Новости что такое куртуазность

Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. литература средних веков и Возрождения на. что такое куртуазность. Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт! Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка.

Что такое куртуазная любовь?

Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. Все мы помним легенды Средневековья о Прекрасной Даме и её верном слуге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, куртуазная любовь, прекрасная дама на развлекательном портале Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми.

Куртуазность - это что такое

Сундук Истории: Куртуазность в средневековой культуре словарь и путеводитель», «Словарь Ефремовой». Узнайте из 3 словарей.
Куртуазность — Википедия Куртуазность – это эстетическая и нравственная концепция, которая возникла в западноевропейском обществе средневековья и получила широкое распространение.
Маньеризм и куртуазность «Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в 20-м столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой.
Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра – Telegraph Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт!
Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра Средневековья Все мы помним легенды Средневековья о Прекрасной Даме и её верном слуге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, куртуазная любовь, прекрасная дама на развлекательном портале

Значение слова «Куртуазный»

Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.

Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь.

Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л.

Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши.

Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с.

Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов.

Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию.

Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга.

Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде.

Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия.

Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени.

Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце. Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы.

Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство. Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира.

Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами. Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики. На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими.

Главное — победа. Но все рыцари до и после турниров принимали подношения от благородных дам и девиц, а также своих сюзеренов, которым они оказывали честь своей отвагой. С XII века из Франции и Англии повсеместно распространился обычай раз в год рыцарям из свиты короля дарить красные плащи в знак признания их заслуг. Постепенно сложилась весьма своеобразная иерархия подарков и наград.

Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались. Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного.

Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях. Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ].

Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их. Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено.

Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с. Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье. Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх.

А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён.

Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству. И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин.

Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений.

Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить.

Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви.

Отойдите, ленивцы! Тем, кто робок и вял, эти знамена невмочь.

Визитная карточка куртуазности — истинная учтивость. Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живем». Учтивость делает человека приятным для окружения, она нацелена на понимание чужих желаний, намерений, точки зрения и взглядов. Астольф де Кюстин видел суть учтивости «в невидимом обмене добровольными пожертвованиями».

Неучтивость, стремясь реализовать свое намерение, будет посылать в пространство эгоистичный сигнал: «Я хочу», но другие люди тоже чего-то хотят и будут сопротивляться «перетаскиванию одеяла». Учтивость поступает мудро — она изначально поднимает значимость и нужность своего собеседника, любезными словами и знаками внимания сводит общение к интересующим его вопросам. Отказавшись от своего желания в пользу желания своего визави, она, в конечном итоге, позволяет человеку реализовать свое первоначальное желание. Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою».

В куртуазности как истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости. Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек. А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих. Анекдот про то, как куртуазный француз предпринял попытку познакомиться со своим соседом.

Это понятие возникло в средневековой Европе и является ключевым элементом рыцарского кодекса чести. Куртуазность включает в себя такие качества, как благородство, уважительность, вежливость, галантность и доброе отношение к другим. Куртуазность была связана с идеалами рыцарства и почитанием высоких ценностей, таких как честь, милосердие и доблесть.

Имеет ли место сегодня такая куртуазность?

Куртуазная куртуазность куртуазна. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. что такое куртуазность. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. Что такое куртуазность 6 класс история кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Истори про историю. Куртуазность.

Героем эпоса, как правило, был неженатый юноша благородного происхождения, влюблённый в замужнюю женщину. Поклоняясь знатной даме, он не ждал вознаграждения за свою любовь, но всеми силами доказывал ей свою доблесть и отвагу. В рыцарских романах герой всегда сталкивался с препятствиями на пути к прекрасной даме, мужественно их преодолевал или героически погибал во имя своей возлюбленной.

Горбунова «Горести царевича Троила» — единственную в отечественной науке попытку представить историю бытования сюжета о Троиле и Крессиде в мировой литературе. Теперь исследователям доступны все главные тексты на этот сюжет, написанные в Новое время. Это ли не повод поговорить о куртуазной любви в ее расцвете и в ее упадке?

Куртуазность — благозвучное понятие, но сегодня оно может вызвать и недоумение, и просьбу объясниться. Она постепенно теряет актуальность и смещается в пародию. Но как куртуазность могла возникнуть, а затем уйти из средневековых замков, от рыцарского турнира и от любви как служения и поклонения, которому как будто бы нет места и не только в нашем, но и в гораздо более раннем историческом пространстве? Ответ на этот вопрос предлагают две классические работы: статья «Из истории развития личности: женщина и старинные теории любви» 1872 А. Веселовского и раздел «Куртуазная любовь» из книги «Аллегория любви» 1936 К.

Из этих материалов один был не так давно возвращен, а другой впервые стал доступен в русском переводе, что в свою очередь дает повод для их параллельного прочтения. Их авторы, следуя похожему исследовательскому сюжету, разумеется, независимо друг от друга, разворачивают картину куртуазной прагматики, то есть бытования куртуазной условности, соотнесенной с жизненным бытом. Если Льюиса больше занимает судьба куртуазности на всем ее протяжении: от античности через Средневековье к нам, современным читателям и влюбленным, — то Веселовский в большей мере сосредоточен на том моменте, когда куртуазное чувство, пережив расцвет в рыцарском замке, оказывается связанным «обрядом и обычаем» итальянского города. На первых же страницах Льюис справедливо замечает: …самые важные и самые революционные их куртуазных отношений. Они осуществили переворот, затронувший нашу этику, все сознание, всю повседневную жизнь, и возвели непреодолимые барьеры между нами и классической древностью или современным Востоком [Льюис 2015: 24].

Исходя из этого, мы с вами унаследовали именно куртуазную модель любовного чувства. Но ее ли? И если да, то в какой мере? И что же такое куртуазность XI века в определении, предложенном Льюисом? Форма куртуазной поэзии — это лирика речь о начальной стадии; позднее она освоит и эпический род, итогом чего станет рыцарский роман.

Опубликовано 3 июля 2023 г. Последнее обновление 7 июля 2023 г. Связаться с редакцией.

Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами. О словаре Словарь «Средневековый мир в терминах, именах и названия» представляет собой научно-справочное издание, подготовленное преподавателями Белорусского государственного университета.

Куртуазность — значение и суть этого понятия

наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. Куртуазность – это качество, которое отличает истинного джентльмена или леди от других людей. опасная и полезная игра Средневековья. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии.

Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое

Избегание конфликтов В случае возникновения разногласий или конфликтов, важно сохранять спокойствие, вежливость и стараться разрешить ситуацию мирным путем. Это поможет предотвратить дальнейшую эскалацию и сохранит отношения с другими пользователями. Примеры куртуазного поведения в социальных сетях: активное участие в дискуссиях, вежливое выражение своего мнения, конструктивная критика, оказание поддержки в трудных ситуациях, соблюдение правил сообщества и открытое отношение к другим пользователям. Забота о куртуазности в социальных сетях не только помогает создать приятную атмосферу для всех участников, но и способствует развитию и процветанию онлайн-сообщества в целом. Куртуазность в бизнесе: обслуживание клиентов, написание электронных писем, проведение переговоров В области обслуживания клиентов куртуазность включает в себя не только вежливое обращение и внимательное отношение к запросам клиентов, но и способность эффективно решать проблемы и конфликты.

Куртуазное обслуживание клиентов подразумевает предоставление высокого уровня сервиса, поддержку клиентов и готовность помочь в любое время. При написании электронных писем куртуазность выражается в таких аспектах, как формулы приветствия и прощания, правильное использование формальных титулов и обращений, понятность и ясность изложения мыслей. Куртуазность помогает установить вежливую и профессиональную атмосферу в электронной переписке и улучшить впечатление о компании. Примеры куртуазности в бизнесе: 1.

Персональное обращение к клиенту по имени и фамилии. Запрос обратной связи для улучшения сервиса. Использование благодарностей и пожеланий в электронных письмах. Умение активно слушать и проявлять понимание во время переговоров.

Умение находить компромиссное решение при возникновении конфликтов. При проведении переговоров куртуазность заключается в умении слушать и учитывать мнение партнеров, проявлять уважение к их точке зрения и обсуждать вопросы конструктивно. Куртуазное поведение помогает создать позитивную атмосферу, уменьшить напряжение и добиться взаимопонимания между сторонами. Таким образом, куртуазность играет важную роль в бизнесе.

Она способствует установлению доверительных отношений, повышению уровня профессионализма и улучшает репутацию компании. Влияние куртуазности на межличностные отношения: создание доверия, улучшение коммуникации, снижение конфликтов Куртуазность, как этикетное поведение, оказывает значительное влияние на межличностные отношения. Соблюдение куртуазных норм и правил помогает создать атмосферу взаимопонимания и доверия между людьми.

Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Понятие Куртуазность — это понятие, произошедшее от французского слова «courtois», которое переводится как «рыцарский», «учтивый». Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви.

Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюбленный мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведет себя с господином. Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди.

Куртуазность — оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная.

Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность.

Она стала своеобразным идеалом, в соответствии с которым придворные и дворяне выступали в обществе и вели свое повседневное общение. Куртуазность предполагала уважительное и учтивое отношение к другим людям, особенно к королю и высокопоставленным особам. Она включала в себя правила этикета, правила общения, манеры одежды и даже правила первого знакомства.

Но в скором времени эту куртуазную идеологию переняла и начала использовать в своих целях аристократическая верхушка, превозносящая «Авантюру» в качестве общего идеала для знати; для нее это возможность предоставить этому классу миссию, которую она идеализирует. Отныне рыцарство — это не только воинственность жесты , но и куртуазность «античные» романы ; теперь на него возложена спасительная и эсхатологическая миссия артуровские романы , оно становится носителем социальной идеологии[705]. Впоследствии эту идеологию попыталась использовать Церковь, христианизировав ее путем мистического распространения темы Грааля и его одухотворенного поиска[706]. Несмотря на некоторые перегибы, вызванные базовыми идеологическими a priori в частности, утверждением о том, что куртуазность зародилась в относительно скромной социальной среде мелкого рыцарства[707] , объяснение Э. Келера оказало сильное влияние на исследователей средневековой литературы. Возможно, еще в большей степени оно вдохновило историков, в том числе и Жоржа Дюби, чья интерпретация, поначалу сходная с толкованием немецкого ученого, впоследствии стала немного от нее отличаться[708]. По мнению этого великого французского историка и писателя, куртуазная литература, чтобы получить признание, должна была каким-то образом соответствовать тому, что занимало и волновало людей, для которых она создавалась; при этом она, напротив, должна была повлиять на линию поведения своего читателя. Однако Ж. Дюби категорически не согласен с тем, что куртуазная модель способствовала повышению роли женщины в обществе. Куртуазные сочинения, по его мнению, пропитаны женоненавистничеством. На самом деле куртуазная любовь обучала тому, как стать преданным вассалом. Сеньор, глава домочадцев, соглашался поместить свою супругу в центр состязательной борьбы молодых мужчин, в обманчивое игровое положение превосходства и власти. Дама лишала своей милости одного и предлагала ее другому. Приученное куртуазной любовью к дисциплине, мужское влечение, таким образом, было использовано в политических целях. К тому же, продолжает автор, не являлась ли женщина в данном случае всего лишь иллюзией, «ширмой»? В том военном обществе, каким было рыцарство, не являлась ли куртуазная любовь в действительности любовью мужчин? Такая интерпретация подкреплена в более свежем исследовании Ж. Согласно ему, утонченная любовь, которую называли «куртуазной», выводит на сцену женщину, «осажденную» юношей, который притворяется побежденным и униженным, чтобы завоевать ее. В большинстве случаев эта женщина оказывается супругой его сеньора. Сеньор, в свою очередь, решает использовать ее в качестве «приманки». Дама подвергает юношу испытанию, требуя от него показать, на что он способен. В силу взаимности ибо в обществе того времени любой дар требовал ответного дара и преданного служения она, наконец, решает отдаться своему возлюбленному, но не сразу, а «поэтапно». Итак, куртуазная любовь не имеет ничего общего с любовью платонической — это игра, лидерами которой становятся мужчины. Ее новшествами можно считать ожидание, мастерство «игрока» и «одомашнивание» удовольствия. Удовольствие мужчины[712] теперь заключается не в его утолении, а в его ожидании, и достигает кульминационной точки в самом влечении[713]. Эти поэмы и романы, справедливо замечает Ж. Дюби, предназначены для людей, находящихся при дворе, особенно при дворе Плантагенета, в образованной среде, знающей и почитающей Овидия. Речь идет о литературе, уводящей от действительности, поэтому историк не должен обманываться, считая, что эти документы напрямую освещают о реалии жизни той эпохи. В этом, на мой взгляд, слабая сторона аргументации автора. Действительно, если литература хоть сколько-нибудь отражала действительность, зачем сеньоры принимали такой образец поведения? Ведь он представлял для них большой риск, поскольку дамы, становившиеся объектом любви и попадавшие по воле своих супругов в столь опасную ситуацию, были их женами. В противном случае, если эта идеологическая модель не имела никаких связей с действительностью, какую пользу она приносила сеньорам и только им? Эти поэмы, говорит Ж. Дюби, воспевают не женщину, а образ, сотворенный мужчинами. Но насколько соответствует характеру мужчины того времени образ, в угоду которому он должен оказаться на положении слуги, покорного воле дамы, чьим желанием будет либо даровать ему милость, либо ответить отказом? Нет ли в этой новой концепции любви следов женского или феминизирующего влияния, как полагает автор? Кроме того, признает Ж. Дюби, эти произведения пользовались огромным успехом, а следовательно, сумели хоть в чем-то изменить нравы аудитории. Следует спросить себя и это важно прежде всего для историка , почему эта куртуазная модель была превознесена, почему она вышла на первый план и получила признание. Куртуазное поведение являлось в первую очередь отличительным критерием в рядах мужского общества: речь шла о том, чтобы изменить свое поведение не в отношении женщины в целом, а в отношении определенных дам — придворных, аристократических. Более того, куртуазная любовь, как полагает Э. Келер, могла быть изобретением клириков, испытывавших еще большее чувство неудовлетворенности, нежели «юноши» или трубадуры родом из мелкой знати. Проблема у этих двух социальных групп одна и та же: и те и другие лишены возможности жениться в силу церковных и социальных законов… но любовь — это иное дело! Этим запретным плодом духовенство отнюдь не брезгует! Запрет ничего не даст: лучше обойти его под видом куртуазности. К тому же, добавляет автор, рыцарское воспитание в мужской среде способствовало расцвету гомосексуальных наклонностей и культивировало образ недоступной, таинственной, обольстительной, запретной и беспокоящей воображение женщины, над которой рыцари всеми силами старались восторжествовать, прибегнув к бахвальству[714]. Идеализировать свое влечение, сублимировать его в невыразимое наслаждение, «joy», было более изящным, более искусным способом преодолеть чувство тревоги и беспокойства, вызванное дестабилизирующим открытием своего «сексуального тупика», и постичь «непостижимую тайну наслаждения женщиной». Тонкие замечания Ж. Дюби возвращают нас в область реалий, в область социального брака, не принимавшего любовь в расчет, что, вероятно, способствовало отводу любовной энергии в «иное русло».

Куртуазность в XXI веке

Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живем». Учтивость делает человека приятным для окружения, она нацелена на понимание чужих желаний, намерений, точки зрения и взглядов. Астольф де Кюстин видел суть учтивости «в невидимом обмене добровольными пожертвованиями». Неучтивость, стремясь реализовать свое намерение, будет посылать в пространство эгоистичный сигнал: «Я хочу», но другие люди тоже чего-то хотят и будут сопротивляться «перетаскиванию одеяла». Учтивость поступает мудро — она изначально поднимает значимость и нужность своего собеседника, любезными словами и знаками внимания сводит общение к интересующим его вопросам. Отказавшись от своего желания в пользу желания своего визави, она, в конечном итоге, позволяет человеку реализовать свое первоначальное желание. Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою». В куртуазности как истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости. Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек.

А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих. Анекдот про то, как куртуазный француз предпринял попытку познакомиться со своим соседом. В одном купе поезда оказались вместе супруги из Франции и пожилой угрюмый англичанин. Спустя некоторое время француз достал из сумки термос и налил себе и жене кофе. Решив быть вежливым и учтивым, он обратился к соседу: — Не хотите ли кофе, месье?

Постепенно своеобразный свод "законов" дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Куртуазность — это понятие, произошедшее от французского слова "courtois", которое переводится как "рыцарский", "учтивый". Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюблённый мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведёт себя с господином. Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются и современные люди. Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство.

Благородные дамы и кавалеры проводили время в чте, танцах, игре на музыкальных инструментах и обмене галантными комплиментами. Куртуазность средних веков имела также свое отражение в литературе и поэзии. Такие произведения, как «Рыцарь графини» и «Романс о розе», являлись примерами куртуазного искусства, где главные герои проявляли достоинство, преданность и возвышенный этический идеал. Аристократическая культура средних веков и рыцарские идеалы сформировали основы куртуазности, которые пережили испытание временем и стали частью западной цивилизации. Влияние ренессанса на понимание куртуазности Ренессанс, или возрождение, был периодом истории, который оказал огромное влияние на развитие многих аспектов общества, включая понимание куртуазности. В средние века куртуазность часто ассоциировалась с рыцарским этикетом и идеалами галантности, но ренессанс привнес новые аспекты в это понятие. В эпоху ренессанса происходило развитие города и городской культуры, что повлияло на изменение представлений о куртуазности. Вместо чисто рыцарских ценностей стали важными факторами образование, культура и искусство. Великие художники и писатели, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, играли важную роль в формировании новых идей о куртуазности. Возникновение городских куртизанок, широко известных как «куртизанки» или «деми-мондены», также сыграло роль в изменении представлений о куртуазности. Они были образованными и влиятельными женщинами, которые занимались искусством, философией и литературой. Они участвовали в общественных дебатах и влияли на политические решения. Таким образом, куртуазность перестала быть только свойством рыцарей и стала более доступной и широко распространенной. Ренессанс изменил представление о куртуазности, сделав его более интеллектуальным и образованным. Куртуазность теперь требовала знания искусства, литературы и музыки, умения выразить свои мысли и идеи. Благодаря влиянию ренессанса, куртуазность стала объединять в себе идеалы галантности и образованности, становясь показателем высокой культуры и элегантности. Читайте также: Смысловые компоненты текста: определение и разновидности Таким образом, ренессанс прочно внедрился в понимание куртуазности и изменил его сугубо рыцарскую концепцию на более широкие и интеллектуальные рамки. Он сделал куртуазность доступной для любого образованного человека, кто стремится к достижению высоких идеалов в искусстве, литературе и культуре в целом. Основные принципы куртуазности 1. Вежливость и уважение.

Куртуазная любовь О чем еще следует рассказать, определяя значение и толкование термина «куртуазность»? Конечно же, о куртуазной любви - уникальной форме взаимоотношений противоположных полов. Утонченная любовь - определение, которое давали ей современники. Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания. Куртуазная литература Что такое «куртуазный роман»? Это произведение, главным героем которого непременно становился галантный и утонченный рыцарь. Герой совершает славные подвиги в честь своей дамы сердца, путешествует в полусказочных странах. Конечно же, подобная литература не имела ничего общего с действительностью, она позволяла ознакомиться лишь с идеальными представлениями об образе рыцаря, всегда готового победить ведьм, великанов, драконов. К примеру, можно вспомнить о романе «Тристан и Изольда», который полностью соответствует духу того времени. Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни. Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета. Все это до сих пор считается показателем культурного развития , пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и Какие существуют синонимы Итак, какие же слова способны без ущерба для смысла заменить собой термин «куртуазность»? Синоним, который идеально подходит в данном случае , - учтивость. Неудивительно, ведь именно от этого слова произошло название кодекса, зародившегося во времена Средневековья. Конечно же, учтивость - далеко не единственный синоним, который можно смело использовать вместо этого понятия. К примеру, похожее значение имеют следующие слова : обходительность, манерность, любезность, деликатность, вежливость. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам « высокого стиля » поведения. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. Человек в истории. Отрывок, характеризующий Куртуазность — Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова : — Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами , лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет… — Кто? Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат. Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз.

Куртуазность: что это значит?

Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется. Куртуазность – это понятие, которое описывает высокие нравственные и этические стандарты поведения в обществе. Куртуазность — это эстетическая и этическая концепция, отражающая особое мировоззрение и поведение, характерные для рыцарства, аристократии и средневековой феодальной культуры. Куртуазность – это понятие, которое описывает высокие нравственные и этические стандарты поведения в обществе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий