Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Что такое ямщик для державы в 16-17 веках?
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие
Почтовые станции и станционные смотрители | Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. |
Значение слова ЯМЩИК | А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч. |
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог | Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на. |
Когда я на почте служил ямщиком…
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.
Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. Жара несносная. Дальше ехать не могу. Толковый словарь Ушакова. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго.
Слово ям — татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», то есть проводник или путеводитель, а отсюда и слово ямщик. Въезд в Москву со стороны Рогожской заставы. Старинная литография Чингиз-Хан 1203-1227 гг. Порядок этого сообщения и поведения проезжавших даже определен был особым постановлением. Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей. Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу. Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы. Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений. Это выполнил великий князь Иоанн III. Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу. Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…». Из книги: Ю. Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче. Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т. Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды. Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах. Это обстоятельство, без сомнения, было последствием того условия, которое вошло в заключенный в Москве между российским и польским послами договор, по которому для облегчения политических сношений между государями , «а наипаче для преумножения обоим государствами торговых пожитков», постановлено было, вместо гонцов, учредить правильную почту: от пребывания короля до местечка Кодина на границе принадлежавшего Польше Мстислаского воеводства и из Москвы чрез Смоленск в соседнее с Кодиным местечко Мигновичу пограничное с поступившим под державу русскую Смоленским воеводством. За перевозку частной корреспонденции предполагалось назначить соразмерную плату.
За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам. Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины. Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям.
Что значит слово «ямщик»?
Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля.
Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. И вот теперь он просит свою жертву не только похоронить его, но и передать семье значительные материальные ценности — коней отцу, жене кольцо золотое. Помимо вышеупомянутого должны быть сани, личные вещи и деньги умершего.
При этом не идет речи о вознаграждении товарища за услугу. История с новыми подробностями перестает быть слезливой лав-стори про погибшего в степи ямщика и молодую вдову. Тут уже можно философствовать. Присвоить хабар мертвого — мародерство.
Но кто тебя за руку поймает? А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости.
Однажды прочитал в газете историю.
Со временем люди начали нанимать ямщиков в качестве извозчиков. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу.
И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору.
Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.
На ямах и в ямских слободах
Поэтому работа требовала от ямщиков удали, бесстрашия. В культуре В русском народном песенном творчестве существует жанр ямщицкой песни, обычно грустной, иногда тоскливой, сопровождавшей ямщика в дороге. Об этих песнях написал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»: Что-то слышится родное То разгулье удалое, То сердечная тоска… О ямщиках поётся во многих песнях и романсах, написанных в XIX в. Среди них: «Степь да степь кругом…» на слова И. Сурикова, музыка народная; романс Я.
Сверчков, «Тройка на закате» Фото: общественное достояние Перейти к первой части статьи Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров.
Кроме «неявленной» водки работники древней таможни взимали плату за многие товары, пополняя казну.
Кто-то относит это событие к обычаям татарской вестовой службы. Но на самом деле страна, которую за границей называли «страна городов», без почтового сообщения вряд ли могла существовать и задолго до монголо-татарского нашествия, начавшегося в XIII веке. Дипломатические и торговые сообщения перевозили специальные гонцы, упоминания о которых сохранились в летописях. Ко времени становления самостоятельного Московского княжества, при Иване III Васильевиче 1440—1505 , Москва, как столица огромной по европейским меркам страны, была и центром активного почтового сообщения. А вот специальное учреждение, предназначенное для управления почтовой службой, было создано уже сыном Ивана III, великим князем Василием Ивановичем 1479—1533 , и 1516 год официально считается датой учреждения Ямского приказа — ямщиками называли государственных служащих, отвечающих за доставку корреспонденции.
О почтовой службе Василия Ивановича писал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посещавший великого князя с официальными визитами в 1517 и 1526 годах: «У князя в своем владении в разных местах определены гонцы с полным числом лошадей, дабы, когда послан будет царский гонец, лошади были тотчас готовы. Гонец имеет право выбирать коня, который покажется ему лучшим. На каждом яму лошадей нам меняли. В свежих лошадях недостатка не было. Кто требовал их 10 или 12, тому приводили их 40 и 50. Усталых оставляли на дороге и заменяли другими, которых брали в первом селении или у проезжающих».
По словам австрийца, он с помощью великокняжеской почты доехал от Новгорода до Москвы за 72 часа. Восхитила его и дешевизна почтовой службы для проезжавших: «за десять и даже за двадцать верст платили не более шести денег». Но это, конечно, касалось именно дипломатических миссий. Разумеется, почтовое сообщение было создано для государственных нужд, и ямщики отправлялись в путь тогда, когда в этом была нужда, а не по строгому расписанию. Что касается частных писем, которые подданные московских великих князей и царей друг другу, несомненно, писали, то их передавали «с оказией», со знакомыми купцами или путешествующими служилыми людьми. Да и каждый удельный князь или воевода имел свой штат гонцов, которые «лежали на вестях», то есть ждали, когда понадобится срочно отправиться в дорогу.
Например, в 1547 году невесту для Ивана IV выбирали «всем миром», девушек из княжеских и боярских родов в Москву свозили на смотрины со всех концов страны — согласно царскому указу, который был развезен гонцами. В конце указа адресаты читали: «Грамоту пересылайте между собой сами, не задерживая ни часу». В 1552 году москвичи узнали о том, что войска Ивана IV взяли Казань, на четвертые сутки, еще через три дня эта весть достигла Новгорода — как раз благодаря работе почты того времени. Сама система почтовых станций позволяла передвигаться с большой скоростью, меняя по дороге лошадей и получая провиант. Даже в межсезонье и распутицу гонцы умудрялись проезжать за сутки до 200 км. Хотя в современном представлении нормальных дорог тогда еще не было, это вовсе не означало, что об их состоянии не заботились.
От «ямы» до «ямы», то есть от одной почтовой станции до другой, местное население должно было заботиться о состоянии дороги и ремонтировать ее, обеспечивая проезжее состояние. С «техническим регламентом» для ремонта дорог того времени можно ознакомиться в Судебнике от 1589 года, созданном при сыне Ивана IV, царе Федоре Иоанновиче 1557—1598. Ширина дороги определялась в 3,2 м: «а по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди бурелом и поперечный лес высекати. А на ручьях мосты мостити поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы косогоры , и тут бы были отворы удобные спуски и подъемы ». Государственная повинность предполагала также и ремонт мостов: «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, и через реки перевозы, а через ручьи мосты вново добрые».
В одной только Москве располагалось пять ямских слобод. До настоящего времени о них сохранилась память в столичной топонимике. Например, Тверские-Ямские улицы, улица Ямского поля, Николоямская улица и другие. Многие иностранцы, побывавшие в России, с удивлением описывали лихость русских ямщиков. В дневнике А. Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу.
История о ямщиках и почтовых трактах
Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России.
кто такой ямщик определение для детей
Ямщик — "Энциклопедия. Что такое Ямщик | Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. |
ямщик — Викисловарь | Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве" | Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. |
Ямаши: ямщик, не гони лошадей! | За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. |
Как быстро гоняли ямщики в России
Перед нами Ямская слобода, которая в начале XVIII столетия уже не вполне оправдывала свое историческое имя: вобрав в себя население нескольких слившихся с ней подгородных слободок, она к этому времени успела превратиться в немаленький пригород, населенный отнюдь не только ямщиками и их семьями, но не в меньшей степени и цеховыми, ремесленниками, крестьянами на оброке, бобылями и нищими. С восточной стороны территория слободы ограничивалась линией посадских укреплений, с юга — доходила до Варламовских ворот и Тихвинского озера, с севера у нынешнего вокзала граничила с Мокрой слободой, и наконец, своей западной частью выходила в волжские пойменные луга. Наивысшей точкой поселения была макушка Троицкого холма, географически соответствующая нынешнему перекрестку улиц Тази Гиззата и Нариманова, где над окрестностями доминировала Троицкая церковь и откуда разрезая по диагонали нынешний квартал "Нариманова — Тази Гиззата — Бурхана Шахиди — Чернышевского" , кривулила в сторону места небезызвестной галереи "Смена" Бурхана Шахиди, 1 1-я Троицкая улица. Вторая же Троицкая шла со стороны современного железнодорожного вокзала с небольшим смещением к югу от нынешней улицы Чернышевского и сходилась с 1-й Троицкой в той же точке — у галереи "Смена". Главная артерия слободы — Большая Ямская улица — начиналась от Ямских ворот и шла далее вдоль подошвы Троицкого холма, огибая территорию слободы с северо-запада — вдоль кромки лугов. При этом участки трех Троицких улиц Поперечно-Троицкой, 2-й Троицкой и просто Троицкой сходились непосредственно на вершине Троицкого холма, образуя своим взаимным пересечением большую церковную площадь треугольной формы, от которой двумя переулками можно было попасть на Московский почтовый тракт, идущий вдоль левого берега Волги — он показан на плане 1730 года А. Сациперова пунктирной линией, выходящей в промежуток между двумя пойменными озерами Рогожским и Прилуцким. Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было. На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание. В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей.
Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию. По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество.
Лучшая почта — в России Иностранные путешественники одобрительно отзывались о ямщиках и их работе.
Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г.
Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна.
Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием. Вспоминали их старинные названия. И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А. Дмитрий Смирнов. Сравните: «Паромщик», «Каменщик», «Краснодеревщик», «Суконщик»… Как видите, этот суффикс часто указывал на занятие человека, либо промысел.
Поэтому слово «Ямщик» - русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». Слова с суффиксами «щик» и «чик» образовывались буквально на ходу, по потребности. Если бригада шабашников приезжала в колхоз для прокладки коммуникаций и начинала копать канаву, то местные жители между собой сразу же начинали называть их «канавщиками» Колей, Степаном и Мишей. Хоть были они один ученым, второй — инженером, а третий — водителем.
До 18 столетия данное слово повсеместно используют в отношении стоянок, которые обеспечивали отдых для путников во время путешествий. Также ямы выполняли и почтовые функции. Только в конце 18 столетия ямы заменяют почтами. Данная частица и сегодня встречается в названии многих населенных пунктов, к примеру, Ям-Ижора, что в Ленобласти. Слово использовали и в отношении особой повинности, существовавшей в княжеский период. Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости. Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде. Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли.
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов.