Всемирный день театра 2025 — праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства. Этот первый постоянный профессиональный и публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» 30 августа (10 сентября) 1756г. история создания театра кратко Театр представляет собой самый насыщенный вид деятельности человека, где в одно целое гармонично слились разные виды искусства. Возникновение театра было связано с глоб. Когда появился первый театр для детей? Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году.
История театра - это история человечества
Дмитревский Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты , оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности Лукин , Аблесимов , Фонвизин. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» , где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Не сразу, но пьеса была поставлена на сцене императорских театров: первая постановка комедии прошла в Петербурге в театре на Царицыном лугу 24 сентября 1782 года, а в Москве — 14 мая 1783 года в Большом Петровском театре Медокса. Первым исполнителем роли положительного персонажа комедии — Стародума — стал Иван Афанасьевич Дмитревский. В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную.
Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу , который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части ещё долго были объединены единой сценой — до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра. Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены ещё долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов. Постепенно количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось.
Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых размещались в Большом и Малом театре Москва , в Мариинском , Александринском , Эрмитажном театре , Большом Каменном в Петербурге. Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Нередко бывало, что актёр Александринского театра срочно командировался в московский Малый театр, а музыканты-питерцы переезжали в Большой театр Москвы. И соответственно — наоборот. Чиновники императорской конторы не обеспокоивались ни семьями, ни иными вопросами подчиненных им артистов.
Чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы. Спектакль «Прекрасная Елена» в Александринском театре 1870-е. Фотография Карла Бергамаско Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет.
Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русской сцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара, породила немалое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продуманность стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актёров наряду с крупными артистическими силами Запада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Степанова , С. Васильева и Е.
XIX век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития, ни в коем случае при этом не отстраняясь от своих учителей — деятелей западно-европейской культуры. Истинный хороший ученик всегда будет благодарен учителям. Происходило зарождение русской интеллигенции. Это время характеризуется поднятием русского музыкального искусства — стало появляться много русских самобытных музыкантов, композиторов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров, особенного успеха достигла русская опера.
В музыке появилось свое русское направление, в развитии которого не последнюю роль сыграли композиторы «Могучей кучки» , поставившие во главу угла музыкальных произведений не столько музыкальную красоту, услаждающую слух, а тему, сюжет музыкального произведения. Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов , подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» СПб. В России появилась театральная и музыкальная критика один из ярчайших представителей её — Владимир Васильевич Стасов. В Санкт-Петербурге в 1808 году начинает выходить первый русский театральный журнал на русском языке — «Драматический вестник», периодичность — 2 раза в неделю. Второй русский театральный журнал, как и положено по традиции времени, стал выпускаться в Москве в 1811 г.
И уже через несколько лет количество различной театральной прессы насчитывалось несколько десятков, и все они выходили в Петербурге и Москве. На театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали свое место отечественные произведения. Серьезные драмы выдающихся русских литераторов Пушкина , Лермонтова , Гоголя , а также произведения менее значимых литераторов Хмельницкий; Потехин ; Ленский ; Тарновский , отнюдь не теснили произведения европейских драматургов, а становились в единый ряд с ними. Легкие французские водевили не сходили с русских театральных подмостков, но охотно соседствовали с водевилями русских авторов, сочинявших свои творения во многом в стиле французских классических водевилей, однако с использованием отечественных социальных и бытовых основ и специфически отечественных тем. В XIX веке русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей.
Новые поколения драматургов, режиссёров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России. Южин в роли Фамусова 1915 Игра актеров ещё оставалась искусственно напыщенной и мало соответствовала нынешним представлениям о театральной культуре. Однако время потребовало реформ в этой области. Большая роль в становлении реалистического русского театра отведена творчеству Александра Николаевича Островского. Новаторские театральные идеи Островского находили свое воплощение в первую очередь в императорских Малом Москва и Александринском Петербург театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.
С появлением Островского своеобразные его создания нашли себе превосходных исполнителей и истолкователей в среде блестящей актёрской плеяды, способной понять, усвоить и воспроизвести самые разнородные типы. Садовский и Шумский , прекрасные исполнители мольеровских типов, дали незабвенные образцы из галереи Островского. Высокие создания Шекспира , комизм театра Мольера и «русская душа» героев Островского — все было под силу этим крупным дарованиям, изощренным школой. Однако все театральные новаторства после Островского в русском императорском театре закончились. Чиновная контора, в подчинении которой находились императорские театры, боялась любых катаклизмов, могущих помешать и покачнуть «чиновные кресла».
Все новаторства в драматических императорских театрах были строжайше запрещены — роли переходили от одних актеров к следующим поколениям безо всяких изменений. А новые спектакли ставились в установленных разрешенных рамках. Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров директор Фёдор Батюшков , которая существовала до ноября 1917 года. Любительские театры Солдатские театры Солдатские театры существовали в крупных гарнизонах. В XIX веке пьесы ставятся «для собственного удовольствия и для увеселения простого народа».
Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане , небогатые купцы, разночинцы , крестьяне. Репертуар традиционный, народный. Как правило, ставились три — четыре пьесы. Тексты религиозных пьес «Царя Максимилиана» и «Царя Ирода» «сохраняются преданием». В «Лодке» поэтизировалась вольная разбойная жизнь.
Другие спектакли: «Кедрил-обжора», «Потешный гаяр», опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» и т. Свои театры имели кантонисты [11]. Частные театры В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Наряду с развитием императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актеры и режиссёры, получившие образование в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие от казенного направления императорских театров, в которых долгое время не дозволялось никаких новаторств, а роли переходили от одних актеров к приходящим молодым в точно таких же исполнительских трактовках.
Частные провинциальные антрепризы Провинциальные театральные антрепризы сыграли огромную роль в культурной жизни русской провинции. В XIX веке их в России стало огромное количество. Это были поначалу гастролирующие труппы. Постепенно какие-то из них обзаводились стационарными помещениями специально для труппы антрепренера П. Соколова в 1843—1845 было построено первое театральное здание на Урале , в Екатеринбурге — Первый городской театр Екатеринбург.
О бродячих труппах повествует роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды» — роман посвящен еврейским труппам, но так же точно существовали и любые другие в многонациональной стране. В отличие от столичных театров они несли ещё просветительно-образовательную функцию, причем куда большую, чем основное предназначение высокого искусства. С них по сути началась там театральная культура. Но вместе с тем они показали порочную политику централизации, свойственную России: провинция словно считалась местом второго сорта. Само слово «провинциальность» в русском языке приобрело презрительный оттенок, став синонимом полуобразованности, невысокого культурного и духовного уровня.
Низшие слои русской провинции в XIX столетии часто были вообще неграмотны даже после отмены крепостного права. В провинциальных антрепризах работали выдающиеся актеры, как, например Николай Хрисанфович Рыбаков , которому Островский посвятил роль Несчастливцева пьеса «Лес» ; они служили определенным трамплином для актёров и режиссёров, где те могли попрактиковаться перед работой в «настоящих» столичных театрах например, артист Малого театра С. Шумский в 1847 году уехал в провинциальный Одесский театр попрактиковаться в исполнении ведущих ролей и, попрактиковавшись и получив определенный опыт, вернулся в Москву ; с них начинали карьеру многие ставшие впоследствии знаменитыми деятели русской культуры, уходившие в дальнейшем на императорские сцены — работники провинциальных частных театров не могли иметь тех льгот, которые положены были артистам императорских театров, в частности, государственные актеры, покидая сцену в старости, обеспечивались пожизненной пенсией.
Он занимался танцами вместе со своими учениками Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео , а также обучал этому искусству итальянскую знать. Да Пьяченца написал труд под названием «Про искусство танца и ведение танцев» De arte saltandi et choreus ducendi [25]. В честь свадьбы было дано грандиозное представление, были организованы танцы по сюжету о Ясоне и аргонавтах. Зрелище получилось настолько впечатляющим, что подобные представления стали устраивать и в других местах [24] [26].
В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi. Одним из заметных был «Польский балет» Le Ballet des Polonais , который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году. Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы.
Ксения Лапина - завотделом афиш и программ Театрального музея им. Бахрушина, с искренней влюбленностью в артефакты, эту историю систематизировала и вместе с художником Диной Васильевой подготовила иллюстрированное и хорошо прокомментированное издание. Из него можно, например, узнать, что члены императорской семьи предпочитали программки не напечатанные, а рукописные. Что афиши для придворных представлений не создавались - они им в принципе были не нужны кого им туда приглашать?.. Что постоянной на петербургских афишах в первой половине XIX века была информация, связанная с запретом городских властей давать спектакли при температуре ниже 17 градусов мороза: "NB.
История возникновения театра — это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем. Начало В Афинах V века до н. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди. А вот чтобы стать хорегом руководителем хора , большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри. Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения. История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов. Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него. Некоторые термины античного театра Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже: Орхестра — часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
История театра. От истоков до сегодняшнего дня.
Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre [17]. Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале. В 1961 году IX Конгресс международного института театра установил 27 марта датой празднования Всемирного дня театра. 10 сентября 1756 года указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге был учрежден первый русский театр. Так появился среди праздников Всемирный день театра.
История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты
Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей.
Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать. Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие.
Скорее, это был религиозный обряд, сыгранный публично. Родиной театра называют Грецию — первые полноценные театральные представления, где актеры появлялись на специально возведенных театральных подмостках, одетые в наряды, отражающие дух спектаклей, прошли именно здесь. Позже в Греции появилась арена, места для зрителей, оборудованные ярусами.
Спектакли разделили на комедии и трагедии. Предшественниками театра на Руси считают шутов-скоморохов, которые развлекали бояр, и бродячих артистов — они веселили народ. Театр скоморохов упоминают летописцы, жившие в XI веке. В эпоху Петра Первого I появился публичный театр. Правда, немецких артистов, игравших в этой труппе, зрители не приняли. Расцвет театра пришелся на эпоху правления императрицы Елизаветы Первой. В этот период открылись театры, ставшие центром притяжения не только для россиян, но и для жителей заморских стран.
Сыграть на сцене Александринского и Императорского театров почитали за честь как российские, так и зарубежные актеры. Эпоха отечественного театрального искусства, которое крепло на глазах, пришлась на середину XIX-начало XX веков. Это было время формирования традиций того, что впоследствии критики назовут «русская театральная школа». В этот период на Руси появились первые профессиональные актеры, качеству постановок стали завидовать за рубежом. Театральное искусство, созданное россиянами, признали в мире. Когда был создан праздник Предшественником праздника, который во всем мире отмечают 27 марта, считают Международный институт театра МИТ. В задачи организации входила поддержка исполнительского искусства в целом.
Официальные представительства МИТ находились в разных странах. В СССР центр, представляющий интересы организации, появился в 1959 году. Через два года МИТ принял решение учредить праздник, посвященный всем служителям театра. Официально его отмечают, начиная с 1962 года.
Николай Гоголь «Актер — это еще и профессия». Фаина Раневская «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист». Константин Станиславский «Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост».
Майя Плисецкая «Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко «Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд «Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде «Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд Знаете ли вы, что? Одна из них —муза трагедии Мельпомена. Вторая — муза комедии Талия.
В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров. Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес. Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли.
Антон Чехов «Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец жизни». Мигель де Сервантес «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человечества». Фридрих Шиллер «Театр это кафедра, с которой много добра можно принести людям». Николай Гоголь «Актер — это еще и профессия». Фаина Раневская «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист». Константин Станиславский «Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая «Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко «Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд «Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде «Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд Знаете ли вы, что? Одна из них —муза трагедии Мельпомена. Вторая — муза комедии Талия. В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров.
ТЕАТР, ТЫ – МИР!
Опыт формирования коллективного переживания, достижения катарсиса, накопленный театром за века его существования, оказался бесценным. Примерно к 9 в. К этому времени относится возникновение литургической драмы. Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т.
Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада. Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа. В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра. Поскольку подготовительный этап к показу мистерии занимал несколько месяцев, стала очевидной необходимость выделения для этой цели специальных людей: цеховые ремесленники не могли бросить на такой срок свою работу. Так вновь возникли профессиональные театральные коллективы, называвшиеся «Братствами» и объединяющие специалистов самых разных театральных профессий — от актеров до технических работников и организаторов всех аспектов зрелища. Именно Братства и странствующие комедианты стали предтечей двух мощных линий развития театра Возрождения , взаимопроникающих и воздействующих друг на друга. Театр эпохи Возрождения.
При всем разнообразии вариантов исторического и географического развития театра Ренессанса, существует ряд общих тенденций, характерных для этой эпохи и определивших общие установки театрального искусства вплоть до середины 19 в. Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии — дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки. Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности Ренессанса. Уже сам термин франц. Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий — развитием науки и техники театр, как уже было сказано, гибко интегрирует в своем арсенале все, что может ему пригодиться. Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. И не просто строительство по античным образцам: был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания — ранговый или ярусный по этому принципу строится большинство театров до нынешнего времени.
Это дало театральному искусству новые возможности в том числе акустические , и как результат, привело к становлению и бурному развитию новой театральной формы — классической оперы. Специализация театральных зданий «под музыкальные спектакли» обусловило и новые принципы развития балета. Поскольку новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое С. Серлио, Об архитектуре, 1545 , получили толчок к развитию и новые принципы театрально-декорационного искусства — например, создание живописных декораций с перспективой. Сценический жанр оперы, делающий основной акцент на зрелищности действия, обусловил необходимость частой и мобильной перемены декораций: были разработаны принципы кулисного оборудования, портал сцены , занавес, трансформируется планшет сцены, бурно развивается сценическая машинерия тогда было положено начало поисков гораздо более позднего изобретения 19 в. Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные проблемы освещения сцены — играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требуют своего практического воплощения, углубляется специализация и растет разнообразие новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т. Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в античном полисе существует одно грандиозное театральное здание, у зрителя нет выбора, куда идти смотреть спектакль.
Если в средневековом городе играется мистерия, то альтернативы этому зрелищу опять же нет. О зачатках конкуренции можно говорить разве что применительно к странствующим комедиантам, однако в этом случае существовал скорее коммерческий риск: при оплате «по факту» т. Но здесь не было однозначной увязки с показами предыдущих трупп: дескать, одно представление понравилось — актерам заплатили, другое не понравилось — не заплатили. Мотивации зрителей в данном случае гораздо более многофакторны. Но когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, в том числе оперное, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива выбора, они, что называется, «голосуют ногами». Эта конкуренция во многом обусловила разнообразие жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса, стремящегося удовлетворить запросы разных категорий зрителей. Так, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок комедия дель арте. В Англии один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры «Глобус», «Куртина», «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и др. В Испании продолжают пользоваться огромным успехом представления религиозного театра — auto sacramental здесь после победы Реконкисты и установившегося владычества католической церкви, монополию на театральные представления получили церковные братства , однако в публичных театрах, корралях , широко шли спектакли и народно-демократического направления.
В Германии активно развивались искусства мейстерзингеров — фастнахтшпили масленичные представления и фарсы. При этом в Европе отчетливо ощущались признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран: растущая конкурентная борьба за зрителя обусловила широкую «гастрольную» практику мобильных актерских трупп преимущественно итальянских и английских. В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа организации театров. Если пользоваться современной терминологией, то их можно определить как репертуарный театр когда более или менее стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов и антреприза когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты — эта традиция идет от постановок мистерий. Далее, практически до конца 19 в. А конец 19 в. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому.
Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом эйфорическом отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра — активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец 19 — начало 20 вв. И видимо, не случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, — профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу.
В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.
Дворец труда Большая Покровская, 1 В 1894 году театр планировалось отремонтировать к Всероссийской промышленно-художественной выставке. Однако Николай Бугров, внук Петра Бугрова, не хотел, чтобы в унаследованном им доме на Благовещенской площади работал театр. Поэтому он и Городская Дума выделили деньги на постройку нового здания. Проект его по приказу Николая I разработал главный архитектор императорских театров Виктор Шретер. Руководил строительством молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский. Все в нём радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актёра, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре», — писал Николай Иванович Собольщиков-Самарин, тогдашний театральный руководитель. В новом здании театр открылся в день коронации императора Николая II — 14 мая 1896 года по юлианскому календарю. После этого события он получил новое название — Городской Николаевский театр.
А 1 сентября 1896 года драмой Александра Сумбатова-Южина «Листья шелестят» открылся новый театральный сезон. Собольщиков-Самарин заведовал театром с 1893 по 1899 годы, а затем, после смены разных режиссёров в 1899-1924 годах, снова занял этот пост и руководил театром до 1945 года. Вклад этого человека в нижегородское театральное искусство огромен. Помимо развития системы Станиславского, он ставил самые разнообразные произведения, от русской и зарубежной классики 62 и 22 спектакля до пьес на темы революции и событий первых лет советской власти, которые были соответствующей данью времени 102 пьесы. Кроме того, он поставил почти все пьесы А. Чехова и 15 пьес А. А наибольшим успехом у зрителей пользовались его постановки по произведениям М. Именно здесь раскрылись дарования Любови Никулиной-Косицкой, которая стала потом актрисой Малого и Большого театров Москвы, и Полины Стрепетовой — в будущем примы петербургского Александринского театра. Постреволюционное время После революции 1917 года в области культуры и искусства произошли большие перемены. И в первую очередь преобразования затронули театр.
К этому времени в Нижнем Новгороде уже имелись сложившиеся театральные традиции. Первые послереволюционные годы были достаточно тяжелыми: в тот период возникли серьёзные сложности с репертуаром и поиском средств для существования театра. Выход нашли в спектаклях по произведениям М. Горького «Васса Железнова» и «Мещане», которые собирали большое количество публики. Кроме них, в репертуар нижегородского театра входили произведения В. Маяковского, пьесы А. Чехова «Чайка» и «Вишневый сад», трагедии В. Театр успешно гастролировал по стране, выступал в крупных населённых пунктах Горьковской области. С 1932 года и до конца 1930-х годов Горьковский драматический театр оставался наиболее выдающимся творческим коллективом в регионе. В это время Н.
Собольщиков-Самарин работал в театре художественным консультантом.
Мигель де Сервантес «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человечества». Фридрих Шиллер «Театр это кафедра, с которой много добра можно принести людям». Николай Гоголь «Актер — это еще и профессия». Фаина Раневская «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист». Константин Станиславский «Поклоны — составная часть спектакля.
От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая «Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко «Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд «Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде «Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни».
Оскар Уайльд Знаете ли вы, что? Одна из них —муза трагедии Мельпомена. Вторая — муза комедии Талия. В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров.
Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста.
Пусть каждая постановка будет маленькой победой, и в любых творческих начинаниях вам сопутствует успех. От всего сердца поздравляю вас с Всемирным днем театра! Театр был, есть и будет неотъемлемой частью нашей жизни. Спасибо вам за вашу работу. Пусть ваш талант приносит вам заслуженное признание, и ваше творчество оставляет неизгладимый след в сердцах тех, кто вас видел. Желаю успехов в труде и бурных оваций! Примеры подарков на День театра Билеты в театр. Может показаться, что эта идея банальна, но мало кто из любителей театра откажется от посещения новейших постановок.
Театральный мерч. Например, футболка с логотипом любимого театра или кружка с изображением знаменитых персонажей из спектакля. Работникам театра часто дарят цветы — будьте на шаг впереди, подарите им вазу для цветов. Это может быть как подарочное издание, связанное с историей театра, иллюстрированное фотографиями спектаклей и интересными фактами о театральном мире, так и художественное произведение — например, роман, который лег в основу любимой постановки получателя подарка. Подписка на театральный журнал. Понравится тем, кто предпочитает печатный формат интернет-ресурсам. Приглашение на мастер-класс или семинар от театрального режиссера или актера. Театральный сувенир — например, персонализированная сценическая маска подойдет для актеров и работников театра или плакат с автографами актеров идеально для студента или любителя театра. Курс актерского мастерства — подойдет для студентов училищ и тех, кто хочет повысить свои профессиональные навыки.
Проход за кулисы или экскурсия по театру. Идеально подойдет начинающим театралам и тем, кто хочет своими глазами увидеть театральное оборудование, костюмы и сценические декорации изнутри. Шуточная награда. Статуэтка «Оскар», кубок или медаль с персонализированной гравировкой станут необычным и веселым подарком для тех, кто выступает в театре или ставит спектакли. Такой подарок поднимет настроение и укрепит веру в себя, что очень важно для творческого человека. Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко Фото: РИА Новости Интересные факты о театре В Античности культура просмотра спектаклей сильно отличалась от современной: тогда было нормальным прийти в театр с помидорами и начать закидывать актеров плохих постановок. Несмотря на это профессия актера считалась достаточно почитаемой.
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
Всемирный день театра 2025 — праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства. Как на Руси зарождалось театральное искусство. история создания театра кратко Театр представляет собой самый насыщенный вид деятельности человека, где в одно целое гармонично слились разные виды искусства. Возникновение театра было связано с глоб. И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света».
Как празднуют Международный день театра?
Сейчас носит имя своего основателя — Натальи Ильиничны Сац, а в 2003 году к столетию Сац перед зданием театра ей установили памятник. Сац изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка. Большой зал рассчитан на 1100 мест, с тремя сценами, здесь же находится одна из достопримечательностей театра — занавес на тему оперы Николая Римского-Корсакова «Садко». А есть ещё малый зал, концертный, в котором помещается 300 зрителей. Сегодня жизнь Театра имени Наталии Сац — это более пятидесяти спектаклей, рассчитанных на зрителей всех возрастов. Театр ездит на гастроли по России и по миру, принимает участие в российских и международных фестивалях и обладает множеством не только отечественных, но и зарубежных профессиональных наград.
Победа отдавалась им по решению жюри. Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны.
И только потом, в IV веке до н. Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения. История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов. Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.
Некоторые термины античного театра Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже: Орхестра — часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра. Скена — место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном. Проскений — колоннада перед скеной. Эстрада — возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры. Эккиклема — передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене. Котурны — обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.
Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа». Куклы в театральном мире История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии «Бунраку» , Индонезии «Ваянг» , Каталонии «Эль Пасторес» , Беларуси «Батлейка» и других. В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно. Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.
Спустя два года МИТ постановил учредить международный праздник для тех, кто служит Мельпомене. Так появился среди праздников Всемирный день театра. Официально он отмечается с 1962 года. Впервые в первую дату празднования было зачитано послание, предназначавшееся для деятелей театра всего мира. Его автором стал Жан Кокто, известный французский художник и писатель. Это вошло в традицию. С тех пор в день торжества с обращением к миру выступают известные культурные деятели. В свое время авторами такого послания были и российские культурные деятели.
Когда проходит Торжественная дата не закреплена в законодательстве и потому не является выходным днем. Но традиционно праздничные мероприятия проходят по всему миру 27 марта. Эта дата утверждена ЮНЕСКО для того, чтобы наладить и укрепить культурные связи между странами, сделать зрелищное искусство более популярным среди населения. Кто отмечает Торжественную дату отмечают не только мастера сцены, но и все работники театров, а также поклонники этого уникального вида искусства. Поздравления принимают не только актеры и постановщики, но и театральные критики и те, кто пишет сценарии и продюсирует постановки. К виновникам торжества также относится весь персонал, помогающий воплощать зрелищное искусство и доносить его до людей. Это работники сцены и художники по свету, билетеры и декораторы, гардеробщики и звукорежиссеры, суфлеры и музыканты. Широко отмечают праздник учащиеся и преподаватели всех профильных вузов, театральных кружков и секций.
Эту дату считают праздничной для себя и зрители, миллионы театральных поклонников по всему миру. Немного истории Первые зрелища были разыграны перед зрителями еще в Древнем Египте. Это была театральная постановка о жизни бога Осириса, которая больше походила на религиозный обряд, чем на выступление актеров. Поэтому родиной театрального искусства принято считать Грецию. Именно здесь впервые прошли театральные представления, для проведения которых соорудили специальные деревянные подмостки. Это «место, где смотрят» на греческом teathron стало первой сценой, где перед зрителями выступали поэты, музыканты, актеры. Позже подмостки были переделаны в арену, оборудовали многоярусные места, а сами постановки разделились на два вида — комедию и трагедию. Так зародились основы современного театра.
Любили театральные зрелища и на Руси. По праву первыми русскими артистами можно считать шутов-скоморохов. Их специально для развлечений держали при дворе бояре и знать, а бродячие артисты развлекали народ на площадях.
Обычно их приглашали на городские площади во время праздников, например, на масленицу, чтобы посмеяться над шутками и забавными выступлениями. Были среди них и артисты, которые путешествовали из региона в регион — так появились первые гастроли. Вскоре скоморохи перешли на службу к монарху — открылся придворный театр.
Они выступали на пирах и празднествах, надевали дорогие и красочные наряды, делали декорации. В отличие от представлений в городе, при дворе артисты не импровизировали, а заранее выстраивали сюжеты сценок. Театр и православие Церковь с осуждением относилась к скоморохам, которые ассоциировались с «дьявольщиной» и нарушением правил поведения. Священники считали процесс перевоплощения актёра в роль — грехом, так как человек переставал быть самим собой, а значит, не мог себя контролировать. Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений. Их организовывали преподаватели и ученики духовных семинарий.
Изучать религию было легче через представления — они схожи с обрядами. Государь пригласил международную труппу артистов, которые ставили представления на европейских языках. После смерти царя театр был закрыт.
Когда в мире появился первый детский музыкальный театр
2007 год, когда наконец-то появился свой дом на Саянах. В 1756 году в России по указу Елизаветы Петровны был основан Большой каменный театр — один из крупнейших театров в России XVIII века, вмещавший в себя около 2 тысяч зрителей. Но, с другой стороны, в каждую эпоху появлялся такой тип театра, который в момент появления был точно таким же "не-театром”, как, скажем, "Победа над солнцем" футуристов, и самая знаменитая неправильная пьеса — это "Чайка" Чехова", — заключил он.
Русский театральный первенец: история Александринского театра
Смотрите видео онлайн «История театра. От истоков до сегодняшнего дня.» на канале «Театр Гоголя» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 16 июня 2023 года в 13:15, длительностью 00:03:53, на видеохостинге RUTUBE. Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Первый театр в России появился во времена Петра I. А в 1795 году в Москве появился театр графа Шереметьева, который стал основоположником русской театральной школы.
История театра в России
Сценой был круг, покрытый дерном, на котором участники церемонии танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих, Это положило начало традиционному устройству греческих театров — полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения». Около 500 года до н. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом устройства нынешней сцены.
Внешний вид - четкий, без украшательств, афиша тех времен скорее похожа на газету. Она и по формату была газетная, и на театральные афиши, как на газеты, была подписка: их приносили утром, и человек за кофе решал, куда ему сегодня вечером сходить... А когда появляются частные театры, их становится много в конце XIX века, задача совсем другая - надо зрителя привлечь, надо, чтобы их узнавали издалека, идя по улице. И появляется театральная эмблема - вспомните чайку МХТ...
Но малейший протест против условий контракта мог привести к его расторжению и, следовательно, оставить актера без работы. Часто подвергались актеры подобным наказаниям не за какие-либо дисциплинарные нарушения, а за творческую самостоятельность. Отказ балерины Новицкой от роли, которая не соответствовала ее данным вызвал целую «административную бурю»: генерал-губернатор Петербурга Милорадович, слывший большим театралом, вызвал «ослушницу» и угрожал ей «смирительным домом». Угроза так сильно подействовала на Новицкую, что на другой же день она захворала «нервическою горячкою» и через несколько дней ее не стало. Но постепенно стали появляться целые актёрские династии; в 1896 году было учреждено звание «Заслуженный артист Императорских театров». Актёры начали формировать новый слой русской интеллигенции. Реформы и новый этап Реорганизация театрального управления, либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Белинского В 1803 году было издано распоряжение, предоставляющее казенным театрам право на устройство публичных маскарадов и на печатание театральных афиш. Одновременно закрывались частные театры, действовавшие в трех городах. С 1805 года официально устанавливается монополия императорских театров в Москве и Петербурге. Так, с 1801 по 1811 год театральная дирекция получила сверх обычных ассигнований еще около 1 млн руб. В результате проведенной реорганизации управление казенными театрами осуществлялось дирекцией императорских театров. Она контролировала не только финансовую сторону, но и репертуар театров, состав трупп и все детали театральной жизни. В актерских мемуарах этого периода содержится немало горьких рассказов о невежестве и самоуправстве директоров императорских театров. Либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Белинского привели к тому, что в Российской империи стали появляться первые профессиональные театральные критики, влияющие на мнения, пристрастия и оценки публики. Благодаря им, менялись эстетические вкусы, обобщался драматургический опыт, совершенствовались сценические приёмы. Театральная общественность постоянно требовала и ждала нового, необычного. Основным «двигателем» новых идей стал А. Островский, который был назначен заведующим репертуаром московских Императорских театров. Им был разработан целый блок реформ: упразднялась система амплуа; открывались частные театры в Москве, Санкт-Петербурге и провинциальных городах Стал издаваться с 1892 года «Ежегодник Императорских театров» Но даже А. Островскому не удалось снять давление государственной цензуры с театрального репертуара. В 1898 году это попытался сделать режиссёр московского Малого театра А. Ленский, который открыл Новый Императорский театр. В нем выступали молодёжные труппы с новыми пьесами. Они старались уйти от шаблонов, навязанных государственной цензурой. Реформы А. Островского и новаторство А. Ленского стали последними преобразованиями в системе Императорских театров XIX века. И хотя они не добились главного, свободы творчества, их работа легла в основу созданного в 1898 году К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Московского художественного театра, с открытием которого началась новая эпоха. Люди, которые повлияли на театр Театральные персоналии Денис Фонвизин — гордость и слава русской драматургии Он увлечен идеями французских просветителей и выступает с острыми сатирическими произведениями. Считает, что правительство управляет страной при помощи кучки фаворитов, в сатирической комедии «Недоросль» он рисует эти образы. В 1783 г. Екатерина увольняет его со службы. Смешные комедии и знакомства «Бригадир» В 1766 г. Фонвизин выступает с первой оригинальной комедией «Бригадир», где высмеивается галломания. Прямого политического содержания автор в «Бригадира» еще не вкладывает. Его цели, главным образом, просветительные. И потому комедия без промедления появилась на сцене и имела успех. Вывод — опираться на дикую орду Простаковых—Скотининых не может просвещенное правительство, имеющее в виду настоящие государственные интересы. Но такого правительства нет, двор развращен, «болен неисцельно». А когда он начал служить в Петербурге, он сблизился с Сумароковым, Волковым, Дмитревским, с последним даже подружился. Михаил Щепкин: как крепостной стал звездой императорского театра Начало творческой карьеры Когда Мише было десять лет, отец Семён отправил его на обучение в уездное училище в городе Судже. Ему сильно повезло, что его хозяева были людьми, увлечёнными искусством, и устроили домашний театр. Миша Щепкин играл там на каникулах. Актёрская игра стала своеобразной формой высококвалифицированной работы «на оброк». Волькенштейны сдали 17-летнего Щепкина внаём в Курский городской театр братьев Барсовых. Там Щепкин играл, но основную часть актёрского заработка был вынужден уплачивать господам. На волю! Труппу в которой выступал Щепкин пригласили в Полтавский театр. Игра опытного актёра необычайно понравилась генерал-губернатору. Он решил сделать Щепкина ключевым лицом малороссийской сцены, но для этого его надо было выкупить из крепостной неволи. Престарелая графиня Волькенштейн решила нагреть на этом свои руки, но Репнин отнёсся с пониманием к такому желанию. Была дана серия спектаклей по подписке на выкуп Щепкина. Большую часть внёс из личных средств сам генерал-губернатор. В свои 33 года Щепкин получил свободу. Как видим, освобождение произошло без какого-либо пафоса и с помощью влиятельных людей. Чиновник ведомства Императорских театров В. Головин посетил выступление труппы Штейна, пришёл в восторг от игры Щепкина и рекомендовал его в Московский Малый театр. С тех пор и до конца жизни в 1863 году Щепкин был неразрывно связан с этим театром.
Первое время это были задники сцены, прислоненные к проскениуму, затем рисунки размещались между колоннами просцениума, а потом появился прообраз кулис — щиты, вставляемые в пазы боковых частей сцены. В Древнем Риме всё это дополнилось первым занавес, который не было возможности поднимать наверх, поэтому он опускался в прорезь передней части сцены. С приходом эпохи Возрождения возникли технические решения, которые позволяли декорациям сменяться. Для этого использовались теларии — поворотные треугольные призмы, которые вращались на валу. Таким образом, за одно представление декорации могли смениться трижды. В это же время свой привычный вид обретает так называемая «сцена-коробка», которая представляет из себя планшет сцены, где в передней части расположена авансцена, а в задней — ее арьер. Для быстрой смены декораций в боковых частях сцены появились левый и правый карманы, а в некоторых случаях и трюмы. Для повышения динамики действия были внедрены поворотные круги — одиночные или разнонаправленные. Таким образом, у режиссеров и постановщиков спектаклей появилось куда больше возможностей для реализации своих идей. На фото знаменитый Театр Глобус. Его особенностью было то, что сцена и публика на боковых ярусах были закрыты крышей, в то время как центральная часть оставалась открытой. Сцена в театре «Глобус» — это несменяемая декорация с балконом, нишей в глубине сцены и боковыми дверями, которая позволяет условно изображать дом или замок, поле битвы или дремучий лес. XX век и современность — инженерные решения и оборудование С приходом XX века на службу театра пришло электричество, и инженерные решения перестали быть исключительно механическими. Появилось большое количество подъемных штанкетов, всевозможные лифты, колесные плунжера, и новая техника для решения режиссерских задач в динамике. Современные театральные сцены и вовсе расширили возможности постановщиков до пределов. Сейчас в России одной из самых современных с точки зрения технического оснащения площадок про праву считается площадка «Барвиха Лакшери Вилладж». Здесь используются технологии спиралифтов, то есть компактных подъемных механизмов, создающих крепкую и устойчивую колонну из двух переплетенных полос из нержавеющей стали. Такая технология позволяет трансформировать пространство в считанные минуты. Например: планшет превратить в ярусный театр или банкетную площадку со столами, или поменять местами сцену со зрительным залом. Малый драматический театр Постановка «Пьяные» в Большом драматическом театре Компания StagePro тесно сотрудничает с ведущими площадками страны, не только предоставляя в аренду, но и продавая оборудование, которое используется в ежедневной работе. Например, в Малом драматическом театре Льва Додина и в Большом драматических театре Андрея Могучего для ряда спектаклей декорации построены на строительных конструкциях Layher, которые, по задумке режиссеров, часто открыты взгляду зрителя. Фестивальные сцены — прошлое и настоящее В двадцатом веке сформировался новый формат массовых выступлений — фестивали. Конечно, на первых из них сценические конструкции были довольно пимитивными. Сколоченный помост, первые попытки использования трубных конструкций строительных лесов, на которых ставились колонки и пытались повесить декорации — всё в духе «эпохи хиппи». Или посмотрите на весьма скромный сценический сет группы Битлз. Концерты Битлз Концерт Пола Маккартни в 2004 году А вот во что это превратилось чуть позднее, потому как помимо использования модульных конструкций, большое развитие сценических решений произошло благодаря английской компании TATE, о которой мы уже говорили. Концерт в честь 850-летия Москвы Основным толчком для развития российской фестивальной сцены послужило 850-летие Москвы в 1997 году с грандиозным концертом Жана-Мишеля Жарра и лазерным шоу на здании МГУ. Тогда в Россию привезли первый набор строительных лесов и впервые закупили европейское оборудование — это были первые комплекты Layher. Эпоха самоварных конструкций, сделанных на коленках, закончилась. Современные фестивальные сцены неотрывно связаны с высокими технологиями: организаторы используют video-mapping, объемные конструкции, превращающие площадку в объемную инсталляцию, устанавливают на ней многометровые экраны, пиротехнику, световое и звуковое оборудование по последнему слову техники.
Что такое детский театр? Когда появился первый театр для детей? Первые детские спектакли?
В России театральная афиша появилась в XVIII веке, а распространение получила уже в следующем, XIX веке. Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания. отмечать событие предложили 60 лет назад, и это стало доброй традицией. Несмотря на то, что первые театры появились тысячи лет назад, отмечать Всемирный день театра именно 27 марта стали не так давно – в 1961 году. Санкт-Петербургский театр марионеток им. и — первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1919 году.