Новости что такое синдром отличника

Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.

Что делать, если у тебя синдром отличника

Приветствую Вас, друзья! Синдром отличника — одна из тех особенностей психики, которые заставляют человека стремиться к совершенству, но сильно мешают добиваться успеха. Возникая в детстве, он может исчезнуть или, наоборот, многократно усилиться в течение жизни. Сегодня мы подробно разберем: что такое синдром отличника и как он формируется. Рассмотрим плюсы и минусы данного синдрома, узнаем, как от него избавиться. Что такое синдром отличника? Данным термином обозначается неконтролируемое стремление человека добиваться во всём наивысших результатов и получать одобрение окружающих. Для детей это естественное состояние — они стараются понравиться взрослым, оправдать их надежды. Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Но во взрослой жизни данное стремление не помогает быть успешным, а мешает. Не следует путать синдром отличника с перфекционизмом.

Перфекционист стремится к совершенству ради совершенства, он не прощает себе неидеальных результатов. Ему важно, чтобы окружающие заметили, насколько хорошо он справился с задачей. Распознать синдром отличника можно по характерным особенностям поведения, таким как: постановка сложных или заведомо невыполнимых задач; нерациональное расходование сил и времени на их решение; ожидание похвалы и одобрения от окружающих; жертвование собственными интересами ради достижения цели ; продолжающиеся попытки решить задачу, когда она уже неактуальна. Интересно, что синдром отличника проявляется не в стремлении выполнить работу идеально, а в желании, чтобы другие люди оценили результат.

Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов. Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру!

Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя. Советы от Умскул Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда. Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения. Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было. Слушайте не только голову, но и сердце. Учитесь отдыхать.

Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим.

В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов. Забыть про оценки Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать.

И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника». По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями.

О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная.

Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели?

Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки? Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика, и, называя их оболтусами, мама, прежде всего, показывает неспособность сына выбирать «правильных друзей». Во-вторых, социализация ребенка , тем более подростка, не может проходить успешно, если он будет нелюдимым, скупердяем и прагматиком. Помощь на контрольной — это классика жанра учебы в школе, и пренебрегать этим фактором нельзя. Таким образом, вы ситуативно можете разглядеть, как из детей вырастают постоянные «отличники», старающиеся порадовать вечно недовольных родителей, учителей, зачастую друзей, отвечая их ожиданиям.

Пошли сегодня в кино? Нет, я не могу сегодня. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами. Свежий воздух полезен, отвлечешься немного… — Не могу. Родители не отпустят. Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении… — Ну хорошо.

Как твой настрой? Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть. В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены. Посмотрим чуть подробнее: Самое главное — это власть родителей, вместо которых девушка заранее отвечает, что не сможет выйти прогуляться. А ведь час прогулки на свежем воздухе действительно пойдет ей только на пользу. Однако Алена даже не сомневается в другом ответе родителей — здесь видно их прямое влияние на нее.

Страх ошибки , провала, а более масштабно — страх услышать критику родителей, наставников, педагогов. Девушка, несмотря на желание провести время с подругой, не может себе этого позволить из-за боязни «опозориться» перед аудиторией. Несмотря на то, что она «знает наизусть», ей все равно необходимо учить и учить, чтобы показать лучший результат хотя это далеко не правильная стратегия при публичном выступлении. Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз. Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха.

Тем не менее возникает резонный вопрос: «Чьего успеха? Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей. Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника.

Можно ли действительно об этом утверждать? Что ж, во многом это правда, так как достаточно просто взглянуть на симптоматику синдрома и перфекционизма, и становится понятно, что это практически одно и то же.

Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?

там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника

Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника.
Как синдром отличника мешает жить У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма? О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Перфекционизм тормозит любой процесс. Есть даже поговорка: «Лучшее — враг хорошего». Можно бесконечно переписывать сочинение или убираться в комнате, пока не получится идеально. Хотя за это же самое время можно успеть сделать ещё несколько важных дел. Школьник-перфекционист всегда переживает за оценки. В выпускном классе, когда нужно готовиться к ЕГЭ, уровень стресса повышается в разы. В итоге к моменту сдачи ЕГЭ нервы могут окончательно сдать.

В таком состоянии легко провалить экзамены. Мы добавили в нашу программу подготовки к ЕГЭ вебинары с психологом, на которых даём полезные лайфхаки по борьбе со стрессом. Как с избавиться от перфекционизма В стремлении всё делать хорошо нет ничего плохого. Опасно, если это превращается в навязчивую идею. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций: Помни, что ты и твои результаты — это не одно и то же Из-за ошибок ты не станешь плохим человеком.

Зависимость от чужого мнения Если вы замечаете, что ребенок легко опускает руки, слыша критику в свой адрес, или, наоборот, становится самоуверенным после похвалы, то стоит обратить на это внимание. Конечно, наше окружение на нас неизбежно влияет, но важно, чтобы это влияние не было чрезмерным.

Пятерка любой ценой Если из-за давления родителей ребенок старается получать только пятерки и никакую другую оценку принять не готов, то будьте уверены: такое отношение выматывает и эмоционально истощает его. Ребенок живет с мыслью, что в противном случае он не нужен и не важен для родителей. В будущем у него может появится такая ошибка мышления, как принцип «все или ничего». Страх ошибиться Двойки, незнание ответа, неготовность к уроку, любые ошибки воспринимаются ребенком как ужас и кошмар. Он может сильно переживать из-за плохой оценки и воображать, что теперь этот провал повлияет на всю его жизнь. У взрослых синдром отличника проявляется аналогично. Такой человек зависим от одобрения и похвалы начальства, близких, друзей.

Он всегда старается делать все идеально, например, убраться в квартире или выполнять задание от руководства. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно.

Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать.

Пока за рулем вы, все хорошо. Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»?

Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду?

Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку». Попробуйте поспорить со своими убеждениями и сформулируйте более гибкое правило, чем ваши изначальные.

Ответьте на вопросы: «Какие аргументы подтверждают мое старое убеждение? Проводите поведенческие эксперименты.

И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость.

Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников.

В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего.

Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками.

А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий.

Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности.

Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия.

При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения.

Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части.

Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.

Научитесь расслабляться Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение , прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии. Обязательно выделяйте время на это. Подкрепляйте его уверенность в себе Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры.

Оценки за экзамены, конечно, важны, но не менее важны и те знания, которые ребенок получил во время обучения. Обсудите с ребенком, как и где их можно использовать в реальной жизни. Это только на первый взгляд нам никогда не пригодятся логарифмы, температура кипения или химические свойства кислот. На самом деле они имеют огромное практическое применение. Найдите его вместе с ребенком.

Конечно, не забывайте говорить сыну или дочери, что любите их вне зависимости от того, сколько баллов он набирает на ЕГЭ, какой вуз закончит и кем захочет стать, когда вырастет.

В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника.

Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние. Часто, подводя итоги в конце года, учитель говорит, что на одного отличника в классе стало меньше. Одноклассники воспринимают это с чувством удовлетворения. И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены. Синдром отличника у ребенка. Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление.

Мнение окружающих настолько важно для них, что они испытывают постоянные перепады настроения. Если заметили и похвалили — человек полон энтузиазма и готов буквально горы свернуть. Если результаты его труда остаются незамеченными или кто-то проявил себя лучше и заслужил похвалу, у него опускаются руки, появляется апатия. Отличник живет в состоянии постоянного соревнования с «конкурентами» за качественный результат и похвалу. Синдром отличника нельзя однозначно охарактеризовать как плохой или хороший. С одной стороны, он отнимает массу лишнего времени у его обладателя, с другой — заставляет ответственно относиться к порученному делу, быть внимательным, скрупулезным, соблюдать сроки, не подводить людей. Поэтому полностью искоренять его не стоит — лучше просто взять его под свой контроль. Как мешает во взрослой жизни Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак — когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками. Источник: mgorod.

В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Вторая причина, о которой упоминают психологи — стремление школьника заслужить уважение одноклассников, стать популярным среди сверстников, выделиться среди них. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда дети начинают соперничать между собой. Третьей причиной является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться — тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Четвертая причина — постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше а-ля сын маминой подруги. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности В итоге ребенок стремится получить одобрение сверстников или взрослых и старается все делать лучше остальных. Такое излишнее во всем стремление добиваться только превосходных результатов закрепляется в детской психике и позднее начинает проявляться уже во взрослой жизни. Источник: делайурокисам.

Они по привычке продолжают считать, что только так могут добиться благосклонности окружающих. На работе — что начальник перестанет уважать, если работа не будет выполнена наилучшим образом. Дома — что супруг перестанет любить женщину-отличницу, если она не наведет идеальный порядок, если посуда не будет блестеть, а на ужин не будет каждый день нового блюда. Последствием является целый комплекс проблем: человек тратит слишком много нервов, сил и времени даже там, где это не нужно с практической точки зрения; он берет на себя излишнюю ответственность; у него остается гораздо меньше свободного времени, накапливаются стрессы и переживания; появляются сложности в отношениях с коллегами друзьями, родными; присутствует страх взяться за незнакомое дело вдруг не получится идеально и боязнь перед сложно достижимыми целями страх не справиться и заработать негативную оценку окружающих ; он испытывает постоянное недовольство собой кажется, что мог бы сделать и лучше , зависимость настроения от результата; человек обладает нестабильной самооценкой, зависящей от мнения окружающих постоянное стремление к одобрению ; он не умеет проигрывать, желает везде и всегда быть всегда правым; очень болезненно относится к критике. Одним из проявлений синдрома является неумение принимать адекватную критику от окружающих. Отличник привык к тому, что его хвалят, что его работа безупречна. Когда он встречается даже с объективными критическими замечаниями, он воспринимает их как придирки и нападки, испытывает чувство обиды. Зачастую это связано с комплексом неполноценности человека. Признание, что результат выполненной работы не идеален, сильно снижает его самооценку. Нередки случаи, когда студент, стремясь получать одни пятерки, вместе с ними получает нервный срыв и длительное лечение у психиатра.

Постоянное стремление получать отличные оценки сначала в школе, потом в университете, на работе, от близких людей может привести к плачевным последствиям: разрушенная психика, потраченные впустую годы жизни, появление хронической тревоги, патологические зависимости. Источник: piter-trening.

Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы

Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.

Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы

Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых? | Аргументы и Факты *Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении.
Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров.
Что такое синдром отличника Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.

Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы

Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Что такое синдром отличника и как его распознать Причины синдрома отличника Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо Что почитать и послушать о перфекционизме. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.

Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия

С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет.

Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу. Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты.

Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас.

Улыбнуться неудаче Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.

И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе.

Есть противоядие? Ну для начала нужно понять, что именно у вашего ребенка: перфекционизм или синдром отличника. Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит.

Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска. А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили. То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею». С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый. Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать. Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями. Но с другой стороны, даже послушные, аккуратные и настойчивые не всегда будут рыдать над прописями.

Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка. Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами.

Школьные предметы, особенно гуманитарные, были ему неинтересны. Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию. Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes. Стив Джобс. Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу. Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий. На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar. Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей. Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи. Кстати, при всей нелюбви к учёбе, многие из его первых стихотворений отражают тёплые воспоминания о лицейском периоде. Читать подробнее Как бороться с синдромом отличника По словам Екатерины Петуховой, во взрослом возрасте от этого убеждения сложно избавиться.

И если в некоторых случаях стремление к образцу оправдано спортивные соревнования, карьерный рост, получение прибыли , то личность «отличника» не имеет конечной цели. Весь смысл действий заключен в желании получить высокую оценку. Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов: найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу; подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте; найдите сферы, где не нужно быть идеальным; ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально; научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно. Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Начать бесплатно Что делать, чтобы синдром отличника не появился Страх не справиться с поставленными задачами, не достичь высокого результата и подвести родителей, возлагающих надежды, может помешать при сдаче тестов или на собеседовании.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих.

Что такое синдром отличника

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов - Psy-institute Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию.
Синдром отличника - что делать Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию.
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги.
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий