Новости анализ стихотворения лермонтова парус 6 класс

В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Одним из самых известных стихотворений това является «Парус».

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха. Смысл названия Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога — рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями.

Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года. Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него.

Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки.

Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус». Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта. Стихотворение просто — в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое. Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус — в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники — где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество.

Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь — море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное. Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы что ищет? Читайте также: Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс Динамику произведению придает наличие в нем глаголов, а противопоставление например, далекой — родном придает стихотворению насыщенность и образность, помогая читателю прочувствовать и глубже понять эмоции автора. Автор использует повторение определенных звуков для описания моря шипящих, для описания образа шума моря, бури. Темп замедляется в частях стихотворения с философскими вопросами, выводя их на первый план и оставляя на заднем плане картину окружающего мира, дополняющую проблему стихотворения, затронутую автором. Все стихотворение в целом — личность Лермонтова: это он сам, вечный скиталец, чувствующий, думающий, живущий ярко, ищущий среди бурь свое место в жизни.

Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема — одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем. Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море. Поэт желает энергичных решительных действий в условиях серьезной опасности.

Постоянное движение — неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему. В стихотворении возникает мотив гордого одиночества, который в дальнейшем будет серьезно разработан поэтом. Возвышение творца над толпой станет одной из основных тем зрелого творчества Лермонтова. Адаптации Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара, страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро[14]. Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн, написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков, создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы[15].

Художественные средства выразительности В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности. Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры. Это был краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Несмотря на то, что оно было написано поэтом в юном возрасте, уже тогда можно было увидеть его талант, как удивительно в нем сочетались глубокие внутренние переживания и зрелые рассуждения. И вот это сочетание можно увидеть в одном из самых известных его творений «Парус». Примечания Шанский, 1990, с. Лермонтов М. Письмо Лопухиной М.

Собрание сочинений: В 4 т. Институт русской литературы Пушкинский дом. Шанский, 1990, с. Анна Ахматова. Anno Domini. Поэма без героя.

Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева. Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки». Жанр, направление и размер «Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности. Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха. Смысл названия Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога — рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью.

Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Анализ парус лермонтов 6 класс

В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Анализ стихотворения това «Парус» Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 4 класс стоит кратко описать, что хотел донести в своем произведении автор до читателей.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. Рассмотрите акварельный рисунок М. Лермонтова «Парус» на с. Что общего и различного в них? Рисунок отражает главную тему стихотворения — одиночество, поиски смысла жизни. В центре рисунка мы видим маленький белый парус и огромное море.

Однако на наш взгляд, если рассматривать рисунок без стихотворения, то можно подумать, что автор изобразил маленький парусник в море, есть ощущение тревоги и грусти. В стихотворении же смысл более полный, глубокий, философский. Варламова «Белеет парус одинокий» на стихи М. Какие чувства выразились в нём наиболее ярко? Как вы оцениваете это музыкальное воплощение лирического произведения М.

Что нового оно открыло вам в стихотворении «Парус»? Хотели бы вы слушать этот романс ещё и в какие моменты своей жизни?

Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Краткое содержание Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Семнадцатилетнего Лермонтова уже тогда волновали проблемы поиска собственного пути и духовного становления.

Белеющий парус — это воплощенный образ самого поэта, его переживания, мысли, его ищущая мятежная душа. В начале повествования поэт рисует картину безбрежного моря, в голубых водах которого, сквозь туман просматривается одинокий парус. Неизвестно, от какого причала он отправился в путь, и к какой гавани он пристанет. Пока же, преодолевая бушующие волны и напористый ветер, он движется вперед. Белеет парус одинокий Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти. Она просит бури, чтобы забыться, и готова плыть против течения, покой не для нее, и не в нем она ищет счастье. Безмятежное, комфортное существование не может удовлетворить такую душу.

Ей нужна постоянная борьба, бунт, она страстно желает перемен и готова на пути к этому преодолеть любые расстояния и преграды. История создания Стихотворение появилось в непростое для Лермонтова время. Он оставил Москву, университет, где обучался на факультете словесности и переехал в Петербург, совершенно незнакомый и чужой ему город.

В стихотворении А. Пушкина так же, как и у М. Лермонтова мысли героя передаются с помощью описания окружающего мира.

Лермонтов описывает море, а А. Пушкин — село Михайловское и три сосны, растущие у дороги. Но лирический герой М. Лермонтова только задается вопросами о жизни, в то время как герой А. Пушкина уже нашел ответ: жизнь заключается в том, что время идет и поколения сменяют друг друга. Все три поэта обращались к философским темам, задавались «вечными» вопросами, но каждый из них по-разному воплотил это в лирических произведениях.

В анализе стихотворения "Парус" Лермонтова нужно отметить, что в этом произведении нашли отражения чувства, испытываемые юношей в тот период. До переезда в Петербург он учился в Московском университете на филолога, которым мечтал стать. Но потом бабушка поэта, очень любимая им, стала настаивать на его переезде в Петербург и поступлении в юнкерскую школу. Лермонтов долго размышлял о правильности своего решения, о дальнейшей карьере и судьбе - мысли об этом и стали основой для этого произведения. Особенности композиции Следующий пункт анализа стихотворения "Парус" Лермонтова - его композиция. Это три строфы, в которых есть четкое разграничение между парусом и лирическим героем. В первых строчках описывается изменчивый морская стихия, в последующих двух - эмоции героя, наблюдающего за парусом. Образы героев В анализе стихотворения "Парус" Лермонтова особое внимание стоит уделить образам героев произведения.

Следует отметить, что все образы - аллегоричны. Переменчивое бурлящее бушующее море - это жизнь, в которой так же все постоянно меняется, и человеку иногда нужно преодолевать препятствия и принимать верные решения. Парус - это символ свободы, одиночества. Эти два понятия были неотделимы друг от друга в понимании поэта. Но больше внимания уделяется переживаниям лирического героя, наблюдающего за тем, как парус борется с бушующим морем. Поэтому парус находит отклик у поэта. Лермонтов после ухода из университета чувствует такую же бурю в душе, которую искал парус. В анализе стихотворения "Белеет парус одинокий" Лермонтов описывает противостояние "человек-жизнь". Поэт размышлял о том, что человек остается одиноким в этой бушующей стихии, носящей имя "жизнь".

Он считал, что все люди одиноки среди таких же как они.

Сценарий урока "М.Ю. Лермонтов «Парус». Художественный анализ стихотворения" 6 класс

С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус». История создания В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива , он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж.

В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает. В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору.

Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель , ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус». Композиционное построение В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта. Образы Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного.

Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти. Художественные средства автора Продолжая анализ стихотворения М. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию парус - одинокий, море - голубое , антитезу кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной , олицетворение волны играют, ветер свищет , обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения. Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус» Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях.

Так, академик Дмитрий Лихачёв , вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира [5]. Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений 1840 [7]. Основная тема[ править править код ] Лермонтов. Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её» [9] : Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа 1828—1831 , которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу». Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» [10]. Авторское я спрятано. Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается. Местоимения я в тексте нет вовсе. Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта.

Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века. Что кинул он в краю родном. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице. Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Литературное направление Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию. Род Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру. Проблематика Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту. Тематика Основная тема произведения — одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы — вечная неизвестность впереди. Идея В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю — способность плыть дальше. Пафос Пафос стихотворения — утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Что кинул он в краю родном. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Анализ М. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Центральный образ стихотворения тоже двух планов. В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса. В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет — кинул, далёкой — родном вводит в стихотворение контраст. Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля. Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит. Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус. Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами. Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе — мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива. Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека — бабушки — он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу. В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь.

Cмысл стихотворения «Парус» Лермонтова

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет «в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном».

Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит».

Лермонтова сравнивает ее с морем, которое может быть и спокойным, и бурным, и светлым, и темным, а С. Есенина — с мглой, которая всегда темна и беспросветна. В стихотворении А. Пушкина так же, как и у М. Лермонтова мысли героя передаются с помощью описания окружающего мира. Лермонтов описывает море, а А.

Пушкин — село Михайловское и три сосны, растущие у дороги. Но лирический герой М. Лермонтова только задается вопросами о жизни, в то время как герой А. Пушкина уже нашел ответ: жизнь заключается в том, что время идет и поколения сменяют друг друга.

Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем.

Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей.

Многие поэты в своих произведениях обращались к «вечным» вопросам. Например, С.

Есенин в стихотворении «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и А.

Пушкин в произведении «Вновь я посетил…». Лирический герой стихотворения С. Есенина пытается найти ответы на вопросы «Кто я?

Он так же, как и герой произведения М. Лермонтова находится в поисках: он «мечтатель, перстень счастья ищущий во мгле».

М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты

Одним из них является стихотворение «Парус», строки которого знакомы любому человеку, знакомому с творчеством данного поэта. Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. это сам Лермонтов, а море - его жизненные испытания.

М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты

Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс) Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс. Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6,9 класс по плану «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6🔥 - Сочинения на разные темы Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком.

Анализ парус лермонтов 6 класс

Стих Лермонтова Парус анализ стихотворения. 07 декабря 2018 Екатерина Шмелева ответила: Основной мыслью в стихотворении "Парус" является одиночество и постоянные скитания. это сам Лермонтов, а море - его жизненные испытания.

ГДЗ Литература 6 класс (часть 1) Полухина. Парус. Размышляем о прочитанном. Номер №1

Анализ стихотворения 1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф? Какие эпитеты использует автор в обрисовке этого образа? Каким рисуется море? Какие контрасты используются автором. II четверостишие 1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках? Пейзаж бури. Отсутствие эпитетов, простые предложения, передают динамику движения. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе?

Направленность и цель поиска остается неизвестными.

Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи.

Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Что кинул он в краю родном?.. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе — эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему —проблему цели и смысла человеческого бытия. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч». В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. Стихотворный размер ямб, рифма перекрёстная.

Ключевая фраза "Увы! Стихотворение "Парус" было создано в дни перелома Лермонтова. Главная мысль заключена в строчках "Увы! В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество».

Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Лермонтов был очень взыскательным художником.

Из многих произведений, написанных в юности, ничего не было отдано в печать. Читатель после смерти Лермонтова познакомился с его юношеским лирическим творчеством, в котором нашлись незабываемые шедевры: «Ангел», «Нищий», «Русалка». Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья. Продолжатель реформы русской поэзии Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина.

Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта». В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт - речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина - «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд.

Пушкинский канон - канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни. Общая характеристика творчества поэта Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти.

Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой. В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.

Байрон и Руссо также были близки Лермонтову.

Краткий анализ 9 класс Произведение «Парус» Лермонтова — очень известное стихотворение. Оно вызывает прекрасные ассоциации с морем, морским воздухом и просто солнцем, которое восходит. Парус — возможно, именно это одно слово уже кажется тем, на что мы реагируем с некой мечтательностью. Также, перед словом «парус» — у читателя сразу же возникает перед глазами картина — настоящий прус — белое полотно, определенной форме, которое используется на кораблях, и разных суднах. Парус — эта вещь кажется очень одинокой, и которая всегда — сама. Парус ассоциируется в сознании критиков и людей — с человеком, которое тоже постоянно испытывает одиночество. Одиночество — это не признак плохих людей, просто не все могут понять мысли каждого человека и его мнения, которые подчас отличаются большой индивидуальностью.

От таких людей — сильно чувствуется одиночество. Именно потому в этом стихотворении Парус — играет важную и главную роль. Даже сам поет, который создал это произведение, кажется очень одиноким. В некоторых местах стихотворения — представляется море, которое колышется и бушует, и никак не хочет остановиться и успокоиться, чтобы стать такими же, как все остальные, одним словом, — серой массой. Лермонтов, так же, как и в своем произведении — парус, очень одинок и постоянно сам. Бушующее море — представляется людьми, которые всегда были жестоки и резки в своих суждениях. Море, которое не успокаиваясь, бушует, предстает перед читателями в пугающем великолепии, но после эта впечатляющая картина сменяется другой не менее серьезной действительностью — переживаниями самого автора, Лермонтова, который все же переживет насчет своего ухода из престижного университета, который был ему все же необходим. Как человек культурный и развитой, ему нравилось учиться и каждый раз получать новые знания.

Но он выбрал другой путь, а потому для него в тот момент — институт был просто помехой. Его мечта, когда-то такая важная для него — быть филологом, просто канула в небытие. Но все же, отказавшись от заветной мечты, Лермонтов смог приобрести другое, тоже важное ему. Жанр стихотворения Лермонтова Парус Стихотворение «Парус», написанное юным Лермонтовым, литературные критики относят к жанру лирической новеллы. Новелла — жанр произведений, в которых рассматриваются философские мысли и разного рода размышления. Бывают новеллы в прозе, а бывают — лирические, то есть в стихах. Именно в этом произведении Лермонтова можно заметить, как сам автор стиха, очень одинок, а потому мысли его отличаются от мыслей других людей. Он одинок, но он — мудр, как только можно быть мудрым, находясь постоянно наедине с собой.

Лермонтов прекрасно передал свои чувства, касающиеся покинутой Москвы, и других острых переживаний и мыслей. Море, белый парус, который виднеется вдалеке, и одиноко белеет, очень хорошо олицетворяют чувства одинокого человека в этой суматохе жизни. Этот парус, который и белый, но одинокий, все пытается найти прибрежный берег, который сможет его защитить от этого неустойчивого моря — моря жизни и людей. Трудности, все возможные переживания автора, казалось воплотились в этом одном произведении. Главная мысль стиха Парус Лермонтов Мысль главная всего произведения такова — каждый одинокий человек, не нашедший своего родственного духа, пытается сделать это на протяжении всей своей жизни. Человек, как парус, пытается найти людей, способных поддержать его. Все произведение Лермонтова — яркое и четко показывает грань между всеми людьми, которые, тем не менее — разные, и вместе с тем, одинаковые, по крайней мере, многие из них. Слова — красивы, и хорошо подобраны.

В конце строчек определенных — рифмуются слова, которые делают стихотворения читабельными и приятно рифмующимися. Лермонтов, в свои семнадцать, обладал красотой слова, умением хорошо подобрать слова к чувствам. Он — прекрасный писатель, просто талант, его мысли — необычайно глубоки и мудры. Лермонтов умел свои чувства вместить в повесть, и особенно — в стихотворение. Когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет, молодым юношей он создал стихотворение «Парус», если быть точнее — в 1832 году. Именно в то непростое время для парня, были те года, начиная с 1832 года. В это время ему пришлось много тужиться морально, ведь душа у него с рождения — была очень хрупкой и романтичной. Лермонтову приходится покинуть Москву — город, в котором он учился в то время в университете.

Юный и чувствительно ранимый поет, решает отправиться после этого — в город Петербург, город сильный, и вместе с тем — романтичный. Лермонтов остается там со своими мыслями наедине, чтобы обо всем подумать, поразмышлять и сделать для себя важные решения, которые ему было просто необходимо принять. Лермонтов просто отдыхал душой в то время, так как ему нравилось отдыхать в этом городе, не торопясь гулять по реке Финского залива, чтобы думать, чувствовать и просто жить, наслаждаясь этой жизнью.

Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17]. В 1936 году тема была продолжена Валентином Катаевым , выпустившим книгу « Белеет парус одинокий ».

В повести Катаева присутствуют неоднократные прямые отсылки к стихотворению Лермонтова; заключительные строки обоих произведений совпадают дословно [18]. Во второй половине XX века мотив лермонтовского паруса воплотился в песне Остапа «Белеет мой парус такой одинокий…», фильм « 12 стульев », композитор Геннадий Гладков , автор стихов — Юлий Ким. Кроме того, эта же тема присутствует в песне Евгения Глебова на стихи Булата Окуджавы «Срывался голос мой высокий, когда я в раннем детстве пел…» [19]. Письмо Лопухиной М. Собрание сочинений : [ арх.

Институт русской литературы Пушкинский дом. Сочинения: В 6 т. Стихотворения, 1832—1841.

Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Анализ стихотворения Лермонтова раскрывает, что прямого указания на то, что поэт накладывает свой образ на парус, нет, но невооруженным взглядом эта связь прослеживается. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье. Учитель просит подвести краткий итог урока — описать деятельность по анализу стихотворения, его место в мировой культуре и смысл.

Жанр, направление и размер

  • Стихотворение М.Ю. Лермонтова Парус 6 класс
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс сочинение
  • Слайды и текст этой презентации
  • Анализ стихотворения Парус
  • Презентация на тему "«Парус» М.Ю. Лермонтов - анализ"
  • Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий