Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту. Впервые инженерная задача создания лунохода была сформулирована в коллективе главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и поддержана президентом АН СССР Мстиславом. «Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты.
История «Лунохода-1» и работа над ошибками: РКС публикует документ 1972 года с анализом миссии
Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро — КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны — твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной.
Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение. Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском!
Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.
Оказывается, первоначально — могло быть. Проект пилотируемой научной экспедиции на Луну предусматривал возможность использования лунохода как транспортного средства. Обсуждая, где и как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили. Тем не менее, экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны ОНА.
И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом ПУЛ недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей. Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки — и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться!
Другим постоянным источником беспокойства для конструкторов были свойства лунного грунта. Долгое время о них можно было лишь догадываться. Первые измерения его физико-механических свойств сделала лишь в самом конце 1966 года станция «Луна-13».
Стало ясно, что реголит легко прессуется, не восстанавливая потом исходную форму, и что у него низкое внутреннее трение, а значит, в нем ничего не стоит забуксовать. Стали искать похожие по свойствам земные породы. Сначала использовали кварцевый песок и молотый базальт.
Но потом пришли к выводу, что лучше всего свойства лунной поверхности передает вулканический шлак, желательно свежевыпавший. Вполне естественно встал вопрос об испытаниях «Лунохода» на Камчатке. Читайте также Полуостров вулканов: как 30 активных огненных гор влияют на быт жителей Камчатки Камчатский тест-драйв К тому времени Генрих Штейнберг уже не первый год занимался на Камчатке изучением вулканических пород.
С 1964 года совместно с астрономами из ГАИШ он выполнял аэрофотосъемку и спектроскопию вулканических ландшафтов. Затем, с 1967 года совместно с профессором Игорем Черкасовым изучал физико-механические свойства вулканических пород в естественном залегании. Для этого в изучаемой точке вертолет ставили на домкрат и измеряли, как деформируется поверхность шлаков.
Всего были подобраны четыре площадки в районе вулканов Шивелуч, Толбачик, Ключевской и Крашенинникова. Причем на Шивелуче было два участка: один на пирокластическом потоке, а другой на отложениях направленного взрыва. Обе эти площадки сформировались в ходе катастрофического извержения 1964 года, когда мощный взрыв образовал новый кратер и сильно разрушил прежнюю вулканическую постройку.
Первые испытания планировалось провести в июле — августе 1969 года на Шивелуче и Толбачике, однако обстоятельства сложились иначе. Дней пять ушло на обустройство лагеря, и 12 августа машина поехала. Подзаряжали их движком от бензопилы «Дружба».
Управление велось с портативного пульта по кабелю длиной метров 20. Никакой полезной нагрузки не было, поскольку при земной гравитации, которая в шесть раз больше лунной, шасси просто не выдержало бы вес снаряженного «Лунохода». А вот чтобы центр тяжести оставался на правильной высоте, на шасси ставилась мачта с грузом.
Однако полностью воспроизвести условия движения по Луне в земных условиях невозможно. Хотя на Луне аппарат весит меньше, динамические нагрузки, возникающие при резком торможении или повороте, зависят не от его веса, а от массы, и на Луне они такие же, как на Земле.
Благодаря двум добавленным камерам появилась возможность одновременно передавать на Землю сразу несколько изображений. Аппарат планировалось отправить на Луну через два года, но приоритеты руководства страны поменялись: нужно было выводить на орбиту спутники связи, и для «Лунохода-3» на борту космической станции не нашлось места. Опытный образец отправили сразу в музей. Красная планета Работа над марсоходами началась параллельно с созданием «лунных танков». Отвечал за это направление все тот же Кемурджиан. В 1971 году первыми в мире на планету высадились аппараты «Марс-2» и «Марс-3». Посадка была неудачной: планетоходы попали в сильную пылевую бурю, из-за чего одна модель разбилась, а вторая около 15 секунд транслировала размытое изображение, после чего связь прервалась.
