Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году.
КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91
Восстания 1991 года в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге страны после прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта.
Ирано-иракская война: 40 лет спустя
война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра.
20 лет назад. Война в Ираке
Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. |
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак | Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории. |
2. Разрушение электроэнергетической системы
- Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
- Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
- Обзор войны в Ираке - ВОЙНА и МИР
- Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года
- Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
Ловушка для диктатора. Почему Саддам Хусейн решился напасть на Кувейт
Саддам предпочитал поддерживать неопределенность относительно того, имеется ли у него пресловутое оружие массового поражения, и делал вид, что ему есть что скрывать. Очевидно, он полагал, что полная открытость ослабит позиции его режима в отношении Ирана и внутренних врагов. Как он заявил в своем окружении, «лучшая война — это обман». Уже после войны, когда следователь на допросе спросил его, зачем нужно было вводить всех в заблуждение, Саддам ответил одним словом: «Иран». Это был еще и вопрос мировосприятия: Саддам был убежден, что силы коалиции в 1991 году попросту испугались, что для защиты Багдада он пойдет на крайние меры — применит химическое и биологическое оружие. Это был еще один неопровержимый довод для поддержания иллюзии.
После первой войны в Персидском заливе шоком стал тот факт, что иракскому режиму нужно было всего 16—18 месяцев для создания ядерной бомбы. Если бы Саддам вторгся в Кувейт в 1993 г. Буш сказал следующее: «Нельзя было полагаться на удачу, нужно было брать ситуацию в свои руки». На фоне событий 11 сентября война против Ирака должна была стать превентивной мерой, что соответствовало новой американской внешнеполитической доктрине упреждающих действий. В результате в правящих кругах сложилось мнение, что «плюралистический и демократический Ирак» может запустить процесс трансформации на Ближнем Востоке.
Израильтяне… опасались, что Ирак отвлечет внимание США от того, что они считали истинной угрозой, — от Ирана. В 2001 г. США ежесуточно импортировали из Ирака порядка 800 000 баррелей. Многие сомневались в том, что на обломках баасистского режима можно быстро построить стабильное, миролюбивое демократическое государство. Расскажите нам обо всех этих вещах, и мы дадим ответ, будем ли мы вкладывать капитал или нет».
По оценкам начальника штаба сухопутных войск США, для поддержания порядка в послевоенном Ираке потребуется порядка 260 000 военнослужащих. Война затянулась, и последующая оккупация обошлась американской казне более чем в триллион долларов прямых издержек. Военная операция в Ираке началась 20 марта 2003 г.
На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом».
Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев. Первые взрывы раздались около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний концы конвоя, чтобы остальные не смогли спастись а затем атаковали основную часть. Главнокомандующий Центрального командования Соединенных Штатов получил от администрации Буша указание «никого и ничего не выпускать из Кувейта».
Любое транспортное средство, которое выезжало на обочину в отчаянном порыве вырваться из ловушки, отслеживалось и уничтожалось. Шоссе 80 «Кабины грузовиков были деформированы взрывами так сильно, что сравнялись с землей, и невозможно было увидеть, были ли там водители. Стекла автомобилей плавились, а огромные танки превратились в мелкие куски металла», — пишет ливанско-американский журналист Джойс Чедьяк.
Правда, позднее оказалось, что "жертвы были не напрасными": несколько лет спустя мне совершенно неожиданно пришло извещение... С этой бумажкой я поехал в Москву и действительно получил компенсацию - вполне приличную сумму. Потом было еще несколько траншей выплат, последний по времени - в конце 2000 года. Богатство всемирного значения В заключение позволю себе несколько общих замечаний.
У меня осталось достаточно благоприятное впечатление от иракцев. Лично мне они напоминают детей - легко возбудимых, быстро переходящих от любви к ненависти, одновременно коварных и доверчивых, организованных, но трудноуправляемых, эмоциональных и агрессивных на митингах и... Для меня совершенно очевидно, что угрозы миру сегодня ни иракский режим, ни иракский народ не несут - все дело в экономических интересах и геополитике. Поэтому прогнозировать что-то определенное в отношении Ирака, его ближайшего и отдаленного будущего очень и очень затруднительно. Единственно, что очевидно, - это фантастические нефтяные богатства Ирака. Тамошние месторождения детально разведаны в том числе и с нашей помощью и содержат гигантские запасы высококачественной легкоизвлекаемой нефти. Ввиду сверхвысоких дебитов мировой рекорд сухопутных промыслов - 14 тысяч баррелей в сутки - принадлежит одной из скважин североиракского месторождения Киркук добыча здесь крайне эффективна.
Добавим к этому наличие перерабатывающих мощностей, развитую инженерную и транспортную инфраструктуру, разветвленную трубопроводную сеть, близость к глубоководным океаническим портам к той же Басре - и получаем поистине идеальные условия для нефтедобычи и нефтетрейдинга, которых, на мой взгляд, больше нет нигде в мире, за исключением разве что Саудовской Аравии. В 1974 году окончил Лысьвенский электромашиностроительный техникум. В 1981 году окончил горный факультет Пермского политехнического института по специальности "горный инженер-маркшейдер". Работал в геолого-поисковой конторе объединения "Пермнефть", во Всесоюзном объединении "Союзгидроспецстрой" на строительстве Дангаринского ирригационного тоннеля Таджикская ССР , на нефтепромыслах Ирака. С 1991 года сотрудник внешнеторговой фирмы "Эникс" производственного объединения "Пермнефтеоргсинтез". По результатам работы в 2000 и 2001 годах фирма отмечена Министерством экономического развития и торговли РФ как лучший экспортер России.
Реакция мировой общественности Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, в которой осудил вторжение и потребовал от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта. Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию. В Кувейте было установлено «временное правительство», которое обратилось к Ираку с просьбой включить Кувейт в свой состав. Часть территории страны была присоединена к иракской провинции Басра, а оставшаяся территория провозглашена 19-й провинцией Ирака. Город Эль-Кувейт был переименован в Кадхиму [1]. В Саудовскую Аравию начали прибывать кувейтские беженцы. Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12. На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Лишь в декабре проблема иностранных граждан в Ираке была окончательно решена. Тем временем мировой общественности стали известны многочисленные факты мародёрства со стороны иракских солдат в оккупированном Кувейте. Корреспондент газеты «Известия» Борис Иванов так описывал увиденное им в бывшей столице страны: По городу в те дни бродили толпы солдат, неся в одной руке автомат, а в другой — раздувшуюся до невероятных размеров от украденных вещей сумку...
Война в Персидском заливе
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу | Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. |
Буря в пустыне - война с Ираком - операция в Персидском заливе - спецпроект ТАСС | 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. |
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя | Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». |
Конфликт в Ираке (Перестройка) | Альтернативная История | Fandom | 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". |
20 лет назад. Война в Ираке
Вы точно человек? | Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). |
1991 год Операция буря в пустыни или история самой первой Иракской войны - YouTube | Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. |
Война в Персидском заливе (1990-91 гг.) | В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. |
Операция «Буря в пустыне» 1991 года | Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. |
Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"
Поэтому в конце января Саддам решился на вылазку в районе города Хафджи Саудовская Аравия , где находилась важная магистраль, и где располагались военные части Саудовской Аравии и Катара. Иракским войскам удалось взять город. Однако к 1 февраля союзники выбили иракские части из Хафджи. Перед наземным столкновением американцы стали изматывать противника, чередуя авианалёты с бомбардировками. Багдад всё ещё пытался добиться компромисса. Но Джордж Буш потребовал немедленного и безоговорочного вывода армии из Кувейта. Ирак начал готовиться к обороне. Ночью 24 февраля союзники перешли к наступательной наземной операции, основной целью которой было окружение и уничтожение иракской армии. С инженерной точки зрения, укрепления иракцев, построенные ими в конце февраля, были безупречны. Они проявили немало изобретательности для защиты и маскировки важных объектов.
