Новости что даёт соборование человеку

Таинство Соборования не обязательно всегда приводит к физическому исцелению человека.

Сколько раз в году можно собороваться?

Люди, которые, страдая определенным недугом, многократно приступают к соборованию, проявляют маловерие. Если по объективным причинам человек не успел исповедоваться до Соборования, нужно исповедоваться после совершения Таинства. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарующее оставление тех грехов, о которых человек забыл. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями.

Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния. Получается, что человек участвует в Соборовании для того, чтобы простились забытые грехи. И вот таинство Соборования – одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания (когда уже невозможно его причастить), но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться

В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию. В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Соборование перед смертью». Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Если у человека нет серьезного недуга, частое соборование неуместно. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным.

Соборование: вопросы и ответы

Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. Если человек опоздал на богослужение, может ли он участвовать в Соборовании? Церковь говорит, что если человек успел получить даже одно помазание — оно будет действенным. Однако священники рекомендуют все-таки отнестись к этому вопросу как можно ответственнее и приходить на службу заранее, а в случае опоздания пособороваться в другой раз. Как часто можно собороваться Традиционно христиане, даже здоровые, участвуют в Елеосвящении раз в год. Если кто-то внезапно заболел тяжелой болезнью — можно приступить к таинству по необходимости. Что мы ожидаем от Соборования Даже среди православных людей существует предвзятое представление о Соборовании как о «последнем помазании», а значит, к нему приступают тогда, когда надежды на выздоровление нет. Бытует также представление, что сам обряд может привести к скорому концу. Конечно же, такие суждения в корне неверны. Как уже говорилось выше, Елеосвящение — это таинство, приносящее в первую очередь исцеление души от грехов, вследствие чего может прийти и излечение от физических недугов. О Соборовании перед смертью Таинство Соборования действительно часто совершается над умирающими людьми.

Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: — О назначении Таинства Соборования говорится в послании святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования.

Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате. Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался.

Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание? Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить. Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу. И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку. И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти. И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет. Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю. Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности. Проповедь перед началом Соборования — это тоже способ донесения до людей церковного мнения по поводу этого Таинства. Мы просим у Бога исцеления в этом Таинстве, но если оно не придет, то только по двум причинам. Либо мы не участвовали в этом Таинстве, не молились, а, скажем, считали, сколько раз священнику еще помазывать, либо потому что мы Богу нужнее больные. Такое тоже бывает. Значит ли, что Таинство должно употребляться над людьми, находящимися только в сознательном состоянии, потому что это подразумевает текст апостола Иакова? Нет, не убежден, но руководствоваться этим критерием нужно. Ко Христу приносят человека парализованного и верят в то, что Христос может его исцелить. Перенося это на нашу ситуацию, я мог бы сформулировать позицию так. Если я точно знаю, что этот человек церковный, он исповедовался, причащался, ходил в приход, но заболевание привело к тому, что он оказался в коматозном состоянии и не может больше активно принимать участие в Таинствах, я совершу Соборование над человеком, находящимся в бессознательном состоянии. Я считаю возможным Причастие Кровью именно такого человека, если он может совершать глотательные движения. Но только в случае, если этот человек церковный. А если он абсолютно чужд Церкви, то, даже если меня об этом просит его церковные родственники, все-таки я бы воздержался и ограничился молебном о здравии. В каком случае еще можно воздержаться от Соборования? В западной традиции, которая была вплоть до Второго Ватиканского Собора, соборовали только перед смертью. Так и называлось: последнее помазание. Почему у них это называется последним помазанием? По одной причине: человек уходит в иной мир и надо, чтобы тот грех, который был на его душе, его оставил и он бы пришел к Богу с чистой совестью. Отсюда традиция помазания всех частей тела, которые грешат. Рассмотрим случаи, когда многие прибегают к Таинству Соборования над человеком, который уже умирает. Его ничто уже не может поднять от одра болезни, кроме чуда. Сам человек уже пожилой и может быть, внутренне имеет желание прийти к Богу. Здесь, мне кажется, и не нужно совершать Таинство Соборования. Потому что оно говорит четко о том, что «восставит Господь человека от болезни», а у нас есть прекрасные молитвы, которые напутствуют человека к смерти. Во-первых, это исповедь, потом — Причастие, потом — Канон на разлучение души от тела. Это все то, что помогает человеку прийти в иной мир. А в противном случае получается, что Таинство Соборования, которое у нас есть в Требнике, противоречит логике. Мы просим — «восставь» чтобы человек выздоровел, а сам человек этого не желает. Он, наоборот, желает отойти ко Господу. Священник Александр Степанов: Здесь встает вопрос и о негативных сторонах, которые могут быть также явлены. Мы видим, что часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, мы видим, что люди часто вкладывают в это Таинство смысл, далекий от тех смыслов, о которых мы сегодня говорили. Священник Александр Глебов: Да, действительно, много случайных людей приходят на Таинство Соборования. Святейший Патриарх Алексий сказал следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей». Поэтому я хочу предупредить, что если батюшка в вашем приходе начнет говорить, что в посту надо всем непременно собороваться и желательно каждую неделю и несколько раз, и желательно всей семьей, то не спешите выполнять услышанное. Нужно вспомнить предостережение нашего Патриарха о том, что цели подобных призывов всегда очень далеки от содержания самого Таинства. Здоровые люди, а тем более дети, собороваться не должны. Потому что весь чин Таинства Соборования ориентирован на человеческий недуг, на человеческую немощь и болезнь, и если у человека нет такой болезни, то совершение Таинства Соборования неправомерно. Если человек здоров, то он должен прийти и на исповедь, а после исповеди причаститься Святых Христовых Таинств, в которых мы получаем, и прощение грехов, и исцеление души и тела, и становимся наследниками вечной жизни с Богом. Вот это позиция и Святейшего Патриарха и нашего священноначалия и многих из моих собратьев по алтарю Господнему. Я хочу, чтобы это позиция была донесена до наших прихожан и Соборование все-таки было осмысленным, потому что это церковное Таинство, а не магическое действие. Священник Евгений Горячев: Я еще хотел бы затронуть вопрос о злоупотреблениях в связи с темой прощения забытых грехов. Я убежден, что это богословская спекуляция. Получается, что человек участвует в Соборовании для того, чтобы простились забытые грехи. Следующий тезис вообще кощунственный и не имеет ничего общего с Евангелием. Грехи, которые стыдно высказать, оказывается, прощаются. Многие идут на Соборование с тем, чтобы именно в этих грехах получить прощение. На мой взгляд, это ошибка, потому что действительно грехи бывают вольные и невольные, от юности, от зрелости, и так далее.

Далее у апостола Иакова говорится: «Исповедуйте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» Иак. Это указывает на то, что мы должны в грехах каяться. Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания. Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов.

Кратко о важном. Что такое соборование?

Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования? Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия.

Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей.

Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч.

Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия. Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия.

Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям.

В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия. Как использовать елей после Соборования?

Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась». В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом. В Нем «все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» 1 Кор. О веществе таинства Елеосвящения Елей масло занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом. В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом. Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных Лев. Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» Ис. В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит: «Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.. В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствов ал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека. Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Симеон, архиепископ Со-лунский. Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы. Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-вани ем одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шител ьную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая, я При отсутствии смертельной опасности для больного нет осований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны.

Но главным смыслом соборования является отпущение даже тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих. Не соборуют только детей до семи лет, так как они не совершают осознанных грехов. Соборование является одним из семи церковных таинств и отличается от молебна или литургии. Если во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся на прощение и милость Бога, то во время таинств на человека снисходит божья благодать независимо от его заслуг. Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса: Так как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из Евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из Евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний. Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета.

Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения. И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое — вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное — общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье — не самоцель. Сила трех Таинств Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении. Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов — это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться Иак. Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно — он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.

Соборование: какие грехи прощаются?

Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. рассказываем в этом материале. Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние). Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством.

ЧТО ТАКОЕ СОБОРОВАНИЕ? ИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ БЕРЕГОВОЙ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА

Когда совершается Соборование Люди, которые живут последовательной церковной жизнью, обычно приступают к таинству раз в год — во время Рождественского или Великого поста. Елеосвящение осуществляется и во время других постов, а бывает, и по частным обращениям людей — в случае тяжелых болезней. Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. Если человек опоздал на богослужение, может ли он участвовать в Соборовании? Церковь говорит, что если человек успел получить даже одно помазание — оно будет действенным. Однако священники рекомендуют все-таки отнестись к этому вопросу как можно ответственнее и приходить на службу заранее, а в случае опоздания пособороваться в другой раз. Как часто можно собороваться Традиционно христиане, даже здоровые, участвуют в Елеосвящении раз в год. Если кто-то внезапно заболел тяжелой болезнью — можно приступить к таинству по необходимости.

Что мы ожидаем от Соборования Даже среди православных людей существует предвзятое представление о Соборовании как о «последнем помазании», а значит, к нему приступают тогда, когда надежды на выздоровление нет. Бытует также представление, что сам обряд может привести к скорому концу. Конечно же, такие суждения в корне неверны.

Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко.

Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе.

Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников.

Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: "Царю Святый... Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая "благочестивая традиция". Еще одна благочестивая традиция -- брать себе освященного масла с вином после соборования.

Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века.

Как совершается соборование умирающего Сила веры в Божью благодать была так велика, что умирающий и его окружение считали соборование последним необходимым событием в жизни. Так как смысл соборования состоит не только в избавлении от разных болезней и хворей, но и в отпущении грехов, то по логике человек должен рассказать священнику о том, что же он натворил нехорошего, в чём раскаивается. Такой рассказ называется исповедью.

Исповедь — это преддверие соборования. Исповедь особенно нужна для того, кто готовится к смерти, кому важно, каким он предстанет перед Господом, заслужит ли прощение, послабление. Исповедуясь, человек не только рассказывает о своих прегрешениях, но и испытывает сожаление о совершённом, внутреннее раскаяние в содеянном. После исповеди обряд соборования проходит с соблюдением чинопоследования, очерёдности всех чинов благословение, моление об умирающем, освящение елея, прочтение отрывков из Апостола и Евангелия. Бывает, что человек теряет сознание или умирает, но соборование будет доведено до конца. После чтения каждого чина священник помазывает елеем щёки, ноздри, губы, лоб, грудь, ладони и другие части тела умирающего.

В конце этой процедуры священник прольёт крестообразно елей на закрытое покрывалом тело соборованного, положит на голову Евангелие и прочтёт разрешительную молитву, прося Господа о благодати и милосердии для умирающего: о прощении грехов, об облегчении страданий. Городская Ритуальная Служба окажет помощь в организации и проведении похорон с соблюдением национальных и религиозных обычаев и традиций.

Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией.

Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло. Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий.

Соборование не заменяет таинство покаяния и не отменяет его. Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца.

Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами. Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам, кроме среды и пятницы?

Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования. Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане. Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам. Как правильно применять освященный елей, взятый из церкви?

Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы. Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать.

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. Соборование дает больному очищение внутреннего душевного мира, потому что ему прощаются прегрешения, которые он не указывал при исповедании по причине своей немощи. В настоящее время получило распространение слишком частое Соборование здоровых людей, не имеющих тяжёлых заболеваний. Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий