Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике.
Навигация по записям
- Какое количество азербайджанцев проживает в Турции?
- Азербайджанцев живет в иране
- Какова численность азербайджанцев в Иране?
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Состоялась встреча президентов Азербайджана и Германии в расширенном составе
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана.
Азербайджан между Персами и Турками
Исламские социалисты, последователи философа Али Шариати, говорили о бесклассовом обществе, основанном на социальном равенстве отсутствии как унизительной бедности, так и вызывающего раздражение богатства и на братстве самоуправляемых трудовых коллективов заводов. Они требовали автономии — реализации прав этнических меньшинств на местное самоуправление, развитие системы школ на национальных языках. Либеральные демократы, участвовавшие в революции, возражали против радикальных мер, но поддерживали идеи прав человека, представительную демократию и права этнических меньшинств. Все эти варианты «склейки» многонационального общества были отброшены победителями — режимом имама Рухоллы Хомейни. Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия — своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы.
Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением. Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др. И персы, и азербайджанцы — шииты. Это помогало процессам интеграции. Нынешний духовный лидер Ирана — фактически несменяемый правитель страны, обладающий почти абсолютной властью, Али Хаменеи — азербайджанец по происхождению.
Недавно он призвал азербайджанских матерей учить своих детей родному языку.
Хотя Иран неоднократно заявлял о своей поддержке возвращения Азербайджану многочисленных территорий, утраченных в результате первой войны между двумя сторонами в 1990-е годы, его, по-видимому, беспокоят потенциальные следующие шаги вновь обретшего уверенность в своих силах Азербайджана. Эта последняя вспышка напряженности, по-видимому, связана с июльским заявлением верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, выразившего озабоченность в связи с намерениями Азербайджана построить новый транспортный коридор между Нахичеванским эксклавом и основной территорией страны: в Баку его называют "Зангезурским коридором". Эта дорога должна пройти вдоль границы Армении с Ираном, что может иметь неопределенные последствия для армяно-иранской торговли. Сейчас Азербайджан и Армения ведут переговоры, которые должны точно определить статус этой дороги и разрешить щекотливый политический вопрос о распределении полномочий в области контроля движения по ней. Однако Азербайджан часто говорит о достоинствах этого коридора который также облегчит движение между основной территорией Азербайджана и Турцией, граничащей с Нахичеванью с точки зрения пантюркизма, что тревожит Иран. Кроме того, Азербайджан угрожал взять необходимую территорию силой, если не удастся добиться желаемого согласия Армении. Официальные представители Ирана утверждают, что ничего не имеют против самой дороги. Наша страна придерживается того принципа, что одна страна не должна оказывать влияния на национальные интересы других стран, в том числе соседних". Однако Тегеран также неоднократно заявлял, что изменение границ на Кавказе является "красной линией".
Тегеран выражает поддержку территориальной целостности Армении и другими средствами. В августе Иран объявил об открытии консульства и назначении консула в городе Капане на юге Армении. В интервью иранской газете Donya-e Eqtesadi аналитик Салар Сейфалдини назвал эти действия "ясным сигналом" для Баку.
Некоторые азербайджанские активисты борются за узнавание азербайджанского языка и создание более равноправных условий для азербайджанцев в Иране. Иранская азербайджанская община продолжает оставаться важным фактором в стране, оказывая влияние на политику, экономику и культуру Ирана. Азербайджанцы в Иране: кто они? Азербайджанцы, также известные как азербайджанские турки, имеют свою уникальную культуру, язык и историческое наследие. Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана. Азербайджанцы в Иране занимают различные должности и участвуют в различных сферах жизни, включая политику, экономику, культуру и искусство.
Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях.
Проживают также в Куме, Меркези ,Керманшахе. Крупные азербайджанские общины имеются Кередже, Мешхеде.
Очень сложно дать точную оценку населения, так как сообщалось, что иранские власти вмешиваются в официальную статистику. Северо-запад современного Ирана и территория Азербайджанской Республики является родиной азербайджанцев.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране
Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп.
Подпольный сепаратизм
- Сколько Азербайджанцев в Иране?
- Сколько миллионов азербайджанцев в мире?
- Комментарии
- Сколько азербайджанцев в иране
- Иранский Азербайджан - история и политика
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
Азербайджанцы в Иране — Википедия | Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. |
Сколько Азербайджанцев в Иране? | (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). |
Где проживают азербайджанцы в Иране? | Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. |
Сколько азербайджанцев живет в Иране и ответы на другие вопросы - YouTube | По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. |
Дело этнических азербайджанцев в Иране
Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях. Особенность азербайджанской культуры в Иране проявляется в музыке, танцах, кулинарных традициях и национальных праздниках. Азербайджанские песни и танцы являются важной частью иранской культуры и часто исполняются на национальных и международных музыкальных и танцевальных фестивалях. Азербайджанцы в Иране имеют большое значение как политическая и этническая сила. Они продолжают бороться за свои права и бороться за признание своей этнической и культурной идентичности в Иране. В то же время, азербайджанцы активно участвуют в развитии иранского общества и экономики, делая ценный вклад в различные сферы страны. Азербайджанцы в Иране являются важной частью многонационального и многокультурного общества Ирана. Их влияние и присутствие продолжает украшать и обогащать культурный и политический ландшафт Ирана.
Правительство АДР уделяло особое внимание определению численности и этническому составу страны.
Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. В настоящее время в стране насчитывается 1 млн.
Богатая азербайджанская культура отразилась в музыке, литературе, театре и других сферах искусства Ирана.
Азербайджанцы в Иране имеют политические и экономические представители, как в местных, так и в государственных органах власти. Они также активно участвуют в культурной и социальной жизни страны. Сохранение азербайджанской идентичности и культуры является одной из важнейших целей азербайджанской общины в Иране. Они проводят множество мероприятий, таких как фестивали, концерты, выставки и конференции, чтобы показать богатство своей культуры и истории.
В то же время азербайджанцы в Иране сталкиваются с определенными вызовами, такими как охрана языка, образование и права человека. Некоторые азербайджанские активисты борются за узнавание азербайджанского языка и создание более равноправных условий для азербайджанцев в Иране. Иранская азербайджанская община продолжает оставаться важным фактором в стране, оказывая влияние на политику, экономику и культуру Ирана.
Азербайджан предпримет адекватные ответные шаги», — сказал он. По словам Байрамова, в ближайшее время в иранском городе Астара пройдет встреча двусторонней госкомиссии по сотрудничеству, на которой обсудят развитие транспортных коммуникаций и совместное использование водных ресурсов. Каких сфер они касаются и о каких словах Владимира Путина вспомнил генсек организации Как ухудшились отношения Отношения Ирана и Азербайджана резко испортились в январе нынешнего года. Поводом стало нападение на посольство Азербайджана в Тегеране. В здание дипмиссии тогда забежал мужчина с автоматом. В помещении он открыл огонь, в результате погиб охранник, еще двое сотрудников получили ранения. Иранские правоохранительные органы сообщили, что убийца действовал из личных, бытовых мотивов.
В Баку произошедшее посчитали терактом. Есть большие сомнения в объективном расследовании нападения», — говорила азербайджанский депутат от правящей партии Севиндж Гусейнова. В результате посольство в Тегеране приостановило работу, а всех сотрудников и членов их семей эвакуировали на родину. Фото: соцсети В марте в Баку произошло покушение на депутата азербайджанского парламента Фазиля Мустафу, который известен критикой властей исламской республики. В правоохранительных органах заявили, что следы преступления ведут в Иран.
Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?
Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек [44]. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел. Помимо этого они населяют районы области Кахетия 40 тыс. Часть азербайджанцев проживает в Тбилиси 11 тыс.
Это и шахсевены, и карапапахи, и байаты, и каджары, и афшары, и карадагцы и т. Это следующее этническое меньшинство по численности после азербайджанцев. Их оценивают примерно в 5-7 миллионов человек.
Как и в случае с другими народами Ирана, из-за постоянной мобильности населения тяжело определить точное количество представителей этноса. Основная территория проживания народа поделена между Ираном, Ираком и Турцией. Курдские поселения раскинуты и по другим провинциям. Например, в Северном Хорасане, куда при шахе Аббасе I воинственные курды были отправлены для охраны территорий от туркменов. Можно предположить, что иранские курды говорят на общем для всех курдском языке. Однако не всё так просто. Язык, в свою очередь, поделен на множество наречий и диалектов, которые порой сильно отличаются друг от друга.
Многие курды исповедуют ислам суннитского толка. Хотя на юге Керманшаха можно найти и шиитов. Северные народы Ирана. Вдоль берегов Каспийского моря проживают талыши, гилянцы и мазендеранцы. Талыши живут в Гиляне и Ардебиле. Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии.
Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч. Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии. Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком. Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами. Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство.
Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран. В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари».
Согласно последним статистическим данным, население провинции Казвин составляет 1 273 761 человек, провинции Хамадан — 1 738 234 человек. Как указывают эксперты, если принять во внимание, что треть тринадцатимиллионного населения Тегерана составляют азербайджанцы, приблизительная численность азербайджанского населения достигает почти 18 млн человек. Язык, религия и культура Основу лексического состава современного азербайджанского государственного языка составляют тюркские слова. Наблюдается большее лексическое и грамматическое сближение с турецким языком вследствие тесных культурных и политических связей.
Напротив, в азербайджанском языке населения Ирана ощущается много персидских слов и словосочетаний, также есть большое различие в нормах литературного произношения.
Общее количество иностранцев из 183 стран находившихся в Азербайджане в период с января по июль 2023 года, достигло отметки в 1 млн 143,6 тыс. По статистическим данным, турпоток в Азербайджан из государств СНГ нарастал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 раза — до отметки в 477,1 тыс.
Азербайджанцев живет в иране
Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах, где преимущественно проживают национальные меньшинства. А это, в свою очередь, как отмечается в докладе, нанесло ущерб местной окружающей среде, что привело к вынужденной миграции и дальнейшей маргинализации этнических меньшинств.
Государственные программы и инвестиции направлены на поддержку культуры, образования и экономики азербайджанцев в Иране. Это помогает сохранить уникальность азербайджанского наследия и способствует процветанию этнического сообщества в стране. Таким образом, азербайджанцы в Иране играют важную роль в разных сферах жизни этой страны. Их богатая культура, язык и традиции делают их незаменимой частью иранского общества. Демографические данные Азербайджанцы в Иране проживают в основном в северных провинциях страны, таких как Ардебиль, Зангезур, Гилян, Мачехидузи, Тебриз и др. Они составляют значительную часть населения этих регионов и имеют свои уникальные культурные и языковые особенности.
Азербайджанский язык является одним из самых распространенных в Иране, и владение им считается важным фактором идентичности для азербайджанцев. Большинство из них также являются приверженцами шиитского ислама, который является официальной религией в Иране. В последние годы наблюдается тенденция роста азербайджанской диаспоры в Иране. Это обусловлено, в первую очередь, ростом населения и миграцией из регионов с азербайджанским населением. Кроме того, все больше азербайджанцев возвращаются в Иран после столкновений в других странах и желают создать лучшие условия для своей жизни и развития. Читайте также: Локализация и особенности Бушера в Иране Экономические факторы также играют важную роль в росте азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере промышленности, торговли и услуг, что способствует развитию региональной экономики.
Прогноз численности азербайджанцев в Иране к 2023 году остается неоднозначным. Некоторые эксперты предсказывают еще большее увеличение численности азербайджанцев в стране в связи с ростом населения, миграцией и улучшением условий жизни и развития в регионах с преобладанием азербайджанского населения. Таким образом, демографические данные свидетельствуют о значительной численности и влиянии азербайджанцев в Иране, а также о перспективах их дальнейшего роста и развития в стране. Мастер-план правительства Ирана В 2006 году правительство Ирана разработало мастер-план по управлению демографическими изменениями в стране. Одной из ключевых целей плана являлось снижение демографического превосходства персидского населения путем увеличения численности азербайджанцев и других национальных меньшинств. В рамках мастер-плана предусматриваются различные меры, направленные на привлечение азербайджанцев и других национальных меньшинств к сотрудничеству с правительством Ирана и созданию условий для их активного участия в различных сферах общественной жизни. Предусмотрено проведение социальных программ, направленных на поддержку азербайджанцев в образовании, здравоохранении и других социально-экономических сферах.
Также планируется создание рабочих мест и предоставление кредитов для развития бизнеса азербайджанцами, что способствует увеличению их экономической активности и повышению уровня жизни.
Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций. Почему название иранской провинции Азербайджан вдруг перешагнуло через реку Аракс на север и стало обозначением сначала Советской республики, затем и независимого государства — вопросы, к которым вернёмся чуть позже. Пока же, оставаясь в пределах Ирана, обратимся к официальной статистике 2006 года по провинциям. Это предельно точные цифры, поскольку в данном случае у властей нет резона фальсифицировать количественные показатели народонаселения собственной страны. Так вот, приведем данные по указанным пяти северо-западным провинциям, на территории которых живут «азербайджанцы».
В других частях страны, как мы увидели, сколь-нибудь заметного числа «азербайджанцев» нет. Причём, нужно иметь в виду, что самая южная из указанных пяти — провинция Казвин — исторически не входила в состав Атурпатакана, и её население по большей части персоязычно. По состоянию 2006 года в провинции Ардабиль живёт 1. Таким образом, общее число населения в этих потенциально «азербайджанских» территориях составляет 9. Это, как показывает достаточно простой и объективный анализ, и есть наиболее реалистичное число: погрешности могут быть в пределах нескольких сотен тысяч. Основная форма самоидентификации граждан Исламской Республики Иран, как уже было отмечено, — ирани, т.
