Цены на коксующийся уголь на внутреннем рынке Российской Федерации выросли на 30% вслед за мировыми котировками. Цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя для российского угля стала отрицательной: в Тамани и портах Балтики в апреле она составила –$7 и –$6 за тонну. Стоимость угля 9450 за 1 тонну. прим. ред.) при поставке энергетического угля в Китай в зависимости от порта отправления составлял от 2 тыс 347 рублей (порт Усть-Луга) до 4 тыс 776 рублей (Находка) за тонну.
Почему произошел обвал цен на уголь
- Коксующийся уголь подорожал почти на треть в апреле 2023 года
- Уголь ССПК
- ДОБЫЧА УГЛЯ В РФ ЗА I КВАРТАЛ ВЫРОСЛА НА 1,5%, ДО 108 МЛН ТОНН - РОССТАТ
- Минэнерго: добыча угля за пять месяцев выросла на два процента, превысив 162 миллиона тонн
Что происходит с угольным рынком и его сибирскими участниками?
Власти рассчитывают, что к 2025 году объём перевозок дойдёт до 180 млн т. Работы по расширению БАМа и Транссиба с переменным успехом ведут с 2013 года. В 2022 году пропускная способность Восточного полигона выросла до 158 млн т, а в 2023-м показатель должен был дойти до 173 млн т. В декабре вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что на этот транспортный коридор бросят все силы, а план строительства третьего этапа должны подготовить уже к весне текущего года. Правда, эксперты считают, что даже после расширения инфраструктуры удовлетворить потребности регионов будет невозможно. Читайте также: «Разворот российского экспорта на Восток: решаем проблемы с логистикой». Разгрузить железные дороги может развитие морской логистики, которое наверняка продолжится в наступившем году.
В 2023-м по Севморпути перевезли уже около 36,25 млн т грузов. С круглогодичной навигацией в 2024 году показатель существенно прирастёт. Сейчас власти обсуждают возможность передачи права приоритета на перевалку угля специализированным терминалам. Минтранс считает, что, если перенаправить грузопотоки в направлении профильных портов, скорость транспортировки и объёмы перевалки вырастут в разы. Ассоциация морских портов и некоторые угольные компании, впрочем, высказались против этого предложения. Увеличению экспорта на Восток в 2024-м могут помешать не только проблемы с логистикой.
Вполне вероятно, что Россия уже не сможет добиться рекордных поставок топлива в Китай, как это было годом ранее 100 млн т. Кроме того, спрос на уголь в Поднебесной может упасть как минимум на 200 млн т. Поскольку КНР в прошлом году удалось пополнить запасы сырья для стабильной работы энергетических предприятий, возможно, в 2024-м Китай сократит его импорт.
Он активно используется как в промышленных котельных, так и в замкнутых системах отопления частных подворьев в многочисленных селах и поселках. Высокое качество, низкие цены, безупречное соответствие ГОСТу, подтверждаемое сертификатами, — вот, что отличает каменный уголь ГК "КемУглеСбыт" - стоимость этого топлива зависит от объема поставок, его марки и качественных показателей.
А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т.
Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным. А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются? В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля более 52 млн т ушло в отходы при обогащении. На рынок было выведено 386,8 млн т.
Но по итогам 2022 года точно будет спад. Таким образом, происходит замещение добычи на Кузбассе более восточными регионами», - уточнил Фаддеев.
Уголь в угол Россия добывает и экспортирует разные марки угля. Даже оказавшиеся ниже значений прошлого и позапрошлого годов мировые цены на уголь не отразились на экспортной перевалке через порты не только на востоке, где на фоне запрета продажи российского угля в ЕС он стал главным грузом для поставок в Азию , но и на северо-западном и южном направлениях, откуда он отгружается в значительных количествах. Сейчас российский уголь востребован не только в Китае и Индии, но и в Турции и странах БРИКС о том, как изменилась география сбыта российского угля за последний год и появились ли новые рынки сбыта, подробно писал «ФедералПресс». Однако не слишком высокая стоимость угля и ужесточение антироссийских санкций по-прежнему заставляют угольщиков из РФ продавать уголь со значительными скидками по отношению к международным бенчмаркам, неся убытки. Меры правительства, желающего поддержать одновременно и угольных производителей и федеральный бюджет, приводят к неразумным последствиям. Так, после инициированного Минпромторгом освобождения угля с января 2024 года от введенной минувшей осенью курсовой экспортной пошлины одновременно перед предприятиями отрасли встала совсем не радужная перспектива увеличения НДПИ с целью компенсаций выпадающих доходов бюджета, оцененных Минфином в 150 млрд рублей в год при курсе 90 рублей за доллар.
Вдохновленный существенным ростом налоговых поступлений от угольщиков по итогам 2022 года в результате отмены фиксированной ставки НДПИ на востребованный металлургами коксующийся уголь и ее привязку к мировой конъюнктуре, Минфин увеличивал налоги для отрасли и в начале 2023-го, не шибко заботясь о потерях угольщиков. Все это привело к тому, что, приспосабливаясь к новым условиям работы и заботясь о собственных доходах, производители угля и трейдеры создали непрозрачные схемы экспорта, позволяющие не доплачивать в бюджет колоссальные суммы. Выйти из тени Россия реализует на экспорт два вида угля — энергетический, используемый для выработки электроэнергии и тепла, и металлургический коксующийся , являющийся главным компонентом сталелитейного производства, а также применяющийся при производстве других металлов, включая алюминий и медь. Несмотря на то, что на долю высококачественного металлургического приходится лишь четверть совокупной добычи угля, и, соответственно, объемы экспорта не столь велики, доходы от его продажи значительно превышают поступления от сбыта энергетических марок за счет более высокой — в несколько раз — цены. Экспорт дорогого металлургического угля позволяет производителям компенсировать выпадающие от продажи менее выгодного энергетического доходы. Однако часто они предпочитают использовать теневые схемы сбыта, продавая коксующийся уголь под видом более дешевого каменного и бурого «серым» трейдерам и тем самым занижая выручку, а после его реализации на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяя и выводя в офшоры сверхприбыли. Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает.
На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто.
ФАС: В I п/г 2023 года цены на энергетический уголь ниже по сравнению с АППГ
В Индии растет потребление, а собственной добычи не хватает. Поэтому индийское правительство нацелено на импорт. В конце мая запасов у индийских электростанций хватало всего на восемь дней потребления. Без роста импорта они иссякнут к июлю, отмечают «КоммерсантЪ». А цены крайне важны для Индии: в 2021 году она сократила импорт угля именно по причине резкого подорожания. И в марте поставки российского угля в Индию выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но эта страна сейчас разбирается с внутренним дефицитом: из-за нехватки газа и роста цен на электроэнергию страна все больше направляет на внутренний рынок. Однако в торговле России и Индии тоже есть сложности: на фоне санкций в конце апреля из-за проблем с логистикой и платежами поставки нарушились. Тогда же индийская сталелитейная компания Tata Steel заявила , что прекратит закупки из России из-за опасений вторичных санкций, а ведь это крупнейший в стране импортёр российского угля. Так что частный бизнес не настроен так же открыто к российским поставщикам, как власти Индии. Сколько угля Россия поставляет в Китай?
Россия поставляет в Китай примерно такой же объем угля, как в Европу, и эти поставки могут увеличить вдвое. При этом Поднебесная, так же как и Индия, перестала покупать австралийский уголь, но уже по политическим причинам. В то же время, Китай увеличивает собственную добычу и сокращает импорт, поэтому России нужно предлагать скидки, чтобы сохранить его интерес.
По её словам, цена тонны твёрдого топлива в долларах практически равна цене тонны чёрного металла в спокойные времена, да при курсе как нам прогнозирует РЖД 81 руб. При том, что объёмы угля в 4,5 раза превышают объёмы черных металлов. Очевидно, что задача угольного трейдинга сейчас — охватить максимальное количество потребителей и использовать этот шанс для максимально долгосрочных коммитментов. Не надо брезговать и схемами с перетаможкой российского экспорта. Что, собственно, и происходит сейчас. Иначе откуда 3-4 пары угольных поездов в день приезжают в Прибалтику?!
Стратегическое значение для энергетического угля имеет сегодня рынок Индии, и как бы ни хотелось свалить все проблемы здесь на Восточный полигон, это совершенно не так. Нормальную и даже более эффективную логистику для Индии нужно выстраивать из потов Азово-Черноморского бассейна, а при текущих ценах ещё и из портов Северо-Запада. В общем, первый раз в жизни жалею, что я не угольщик…» — рассказала vgudok. Пока же очевидных вариантов, как полностью обеспечить вывоз освободившегося от европейского рынка угля по другим направлениям, у России нет. Во всех трёх сценариях аналитиков Sber CIB везти больше на Восток удастся лишь частично из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Однако этого всё равно было недостаточно для удовлетворения потребностей угольщиков. На уровень в 180 млн т в год Восточный полигон выйдет не раньше 2024 г. Крупнейшим частным проектом в ближайшие годы станет строительство железнодорожной ветки, которая свяжет Эльгинское месторождение Якутии с побережьем Охотского моря. Речь идёт о 46 млн тонн экспорта в Европу и 17 млн тонн в Японию, которая пока только заявила о намерениях отказаться от российского угля.
Экспорт коксующегося угля, использующегося в металлургии, в 2021 г. Соответственно, из-за эмбарго под угрозой оказалась треть экспорта энергетического угля и пятая часть — экспорта коксующегося».
Тенденцию роста нагрузки на инфраструктуру в восточной части страны при экспорте угля наглядно демонстрирует динамика перевалки через бассейны рис. Динамика объемов перевалки угля через морские бассейны, 2021-2023 гг. Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года.
В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности.
В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.
Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс. Весомый вклад в рост показателей отрасли должны внести новые инфраструктурные проекты — строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и Тихоокеанской железной дороги, которая соединит порт с Эльгинским месторождением.
Коксующийся уголь подорожал почти на треть в апреле 2023 года 13:47, 27 Апр, 2023 Татьяна Арестова Источник фото: klimat-56. Последнее вызывает недовольство в Минстрое и у девелоперов, учитывая начало строительного сезона. О ситуации сообщает «Коммерсантъ». Привязка внутренних цен угля к мировым Рост затрат в металлургии Себестоимость выпуска тонны листового металла увеличилась на 1 500 — 2 000 рублей. Вопрос о ситуации с ценами на сталь поднимался еще в прошлом месяце. Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли, сообщал об обращении в ФАС из-за прогнозов о подорожании коксующегося угля.
Угольщики не дали подтверждения.
Новости партнеров
- Уголь Антрацит
- Рост цен на коксующийся уголь вызвал недовольство в Минпромторне
- Добыча и экспорт угля в 2023-м
- В Туве стоимость угля в 2023 году утверждена на уровне 2021 года | Тува Медиа Групп — Новости Тувы
- Прайс-лист на уголь в Краснодаре
Казахстанские поставщики повысят цены на уголь для РФ
Несмотря на падающие цены на уголь, Россия наращивает его экспорт, однако сбыт его не всегда оказывается прозрачным: контролируемый теневыми трейдерами, он несет убытки российскому бюджету и ведет к фундаментальным перекосам в экономике; почему это. Поставки угля калорийностью 5000 ккал через дальневосточные порты тоже получили отрицательный нетбэк в минус $5 за тонну. При этом средняя цена тонны угля по России превысила 3700 рублей, а кубометра дров — 1800 рублей. РИА Новости: цены на коксующийся уголь в России взлетели на 30% вслед за мировыми. прим. ред.) при поставке энергетического угля в Китай в зависимости от порта отправления составлял от 2 тыс 347 рублей (порт Усть-Луга) до 4 тыс 776 рублей (Находка) за тонну.
Курсы валюты:
- Цены на все виды российского угля падают с начала 2023 г.
- Уголь - Фьючерсный контракт - Цены | 2008-2024 Данные | 2025-2026 прогноз
- Рост цен на коксующийся уголь вызвал недовольство в Минпромторне
- Каменный уголь - объявления на КупиПродай
- Рынок коксующегося угля остался премиальным после пика энергокризиса
Уголь дорожает для населения Сибири. Дрова в части регионов резко подскочили в цене
Уточняйте оптовые и розничные цены на уголь на экспорт, наличие на складе, стоимость доставки в ваш регион у компании поставщика. стоимость энергетического угля калорийностью 5500 NAR поднялась до 108 долл. Напомним, средняя стоимость угля в I квартале 2024 г. была $304 за тонну (FOB Австралия), а наш прогноз на 2024 г. составил $260 за тонну, на 2025 г. — $230 за тонну. 27,5 млн тонн, Снижение экспорта древесного угля на 26% до 30,7 тыс тонн, Формальное снижение экспорта на 7,6% на фоне конфликта на Украине, Утроение экспорта угля в Индию, Рост. Это ухудшение было вызвано снижением мировых цен на уголь, ограничениями его вывоза железнодорожным транспортом и введением экспортных пошлин на уголь. При этом средняя цена тонны угля по России превысила 3700 рублей, а кубометра дров — 1800 рублей.
ФАС: В I п/г 2023 года цены на энергетический уголь ниже по сравнению с АППГ
Прогноз добычи каменного угля в России в 2024-2032 гг. Прогноз добычи каменного угля в России в 2024-2032 гг. + Стоимость угля должна поползти вверх уже в следующем году. По итогам 2023 года добыча угля в России снизилась на 1,3%, а экспорт вырос на 1% – показатели составили 438 млн и 213 млн тонн соответственно. Цены на коксующийся уголь в России привязаны к мировым котировкам и поднялись на 30% в апреле. В Минпромторге выразили недовольство подорожанием, учитывая рост затрат металлургов. Угольные компании России вынуждены экспортировать уголь дисконтом в 50-60.
В Туве стоимость каменного угля в 2023 году утверждена на уровне 2021 года
По его словам, несмотря на то что весна обычно характеризуется началом строительного сезона и ростом активности в этом секторе, который во многом зависит от поставок угля, производственные компании Азии не испытывают недостатка в угле и, вероятно, имеют определенные запасы. Также определенную роль в сложившейся ситуации может играть дешевый индонезийский уголь, добавил эксперт. Эксперт напомнил о набирающей обороты стратегии зеленого перехода в энергетике в некоторых развивающихся странах, что, в свою очередь, негативно сказывается на спросе на уголь как на неэкологичный вид топлива.
Иллюстрация: РИА Новости Снижение мировых цен, санкции, подорожание логистики и вынужденный дисконт — четыре всадника Апокалипсиса для угольной промышленности. Участники рынка указывают, что перешли в эпоху выживания. Этот результат почти в два раза хуже, чем за тот же период 2022 г. Убыточность связана со снижением мировых цен на уголь в 1,8 раза по отношению к февралю 2022 г. При этом весной 2024 г.
Им придется потерпеть, пока с рынка не уйдут более дорогой американский уголь и часть австралийского, считают эксперты. С декабря прошлого года котировки просели почти втрое. Это самые низкие показатели с января 2022 года. Для России такие цены приведут к околонулевой рентабельности экспорта». Для российских производителей ситуацию усугубляет запрет на поставки в ЕС и переориентация отгрузок из черноморских и балтийских портов в Азию, что значительно увеличивает расходы на транспортировку.
Отдельной проблемой участники рынка называют высокую зависимость от импортной техники — так, из-за отсутствия доходов они не могут обновлять парк техники. Снижение доходности усугубляет другую проблему: в условиях кадрового дефицита предприятия вынуждены повышать зарплаты, но не у всех есть такая возможность. Дополнительной сложностью стало возвращение с 1 марта экспортных курсовых пошлин, на которые правительство пошло из-за выпадения части бюджетных доходов. К концу года вся российская угольная отрасль в совокупности может стать убыточной, полагает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА. В середине апреля стало известно, что из-за переизбытка угля на складах остановлены добывающие и обогатительные фабрики как минимум в трех регионах страны, трудовые коллективы отправлены в вынужденный отпуск, сообщал DK.
Уголь каменный с доставкой в России
В таманском порту уголь калорийностью 6000 ккал на начало апреля стоил $72 за тонну — падение на 13% с начала года, в балтийских терминалах стоимость составила $61 за тонну — минус 14% с начала года. Объем торгов углем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с февраля 2023 года преодолел отметку в 200 тыс. тонн, сообщил ИнфоТЭК представитель СПбМТСБ. График 4. Потребление энергетического угля в России, млн тонн. Если в первом квартале стоимость на уголь марки Newcastle FOB Австралия составляла $197 за тонну, то в четвёртом квартале они могут увеличиться до $475 за тонну в оптимистичном сценарии и до $450 — в базовом. 910 объявлений по цене от 2 руб. Сейчас в Азии цены на энергетический уголь находятся на уровне 125-130 долл. за тонну.