Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня. На первую неделю Великого поста приходятся самые строгие ограничения, поскольку Церковь хочет провести верующих к Богу через молитвы. Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий.
Как Великий пост влияет на здоровье человека
Все эти четыре годовых поста были известны еще в первые века христианства. Так, в беседе святителя Льва Великаго папа Римский 440-461 гг. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятьдесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний. Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». При таком строгом определении сего правила неции ищут, чего ради разрешается пост среды и пятка в вышеисчисленных седмицах, и находят к решению сего следующее винословие. Праздники: Рожества Христова и по нем 10 дней, и Богоявления, и седмица Святыя Пасхи разрешены от поста среды и пятка, в честь родившагося, и явившего нам Тройческое Божество, и, наконец, победившаго смерть обдержащую весь род человечь, Исуса Христа Сына Божия. Седмица же по сошествии Святаго Духа, в честь Его к нам пришествия и вечнаго с нами пребывания.
А седмица по мытари и фарисеи: ибо с недели мытаря и фарисея начинается Постная Триодь, а сие начало и ведет наш разум к безвиновному началу всех Богу Отцу. А потому Святая Церковь в честь етаго начала-Бога Отца и освобождает нас на сию седмицу от поста среды и пятка, воздавая сим разрешением равночестие Святей Троице, положив на каждое Лице Ея разрешенныя времена от поста среды и пятка. Неделя же сыропустная, хотя и при воспрещении от мяса, но разрешается на скоромную пищу, не исключая среды и пятка, в воспоминание нашего горькаго вкушения еще в Едеме от плода древа познания добра и зла, в лице нашего перваго прародителя Адама. По сему убо в неделю сию и воспоминается изгнание Адама из рая и со всем потомством его. Для того Святая Церковь сие попущает нам, как бы на самом деле олицетворить в праотце нашем бывшее падение во Едеме, дабы и паки потом обратились мы ко взысканию потерянного нами блаженства строгим соблюдением поста, во одном его сухоядении, на что и положены нам следующия пять дней первыя недели Великаго Поста» «Устав» святителя Арсения Уральского. Но при этом следует, однако, помнить, что пост для нас есть «воздержание, а не изнурение».
Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост — это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. Иоанн Златоуст. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» Триодь Постная. Слово пастыря …Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно.
Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм.
Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии. Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я! Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост.
После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов. Питаться весной приходилось очень скромно. Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев. При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова. С приходом христианства многовековая «традиция» вынужденного весеннего голодания была искусственно преобразована в форму Великого 40-дневного поста. Но столь суровое испытание для организма наносит серьезный урон здоровью. Вред сорокадневного поста Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система. Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост.
Он приходится на 19 августа. В этот день можно есть рыбу и горячую пищу. Во Время великого поста подобных праздничных дней больше, из-за чего послабления в еде происходят чаще. Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы: что означают и когда наступают в 2022г По церковным правилам, на период Успенского поста верующие должны полностью воздерживаться от пищи животного происхождения — мяса и мясных изделий, рыбы, морепродуктов, яиц и молочных продуктов. Соблюдение поста носит рекомендательный характер, так как бывают ситуации, когда человек в силу состояния здоровья или других жизненных обстоятельств не может исключить мясо и молочные продукты из рациона. Во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально. Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который празднуется 28 августа, не входит в пост, если не выпадает на среду или пятницу. В 2022 году праздник состоится в воскресенье. Что нельзя делать?
Что такое пост – значение в православии, виды постов и как правильно их соблюдать?
Когда кончается Великий пост, строгий режим, к которому привык человек, сразу нарушать нельзя. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим». Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения[3].
Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?
Строгий пост Пост перед Пасхой является не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста — Страстную Седмицу". По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды. Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у друга прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют.
Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу.
Смысл в другом. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься? Некоторые люди решают поститься "за компанию" или "из любопытства" и на 48 дней отказываются от мяса, молочных продуктов и алкоголя. Вот только пост — это в первую очередь не воздержание от еды, а духовное очищение. Человек избавляется от грехов и страстей, учится жертвовать собой, проявляет смирение. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души.
Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста.
Также православные посты накладывают ограничения на развлечения, различные увеселительные мероприятия. Современные люди зачастую подвержены зависимостям от компьютерных игр, просмотра телевизора и развлекательных программ, а также от социальных сетей и виртуального общения.
Необходимо максимально ограничить такое времяпрепровождения. Одной из распространенных благочестивых традиций в православные посты является помощь ближним. Подаяние милостыни, помощь больным, пожертвования и другие добрые дела, которые позволяют сосредотачиваться не на себе, а на близких и нуждающихся людях. Важно понимать, что смысл и главная задача поста не в отказе от определённой пищи, а: 1 тренировка воли, способности к самоограничению, отказу от желаемого, но излишнего; 2 духовное очищение, раскаяние в грехах, усиление молитвы. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Рождественский пост Рождественский пост начинается 28 ноября. Он длится 40 дней, и завершается празднованием Рождества Иисуса Христа 7 января. Первые упоминания о Рождественском посте встречаются в летописных документах IV века и длился он всего 7 дней у некоторых христианских общин дольше. Продление поста до 40 дней, до самого Рождества Христова, было принято в 1166 году.
Монастырским уставои разрешено употребление пищи с растительным маслом во все дни, исключая среду и пятницу. В праздничные, субботние и воскресные дни допускаются к употреблению рыба и морепродукты. Исключение — заключительная неделя поста. В Рождественский Сочельник существует традиция полного воздержания от приёма пищи. Трапезу начинают только с появлением в небе первой звезды. Важно отметить, что монастырский устав не распространяется на мирян. Мера поста определяется по согласованию с духовником исходя из собственного здоровья и духовных сил. Пост представляет собой 40 дней Четыредесятницу , когда христианин приносит покаяние перед Богом.
Послабления также распространяются на беременных, кормящих и недавно родивших женщин. Тем, кто был освобожден от поста, шариат предписывает восполнить его, когда они будут в состоянии это сделать. Если в дневное время мусульманин непреднамеренно забылся и случайно что-то съел или выпил, пост можно продолжать. Разрешается также пробовать пищу, но не глотать ее. В случае, если днем в носоглотку случайно попала вода, например во время омовения, это также не считается нарушением поста, но придется уплатить садаку. Деньги кладут в специальный ящик при входе в мечеть или отдают имаму. При этом мужчина выплачивает налог за себя и своих несовершеннолетних детей. А за жену налог не выплачивается. В случае, если жена обеспеченнее мужа, то налог на детей выплачивает она. Чем кредитные организации заменят выдачу займов под проценты Как раздавать садака в Рамадан В некоторых случаях, если за время поста верующий мусульманин нарушил правила, он может принести милостыню-искупление фидия-садака.
Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост
То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира.
А если выразиться точнее, то не просто разрешалось, но даже предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней. Единственное исключение из этого общего правила составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста. Смысл поста Чего мы добиваемся постом? Основная цель поста — очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост «врачевством, истребляющим грех». Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и животные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а также в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживающей телесные порывы. Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека и от душевных страстей. Согласно святому Иоанну Златоусту , пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется «страстоубийцей» и «лекарством, очищающим от страстей». Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помыслов. Как говорят богоносные Отцы, одно из самых действенных орудий для борьбы со скверными помыслами — пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост «многую в помыслах наших творит тишину... Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника , «ум постника молится трезвенно» и «ум воздержного — храм Святого Духа, а ум чревоугодника — жилище ворон». Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что «пост — оружие для ополчения против демонов». А по словам Евфимия Зигавина «пост — великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям. С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост — «благих ходатай», как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского , «пост — основание добродетели». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин — «защитником всякой добродетели». Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин — очищение своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум»; верующий должен стремиться к более высокой цели — богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост — путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати. В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на образы двух великих пророков: Моисея и Илии. Боговидец Моисей подготовился сорокадневным постом к восхождению на гору Синай, где он видел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона». То же самое можно сказать и о пророке Илии. Василий Великий пишет: «Пост сделал Илию зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку». Препятствия на пути поста 1. Предполагается, что такой духовный подвиг христианина, как пост, неизбежно связан с трудами и усилиями. И, конечно, не случайно церковные песнопения великой Четыредесятницы — самого продолжительного и тяжелого поста — называют это постное время «великой пучиной», переплыть которую призваны верные, или «поприщем добродетелей», которое должны пройти «хотящий страдальчествовати», «препоясавшеся добрым поста подвигом». Когда мы хотим взять на себя подвиг поста, то мы встречаем различные препятствия к нему. И самое большое из них — сам дьявол , наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник — как называет его Василий Великий — то нагоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас потщеславиться своим постом перед окружающими. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь. Воля падшего человека, слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца. Мы легко склоняемся на внушения «сопротивных помыслов», попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг. Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость. Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься — дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни. Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни. Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см. В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф. Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства. А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»? Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам? Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается? Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительности они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви. Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные — как мы уже говорили — ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные — их пищевая ценность. Постная пища должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело — съесть немного икры, а другое дело — рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день. Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда? Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей. Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сторону вопроса. Здесь могут быть два случая: а действительная болезнь и б воображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила. Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся. Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу например, молоко , которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни.
Маленькие детки, очень пожилые люди. Они, конечно, могут пост не держать", — рассказали они. По их словам, если человек, который болен, но может сам прийти в храм, можно обратиться к священнику, чтобы он дал благословение не поститься. В свою очередь медики отмечают, что люди с ослабленным здоровьем должны очень серьезно подойти к вопросу соблюдения поста, особенно те, кто это будет делать в первый раз. Они отмечают, что если человек принял решение строго держать пост, ему нужно посоветоваться с лечащим врачом. Особенно это касается людей, у которых есть проблемы с психикой, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистые заболевания. Службы Великого поста В это время церковь совершает особые богослужения. Всегда в воскресенье вечером накануне поста проводится вечерня с чином прощения. В первую неделю поста читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — это очень длинный и самый древний канон, написанный в VII веке. Во время Великого поста будут поминальные службы родительских суббот, в этом году они придутся на 30 марта и 13 апреля.
Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа. Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали.
Строгий пост в наше время. О пользе и вреде
Строгий пост в православии — это период времени, когда верующие отказываются от определенных продуктов, следуя строгим правилам питания. Не рекомендуется следовать строгим правилам поста беременным и кормящим; детям и пожилым; людям с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, диабетом, онкологией и различными хроническими заболеваниями. Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий. Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели. Многие люди задаются вопросом: «В строгий пост, что можно есть и чем он отличается от нестрогого поста?». Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней.
Успенский пост 2022: значение, календарь питания по дням
Олег несколько лет возглавлял строгие монастырские кухни, а потому лучше многих знает о кулинарных особенностях поста. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая).
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития.
Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение. Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих.
Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию.
А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу.
Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных.
Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки.
Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания.
О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост!
Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод.
В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше.
Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом.
Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица.
Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост. Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе.
Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней.
Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери.
Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом. Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу.
Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов.
Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье. Тут милость Владычицы простирается не только на наши души, но и на наши тела, даруя тем и другим здравие. Читайте также: Успенский пост в 2022 году Петров пост летом Он начинается в разное время через седмицу после Пятидесятницы , а заканчивается всегда в один и тот же день — 11 июля.
Поэтому продолжительность его бывает разной: от 8 дней в случае поздней Пасхи до почти продолжительности Великого поста, когда Пасха бывает самой ранней. Этот пост не строгий — по строгости он соответствует Рождественскому. Однако, по моему мнению, он самый тяжелый для плотского воздержания супругов.
Таковым его делают следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, воздержание в пище тут не особо строгое, отсюда и большее разгорание в плотских удах. Ибо, как говорят святые, когда мы ублажаем чрево, то этим возбуждаем и то, что ниже чрева.
Во-вторых, как уже было сказано, длина сего поста меняется. Поэтому для подвижника, привыкшего к тому, что сей пост идет несколько дней или пару недель, будет неожиданностью, когда он продлится, как это иногда бывает, — больше месяца. В-третьих, сей пост бывает летом, когда очень жарко.
И, это уже чисто ноу хау нашего времени, многие люди, в частности, женщины ходят полуголыми, а на пляжах, особенно на нудистских еще одно наше отвратительное ноу хау вообще голыми. Что, безусловно, возбуждает плоть и у порядочных людей! Все это вместе взятое и делает сей пост особенно тяжелым для плотского воздержания.
Это надо иметь в виду, чтобы не смутиться, но быть готовым к таковой тяжелой брани в это время с блудным бесом. Как говорит по сему и подобным ему поводам святой пророк и псалмопевец Давид: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. О различии жизненных циклов древних и нынешних христиан Следует обратить внимание и на такое важное для постящегося объективное обстоятельство.
Дело в том, что в древности подавляющее большинство христиан были крестьянами, поэтому так и созвучны эти два слова. А как известно, у крестьянина основная трудовая нагрузка припадает на весну посевная и конец лета-начало осени уборка урожая. Остальное время его жизненного цикла, особенно позднюю осень и зиму, для него можно считать относительным отдыхом.
Учитывая это, Господь и Церковь установили время двух основных больших постов Рождественского и Великого на самый конец осени, зиму и начало весны. Когда крестьянин, отдохнувший от своих трудов, приходит к этим постам, особенно к Великому, со свежими силами, позволяющими ему благополучно пройти их поприще. Теперь посмотрим на жизненный цикл нынешнего христианина.
Он трудится в течение года, а отпуск то есть отдых берет, как правило, летом.
Дополнит рацион компот из фруктов. Соблюдающим строгий день можно есть фрукты и овощи, орехи и сухофрукты. Салат из морской капусты дополнит рацион и станет богатым источником витаминов, а запеченная или паровая рыба придется по душе домочадцам. Соблюдающие пост могут приготовить оригинальные постные блюда, чтобы порадовать семью: вареники с картошкой и зеленью, солянку с грибами, томленую в глиняных горшочках, и рис с овощами. Употреблять горячую пищу нельзя, однако можно обогатить рацион орехами и свежими фруктами, а также сделать салаты. Источником витаминов послужат травяные настои.
Можно добавить в меню маринады и соленья, а также побаловать близких овощным рататуем, фаршированными грибами с рисом и перцем, а также запеченной тыквой с сухофруктами. В меню включают зелень, фрукты и овощи, чтобы не было дефицита клетчатки и витаминов. Кроме того, побаловать себя можно горячими зимними напитками. Верующие едят продукты, не прошедшие термической обработки. Последние дни поста самые сложные, поэтому важно менять рацион питания. Тефтели из гречневой крупы с грибами в томатном соусе с пряностями прибавят разнообразия, и к ним прекрасно подойдут макаронные изделия.
Великий пост 2023: начало и конец — даты Даты Великого поста меняются каждый год. По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. За несколько недель до заветной даты можно сократить употребление мяса. Вместо него используйте белок растительного происхождения. А за неделю до начала Великого поста рекомендуется убрать из рациона все кисломолочные продукты.
Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их. В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных. В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах. Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса. Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан. В утреннем богослужении читают Евангелия Святых Страстей Христовых, а на вечернем — выносят плащаницу и поют канон о распятии Господа. Великая суббота наполнена воспоминанием о сошествии Христа в ад. В этот день освещают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском Храме сходит Благодатный огонь. Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым. Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни. Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители. Это девятый месяц исламского лунного календаря, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост. Строгий пост соблюдают также и католики, однако он отличается, во-первых, датами (из-за разницы в календарях). Строгий пост соблюдается только перед Пасхой или в дни Адвента, которые начинаются с четвертого воскресенья до Рождества и заканчиваются 25 декабря. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий.
Что можно есть в пост
О пользе и вреде Строгий пост в наше время. О пользе и вреде 03. Так вместо добродетели умеренного ограничения, мы уходим в крайности, вредящие: и телу, и душе. Сохранить ссылку на статью: Как часто можно слышать, даже в наши дни, о безмерных подвигах тех, кто до единой йоты соблюдает пост, наперекор рекомендации врачей. Написано в книге: сухоядение — и она ничего не варит, написано: без масла — и она, бедная, жует капусту и запивает водой. Всем рассказывая о строгости своей жизни, она думает, что уже при Боге, когда вместо этого, обделена и в малых духовных плодах. Конечно, со временем, она бросит непосильный пост, но он уже отрицательно повлиял на телесное и душевное состояние.
Дело в том, что все аскетические меры писались в то время, когда экология планеты отличалась от современной. При приготовлении хлеба не использовали химию, рыба не отравлялась радиацией из разрушенной японской атомной электростанции, молоко брали от здоровых коров, в творог не добавляли пальмовое масло, да и каши готовились из цельного зерна, а не заливались кипятком из чайника. Люди в древности ели здоровую пищу, и обладали куда лучшим здоровьем, чем мы сейчас.
Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если лицемерно постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа.
Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя - Христа". Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим". Какие посты установлены Церковью Некоторые из православных постов постоянно бывают в одни и те же месяцы и числа, другие - в разные числа, поэтому православные посты делятся на преходящие и непреходящие. Посты могут быть также многодневными и однодневными. Многодневные посты, соответствующие четырем временам года и положенные Церковью перед великими праздниками, четыре раза в год призывают нас к духовному обновлению во славу Божию, так же как четыре раза в год обновляется во славу Божию сама природа.
Посты духовно приготовляют нас к участию в святой радости грядущих праздников. Церковь установила два многодневных преходящих поста - Великий и Петров, дата которых устанавливается в зависимости даты Святого Воскресения Пасхи , и два многодневных непреходящих - Успенский или Богородичный - с 1 по 14 августа по старому стилю - и Рождественский или Филиппов пост - с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю. Однодневные посты, установленные Церковью, - пост в день Воздвижения Креста Господня - 14 сентября по старому стилю , пост в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа по старому стилю , пост в навечерие Богоявления Господня - 5 января по старому стилю. Кроме того, на протяжении всего года хранится пост среды и пятницы. Как поститься в среду и пятницу Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его. Святитель Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа".
Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу, "аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен". Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Большую часть дней среды и пятницы в году если они не приходятся на дни больших постов разрешается сваренная растительная пища с елеем.
В летний и осенний мясоеды периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие канун, сочельник Рождества Христова обычно день строгого поста , случившееся в субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом. Сплошные седмицы седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1.
Святки - с 7 до 18 января 11 дней , с Рождества до Крещения. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста. Сырная масленица - неделя перед Великим Постом разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса. Пасхальная Светлая - неделя после Пасхи. Троицкая - неделя после Троицы неделя перед Петровым постом. Как поститься в навечерие Богоявления Господня Этот однодневный пост называется так же, как навечерие праздника Рождества Христова, - сочельник, или сочевник.
К хранению поста в навечерие Богоявления побуждает благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и Уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, "дондеже освятятся водным краплением и причащением, то есть питием". В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана, как в Рождественский сочельник, один раз, после Божественной Литургии. На трапезе правилом Церкви постановлено вкушать с елеем. По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зерен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, меда. Как проводить дни масленицы Последняя приготовительная к Святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища.
Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, "дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста". В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Как поститься в Великий пост Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы. В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи.
В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы если он приходится не в Страстную седмицу и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную седмицу предписывается пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи. Итак, пост в Святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит в воздержании не только от мясных и молочных продуктов, но даже и от рыбы и от растительного масла; состоит в сухоядении то есть без масла , а во время первой седмицы - первые два дня предписывается проводить вообще без пищи.
Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей". Как поститься в Петров пост Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем пост Четыредесятницы.
Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - сухоясти то есть принимать растительную пищу без масла в девятый час после вечерни. В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется растительная пища с маслом. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во Дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, разрешается рыба. Как поститься в Успенский пост Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным духовно и физически , тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве.
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей. Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от св. После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу. В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.
Как поститься в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила однодневный пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом. В Уставе Церковном пишется, что "достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети".
Сухофрукты, орехи, семечки и многочисленные блюда из них, например, витаминые конфеты. Зелень и пряности во всех видах: они способны разнообразить любые блюда. Соевые продукты: майонез, йогурт, молоко, творог и сыр. Другие виды растительных продуктов: миндальное молоко или кокосовое молоко. Хлеб грубого помола и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. К нему относится лаваш, простые лепешки , хлеб из ростков пшеницы и др.
Некоторые маргарины содержат молоко. Такие маргарины не постные. Хлеб иногда содержит «vegetable shortening», это смягчитель или разрыхлитель, который готовят из растений. Такой хлеб постный. Просто «shortening» может быть «animal shortening», то есть приготовленный из жира животных. Такой хлеб не постный. Специи разрешаются, однако использовать их лучше умеренно. Когда можно есть в Великий Пост? Есть можно один раз в день, в обед или ужин; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером.
Примечание: Количество еды можно определить самостоятельно исходя из индивидуальных потребностей организма. Стоит заметить, что правила Поста, рекомендованные Церковым уставом, относятся к монашескому образу жизни, а для светских людей есть существенные послабления в Великий Пост. Вместе с тем, предлагаемый порядок питания с точки зрения секретов правильного здорового питания кажется весьма эффективным. Воздержание от пищи до обеда или даже ужина позволяет организму эффективнее освободиться от токсинов, не нагружая его новыми порциями. Пост — это имеет много общего с питанием по чувству голода, а не по времени или социальным установкам например, навязанным обеденным перерывом на работе итд. Достаточно проголодавшись мы способны выбирать именно те продукты, в которых наш организм нуждается именно сейчас. При таком режиме пища лучше усваивается и мы получаем из нее максимальное количество полезных веществ. Всегда нужно помнить, что превыше подвига в соблюдении Поста — ваша разумность. Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас.
Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу.
Необходимо индивидуально подобрать такое количество ежедневной пищи, чтобы сохранилось желание молиться, но, при этом, имелась возможность выполнять каждодневные дела на работе и дома. Если идет пост, а у вас тяжелая болезнь, например диабет, и врач рекомендует есть отварную говядину, то зная о том, что строгость в пище приведет к непоправимым последствиям для здоровья тела, грехом станет именно отказ от мяса. Игра в духовность, через непомерную строгость в пище и непосильный молитвенный подвиг, не приведет ни к чему полезному. Возрастет лишь самомнение, противное Богу. Как писал Алексей Ильич Осипов: «богатыри не мы». Лучше вспомним об отношениях с людьми.
Примиримся со всеми. Если невозможно найти взаимопонимания, то хоть перестанем осуждать. Наша задача одна — прийти в смирение. Средств к этому множество.
Пост: 5 степеней строгости
Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели. Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. Это еще и самый строгий пост, особенно в первую (полное воздержание от пищи) и последнюю неделю (в пятницу и субботу полное воздержание от пищи) перед Светлым Христовым Воскресеньем. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге.
Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост
Пост: 5 степеней строгости | При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня. |
Правила питания и примерное меню в строгий пост | Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. |