Что случилось с «Марсом-3», неизвестно. Впрочем, миссию нельзя считать полностью проваленной: оставшаяся на планете орбитальная станция собирала и присылала данные еще почти год. Эпоха космического романтизма подошла к концу. Исследования Красной планеты возобновились только в 1997 году, когда на ней смог высадиться американский марсоход «Соджорнер». После взрыва четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС крыша здания и окрестности оказались усыпаны радиоактивными осколками графитовых стержней. Расчищать это пространство вручную было смертельно опасно из-за высокой радиоактивности — требовалась помощь специализированной техники. В мае 1986 года Кемурджиан лично прибыл в зону аварии, чтобы исследовать условия, в которых придется работать новому планетоходу. Бульдозерным отвалом он спихивал с крыши вниз фрагменты реактора, откуда их забирали и утилизировали. Два робота Кемурджиана работали сменами по 12 часов, а в остальное время заряжались.
В общей сложности СТР-1 удалили с места аварии свыше 90 тонн радиоактивных материалов.
50-летие «Лунохода-2»
В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу. На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский "Луноход". Книжка Пелевина, разумеется, относится к разряду ненаучной фантастики, и педальным советский луноход никогда не был. Официально проект лунохода был санкционирован 10 февраля 1965 года решением №10 Комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам.
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». «Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! 17 ноября 1970 года приступил к работе разработанный в СССР «Луноход-1» — первый в истории человечества планетоход, успешно функционировавший на поверхности другого. На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский "Луноход".
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Кемурджиана, который без ФИО назван, как — «Руководитель работ по созданию самоходного шасси «Лунохода-1». Келдыша, которые практически сразу после первого спутника, перевели идею движения по поверхности Луны в практический проект [3, 4]. В 1959-1960 гг. Но эта кооперация не сложилась [5].
Королёв 1907-1966 Рис. Старовойтов 1919-2001 Летом 1963 г. Зайцев от имени С.
Старовойтову, который имел смелость принять это предложение. Осенью 1965 г. Лавочкина МЗЛ.
Главным конструктором «Лунохода-1» стал Г. Кемурджиан стал главным конструктором самоходного автоматического шасси САШ. В новой кооперации работы получили сильный импульс развития.
Летом 1968 г. Именно эти пять лет стали звёздными в судьбе Александра Леоновича, который в процессе создания САШ «Лунохода-1» не только обеспечил выполнение конкретного задания, но и создал высоко профессиональный коллектив, школу космического транспортного машиностроения. Родился Александр Леонович 4 октября 1921 г.
Когда ему исполнилось пять лет, после многочисленных переездов семья осела в Баку, где прошли его детские и юношеские годы [7]. Учился он очень хорошо. Эта оценка превалирует в итоговых документах каждого года обучения.
Другим документом, характеризующим школьные успехи Саши Кемурджиана, является табель ученика 9 «б» класса 26 школы Октябрьского района г. К этому времени высшей стала оценка «отлично», он получил её по всем предметам, кроме письменной части экзамена по литературе, оцененной на «хорошо». В 1939 г.
Александр Леонович делает попытку поступления в Московский авиационный институт, но из-за отсутствия мест в общежитии возвращается в Баку. Главный конструктор самоходного шасси луноходов А. Кемурджиан 1921-2003 Рис.
Главный конструктор луноходов Г. Бабакин 1914-1971 В этом же году во время призыва в армию А. Кемурджиан был признан негодным к воинской службе по состоянию здоровья.
У него оказалось слабое зрение. Оказавшись дома, он устраивается диктором на азербайджанское радио в его русскоязычную редакцию. Родители А.
Кемурджиана примерно 1926 год, Владикавказ [7] Рис. Баумана [7] В 1940 г. Баумана МВТУ на танковый факультет.
С началом Великой Отечественной войны пытается попасть на фронт, но безуспешно. В училище он проучился до 1942 г. Кемурджиан получил отказную резолюцию.
После этого его зачислили в артиллерийское училище. После окончания шестимесячных курсов в училище он направляется в 162-ю Среднеазиатскую, впоследствии Новгород-Северскую, Краснознамённую, ордена Суворова II ст. Дивизия формировалась в Ташкенте в ноябре-декабре 1942 г.
В конце марта 1943 г. Кемурджиан — курсант Ленинградского артиллерийско-технического училища, г. Ижевск, 1942 г.
Кемурджиан закончил войну в Померании с боевыми наградами, 1945 г. После пребывания во втором эшелоне с апреля по июнь 1943 г. Сначала были бои под этим селом, а потом — участие во взятии г.
Свой боевой путь А. Кемурджиан завершил в Померании, участвуя 3 мая 1945 г. За участие в боевых действиях А.
Кемурджиан был награждён Орденами Красной Звезды 1944 , Отечественной войны 1945, 1995 , несколькими медалями, в т. Демобилизовался из армии в 1946 г. Фронтовая закалка, личное участие в победных боях — всё это, по мнению авторов, способствовало формированию сильного, волевого характера А.
В 47-летнем периоде работы А. Кемурджиана во ВНИИ-100 можно выделить несколько этапов постижения профессии и реализации его таланта специалиста, учёного, научного руководителя, лидера нового направления в технике [7, 8, 9]. Инженерный корпус ВНИИ-100 и мемориальная доска у входа в институт со двора.
К 1963 г. Кемурджиан приобрёл большой опыт и навыки руководителя комплексных проектов. Он обладал сильной волей, мгновенной реакцией, проницательным умом и дипломатическими способностями руководить талантливыми, неординарными людьми, которые никогда бы не согласились на подчинённые отношения друг с другом.
Это стимулировало генерацию конкурентных идей, порой ожесточённые дискуссии, но приводило не к разрыву отношений, а к принятию единственно верных в тот период, тщательно продуманных решений. Например, примирить сторонников колёсного и гусеничного движителей казалось невозможным делом. Институт был танковым, так что некоторыми его сотрудниками колесо воспринималось как измена делу их жизни.
Но для лунохода с его мизерными, в сравнении с танками, мощностями, приводные колёса оказались более надёжным и лёгким движителем. Независимая подвеска колёс, выбранная колёсная формула 8х8 САШ «Лунохода-1» с бортовым танковым способом маневрирования, обеспечивала уверенные повороты на месте и в движении за счёт эффективной работы двух пар средних колёс. Обеспечивалась высокая проходимость на сложном рельефе и слабо связных грунтах.
При этом компоновка позволяла перейти на двух гусеничный движитель в случае, если на ходовых испытаниях были бы выявлены недостатки колёс. Это привело к некоторому балансу интересов и именно в группе ходовой части, руководитель которой М. Кемурджиан с группой ведущих специалистов космического отделения, 1971 г.
Слева направо, 1-й ряд: А. Бравчук, Л. Вайсфельд, Л.
Поляков, М. Шварцбург, А. Кемурджиан, А.
Соловьёв, М. Маленков, А. Носов; 2-й ряд: И.
Розенцвейг, В. Мишкинюк, А. Кудрявцев, П.
Сологуб, В.
После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение. Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли.
После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении.
В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем.
Текст содержит детальный анализ неполадок первого лунохода. Опыт его создания и эксплуатации позволил существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными станциями для исследования других планет. Гендиректор ЦНИИ РТК Александр Лопота — о перспективных проектах в сфере космической робототехники Победы и ошибки Подготовленный в 1972 году советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных и телеметрических комплексов, фотоаппаратуры, а также системы малокадрового телевидения лунохода. Именно она была «глазами» инженеров, управлявших аппаратом с Земли. Фото: ТАСС Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» Отчет о работе радиотехнического комплекса «Лунохода-1» и станции «Луна-17» и содержит подробный разбор подготовки, натурных испытаний на Земле и работы радиотехнических систем в лунных условиях.
Сложность управления КА «Луноход-1» заключалась в том, что задержка сигнала из-за расстояния радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд и применения малокадрового телевидения от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд доходила до 24 секунд. Получалось, что к тому времени как придет новая картинка луноход продвинется на несколько метров. Именно поэтому опыт водителей наземных транспортных средств, привыкших оценивать ситуацию на основе сиюминутных ощущений, мешал управлять луноходом.
Тогда было решено набрать инженеров-испытателей ракетно-космической техники. В 1967 году в СССР был создан отряд водителей лунохода. Было отобрано 14 офицеров командно-измерительного комплекса КИК — в настоящее время Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Командование КИК приняло решение о создании трех групп. Одна — Ю. Васильев, А. Кожевников, Н. Козлитин, Л. Мосензов и И.
Федоров — была направлена в ОКБ им. Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая — В. Довгань, Н. Еременко, Н. Иванов, А. Калиниченко, Г. Латыпов, В. Сапранов и В.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
До «Лунохода» космическая механика никогда не работала подолгу при высоких нагрузках. Конструкторы опасались, что в вакууме при низкой температуре рабочие поверхности зубчатых передач и других пар трения будут схватываться, приводя к блокировке колес в вакууме нет оксидной пленки на деталях, и при очень сильном сжатии они могут просто свариться друг с другом. Для проверки был создан небольшой экспериментальный редуктор, который ставился на лунных спутниках «Луна-11» и «Луна-12». Получаемые с него данные сравнивались с показателями аналогичного устройства в земной вакуумной камере, чтобы понять, при каких условиях в дальнейшем испытания можно было проводить в лаборатории. Ни в одном эксперименте спекания шестеренок не случилось, но колеса «Лунохода» все равно оснастили взрывными устройствами, которые могли по команде с Земли разорвать силовую связь колеса с двигателем. Воспользоваться этой пиротехникой так и не довелось, хотя разработчики просили разрешения опробовать ее, когда «Луноход» уже в несколько раз перекрыл запланированное время работы. Другим постоянным источником беспокойства для конструкторов были свойства лунного грунта. Долгое время о них можно было лишь догадываться.
Первые измерения его физико-механических свойств сделала лишь в самом конце 1966 года станция «Луна-13». Стало ясно, что реголит легко прессуется, не восстанавливая потом исходную форму, и что у него низкое внутреннее трение, а значит, в нем ничего не стоит забуксовать. Стали искать похожие по свойствам земные породы. Сначала использовали кварцевый песок и молотый базальт. Но потом пришли к выводу, что лучше всего свойства лунной поверхности передает вулканический шлак, желательно свежевыпавший. Вполне естественно встал вопрос об испытаниях «Лунохода» на Камчатке. Читайте также Полуостров вулканов: как 30 активных огненных гор влияют на быт жителей Камчатки Камчатский тест-драйв К тому времени Генрих Штейнберг уже не первый год занимался на Камчатке изучением вулканических пород.
С 1964 года совместно с астрономами из ГАИШ он выполнял аэрофотосъемку и спектроскопию вулканических ландшафтов. Затем, с 1967 года совместно с профессором Игорем Черкасовым изучал физико-механические свойства вулканических пород в естественном залегании. Для этого в изучаемой точке вертолет ставили на домкрат и измеряли, как деформируется поверхность шлаков. Всего были подобраны четыре площадки в районе вулканов Шивелуч, Толбачик, Ключевской и Крашенинникова. Причем на Шивелуче было два участка: один на пирокластическом потоке, а другой на отложениях направленного взрыва. Обе эти площадки сформировались в ходе катастрофического извержения 1964 года, когда мощный взрыв образовал новый кратер и сильно разрушил прежнюю вулканическую постройку. Первые испытания планировалось провести в июле — августе 1969 года на Шивелуче и Толбачике, однако обстоятельства сложились иначе.
Дней пять ушло на обустройство лагеря, и 12 августа машина поехала.
Проведенные в НИИ МВС под руководством академика РАН, профессора Игоря Каляева исследования послужили основой для создания ряда экспериментальных образцов интеллектуальных мобильных роботов ИМР , предназначенных для исследования поверхности других планет Солнечной системы, в частностиЛуны и Марса, в рамках российской космической программы. Экспериментальные образцы ИМР прошли успешные испытания в условиях, приближенных к реальным, на полуострове Камчатка, и подтвердили работоспособность и эффективность заложенных в них принципов. Он стал первым в мире космонавтом, осуществившим ручную стыковку корабля «Союз» с орбитальной станцией «Салют 6». Юрий Васильевич, проведя школьные годы в Таганроге, уже будучи космонавтом, неоднократно приезжал в приморский город. Одним из ярких участников лунных проектов был Вячеслав Георгиевич Довгань - военный и ученый, принимавший активное участие в управлении советскими «Луноходом-1» и «Луноходом-2» на поверхности естественного спутника Земли.
Он являлся почетным членом Оргкомитета ежегодной «Домбайской конференции», которую организовывает Южный федеральный университет и ежегодно возглавлял президиум Молодежной школы-семинара ЮФУ «Управление в технических системах», выступал перед нашими студентами с лекциями и докладами на тему отечественной космонавтики. При поддержке ЮФУ изданы его монографии «Лунная Одиссея отечественной космонавтики: от «Мечты» к луноходам» 2015 и ее дополненная версия «Лунная Одиссея отечественной космонавтики.
К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут», — следует из документа.
Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов и установили, что «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода». Изменения в технологию изготовления проблемных диодов были внесены мгновенно. Документ содержит и свидетельство об окончательной физической гибели «Лунохода-1»: «После седьмого лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавались телевидение и телеметрия.
На 12-й лунный день передатчик не включился, отказало бортовое питание объекта.
Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К». Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов».
Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения. Несмотря на то, что эта система отлично показала себя и работала без сбоев, на практике был выявлен ряд конструктивных недостатков, которые необходимо было устранить к следующей миссии лунохода. Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды. Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения».
Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Уникальной особенностью советского лунохода было то, что управлялся он с Земли двумя экипажами из пяти человек. В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. Третья версия лунного беспилотника, планетоход "Луноход-3", на свою планету снова не попал, поскольку СССР чуть раньше свернул лунную программу.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно. Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К». Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов». Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения. Несмотря на то, что эта система отлично показала себя и работала без сбоев, на практике был выявлен ряд конструктивных недостатков, которые необходимо было устранить к следующей миссии лунохода.
Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды.
В декабре 1970 года на Солнце случилась большая вспышка. Если бы в это время на Луне находились астронавты, они бы неизбежно погибли. Но «Луноход-1» выдержал вспышку и продолжал работать, продемонстрировав преимущество автоматики в данных условиях. В целом «Луноход-1» прошёл по западной окраине Моря Дождей 10,5 км, сделал множество снимков лунной поверхности и возвратился в точку, откуда начал своё путешествие. На «Луноходе-1» также работал и рентгеновский телескоп, который позволил получить важнейшие сведения о Вселенной. Репутация советской космонавтики, пошатнувшаяся после успехов американцев при высадке астронавтов на Луну, была полностью восстановлена. Но этот эффект мог быть ещё более сильным.
Дело в том, что «Луноход-1» не был первым. Как впоследствии выяснилось, первый «Луноход» стартовал при помощи РН «Протон» ещё 19 февраля 1969 года и должен был высадиться на Луне раньше астронавтов на «Аполлоне-11». Но, к сожалению, ракета взорвалась на 52 секунде полёта. Всего было изготовлено целых четыре лунохода. Они могли работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Именно таким образом, сидя верхом на луноходе, словно на лошади, его испытывал космонавт В. Быковский на испытательном полигоне в Крыму. Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину.
Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек. У вездехода были четыре алюминиевые колеса диаметром 81. Общая масса — 210 кг, полная длина — 3,1 м, высотка — 1,14 м. Вездеход был оборудован приборами связи, фото-, видео- и телекамерами. К сожалению, отказала система поворота передних колёс, и пришлось управлять только задними. При взятии пробы лунного грунта бур застрял и его с трудом вытащили. Астронавты едва не погибли при возращении на Землю — один из трёх парашютов не раскрылся, перегрузки достигли 16-ти, но всё же все выжили.
На лунной орбите пришлось сделать три дополнительных витка.
Окончательную точку в споре поставил профессор Всеволод Сергеевич Троицкий, разработавший программу дистанционного зондирования Луны посредством радиолокации. Он установил, что ездить по лунному грунту вполне возможно — и впоследствии его выводы блистательно подтвердились на практике. ВНИИ-100 заказал в Армении целый вагон вулканического туфа и пемзы — они понадобились, чтобы создать на «лунодроме» условия, максимально приближенные к реальным. Когда этот вопрос решили, встал следующий — какой вид движителя предпочесть: колесо или гусеницу? Выбор сделали в пользу колеса, но неясно было, каким его выполнить — жестким или эластичным? В итоге решили, что у аппарата должно быть восемь оснащенных индивидуальными моторами колес с сетчатым ободом — причем каждое было ведущим. Маленков поведал, что конструкторский коллектив пришел к выводу, что оптимальной конструкцией колеса станет наименьшая по весу. Он гораздо легче сплошного, а значит — выгоднее.
Кроме того, сетчатый обод создает лучший эффект тяги, так как составляющая его проволочная сетка взаимодействует с поверхностью Луны буквально каждой своей клеточкой. Необходимые испытания проходили и на земле, и в летающей лаборатории при лунной гравитации», — вспоминает конструктор. В марте 1965-го из-за высокой загруженности ОКБ-1 Королев передал работы по беспилотным лунным аппаратам в ОКБ-301 Машиностроительного завода имени Лавочкина — там их возглавил опытный конструктор Георгий Бабакин. Ведь к тому времени стало ясно, что будущий «Луноход-1» — система слишком сложная, чтобы его изготовить целиком в Горелово. ВНИИ-100 оставили работу над самоходно-автоматическим шасси, а изготовление гермоконтейнера, который предстояло на это шасси водрузить, взял на себя завод Лавочкина. Уникальное путешествие В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. Верхняя поверхность использовалась как радиатор-охладитель системы терморегуляции, а для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210. Система электропитания включала в себя солнечную батарею и серебряно-кадмиевый аккумулятор.
Коррекции траектории полета станции были проведены 12 и 14 ноября 1970 года.
Станция «Луна-17» была выведена на орбиту вокруг Луны 15 ноября 1970 года. Космический аппарат находился над поверхностью Луны на высоте 85 километров. На лунную поверхность был доставлен самоходный аппарат «Луноход-1». Через два с половиной часа после посадки, «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы и приступил к выполнению программы исследований и экспериментов. В течение первых трех месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
На борту вездехода был рефлектор французского производства, который ученые на Земле могли использовать для вычисления расстояний и лучшего понимания лунной геологии. Через десять месяцев, Луноход-1 замолчал, а его местонахождение на Луне стало неизвестным. На протяжении многих лет, ученые иногда посылали сигнал лазером вокруг последних известных его координат, надеясь на возвращение луча от отражателя. Но ответа не было, и они решили что вездеход попал в кратер или заехал под скалу, которая препятствует получению сигнала с Земли. Но ситуация изменилась в минувшие выходные, когда ученые вооруженные фотографиями с высоким разрешением, полученными с лунного разведывательного орбитального модуля NASA, отметку координат Лунохода-1.
Обсуждая, где и как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили. Тем не менее, экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны ОНА. И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом ПУЛ недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей.
Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки — и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться! Несмотря на все эти сложности, экипажи добились виртуозного владения лунным транспортом. И даже сделали своим дамам необычный подарок — 8 марта 1970 года нашли ровную площадку на лунной поверхности и написали колесами лунохода на ней огромную восьмерку.
Однако аппарат функционировал нормально, и его работу решили продлить. Последний успешный сеанс связи с планетоходом состоялся 14 сентября 1971 года.
Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты. Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата. По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите. В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г.