8 февраля 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. Чтобы Российская академия наук и художеств соответствовала ведущим мировым стандартам, Пётр I пригласил в неё самых именитых иностранных учёных.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Слава и дело: Российской академии наук исполняется 285 лет
- Иллюстрации
- Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)
- Учреждение Академии наук при Петре I
- Зачем нужна РАН
История создания Российской академии наук
25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. Это высшее научное учреждение России٫ которое играет важную. Праздничные мероприятия к юбилею Российской академии наук пройдут не только сегодня, но и будут продолжаться весь 2024 год по всей стране. Российская (РАН), отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны.
АКАДЕМИЯ НАУК
Минувший год для Красноярья был ознаменован яркими достижениями и важными решениями. На базе Сибирского федерального университета будет создан первый в России климатический центр международного уровня, ориентированный на глобальную экологическую повестку. Он станет действенным инструментом повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности региона. Краевой фонд науки направил средства на исследования, связанные с освоением Арктики, лечением наследственных заболеваний, энергоэффективностью зданий. Более половины грантов получили молодые изыскатели.
Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича «Тишайшего» но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело.
Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук. Юный царь Петр. Особенно к медицине: в 1698 году в Амстердаме он познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем. Помните картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа»? Это не просто картина, а некий документ, который изображает личный состав голландской Гильдиии хирургов.
Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров.
Одним из известных его учеников был Михаил Ломоносов. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. Формирование штата академиков завершила его супруга Екатерина I, которая пришла к власти. Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи. Фото: с сайта РАН www.
Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет. После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения в 18 лет и по продолжительности пребывания 52 года.
Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля, передает calend. Москва, Ольга Радько Москва. Другие новости 06.
Российская Федерация, Российская академия наук (РАН)
Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России.
Учреждение Академии наук при Петре I
Основана Академия наук | 8 февраля 1724 года (по старому стилю 28 января) указом Петра I была основана Академия наук и художеств в России. |
Российская академия наук отмечает свое 300-летие! | главное научное учреждение Российской Федерации (государственная академия). Занимается фундаментальными исследованиями в области естественных и общественных наук. |
300 лет назад была основана Российская академия наук
Российская академия наук — Википедия | Российская академия наук (РАН) — высшее государственное научное учреждение России. |
Российская академия наук: история, мифы и реальность — Журнальный зал | Сегодня МПГУ в Российской академии наук представляет видный ученый-физик и исследователь в области оптики и спектроскопии, член-корреспондент РАН Андрей Витальевич Наумов. |
В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения | 25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. |
Основана Академия наук
Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей. Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные.
По результатам экспертной оценки публичного представления исследований и инженерных проектов 91 работа была отмечена дипломами разного уровня: победители и призёры — 59 работ, дипломанты — 32 работы. Итоги НПК подведены и опубликованы [2]. Благодарим всех участников конференции, желаем дальнейших успехов и грандиозных побед.
Региональные отделения.
Выпуск научных трудов и журналов стал одним из важнейших направлений деятельности Академии по популяризации и внедрению результатов научных работ, а следовательно, и фундаментальной науки в СССР. Издания Академии были по сути отчетом о деятельности ее научных учреждений и результатах работы ученых и ведущих научных школ страны. Сегодня издательство «Наука» — крупнейший многопрофильный научно-издательский холдинг России, специализирующийся на издании и распространении научных книг и журналов по всем направлениям науки.
Разработка основных ориентиров государственной научно-технической политики. Стимулирование развития связей и взаимодействия между научной и образовательной деятельностью.
Активное участие в образовательных процессах. Повышение авторитета знаний и науки, придание престижности научным профессиям. Формирование социальной защищенности работников сферы науки и образования. Следует отметить, что его сбор не является регламентированным процессом и не имеет регулярности.
