Магистрант Казанской семинарии совершил таинство соборования в Казанском хосписе13.12.2017В "Новости". И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
Соборование: вопросы и ответы
В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать.
Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди.
Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Фото Юлии Маковейчук Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом.
Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё.
О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Фото Юлии Маковейчук Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?
Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека?
Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие.
В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов.
Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»?
Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7].
Мне кажется, сдаваться незачем. И я понимаю, что Вам хочется сдаться, но тут я не могу вам дать такую индульгенцию. А если вдруг человек тяжело заболел, например, раком или туберкулезом, или СПИДом, или ему предстоит тяжелая операция, тогда надо перед операцией или другим хирургическим вмешательством, или перед прохождением лечения обязательно пособороваться еще раз. И во многих храмах призывают к этому? Это новая практика? Человек считает, что если он один раз Великим постом пособоровался, то этого недостаточно. И каждый раз, когда мне плохо, после соборования у меня заметное улучшение состояния. Поэтому я, как только чувствую себя похуже, то иду не к врачу, а сразу на соборование». Потому что соборование совершенно не отрицает медицину. Как понять слова из Евангелия: «Проповедовать лето Господне»? Лето — имеется в виду не время года, а эпоха, эпоха Нового Завета. Батюшка, подскажите, как бороться с грехом чревоугодия? Часто каюсь в этом грехе на исповеди с огромным порывом исправиться, и в этот же день объедаюсь. Никто меня не соблазняет, мысленно себя осуждаю, пытаюсь себя понуждать меньше кушать, но это плохо получается. Батюшка, подскажите, как бороться с такими грехами как лень и уныние? Если получается с ними совладать, то лишь временно, а потом они возвращаются с еще большей силой. Он посмотрит, скажет: «По нашей части ничего нет». Получается только у Бога, вот Он может человека изменить, исправить. Сама такая постановка: «У меня не получается молиться, у меня не получается поститься, у меня не получается сдерживаться»… Ну, как у тебя может получаться?! Ты грешный человек? И как у грешного человека может получиться?! Это всё сказки о самом себе. Каждый человек имеет о себе какое-то мнение, представление. Оно далеко отстоит от истины — как Луна от Земли! Триста тысяч вёрст! Обычно человек о себе неплохого мнения, будучи при этом сущим крокодилом! Моя подруга верующая, в юности она встречалась с молодым человеком, который ранее был судим. Сейчас он опять сидит, нашел ее через интернет, опять начали общаться. Скажите, возможна ли совместная жизнь с таким человеком? Вот я был знаком с писателем Волковым, ходил к нему домой, причащал, исповедовал, он вообще чуть ли не 30 лет отсидел. Превосходный писатель, выдающийся человек, очень образованный.
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
это молитва нескольких священииков о упокоении или здравии. Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками (собором священников), однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем. Согласие человека — главное условие для совершения Таинства Соборования.
Соборование: вопросы и ответы
Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние). Согласие человека — главное условие для совершения Таинства Соборования.
Что такое соборование и зачем нужно собороваться: подготовка и стоимость таинства
Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении.
Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т.
И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман , вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.
До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Общее соборование известно и в Греческой Церкви , откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина. Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию.
Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.
Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения.
В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении.
Повторим, оно не является таинством церковным. Максим Козлов Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?
Какие же тут были этапы?
Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу.
В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники.
Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного.
И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения.
Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться?
Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.
Современный чин Соборования — пространный и сложный.
Чаще всего это период Великого Поста, реже — Рождественского. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уже совершается сам чин цикл идет по кругу семь раз.
В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Но пользоваться им следует с благоговением и верой. Так ли это?
Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться.
А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул. Возьмите бумажный листок — вставьте в него свечку, чтобы она не капала и вы не испачкали воском окружающих. Надо только купить свечку, которую вы будете зажигать во время чтения Евангелия. В храмах я видела цену на соборование от 100 до 500 рублей.
Иногда предлагают сделать пожертвование — кто сколько может. В небольших храмах, может быть, час, в крупных, когда пришло много желающих собороваться, — до 3 часов. Как правило, один реже два раза в неделю. В разных храмах — разные дни и время, поэтому обзвонив несколько соседних храмов, вы сможете подобрать удобное для вас время — будни, вечер, выходной день. Соборования заканчиваются перед Страстной неделей, то есть за семь дней до окончания поста. В этом году Страстная неделя начинается 2 апреля.
Но остаются те, в которых можно покаяться на исповеди.
О соборовании
Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех. Когда бывает Соборование? В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» Иак. Надо ли поститься перед Соборованием? Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Кто может собороваться? Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.
Как готовиться к Таинству Соборования? К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием. Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования.
Священник Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Физическая немощь, безусловно, угнетает человека, и ему хочется принять какое-нибудь средство и избавиться от болезни. Но Таинство Соборования — это не медицинская процедура, и если согрешающий человек не имеет намерения менять свою жизнь, то выздоровление может и не быть даровано Богом. В самом деле, есть ли смысл сделать здоровой печень алкоголика, если он не имеет никакого намерения бросить пить? Есть ли смысл избавлять человека от гипертонии, если не Евангельские заповеди и не любовь ко Христу, а лишь боязнь очередного приступа удерживает человека от гнева и раздражения на близких, которые этих эмоций, возможно, и не заслуживают? А если только тяжелая болезнь может примирить враждующих родственников?
Поэтому церковь приходила к нему в дом и священники пресвитеры, как говорит нам Новый Завет совершали над ним молитву и мазали его маслом. Мы видим из этого указание на индивидуальность чинопоследования над тяжелобольным христианином. Но в дальнейшем мы имеем некоторое прерывание понимания этого Таинства и на протяжении двух-трех веков имеем только некоторые отрывки, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Например, святой Ипполит Римский в Апостольских преданиях приблизительно начало третьего века говорит об освящении масла после Евхаристической молитвы, которое приносили сами верующие, а после того, как предстоятель освящал этот елей, они его забирали, сами помазывали себя и даже вкушали его. Интересно, что об этом также упоминает и в Евхологии Серапион Тмуитский в четвертом веках, который называет это масло елеем больных. Симеон Столпник примерно в четвертом веке, по рассказу блаженного Феодорита, послал персидской царице благословенный елей, который исцелил ее и не только ее, потому что она также мазала многих людей, которые были рядом с ней, и этот елей также исцелял их. И вот в третьем-четвертом веке мы тем самым видим уже устоявшуюся традицию приносить елей в храм, где над этим елеем после анафоры читали молитву и раздавали его по домам. Правда, здесь мы сталкиваемся с некоторой проблемой: елей использовали достаточно широко не только для помазывания болящих людей, но также затем, чтобы освятить какое-то место или какую-то вещь. И вот здесь ставится вопрос: какое же масло можно называть маслом Соборования? Мы видим, как многие святые, не будучи в сане, читали молитву над этим маслом, другие люди им мазались и через это помазание исцелялись. Здесь сложно определить, что является сакраментальным таинством. Рассматривая это Таинство на протяжении первого, второго, третьего века, мы видим лишь частные свидетельства, о которых можем рассуждать. Само Таинство Соборования входит в перечень Таинств достаточно поздно. Также в некоторых рукописях говорится о том, что в списке вместо Соборования стоят такие Таинства, как освящение алтаря или монашество. Если мы будем рассматривать с этого периода, то увидим интересную традицию совершения этого Таинства Константинопольской Церковью в XI веке. Оно свершалось следующим образом. Приглашали семь священников к человеку, который хотел собороваться, и у него дома совершали Божественную Литургию. Следовательно, это не был заурядный человек, это был состоятельный по тем временам человек, потому что не каждый мог себе позволить иметь домовый храм. При совершении Божественной Литургии священники мазали больного маслом, над которым читали молитву. Семь священников подходили к нему, и с молитвами семь раз помазывали, при том молитву они выбирали себе сами. Было около двадцати молитв, которые они использовали. После того, когда заканчивалась Литургия, служили еще молебен, на котором мазали всех присутствующих в этом доме людей этим маслом, мазали сам дом даже до хлева, и после этого читали Евангельское повествование о Закхее. Здесь мы видим отражение нынешнего современного употребления масла и чтение Евангелия в освящении дома. И это Таинство совершалось не в один день, оно совершалось на протяжении семи дней, когда священники семь дней подряд приходили, совершали Божественные Литургии, мазали болящего, весь его дом и людей, находящихся в этом доме. Но со временем, уже ближе к 13—14 веку, это Таинство сократилось, и его уже употребляли не семь дней подряд, а один день. Но сохранили число семь, потому что читали семь Евангелий, и было семь помазаний, и семь молитв, которые читали над больным человеком. Как же это Таинство совершалось у нас в России? Мы можем отметить, что 163 правило Номоканона при Большом Требнике запрещает помазывать здоровых людей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Но было исключение. Дело в том, что в Великий Четверг при кафедральных соборах архиереи совершали Таинство Соборования над здоровыми людьми. Оно происходило несколько иначе, чем мы его совершаем сейчас по современным Требникам, потому что архиерей помазывал только один раз, без молитвы Отче святый, а со словами «благословение Господа нашего Иисуса Христа на исцеление души и тела раба Божьего имярек и ныне и присно, и во веки веков. Следовательно, мы видим, что это Таинство проходит в Великий Четверг в усеченном положении. Почему же в Великий Четверг совершение этого Таинства усечено? Скорее всего, как предполагает протоиерей Михаил Булгаков в Настольной книге священнослужителя, это Таинство Соборования, совершавшееся в Великий Четверг, не нужно понимать как само Таинство. Это, скорее всего не Таинство, как он свидетельствует, а дань истории. Дело в том, что если мы вернемся к первым векам христианства, то увидим, что маслом мазали людей, которые были отлучены от Церкви. Тот, кто тяжело согрешил, приходил в храм и перед людьми каялся. На него Церковь накладывала епитимью, и человек не мог приходить к Причастию может быть даже на протяжении каких то длинных лет. И когда человек проходил через епитимью, то он приходил в церковь для того, чтобы причаститься. И обычно это делали в Великий Четверг. Таких людей мазали маслом благословленным для того, чтобы утвердить перед всей Церковью, что этот человек вновь соединяется со Христом. Он сам приносил это масло, как некогда блудница кающаяся принесла масло, чтобы помазать ноги Спасителю. Освященным маслом человека мазали в знак свидетельства милости и благословения Господа, после этого он причащался. В это же время крестили людей оглашенных, которые готовились к крещению достаточно длительное время. В этот день совершалось освещение елея для крещения. И вот Булгаков рассуждает, что, скорее всего, это Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, что бы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги. Так же и мы, как пишет Булгаков, в Великий Четверг при Архипастыре совершаем этот чин, и совершает его сам архиерей или митрополит. Священник Евгений Горячев: Я тоже хотел бы начать с разговора о масле. Получается, что в этом Таинстве оно является, чуть ли не ключевым термином. Мне кажется, отличие православного восприятия материи скажем от язычески-магического в том, что материя чудотворит не сама по себе, а потому что с ней соединяется Дух Христов. Мы видим, что вода, в которую входит Господь на Иордане и которую вслед за этим событием освящает в день Богоявления Православная Церковь, становится другой. С одной стороны, видна способность материи быть освящающей и поэтому по разным поводам употребляемой христианами. Мы видим, что когда помазывают, скажем, хлев или дом, то это явное осмысление преображенной материи или материи преображающей другую материю в связи с Таинством освящения дома. То есть освящение — это призывание благодати на тот или иной род человеческой деятельности, на то или иное место. Все эти многочисленные практики, которые назвал отец Даниил, соединяют в себе разные способы употребления этой освященной материи по разному же поводу. А нам необходимо все-таки вернуться к тексту, с которого мы начали, то есть к тексту апостола Иакова. И вот опять-таки возникает некоторая дилемма. В свое время Викентий Леринский, православный святой, говорил о том, что критерий истины заключается в том, что следует за тем, что всегда у всех и везде было. И если от этого критерия отталкиваться, то получается, что Соборование всегда было. Всегда, начиная со времен апостола Иакова, верующие прибегали к помощи Божией в исцелении своих недугов — через пресвитеров.
Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый.
Соборование: выздороветь душой или хоть телом
Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Соборование – таинство Церкви, к которому православные приступают весьма не часто, обычно всего раз в год. Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина.
Соборование — значение, правила, особенности
Соборование перед смертью | Но таинство Соборования, давая возможность получить исцеление тела, говорят священники, вовсе не носит только «медицинскую» функцию. |
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл | В настоящее время получило распространение слишком частое Соборование здоровых людей, не имеющих тяжёлых заболеваний. |
Кто может собороваться
И вот таинство Соборования – одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. Если вы уже поняли, как проходит соборование, давайте обсудим некоторые аспекты этого таинства, о которых может сложиться неверное впечатление. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. Согласие человека — главное условие для совершения Таинства Соборования. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых.