Новости советское воспитание

Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники.

Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей

  • 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
  • Как воспитывали детей в СССР
  • Нужно учиться на одни 5-ки
  • Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2 | ИА Красная Весна
  • 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы

Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.

17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют

Мне очень бывает жалко, есть нерешительность и отчасти робость в принятии решения». По словам министра, у прошлых поколений робости не было, так как были четкие формулировки, что хорошо, а что плохо. Накануне Васильева сообщила, что планируемое возвращение астрономии в школьную программу произойдет уже в будущем году. При этом глава Минобрнауки считает, что дети смогут обойтись без военной начальной подготовки, потому что почти все, что проходили на этих занятиях, они почерпнут из курса ОБЖ. Картина дня.

Конфликтную ситуацию запечатлел седьмой плакат. Мальчик в школьной форме с красным галстуком что-то горячо говорил, указывая пальцем на явно смущенного одноклассника. За спиной юного оратора на стене был портрет Павлика Морозова. Подпись гласила: «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда». Бронефенбреннер вкратце рассказал историю Павлика Морозова и о том, как он и его младший брат были убиты кулаками. Полуголый мальчик весело улыбался, растирая спину полотенцем. Этот рисунок иллюстрировал восьмую пионерскую заповедь: «Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку». На девятом плакате была изображена улыбающаяся пионерка, которая держала в руках белого кролика. Слева от девочки были деревья и кусты. На плакате была надпись: «Пионер любит природу, он защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных». Больше всего рисунков было на десятом плакате. Помимо пионера и пионерки тут были изображены различные сценки, которые должны были проиллюстрировать десятую заповедь: «Пионер — всем пример! Коммунистическое отношение к труду и общественной собственности. Социалистический гуманизм. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм. Понимание общественного значения образования. Упорство и инициативность в занятиях. Укрепление своих сил в умственной деятельности совершенствование планирования собственной работы, развитие трудовых навыков, самокритика и т. Усвоение норм социалистического общежития. Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства. Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»». Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов. Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш!

Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя. На финских уроках труда дают базовые навыки готовки, шитья, ремонта, заботы о доме, столярного мастерства, учат правильно накрывать на стол и т. Программа одинаковая для мальчиков и девочек.

Но при этом в наследство от того времени нам достались и весьма сомнительные установки, которые в современном мире вызывают недоумение. Часть родителей продолжает транслировать их своим детям, совершенно не задумываясь о том, зачем и почему они это делают — просто так привычно, удобно, понятно. Мы в AdMe. Поэтому многие до сих пор предпочитают промолчать, чтобы не сказать что-то не то, или отказаться от своей мечты, боясь попасть впросак. Я училась на 4 и 5, причем 5 было больше. Училась сама, никто не сидел со мной за уроками. Но как мне это давалось! Пятерки должны были быть всегда! Я, рыдая, переписывала по 3 раза домашку, если вдруг ошиблась — зачеркивать было нельзя. До сих пор помню эту мамину фразу: «А почему не 5? Детям никогда так не говорю. Может, это только мои заморочки и дети этого не оценят, но это мне надо. У меня сын учился в английской школе. На его примере я поняла, какая разница в обучении между нашими системами. Для них ошибки — это опыт, а для нас — поражение. Поэтому здесь многие дети боятся задавать вопросы в процессе обучения, боятся, что их сочтут глупыми, боятся издевок от более успешных учеников. А что потом? Недостаток знаний, а то и тотальное отвращение к познанию как таковому. На обед обязательно есть суп. Многие считают супы полезными априори, даже если в них полкастрюли поджарки, масла и жирного мяса с картошкой. На обед было обязательно есть борщ или суп. Типа: «Желудок не справится с едой. Жиденькое есть обязательно. Так ему будет легче все переварить». Другая еда на обед была редкостью. Я не стала у мамы и бабушки спрашивать, как питаются и, более того, еще живы люди в других странах. Наваристые, на косточке да с сальцом! Не могу без них — каждую неделю варю кастрюлю. Насколько знаю, концепция правильного питания наши супы к разряду полезных не причисляет полезнее, мол, мясные бульоны без всего, овощные супы и крем-супы , но это так вкусно! На самом деле разумные комплименты формируют правильную самооценку и во многом определяют то, насколько человек будет уверен в своих силах, способностях и умениях. С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело! Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица! Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки.

Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории.

Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание

Большое влияние на бригадно-лабораторный метод оказала концепция Дальтон-плана американской исследовательницы Элен Паркхёрст. Согласно ей, школьники сами выбирали уровень нагрузки в начале года: минимум или максимум. Программа делилась на месяцы-подряды, в течение каждого из которых ученики выполняли задания. По ходу обучения они могли индивидуально консультироваться с учителем.

Кстати, большой сторонницей этого метода была Надежда Крупская. В «классе-лаборатории» учитель давал детям задание раз в неделю. Вообще предполагалось, что педагог в проектной системе играет роль наблюдателя и консультанта.

Большие проекты, например «весенне-летние работы», делились на более мелкие: «организуем уход за скотом», «вырастим семена» и так далее. Для совместного выполнения проектов школьники чаще всего распределялись по бригадам — это были объединения учащихся разного или, наоборот, равного уровня знаний под руководством назначенного бригадира. Алгоритм работы бригад с учителями строился примерно так: вводное собеседование или лекция, самостоятельная индивидуально-звеньевая групповая работа по карточке-заданию, заключительная конференция и подведение итогов.

На протяжении всех этих этапов педагог направлял учеников, следил за тем, как они выполняют задания, помогал преодолевать трудности, если они возникали, и вёл учёт успеваемости. При этом учитель не должен был оценивать работу каждого ученика в отдельности, только бригады в целом. Межбригадная конкуренция, по задумке, должна была стимулировать детей учиться лучше.

Первые комплексно-проектные программы для школ первой ступени утвердили в 1929—1931 годах. Они были призваны «в корне исправить допущенные ошибки и искривления, приведшие к омертвлению комплексной системы». Применялся метод и в некоторых школах второй ступени, особенно — опытно-показательных.

Однако проектный и бригадно-лабораторный методы также оказались не лишены недостатков. Сказались материальные и технические трудности. Ученикам не хватало пособий и книг для самостоятельной работы, а учителям в перегруженных школах — времени.

Кроме того, педагоги, опять же, оказались не готовы к применению новаторских методов: они не имели достаточно опыта руководства самостоятельной работой школьников. В итоге обучение либо становилось фактически бесконтрольным, либо, наоборот, сводилось к работе «под диктовку». Так как никакого индивидуального учёта работы учеников не было, все задания в бригадах в основном выполняли наиболее активные и преуспевающие ученики.

Остальные оставались в тени и фактически не учились. А конкуренция приводила к тому, что бригады нередко мешали друг другу. Кроме того, некоторые задания были слишком сложными для самостоятельного решения.

Но самое главное, бригадно-лабораторный и проектный методы формировали очень узкий круг знаний и навыков — только те, что требовались на фабриках, заводах, в колхозах и мастерских. Ведь от идеи трудового обучения советское руководство не отказалось. В итоге страдал уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Как советское руководство покончило с экспериментальной школой В конце 1920-х — начале 1930-х годов в стране сменился политический курс: СССР окончательно встал на путь построения тоталитарного государства. Вслед за внутрипартийной борьбой обострилась и полемика в педагогическом сообществе. В ней всё чаще звучали не педагогические, а политические термины, доходило и до доносов.

Учителя в кабинете у завуча Фото: Wikimedia Commons В 1931 году ЦК ВКП б в очередной раз признало, что из-за экспериментальных методов школы не дают достаточного общего образования, а потому не могут качественно подготовить будущих студентов техникумов и вузов. Особенно сильно досталось методу проектов и теории «отмирания» Шульгина и Крупениной. Их обвиняли ни много ни мало в «разрушении школы» и «левом уклоне».

Имена самих «уклонистов» и «вредителей», впрочем, никто не называл. В сентябре 1931 года ЦК предложил руководящим образовательным органам срочно в самом начале учебного года! В них, настаивал ЦК, должен был быть чётко очерчен круг необходимых ученику знаний по родному языку, математике, физике, химии, географии и истории.

В дальнейшем ЦК продолжил этот курс. В 1932 году был осуждён бригадно-лабораторный метод. К 1935 году в школы вернулись уроки, постоянное расписание и распределение по классам согласно возрасту.

В 1940-х годах руководство страны пошло ещё дальше, вновь, как в царской школе, введя раздельное обучение для девочек и мальчиков. Преподавателей обязали излагать учебный материал системно и проверять знания учащихся. Впервые за послереволюционное время была введена пятибалльная система оценок, ученические билеты и, как в дореволюционные годы, единая школьная форма.

С радикальными экспериментами и слишком творческими поисками в педагогике было покончено. Школа встала на путь унификации. Правда, вместе с перегибами экспериментальной педагогики под нож легли и прогрессивные идеи, которые можно было бы усовершенствовать и развивать более удачно, чем это получилось в начале.

Остатки политехнической школы полностью ликвидировали в 1937 году. На трудовое обучение как отдельный предмет стали выделять всего лишь один час в неделю. Освободившееся время в младших и средних классах передали на изучение русского языка и математики, а в старших — нового предмета «Конституция СССР».

Основные источники: Багдасарян В. Серия: История и политические науки.

В советское время невозможно было себе представить, чтобы, как в постсоветской России, чуть ли не треть молодых людей полагали, будто Солнце вращается вокруг Земли.

То, что в математике и физике мало было знать теоремы и формулы, а нужно было уметь их доказать и вывести, способствовало развитию логического мышления учащихся. Большую роль в «воспитании в человеке Человека» играла литература. Программа произведений, предлагаемых для изучения в школе и для внеклассного чтения, была составлена таким образом, чтобы способствовать духовному развитию учеников, формированию в их внутреннем мире гуманистических, истинно человеческих принципов бытия.

Изучалась литература тоже так, чтобы развивать мышление школьников. Для получения высокой оценки недостаточно было высказать даже «самую правильную» точку зрения. Нужно было своё мнение аргументировать, подтвердить материалом художественного произведения.

Это помогало глубже осмыслить духовное содержание писательских творений и научиться ценить мастерство использования автором выразительных средств. А также исключало попытки «изучать» литературные произведения лишь по учебнику. Благодаря общему развитию, полученному в школе и вузе, усвоенному на школьных уроках литературы подходу к изучению художественных произведений, я, окончив химфак Харьковского университета и проработав несколько лет химиком, сумел потом — не скажу, что без труда, но без особых проблем — переквалифицироваться в кинокритика.

Добавлю к сказанному: уровень обязательного образования в СССР по мере развития страны повышался — от начального до полного среднего. Гарантом получения образования всеми детьми выступало государство. Опять-таки подчеркну, что всестороннее развитие советских людей и воспитание в человеке Человека стали важнейшей задачей не только системы образования, но и всего общества.

На создание условий, благоприятствующих её решению, было нацелено всё, начиная с принципов организации экономики. Американский философ и психолог Эрих Фромм, исследовавший в целом ряде работ воздействие социально-экономической системы капитализма на внутренний мир человека, пришёл к выводу, что экономическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования — прежде всего жажду денег, собственничество, индивидуализм. А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».

Так вот, в Советском Союзе воплощение в жизнь принципа, который Сталин назвал «основным законом социализма» социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована не на погоню за прибылью, а на «непосредственное удовлетворение потребностей общества» , и создавало эти самые «другие условия», которые способствовали утверждению в сознании людей истинно человеческих ценностей и принципов бытия. Однако мало было создать условия, объективно благоприятствующие решению такой задачи, требовалось и организовать широкомасштабную работу, направленную на достижение этой цели. И работа по всестороннему развитию народа активно велась в Советской стране.

В школах, вузах, в Домах пионеров и Домах культуры создавались всевозможные кружки, секции, студии — спортивные, художественные, научно-технические. Можно вспомнить немало выдающихся музыкантов, художников, учёных, которым эта система детского творчества помогла выявить их дарования. Конечно, большинство подростков потом могли избрать и избирали другую профессию.

Но то, что они получали в этих кружках и секциях, способствовало их всестороннему развитию. В девятом классе у нас появился новый классный руководитель и учитель физики Георгий Иванович Астахов. Выпускник физмата Белгородского пединститута, он в годы учёбы увлекался ещё и боксом — стал чемпионом области.

Позже я слышал, что он, оставаясь преподавателем физики, заочно поступил в Литературный институт. Не знаю, окончил ли он его, но два сборника стихов Георгия Ивановича вышли. А в Харьковском университете заведующий кафедрой химической метрологии, доктор наук и профессор Николай Петрович Комарь в молодые годы ещё и играл в футбол.

Из какой-то повести о коммунистическом будущем запомнился термин: «Многолучевой человек». А я встречал немало таких людей в социалистическом настоящем.

Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».

Фото: соцсети. Ехал на троллейбусе четвертого маршрута. Свернули на бульвар Дечебал, а вот перед очередным пешеходным переходом троллейбус затормозил. Водитель открыл передние двери, вышел. Подумал, что штанги упали, ан нет.

Водитель троллейбуса подошел к старичку, который с палочкой пытался перейти по пешеходному переходу дорогу. Еле шел, со скорость метр в минуту. Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу. Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека.

Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику

И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка. После того как ребенку исполнялось 1 или 2 месяца в разные годы срок меняли, в конце 1960-х он достиг года , женщина возвращалась на работу, где ей был положен перерыв каждые три часа на кормление прямо при заводах и фабриках находились ясли для младенцев, и кормящие мамы ненадолго отходили из цехов к своим детям, где им давали теплое питье с молоком и еду перед каждым кормлением. Тогда это были невероятно благоприятные условия для работающей женщины, ведь до этого из-за рождения ребенка вынужденно должна была оставить работу, хотя бы это и означало для нее полную нищету. Советская власть таким образом боролась с детской смертностью, вела профилактику различных заболеваний как ребенка, так и матери. После яслей с трех лет детей отдавали в бесплатный детский сад, а с шести лет - в школу. Впервые в России именно после революции, в 1918 году, был принят закон об обязательном и бесплатном школьном образовании для детей.

Родителей, которые не водили детей в школу, ждало административное наказание вплоть до того, что социальные службы могли забрать ребенка. Советская власть стремилась дать каждому ребенку самые нужные знания, чтобы он стал полноправным членом общества. Детский сад в Архангельске, 1956 Russia in photo В царское время только дети обеспеченных родителей могли получить хорошее образование и построить блестящую карьеру. Советская власть выстроила такую инфраструктуру, при которой даже дети обычных рабочих и крестьян при желании могли получить хорошее образование и достичь успехов например, после Ленина все советские правители были «из народа». Борьба с беспризорностью В царское время забота о беспризорниках велах стихийно. Да, приюты открывались: иногда на государственные деньги, иногда на деньги частных благотворителей, в основном же забота о сиротах была уделом церкви.

В селах сиротами занимались родственники. Многие дети буквально росли «на улице», занимались воровством, попрошайничеством и в перспективе становились полноценными криминальными элементами. Советской власти предстояло провести «ревизию» и учет этих детей и обеспечить их кровом, питанием и одеждой. Была создана специальная Детская комиссия, а также открыто множество приютов и воспитательных школ.

Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель. А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили. Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев — тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя. За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина. Что касается наказаний за провинности, то чаще всего они ограничивались беседами с воспитанниками. Любое рукоприкладство и брань по тем временам грозило статьей. Несмотря на отсутствие камер наблюдения подобные случаи выносились на широкий суд всего населенного пункта, разбирались на уровне гороно. Но и к воспитателям, равно как и к учителям, отношение родителей и детей было другим — с уважением и признанием авторитета. Очень много странных личностей в истории становились святыми посе смерти. Прочтите об одном из таких в другой нашей статье и узнайте, как один византийский монах спас римские ворота в Германии и стал святым. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.

Например, знаете ли вы, что молодых родителей в СССР обучали кормить ребёнка по расписанию, игнорируя голодный плач или просьбы поесть. Считалось, что такая жёсткая дисциплина с самого раннего возраста поможет воспитать здоровых и сильных граждан не только физически, но и духовно. А как вам знаменитая поговорка "Не можешь — научим, не хочешь — заставим", которой так любит тыкать поколение постарше? Тоже как-то жёстко звучит. А какие ещё советские установки и привычки в воспитании сегодня уже неактуальны? Многие, наверное, вспомнят истории знакомых или лично свою о том, как первое время в садике было сложно, страшно и одиноко. Вообще, это достаточно сильный удар для детской психики, если заранее дитя не подготовить. Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались. Считалось: чем раньше отдашь ребёнка в садик, тем быстрее он научится работать в команде и социализируется. Вот только стричь всех под одну гребёнку скорее минус, чем плюс.

Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей. Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом! Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии. И так интересно и полезно узнать, как это делают другие! Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины.

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко».

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей.

Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание

Он умер 1 апреля 1939 года. Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее.

В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко.

Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки.

Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания.

В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями.

Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе. Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось 9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан. Нужно сказать и о льготах. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами. О чем вспоминают воспитанники советского детсада Государство заботилось о детях очень ответственно. Огромное внимание уделялось питанию. Меню составляли по рекомендациям специалистов по о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного.

Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао. Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель. А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили. Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев — тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя. За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина.

На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. Мы любили читать! Крапивина, В. Катаева, В.

Хармса и Ю. Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. 24 апреля 2020, Новости , Общество. Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии. Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны.

Читайте также

  • Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости
  • Последние материалы
  • Рекомендуем
  • Отличия воспитания в советское и нынешнее время
  • Куклы учили нас безусловной любви к «детям»
  • 1. Думать, что ошибаться стыдно

Как воспитывали детей в СССР

Детские песни, лучше которых до сих пор нет, — всё также были написаны в советские годы. И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа напомню, что Маркс и Энгельс были немцами. Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность. Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть? Когда люди перестали верить в будущее, которое строили. В 80-ые годы, когда СССР уже был поражён плесенью либерализма и западничества, даже появился такой вот диссидентский анекдот: На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». К ним подбегает некто в штатском: — Вы что, издеваетесь?

Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился!

Макаренко с членами коммуны имени Ф. Дзержинского на летнем отдыхе в Ялте, 1930 TASS В школах старого образца учитель имел авторитарную власть над детьми, а основным принципом Макаренко было вовлечь детей в «общее дело» например, несложный труд - уборка классной комнаты , заинтересовать их тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Энергия ребенка таким образом направлялось на общее благо, он чувствовал себя важным и нужным. Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде - все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей. При этом он следил за соблюдением дисциплины - и не пренебрегал наказаниями для провинившихся и нарушителей порядка. Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф.

Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л. Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм. Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов. Ее главным идеологом была Надежда Крупская - жена Владимира Ленина и заместитель наркома просвещения. Воспитание таким образом должно «воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Крупская была не согласна с некоторыми методами Макаренко и других педагогов, но также использовала такие принципы как самоуправление или институт шефства одних учеников над другими. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 Sputnik В 1922 году Надежда Крупская инициировала создание в СССР пионерской организации для детей, которая выросла из российского скаутского движения, созданного еще при Николае II в 1908 году.

Однако что важно - скаутская по форме, пионерия была коммунистической по содержанию. Юные пионеры воспитывались в духе «преданности советской родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни». В пионерскую организацию массово вступали все школьники с 10 лет. По сути пионерская организация прививала детям моральные и нравственные нормы что до революции было задачей церкви : хорошо учиться, быть честными, трудолюбивыми, уважать старших.

Подписка Отписаться можно в любой момент. Забота советского правительства о гражданине начиналась с самого рождения. С 2-месячного возраста будущим строителям светлого будущего предлагались ясли при детских садах. И если ясельные группы становились вторым домом далеко не для всех, то уже непосредственно детсады навещали подавляющее число советских детишек. Кто-то сохранил с тех времен самые теплые воспоминания, другие помнят манку с комочками и сварливых воспитателей.

Но общее у всех одно: детский сад времен СССР возводился в ранг серьезной ступени воспитания и был не просто местом, где можно вынужденно оставлять ребенка. Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей Сад часто становился вторым домом. Детский сад изобретением Советского Союза не является. Говоря о России, стоит упомянуть, что первые дошкольные воспитательные общества открывались еще в дореволюционный период. По некоторым источникам детские комнаты работали при фабриках и домах трудолюбия еще на заре 19 века. Так матери получали возможность работать, пока маленькие дети находились под присмотром нянь. Правда, женский труд на производстве в Российской империи использовался редко, поэтому дошкольные учреждения особого распространения не получили. С провозглашением страны рабочих и крестьян все резко изменилось. Государство нуждалось в миллионах рабочих рук — в области промышленности, на различных службах и в колхозах труд женщин решили использовать на полную катушку.

Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев - именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия — детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7.

Подписка Отписаться можно в любой момент. Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя. Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением.

Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий