15 молодых художников на протяжении 10 дней будут создавать произведения на заданную тематику, принимать участие в мастер-классах по технике горячей эмали и конгрева, создавать коллективный арт-объект, посещать музеи Елабуги и Казани. Елабужский государственный музей-заповедник запустил Акцию по сбору средств на приобретение картины дочери Ивана Шишкина – Ксении Шишкиной «В теплице» для. Елабужский государственный музей-заповедник расположен в 200 км от столицы Татарстана, города Казани. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) — музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16. Новости Елабужского государственного музея-заповедника фотки. Елабужская (Спасская) ярмарка. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) — музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16.
Новости с тегом - елабужский государственный музей-заповедник
Елабужский государственный музей-заповедник готовится побить рекорд посещаемости в 2023 году. Новости Елабужского государственного музея-заповедника фотки. Елабужская (Спасская) ярмарка. На месте елабужского мемориала раньше было здание соляного амбара конца XIX века. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Выражаем благодарность администрации Елабужского государственного музея-заповедника за организацию тура и обмен опытом. Спасибо Оксане Евгеньевне Богуновой, зав. туристско-информационным центром за экскурсионное сопровождение коллектива музея. Пресс-служба ЕГМЗ Елабужский государственный музей-заповедник получил гран-при в номинации «Лучший город музейного туризма» Первой Всероссийской премии «Туристические города», финал которой состоялся 28-30 марта в Воронеже. 18 апреля сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника и прихожане храма на Троицком кладбище приняли участие в акции «Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры», приуроченной к Международному дню памятников и исторических мест.
Новости партнеров
- Елабужский государственный Музей-Заповедник
- Елабужский муниципальный район | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
- Почему елабужская муха не летает?..
- Меню шапки
Елабужский музей-заповедник примет более миллиона туристов по итогам года
Хворостовского, Набережночелнинского государственного педагогического университета. Впервые участниками проекта станут представители Стамбульского университета Гелисим, Университета им. Итогом лаборатории станет выставка работ ее участников, открытие которой состоится 9 августа в Музее современного этноискусства.
И это город с населением порядка 70 тысяч человек.
Туристический бум дело привычное, ведь градообразующим для Елабуги можно назвать сам музей-заповедник. Его директора Гульзаду Руденко в День России наградил Владимир Путин за вклад в изучение, сохранение и популяризацию историко-культурного наследия России. Глава государства назвал сам музей примером того, как нужно сохранять историческое наследие в современном мире.
В чем уникальность тысячелетней Елабуги сегодня и тех, кто пишет ее современную историю — Диана Василова беседовала с Гульзадой Руденко. В тени вековых елей в жаркий день июня мы начинаем беседу с Гульзадой Руденко у дома-музея Ивана Ивановича Шишкина. Позже мы поднимемся на террасу дома и поймем, какие перспективы открывались каждое утро перед будущим знаменитым художником-пейзажистом.
А пока о самом музее, одном из 17-ти, что входят в состав Елабужского заповедника, и которыми ведает Гульзада Руденко. Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства — Это самый посещаемый объект Елабужского музея-заповедника. До 100 тысяч человек за год бывает здесь.
Это только туристов. Помимо этого, много мероприятий, есть клуб по интересам, есть работа со школьниками по нашей программе «Музей и школа». Самый посещаемый, самый красивый.
Он как пряничный домик — красив и снаружи, и внутри, люди с удовольствием и интересом приходят в наш музей. И поэтому мы и начали нашу встречу с нашего любимого музея. Этих «любимых музеев» в Елабуге у Гульзады Руденко почти на 500 гектаров — это площадь охранной зоны музея-заповедника.
Находилась в семье Шишкиных. С 1920 года по 2020 год перепродавалась и переходила по наследству. Картина «Оранжерея» позволяет в полной мере оценить художественный дар дочери И.
Она не стала подражателем манеры своего знаменитого отца, а выработала собственный живописный метод познания красоты живой природы. Ксения прекрасно справляется с перспективой, изображенное пространство залито солнцем, воздух ее картин наполнен чудесным запахом цветов. Цветовая гамма картины прекрасно сбалансирована.
Представлено 58 графических иллюстраций к произведениям М. Часть из них — как дореволюционного, так и послереволюционного периодов — никогда не публиковалась и станет открытием для ценителей творчества поэта. Работа выставок продлится до 12 января 2021 года.
Экскурсию по выставке «Мне жизнь все как-то коротка…» ведет сотрудник музея «Тарханы» Погодина Е. Открытие выставок «Мне жизнь все как-то коротка…» и «Здесь жили вдохновенья» Фрагмент экспозиции «Мне жизнь все как-то коротка…» Фрагмент экспозиции «Мне жизнь все как-то коротка…» Осмотр экспозиции «Здесь жили вдохновенья» Фрагмент экспозиции «Мне жизнь все как-то коротка…» Посетители на выставке «Здесь жили вдохновенья» Посетители на выставке «Мне жизнь все как-то коротка…» «Мне жизнь все как-то коротка...
Директор Елабужского государственного музея-заповедника получила Госпремию из рук президента России
Это только туристов. Помимо этого, много мероприятий, есть клуб по интересам, есть работа со школьниками по нашей программе «Музей и школа». Самый посещаемый, самый красивый. Он как пряничный домик — красив и снаружи, и внутри, люди с удовольствием и интересом приходят в наш музей. И поэтому мы и начали нашу встречу с нашего любимого музея. Этих «любимых музеев» в Елабуге у Гульзады Руденко почти на 500 гектаров — это площадь охранной зоны музея-заповедника. На балансе — 31 здание, 80 тысяч единиц хранения. И то, что очень трудно измерить в цифрах огромная энергия этого человека. Казалось бы, про Елабугу все известно — древняя крепость Волжской Булгарии со своим Зилантом здесь его называют драконом-оракулом, позже купеческий город, Шишкин, Цветаева, Дурова, Бехтерев. Но это при беглом рассмотрении. Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства — Туристы спрашивают: «а что новенького в Елабуге?
Они привыкли, что есть что-то новое — фотографии, предметы. Популяризация — есть следующая задача. На мой взгляд, возможно, не в каждом городе есть такое богатство. Елабуге богата на исторические факты и события, на людей невероятных. Мы делаем не для увеличения количества, а потому что у нас есть уникальные истории, о которых хочется рассказывать.
Фоторепортаж с открытия и видеообзор выставки С 26 июня в Выставочном зале Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника открыта выставка «Магия Востока» — передвижной проект из собрания Свердловского областного краеведческого музея имени О. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией церемония открытия прошла в камерном формате дружественной встречи двух музеев.
Елабужский музей-заповедник представлял заместитель генерального директора Александр Деготьков, а Музей истории и археологии Урала — заведующий Константин Аникин, главный научный сотрудник отдела истории Урала, куратор выставки Алексей Федотов и реставратор Елена Вульф. Коллеги обменялись памятными подарками и своими изданиями.
Елабужский государственный музей-заповедник запустил Акцию по сбору средств на приобретение картины дочери Ивана Шишкина — Ксении Шишкиной «В теплице» для дальнейшего экспонирования ее в Доме-музее И. Уникальное полотно сейчас находится в частной коллекции реставратора и искусствоведа Алексея Олеговича Маркова из Санкт-Петербурга. Стоимость картины 2 000 000 рублей.
Большое живописное полотно мы условно разделили на 9088 частей по одному квадратному сантиметру. Стоимость каждого сантиметра — всего 220 рублей. Сделав малый вклад сегодня, мы сохраним великое наследие завтра!
Поделиться 3 апреля 2023 года. Вести Туризм. Елабужский государственный музей-заповедник запустил Акцию по сбору средств на приобретение картины дочери Ивана Шишкина — Ксении Шишкиной «В теплице» для дальнейшего экспонирования ее в Доме-музее И. Уникальное полотно сейчас находится в частной коллекции реставратора и искусствоведа Алексея Олеговича Маркова из Санкт-Петербурга. Стоимость картины 2 000 000 рублей. Большое живописное полотно мы условно разделили на 9088 частей по одному квадратному сантиметру.
Программа Спасской ярмарки - 2023 в Елабуге
Хворостовского, Набережночелнинского государственного педагогического университета. Впервые участниками проекта станут представители Стамбульского университета Гелисим, Университета им. Итогом лаборатории станет выставка работ ее участников, открытие которой состоится 9 августа в Музее современного этноискусства.
До конца 2023 года мы планируем принять еще 40 000 туристов. И мы приложим к этому все усилия, — приводит ее слова Ассоциация туроператоров России.
Первую экскурсию по выставке провел Алексей Федотов. Подробнее о выставке и дружбе музеев Елабуги и Екатеринбурга мы уже рассказывали в этом анонсе. Прогуляйтесь по выставке виртуально: Выставка «Магия Востока» принимает гостей и жителей Елабуги до 6 августа. Статья подготовлена по материалам сайта Елабужского музея-заповедника.
Тем более, что в последний раз здание, где расположены Музей истории города и музей-театр «Трактир», реставрировалось нами в 2007 году — в преддверии 1000-летнего юбилея Елабуги. Тогда средства на это выделило руководство Республики Татарстан, готовность объектов лично курировали Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов», — рассказали в пресс-службе музея-заповедника. Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко сообщила РБК Татарстан, что серьезные проблемы с состоянием «Трактира» начались в 2018-2019 годах. Тогда в музее перестала работать система вентиляции и кондиционирования, протекла в нескольких местах кровля, стало хуже работать отопление и водоснабжение, а в окнах появились щели. По мнению директора заповедника, капитальный ремонт музеев значительно увеличит туристический поток, потому что «каждый, кто придет на обед в «Трактир», и окажется в максимально комфортных условиях».
Программа Спасской ярмарки - 2023 в Елабуге
Пресс-служба ЕГМЗ Елабужский государственный музей-заповедник получил гран-при в номинации «Лучший город музейного туризма» Первой Всероссийской премии «Туристические города», финал которой состоялся 28-30 марта в Воронеже. Вместе с «Трактиром» будут отремонтированы Музей истории города и надворные экспозиции Елабужского государственного музея-заповедника. Елабужский государственный музей-заповедник хочет купить дочери Ивана Шишкина – Ксении Шишкиной. «Плененные на войне». ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Новости (8552) 51-31-31. Структура музея-заповедника Елабужский государственный музей-заповедник расположен на площади 491,5 га охранной зоны, объединяющей 195 объектов культурного наследия, из них 6 объектов федерального значения, 106 — республиканского и 83 объекта местного значения. Выставочный зал Елабужского государственного музея-заповедника. г. Елабуга, ул. Казанская, 24. место градообразующее.
Хлеб и зрелища: в Елабуге в 2023 году отремонтирует музей-театр «Трактир»
По мнению директора заповедника, капитальный ремонт музеев значительно увеличит туристический поток, потому что «каждый, кто придет на обед в «Трактир», и окажется в максимально комфортных условиях». Реновацию отметят праздничным открытием — обновленный «Трактир» пригласит всех, кто поможет восстановить музей. По сообщению «Татнефти», на участие в грантовом конкурсе поступило 543 заявки из разных районов РТ и Тольятти. В итоге, в конкурсе выиграли 217 инициатив, которые и разделят бюджет грантовой программы. Например, научно-техническую библиотеку ДК «Нефтьче» в Альметьевске преобразуют в современное креативное пространство «БиблиоНефть», где также откроется кафе с детской игровой зоной, проектный офис и зал для лекций.
