалова" В 2022 году, на очередном заседании клуба «Чкалов» была предложена и одобрена программа «Полет Чкалова на Кубу»!
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку Полёт из Москвы на Камчатку посвящён 85-летию беспосадочного перелёта экипажа Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Валерия Чкалова.
Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов? - Экспресс газета Разбор полетов в прямом и переносном значении словосочетания проводил лично Сталин.

Помним чкаловский полет

К материалу "Беспосадочный перелет по маршруту Чкалова начнется сегодня вечером". Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор». В Ленобласти мотопланеристы начинают рекордный полет до Владивостока. Долгий беспосадочный полет: Qantas Airways установила рекорд гражданской авиации. В честь 85-й годовщины первого в истории беспосадочного перелета по маршруту Москва — Северный полюс — США под командованием командира экипажа Валерия Чкалова в. 15 июня в Музее Победы состоялось торжественное мероприятие, посвященное 85-летию беспосадочного трансарктического полета экипажа Валерия Чкалова на самолете АНТ-25 из. Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот.

Крылья Чкалова

Тайна «Сталинского маршрута». Зачем экипаж Чкалова летал в США Теорию полёта (аэродинамику боевого самолёта МиГ-15бис) на третьем аэр. и на аэр.
Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета истребитель И-180, которым управлял Чкалов, упал при заходе на посадку.
Легендарному перелету Чкалова — 75 лет // Видео НТВ Этому предложению удивился даже сам Чкалов, заявив, что он типичный истребитель, с полярной авиацией не знаком, навигации не знает, слепому полёту по приборам не обучен.
Последний полет Чкалова: кто на самом деле был виновен в его гибели Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года.
Трасса через полюс. Как Валерий Чкалов совершил новое открытие Америки | Аргументы и Факты Участники беспосадочного перелета СССР – США Александр Беляков, Георгий Байдуков и Валерий Чкалов (слева направо) после успешного завершения полета.

Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова

Из документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88, задерживается выпуск винта и др. Поликарпов, его заместитель Д. Томашевич[34] и Яровицкий составили служебную записку, из которой следовало, что на самолет поставили «нелетные» макетные крылья. Через день тягу заменили на другую, — «усиленную», и тогда же опробовали. О каком запрещении идет речь?

Берия составил секретную депешу в 3-х экземплярах и направил ее Сталину, Ворошилову и Молотову. Однако под натиском директора Усачева Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, где отметил, что он разрешает полет на ограниченной скорости…». Однако начальник Главка Беляйкин, как отмечалось в материалах дела, покрывая Усачева, Томашевича и Порая, обвинял «отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты» и «получив правительственное сообщение о запрещении полета, предложил нач. ОТК Яковлеву пропустить самолет с дефектами в опытный полет».

Байдуков, входивший в состав первой комиссии, работавшей сразу после трагедии, а затем долгие годы занимавшийся исследованием обстоятельств и причин катастрофы, утверждал, что 10 декабря на летно-испытательной станции ЛИС еще не было программы испытаний, акта об устранении дефектов, и даже акта о приемке опытного образца И-180 от сборочных цехов завода его летно-испытательной станцией. Программа и новая дефектная ведомость появились только 11 декабря. В ней насчитывалось 45 пунктов! Поликарпова Н.

Лазаревым, заместителем главного конструктора Д. Яковлевым, старшим контрольным мастером завода Д. Кобзевым, в частности, говорилось: «…Дефекты, указанные в прилагаемой дефектной ведомости от 11 декабря 1938 года, не могут служить препятствием для первого вылета. Тяга нормального газа, сломавшаяся во время рулежки 12.

Порай и его заместитель по испытаниям А. Соловьев положили на стол директора завода Усачева официальную докладную о том, что«…программа земных испытаний самолет заказа «318» в большинстве своих пунктов к первому полету не выполнена, так как получена в 20 часов 13. Этот документ, позже обнаруженный Г. Байдуковым, от членов комиссии скрыли.

Как, впрочем, и некоторые другие документы. А летные испытания так и не отложили. В этой связи уместно поставить вопрос — кто же так спешил? Многочисленными свидетельствами, документами, актами комиссий и материалами уголовного дела однозначно установлено, что прежде всего это был директор завода М.

И сразу же издал свой собственный приказ о проведении первого испытательного полета 15 декабря. Оценка действиям М. В акте, в частности, говорилось: «Подготовка самолета к полету с момента вывода на аэродром 7. Клембовский пишет: «Кое-кто считает, что акт о готовности самолета к первому вылету подписали инженеры под давлением Усачева.

Но где документальные доказательства этому мнению? Мы приведем лишь некоторые из тех, которые собраны в материалах уголовного дела. Эти материалы, безусловно, следует оценивать, в силу известных методов ведения следствия,[41] с большой долей осторожности. Вместе с тем, многочисленные жалобы, написанные осужденными из мест лишения свободы, не могут не представлять для исследователей интерес.

И прежде всего — жалобы и письма В. Порая, — которому нет оснований не доверять, поскольку он дружил с В. Чкаловым с 1921 года,[42] и перешел на работу в ЛИС по его рекомендации всего за четыре месяца до трагедии. Всего В.

Порай написал в 1939—1941 годах несколько десятков таких жалоб на имя И. Сталина, наркома обороны К. Тогда он закричал во все горло при всем инженерно-техническом персонале человек 15—20 — «не будешь принимать, подавай заявление на увольнение, а вместо тебя найдут того, кто примет эти паспорта. Я ему ответил, что служить в таких условиях не буду…».

Но не успел. Усачев действительно спешил и всех торопил. А себя подстраховал — получил устное разрешение на полет М. Кагановича, которому доложил по телефону о готовности самолета к испытаниям.

Причины понятны. Над ним висел дамоклов меч. Томашевич вскоре был арестован. Ни один из полетных листов, от 10, 12 и 15 декабря, Поликарпов тоже не подписывал.

Поэтому вполне закономерен следующий вопрос — почему? Предположений на сей счет несколько. Известно, что Усачев сам сочинил приказ, подписанный М. Кагановичем 16 августа.

А приказы в то время надо было выполнять. На дворе стоял 1938 год. Поскольку в установленные сроки не укладывались, постоянно обнаруживались все новые недостатки и некачественные узлы, Усачев, естественно нервничал и торопился. К тому же, он, видимо, знал, что в отношении него сослуживцы уже дают показания.

Например, 31 октября это сделал летчик-испытатель Алексеев. В постановлении на арест Усачева от 15 декабря 1938 года, констатировалось, что «в результате его преступной деятельности на заводе…в период с мая по август месяц 1938 года произошло 9 катастроф и аварий, из которых два случая повлекли за собой человеческие жертвы». С одной стороны, он являлся недавно назначенным директором, и стремился проявить себя, продемонстрировать свои организаторские способности. А с другой — на него уже давали показания и, кроме того, давили сверху.

В том же постановлении, например, утверждалось, что Усачев, «проводя антигосударственную политику в деле выполнения заводом производственной программы и отменяя по существу правительственные планы,… ввел так называемые заниженные «директорские» задания». Порай, рисуя, с приведением конкретных примеров, атмосферу «штурмовщины и очковтирательства» на заводе, и характеризуя Усачева как карьериста и хвастливого человека, во всех своих жалобах намекает, что в те дни на заводе «еще не были ликвидированы последствия вредительства», и что «все время парторганизация была занята борьбой с директором завода Усачевым и Поликарповым и дело дошло до специального постановления МК ВКПб». Для полноты картины добавим, — некоторые исследователи обоснованно считают, что спешили не только конструкторы и руководство завода. Чкалов тоже торопился провести и приурочить испытательный полет к дню рождения И.

Сталина, то есть к 21 декабря. Хотели «козырнуть», преподнести ему подарок, произнести таким образом своеобразную здравницу в честь вождя. А заодно и реабилитироваться за неудачу, связанную с трагической катастрофой в 1935 г. Виновником катастрофы тогда признали Н.

Благина, которого Чкалов хорошо знал. Потому то мол, все, включая Чкалова, стремились реабилитироваться перед вождем По другой версии полет готовился в страшной спешке, чтобы успеть до конца года запустить его в серию на авиационном заводе в г. Горьком, а сделать это можно было лишь при условии проведения удачных испытаний… Ну а теперь проанализируем основные версии катастрофы. Все они сводятся к попыткам ответить на вопрос — что это было, — роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Версия 1. Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая — «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.

Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, «на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве «наиболее верной причины вынужденной посадки самолета» эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов? Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными.

Со всех сторон ему протягивают цветы. Звучат восторженные приветствия в честь славного командира АНТ-25. Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа.

Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович. Чкалов, - чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путевкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя». Чкалов заканчивает свою речь словами, полными горячей любви и преданности товарищу Сталину. Митинг окончен.

И когда тов. Чкалов садится в машину и отъезжает, бурные овации несутся ему вслед». Фото: drugoigorod. Большую часть своего рассказа он посвятил полёту в США. Следующий визит Чкалова в Куйбышев был намечен на март 1939 года.

Но он не состоялся. Летчик погиб в декабре 1938 года при проведении испытательного полёта на самолёте И-180 конструкции Николая Поликарпова. Куйбышевцы приходили к родным Чкалова, чтобы лично выразить соболезнования. Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области.

На волне подобного успеха Чкалов добился разрешения на перелет в США. И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет. Встреча героического экипажа, 1938 г. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. Весь экипаж был удостоен званий Героя Советского Союза, они стали одними из первых, получивших это почетное звание.

В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… В. В память о нем названы города и улицы, возведены монументы. Одна из гвардейских эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила его имя.

Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы. Один из них создан при поддержке Российского военно-исторического общества: документальный фильм «Жил был лётчик» рассказывает нам о жизни и истории успеха Валерия Чкалова, в том числе и о том, почему Валерий Павлович нарушил полётное задание и пошёл на второй круг. Ведь летчик знал, что мотор недоработан и может остановиться в любую секунду.

В своем письме жене Чкалов написал об этом впечатляющем зрелище: «Лелик, ты себе не можешь представить, что я здесь сделал своим полетом. Весь аэродром кричал и аплодировал мне за мои фигуры, и мне было разрешено на любой высоте и любую фигуру делать. То, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено особым приказом, в котором говорится: «Выдать денежную награду старшему летчику Чкалову за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа». Утверждают, что после этого кто-то из высокого военного начальства запретил сажать Чкалова под арест за его «художества». Тем не менее, впереди Валерия Павловича ждали не только дисциплинарные аресты, но и новый суд.

В том же году, участвуя на «Фоккере» в очередном учебном бою, Чкалов, нарушил установленную дистанцию и задел самолет военного летчика Дроздова. А когда тот стал снижаться, уходя от самолета Чкалова, последний продолжил его преследование и вынудил сесть. За это ЧП «воздушный хулиган» вновь оказался на гауптвахте. А потом, как отмечалось в акте врачебного освидетельствования, у него произошел нервный срыв. После перевода Чкалова в 15 эскадрилью, дислоцированную в г. Брянске, в июле 1928 года, на гомельском аэродроме при посадке он зацепил хвостом край оврага. Затем, когда его звену поручили перегнать из Гомеля три самолета, он совершил во время перелета новое летное происшествие — решил «на бреющем» пролететь между телеграфными столбами. Но, видимо, не заметил, что один из проводов провис ниже остальных.

Самолет задел его и при падении был сильно поврежден. Кто-то в целях перестраховки в характеристике на Чкалова, прилагаемой к статистической карте аварии, связал это правонарушение с «незначительным шизоидным статусом, выражающимся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности». Во многих публикациях утверждается, что на этот раз Чкалова судили в ноябре 1928 г. Однако в материалах дела черным по белому написано, что суд состоялся в гор. Брянске 30 октября 1928 года. Проведенным судебным следствием было установлено следующее: «Чкалов 28 июля сего 1928 г. При посадке этой Чкалов не проявил достаточной внимательности и не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта… 15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом… у разъезда Турбинки близь ст.

Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации не годным…». Присудили к одному году лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову». Для нас большой интерес представляют доводы и аргументы, изложенные в Чкаловым в этой кассационной жалобе, приводя которые он считал вынесенный в отношении него приговор необоснованным: «Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы т. На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике.

В результате чего безусловно будет сбит противником. Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и потому необходимость сохранения материальной части дорогостоящий самолет , но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее — ухудшить боевую подготовку летчика-истребителя, учитывая и то обстоятельство, что будущая борьба с воздушным противником будет неравной с точки зрения разности качеств самолетов. А эта точка зрения квалифицируется командованием «хулиганством», недисциплинированностью». Чкалов писал о том, что его действия неправильно квалифицированы «судом как халатное отношение и невнимательность в полете», доказывал, что «халатность и невнимательность в бреющем полете исключена совершенно, так как полет на очень малой высоте требует максимум внимательности и напряженности». Случившееся же объяснял тем, что «не учел наличия в этой местности проводов» и был переутомлен. Ульриху: «Признавая справедливость решения трибунала, признавшего виновность Чкалова, я считаю необходимым ходатайствовать о смягчении меры наказания в силу высших летных качеств т. Чкалова, как одного из лучших истребителей…». Между тем, 10 декабря 1928 года военная коллегия под председательством Камерона оставил приговор в силе и 2 января Алкснис вновь направил Ульриху «ходатайство об амнистии тов.

Свою просьбу Алкснис мотивировал следующим: «…тов. Чкалов принадлежит к числу тех не многочисленных исключительно решительных и смелых наших летчиков истребителей, которые нам крайне нужны будут в военное время как наши красные «ассы». Горя законным желанием выжать из вверенной машины в воздухе все, что только от нее возможно, законным желанием совершенствоваться в технике пилотирования и стать виртуозом этого дела и имея достаточно «перца» для всего этого, тов. Чкалов иногда проделывает эволюцию в воздухе ниже установленных нашими уставами и инструкциями высот, в этом главным образом и заключается его не дисциплинированность, за которую его прямые начальники все время арестовывали и сажали и за что он попал под суд…». Чкалова во исполнение приговора военного трибунала заключили в Брянский исправдом. Отсидел он в нем по разным данным всего от 16 до 19 дней. Калининым о его досрочном освобождении. Звездный час Чкалова настал только после его перехода на испытательную работу, где его воздушные пируэты вызывали не осуждение, а неподдельное восхищение.

На параде 2 мая 1935 года он познакомился со Сталиным, который проявил к летчику благосклонность и дружеское расположение. Чкалов был официально признан летчиком-новатором, стал орденоносцем. Поистине всенародная слава обрушилась на него после двух знаменитых перелетов. Когда они вошли в зал, он даже попросил своих помощников поднять его с инвалидной коляски. А потом сказал: «Никакая работа дипломатов не могла бы сделать и за десять лет того, что вы сделали своим перелетом для сближения народов»… Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н. Самолет этот создавался как скоростной одноместный истребитель, должен был заменить устаревавший И-16. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. В этот день резко похолодало — был мороз около 24 градусов.

Сталину и В. Молотову, говорилось: «Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200—250 метров и, набрав высоту 100—120 метров с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500—600 метров. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем.

Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». На самом деле Чкалов жил еще, по разным данным, от 40 минут до двух часов. Так, по свидетельству бортмеханика А. Захарченко: «Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам». И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.

Порай и др. В заключении указывалось, что Томашевич, Усачев, Беляйкин и Порай, являясь «выходцами из социально-чуждой среды», признались в том, что «будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и несмотря на это допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством». Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя, наряду с материалами дела, подробно установлена и описана Г. Байдуковым,[31] а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы,[32] старшей дочерью летчика В. Чкаловой, в написанной ею книге «Чкалов без грифа «секретно» и других публикациях. Каганович подписал приказ, предписывающий закончить постройку самолета И-180 с мотором М-88 к 20 ноября того же года. Из документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88, задерживается выпуск винта и др.

Поликарпов, его заместитель Д. Томашевич[34] и Яровицкий составили служебную записку, из которой следовало, что на самолет поставили «нелетные» макетные крылья.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий