Биография Мазепы, его огромное богатство и почти единоличная власть делали его положение и мировоззрение больше похожими на польского магната, чем на русского боярина. После отставки Самойловича Мазепа по протекции Голицына стал новым гетманом Войска Запорожского и фактическим правителем Левобережной Малороссии. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем.
Содержание
- На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
- Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни
- На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
- Иван Степанович Мазепа - биография и семья
- Подписаться
Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни
По словам Костомарова «Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенко, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенко и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенко, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей». Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа неоднократно ездил в Москву, поскольку гетмана не на шутку тревожили - выражаясь современным языком - колебания вектора московской политики. Священная лига: Россия присоединяется к Польше в «дружбе против» К этому времени, начиная с 1678 года, в Москве начались оживленные переговоры с Польшей на предмет совместных действий против турок. Польские послы зондировали почву на предмет присоединения Московского Царства к Священной лиге, объединявшей тогда Австрию, Польшу и Венецию в антитурецком блоке.
Самойлович старался отговорить московское правительство от такого союза, указывая на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с турками православные христиане Балкан, свободно исповедующие свою веру под турецким господством, были бы отданы под власть папистов. Забегая несколько вперед, скажем, что после поражения военного похода, предпринятого армией Священной лиги, на Балканах впервые за три века турецкого господства началась не просто резня, но насильственная исламизация. Кстати, проблема Косова - именно оттуда. До вторжения войск Священной лиги положение балканских христиан было относительно сносным. Во всяком случае, господство мусульман понималось как куда меньшее зло по сравнению с господством латинян.
После кончины Алексея Михайловича Тишайшего и низложения некогда могущественного боярина Артамона Матвеева, вектор внешней политики Москвы несколько переменился. Малоросийские дела выявили тот факт, что Турция является для России не меньшим злом, нежели Польша. Тем более, что ослабленная Речь Посполитая последовательно искала союза с крепнущей Россией. Тем не менее, долгие пространные переговоры о дружбе и сотрудничестве, которые велись с польскими сенаторами, зачастившими в Москву, пока еще никак не запечатлевались на официальных бумагах. Переговоры эти беспокоили гетмана Самойловича.
В 1685 году он отправил в Москву Кочубея с инструкцией, в которой подробно описывались коварные поступки поляков и излагались желания малороссиян заступиться за православную веру, терпящую гонения и поругания в исконно русских землях: Подолии, Волыни, Червонной Руси. Усилия Самойловича были напрасны: всемогущий фаворит ученицы Симеона Полоцкого, царевны Софьи - князь Василий Голицын окончательно склонился к идее союза против турок и мысли о вечном мире с Речью Посполитой. В этом духе и был в 1686 году заключён договор с Польшей. Правобережная Украина отходила к Польше. Недовольство Самойловича этим договором выразилось в его письме к польскому королю Яну Собескому, в котором он от имени войска запорожского изъявлял готовность действовать в предпринимаемой войне, но при этом просил возвратить малороссиянам Правобережную Украину.
Король решил убрать строптивого гетмана русскими руками, и сообщил в Москву об этом письме. Из Москвы гетману послан был выговор за «противенство». Испуганный Самойлович немедленно прислал дипломатическую миссию с целью сгладить неприятность. Мазепа, прибыв в Москву смекнул, что реальная власть в Москве находится в руках фаворита Софьи, Голицына. Голицын принадлежал к «передовым» московским людям своего времени, что проявлялось в откровенном полонофильстве.
Мазепа и был воплощением польского блеска и лоска, что и позволило ему расположить к себе временщика Голицына. Крымский поход Голицына. Падение Самойловича В 1687 году Василий Голицын предпринял свой первый крымский поход, в котором участвовало 100 тысяч московского войска и гетман Иван Самойлович с 50-тысячным казацким войском. Поход сложился неудачно: татары зажгли степь, и Голицын, даже не добравшись до Крыма, вынужден был отступить. Пламя катит верст на 100, на 120 вперед; повсюду раздается страшный треск; воздух делается нестерпимо удушлив и необыкновенно горяч; пожарная гарь слышится за шесть, за восемь часов, не доезжая до места огня; дым валом валит полосой ширины в 15-20 верст.
Земля делается настолько горяча, что на ней нет никакой возможности стоять. Все, что ползало по степи, жарится, лопается и распространяет везде едкий смрад. Все, что ходило по степи - звери, дикие кони, рогатый и мелкий скот, дикие свиньи, различные грызуны - все, почуяв беду, бежит от огня стремглав, падает и погибает в пламени и в дыму. Верховые кони, обыкновенно раньше других животных чуя степной пожар, приходят в сильное беспокойство, постоянно ржут и стараются увлечь своих седоков в противоположную сторону от того места, где разливается страшное пламя огня. После такого пожара на сотни верст вся степь превращается в черное поле смерти, где надолго исчезает всякая жизнь.
Июня 16 числа лошади были уже сильно истомлены, а травы так было мало, что ее хватало на столько, чтобы только сохранить жизнь животным, и если бы приблизились татары, то лошади едва ли в состоянии были вывезти не только телеги с жизненными припасами, но и пушки; кроме того, все знали, что далее все сожжено и опустошено. Следовательно, нечего было и думать о завоевании Крыма». Таким удобнее всего было сделать Самойловича. Голицын давно точил зуб на Самойловича, поскольку тот водил дружбу с князем Григорием Ромодановским, к которому сам Голицын не был расположен. Но и Самойлович подготовил собственное падение: с одной стороны он позволял себе демонстративно высокомерное отношение к окружающим, а с другой - приблизил к себе людей скользких, наподобие героя нашего очерка.
Выдвигалось предположение, будто казаки сами предупредили татар, опасаясь того, что разгромив крымское войско, Москва ликвидирует запорожскую вольницу. Однако, не стоит забывать того, что татары часто практиковали поджег степи, и незадолго перед походом русских на Крым татары именно таким способом спаслись от армии польского короля. Генеральные старшины и несколько полковников, руководимые, по-видимому, Мазепой, оперативно сфабриковали донос на Самойловича и подали его князю Голицыну. Гетман обвинялся в намерении отделить свои владения от Московского государства. Голицын отправил донос в Москву, откуда вскоре получил указ схватить Самойловича, низложить его, и сослать вместе с родней и единомышленниками в Сибирь.
Несложно догадаться, что Мазепа, несмотря на близость к семье Самойловича, в число этих опальных единомышленников не попал. Костомаров, впрочем, отрицает причастность Мазепы к устранению гетмана: «Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу». Мазепа сам становится гетманом Во время гетманства Мазепы положение посполитого люда резко осложнилось. Во-первых, Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков.
Тем самым он, разумеется, угождал московскому правительству, не заинтересованному в том, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу податей и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в вольное казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Естественно, это настраивало простонародную массу против нового положения вещей. Другим новшеством, превращавшим вчерашних казаков в рабов, стала панщина барщина. Именно Мазепа первый ввел в Малороссии обязательную работу, которую должны были отрабатывать помимо дани, платимой крестьянами землевладельцам, на чьих землях они проживали. Москву вполне устраивало такое положение вещей и Мазепе был прислан полк стрельцов, который призван был охранять гетмана от возможных на него покушений.
Кроме полка московских стрельцов, которых Мазепа щедро кормил и поил, гетмана обороняли сердюки - то есть полки наемников из числа поляков и валахов. Нельзя сказать, что новый гетман был совершенно чужд казачьей старшине - он, разумеется, приблизил к себе часть верхушки, щедро одарив членов своей партии землями и крестьянами. Что же касается отношений Мазепы с запорожцами, которые от него не были зависимы, то тут отношения не заладились с самого начала. Зимой 1688 уже дошло до конфликта. Кошевой атаман Григорий Сагайдачный, задумав предпринять новый поход на Крым, обратился к гетману Мазепе с просьбой о высылке в Сичь вспомогательного отряда в 1000 человек из малороссийских казаков.
Тем не менее, Мазепа никакой подмоги не прислал, вследствие чего поход решено было отложить до лучших времен, а часть запорожского войска распустить по украинским городкам и селам на зимовку. Мазепа перевернул дело так, что запорожцы, дескать, творят жителям «всяческую докуку». Запорожцы ответили, что докуку творят не казаки, а наемники, охраняющие особу гетмана - полки сердюков и компанейцев. Кроме того, запорожцы воспользовались тем раздражением, которое испытывали к Мазепе казаки Миргородского и Лубенского полков против полковых старшин, притеснявших их. Конфликтом попытался было воспользоваться гетман заднепровской стороны, принадлежавшей Польше, Андрей Могила.
Мазепа перехватил одно письмо Могилы к запорожцам и поспешил донести о том в Москву. Из Москвы получен был приказ укротить запорожцев с помощью бывших в распоряжении Мазепы стрелецких полков. Запорожцы, не подозревая о таком распоряжении, послали Мазепе новое письмо. На этот раз они обратились к гетману с упреком за то, что он нарушает исконные права запорожского низового войска. Гетман, принимая в свои руки булаву, дал обещание быть «во всем желательным» запорожскому войску, а теперь вдруг совершил неслыханное за все время существования войска дело: он задержал посланного из города Немирова от польского гетмана Андрея Могилы в Запорожскую Сечь казака с письмом.
На такое дело ни один из предшественников Мазепы не отваживался. Мазепа начинает встраивать Запорожье в свою систему Обладая автономией в решении внутренних проблем, запорожцы продолжали выступать в качестве щита, прикрывающего от татар дальние подступы как Польши, так и России. Как таковые, они координировали свои действия с обоими монаршими дворами. Однако, Мазепа решил не просто ограничить сношения запорожцев с монархами, но использовать их в своих целях. Так, когда распространился слух о низвержении Магомет-султана с престола, то гетман обратился к запорожцам с просьбой доставить ему «подлинныя вести о неприятельском поведении бусурман».
Но запорожские казаки, имевшие столько причин к недовольству на гетмана, ответили ему «язвительным выговором, присланным на письме», и тогда гетман занес на них новую жалобу в Москву». Непосредственными начальниками при строительстве крепости был сам гетман Иван Мазепа, а также московские воеводы: Леонтий Романович Неплюев и Григорий Иванович Косагов.
Но любимой книгой Мазепы был «Государь» Макиавелли. Оно и понятно: жизнь молодого русского шляхтича при дворе польского короля была непростой. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь».
Юный Мазепа, действительно, был молод, красив, ловок и хорошо образован. А совсем рядом с имением его матери жил довольно пожилой пан Фальбовский. У пана была молодая жена. Дело окончилось весьма прискорбно для всех. После того, как слуги оповестили старого пана обо всем, последовала расплата.
Различные источники рисуют различные подробности столь болезненной для души и тела Мазепы экзекуции. Костомаров утверждает, что «Фальбовский приказал раздеть королевского пажа Ивана Мазепу донага и в таком виде привязал его к его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами». Байрон в своей поэме привязывает обольстителя к мустангу: «Ремнем я был к его спине Прикручен, сложенным вдвойне; Скакун отпущен вдруг, - и вот, Неудержимей бурных вод, Рванулись мы - вперед, вперед! По-видимому, ситуация была менее романтичной, и конь, промчавшись во всю прыть через заросли дикого шиповника и терновника, принес расхристанного ловеласа домой. По словам Костомарова: «Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери».
Прослужив недолго у гетмана Павла Тетери, Мазепа начинает служить у поддержанного турками Петра Дорошенко 1627 - 1698 , бывшего с 1665 по 1676 гетманом Правобережной Украины. На службе у правобережного гетмана Петра Дорошенко Андрусовский договор 30. Теперь часть казачества восприняла в качестве символа освобождения знамена гетмана Дорошенко. Весь правый берег Днепра, за исключением только Киева, защищаемого московскими войсками, признал над собой власть этого гетмана. Складывалась следующая ситуация: Москва отказывалась от притязаний на правобережную Украину и возвращала эти земли полякам.
Казаки, оскорбленные тем, что их представителей даже не допустили на переговоры, решили не впускать поляков на Правобережье. Кроме того, в результате трений, которые возникли между казачьей старшиной и московскими государевыми людьми, прибывшими на территорию Левобережья, у Дорошенко появилась некоторая перспектива склонить на свою сторону и левобережное казачество. Но Дорошенко был слишком слаб, чтобы собственными силами решить задачу отстаивания независимости власти казачьей старшины. Пришлось обратиться к иноземной помощи, а это в корне подрывало начатое им дело. Малороссия наводнилась татарами, которые воспринимали малороссов в качестве ясыра - военного трофея.
Поначалу ценой рабства великого множества безвестных пленников, угнанных татарскими ордами в Крым, удалось отбиться от поляков и даже расширить свое господство на левом берегу Днепра. Следующим шагом было подстрекание левобережных казаков к восстанию против Москвы. При этом Дорошенко склонил к бунту левобережного гетмана Ивана Брюховецкого, который проявлял доселе неслыханное для казаков верноподданничество Алексею Михайловичу Романову. В январе 1664 Иван Брюховецкий был пожалован боярством и получил в жены невесту из рода Долгоруких. В 1665 году Брюховецкий подписал с царским правительством «Московские статьи», существенно ограничившие автономию Гетманщины.
Посполитый люд - крестьяне и мещане - в ограничении казачьей старшины видели несомненное благо для себя, но старшина, а также высшее духовенство было недовольно интеграцией в Московское государство. Номинальная власть Константинопольского Патриарха была для архипастырей Малой Руси гораздо предпочтительнее сильной власти могущественного Московского Патриарха. И вскоре украинское духовенство нашло повод для открытого недовольства Москвой. Речь идет о низложении в 1667 г. Очередной акт Русской Трагедии был интерпретирован в качестве «торжества латинства в Москве», и, как таковое, низложение патриарха Никона стало моральным оправданием пропаганды отторжения казаков от Москвы.
Соловьев приводит текст Универсала, отправленного гетманом Брюховецким на Дон, в котором гетман дает следующую оценку произошедшего в Москве: «... Верховнейшего пастыря своего, святейшего отца патриарха, свергли, не желая быть послушными его заповеди; он их учил иметь милость и любовь к ближним, а они его за это заточили; святейший отец наставлял их москвичей , чтобы не присовокуплялись к латинской ереси, но теперь они приняли унию и ересь латинскую, ксендзам в церквах служить позволили, Москва уже не русским, но латинским письмом писать начала... Брюховецкий начал метаться, и попытался было принять протекцию Турции, о чем велись соответствующие переговоры с султаном. Султан согласился и в начале 1668 года на Раде в Гадяче Брюховецкий присягнул на верность Турции. Измена повлекла за собой злодейское убийство ста двадцати государевых людей.
В это время на Брюховецкого выступил Дорошенко. Здесь казаки Брюховецкого сами схватили своего гетмана и сдали Петру Дорошенко. Петро приказал приковать Брюховецкого к пушке, пока над ним будет идти суд, но при этом будто бы случайно сделал движение рукой. Казаки восприняли этот жест как приговор, накинулись на Ивана и растерзали его. Дорошенко намеревался было двинуть на Григория Ромодановского, царского боярина, прославившегося тем, что совместно с теперь уже покойным гетманом Брюховецким нанес тяжелое поражение войскам польского короля Яна II Казимира.
В этот момент Дорошенко доложили об измене жены, и он срочно возвращается в Чигирин. Пока гетман разбирался с женой, левобережная Украина вернулась в подданство Московского Царя. Казачья старшина Левобережья рассудила так, что у Дорошенко не хватит духу воевать одновременно и против Польши, и против Москвы, а потому благоразумнее было признать над собой власть Русского Царя. Положение Дорошенко резко ухудшилось: теперь уже ему одновременно угрожала и Речь Посполита, и левобережное казачество. В 1669 году он перешёл в подданство турецкого султана.
По договору 1669 года, заключенному Дорошенко с султаном Мехмедом IV, правобережная Подолия переходила под власть Османской империи. В декабре 1971 г. Мехмед IV потребовал от поляков отступиться от Правобережной Украины. Весной 1672 года султан с громадной армией, подкрепленной крымским ханом и казацкими отрядами Дорошенко, вторгся в Подольское воеводство и Галичину, принудил к сдаче Каменец-Подольский и осадил Львов. В Каменце-Подольске турки предали поруганию православные святыни, мостили иконами тротуар, жителей частично вырезали, частично захватили в рабство.
Польский король Михаил пытался было заключить мир с турками и откупиться, но Сейм не утвердил этого позора, и война продолжилась. В борьбе с турками особо отличился коронный гетман Ян Собеский, избранный после кончины Михаила на польский престол. К этому времени Правобережье начало превращаться в настоящую пустыню. Дабы избежать татарского рабства, население массово бежало на Левобережье. Мазепа переходит к левобережному гетману Ивану Самойловичу Новый гетман левобережной Украины, Иван Самойлович 1630-1690 гг.
Правобережные полки все почти передались на его сторону, и Самойлович провозглашен был гетманом обеих сторон Днепра. Дорошенко заперся в Чигирине и позвал на помощь турок, перед которыми казацко-московское войско вынуждено было отступить. Города и местечки, передавшиеся было Самойловичу, нынче подверглись разорению. Власть Дорошенко становилась все более ненавистной народу; лишь путем насилий, доходивших до зверства, удерживал он её за собой. Для гетмана, оказавшегося в столь щекотливом положении, жизненно необходимыми были люди, подобные Мазепе.
Да и бывший паж польского короля, будучи человеком европейски образованным, обладая придворным лоском, сумел дослужиться до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенко мировую и изъявил желание Дорошенко просить у московского государя подданства. Москва категорически отвергла предложение Дорошенко, тем более, что сей подданный турецкого султана выторговывал себе сохранение гетманской булавы. Делать нечего. Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции.
Делегация везла султану в качестве невольников-заложников 15 казаков. Но беззаконию не было суждено совершиться. Делегацию настиг легендарный запорожский атаман Иван Сирко 1610-1680 гг. И друзья и враги одинаково отзывались о Сирко, как о человеке замечательных военных дарований. Татарки-матери пугали своих детей Урус-шайтаном, как прозвали татары Ивана Сирко.
Легендарный атаман всегда ратовал за православную веру. Широко известны его подвиги по освобождению из татарской неволи великого множества христиан: московитов, казаков, ляхов или литвинов. Но следует помнить при этом, как относился атаман к предателям. Возвращаясь из похода в Крым, где запорожцы освободили несколько тысяч рабов, он столкнулся с чудовищным для его души фактом. Некоторые из них, принявшие в плену мусульманство, захотели вернуться к своим новым семьям.
Мать мальчика, Марина Мокиевская, также походила из знатного рода: ее отец и брат были старшинами в Запорожье. Юношество и обучение при дворе короля Свое первое образование Иван Мазепа получил в Киево-Могилянском коллегиуме. Дальше, благодаря стараниям отца, поступил в Иезуитский коллегиум в Варшаве. Следует отметить, что родословная мальчика позволила ему остаться при дворе польского короля Яна Казимира, в качестве дворянина. Пользуясь деньгами отца, Иван Мазепа изо дня в день приобретал новые знания и навыки. При этом он обучался не только у польских учителей, но и довольно часто уезжал за границу.
К своему совершеннолетию юноша знал более шести иностранных языков. К тому же Мазепа прочел сотни книг по истории, военному делу, экономике и философии. Однако, несмотря на свою образованность, будущий гетман часто шел на поводу у своих эмоции. Это неоднократно ставило его в невыгодное положение. Однажды он даже оклеветал перед королем своего друга лишь за то, что тот плохо отозвался о нем. Впоследствии ложь Ивана Мазепы всплыла наружу, а его репутация сильно пострадала.
Начало военной службы В 1663 году польский король Ян Казимир выдвинулся военным походом на Украину. Для Ивана Мазепы это был переломный момент, так как ему необходимо было решить, на чьей стороне он останется. Перебрав в голове все за и против, юноша присоединился к украинской армии гетмана Петра Дорошенко. Здесь молодой казак довольно быстро поднялся в званиях. Это было связано с тем, что его родной отец много лет подряд служил Дорошенко. В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем.
Таким образом, из польского дворянина юноша превратился в настоящего украинского казака. Однако в 1674 году Мазепу ждет очередной поворот судьбы. Приказом гетмана его отправляют дипломатом в Крымское ханство. Главной целью похода было установление военного союза с турками. Но в пути их отряд натыкается на засаду левобережных казаков и в итоге проигрывает им бой.
Он изучал латынь, немецкий, польский, греческий и иврит, а также интересовался историей, философией и литературой. Он также проявлял большой интерес к политике и стремился к государственной деятельности. Внушительный круг обучения и активные интересы Отражали стремления и амбиции Мазепы.
В то время когда он еще молодой, его родители отправили его учиться за границу в Польшу. Это была своего рода привилегия и редкость для украинцев того времени, поскольку многие не имели возможности получить хорошее образование. Мазепа поступил в Краковский университет, где изучал философию, математику и право. Образование Мазепы играло важную роль в его дальнейшей жизни. Оно дало ему не только знания и навыки, но и широкие возможности для общения с представителями европейской интеллигенции. Благодаря этому Мазепа обрел много полезных знакомств и передовых идей, которые он применял в своей политической деятельности. Вернувшись из Польши, Мазепа активно приступил к политическим начинаниям в Украине. Он стал участвовать в козачьих кругах, и своим умом и каризмой он привлек внимание гетмана Петра Дорошенко.
Именно это знакомство стало отправной точкой для дальнейшей карьеры Мазепы в сложный период истории Украины. Читайте также: Что представляет собой техническое средство и какие примеры можно привести? Образование и политические начинания В образовании и политических начинаниях Иван Мазепа был крайне активным и амбициозным. Он получил прекрасное образование в Киевской братской школе, где изучал гуманитарные науки и основы политической теории. Его учебные успехи были впечатляющими, и он был признан одним из самых талантливых студентов своего времени. После окончания образования Мазепа начал свою политическую карьеру и скоро стал одним из ключевых деятелей в политической сфере Украины. Он был назначен секретарем гетмана Ивана Самойловича, который был его наставником и научил его многим политическим уловкам и мастерству правления. Благодаря своим качествам руководителя и дипломата, Мазепа быстро приобрел репутацию влиятельного политического лидера.
Он умело управлял своими владениями, поддерживал связи с другими государствами и привлекал инвестиции в экономику Украины. Благодаря его усилиям, Украина стала одним из самых процветающих государств в Восточной Европе. Кроме экономического развития, Мазепа также уделял внимание культурной сфере Украины. Он поддерживал художников, музыкантов и писателей, создавая условия для развития национальной культуры. Благодаря его усилиям, в Украине появились многие известные литературные произведения и художественные шедевры. Образование и политические начинания Ивана Мазепы сыграли решающую роль в истории Украины.
Иван Степанович Мазепа
Иван МАЗЕПА | Исполняя королевские поручения к гетманам, Мазепа проявил ум, сметливость и верность польской власти. |
Мазепа Иван Степанович. 50 знаменитых любовников | Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска. |
Иван Степанович Мазепа - биография и семья | Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры. |
Смерть Мазепы. 300 лет тому назад | В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. |
Код Мазепы / Территория истории | Иван Степанович Мазепа — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского (1687—1704) с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства. |
Читайте также:
- Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
- По следам легендарной жизни
- Читайте также:
- Панихида по гетману Мазепе в лавре. Черти учатся у бандеровцев | 360°
- Иван Мазепа краткая биография
Мазепа: гетман, меценат, изменник
Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. Исполняя королевские поручения к гетманам, Мазепа проявил ум, сметливость и верность польской власти. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни | Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. |
В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе | Исполняя королевские поручения к гетманам, Мазепа проявил ум, сметливость и верность польской власти. |
«История гетмана Мазепы: мифология предательства» | | В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. |
Код Мазепы | В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. |
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы | Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера. |
«История гетмана Мазепы: мифология предательства»
В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. сторонника Русского мира, но изменил гетману и переметнулся на сторону польского короля. Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Мазепа не поехал к Дорошенко, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей». 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого. Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры. О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным.
В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе
Иван Мазепа - гетман, политик, меценат | Istorium | О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. |
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы — | Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. |
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Однако Иван Мазепа так и не сумел найти общий язык с Запорожьем, куда стекались недовольные промосковским курсом гетмана, в 1692 году подавил восстание Петрика Иваненко, пытавшегося при помощи союза с крымскими татарами присоединить к Гетманщине Правобережную Украину, Слобожанщину и отделить ее от Московского царства. В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. Весной 1704 г. После конфликта с фастовским полковником Семеном Палием, который с 1700 года участвовал в украинско-польской войне на Правобережье, и честолюбивые намерения которого казались Мазепе угрозой собственному гетманскому положению, безосновательно арестовал его а Петр I сослал в Сибирь и присоединил к Гетманщине правобережные полки, количество которых увеличилось до семи.
Эти переговоры велись в тайне вплоть до 1708 года — Мазепа предпочел дождаться решающего сражения в Северной войне, которую в 1700 году Петр I начал против шведского короля Карла XII. Но осенью 1708 года, получив от Петра I приказ направить войска на помощь русской армии, в то время как вся Украина была беззащитна перед нападениями со стороны Крымского ханства, Иван Мазепа отказался подчиниться и объявил о союзе с Карлом XII, с которым было заключено соглашение, предусматривавшее политический статус Украины как независимого государства с обеих сторон Днепра.
Такой поступок наказывался смертью, но король ограничился изгнанием. Юноша вернулся к родному очагу.
Следующая страница его биографии — легендарная история, подарившая сюжет Байрону поэма «Мазепа» и французским художникам-романтикам. Мазепа посещал жену соседа-шляхтича Фальбовского, в отсутствие мужа. Однажды тайна раскрылась. Мазепа пытался уверить пана, что здесь впервые, но слуга пояснил: юный пан бывал в усадьбе столько раз, сколько волос у меня на голове.
В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну.
Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством.
Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве.
Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню.
С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку.
Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа.
Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России.
Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе.
Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма.
Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин.
Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?
Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах.
В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках.
Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского.
Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми».
Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути.
Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно.
Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки.
Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника.
Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков.
Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия.
Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра.
Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России.
С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове.
Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков.
К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры Молдавия. И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте — 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» - молодой позавидует, и тут на тебе — такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой один орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи чего стоит , и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства. Я думаю, он поверил в непобедимость Карла. После побед шведов над Саксонией, Польшей, после сокрушительного поражений русских под Нарвой вся Европа признала Карла непобедимым — «новым Александром Македонским». И Мазепа выбрал с его точки зрения беспроигрышный вариант — стал на сторону «непобедимого Карла». Исходя из всего выше наведённого, мотив Мазепы предельно прост и понятен: как самый богатый, он стремился лишь к сохранению своих несметных богатств и власти. Поэтому, перефразируя Тараса Бульбу, и сдох, пропал бесславно, как подлая собака! Я приведу вам такой житейский пример, наверняка и вы, если внимательно присмотритесь, найдёте что-то подобное и в своём опыте… Это был ещё СССР. Сосед по лестничной площадке, работая забойщиком в шахте, насобирал денег и купил в тридорога, с рук, подержанную «Волгу». Лелеял её, мыл ежедневно, выезжал только по праздникам. И тут подвернулась возможность поехать «на север» на заработки. Через год он вернулся. Первым делом побежал в гараж к нажитой непосильным трудом «Волге»… Открыл гараж и умер — инфаркт.