Однако против современных механизированных частей союзников подобный подход мало что мог дать. Уже после вступления на территорию Ирака союзники применили свои боевые трактора М9, которые сносили укрепления противника, одновременно погребая заживо находящихся в траншеях иракских солдат. Наступление союзников началось с левого фланга. Французским частям удалось после непродолжительного боя взять иракский город Салман. Параллельно были перекрыты важнейшие шоссе, и началась высадка десанта на побережье. Войска коалиции, продвигавшиеся внутрь Ирака, практически не встречали сопротивления, что позволило им развить большую скорость. Утром 25 февраля коалиционные войска столкнулись с сопротивление в районе Эль-Кувейта. Но уже на следующий день союзникам удалось вытеснить иракцев из Кувейта. Прорываясь всё дальше вглубь Ирака, 27 февраля коалиционная армия открыла себе дорога на Басру — один из крупнейших городов страны.
Утром 28 февраля иракская сторона была вынуждена признать поражение и объявить по радио о прекращении сопротивления. Джордж Буш также отдал приказ о прекращении огня. Итоги войны в Персидском заливе 2 марта 1991 года Совет ООН принял резолюцию, согласно которой, Ирак должен был: Оставить попытки аннексировать Кувейт и возместить весь ущерб; Освободить всех военнопленных; Сообщить о расположении своих минных полей; Отказаться от оружия массового поражения; Назначить лиц для проведения мирных переговоров. Войскам союзников было предписано оставаться на определённой линии. Одной из главных причин победы сил НАТО в войне традиционно считают их техническое превосходство над армией Ирака. Вполне можно сказать, что эта война также была яркой демонстрацией силы НАТО всему миру. В ходе войны страны, участвовавшие в антииракской коалиции, использовали все имеющиеся у них виды вооружений кроме ядерного и химического оружия. Однако объяснять исход войны единственной причиной было бы не совсем верно. К тому же, нельзя утверждать, что армия Саддама была абсолютно небоеспособна и воевала исключительно устаревшим и некачественным оружием.
В американском штабе рассчитывали, что Ирак располагает в основном советским оружием и будет использовать тактические приёмы, практикуемые в советской армии. Однако это оказалось не так. Ирак располагал весьма разнообразным арсеналом, в который входили образцы вооружения, используемые странами — членами антииракской коалиции. По меркам того времени, иракская сторона была весьма неплохо оснащена. Армия хорошо ориентировалась на местности, была опытна и обучена быстрому проведению очень сложных маневров. Но в генеральном штабе не было единства, высшее офицерство не умело действовать заодно, а младшие офицеры боялись брать на себя инициативу. Американские военные действовали намного слаженнее, хотя и у них были промахи: в нескольких операциях против иракских войск наибольшие потери американцы понесли не от противника, а от своего же «дружественного огня», который по ошибке экипажи некоторых боевых машин вели по своим товарищам.
Несомненный интерес вызывают авторские комментарии и выводы. Главная мысль К. Вудса сводится к тому, что авторитарный характер режима в принципе лишал военных возможности честно анализировать причины неудач, поскольку это неизбежно затронуло бы авторитет политического руководства в Ираке. Автор пишет, что даже если С. Хусейн с готовностью признавал допущенные тактические ошибки и промахи, то никогда не хотел честно говорить о фундаментальных причинах, лежащих в основе неудач иракских войск в войне. Делая справедливые замечания по поводу боязни военных в тоталитарных и авторитарных государствах проявлять высокий уровень самостоятельности на поле боя, К. Вудс не без оснований считает маловероятным, чтобы С. Хусейн принял ответ, который связал бы безынициативность командиров с природой самого режима с. Символично, по мнению К. Вудса, и то, что иракским военачальникам приходилось испрашивать у политического руководства специального разрешения на рассмотрение негативных сторон своих боевых операций в военных учебных заведениях с. Своеобразное свидетельство стратегической слабости иракского руководства автор видел и в том, что иракские исследования, посвященные анализу войны в Персидском заливе, как правило, заканчивались выводами, распределенными всего в две категории: "Слабые стороны противника" и "Сильные стороны наших войск". Пропущенные категории, отмечает К. Вудс, говорили сами за себя с. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны 2003 года и может считаться одной из причин быстрого падения режима С. Новые источники, использованные К. Вудсом, свидетельствуют о необоснованной уверенности некоторых иракских руководителей в начальный период конфликта в Персидском заливе в собственной победе в надвигающейся войне. Так, Иззат-аль-Дури, член Совет революционного командования, высшего органа управления Ирака, доказывал в ноябре 1990 года, что США не смогут победить Ирак без применения ядерной бомбы. С ним соглашался и вице-президент Ирака Таха Рамадан, считавший, что "война с Америкой будет легче, чем война с Ираном", и заявлявший по этому поводу: "У Америки нет границ с нами. Американские солдаты не такие, как наши или иранские… По нашим данным, ни саудовцы, ни египтяне, ни сирийцы не собираются сражаться с нами. Это будет идеальная война" с. Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений. Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным. В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с. Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с. По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с. В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться. К тому же подтверждение ему можно найти в работе Е.
Инженер-водопроводчик Кассем Сулеймани ушел на фронт добровольцем. Стал легендарным военачальником, генералом, дослужился до должности командующего силами специальных операций КСИР. Будущий начальник генерального штаба КСИР Мохаммад Багери ушел на ирано-иракскую войну добровольцем, имея специальность учителя политической географии. Министр обороны Ирана Амир Хатами в 1980 году ушел добровольцем в народное ополчение. Настоящим испытанием для иракских войск стали затяжные городские бои. Для захвата города Хорремшехр были стянуты 15 тысяч человек и 200 единиц бронетехники против 5000 человек в гарнизоне города. Ожесточенные городские бои, за которые Хорремшехр в прессе назвали «иранским Сталинградом», привели к взятию города иракскими войсками. Иракцы, впрочем, понесли огромные потери. В связи с этим Багдад предпочел отказаться от планов дальнейшего наступления. К концу 1980 года бои приняли затяжной позиционный характер, на что явно не рассчитывали в Багдаде при планировании военной операции. Боевой дух солдат, участвовавших в «чужой» войне, вскоре начал падать, в то время как в Иране борьба за родину вдохновила тысячи людей вступать в ряд армии, КСИР и народного ополчения Бассидж. К 1982 году иранские войска смогли перегруппироваться и в ходе серии наступательных операций не только выбили противника с иранской территории, но и начали наступление в глубь Ирака. До 1988 года боевые действия продолжались в приграничной зоне, поскольку ни одной из сторон не удавалось добиться решающего перевеса. В отсутствие прогресса на фронтах стороны перешли к «войне городов» — ракетным обстрелам населенных пунктов, объектов инфраструктуры и военных баз на территории противника. И именно на этом этапе Саддам Хусейн допустил свою главную и, по сути, роковую ошибку. В Иране была возобновлена заложенная еще при шахе ядерная программа, в то время как Багдад предпочел сделать ставку на химическое оружие. То самое, которое впоследствии погубило режим Саддама Хусейна. Пойти на открытое нарушение Женевской конвенции 1925 года иракские власти решились исключительно из страха перед возможным военным поражением. При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника. К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва.
В результате расследования Организация ООН обнаружила отсутствие доказательств того, что Ирак применил химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможность того, что Ирак мог использовать фосген газ, невозможно было бы испытание после атаки. Согласно Исследовательской группы Ирака правительства США, иракские военные использовали нервно-паралитическое вещество зарин , а также нелетальный газ CS на массивном уровне, когда в марте 1991 года были совершены «Десятки» импровизированных вертолетных бомбардировок против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах; Доказательства очевидных атак горчичного газа были зарегистрированы в районах Наджафа и Керб США, находящиеся там в то время. На юге силы Садда подавили все но рассеяние сопротивления к концу марта. Курдское восстание на севере страны рухнуло даже быстрее, чем началось. После вытеснения пешмерга из Киркука 29 марта правительственные танки были в Дахук и Эрбиль 30 марта, Заху 1 апреля и Сулейманию, последний город, удержива повстанцами, 3 апреля. Государственных войск было остановлено в Кореи, узкой долине у руин Каладизы , где курды во главе с успешно оборонялись. Масуд Барзани. В тот же день Служба безопасности Resolration 688 , осуждающая притеснение курдов иракским правительством и требующая Ирака уважения прав человека своих граждан. Жертвы Число погибших составило высоко по всей стране. Повстанцы убили многих баасистских чиновников и офицеров. В ответ Многие безоружные гражданские лица были убиты неизбирательным огнем, артиллерии и вертолетов, многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно обстреляны по приказу Саддама Хусейна. Силы безопасности Садда вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве одного щита , где они задерживали и казнили без суда и следствия или «исчезли» тысячи людей наугад в политике коллективной ответственности. Многие подозреваемые были замучены, изнасилованы или сожжены заживо. Многие из убитых были похоронены в братских могилах. С момента падения Саддама Хусейна в апреле 2003 г. Из 200 массовых захоронений иракское Министерство по правам человека зарегистрировало в период 2003-2006 гг.
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак
Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар.
КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91
После окончания войны из-за дыма от скважин разбился самолёт Саудовской Аравии с солдатами антииракской коалиции. На «высыхание» 320 нефтяных озёр ушло десятилетие. Армии коалиции использовали боеприпасы с обеднённым ураном. По мнению американских экспертов это могло стать причиной роста заболеваний у солдат и местного населения.
Эксперты ликвидировали 88 тысяч химических боеприпасов, 4000 тонн прекурсоров, 690 тонн реагентов и 980 единиц оборудования. Ирак похитил около 600 кувейтских граждан и об их судьбе ничего не известно. Кувейт понёс экономические потери в результате войны.
Стоимость тушения скважин и восстановления оборудования была оценена в 12 млрд долларов. Общий ущерб стране составил до 50 млрд долларов. После окончания войны вооружённые силы Турции препятствовали британскому контингенту в помощи беженцам войны.
После боя они пошли туда, где были разбросаны обломки этою чудо-оружия. Как рассказывал авторам м-р Хамид. Позже иракцы пришли к выводу, что -Игла- была лучшим оружием против BGM-109. Единственным недостатком этого комплекса признали трудность использования его ночью. По этой причине к концу января американцы отказались от использования -Томагавков- днем и полностью переключились на ночные атаки. Успехи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками На первом месте среди них — статья в -Вашингтон пост-, опубликованная в конце войны.
В ней говорится: — Томагавк- и F-117А. На втором месте — очень интересный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г. Генеральной счетной палатой США. Доклад адресован конгрессмену Джону Динталу John D. На упомянутых страницах содержится следующая информация. Количество запущенных ракет и типы целей.
Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 38 объектов, атакованных -Томагавками-. Эти 37 объектов содержали в общей сложности 173 различные цели. При этом выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов более 800 кг взрывчатки. Хотя были исключения: в прессе сообщалось, что два -Томагавка- поразили центр ПВО в Багдаде, на самом деле они причинили лишь небольшие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3. Период массовых пусков.
В тот день состоялись пуски последних 6 ракет -одна за одной-, всех — по аэродрому Рашид Rasheed. Они достигли района Багдада около 11 утра, подверглись обстрелу, и лишь 2 из них достигли целей. Основными причинами его решения стали I негативная реакция телевидения на дневные удары по центру Багдада и 2 дороговизна раакет в сочетании с их очень слабой боевой частью… Послевоенный анализ показал, что много ракет определенно не достигло своих целей либо достигло их лишь предположительно.
Планы президента Ирака С. Хусейна были неясными. Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе».
Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив.
Контроль над Ираком. Об Ираке тоже не забывали. Контроль над страной был установлен тотальный. Дважды в 1995 и 1996 гг. Создавалось ощущение, что Ирак превратили в полигон, где авиация США в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала приемы современной войны. Напрашивался вывод о том, что бесконтактность боевых действий и отсутствие у нападающей стороны потерь развращает политика и лишает их разума и совести.
Все это сильно напоминало некий эксперимент, нацеленный на выяснение размеров периода, в течение которого сильный и целеустремленный народ сможет выжить в нечеловеческих условиях и сохранить сознание общности национальных интересов. На протяжении части этого периода в иракских больницах гибли дети, не было необходимых лекарств для лечения простейших заболеваний. Причиной тому — сохранение жесточайших ограничений, исключающих возможность приобретения предметов, потребность в которых не могла покрыть разбитая экономика страны. Нефть в обмен на продовольствие. Даже в XX в. Под давлением Генеральной Ассамблеи ООН произошла реструктуризация торгового эмбарго с принятием ряда программ, включающих масштабный проект «нефть в обмен на продовольствие», позволивший Ираку получить остро необходимые предметы первой необходимости. В Белом доме не слишком противились этому. Появление на рынке дополнительных нефтяных объемов сулило снижение цен, начавших расти по воле непокорной части стран-экспортеров. Иракское вторжение в Кувейт 1990 г.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта. Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча. Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом. В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей.
Глава швейцарского парламента сказал мне, что при всём его уважении и доброжелательном отношении к Ираку он просит меня передать иракскому руководству, что власти Швейцарии хотят, чтобы Ирак принял предложение и добровольно вывел свои войска из Кувейта. В противном случае последствия для Ирака будут болезненными. Затем я покинул заседание в сопровождении пресс-секретаря швейцарского парламента, который сказал мне, что даже у правительства Швейцарии была информация, согласно которой не оставалось никаких сомнений в том, что Ираку придётся очень дорого заплатить, если Саддам не образумится. По словам пресс-секретаря, медлить было нельзя. И он был прав. Во время второй попытки организовать переговоры Ирак вновь публично ответил всё тем же отказом. Вот почему этот швейцарский чиновник сказал мне, что иракское правительство должно подчиниться требованиям международного сообщества, в противном случае иракские войска будут уничтожены», — вспоминает генерал-майор Абду ад-Дайри. Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор во время осмотра войск, дислоцированных в регионе Персидского залива. Январь 1991 года.
Фото: Reuters «На следующий день было принято решение закрыть посольство Ирака в Швейцарии, а меня перевести в Багдад.
Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна.
В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года.
На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.
Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке.
Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём. Первоначально США и Великобритания планировали провести голосование в Совете Безопасности ООН по разработанной ими соответствующей резолюции, но отказались от этого, так как Советский Союз, Китай и Франция дали понять, что наложат вето на любую резолюцию, содержащую ультиматум, позволяющий использовать силу против Ирака.
Хусейном в октябре 1990 года в Багдаде, впоследствии написал: "По его словам [С. Хусейна] как только Ирак одержал военный успех над Ираном [в 1988 г.
Но могу сказать: он, по моей оценке, был действительно убежден в этом"12. Пытаясь уловить ход рассуждений С. Хусейна и его соратников о том, что Ирак не проиграл войну в Персидском заливе, К. Вудс дает им такое, не лишенное оснований, объяснение: для С. Хусейна проигрыш означал лишение власти, а поскольку этого не произошло, то, "используя определение С. Хусейна, можно утверждать, что он действительно не проиграл конфронтацию 1990-1991 года" с. В книге приводятся документальные подтверждения того, как в декабре 1991 года С.
Хусейн доказывал генералам, что военные действия США против Ирака привели к смещению глобального баланса сил в пользу Америки, ставшей единоличной, однополярной державой, а это, в свою очередь, косвенно играет на руку Багдаду, ибо усиление США вызвало озабоченность Франции, Китая и СССР, которые теперь извиняются перед Ираком за свою помощь Вашингтону и хотят восстановить с ним отношения с. Кроме того, К. Вудс детально анализирует выступления высокопоставленных иракских советников на совещании, состоявшемся вскоре после поражения Дж. Буша-старшего на президентских выборах 1992 года, которые пестрили сомнительными утверждениями в духе того, что "персональный проект" американского президента свергнуть Саддама Хусейна провалился наихудшим образом и вместо смещения Саддама Буш сам "был свергнут… а Саддам Хусейн остался". Схожим образом сам иракский президент, присутствовавший на этом совещании, утверждал, что Дж. Буш проиграл выборы не из-за внутриполитической ситуации в США, а потому что он "не смог добиться" победы в Персидском заливе с. Для российского читателя особый интерес в исследовании К.
Вудса представляют свидетельства того, что во время войны в Персидском заливе в Багдаде весьма скептически воспринимали как роль Советского Союза, так и его возможность влиять на ситуацию в мире. По мнению иракцев, СССР во многом утратил свои позиции на мировой арене, а его поведение определялось противоборством двух лагерей в окружении Горбачева: "проамериканского" во главе с Э. Шеварднадзе и "проиракского", состоящего из старых партийцев, недолюбливающих США. Руководство Ирака считало, что наиболее сильным являлся "проамериканский" лагерь. В связи с этим в Багдаде возобладало мнение, что не СССР, а только Франция способна предотвратить проведение военной операции США против Ирака, особенно с учетом того, что эта страна имеет давние связи с Ираком и за ней может объединиться вся Европа в противовес США с. К тому же, как отмечает К. Вудс, сам С.
Хусейн не доверял СССР. Он приводит в пример ситуацию, сложившуюся после начала наземной операции США 24 февраля 1991 года, когда С. Хусейн, уверяя в оживленной переписке М. Горбачева в своем полном доверии и вручая честь Ирака и достоинство иракских вооруженных сил в руки СССР, в узком кругу приближенных лиц заявлял: "Я знаю: он [Горбачев] предаст нас, этот лжец" - и риторически спрашивал своих советников: "Возможно ли это, что их [русская] разведка не знала о ней [наземной атаке США]? Вудса приводится еще немало уникальных стенограмм заседаний высшего руководства Ирака, текстов посланий С. Хусейна иностранным лидерам, расшифрованных аудио- и видеоматериалов, пропагандистских листовок, редких фотографий, карт военных действий и других интересных, а главное - ранее не публиковавшихся архивных материалов. Нельзя обойти вниманием и тексты личных интервью автора, полученных у иракских военачальников и политических деятелей, игравших значительную роль при режиме С.
Хусейна, а также использование исследователем документов Конгресса и правительства США. Стоит поддержать надежду К.
Но Хусейн обставлял его принятие совершенно нереальными условиями. И одновременно, уже через несколько дней после оккупации Кувейта, стал стягивать в регион собственные силы и формировать антииранскую коалицию. Воздушная фаза войны продолжалась 39 дней, за которые союзники совершили 110 тысяч самолето-вылетов. Иракские военные объекты, инфраструктура были в значительной мере разрушены. Лишь 24 февраля началась наземная фаза операции, которую назвали «Сабля пустыни».
Продолжалась она лишь 100 часов. Саддам Хуссейн остался у власти в Ираке еще на 12 лет, пока не был свергнут новым вторжением американцев. Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов.
Агрессия Ирака против Кувейта.
Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000.