Именно владыка Тихон благословил составить «акафист акафистов» в честь иконы Божией Матери «Державная», текст которого был собран частями из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России. По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2. Так была обретена Державная икона Божией Матери. Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 (15 по ) марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отстранения царя-мученика Николая II от престола.
Державная Икона Божьей Матери ~ история обретения, кому помогает, как молиться
Миро начало выступать на образе Богоматери спустя год. В августе в 1997-м году молилась у иконы жительница Бреста. По молитвам она получила исцеление от рака кожи лица и слепоты. Икона «Державная» известна как символ государственности. С ней связаны воспоминания о монархии. Коммунисты хотели уничтожать списки образа. На иконе Богородица изображена как Царица с короной и царскими регалиями.
Кирилла Павлова и схиигум. Илия Ноздрина группа верующих ежедневно читала акафист Д. В 1993 г. Закладка храма состоялась 10 нояб. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Д. В 2000 г. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. У него сохранилась фотография образа 1917 г.
Ангелины Обуховой. С 1997 г. Кирилла Павлова и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки Д. Штатнова, М. Игуменова, М. Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др.
Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерус. Так, на произведениях М. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Д. Такие иконы находятся в с. Алексия Московского жен. Николая Чудотворца муж. В наст. Жизнеописание блж.
Это явление означало, что «свержение диавольскими силами с Престола последнего Российского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу», - говорилось в одной из статей сборника, посвящённого Державной иконе О. Царица Небесная и Владычица наша. Явление иконы возвестило о том, что Москва остаётся Третьим Римом и после 1917 года.
И даже ещё больше возрастает её значение в судьбах мiра - тогда, когда до крайности обостряется борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встаёт на защиту Своего Дома, берёт на Себя власть Удерживающего мiровое зло, зло победить не сможет. И вся история прошедшего столетия подтвердила это, и прежде всего - Победа в Великой Отечественной войне, которая стала возможной прежде всего заступлением Державной Владычицы.
Вопрос, жизненно важный для нашей страны сегодня - ради и завтрашнего её дня. Что, в России слабее, чем в других странах, была вера? Наш народ оказался грешнее других?
Если грешнее - в глазах Божиих - то по особой, высшей мерке: Всякому емуже дано будет много, много взыщется от него Лк. Нам дано было больше всех: хранить истинную веру на земле. И ведь хранили.
Разумеется, не все, и отступление от веры было, особенно у образованной части общества, подпавшей под западное влияние. Но простой народ в основном оставался верующим. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь...
И самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских - для них вера оказалась дороже жизни. Нигде, никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ-м веке, как наш народ. Значит, причину катастрофы 1917 года можно видеть не только в грехах нашего народа - которые, разумеется, были, - но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать, принести жертву, взойти на свою Голгофу, - по слову Спасителя, сказанному Им Своим ученикам: Аще Мене изгнаша, и вас изженут...
Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях: «Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена. Здесь тайна... Все исчадия адова слетелись и душат Россию...
Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы... Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте? Своими иконами, явленными в ХХ веке, «Матерь Божия перекрестила Русь, оградила её с четырёх сторон, как стеной нерушимой, и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век.
Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской, как смог доныне устоять Дом Пресвятой Богородицы» Цит. Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана. В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию - и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался.
Россия не погибла. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её... Грех разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат возстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою...
Неужели ты совсем изжил свою силу?..
Главное, чтобы слова были искренними, от души, не желая зла ближнему своему. Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. А списки изымались и уничтожались по всей России. Но в настоящее время оригинал вернулся в 1990 году в Коломенское, в храм, названный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.
Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней. Сегодня же, в день почитания «Державной», совершается вокруг Божьей обители крестный ход с чудотворным образом во главе. По материалам сайта ikona-i-molitva.
Икона Божией Матери именуемая "Державная"
в день отречения от престола страстотерпца ца. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Державная икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Храм Державной иконы Божией Матери в Чертаново. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Её Державной совершается 2(15) марта и 14 (27) июля.
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
Так была обретена Державная икона Божией Матери. Державная икона Божьей Матери была обретена в очень нелегкие для страны времена. Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. в день отречения от престола страстотерпца ца. И сегодня Державная икона Божией Матери особенно глубоко почитается во всей Русской Церкви.
День Иконы «Державная» в 2025 году: какого числа отмечают, дата праздника
Венец возложен на голову поверх мафория верхней накидки - эта деталь подчеркивает подчиненное положение Матери Божьей по отношению к Господу. Мафорий на иконе ярко-красного цвета - это символ красоты и драгоценности, цвет царской власти. Весть о явлении нового образа Богородицы в день отречения от Престола Государя расценивалась православными толкователями как знак, что Царица Небесная взяла управление России в Свои руки и стала ее Заступницей. А по иной версии, явление образа Пречистой свидетельствовало о грядущих испытаниях для Православной Церкви и всей страны как наказание за многочисленные грехи. В день обретения образа, в Коломенском, вышел из земли целебный источник.
С тех пор много списков с иконы было написано, и много верующих прибыло в село. Было выявлено множество чудесных исцелений недугов тела и души перед Ее ликом. В чем помогает «Державная» Божья Матерь? Чудотворный образ стали возить в разные храмы, православные выстраивались в очереди, желая прикоснуться к святыне.
На сегодняшний день стало известны свидетельства того, как искренние молитвы возле лика Пресвятой Богородицы помогают верующим справиться с их проблемами. Ей молятся о здравии своих родных, просят дать возможность преодолеть тяжелые недуги и быстрее восстановиться после болезни. Пречистая помогает одиноким людям найти верного спутника жизни, вторую половинку, наставляет на путь истинный.
Настоятель не мешал ей внимательно рассматривать все убранство церкви, ходить между икон и долго всматриваться в них, но не было среди них той, которую она видела во сне.
После напрасных поисков в храме, Настоятель вспомнил, что еще часть икон по каким — то причинам оказалась в подвале и поиски продолжились уже там. Среди многих икон они нашли ту, которая была покрыта очень толстым слоем пыли, после того, как все было отмыто, к удивлению людей на них смотрел лик Божией Матери, которая сидела на троне и держала в руках скипетр и державу в разных руках. Ее голова была повенчана царской короной, а младенец Иисус своей рукой благословлял ее на этом престоле. Она была в красной мантии с зеленой подкладкой.
Вся эта картина была наполнена царственностью и торжеством власти, а сама Божия Матерь выглядела настоящей правительницей. Нельзя проигнорировать тот факт, что такая большая православная святыня была обнаружена в тот момент, когда в империи начали происходить первые признаки скорого свержения власти. Именно тогда последний Император официально отказался от престола в пользу своего брата, что через какое — то время был убит большевиками. Многие увидели в иконе знак Господа и Богородицы, что в такое непростое для России время она станет покровительницей и царицей.
К этой иконе многие приходили поклоняться, ее постоянно возили на фабрики и заводы, чтобы люди могли посмотреть на нее. Царская семья с огромными почестями принимала у себя святыню и возносила молитвы к ней, чтобы она смогла уберечь царский род от страшной участи. После того, как икона была отмыта, Адрианова сказал, что нужно покрасить красным порфиру, через какое - то время многие сравнивали ее цвет с кровью, которая проливалась в стране. Сегодня все православные люди по — прежнему могут вознести свои молитвы Божий Матери в Коломенском.
Именно туда вернули икону в 1990 году и признали 2 марта ее праздником.
В 2000 г. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. У него сохранилась фотография образа 1917 г. Ангелины Обуховой. С 1997 г. Кирилла Павлова и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки Д.
Штатнова, М. Игуменова, М. Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерус. Так, на произведениях М.
Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Д. Такие иконы находятся в с. Алексия Московского жен. Николая Чудотворца муж. В наст. Жизнеописание блж. Антония, митр.
Киевского и Галицкого. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. Щенникова, иером. Гурий Фёдоров , Э.
В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно.
Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное. В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы.
Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах. Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла. Похоже, в тот момент она была к тому же и несколько длиннее вероятнее всего, нижнюю часть позднее опилили из-за разрушения древесины. Надеемся, ученым еще удастся найти документальные сведения, подтверждающие или опровергающие эти предположения. Пока же по результатам фотоснимков и визуального обследования иконы под бинокулярным микроскопом, а также с помощью исследований в ультрафиолете, инфракрасных лучах и рентгеноскопии у нас есть основания осторожно надеяться, что отнюдь не весь первозданный красочный слой руинирован.
Невысокое качество поздних записей позволяет как минимум усомниться в том, что их выполняли в монастырской мастерской в 1917 году, а если и выполняли, то, вероятно, наспех, в условиях острого цейтнота, — считает протоиерей Леонид Калинин. Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется. Жестких сроков реставраторам никто не ставит, подгонять их не нужно. Однако, несмотря на то что мы сейчас наблюдаем лишь начальный этап процесса научной реставрации, специалистами взят хороший темп: они поспешают не торопясь.
Можно полагать, что все необходимые реставрационно-восстановительные работы будут завершены уже в нынешнем году.
Икона Божией Матери «Державная».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Женщина после первого сна решила ничего не предпринимать, потому что сама до конца не могла разобраться в значении сновидения она молилась Богородице и просила ее объяснить ей, что нужно делать. Такие усердные молитвы не прошли без следа и через какое — то время она действительно увидела второй сон, в котором она довольно четко увидела саму икону, что нужно было отыскать. Женщина не смогла рассмотреть лик на иконе, но она точно была уверена, что это может быть только Царица Небесная.
Во сне она видела ее в гордом образе, сидящей на престоле. Во сне она получила указание поехать в Коломенское и обязательно найти эту икону. Покрасить ее в красный цвет и показать людям, чтобы она приходили молиться. Второй сон был 26 февраля. Утором крестьянка поняла, что это действительно важно и не смогла оставить в стороне такой явный знак.
Она отправилась в Коломенское и очень подробно рассказала все Настоятелю храма и вместе с ним пошла искать святыню. Адрианова увидела перед собой белую церковь из своего сна и поняла, что идет в правильном направлении. Настоятель не мешал ей внимательно рассматривать все убранство церкви, ходить между икон и долго всматриваться в них, но не было среди них той, которую она видела во сне. После напрасных поисков в храме, Настоятель вспомнил, что еще часть икон по каким — то причинам оказалась в подвале и поиски продолжились уже там. Среди многих икон они нашли ту, которая была покрыта очень толстым слоем пыли, после того, как все было отмыто, к удивлению людей на них смотрел лик Божией Матери, которая сидела на троне и держала в руках скипетр и державу в разных руках.
Ее голова была повенчана царской короной, а младенец Иисус своей рукой благословлял ее на этом престоле.
Нельзя проигнорировать тот факт, что такая большая православная святыня была обнаружена в тот момент, когда в империи начали происходить первые признаки скорого свержения власти. Именно тогда последний Император официально отказался от престола в пользу своего брата, что через какое — то время был убит большевиками. Многие увидели в иконе знак Господа и Богородицы, что в такое непростое для России время она станет покровительницей и царицей. К этой иконе многие приходили поклоняться, ее постоянно возили на фабрики и заводы, чтобы люди могли посмотреть на нее. Царская семья с огромными почестями принимала у себя святыню и возносила молитвы к ней, чтобы она смогла уберечь царский род от страшной участи.
После того, как икона была отмыта, Адрианова сказал, что нужно покрасить красным порфиру, через какое - то время многие сравнивали ее цвет с кровью, которая проливалась в стране. Сегодня все православные люди по — прежнему могут вознести свои молитвы Божий Матери в Коломенском. Именно туда вернули икону в 1990 году и признали 2 марта ее праздником. Как праздновать. Сегодня, к сожалению, такие истории знают только в некоторых семьях. Не стоит скрывать от своих детей, если они были крещены и родители периодически ходят в церковь такую историю, которая в годы трудностей и беды для огромной страны помогла выжить очень многим людям.
Прежде всего, детям нужно рассказать все в доступной и интересной форме, чтобы у них появилось желание посмотреть на эту икону. Лучше всего в такой день, если есть возможность поехать в Коломенское. Там посмотреть на эту чудесную святыню, обратиться к ней со своей искренней просьбой и поблагодарить Божию Матерь за заступничество и оберег.
Не стоит скрывать от своих детей, если они были крещены и родители периодически ходят в церковь такую историю, которая в годы трудностей и беды для огромной страны помогла выжить очень многим людям. Прежде всего, детям нужно рассказать все в доступной и интересной форме, чтобы у них появилось желание посмотреть на эту икону. Лучше всего в такой день, если есть возможность поехать в Коломенское. Там посмотреть на эту чудесную святыню, обратиться к ней со своей искренней просьбой и поблагодарить Божию Матерь за заступничество и оберег. Никогда не стоит перед иконой лицемерить или просить сверх того, в чем действительно можешь нуждаться.
Искренние словаи просьбы станут самыми верными молитвами. В церкви батюшка может показать молитвы, с которыми следует обращаться к иконе, но, прежде всего, все должно идти только от сердца. Эта икона является очень притягательной для людей, которые в первый раз видят ее. Величественность и царственность в осанке Божий Матери просто завораживает. Выглядит сегодня такая икона довольно обветшало. Создается впечатление, что она рисовалась просто на голой доске, которая начала со времен портиться. Специалисты считают, что она нуждается в реставрации. Несмотря на это к ней и сегодня приходят с просьбами и благодарностями.
История православной церкви очень часто пересекается с историческими и важными событиями, что происходили в государстве.
15 марта Русская Православная Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная» (1917)
в день отречения от престола страстотерпца ца. В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Икона Божией Матери «Державная», чудотворный явленный образ Пресвятой Богородицы, была обретена, согласно сказанию, 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день насильственного отрешения от престола императора Николая II — в селе Коломенском близ Москвы. Вместе с настоятелем священником Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ.
Икона Божией Матери «Державная»
- Иконография иконы Державная
- Навигация по записям
- «Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
- Икона Божьей Матери Державная — празднование 15 марта
- Икона Божией Матери «Державная». - Радио ВЕРА
- 15 марта Русская Православная Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная» (1917)
Икона Божией Матери, именуемая “Державная”
В эти дни "страсть" на церковнославянском — это "страдание" принято вспоминать последние дни Христа на земле, его страдания, распятие. Это последняя неделя перед Пасхой. Последний рубеж для очищения грехов перед Пасхой. Воспоминание Тайной вечери. Память святителя Иннокентия, митрополита Московского. Это день скорби и поминовения для всех верующих, ведь именно в этот день был распят Иисус Христос. День, когда Иисус Христос телом пребывал "во гробе". Праздник в честь воскресения Сына Божьего. С Фомина воскресенья в церкви начинают венчания их не совершали с Великого поста. Этот день завершает пасхальные торжества.
Сегодня все православные люди по — прежнему могут вознести свои молитвы Божий Матери в Коломенском. Именно туда вернули икону в 1990 году и признали 2 марта ее праздником. Как праздновать. Сегодня, к сожалению, такие истории знают только в некоторых семьях. Не стоит скрывать от своих детей, если они были крещены и родители периодически ходят в церковь такую историю, которая в годы трудностей и беды для огромной страны помогла выжить очень многим людям. Прежде всего, детям нужно рассказать все в доступной и интересной форме, чтобы у них появилось желание посмотреть на эту икону. Лучше всего в такой день, если есть возможность поехать в Коломенское. Там посмотреть на эту чудесную святыню, обратиться к ней со своей искренней просьбой и поблагодарить Божию Матерь за заступничество и оберег. Никогда не стоит перед иконой лицемерить или просить сверх того, в чем действительно можешь нуждаться. Искренние словаи просьбы станут самыми верными молитвами. В церкви батюшка может показать молитвы, с которыми следует обращаться к иконе, но, прежде всего, все должно идти только от сердца. Эта икона является очень притягательной для людей, которые в первый раз видят ее. Величественность и царственность в осанке Божий Матери просто завораживает. Выглядит сегодня такая икона довольно обветшало.
Долго и тщательно искали они образ по всей церкви, пока наконец в храмовом темном подвале не обнаружили старую почерневшую от времени икону. На доске еле видно проступало изображение Христа, восседающего на коленях у Богородицы, а в руках у Богородицы были царские регалии - скипетр и держава. Это совершенно необычные предметы для богородичных икон. И когда об этой находке сообщили епархиальному начальству композиция иконы удивила многих. Никто не понимал, что это значит. Но ответ пришел буквально через несколько часов.
Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений. Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.