Для жителей диалектных регионов уточняющее определение включает название диалектного ареала. Так, для жителей Гиляна, Мазандарана и Горгана — шомали букв. При этом, фундаментом региональной культурной 11 самоидентификации является местный диалект. Как только семья переселяется в город и, теряя своё родное наречие, переходит на персидский, уже следующее поколение приобретает вторичное определение идентичности уже по новому месту жительства, сохраняя, впрочем, память о региональных корнях. Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля.
Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской». К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике. Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании.
Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства.
Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства.
Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв. Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г.
В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп.
Все эти земли когда-то были одним царством с одним сувереном и одним языком...
Однако язык один в том, что его буквы написаны одинаково и одинаково используются в композициях. Таким образом, существуют разные языки, такие как пехлеви, дари, азербайджанский, а также другие персидские языки. Ученые считают культурное сходство между современными персами и азербайджанцами свидетельством древнего иранского влияния.
Археологические данные показывают, что иранская религия зороастризм была широко распространена на Кавказе до христианства и ислама, и что влияние различных Персидских империй усиливало иранский характер местности. Также была выдвинута гипотеза, что население иранского Азербайджана было преимущественно персоязычным до прихода огузов. Это подтверждено множеством фигур из персидской литературы , таких как Катран Тебризи , Шамс Тебризи , Незами и Хагани , писавший на персидском до и во время переселения огузов, а также Страбон , Аль-Истахри и Аль-Масуди, которые все описывают язык как региона Персидский.
Это утверждение признано средневековыми историками, такими как Аль-Мукаддаси. Другие общие персо-азербайджанские особенности включают иранские топонимы, такие как Тебриз и само Азербайджан. Современное присутствие иранских талышей и татов в Азербайджане является еще одним свидетельством прежнего иранского характера региона.
Как предшественники этих современных групп, древние азари также считаются предками современных азербайджанцев. История Предыстория: Разделение азербайджанцев Российской империей после русско-персидских войн 1804—18013 гг. Районы к северу от реки Арас , включая территорию современной Азербайджанской Республики, были территорией Ирана до тех пор, пока они не были оккупированы в России в течение 19 века.
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. страна, которая живет под санкциями больше сорока лет.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Сколько азер
- Почему помирились Иран и Азербайджан
- Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране -
- Численность азербайджанцев, проживающих за пределами Азербайджана -
Сколько азербайджанцев проживает в Иране
Да, действительно, родился он в провинции Западный Азербайджан и родители его говорили на диалекте тюркского языка. Но азербайджанцами себя считает лишь ничтожная часть тюркоязычных граждан Ирана. Но в Баку тем не менее полны надежд. С любопытным комментарием выступил вчера лидер Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде. Я думаю, что он, будучи азербайджанцем, не станет продолжать политику Ахмадинежада, направленную на сближение с Арменией.
Напротив, я ожидаю от него жесткой позиции в отношении этой страны. Исходя из этого организация, возглавляемая Махмудом Чехраганлы, воздержалась от поддержки Миргусейна Мусави и призвала азербайджанцев бойкотировать выборы. То, что Мусави по происхождению азербайджанец, нас должно беспокоить далеко не в первую очередь. Настораживать нас должно не этническое происхождение оппозиционного кандидата, а его политические взгляды.
Мусави обещает своим избирателям либеральные реформы. Чем увенчались для Советского Союза реформы Горбачева, известно всем. Ясно, что демократические преобразования приведут к ограничению роли исламской идеологии, которая является цементирующей силой многонационального иранского общества.
Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой.
Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском.
Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель.
Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва.
Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться.
Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок.
Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили.
Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет.
Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло.
Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев.
Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем.
От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии.
Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев.
Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась.
Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане.
Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке.
Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в.
Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки.
Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян.
Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу.
Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут. И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее.
Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы». Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить?
Нам и двух своих рахбаров хватает.
В этом случае численность северо-западных азербайджанцев, вероятно, достигнет восьми миллионов. Согласно последним статистическим данным, население провинции Казвин составляет 1 273 761 человек, провинции Хамадан — 1 738 234 человек. Как указывают эксперты, если принять во внимание, что треть тринадцатимиллионного населения Тегерана составляют азербайджанцы, приблизительная численность азербайджанского населения достигает почти 18 млн человек. Язык, религия и культура Основу лексического состава современного азербайджанского государственного языка составляют тюркские слова. Наблюдается большее лексическое и грамматическое сближение с турецким языком вследствие тесных культурных и политических связей.
Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться. Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать.