Главная Главные новости. Как проходит жизнь в татарстанской деревне с населением в 6 человек. Какие бы преимущества ни сулили городскому жителю, рекламируя жизнь «в собственном доме на природе» – в российской деревне жить намного тяжелее и опаснее, чем в городе. Девушка рассказала, что мечтала о жизни в городе, но позже пересмотрела свои приоритеты. Зрителям нравится все, что я снимаю, ведь жизнь в деревне такая интересная и разнообразная! Главная • Лента новостей • Общество • В деревне, как в городе.
Жизнь в деревне и точка
Один приезжал, когда вызвали скорую, и говорит: благодаря чаю и варенью, которое я ей сварила [из] красной смороды, сердце держалось у неё. Один чай внутри. Два месяца она так пролежала. Митя впервые приехал сюда 25 лет назад. Тогда это была живая деревня, вокруг поля — всё засеяно, всё вспахано. Завод был в Есеновичах село в Вышневолоцком районе. Сейчас уже ничего не осталось. Ну покупают! Вот москвичи покупают. Чего толку, что они покупают?
Ну что — купили москвичи эти. Как выезжать — так кража. Жрать-то надо... А весной полы снимают — всё снимают, всё! Какие-то миноискатели приезжают к нам, всё роют... Едем дальше, в село Есеновичи. В середине XX века это был районный центр. В Советском Союзе это было довольно известное село, здесь производили лыжи с рисунком ракеты. Сейчас живёт человек 500-600.
Это пример медленного умирания. Здесь ещё есть какая-то работа: пожарная станция, административные здания, школа, почта, поэтому здесь ещё какие-то люди остаются. А это бывшая больница Есеновичей. Причём больница не только на село, а на весь район, вплоть до Вышнего Волочка. Здесь был целый медицинский городок — хирургия, рентген и т. А фельдшерская помощь — это врачи скорой помощи, которые ездят по деревням до 12 или до часу дня. У нас в соседнем доме у бабушки было давление 200, два дня скорая помощь не ехала. А через два дня мы с отцом уже сами доехали до Есеновичей, нам сказали: "Мы сейчас не можем, пускай вот таблетку выпьет". А может, у неё инфаркт там какой-нибудь!
Если что-то с нами здесь случится — либо в Торжок, либо в Вышний Волочёк. И вызывать скорую помощь не нужно. То есть она не приедет. Либо приедет через два дня. К моему отцу помощь ехала из Вышнего Волочка. Просто по чистой случайности успели спасти ему жизнь, приехали всё-таки, хотя довольно долго ехали. И то потому что упрашивали. Бабушка одна лежала сутки на земле, никто не замечал — переступали через неё там в этой деревне алкашей. Она под дождём, чуть не в коме была — тоже еле упросили, чтобы приехали.
Просто упрашивать нужно: мол, заберите человека. Либо к тебе просто не поедут, либо машина поедет, а в ней ничего нет. Либо она приедет через пять часов, потому что у них одна машина на всю эту больницу — она же скорая помощь и она же, скажем, директора везёт на совещание в Вышний Волочёк.
И вот уже разведение гусей, постройка сараев и огородничество — не самоцель, а темы для роликов. За два года список этих тем расширился. Теперь Андрей делится со зрителями размышлениями о жизни в деревне. Старушки умерли, алкоголики — тоже. Другой случай — интересный. Молодая женщина, из наших мест, в Питере вышла замуж за немца и уехала в Германию. Там не сложилось, развелась и… вернулась сюда! Из Германии! Есть «экономические переселенцы», приезжают из моногородов, таких, как наш райцентр. Там — катастрофа, стагнация, застой. Вот переехала семья: муж, жена, двое детей. В райцентре плата за ЖКХ съедала половину зарплаты. А здесь у нас — только электричество. Больше же ничего нет, вот и платить не за что… Меня спрашивают — как же пенсия, стаж? А я им — какая пенсия? Вот у меня две знакомые недавно вышли на пенсию. У одной стаж 5 или 6 лет всего, у второй — 30 лет, всю жизнь впахивала. У первой пенсия — 8300, у второй — 8700. Был друг, тоже очень хотел в деревню переехать. Но решил ждать до пенсии, ему оставалось года два или три. Дотерпел, вышел на пенсию, переехал в деревню… и через три месяца умер. Не человек, а мечта государства — всю жизнь пахал, а пенсию платить не нужно. Так что мы лучше здесь, — поглядывает Андрей на хозяйство, запущенную деревню и снова из блогера перевоплощается обратно в крестьянина. И буду наблюдать, что там в городах. Услышав рассказ Андрея о новых переселенцах в деревни, трудностях, с которыми они сталкиваются совсем не только в Псковской области , мы обратились за комментариями к депутату местного законодательного собрания Льву Шлосбергу: — Я называю этих людей «новыми псковскими». Нужна особая государственная политика благоприятствования их благоустройству. Часто у таких переселенцев сохраняется государственная регистрация за пределами Псковской области, и тогда они не имеют избирательных прав на местных выборах, не учитываются при расчете социальных нормативов бюджета, к их деревням часто нет нормальных дорог, потому что они не включены в число постоянных жителей. Власти практически не видят этих людей, между тем они — спасение российской провинции. Простая жизнь Молодой Туд — крупное старинное село в Тверской области. Четыре года назад с массой планов сюда приехало семейство Востриковых — Юлия и Александр. Ей тогда было всего 23, ему — 25, она из Тверской области, он — из заполярных Апатитов. Недавно закончили вузы, начали работать, как и множество молодых супругов, скитались по съемным квартирам. Это и допекло? Нам всегда не нравилась жизнь в большом городе. Всё время думали уехать. И вот нашли новую съемную квартиру в Москве, и только переехали — стало совсем невмоготу. Поняли — ничего не радует, надо уезжать. Родители новоселов отнеслись настороженно — променять столицу на тверское захолустье? Без стабильной работы и карьерных перспектив? Занялись этим всерьез, организовали производство мяса, яиц. Занимались этим около двух лет. Но мы и сами охладели. У нас же не фабрика с наемными рабочими.
После переезда я тосковала по родине, просто знакомых лиц не хватало года два, потом обзавелась новыми друзьями. Справляться помогали частые разговоры с мамой по телефону. Фото: Из личного архива Альвины Тиминской В деревне познаёшь суть себя, становишься проще — эти моменты, навеное, главный плюс от смены места жительства. А если говорить о том, что заставило остаться, меня просто очаровала русская печь — еда из неё и сон на ней необыкновенные. Со временем мы развели небольшое подворье. Занимаемся изготовлением домашнего мыла, а из козьего и коровьего молока варим натуральный сыр, который пользуется популярностью в округе. Главная особенность нашего сыра — использование своей закваски, которая переходит от сыра к сыру и придаёт неповторимый вкус. За пять лет наша семья выросла до пяти человек, в ближайшем будущем надеемся построить вместительный дом. Я мечтаю обзавестись мастерской для творческих занятий и вырастить сад с плодовыми деревьями. Фото: Из личного архива Альвины Тиминской Желание жить ближе к природе Мы с мужем и четырьмя детьми жили в Волгограде. Работали, в выходные либо посещали торговые центры, либо выбирались на прогулки, выезжали на природу. Возле нашего дома был небольшой лес, в 2018-м его вырубили, и стали массово появляться новостройки, а наши окна как раз выходили на них. От этого стало очень грустно. Последние несколько лет только жили мыслями о нём». И вот мы купили землю в деревне Абинского района, стали приезжать туда в отпуск и понемногу строить: залили фундамент, провели свет и воду. За два года поставили дом, сейчас живём и постепенно его достраиваем и обустраиваем. Трудностей мы никаких не боялись, уехали окончательно в мае 2021-го. Фото: Из личного архива Екатерины Терентьевой Необычным для меня в деревне оказался ритм жизни. Долго не могла привыкнуть, что можно никуда не бежать и медленно ходить. Менталитет местных также отличался, пришлось подстраиваться под их уклад жизни. Из бытовых трудностей столкнулись с менее быстрым интернетом и перебоями с электричеством. За 2,5 года в деревне мы научились видеть живой мир вокруг себя. Стали радоваться каждому дню и замечать всё прекрасное. Огромным плюсом оказалась независимость от городских обстоятельств.
В этом видео я решил сходить проведать бабушку, и помочь ей по хозяйству. Приятного просмотра! Меня зовут Андрей, в данный момент я живу в деревне в смоленской области, в глубинке России. Канал посвящен жизни в деревне, тут я показываю как проходит моя деревенская жизнь, мои деревенские будни. Так же я люблю гулять на природе и делиться этим с окружающим миром - на моем канале уже есть несколько видео с красивой деревенской природой, со временем их будет больше.
«Я пытался в городе, но не смог»: как живут люди в опустевших деревнях под Уфой
Дворы поросли травой: посмотрите на восемь заброшенных деревень России, в которых жизнь остановилась. Прошло три года подобной кочевой жизни, и мы стали замечать, что отправки в деревню ждем, как соловей лета, тогда как осень и обратный переезд в город даются психологически тяжелее и тяжелее. бюджет ремонта и обустройства деревенской жизни 26:06-28:22 как прошел год, что изменилось и что дальше.
Супруги из ДНР переехали в курскую деревню и стали успешными фермерами и видеоблогерами
В городе я была начальником. Надо мной учредители, подо мной — врачи и медсестры, я со всеми должна была договориться, учесть мнения всех — психологически это очень тяжело. Да и вообще, работа врача и психологически, и физически очень тяжелая. В деревне мне не тяжелей, это точно. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске; для меня огород и птица — это вообще не нагрузка. Во-первых, я это люблю; во-вторых, меня никто не заставляет. Не хочешь сегодня полоть грядки — не поли.
Потом прополешь. Нет такого, что начальник сказал «надо» — и все ночью работают. Это невероятное удовольствие. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске Олег Юрьевич: — Всё хозяйство мы ведем вдвоем с женой, и дети нам помогают. Когда мы переехали, дочке был год с небольшим, то есть вся ее сознательная жизнь прошла в деревне. Она видит, что папа и мама не уходят с утра на работу на весь день, а работают здесь, рядом с ней.
Серафима сама предлагает: «Я помогу». У нее даже игры связаны с какими-то делами. Например, она говорит: «Я пойду яйца у куриц соберу». Она берет ведро, идет и собирает, и приносит все целые, ни одно не уронит, не разобьёт. На полдороге не отвлечется на что-то другое, не убежит играть. Жена с дочкой занимаются огородом и курами, мы с сыном отвечаем за крупных животных.
Старшая дочка живет в городе, она учится на четвертом курсе института, будет стоматологом, как мама. Наш переезд совпал с ее поступлением. Она восприняла перемену нашей жизни с негодованием, с бурей страстей. Но у детей за плечами нет жизненного опыта. Конечно, ей нравилось в большом шумном городе — тусовки, красивые магазины, наряды. Переезд в деревню был для нее катастрофой.
Но прошло три года, страсти у нее улеглись, и сейчас Варвара уже получает удовольствие, приезжая сюда. И даже разговоры о том, что, может быть, она тоже станет жить здесь когда-нибудь потом, больше не вызывают у нее возмущенных криков. Пока дети не выросли и не покинули семью, родители принимают за них важные решения, потому что у родителей есть опыт, они знают, как лучше. В этом и заключается воспитание. Сын у нас на домашнем обучении. Справляется неплохо, в классе он не последний ученик.
Осенью пойдет в армию; он планирует поступить на заочное обучение и остаться с нами в деревне. Я за то, чтобы молодые люди служили в армии. Сейчас ведь какие-то ребята служат, защищают вас и меня. Если все бросят оружие и пойдут домой пельмени трескать, нас с вами просто не будет. Твоя обязанность — вернуть долг людям, которые позволили тебе вырасти в тишине и покое. Екатерина Олеговна: — Я и с сыном, и со старшей дочерью никогда не учила уроки, никогда не проверяла.
Всегда говорила детям, что это их забота, их дело. Если просили помочь — помогала, а сама никогда не садилась проверять, что задано, как сделали. Они понимают, что переложить ответственность не на кого, и учатся сами за себя отвечать. В 9 классе я переживала, как сын сдаст экзамены — он сдал хорошо.
На эту проблему обратила внимание Катя, когда создавала «Заповедник». Не могу сказать, что однозначно положительно отношусь к тому, что молодые и амбициозные ребята едут «поднимать села с колен». Выражаясь философским языком, это колониальная практика в чистом виде. За примерами далеко ходить не надо. После того как Звягинцев снял в поселке Териберка «Левиафана», туда хлынули туристы и журналисты в поисках той самой метафоры власти, которая держит всех в кулаке. Активисты организовали свой проект по спасению Териберки, его спонсором стала дорогая иномарка. Приезжают в поселок красивые ребята с красивыми лощеными бородами на внедорожниках и говорят: «Друзья, сейчас мы будем вас развивать, готовьтесь». А народ там и так уже напряжен от обилия камер. Забавно, что «власть» в Териберке на тот момент представляла бывшая учительница. И выбрали ее, потому что она одна из немногих кандидатов имела высшее образование. Поэтому реальная ситуация очень отличалась от той черно-белой метафоры, которую все искали и хотели найти. У ребят, конечно, были благие намерения, но что-то не срослось. Рассказывали, как местные сидели с бутылками пива и наблюдали за приезжими, которые продавали морских ежей по 600 рублей за штуку. Мы должны понимать, что люди не всегда хотят, чтобы их развивали и поднимали с колен. Такие инициативы работают, когда человек приезжает и долго живет, посвящает свою жизнь этому месту, становится частью сообщества. Но во время гостевых визитов ты остаешься гостем. Наде удалось быстро стать своей в Туртине, несмотря на то что в селах так важна выслуга лет. И поняла она это, когда ей первый раз в столовой дали вафлю после обеда. Обряд разделения еды в русской культуре — знак доверия, о чем мы, кстати, тоже забыли. А если человека зовут за стол и он отказывается, значит ему нельзя доверять. О том, что Туртино приняло Надю более чем радушно, говорит и количество предложений руки и сердца, которые она успела получить. Их делали представители самых разных слоев сельского общества, от тракториста до строителя канализации, и формулировки всегда были очаровательные: «Вы такая дельная… Давайте потом обсудим дом культуры, а сейчас, может, сходим в столовую? Самый деловой жених сказал: «Я готов продолжить общение в неформальном ключе, и, если речь пойдет о предложении, я тоже готов». Как-то раз я шла по деревне, мимо проезжал трактор. Тракторист остановился, предложил подвезти — и через пять минут уже сделал мне предложение. В городе, чтобы услышать что-то подобное, нужно быть красивым, образованным, поющим и танцующим одновременно. В деревне, как выяснилось, достаточно носить нерваную одежду и иметь две ноги. Надя шутит: «В селе огромный риск выйти замуж, причем сразу. Если нет дома и ты хочешь жить с комфортом, это самый простой способ переехать в деревню». Правда, Надю сразу предостерегли и посоветовали ничего не рассказывать местным женщинам: непьющих мужчин на селе мало. Деревенские жители — интересующиеся и опасающиеся одновременно, и они куда больше нас заботятся о своей идентичности. Социолог Артемий Позаненко, специализирующийся на проблемах изолированных сел то есть отрезанных от связи с ближайшими поселениями , выводит парадоксальную закономерность: их жители осознают преимущества своего положения и зачастую считают, что хорошая дорога им бы навредила, привлекла бы массу ненужных чужаков и разрушила бы их образ жизни. Тем не менее они очень гостеприимны и открыты. Однако полноценным членом сообщества стороннему человеку стать крайне трудно. Ну а к чужакам, желающим без спроса порыбачить или поохотиться в их округе, местные относятся крайне отрицательно. В таких селах очень развито чувство самодостаточности и защищенности от внешнего мира. Жители не хотят, чтобы «дорожка» к их общему дому стала проторенной, ведь в какой-то момент люди могут туда повалить бесконтрольно. А перспектива превращения села в туристическое место радует далеко не всех. Говорить о едином паттерне отношения к гостям в российских деревнях всё же нельзя. Это зависит от многих факторов: переживает ли местное сообщество травму, как в случае с Териберкой; заняты ли жители в данный момент решением проблем, требующих помощи извне. Искреннее желание помочь, с одной стороны, и столкновение полюсов город — село, с другой, наводят на важный этический вопрос: где та грань между модернизацией и аутентичностью, за которую мы не имеем права заходить? Фото: Светлана Булатова Катя, как социолог, выступает против навязывания обществу чуждых ему идей в любом виде: Правильные формы помощи не политические. Мы не социальные инженеры и не имеем права менять людей. Должны работать образовательные формы: показывать и рассказывать. Люди либо перенимают этот опыт, либо нет. Нужно давать не директивный пинок в будущее, а поле возможностей. У человека есть право отказаться и закопаться в прошлом. Есть право закладывать семечко за щеку и только потом положить его в землю, чтобы оно прорастало с любовью. И не стоит подменять собой государство. Вы поднапряжетесь, построите кому-то дорогу, а через два года ее размоет. С другой стороны, вы можете приехать в деревню и рассказать людям про политическую грамотность, чтобы в будущем они выбрали себе другого главу. В вопросе определения границы между технологиями и аутентичностью большую роль играют люди, занимающиеся бренд-стратегиями. Их задача — поддерживать не туристические бренды, а регион с его самобытностью. С проблемой сохранения аутентичности Туртина Надя столкнулась, когда пригласила именитых дизайнеров и архитекторов из Москвы, которые представили отличные проекты в лучших традициях скандинавского минимализма. Если бы не одно но: все они не имели никакого отношения к Туртину и истории региона. Абсолютно любой новый проект окажется безжизненным, если не будет одобрен и обжит местными. Он должен принадлежать им. Нельзя отрезаться от всего, потому что ты «городской и прогрессивный, а все тут сидят в навозе». Решение о наполнении объектов необходимо принимать только совместно с жителями. Это приходится объяснять дизайнерам, показывать им старые иллюстрации, типографику и орнаменты. Моя миссия — отыскать исторические образы региона, которые здесь были «намолены», и дать им жизнь в новых проектах. Важно взять за основу что-то вечное, сохранить это и облагородить при помощи городских инструментов. Да, должны быть канализация и удобства. Но как трактор парковался прямо у двери столовой, так он там и должен парковаться. Так и не должно быть тротуаров, потому что все ходят вдоль дороги по тропинке. Здесь не нужна пешеходная зона. У нас нет задачи построить какую-нибудь неорганичную инопланетную тарелку. У людей нельзя забрать культуру, в которой они прожили сотни лет. С первого дня жизни в Туртине Надя начала изучать местных и спрашивала их: «Вы счастливы? Да, бывает, Петька не привезет сена, грядки с половодья затопит, но вообще-то всё неплохо. У нас всё хорошо. Ну, у нас как и было… Правда, в советские годы было побольше людей, движения, а так…» Фото: из архива героинь.
В деревне всегда есть чем заняться. В этом видео я решил сходить проведать бабушку, и помочь ей по хозяйству. Приятного просмотра! Меня зовут Андрей, в данный момент я живу в деревне в смоленской области, в глубинке России. Канал посвящен жизни в деревне, тут я показываю как проходит моя деревенская жизнь, мои деревенские будни.
Независимо от возраста, в деревне все друг другу помогают. До города подбросить, детей посмотреть, диван перенести. В деревне у каждого есть лопата, и если двор завалило снегом, то трактор никто не ждет. Все вместе выходим и откапываемся. Свое жильё будем строить в Минске, но мастерскую оставлю за городом. Собираюсь расширяться, и в деревне моему бизнесу лучше. До асфальтовой дороги - 300 м, до ближайшей деревни - 1,5 км, до Минска - 80 км. Сразу за забором начинается лес с его богатствами. Некоторое время, пока еще работали, приезжали лишь на выходные, огородничали, обживались. А потом пришло время, и я окончательно обосновался здесь - сейчас это мой дом. Пока не было Интернета, приходилось ездить в Минск, чтобы отправить в редакцию очередной рассказ. Теперь эти проблемы исчезли. Фото: Из личного архива Овощами и фруктами обеспечиваем не только себя, можем и с друзьями делиться. А они нас не забывают - редкие выходные проходят без приятных посиделок. Чай, заваренный из собранных трав, очень душевен, особенно с медом со своей пасеки! Повезло, что вся необходимая инфраструктура на хуторе существовала и до нас. Колодец, баня на берегу сажалки. Зимой в прорубь после парилки очень здорово окунуться! Статья по теме Как вдохнуть жизнь в нашу деревню. Мнение читателя Преимущества жизни на хуторе значительно перевешивают. Если в городе вдруг исчезли электричество или вода, это очень неприятно.
Жизнь в русской глубинке (50 фото)
Нужно было работать с туристами: следить за гостевым домом, проводить чаепития и мастер-классы, готовить еду, водить экскурсии. Кроме зарплаты, обещали размещение в большом деревенском доме, красивые виды, интересные знакомства, свежий воздух и тишину. Я сразу же отправила ссылку своему мужу, и он сказал: «Да! Давай попробуем! Идею Карины поддержал ее муж Дмитрий Источник: Карина Гажу Оказалось, что желающих устроиться на такую работу было много — около 200 семей. Но семье Гажу повезло больше остальных. В письме Карина написала, что шесть лет работала в туризме и у нее большой опыт личных путешествий, но тут же честно призналась, что серьезного опыта сельской жизни ни у нее, ни у мужа нет.
Но у меня опыта жизни в деревне не было, а у мужа был только детский, — у бабушки в деревне, — говорит горожанка. Жить предстояло в деревне Зехнова — она официально входит в список самых красивых деревень России. И даже считается самой маленькой из самых красивых. Постоянно там проживают всего три человека, но другие жители приезжают на лето. Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых городов России Источник: Карина Гажу Карину и Дмитрия пригласили заранее посмотреть дом, чтобы они решили, готовы ли топить печи, мыться не в душе, а в бане, а до ближайшего продуктового магазина — плыть на лодке. И бытовые трудности супругов не испугали.
Сотрудник парка отвез нас туда по озеру на снегоходе. Мои чувства, когда мы подъезжали к деревне, не передать словами. Я просто расплакалась! Никаких следов, никаких машин. Это нетронутый снег, практически по грудь. Я даже не поверила, что спустя несколько месяцев мы приедем и будем жить вот в этом самом доме, — рассказывает Карина.
Жили горожане в отремонтированном старинном крестьянском доме Источник: Карина Гажу Готовиться к переезду семья начала за полгода. Еще у себя дома Карина изучала рецепты северной кухни, продумывала, какие мастер-классы может проводить для гостей. Вместе с подругой-иллюстратором придумала сделать особые открытки, которые гости деревни смогут отправить своим близким. Мужу Карины Дмитрию перед поездкой пришлось оставить свою работу. Потому что все-таки был большой список обязанностей. И обязанности — непростые, особенно с точки зрения человека, который никогда не жил в деревне.
А вот страха «бросить все» не было, потому что наше «всё» мы взяли с собой: мы приехали с ребенком, с кошкой. С этим всё было хорошо. Как устроили быт в удаленной деревне Уже в мае семья заехала в деревенский дом и приступила к работе. В сезон в Зехнова приезжает много туристов. Среди местных достопримечательностей — старинная деревянная часовня и работающая водяная мельница. Но почта, фельдшер, магазины — всё это находится в соседней деревне Вершинино, куда добраться можно только по озеру.
Мобильная связь в Зехнова есть только местами.
Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся. Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик. Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент.
При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было. Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа.
А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться. У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь? Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя.
Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил. Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали. Что сейчас с ней, не знаю.
Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак. В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду. Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них.
Дом хочу на них оформить. Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там. Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье.
Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое. Старшие в Питере живут. Одну вообще давно не видел, а вторая - ничего, приезжает каждый год ко мне, помогает продуктами, молодец. Болела она, не хотела, чтобы я за ней ухаживал, - последнюю фразу дядя Саша произносит чуть не скороговоркой. От таких неожиданных фактов я совершенно теряюсь и брякаю: - А сестры вас в смерти матери не обвиняют? Дядя Саша этому вопросу даже не удивляется: - Одна сестра обвиняла. Я ей сказал: "Где ты была все эти тринадцать лет? Гроб вот здесь стоял, она на коленки упала: "Мамочка, прости, что меня так долго не было! Когда мама умерла, я чуть ли не месяц пил.
В месяц на пятнадцать тысяч работа - коробки таскать пустые. Я отказался. Ни от кого не хочу зависеть. В своем доме я господин всего. Последняя фраза произнесена особенно громко - я еще не слышала, чтобы дядя Саша так кричал. Сразу стало ясно, почему он упростил свою жизнь до минимальных потребностей, ясно, как сильно он боится потерять контроль над маленьким миром, в котором он, пусть даже только самому себе, но господин. Страшно с кем-то ссориться - начнут еще мстить. В деревне-то всегда все друг за другом, это в городе поссоришься - уедешь, и никто там тебя не видит. Здесь все на виду. Городские с их вечной рефлексией жаждут все усложнить.
Им непонятно, что можно жить не для чего-то, не вопреки, а просто так. Они любят мерить все по себе, но деревенского жителя понять таким способом невозможно. Для тех, кто до сих пор продолжает сомневаться в этом, я и задаю дяде Саше последние вопросы. И себе не нагадить. Вот в чем смысл жизни. Если что-то плохое сделаешь, у нас сразу в деревне сплетни пойдут. А о хорошем никто не вспоминает. Вот о чем он мечтает, - вклинивается в наш разговор племянник. Дядя Саша отрицательно мотает головой: - Мечтаю, чтобы дожить, понимаешь? Больше мне ничего не надо.
Узкий коридорчик заполнен посетителями, толпящимися у стола дежурного. Семейная пара и женщина в длинном зеленом платье с белым школьным бантом на голове ждут следователя. С улицы в коридор вваливается маленький толстячок. Акт осмотра бы сделать? Скоро пешком к нам на вызовы будете ходить, - в сердцах бросает один из супругов. Все смеются. Смеется и дежурный. Тут плакать надо, ёпта, - сокрушается круглый мужичок и исчезает. Дежурный смущается, хмурит брови и поправляет висящий наперевес автомат, будто ища у него поддержки: - Дерево соседское картошке расти мешает - к участковому идут. Собачка кошечку обижает - тоже сюда приходят.
Мужик какой-нибудь напьется у "Водолея", телефон посеет - утром приходит заявление писать.
Пару лет назад мимо проходил медведь, а совсем недавно на дорогу вышла стая волков. Не бояться в таких ситуациях Даше и Вите помогает их защитница овчарка, которая за хозяев - и в огонь, и в воду. А еще смелости придает понимание, что рядом - самый близкий человек. Мы с Витей начали намного больше времени проводить вместе. Когда рядом весь день, то начинаешь гораздо лучше понимать другого, думать в одном направлении. Хотя, конечно, не каждый сможет круглые сутки общаться с одним и тем же человеком, - считает Даша.
Но супруги компанией друг друга довольны. Они и отдыхают вместе: пьют китайский чай под навесом, который Витя сделал, а Даша украсила, ездят на речку, смотрят кино. Когда устают от размеренной сельской жизни, отправляются в город. Благо до Воложина рукой подать - всего 40 минут на авто. Надо сказать, он не хуже, чем в Минске. Даже лучше - людей там почти нет, для тебя одного могут быть свободны две дорожки. В Воложине ходим в кафе, в кинотеатр.
Зрителей обычно очень мало, а бывает, что мы в зале с Дашей вообще одни - только для нас кино крутят! Из Воложина они с удовольствием возвращаются в свою деревню. Ведь здесь есть то, чего горожанам Дарье и Виктору всегда не хватало. Выходишь во двор - и глаза не упираются в стены, в машины, ни в какие преграды - абсолютно открытое пространство до самого горизонта, - объясняет Виктор. Тем не менее признается, что и через семь лет жизни в Прудниках Низовых не чувствует себя деревенским. Предполагает: еще слишком силен в нем стереотип, что все сельчане много и тяжело работают. А для семьи Лях жизнь в деревне - удовольствие.
Все остальное - легко. И в своем блоге пытаемся донести, что не стоит бояться переезда в деревню. Пусть вас не останавливают мысли, что жизнь на селе - тяжкий труд с утра до вечера. Ваша жизнь в деревне будет такой, какой вы захотите. Мы с Дашей, например, свою организовали максимально комфортно для себя, поэтому о переезде ни капли не жалеем. Если хотите попробовать пожить на селе - действуйте без страха, - советует Витя. Свое же будущее через 10 лет семья Лях видит исключительно в Прудниках Низовых.
Планируют доделать ремонт, завести еще с десяток коров и посадить больше цветов в своем просторном дворе. Даша Лях признается, что в деревне сбылись все ее детские мечты: - Всегда хотела кота и собаку, но родители были против. Сейчас у нас в доме есть и кот, и собака. А еще, помню, не раз просила бабушку, которая жила в деревне, научить меня доить корову. Но она отвечала: вот вырастешь - научишься.
Но все они на поверку оказываются ненадежными. Только вчера в коровник устроились две доярки, мать и дочь, приехавшие из соседнего Красного Холма. Тетя Нина отказывается верить, что они приживутся. Она считает, что работа в коровнике - ее личное проклятие, и не желает делить его с кем-либо. Они работают. Один сын в бригаде лесхоза, другой на гусеничном трелевочнике лес таскает по буеракам. Впервые строгий взгляд тети Нины смягчается и светлеет, а из голоса исчезают надрывные ноты. Она очень гордится своими сыновьями. Тетя Нина волочет по полу алюминиевые доильники, прицепляет к вымени черные резиновые трубки с насадками, потом сливает в ведра молоко. Всего в ее ведении 43 коровы. Когда она начинала работать, на каждую доярку приходилось по 25 голов. В июне мне аттестат дали, а в июле я уже на ферму пришла. Это было в 1977 году. Страной правил Брежнев. Сейчас у власти Медведев с его "Сколково", твиттером и форумами сознательной молодежи на Селигере. А тетя Нина таскает все те же оцинкованные бидоны и процеживает молоко через марлю. В своих рассказах она чаще всего употребляет слово "раньше": - Раньше, при советской власти, за нашу работу деньгу платили большие: и сорок, и пятьдесят рублей. Все можно было купить. Это сейчас платье по моде пять тысяч стоит. Потолок коровника покрыт серо-зеленой плесенью. В углах, на двери, на стойлах - свалявшаяся паутина. Лампочки облеплены миллионом мелких мошек, отчего плохо пропускают свет. Вечером темно, когда прихожу, - горько вздыхает тетя Нина. В священных книгах утверждают, что ад - это мучение темнотой в присутствии света. Бог дарит свет, а темнотой правит дьявол с рогами и хвостом. В коровнике слышен звон железных цепей. Тетя Нина подставляет бидон под очередного рогатого "дьявола". Если десять тонн в месяц надою, где-то шесть тысяч выходит. За эти деньги тетя Нина не только исполняет обязанности доярки, но и тянет на себе массу дел, на которые охотников не нашлось. Даже роды у коров она принимает сама. Раньше внимания было больше, их подробно осматривали - они и семнадцать лет жили. А сейчас дай бог семь протянут. Если будет рожать и матка выйдет, ей сразу нож в горло. Иногда бывает, с утра приду - а корова околела. Недавно телка на цепи повесилась - угодила рогом в кольцо, запуталась и выбраться не смогла. У меня отец рано умер, о профессии не было и речи. Раньше председатели по деревням ездили, агитировали молодежь становиться доярками, механизаторами. В семье младшие росли, надо было помогать. А сейчас не хватает человека, и ладно. Молодым никто не предлагает в колхоз идти. Вот они и болтаются по городу - многие профессию получили, а работать негде. Еще одна корова лениво поднимается с колен, подпуская к себе доярку. Мерно гудят аппараты. Нас неудержимо клонит в сон. Самой тете Нине спать некогда. Она передвигается по ферме быстрым шагом, порой переходя на бег. Шумно плюхает в ведро тряпку - протирает грязное коровье вымя - нацепляет трубки доильника - опрокидывает бидон молока в ведро - таскает по два шестнадцатилитровых ведра в холодильник. Через пару часов молоко заберут на завод в Максатиху. И к морю ездили, в Анапу, и на экскурсию по Прибалтике. А сейчас и профсоюз сохранился, да я сама не еду: коров оставить не на кого. Вот заболею - и подменить некому, больная прихожу. Что думаете о ситуации в стране? Политики пишут законы для себя. На селе изменений не чувствуется. Жизнь катится к концу света. Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит? Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться. Завтра в 3. Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии. Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть. А если работа есть, с утра работаю. Чтобы к вечеру отдыхать. Макароны вот готовлю, супы варю. Если мяса нет, грибной варю, гороховый, со щавелем. Когда денег нет, покупаю на двести рублей макарон, на месяц хватает. Так и питаюсь - вареными макаронами. Если деньги есть, покупаю "Приму" и пиво. Дядя Саша гордится тем, что абсолютно свободен - ему не нужно каждое утро бежать в душный офис: - Вот вчера приезжал участковый ко мне опять - калымить звал в Загли, дрова там докалывать. Поколол дрова, и опять деньги у меня есть. С калымом я больше зарабатываю, чем в колхозе. Если б не выпивал, мне бы хватало. Я утопаю в речи дяди Саши. Он настолько честен с собой и верен себе, что осуждать его не получается. Спрашиваю, не скучно ли ему без семьи, а он смеется: - Вот сейчас если я положил вещь вот сюда, а через неделю она мне понадобится, я знаю, что она лежит на месте. Вот и все. А помощница по хозяйству мне не нужна. И самому приготовить недолго. Если мне надо, бабы сами придут. Последний раз вон приходила дня два назад. Захочешь - скажи только, они тут как тут. У всех мужья есть, а все равно приходят. Только я не хочу, чтобы они со мной жили. Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал.
«Германия умерла»: благополучные жители ФРГ массово переезжают в российскую деревню
Жить в деревне теперь почти престижно, что не могло не сказаться на стоимости загородной недвижимости. Что нового, казалось бы, можно рассказать о жизни в деревне. Есть соседняя деревня, которая куда удобнее для жизни, если сравнивать с Завельем. Спасти российскую деревню от гибели может только федеральный центр, регионы самостоятельно с этой задачей не справятся, утверждают опрошенные специалисты. новости беларуси, общество, деревня, жизнь в белорусской деревне, эксклюзив, борисовский район (минская область). Жизнь в деревне Гитхорн в Нидерландах уникальна тем, что в ней нет ни одной дороги.
«Я не гонюсь за жизнью девочек из Инстаграма». Белоруска о жизни в деревне
Из всего многообразия Ремо и его семья решили выбрать именно Нижний Новгород. Для нас, немцев, климат в Нижегородской области — идеальный. Большой город с аэропортом, промышленностью, хорошей инфраструктурой — мы понимаем это, сравнивая Нижний с Германией. Вопрос «Почему именно Нижний? Из-за пандемии переезд затянулся. К тому же коронавирус привёл к проблемам с документами. Всё это требует больших усилий и затрат, потому что эти пути возможны только через юридическую поддержку и консультации адвоката». Окончательно приехать жить в Россию Ремо с семьёй удалось только в 2021 году. После этого в своём блоге Ремо стал рассказывать об эмиграции, давать советы другим немцам, собирающимся перебраться в Россию, и просто делиться впечатлениями о жизни в другой стране. Ещё новости по теме Четыре миллиарда рублей направят на строительство школы для одаренных детей на Бору Александр Синелобов: «Строительство ИТ-кампуса поможет решить вопрос с дефицитом ИТ-кадров в регионе» Стали известны подробности строительства новой канатной дороги в Нижнем Новгороде Новое поселение Вскоре после переезда у Ремо зародилась идея о создании целой деревни, в которую могли бы переселиться его соотечественники. Землю для деревни помогли выбрать друзья.
Они занимались поиском жилья для семьи Ремо, которые из-за пандемии не могли сами приехать в Россию. В результате мы получили подробную информацию о каждом участке, с видео- и фотоснимками».
На все эти задачи я заложил два месяца: чуть с запасом, исходя из расчёта по неделе на каждый пункт. Как оказалось, сроки были слишком оптимистичные: с реальностью они никак не совпали. Я решил строить всё без профессиональных подрядчиков, и моей командой стала семья. Отец, брат, тесть приезжали работать, когда могли, и это в итоге хоть как-то сокращало сроки стройки.
Но когда я оставался один, всё критически замедлялось. Полдня только на это ушло. Возникали проблемы и со временем, и с выбором материалов, и с техническими решениями. Но когда рядом были родные люди и я мог с кем-то посоветоваться или вместе придумать какое-то неочевидное решение — это очень помогало и подбадривало не сдаваться, продолжать начатое. Один из главных выводов, который я сделал за время стройки — не надо бояться просить помощи у близких, даже если претендуешь на взрослость и самостоятельность. Семья — это главное, что есть в жизни каждого человека!
В общем, на реализацию плана-минимума — заехать в свой деревенский дом и начать вести быт — ушло четыре месяца с перерывами и около 600 000 рублей фундамент, доски, утеплители, металл, ОСБ листы, отделочные работы. Конечно, мы выискивали дешёвые материалы. С весны 2021 года всё подорожало, раза в два точно. Если делать всё с помощью бригады, подрядчиков и без ограничений в бюджете, то процесс будет идти быстрее. Но тогда можно смело прибавлять миллион к затратам. Плюсы деревенской жизни очевидно следуют из минусов городской: здесь тихо, спокойно, отличная экология и есть место для личного пространства.
Может это прозвучит смешно и наивно, но кроме практических вещей мной двигала большая цель — заниматься развитием сельской территории и популяризировать деревенский уклад жизни.
Потому что работы нет, то, что производится мастерами и фермерами, сбывать некому. И ответ нашелся. Причем один на два вопроса. Семья выкупила один дом под восстановление, потом второй — в нем делают музей для всех желающих, стали приглашать туристов, рассказывать об истории этих уникальных мест, объединились с соседним селом, чтобы развивать новое направление экотуризма.
Мы решили следить, ухаживать за этими памятниками, чтобы они удивляли и вдохновлял людей, были предметом изучения подрастающего поколения. Первый дом достался Бельковым в весьма в плачевном состоянии - там лет пять текла крыша. Все было в плесени и гнилости. Пришлось чистить стены, полы и потолки, убирать, выскабливать, восстанавливать. При этом постарались сохранить прежний деревенский колорит.
Ну и один новый дом — который построили мы своей семье. Но не все исторические дома сохранили свою «изюминку». Прежние владельцы, городские пенсионеры, пытались сделать из них городские квартиры. То есть, они поубирали русские печи и лавки, лишили дом вот этой вот старины, красоты. Но есть в Завелье дом, который сохранил по максимуму эти интерьерные предметы.
Дом в самом центре деревни, большой, деревянный, светлый. Лидия с мужем копили деньги, чтобы выкупить строение. Потому что к чужому имуществу, даже если ты хочешь просто спасти здание, закрыв от дождя крышу, не подойдешь. Им удалось выкупить дом, и теперь семья из него делает музей. Помощь оказывают даже незнакомые люди, которые откликнулись на историю Лидии, размещенную на платформе Планета.
Это была невероятная женщина. Она умерла в девяносто шесть лет, но сохранила ясность ума, оптимизм, отличное чувство юмора. Помню, мы к ней бегали детьми чуть ли не каждый день. Она всегда принимала, угощала чаем и рассказывала о житие-бытие. Она научила меня рукоделию: плести половики, ткать веретеном, вязать.
Я очень ее просила — «научи меня научи меня ткать, у тебя есть ткацкий станок». Но она отмахивалась, возраст уже был. Так она не научила, но, в конце концов, этот ткацкий станок мне и достался, когда мы дом купили. Ткать я научилась уже в Вельске, - продолжает Лидия. Когда дом-музей отремонтируют, он будет открыт для всех желающих.
Новая хозяйка будет рассказывать об истории дома, о деревне, угощать гостей пирогами из настоящей русской печи. Кстати, встречи для детей из соседних деревень Лидия проводит уже сейчас — собирает малышню и читает народные сказки, а еще учит названиям разных частей деревенского дома, народным играм, дает поиграть на гуслях. Уже несколько лет в этом доме проводит литературные вечера для взрослых с участием местного поэта. Лидия мечтает сохранить все дома этой деревни. А пока старается рассказать о маленькой, но очень красивой деревне Завелье в соцсетях.
Создала группу , чтобы привлечь внимание к проблеме исчезающих северных домов. Такие крепкие крестьянские избы уже никто никогда не построит. В Завелье чуть ли не каждый дом — как экспонат музея под открытым небом. Местные говорят, что в этих северных деревнях — у каждого дома свой домовой, со своим характером. В деревнях дома как бы живые, в отличие от городских квартир.
И люди, не только местные, но и гости, порой слышат домовых. А в соседней деревне Щелканово есть даже дом с «привидениями».
Цепочка событий проста и логична: работы не стало, молодежь уехала в город на заработки, старики либо перемерли, либо перебрались к детям. Так Татьяна с мужем остались последними постоянными жителями деревни. Дети переехали в город. А два года назад умер и муж. Когда Татьяна вспоминает его, на ее глазах появляются слезы.
Родители наши на ферме работали, — Татьяна махнула рукой в сторону руин фермы — из развалин торчали обрушившиеся балки кровли с прибитыми к ним огрызками шифера. Вот все и подались кто куда. И жителей деревни тоже любила. А теперь их нет. Как косой скосило. И телевизор. Татьяна вздохнула.
Мы как раз подходили к одному из десятка брошенных домов. Можно сказать, сердце кровью обливается. А что сделаешь уже? Вот у нас ферма развалилась и осталась без работы. А потом на почту за копейки пошла. Только своим хозяйством и спасались. К ведению хозяйства «в одни руки» Татьяна приспособилась относительно легко.
Научилась ездить на оставшемся от мужа скутере и мотоблоке. Летом продает молоко дачникам из соседних деревень. Собирает грибы, выращивает овощи на огороде. С пенсии в 12 тысяч старается помочь детям и внукам. Им, говорит, в городе тоже непросто приходится. Точнее, сначала преступницей, а потом уже знаменитостью. Ее с сыном оштрафовали на 80 тысяч рублей — за незаконную вырубку деревьев, браконьерство.
Это если с точки зрения закона смотреть. А с точки зрения деревенского человека, Татьяны, произошло форменное беззаконие. Лес — он вот, рядом. И растет там ольха — почти сорняк. Растет безнадзорно, отвоевывая у пустой деревни поля. Так что лесозаготовка на зиму — в каком-то смысле даже санитарная вырубка. А ей за это — огромный штраф.
Чтобы погасить его, Татьяна собиралась продать одного из коней, Орлика. О ситуации узнал местный муниципальный депутат Андрей Калашников и организовал сбор средств на погашение штрафа. Орлика удалось сохранить. До следующей зимы. Когда Татьяны Исинбаевой не станет, Моржово окончательно превратится в деревню-призрак. Точку на карте. Сначала районная администрация отключит деревню от электричества.
Потом перестанут расчищать дорогу от снега. Деревню внесут список «населенных пунктов без населения». Затем придут мародеры. Они вынесут все, что можно продать. Еще лет через 10-15 поля окончательно зарастут лесом и деревенские дома будет уже не различить среди чащи. По всем признакам, она давно должна была сгинуть. Населения нет.
Колхоз развалился.
«Переехав в деревню, мы знакомились заново» (+ВИДЕО)
Моменты из жизни Жизнь в деревне разнообразна и яркая) #деревня #жизнь. Жизнь на природе выбирают в основном молодые семьи, они привыкают к трудностям сельской жизни и даже открывают свой бизнес. Канал о жизни в Курской деревне Сергей начал вести в 2019 году. Я считаю, что опыт жизни в городе необходим, чтобы ценить прелесть жизни в деревне, – заключила Мария. Когда крайний дом на единственной улице в деревне Морозово купила семья из Германии, местные жители, конечно, удивились. Канал о жизни в Курской деревне Сергей начал вести в 2019 году.
Жизнь в русской глубинке (50 фото)
Маша с мужем и четырьмя детьми переехала из Москвы в деревню с населением в сто человек. За 1,5 года виртуального общения всего несколько раз мы встречались, а затем сыграли свадьбу в Ульяновске и сразу уехали осваивать жизнь в деревне. В деревне все оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала: с моим появлением жизнь волшебным образом не развернулась на 180 градусов. Топ-менеджер московской компании заразил односельчан идеей вдохнуть в родную деревню новую жизнь.
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
По ее словам, чтобы «перезапустить» деревню, необходимо выделить администрациям районов деньги на межевание земельных участков, восстановление заросших полей и дать право закупать сельхозтехнику. Многие районные администрации владеют большим количеством земли. Они могут либо продать ее, либо сдать в аренду. Опции «возделывать землю» на данный момент не существует. Если бы государство поддержало местный бюджет, мы в районе смогли сами справиться со своей сельхозкой и пошел бы процесс восстановления деревень от центра к деревне. Администрации начали бы строить достойное жилье ближе к обрабатываемым землям и приглашать на работу семьи с детьми, школы бы пополнились учениками и учителями...
Только так. Плюс точечная помощь крестьянским хозяйствам. Она есть, существенная, но эта помощь на организацию двух-трех рабочих мест. Надо что-то глобальнее, но не инвестор. Так же я и за хуторское строительство.
Сейчас строить на своей сельскохозяйственной земле ничего нельзя. Я против этого. Если человек построит на сельхозке свой дом, вложит туда силы и средства, он будет стараться содержать свою землю в порядке... Путин обещал это давно, но обещанного видно, надо долго ждать... Просто у нас на сельское хозяйство смотрят как на пережиток прошлого.
Они вообще понимают, что если есть земля, то это уже предприятие?! Только работать на нем надо, — заключает Ирина Смирнова. Так и говорит: «Мы крестьяне, а не фермеры». И хозяйство у него, соответственно, тоже крестьянское. Николай — живое доказательство существования обратной миграции.
Все бегут из деревни, а он, наоборот, — подальше от города, поближе к земле. И если из деревни бегут по социально-экономическим причинам, то Николай в деревню переехал из идейных соображений. Там все покупное, ничего своими руками не делаешь. На работу ходи, получай там зарплату и сиди вечером перед теликом или в кабаке. Начиная с воды, которая у нас из канализации очищается, и заканчивая продуктами, которые в супермаркетах лежат.
Сюда, в тверскую глухомань, семья Шкуриных переехала в 2017 году и фактически оживила полумертвую деревню Овчинники. На тот момент здесь была всего одна пожилая семья. История опустошения деревни звучит как жутковатый анекдот. В 90-е годы отсюда украли шесть километров проводов. И на пять с лишним лет Овчинники остались без электричества.
Этого хватило, чтобы большая часть населения успела разбежаться кто куда. Картина — как и во всех 2230 вымерших деревнях Тверской области. Пустые полуразрушенные дома, заросшие поля, набеги мародеров. С появлением Николая ситуация изменилась. Теперь здесь большое крестьянское подворье.
Мародеры не появляются. Дорогу от шоссе до деревни регулярно чистят от снега. Когда Николай с семьей переезжал, пальцем у виска покрутили и городские родственники, и местные жители. Дескать, совсем москвичи с ума посходили: по доброй воле в деревню едут. Лучше купить старый дом и отремонтировать его.
Именно так Николай и поступил. В Овчинниках удалось найти добротный дом со скотиной в придачу. В доме сделали косметический ремонт. Провели интернет и установили усилители сотового сигнала для телефона. Вести крестьянское хозяйство семья потомственных москвичей училась с нуля: и корову доить, и за овцами с козами ухаживать.
Спустя три года семейство Шкуриных находится практически на полном самообеспечении. К тому же им удалось свести к минимуму товарно-денежные отношения.
Постепенно дочь Корепанова начала заниматься туризмом: она проводит экскурсии, открыла музей и кафе, приобрела лодки, занялась постройкой гостевых домов.
Сколько стоит жить в Мувыре? Расходы на жизнь в Мувыре небольшие, благодаря собственному производству овощей и молочных продуктов. Мы рассмотрим основные статьи расходов, на которые может ориентироваться новый житель.
Аренда и покупка жилья Жилье в Мувыре можно получить на безвозмездной основе. Дом строится за счет бюджетных средств, если новоиспеченный житель подписал договор, по которому нужно соблюдать обязательства: жить и работать в деревне не менее 10 лет. Также в Мувыре можно арендовать гостевой дом на 5 человек.
Стоимость аренды составляет 3 300 рублей в сутки. Коммунальные услуги В деревне проведено электричество. Местные платят за него около 3 000 рублей в месяц.
Водоснабжение бесплатное. Транспорт Доехать из Мувыра в Ижевск и другие соседние города можно на автобусе, но ближайшая остановка находится в 3 километрах от деревни. Поэтому для частых поездок в город понадобится личный автомобиль.
Питание В деревне налажено собственное производство овощей, зерновых и молочных продуктов, а магазины есть в соседней деревне Зура, Игре и Ижевске. Обычно на питание уходит примерно 10 000 рублей в месяц. Развлечения Мувыр — отличное место как для активного, так и для спокойного отдыха на природе.
Здесь можно покататься на лошадях, арендовать сапборд или лодку для речной прогулки, сходить в баню и порыбачить. Зачем переезжать в Мувыр? В качестве главных аргументов «за» переезд в этот город жители называют: экологически чистый район и близость к природе; уединение; безопасность; достаточно близкое расположение к крупному городу; возможность профессиональной реализации: благодаря тому, что деревня активно расширяется, растет количество рабочих мест.
Уже сейчас на ферму требуется персонал по уходу за животными и специалисты в сфере гостеприимства.
Политики пишут законы для себя. На селе изменений не чувствуется. Жизнь катится к концу света. Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит?
Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться. Завтра в 3.
Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии. Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований.
Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого.
Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть. А если работа есть, с утра работаю.
Чтобы к вечеру отдыхать. Макароны вот готовлю, супы варю. Если мяса нет, грибной варю, гороховый, со щавелем. Когда денег нет, покупаю на двести рублей макарон, на месяц хватает. Так и питаюсь - вареными макаронами.
Если деньги есть, покупаю "Приму" и пиво. Дядя Саша гордится тем, что абсолютно свободен - ему не нужно каждое утро бежать в душный офис: - Вот вчера приезжал участковый ко мне опять - калымить звал в Загли, дрова там докалывать. Поколол дрова, и опять деньги у меня есть. С калымом я больше зарабатываю, чем в колхозе. Если б не выпивал, мне бы хватало.
Я утопаю в речи дяди Саши. Он настолько честен с собой и верен себе, что осуждать его не получается. Спрашиваю, не скучно ли ему без семьи, а он смеется: - Вот сейчас если я положил вещь вот сюда, а через неделю она мне понадобится, я знаю, что она лежит на месте. Вот и все. А помощница по хозяйству мне не нужна.
И самому приготовить недолго. Если мне надо, бабы сами придут. Последний раз вон приходила дня два назад. Захочешь - скажи только, они тут как тут. У всех мужья есть, а все равно приходят.
Только я не хочу, чтобы они со мной жили. Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже.
Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся. Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу.
Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик. Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки.
Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было. Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились.
Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться.
У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес.
А сейчас береза, представляешь? Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине.
Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил. Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была.
А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали. Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак.
В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду. Племянников дядя Саша очень любит.
Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить.
Мне-то дом не нужен.
Хотя пахать сначала пришлось по любому... Весной в деревне есть одна беда---сухостой. Я-то ещё всю зиму за дом боялась, как бы чего не случилось. Весной самое время бояться! На обработанных усадьбах так остро эта проблема не стоит.
Там всё перепахано и травы почти нет. Где хозяева безголовые--горит регулярно, рискуя подпалить всю деревню. В нашем доме жили старики и конечно никто участком толком не занимался. Даже землю вскопать было сложно. Такое ощущение, что мусор люди много лет выбрасывали прямо во двор, в огород, куда угодно. Чего мы только из земли не вытащили!
Сын даже пошутил --Ещё немного и труп найдём. Но это были трудности первого года. Дальше было легче. Нам всё время предрекают провалы в наших начинаниях. Но муж, который решил вести хозяйство по новым технологиям, уже не единожды доказал, что если очень захотеть, всё очень даже получится. Сначала нам рассказывали, что землю, которая много лет была огородом, очень трудно превратить в лужайку с хорошей травой.
Есть такое растение, в народе его картофельником называют, с толстыми стеблями и крупными листьями. Вывести его, нам говорили, невозможно. И сначала нам тоже так показалось. Купили газонокосилку. Стали регулярно срезать траву и сорняки перестали сеяться. Теперь у нас с обеих сторон дома хорошая мягкая травка.
Спорыш и полевица. Никаких газонных трав не покупали. Какое-то время усмешку вызывали лопато-вилы. Дескать, ну что ими вскопать можно? Но мы-то плантации не вспахиваем. А к примеру какой-нибудь палисадничек обработать, мотоблок что ли загонять?
К тому же это приспособление наиболее гуманно относится к почве. К тому же физическая нагрузка в разы меньше. Даже я справляюсь. Через некоторое время лопато-вилами обзавелись все ближайшие соседи. Цветник потихоньку разводим. Мои любимые флоксы, пионы, шиповниковые розы чайным у нас не климат , лилии--всё уже замечательно цветёт.
Мы стараемся садить цветы красивые, но многолетние, что бы не возиться с посадкой каждый год. За что опять же селяне прозвали нас лентяями. В шутку конечно. В этом году Дельфиниум и Люпины зацвели. Вот только георгин у нас не приживается. Живём в низине недалеко от реки.
Только в бутон войдёт и заморозком прихватывает. А ещё у меня растёт какой-то офигенно красивый вьюн. Первый раз я его случайно обнаружила. Потом меня научили семена собирать, что бы не как попало рос, а там, где мне надо. Он очень красиво обвивался вокруг моего красивого забора. Забор у меня наверное единственный в деревне такой расписной.
И видно его издалека. Ромашечки я на нём вручную рисовала. Муж трафарет предлагал, но мне так приятней было. Соседи опять посмеивались, что делать мне нечего. Но теперь найти меня в деревне можно спросив про забор с ромашками. Ещё на переднем дворе четыре года назад мы посадили липу и дуб.
Пока что они на приличном расстоянии друг от друга. Но муж мой романтично заметил, что оба дерева довольно крупные и вырастая, будут всё ближе друг к другу. Как бы идти навстречу. Сейчас деревца уже довольно приличные. Ну вот липа пока невзрачная какая-то. Хотя я надеюсь, что когда цвести начнёт, мы по полной будем наслаждаться её ароматом.
А вот дубок у нас--красавец. И осенью очень красиво желтеет. Вот с садами в деревне у нас прямо напряжёнка. Яблонь и вишен нет ровно ни у кого. Я именно про нашу деревню говорю. Там, где местность по выше у некоторых есть яблони-дички.
А мы в низине, ближе к реке. И ни у кого из соседей плодовых деревьев нет. Пробовали сажать, но говорят 2-3 года--и погибают. Но у нас всё не как у людей От старой хозяйки нам однако достались пара смородиновых кустов, дерево ирги и какая-то низкорастущая яблоня. И на ней даже три яблочка висело. Всё это было дохлое и больное.
К смородине мы равнодушны объелись уже , решили оставить ради листиков в чай. Иргу хотели вообще выкорчевать. Но дереву видимо очень хотелось жить. Муж не справился с задачей, плюнул, присыпал разрытые корни хорошей землёй. Пусть растёт. Яблочки на яблоне оказались такими вкусными, что муж принял решение попробовать её спасти.
Чем-то замазывал, подпирал ветки, чистил кору. Как будто в благодарность оба дерева ожили. Ирга усыпалась таким количеством крупных сочных ягод! С яблони мы тоже собрали уже не три яблочка, а пару вёдер вкуснейших яблок! И каждый года количество яблок увеличивается. Короче, чувствуя доброе отношение и заботливые руки, всё начало оживать.
Каждый раз приезжая в деревню, муж привозит новый декоративный кустарник. Это теперь у него идея фикс. Всё доступное свободное время он теперь смотрит передачи для садоводов и огородников и набирается опыта. Особенно в восторге от идей Зеппа Хольцера и его экологического сельского хозяйства пермакультуры.
КАК ВЫЖИВАЮТ БРОШЕННЫЕ ДЕРЕВНИ РОССИИ...
Спустя восемь лет побывали в чернобыльской деревне, которую оживили самоселы. Культура - 19 декабря 2023 - Новости Екатеринбурга - После предыдущего поста про деревню мне сказали,что дескать,красиво всё и замечательно,только это детство,воспоминания,стереотипы к настоящей жизни в деревне отношения не имеющие. Город - 13 апреля 2023 - Новости Уфы -