Статья Ледоколы России (Атомное судостроение), Освоение Арктики, Атомные ледоколы проекта 22220, 2024 «Балтийскому заводу» выделили 22 млрд рублей на строительство трех ледоколов, «Росатом» построил самый мощный реактор для атомных ледоколов. Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был заложен на стапеле «А» 5 ноября 2013 года. «Норникель» и «Атомфлот» подписали долгосрочный договор на привлечение нового ледокола проекта 22220.
Спущен на воду атомный ледокол «Якутия»
Ледоколы проекта 22220, которые строятся по заказу Росатома и являются самыми большими и мощными в мире. Первый атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» успешно завершил ледовые испытания в районе Северного полюса и теперь готовится совершить «детский рейс». Четвертый ледокол проекта 22220 «Якутия» передадут заказчику в декабре 2024 года. Ледоколы проекта 22220 будут способствовать раскрытию транспортного потенциала Северного морского пути. Сейчас атомный ледокольный флот насчитывает семь судов – помимо проекта 22220 на плаву есть ледоколы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».
Балтийский завод построит ещё два атомохода
Второй серийный универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» заложили 25 июля 2016 года на Балтийском заводе. 14 октября 2022 года новый атомный ледокол «Урал» проекта 22220, построенный на в Санкт-Петербурге на «Балтийском заводе», вышел на первый этап ходовых испытаний. Закладка пятого серийного (шестого по счету) универсального атомного ледокола проекта 22220 запланирована на Балтийском заводе (входит в ОСК) на май 2024 года. Об этом в интервью "РИА Новости" рассказал заместитель директора Дирекции Северного морского пути. Проект 22220 разработан с целью замены советских атомных ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр», для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиционной деятельности в Арктике. «Якутия» станет четвертым атомоходом проекта 22220, построенным на Балтийском заводе по заказу «Росатома». Инфографика RT об атомном ледоколе проекта 22220 «Чукотка».
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Сам ледокол на прошлой неделе прибыл в порт Мурманска, завершив этап ледовых испытаний. За три недели «Арктика» преодолела около 4800 морских миль почти 9000 километров , пройдя при этом через географическую точку Северного полюса Земли. Судно было заложено почти семь лет назад, в ноябре 2013 года. Летом 2016-го его спустили на воду; тогда же на «Арктику» установили атомные реакторы.
Другими словами, ситуация с выходом из строя одного из шести двигателей по два на каждом из трех гребных валов ледокола не просто не привела к критическим рискам, а показала серьезные резервные возможности судна, заложенные в него проектировщиками. И хоть в море без нюансов не обошлось — некоторые узлы приходилось менять или ремонтировать непосредственно в походе — все ответственные лица заверяют, что предстоящий сентябрьский контрольный выход окажется идеальным, и ледокол отправится к месту приписки в Мурманск, где «Арктику» будут ждать последние, теперь уже ледовые, испытания. Сейчас на данном этапе мы замечания заказчиков учли, замечания представителей классификационного органа — Российского морского регистра — учли, проектант их сейчас отрабатывает, мы до следующего выхода должны это все устранить, чтобы прийти и передать корабль заказчику», — резюмирует Константин Митрофанский.
А пока на ледоколе полным ходом идет своеобразная генеральная уборка. На всех палубах судна размером с восьмиэтажный дом отдраивают и подкрашивают металлические детали, устраняют последние недочеты. При этом старожилы отмечают несоизмеримо лучшие условия, созданные для работы и проживания экипажа. Каждый от матроса до капитана «Арктики» будет иметь свою одноместную каюту с душевой и всеми удобствами. На борту также имеются спортивный и тренажерный залы, сауна и бассейн. Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод» Тем самым, проект 22220 задал определенный стандарт «ледокольного качества», с которым придется считаться всем остальным державам «арктического клуба».
И если учесть, что в ближайших планах России возведение на дальневосточном заводе «Звезда» нового атомного ледокола «Лидер» с рекордной мощностью в 100 МВт, то можно констатировать наше неоспоримое первенство в этом вопросе. Во всяком случае пока. Ведь нельзя сбрасывать со счетов и две недавние международные новости. Президент США Дональд Трамп распорядился о разработке программы по приобретению ледоколов для обеспечения интересов своей страны в Арктике и Антарктике. В свою очередь КНР известила о первом арктическом плавании своего ледокола «Снежный дракон — 2». То есть налицо своеобразная международная ледокольная гонка, в которой «Балтийскому заводу» отведена одна из ведущих ролей.
Согласно имеющимся планам «Росатома», флотилия проекта 22220 должна состоять из пяти кораблей 1 головной и 4 серийных.
Фото: Медиапалуба Осталось загрузить ядерное топливо, провести портовые испытания и принять в декабре в строй, — рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. Напомним, ледокол «Якутия» был заложен в мае 2020 года. Спущен на воду в ноябре 2022 года.
Особую пикантность этой истории придаёт то, что на полюс «Арктика» отправилась с одним неисправным гребным двигателем, то есть была частично лишена своей мощности. Но и этих сил ледоколу хватило для выполнения задачи. Сейчас с головным судном проекта 22220 всё в порядке, ГЭД заменён. Перспектива: «Урал», «Якутия», «Чукотка» и сверхледокол «Россия» И напоследок несколько слов о том, какие атомные ледоколы сдадут российские корабелы на отрезке в ближайшие пять лет. Во-первых, будет продолжена серия атомоходов проекта 22220. Уже в текущем году к двум своим старшим собратьям присоединится « Урал ». Сейчас он в процессе прохождения швартовных испытаний, а дальше выйдет на ходовые. В 2025-2026 гг. Во-вторых, в декабре 2027 года судостроительный комплекс «Звезда», расположенный на Дальнем Востоке, обещает сдать уникальный атомоход «Россия», строящийся по проекту 10510 «Лидер». Он будет гораздо крупнее «Арктики» и «Сибири»: его длина корпуса превысит 200 м. И, что важнее, на борту у него будет стоять новейшая ядерная энергетическая установка в составе двух реакторов РИТМ-400, которая гарантирует этому судну неслыханную мощность в 120 МВт. Вдвое больше, чем у самых могучих на сегодня атомных ледоколов проекта 22220. Этот гигант сможет взламывать ледяной панцирь толщиной до 5 метров, а на двух узлах — идти по льду толщиной в 4,3 м. Впрочем, с такими экстремальными условиями ему не придётся справляться на регулярной основе. В этом нет необходимости. Основное его преимущество в том, что по двухметровому ледовому полю он сможет идти практически как по маслу — на 15 узлах! По крайней мере, такие параметры заложены в проект. При этом, благодаря своим размерам, сверхледокол «Россия» обеспечит прокладывание канала во льдах шириной в 50 м. Всё это необходимо для комфортного решения основной задачи: сделать прохождение караванов газовозов и танкеров по Северному морскому пути не только круглогодичным, но и максимально устойчивым и скоростным. В планах у российского правительства значилась постройка ещё двух атомоходов по этому проекту.
В России предложили построить еще два атомных ледокола
Строительство третьего и четвёртого атомных ледоколов проекта 22220 началось в 2020 году. Стали известны названия пятого и шестого серийных (шестого и седьмого по счету) универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Балтийский завод получил контракт на строительство ещё двух ледоколов проекта 22220. Во вторник, 22 ноября, на Балтийском заводе началась церемония спуска на воду универсального атомного ледокола проекта 22220 Якутия, третьего серийного атомохода типа Арктика.
На атомный ледокол «Якутия» погрузили паротурбинную установку левого борта
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Новые, пятый и шестой российские атомные ледоколы проекта 22220, планируется заложить на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге в мае 2024 года и в октябре 2025 РИА Новости, 27.03.2023. Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод". Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 строят по заказу «Госкорпорации «Росатом». Все фотографии судов этого типа.
Столкнулись два "Айсберга". Гиганты судостроения делят атомные миллиарды
«Таймырский телеграф» – Пятый и шестой серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 назовут «Камчатка» и «Сахалин». Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 ФГУП «Атомфлот». Инфографика RT об атомном ледоколе проекта 22220 «Чукотка».
ЛК-60Я, проект 22220 type
Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт.
Из любого момента, которого бы я опасался, уже ясны выходы. Я лучше потом без диктофона скажу. Даже, может, не к ним уже больше вопросов, а к их подрядчикам и контрагентам, которые поставляют оборудование - электрооборудование, насосное оборудование - потому что, мягко говоря, качество оставляет желать лучшего. Я серьезно. Паротурбинные установки, которые АО "Завод "Киров-Энергомаш" входит в группу компаний ПАО "Кировский завод" выпускает для ледоколов серии 22220, в машинном отделении "Сибири" сейчас выглядят так: Уже скоро 5 лет длится судебная тяжба между Балтийским заводом и "Киров-Энергомашем". Она насчитывает 7 процессов, 5 из которых пока не завершены. Общая сумма претензий 1,7 млрд рублей, но не все иски содержат финансовые требования. В марте питерский арбитраж взыскал с "Киров-Энергомаша" 76 млн рублей за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода "Урал ". В июле "Киров-Энергомаш" окончательно проиграл процесс, где пытался взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей за испытательный стенд, который пришлось строить в Петербурге из-за пропавшей возможности использовать украинский. А в середине сентября "Киров-Энергомаш" заставил судостроителей отсрочить поставку силовых установок для "Сибири" и "Урала" - но это решение не вступило пока в законную силу. Очень многое учтено, и весь этот процесс пусконаладки, испытаний, восстановления идет значительно быстрее. По моему мнению, мы не очень серьезно отнеслись к тому, что нас ожидает, год назад и не были достаточно подготовлены.
После успешного завершения ходовых испытаний 22 ноября 2022 года на "Урале" подняли флаг, и атомоход отправился в порт приписки — Мурманск. В торжественной церемонии поднятия флага по видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин. Его "крестной матерью" стала вице-премьер России Виктория Абрамченко. Владимир Путин поздравил балтийских корабелов с двумя важными событиями и поблагодарил их за создание действительно уникальных ледоколов. Напомним, проект 22220 включает в себя пять атомоходов: "Арктика", "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка".
Напомним, специалисты Балтийского завода завершают строительство головного универсального атомного ледокола «Арктика», срок сдачи которого запланирован на 2020 год. Продолжается строительство первого и второго серийных атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал». Они должны быть переданы заказчику в 2021 и 2022 году.