Так что "РГ" здесь не случайно. Гульзада Ракиповна, за вами не угонишься. Выезжая из Москвы, читаю: в Елабуге 16 музеев. Приезжаю - выясняется: уже 17. Вроде бы город небольшой - а вы печете музеи, как пирожки. Зачем вам столько? Гульзада Руденко: Как - зачем? Мы ведь не гонимся за счетом. Здесь просто уникальная земля - сходятся времена, свидетельства эпох. Можно начать с того, что Иван Васильевич Шишкин, отец великого художника, неспроста пригласил сюда археологов: возле села Ананьино обнаружили доисторические могильники - следы ананьинской культуры связали огромные территории Прикамья и Поволжья, это восьмой-девятый век до нашей эры. Дело не в мистике - все земля хранит. Если поближе подкрутить машину времени - здесь можно найти напоминания о русско-шведских, о русско-турецких войнах, о Первой мировой и Великой Отечественной. Сюда во все времена привозили пленных… Да, город небольшой - но за ним история большая. Заглянул в Музей истории города - а там сотрудники в каких-то сказочных нарядах. Играют для детей сказку Отфрида Пройслера, бывшего солдата армии Паулюса, как раз из тех военнопленных. Вернувшись из Елабуги домой, он стал писать добрые детские книжки про гнома Хёрбе и лешего Цвоттеля, маленького Водяного и Бабу-Ягу. Сказку в музее совмещают с экскурсией. Мне рассказали, что сотрудники собирали и записывали воспоминания очевидцев тех лет, переписывались с родственниками бывших пленных, того же Пройслера. Елабужский государственный музей-заповедник издавал даже книги об истории пленных - "Лагерь на Каме", например… Гульзада Руденко: Не только. Мы приложили все усилия для создания Музея веры в Казанско-богородицком женском монастыре, где когда-то и размещали пленных. Этот музей в подвале церкви, которую монастырь построил на месте утраченного храма под руководством нынешней настоятельницы матушки Веры… Сегодня музей-заповедник совместно с РПЦ и организациями по уходу за воинскими захоронениями патронирует, содержит несколько кладбищ - и то, где похоронены военнопленные, и Троицкое кладбище, где покоится Надежда Андреевна Дурова, Иван Васильевич Шишкин. Последнее привели в порядок, огородили территорию - столько жалоб поначалу было: негде сушить белье, играть детям. А где играть - на костях, на могилах? Убрали горы мусора, раскопали, обозначили руинированные остатки церкви Троицкого кладбища - посмотрите, какой был храм… На балансе у нас 31 собственное здание и сооружение на площади 10 гектаров. Пять кладбищ и захоронений известных личностей, территория Городища, усадьбы, свой "Трактир"… Вот была у нас машина ГАЗ-51 - когда "ушла на отдых", поставили, организовали две экспозиции гаражные, чтобы рассказать и об этой труженице, и о почтовом, о пожарном деле - получилось незатейливо, но школьникам интересно. Так что везде, где можно, мы открываем экспозиции, музеи. Придерживаемся классического, где-то консервативного стиля - того, что никогда не устареет. Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это все очень дорого. То есть и 17 музеев - для вас не предел? Гульзада Руденко: Вот нет еще музея современной истории Елабуги - надеюсь, придем к этому. У нас же особая экономическая зона, прекрасные предприятия, учебные заведения, перерабатывающая промышленность, прекрасные люди, спортсмены, есть о чем и о ком говорить… Мечтаю с нашим другом Вадимом Евгеньевичем, одним из учредителей бренда Махеев, создать музей охоты - это была его идея… Или вот - наш замечательный земляк, которого не так хорошо знают, Пинегин Николай Васильевич. Легендарная личность - участвовал в северной экспедиции Седова, делал зарисовки, снимал, был одним из инициаторов и создателей петербургского музея Арктики и Антарктики. Можно музей создать о нем - думали даже обратиться за поддержкой в Русское географическое общество… Елабугу поневоле связали с именем Марины Цветаевой десять трагических дней ее жизни. В Доме памяти Цветаевой можно прочитать ее жутковатые предсмертные записки. В Елабуге ее похоронили, могила затерялась, место потом условно обозначила сестра Анастасия, появился крест, потом гранитное надгробие. Потом эту могилу даже освятила Церковь. Но, как ни странно, нет в Елабуге мрачного ощущения города, в котором трагически оборвалась жизнь одной из главных поэтесс столетия. Есть ощущение - "Не нам судить, не нам винить... Шлейф остается не мрачный - светлый. Как это удается? Гульзада Руденко: Память вообще не должна придавливать нас камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее. Поначалу мы при поддержке руководства города создали Литературный музей, рассказывающий о творчестве Марины Ивановны Цветаевой. В то время дом, в котором она прожила здесь неполные две недели, принадлежал частным лицам. Память вообще не должна придавливать камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее... Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это дорого Кстати, когда я училась здесь в Елабуге в институте, мои подружки жили как раз в этом доме. Это 1973-1978 годы. И я к ним ходила в гости, знакома была с хозяйкой, тетей Аней Болтановой при Цветаевой дом принадлежал семье Анастасии Бродельщиковой. Лет через 25, когда я оказалась в Елабуге уже в качестве директора музея-заповедника, первое, что сделала, - пошла к ней, сказала: теть Ань, может, отдадите нам дом? Сделаем там музей. Она ответила, что отписала дом сыну. Но через два года - такая мистика - сын ее погиб, и она предложила нам дом в обмен на квартиру. То есть цветаевских музеев стало несколько? Гульзада Руденко: Да, так у нас появились два цветаевских музея, Дом ее памяти и Литмузей, из которого мы убрали елабужский период ее жизни.
В Елабуге она провела последние дни своей жизни и была похоронена на местном Петропавловском кладбище. Церковный атрибут с нанесенной на него молитвой передала в музей доктор наук Ирина Исаева. Она лично знала и дружила с Анастасией Цветаевой, сестрой поэта.
Тем более, что в последний раз здание, где расположены Музей истории города и музей-театр «Трактир», реставрировалось нами в 2007 году — в преддверии 1000-летнего юбилея Елабуги. Тогда средства на это выделило руководство Республики Татарстан, готовность объектов лично курировали Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов», — рассказали в пресс-службе музея-заповедника. Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко сообщила РБК Татарстан, что серьезные проблемы с состоянием «Трактира» начались в 2018-2019 годах. Тогда в музее перестала работать система вентиляции и кондиционирования, протекла в нескольких местах кровля, стало хуже работать отопление и водоснабжение, а в окнах появились щели. По мнению директора заповедника, капитальный ремонт музеев значительно увеличит туристический поток, потому что «каждый, кто придет на обед в «Трактир», и окажется в максимально комфортных условиях».
Новости с тегом - Елабужский музей-заповедник
Площадь охранной зоны ЕГМЗ составляет 491,5 га. На сегодняшний день на этой территории расположены 184 памятника истории и объекта культурного наследия, из них 6 — федерального значения, 106 — республиканского значения, 72 — местного значения. В состав музея-заповедника входят 14 музейно-выставочных объектов, 12 из которых были созданы в период с 2003 по 2009 годы. Шишкина; Музей-усадьба Н. Дуровой; Мемориальный комплекс М. Цветаевой, в который входят площадь М. Цветаевой с бронзовым бюстом поэта, Литературный музей М.
Атмосфера невероятная. Татьяна и Сергей Никитины обратили внимание - на всей площади трава зеленая - и ни соринки после концертов. Радуешься: каждому нужно сделать что-то, чтобы вокруг было немного больше счастья. Как сил хватает - это ведь не единственный ваш фестиваль? Гульзада Руденко: Да, пятнадцатый год в начале августа проводим Всероссийскую Спасскую ярмарку. В первый же год приехали 136 мастеров декоративно-прикладного искусства из 70 городов и регионов. В эти дни у нас проходит еще Всероссийский фестиваль колокольного звона. Ежегодно приезжают более 60 звонарей - приходится даже ограничивать число желающих: их слишком много. А нынешний глава города, Рустем Мидхатович Нуриев, поддержал новый масштабный проект - между Летними вечерами Березовского и Спасской ярмаркой теперь будет еще фестиваль для лучников - Туган батыр - на территории Елабужского городища. Так что за лето - три больших фестиваля. В музее-заповеднике, естественно, частые гости школьники. И вы к ним сами ходите. И это по большому счету дело огромной, государственной важности. Гульзада Руденко: Музей должен стать "третьим местом" кроме дома и школы - куда детям хотелось бы приходить. Вот только что мы открыли многофункциональный музейно-просветительный "Интеллект-Центр". Спросите, зачем? А он в составе Детского музейно-образовательного центра, и планы плотно расписаны на месяц вперед. Завтра вот меня ждут в одной из школ, поговорим с ребятами об истории елабужского купечества. Есть о чем думать и говорить. У меня даже выписаны слова Михаила Борисовича Пиотровского: "к музеям нельзя относиться лишь как к месту развлечения и досуга" - главная наша задача все-таки просветительство. Когда мы проводим с ребятами Сказкотерапию - мы зовем не просто развлекаться. Мы ведь создали для ребят постарше самый настоящий учебник истории Елабуги. Его одобрили в минобразования Татарстана. С 2012 года в школах с семиклассниками проводятся занятия - по одному в течение всех 34 учебных недель. Учебник очень яркий, с интерактивными ссылками. А по итогам года школьники приходят к нам на экзамен - в форме викторины: в несколько туров отбираем 10 победителей, и возим их по музеям России. Школы теперь ревнуют, спорят - почему не наших? Но и тем, кто помладше, внимание самое серьезное: 2750 учеников начальной школы и дошколят проходят через наши ежемесячные музейные занятия в рамках музейно-образовательной программы "Музей и школа". Гульзада Руденко: Конечно! За проект "Пушкинская карта" низкий поклон руководству страны, а республике за поддержку его реализации. С сентября прошлого года, без преувеличения, десятки тысяч молодых людей от 14 до 22 лет уже побывали в наших музеях и на проектах за счет государства. А мы стали лучшим музеем и вошли в тройку лидеров среди всех учреждений культуры Республики Татарстан по продвижению этого проекта! В Доме-музее Шишкиных представлены работы школьников - участников республиканского конкурса "Я рисую как Шишкин". Мне показалось, конкурс замечательный, веселый… Гульзада Руденко: Это наш давно ставший традиционным республиканский конкурс - и победители получают денежные призы. Свои спецпризы вручают и наши друзья, партнеры и меценаты. Мне говорят, это неправильно, непедагогично. Но мне кажется, что дети должны понимать: творчество тоже может стать профессией, давать заработок. И важно, что детское творчество оценивает как профессиональное жюри, так и широкая публика. Кстати, чем я горжусь: у нас в исторической части нигде не встретишь безобразных граффити. Во многом это благодаря нашей "музейной культуре среди школьников" - и, конечно, спасибо городским службам, силовым структурам, которые помогают не допускать вандальных действий в отношении памятников истории и культуры, архитектурного наследия. Недавно, к примеру, дети повредили баннер у музея Памяти - мы нашли и их, и родителей. Пригласили на разговор - и достучались, как это и должно быть: они умоляли не заявлять в полицию, обещали не повторять. Со взрослыми все строже: к тем, кто сознательно разрушает наследие купеческой Елабуги, меры применяются - вплоть до принудительного изъятия и продажи зданий добросовестным собственникам. Ключевой вопрос Все же с какого из 17 музеев, с какого имени открывать Елабугу? С психиатра и мозговеда Бехтерева? С шишкинских сосен, освещенных солнцем? С загадочной Цветаевой? С кавалерист-девицы Дуровой? Гульзада Руденко: Безусловно, Елабуга - это город великих. Это сотни имен, составивших славу России. Но, пожалуй, я бы сказала: все же с Шишкина. Он открывается не просто для любителей природы - он близок всем, кто в людях ценит прежде всего душевную широту. Конечно, цветаевские паломники начнут с Цветаевой и не будут разочарованы.
Я дева по гороскопу, люблю по полочкам разложить, все должно быть по полочкам. Умею замечать мелочи, от природы. И так на каждом шагу Гульзада Ракиповна подмечает и штукатурку у здания по дороге, или нескошенную траву. В культуре мелочей не бывает, скажет она и проведет в самый новый 17-ый музей галерею редких коллекций. Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства — Посмотрите, какая красота здесь, какая шикарная коллекция. Сделали за счет собственных заработанных средств, стелили, из разных источников набирали выставочное оборудование. Как-то однажды приехала Зиля Рахимьяновна, они у вас пыль не пропускают, я сказала, что денег нег миллионов. Мы смотрим, как у немцев, показываем «местрным Кулибиным» и делаем — импортозамещение у нас всегда. Какие Кораны! Вот этот писал в течение года наш художник-реставратор, Коран — рукописный. Под её руководством Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник вошёл в число ведущих музейных комплексов России, стал примером того, как нужно сохранять историческое наследие в современном, развивающемся городе. Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства — Просто будет написано «директор музея». Ассоциативно «директор музея» и для глав, и для руководителей — это скучно. Сама я когда работала руководителем отдела культуры в Набережных Челнах, я больше всего ругала директора музея. Я возглавила Елабужский музей-заповедник. От человека все зависит.
Лет через 25, когда я оказалась в Елабуге уже в качестве директора музея-заповедника, первое, что сделала, - пошла к ней, сказала: теть Ань, может, отдадите нам дом? Сделаем там музей. Она ответила, что отписала дом сыну. Но через два года - такая мистика - сын ее погиб, и она предложила нам дом в обмен на квартиру. То есть цветаевских музеев стало несколько? Гульзада Руденко: Да, так у нас появились два цветаевских музея, Дом ее памяти и Литмузей, из которого мы убрали елабужский период ее жизни. А рядом - еще Библиотека Серебряного века. Раньше во дворе там стоял щитовой дом, в нем размещался банк. Потом банк съехал, дом оказался аварийным, и его отдали музею-заповеднику. Мы его разобрали, на фундаменте сделали красивую беседку с местом для костра - и ежегодно здесь стали собираться почитатели Цветаевой, а Елабуга стала одним из тех городов мира, где в день ее рождения зажигается известный всем поклонникам Цветаевский костер. Это уже больше десяти лет. Каждый четный год вручаем Литературную премию имени М. Цветаевой - в этом, юбилейном году, лауреаты будут объявлены на Международном музыкальном фестивале Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге" в июле. А что за Портомойня примыкает к цветаевским музеям? Мы ее тоже связываем с именем Марины Ивановны - она уж точно туда приходила. В мои студенческие годы, помню, там еще вода бежала. А через много лет увидела: все превратилось в мусорную свалку. Как раз я съездила в турецкий город Сафранболу - это наш побратим с Елабугой - и там нас отвезли в деревню, где музеефицировано такое же пространство, где жители занимались стиркой. Почему бы, подумала я, нам такое не сделать? И сделали - и правда интересно, таких музеев нет больше. Там все с позапрошлого века, и каменный пол, и деревянные трубы, и чугунная печь… Деньги нам выделили по федеральной программе "Культура России". Из Турции привезли идею Портомойни, откуда-то из Китая - "Устав старого города". Зачем он вам - чтобы елабужане жили строго по уставу? Гульзада Руденко: Нет, речь не об этом. Мы разработали и раздали "Устав старого города" всем владельцам домов - объектов культурного наследия на территории музея-заповедника - в нем разъясняются требования, которые возлагает на них наше законодательство. По большому счету, это - формирование нашей исторической культуры, вклад в наше будущее, в котором прошлое останется в неприкосновенности. А что за история с таксистом из Колумбии? На фоне модной сейчас на Западе "культуры отмены" всего российского мне показалось, что история - прямо на злобу дня… Гульзада Руденко: Знаете, я вообще себя считаю человеком мира. Потом в конце 90-х - в Колумбии. И там однажды разговорились с таксистом - ему показалось, что меня можно принять за местную, но по-испански говорю с акцентом. Узнал, что из России: как! Впервые слышит про татар. После того я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга, жить в дружбе и согласии… Время сейчас такое - философское. Вы не поверите, но в декабре мы открыли выставку "Колесо дружбы" в германском Бад-Зульце - и она востребована по сей день, интерес у простых людей сохраняется. И я все-таки верю, что 25 августа мы ее откроем в Веймаре - и ее там действительно ждут. Это выставка картин 42 художников разных национальностей. В нашем Выставочном зале проходят арт-симпозиумы по современному этноискусству - летом со всей России и многих стран приезжают именитые, признанные художники, 10 дней пишут полотна на заданные темы, потом дарят картины музею. В фондах уже больше двух тысяч, неплохая коллекция. Так вот подруга загорелась: хочу показать ее в Веймаре и других городах. И все получится. Вы рассказывали, как когда-то, возглавляя культуру в Набережных Челнах, сами скептически смотрели на музейных работников. Что изменилось за 20 лет вашей работы здесь, в музее-заповеднике? Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было. И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра. Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали. Я более 6 лет преподавала в филиале Московского университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально. И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело - всегда появятся единомышленники… Замечательный факт: к началу ХХ века "Благотворительный комитет" елабужских купцов Стахеевых ежегодно в течение 40 лет тратил на благотворительность до 1 миллиона рублей - сумасшедшую сумму.
Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
По территории Елабужского государственного музея-заповедника, где туристы смогут увидеть историческую часть города, с сохранившимися памятники архитектуры XIX века. Новости дня читайте на Взгляде. Уникальные Елабужские и Танаевские пойменные луга – это разнотравье сенокосных угодий, многоголосье пернатой фауны, озёра, богатые рыбой, перелески осокорников и дубрав. Елабужский государственный музей-заповедник осуществляет охрану объектов культурного наследия на.