Актуализация Стратегии научно-технологического развития на этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. Стратегия направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне. 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ».
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Дмитрий Чернышенко провёл пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы» в рамках форума «Технопром-2023». 14 апреля 2023 года на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро. Указ определяет цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития России. Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу.
Сообщить об ошибке
- Науке скорректировали цели до 2035 года (25 марта 2024) |
- Где же космос?
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации \ КонсультантПлюс
- Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития России // Новости НТВ
- Стратегия научно-технологического развития РФ: курс на фундаментальность и независимость
В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года
Напомним, Владимир Путин поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития три года назад. Он говорил, что следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств, обеспечить общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции. Отмечалось, что в настоящее время февраль 2021 происходит дублирование, распыление финансовых ресурсов, которые государство выделяет на науку, отсутствие мотивации и ожидаемых результатов. Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм Поделиться:.
Постановлением Правительства РФ от 31. Новая версия теперь и у подпрограммы «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования».
Уточняется, что система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников, будет внедрена к 2022 году. В прежней редакции программы была обозначена цель по формированию и устойчивому функционированию сети из не менее чем тридцати университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги и реализующих прорывные научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы и образовательные программы, востребованные на глобальном рынке.
Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года. Также Дмитрий Николаевич напомнил, что уже утвержден перечень 10 мегапроектов, в реализацию которых в 2023—2024 годах в России планируется проинвестировать не менее 100 млрд рублей.
Абсолютно во всех странах есть понимание, что без науки не будет движения и развития, и она позиционируется на высочайшем уровне.
В каждой стране разработаны и приняты системы приоритетов и, безусловно, есть много направлений для будущих проектов. Важным вызовом сегодня, как было отмечено, является угроза утраты национальной идентичности, поэтому очень важны социогуманитарные аспекты сотрудничества между странами. Для успешного сотрудничества необходима как сопрягаемость научных повесток стран, так и механизм организации сотрудничества с реальной финансовой поддержкой. По итогам от участников сессии и молодых ученых МААН будет подготовлено предложение предусмотреть в рамках национальных институтов поддержки исследовательской деятельности международные конкурсы для молодых ученых по приоритетным научным тематикам. С подробной информацией о Конгрессе молодых ученых можно ознакомиться на официальном сайте: конгресс. Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Фонд Росконгресс.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
Президент России Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития РФ. Президент России Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития РФ. Губернатор определил вектор научно-технического развития Новосибирской области. а) научно-технологическое развитие Российской Федерации — трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы.
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым. Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках. Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Российской Федерации Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 30. Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 31. Кадры и человеческий капитал.
Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация. Управление и инвестиции. Сотрудничество и интеграция. Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии Результаты реализации настоящей Стратегии 36. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 38.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии. На первом этапе реализации настоящей Стратегии 2017 - 2019 годы : а создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность Российской Федерации к большим вызовам; б осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные; в начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в настоящей Стратегии; г формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны; д создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности. На втором этапе реализации настоящей Стратегии 2020 - 2025 годы и в дальнейшей перспективе: а формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях; б реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы; в обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему. Механизмы реализации настоящей Стратегии Управление реализацией настоящей Стратегии. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации 42.
И именно этой теме было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Надо отметить, что с августа 2022 года организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Московский государственный университет пищевых производств МГУПП. В рамках подготовки работы Совета экспертами был проведен анализ социально-экономического состояния Российской Федерации, подробная оценка заявок на разработку комплексных программ и комплексных проектов, сформирована база актуальных предложений соответствующих перспективному технологическому развитию РФ. На прошедшем заседании, первом после длительного перерыва, были подведены первичные итоги реализации комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Создание пилотного производства отечественных белковых компонентов — основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев» инициатор ЗАО «Западно-сибирский инвестиционный холдинг». В связи с этим комплексные задачи, решаемые проектом это: Обеспечение безопасности продовольственных товаров и товаров народного потребления, в части отработки технологий ионизирующей обработки технологий ионизирующей обработки продукции: Создание нормативной базы и системы регулирования применения технологий ионизирующей обработки продукции с целью развития и коммерциализации.
Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов. В стратегии говорится и об ускоренном развитии научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами — участниками СНГ с учётом возможностей и особенностей каждой страны и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, при сохранении открытости для взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, а также достижения научно-технологического лидерства в рамках этих объединений и организаций.
Необходимы скоординированные меры поддержки, обеспечивающие выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивное участие России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению её роли в формировании новых рынков. В федеральных органах исполнительной власти нужно определить заместителей руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации — заместителей высших должностных лиц, ответственных за научно-технологическое развитие. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок.
Как сообщало ИА Регнум, в июле 2023 года президент заявил, что зависимость от иностранных технологий ставит под угрозу суверенитет страны. Он отметил, что западные страны пытались «подсадить» Россию на свои платформы и стандарты, а потом закрыли доступ к ним. В декабре 2023 года Путин заявил, что Россия не сможет существовать без суверенитета, который невозможен без обеспечения безопасности в области технологий и экономики.
Президент России утвердил новую стратегию научно-технологического развития
С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы. 19 июня 2023 года в смешанном формате состоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия. Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу. «Постановляю: утвердить прилагаемую стратегию научно-технологического развития Российской Федерации. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации.
Новости партнеров
Стратегия представляет собой основу для разработки отраслевых документов, национальных и региональных госпрограмм, а также программ для поддержки научно-технической и инновационной деятельности и институтов инновационного развития. Согласно указу, стратегия утверждена на период до 2030 года. Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Раньше каждый вкладывал в него то, что ему казалось важным. Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года. Также Дмитрий Николаевич напомнил, что уже утвержден перечень 10 мегапроектов, в реализацию которых в 2023—2024 годах в России планируется проинвестировать не менее 100 млрд рублей.
Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий. Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет. Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям».
Это актуально в том числе и потому, что Россия уже несколько лет строит карбоновые полигоны и карбоновые фермы для расчета углеродного следа различных ландшафтов надеясь в перспективе получать деньги за углеродные квоты. Патриотическое воспитание и новое финансирование В Стратегии 2016 года было шесть основных принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации: свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов в направлениях, которые отвечают на большие вызовы; баланс между приоритетами СНТР и фундаментальной наукой; открытость во взаимодействиях ученых и исследовательских организаций как друг с другом, так и с бизнесом и международными партнерами ; адресность поддержки и справедливая конкуренция. В 2024 году на смену свободе творчества приходит «неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны». В список пунктов также добавляется «патриотическое воспитание российских ученых, повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов…». При этом ученые все еще могут выбирать направления, которыми могут заниматься, формы взаимодействия и методы решения своих задач. По мнению Никиты Марченкова, патриотическое воспитание ученых могло бы быть «направлено как на тех, кто еще не пришел в науку например, школьники и студенты , так и на тех, кто уже работает в ней». Он считает, что под этим, в первую очередь, подразумевается повышение престижа научных специальностей, продвижение образа ученого. В этой профессии можно проявить свои лучшие качества», — рассказал Марченков. Возможно, это пункт возьмет на вооружение РАН — в уставе Академии давно закреплена ее экспертная роль.
Поддержка в новой Стратегии становится государственной и общественной, а системность, рациональный баланс, адресность и справедливая конкуренция больше не упоминаются. Изменения по части финансирования науки связаны и с другим принятым в тот же день документом — Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Три основных цели его работы на будущее — увеличить число грантов, не снижая качества исследований и проектов, выявить и поддержать прорывные исследования и сформировать передовые исследовательские коллективы в разных областях науки и программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий. Из этого документа можно заключить, что РНФ будет поддерживать и прикладные исследования и разработки. Это первое. Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причем сделать это не за счет перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками, — сказал по этому поводу президент на заседании 8 февраля. Главное, чтобы эти нововведения не повредили основному направлению -— поддержке фундаментальных проектов. Кроме государства они практически не могут найти спонсоров: практически никакой бизнес не может позволить себе такую роскошь как долгоиграющие проекты, которые могут никогда не окупиться и не дать практического результата.
Что мы имеем в итоге? Больших вызовов стало восемь, а приоритетов в Стратегии 2024 года теперь не семь, а девять.
Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности.
Поиск проектов
В каждой стране разработаны и приняты системы приоритетов и, безусловно, есть много направлений для будущих проектов. Важным вызовом сегодня, как было отмечено, является угроза утраты национальной идентичности, поэтому очень важны социогуманитарные аспекты сотрудничества между странами. Для успешного сотрудничества необходима как сопрягаемость научных повесток стран, так и механизм организации сотрудничества с реальной финансовой поддержкой. По итогам от участников сессии и молодых ученых МААН будет подготовлено предложение предусмотреть в рамках национальных институтов поддержки исследовательской деятельности международные конкурсы для молодых ученых по приоритетным научным тематикам. С подробной информацией о Конгрессе молодых ученых можно ознакомиться на официальном сайте: конгресс. Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Фонд Росконгресс.
Фальков, Министр науки и высшего образования РФ Бюджет 4 682 671,27 млн руб.
Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности.
В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества. Вместе с тем сохраняются следующие негативные тенденции: а несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; б низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; в концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; г следование глобальным технологическим трендам без комплексного учета текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Тенденции, перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии, создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение ее независимости и национальной безопасности.
Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Большие вызовы для общества, государства и науки 13. Научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития. При этом российские наука и технологии являются ключевым инструментом для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении национальных интересов, но и в решении глобальных проблем человечества.
С учетом формирования государственной политики в области научно-технологического развития в условиях больших вызовов требуется научное обоснование мер, которые государство и общество должны принять для противодействия возможным угрозам и опасностям для человечества. Особую значимость приобретает создание эффективной, целостной и сбалансированной системы стратегического целеполагания, планирования и прогнозирования научно-технологического развития, изменения приоритетов в данной области и на этой базе обеспечение и укрепление основы для реагирования на новые вызовы. Реакцией на большие вызовы должно стать своевременное создание наукоемких технологий и продукции, отвечающих в первую очередь национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения. Ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на внутреннюю логику своего развития.
Приоритеты и перспективы научно-технологического развития 20. Реализация мер, предусмотренных государственной политикой в области научно-технологического развития на первых двух этапах ее осуществления, позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для реализации приоритетов научно-технологического развития, отвечающих на большие вызовы. Особую актуальность для реализации приоритетов научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения научно-технологических платформ в физической, цифровой и биологической сферах. Цель и основные задачи научно-технологического развития 23.
Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Принципы государственной политики в области научно-технологического развития 25. В современных внешних условиях научно-технологическое развитие предполагает формирование и реализацию собственной повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и направленной на первостепенное обеспечение технологического суверенитета страны. В основе такой повестки должны быть требования, предусматривающие сбалансированное развитие как собственных базовых наукоемких технологий, необходимых для снижения критической зависимости от зарубежных институтов, так и уникальных российских технологий, конкурентоспособных на мировом уровне.
Реализация повестки, предусмотренной пунктом 25 настоящей Стратегии, потребует осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на проведение научных исследований и разработок, усиление горизонтальных связей и межведомственного взаимодействия в части, касающейся обеспечения научно-технологического развития отраслей экономики и социальной сферы, а также на создание эффективных партнерств с государственными и частными компаниями, способными стать лидерами на национальном и мировых рынках. Основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации 28.
Может быть однажды , возникнет другая ценность. И у нас появится , вариант - магнитной механики или что нибудь , фантастичное сегодня..
Поиски - на уровне простых решений - больше возможны.. Для простоты изложения , вполне хватит - простых моделей.. Известно что знание , может быть опасным бесполезным.. Или утратить ценность..
Но еще хуже - не применять знание.. Здесь нужно уточнить - границу дозволенного превращения..
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития РФ
Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год. Тематические инициативы по приоритетам научно-технологического развития России. К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. реализация приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и решение задач Десятилетия науки и технологий.