История создания Российской академии наук
Президент РАН с чем-то выступает или не выступает? Время от времени в широкой печати выступают члены РАН: главные редакторы газет обычно уважают академические титулы. Выступают они чаще всего жалобно: «науку» не финансируют, ученые разбегаются из академических институтов вплоть до «уже все уехали» , важные открытия остаются под спудом, и, вообще, «наука не востребована» — прежде всего нынешней государственной властью. В иных публикациях, к испугу неосведомленного читателя, ведется агрессивная полемика с таинственными тёмными силами, «желающими упразднения РАН». Ничего не зная ни об истинном содержании дебатов о судьбах нынешней Российской академии наук, ни даже о том, действительно ли такие дебаты кем-то и где-то ведутся, читатель вынужден верить на слово, проникаясь к тому же убеждением в тождественности понятий «российская наука» и «Российская академия наук», как и в том, что члены РАН суть высшее воплощение всей отечественной науки и главные ее вожди и попечители. Во всем этом стоит разобраться, хотя бы в интересах нашего замороченного налогоплательщика, приучаемого безропотно оплачивать из своего тощего кармана всевозможные удовольствия разнообразных над ним «элит». Они сопровождали Академию на протяжении большей части ее 270-летней истории. Своего рода ultima ratio последним доводом апологетов Академии непременно служило напоминание о том, что она была основана самим Петром Первым. Наши академики нет-нет да и рекомендовались обществу в качестве прямых наследников «птенцов гнезда Петрова» и неприкасаемого исторического достояния России. Нехитрый полемический прием обычно срабатывал, мешая разобраться в существе конфликтов, сопровождавших историю Академии как института, действительно значимого в научной и культурной жизни России и СССР.
Не разобравшись в прошлом, бывает трудно понимать современность, а потому — с истории и начнем. В начале ХVIII столетия в России, в силу многих причин, не было ни одного учреждения, заслуживавшего названия «научное». При этом, потребности в специалистах и знаниях нарастали, начиная с необходимости обследовать и описать гигантскую территорию страны. Считается, что мысль о создании государственного научного центра, как выразились бы сейчас, была подсказана Петру I Готфридом Лейбницем. Этот выдающийся математик, механик и философ обладал еще и даром убеждать мирских владык в необходимости развивать исследовательскую науку. По его совету была учреждена Берлинская академия наук, готовилось открытие академий в Вене и Дрездене. Европейская наука тогда сосредотачивалась в университетах, все еще остававшихся реликтами средневековья и пребывавших под контролем клерикальных кругов. Идея чисто исследовательского, светского, финансируемого монархом, но самоуправляющегося учреждения, этакой «республики ученых», была для того времени новаторской, даже революционной. Петр успел самолично подправить устав Санкт-Петербургской академии, составленный лейб-медиком Блюментростом он же — ее первый президент , но реальная жизнь нового учреждения началась уже без него.
Сменявшие друг друга верховные властители России не особенно интересовались науками, ограничиваясь — по заветам основателя Академии — ее финансированием и избегая вмешиваться в малопонятные и неинтересные им внутриакадемические дела. Даже энергичная Екатерина II не уделила Академии серьезного внимания. Ее интереса к наукам хватило лишь на создание в 1783 году «параллельной» Российской Академии — чисто гуманитарного учреждения, обязанного заниматься проблемами русского языка и словесности. Организованная по образцу Французской академии, она в 1841 году была «влита» в Академию наук в качестве отделения русского языка и литературы — в дополнение к двум ранее существовавшим историко-филологическому и физико-математическому отделениям. Итак, Петербургская академия наук была замыслена как государственное комплексное научно-исследовательское учреждение, призванное развивать науки сугубо из соображений их практической пользы для русского государства. Академики, числом 15, были постоянными научными сотрудниками этого учреждения, коллективно определявшими его научную тематику, штатный состав и судьбу академических адъюнктов — кандидатов в будущие академики. Первоначальный штат Академии был укомплектован исключительно иностранцами: своих, русских специалистов, тогда просто не находилось. Это были по большей части немцы. Германские университеты прилежно работали, но изыскивать «научные» вакансии в самих германских княжествах, очень бедных в те времена, было непросто.
В Петербурге же ученым исправно платили, что было нерядовым явлением в тогдашней Европе. В Северную Пальмиру поэтому ехали охотно. Дальнейшее должно быть понятным без особых разъяснений. В короткое время самоуправлявшаяся Петербургская академия превратилась в чисто немецкое учреждение, где русских с их интересами только терпели как некую досадную необходимость. Да, среди академиков «первых призывов» встречались блестящие имена и добросовестные, верные своему долгу и принятым обязательствам работники. Да, труды Петербургской академии приобрели всеевропейскую известность — еще и потому, что содержали разнообразные сведения об огромной и почти неведомой Европе стране. Но период «бури и натиска» был недолгим. Академия быстро выродилась во вполне заурядный, замкнутый на собственных интересах и самоизолировавшийся от русского общества иностранный научный анклав в космополитическом Петербурге. Михаил Ломоносов поборолся-поборолся с коллективным «академическим немцем» за интересы русской науки и вакансии для русских ученых, да и отступил, направив свою энергию на убеждение братьев Шуваловых открыть университет в Москве — подальше от академических веяний.
Вопреки установившемуся мнению, оправданнее вести историю русской науки именно от 1755 года — от открытия Московского университета с двумя гимназиями при нем чтобы было откуда набирать студентов. Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова, так что уговоры и впрямь были необходимы. Это событие ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от Екатерины II до, примерно, середины царствования Александра I. К тому времени в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. По мере появления в русском обществе расширяющейся образованной прослойки и роста ее самосознания Петербургская академия наук, со своим своеобразным обликом и порядками, начала привлекать к себе все более пристальное внимание. К тому же, хотя она и продолжала оставаться привилегированным, «правительственным» научным учреждением, ее относительный вес в русской науке неуклонно падал по мере развития университетов. Устав 1836 года определял членов Академии как «первенствующее научное сословие в Российской Империи». Но установленная численность «сословия», состоявшего из 31 человека, уже не шла в сравнение с численностью профессоров и преподавателей 7 государственных университетов Империи, в каждом из которых полагалось иметь по35, а позднее — по 53 профильные кафедры.
Пребывая наряду с университетами в системе Министерства просвещения, Академия расходовала около половины его скудного научно-исследовательского бюджета — при том, что государственная целесообразность этих затрат вызывала усиливающиеся сомнения даже управительства. Не надо думать, кстати сказать, что члены Академии наук пользовались какими-то особенными привилегиями. Их служебные оклады примерно соответствовали окладам университетских профессоров, а в некоторые эпохи бывали даже меньше. Те и другие считались государственными служащими, и их продвижение по ступенькам Табели о рангах имело общий предел — чин статского советника простого, а не «действительного». Не было в Академии и особенной внутренней демократии.
В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов. До ее прихода за Академией имелись долги, профессора не получали жалованья, отсутствовали средства для оплаты арендуемых помещений, на приобретение бумаги и так далее.
Заботами директора Академии типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке, ряды сотрудников были очищены от бездельников. Академиков директор обязала публиковать свои открытия в отечественных журналах и воздерживаться от их напечатания за границей до тех пор, "пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими". В стенах учреждения занимались разработкой гуманитарного цикла, выработкой правил правописания и составлением словарей, «вычищения и обогащения российского языка».
Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства.
Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной.
Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.
Ковальчук президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» М. Котюков Министр науки и высшего образования Российской Федерации Н. Кропачев ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» С. Лавров Министр иностранных дел Российской Федерации А. Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
E-mail Российская академия наук в 2024 году отпразднует свой трехсотый день рождения, а вместе с ней юбилей отметит и все отечественное научное сообщество. Её история началась 28 января 8 февраля 1724 года. В этот день Пётр I издал указ о создании Петербургской академии наук.
Создание Российской академии сыграло важнейшую роль в становлении русской культуры, формировании русского языка и развитии российской гуманитарной науки. Вот почему праздничная дата 11 октября имеет столь выдающееся значение для нашей страны! Автоматически-созданное изображение на основе результатов поиска Google по названию праздника.
На юбилейной медали «300 лет Российской академии наук», размещено погрудное изображение Петра I на фоне здания Кунсткамеры. Что касается советского наследия — АН СССР в первую очередь была тем экспертным и аналитическим органом, на решения и рекомендации которого опиралось руководство страны; и в настоящее время Российская академия наук, успевшая утерять эту позицию, активно ее возвращает — и уже добилась на этом пути серьезных результатов.
Успехи последнего года В последнее время усилия руководства РАН и всего академического сообщества направлены на укрепление взаимоотношений с органами власти, восстановление авторитета и высокого статуса Академии, включение РАН в государственную систему принятия научно-обоснованных решений и планомерное совершенствование научной экспертизы. В начале ноября на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию, посвященном ежегодному докладу Академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших достижениях, полученных российскими учеными», президент РАН академик Геннадий Красников отдельно остановился на вопросах научно-методического руководства РАН, усиления ее экспертной роли и роли научных советов РАН. К Российской академии наук сегодня все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Фактически ни один значимый государственный проект в настоящее время не обходится без экспертизы Академии наук. По сравнению с прошлым годом количество экспертиз РАН выросло почти в полтора раза. Только в этом году мы уже выдали свыше 40 тыс. Действительно, РАН всегда была опорой для государства. Считаю, что мы обязаны мобилизовать ее интеллектуальный ресурс на благо страны, — подчеркнул депутат Владимир Кононов, заместитель председателя комитета.
Ранее в этом году на общем собрании РАН глава Академии Геннадий Красников также отмечал: — История показывает, что Академия всегда была прочной основой государства. Сегодня РАН становится для России стратегическим, интеллектуальным ресурсом, возможности которого необходимо сосредоточить на решении приоритетных государственных задач. Речь идет об обеспечении технологического суверенитета, переходе экономики на инновационный путь развития, в основе которого лежат достижения фундаментальной науки. В настоящее время к Академии относятся с особым вниманием. Год ее юбилея приходится на Десятилетие науки и технологий, которое было объявлено в России в 2022 г. В конце концов, девиз, под которым работает главный научный центр нашей страны — Tantum possumus, quantum scimus — «Мы можем столько, сколько знаем». Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 22 Е-мэйл: info glavportal.
Портал обновляется ежедневно. Все права защищены.
Вонсовский , Н. Красовский и др. Первый председатель Сибирского отделения М.
Лаврентьев, по существу, создал систему управления наукой в регионах, которая позднее была развита Г. Марчуком и В. Коптюгом и использована на Урале и Дальнем Востоке. В начале 1960-х гг. На АН возлагалась координация деятельности республиканских Академий наук.
В 1990 г. АН СССР имела в своём составе 18 отраслевых и 3 региональных отделения, научно-исследовательский флот и научный центр — всего 295 учреждений. Ельцина от 21 мая 1991 г. Общим собранием РАН утверждён Устав. В последующем новые Уставы РАН утверждались в 2001, 2007 и 2014 гг.
В 2013 г. Определена новая организационно-правовая форма РАН — федеральное государственное бюджетное учреждение; к РАН присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук; учреждён новый федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство научных организаций ФАНО , в ведение которого перешли недвижимость и имущество РАН; проведены мониторинг имущества академических институтов и оценка эффективности деятельности неэффективные институты подлежали ликвидации или реструктуризации. В 2018 г. Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. По инициативе президента РФ В.
Путина принят Федеральный закон от 19 июля 2018 г. В 2023 г. По состоянию на январь 2024 г. В структуру РАН входят: 13 отделений по областям и направлениям науки, 4 региональных отделения Дальневосточное, Сибирское, Уральское, Санкт-Петербургское , 14 региональных научных центров Владикавказский, Кабардино-Балкарский, Дагестанский, Карельский, Казанский, Кольский, Санкт-Петербургский, Самарский, Саратовский, Троицкий, Уфимский, научный центр в Черноголовке, Пущинский научный центр биологических исследований, Южный научный центр , 4 представительства в Республике Башкортостан, Белгородской, Ульяновской, Самарской областях. В числе научных организаций, подведомственных РАН, — институты, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, архивы, музеи, заповедники и др.
Управление РАН осуществляет Общее собрание членов РАН, состоящее из российских и иностранных членов; президиум в составе президента, вице-президентов, главного учёного секретаря президиума, а также не более 80 членов, избранных Общим собранием. Выборы членов Президиума РАН проводятся одновременно сроком на 5 лет. Редакция наук об образовании Президенты Академии наук: Л. Блюментрост 1725—1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798 , барон А.
Николаи 1798—1803 , Н. Новосильцов 1803—1810 , граф с 1846 С. Уваров 1818—1855 , граф Д. Блудов 1855—1864 , Ф. Литке 1864—1882 , граф Д.
Толстой 1882—1889 , великий князь Константин Константинович 1889—1915 , А. Карпинский 1917—1936 , В. Комаров 1936—1945 , С. Вавилов 1945—1951 , А. Несмеянов 1951—1961 , М.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Первым русским действительным членом (адъюнктом) Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 г. стал Василий Евдокимович Ададуров. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). В Санкт-Петербурге, 11 октября 1783 года указом Екатерины II основана Российская академия. Российская академия наук (РАН) — высшее государственное научное учреждение России.
Структура РАН
- АКАДЕМИЯ НАУК
- Оцените условия предоставления услуг используя QR-код!
- Смотри также
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Зачем нужна РАН
Оцените условия предоставления услуг используя QR-код!
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный.
Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами.
Савин, Википедия». Эмблема Российской академии наук.
Здание Кунсткамеры. Автор: «Кsider, Википедия» Документ этот так и не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции Академического устава до 1747 года. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Гравюра С. Блюментрост возглавлял Академию до 1733 года. Сергей Семенович Уваров.
Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т. Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой. В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки.
Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки. Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения. Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года. В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав. В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название — «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве— более чем незаслуженные. Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет, и дорожили каждым. Сейчас об этом не принято вспоминать, но послереволюционные 1920-е годы ознаменовались беспрецедентным в отечественной истории развитием науки.
Революционная власть не испытывала ни малейших сомнений относительно всесторонней полезности любого научного знания и его жизненной необходимости для скорейшего построения нового общества, опирающегося на достижения науки и техники. Не располагая тогда большими материальными ресурсами, советская власть не скупилась на моральную и организационную поддержку научных учреждений. Всего лишь за 12 лет, с 1918 по 1930 годы, численность таковых выросла в СССР более чем в пять раз, достигнув примерно 800. Новые научные институты возникали и на базе лабораторий и комиссий АН СССР; они либо оставались при Академии, в системе Наркомпроса, либо переходили под эгиду ВСНХ, где сосредотачивались все более многочисленные учреждения прикладной науки. Как известно, конец 1920-х годов ознаменовался в нашей истории политической победой сторонников индустриализации страны. Последствия, конечно же, затронули и научную систему. В 1929 году Академии позволили увеличить число действительных членов до 90, настаивая взамен на ее большем участии в общегосударственных усилиях по развитию промышленного потенциала. Среди членов Академии — впервые в ее истории — появились видные инженеры и ученые-прикладники, объединенные в особое отделение технических наук упраздненное в начале 1960-х годов. Михаил Васильевич Ломоносов Все это проходило отнюдь не гладко. Старые академики сопротивлялись нововведениям.
Особые протесты вызвало требование планирования научных исследований, отвечавшее переходу всего народного хозяйства СССР на плановую основу. Эту реакцию можно было бы счесть вполне иррациональной: любые исследователи всегда как-то планируют собственную деятельность. По сути, однако, она была проявлением клановой психологии ученых. В планировании, особенно директивном, усматривалось непозволительное вторжение профанов в научное священнодействие. Нечто подобное происходило в первой трети ХХ столетия и в университетских кругах передовых европейских стран — как отклик на тогда еще робкие попытки правительств хоть как-то контролировать собственную науку, становившуюся все более важной, но и все более дорогой. Сейчас, на наших глазах, эта архаичная психология вновь напоминает о себе — в виде гневных филиппик академиков в адрес «невежественных чиновников», собирающихся подмять под себя свободолюбивую РАН; поистине развитие вершится по спирали! Дебаты вокруг планирования академических исследований вызвали тогда живой отклик. Академию стали обвинять в кустарщине и оторванности от жизни, в нежелании участвовать в строительстве социализма, в волюнтаризме и высокомерии академиков. Словечко «академизм» на какое-то время сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование. Так или иначе, но сварливое сопротивление академиков постепенно истощилось, и в 1931 году был сверстан первый в истории Академии наук план ее работ на остаток 1-й пятилетки.
Тем временем индустриализация ставила все новые проблемы. Она осуществлялась методом заимствования передовых зарубежных технологий, известным из красноречивого исторического примера стремительной индустриализации объединившейся Германии в последней трети ХIХ века. Для этого на первых порах требовались не столько исследователи, сколько грамотные специалисты-техники, и в начале 1930-х годов внимание руководства СССР было обращено на высшую школу. Уже к 1933 году число высших учебных заведений в СССР возросло пятикратно от уровня 1927 года, превысив 700. В них обучалось 500 тысяч студентов; к 1940 году это число достигло 800 тысяч. Закономерным образом эти усилия и затраты несколько затормозили но отнюдь не остановили! Прикладные институты, относительно наиболее многочисленные, находились в ведении ВСНХ, а позднее — подразделений Совнаркома. При его постепенном разукрупнении они передавались в производственные отрасли, формируя систему промышленной науки. Так или иначе, но именно эти действия государственной власти СССР определили уникальность облика его научной системы на последующие 60 лет, заложив в него и ряд глубинных противоречий. В следующем же 1934-м году ее президиум и14научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву.
Дело, конечно, было не в переездах. Главная новая особенность АН СССР, закрепленная уставом1935года, заключалась в том, что она переставала быть обособленным научно-исследовательским учреждением, в каковом качестве была создана и просуществовала200 лет. Она, в лице своих членов и избираемых ими руководящих лиц и органов, становилась полновластным народнохозяйственным ведомством, фактически наркоматом непромышленной науки, осуществляющим административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющим тематику их деятельности и распределяющим между ними госбюджетные средства, ассигнуемые Академии вцелом. Члены Академии получили статус своего рода особоуполномоченных государственных ученых, с повышенным материальным обеспечением и невиданными в истории мировой науки профессиональными привилегиями. Их корпорация, численность которой регулировалась Совнаркомом, продолжала разрастаться; в 1939 году в АН СССР насчитывался уже 131 академик и примерно вдвое большее число членов-корреспондентов. Только они одни среди бесчисленных государственных забот были теперь вправе вмешиваться в тематику деятельности академических институтов и во внутренние порядки в Академии впрочем, последнее — только посредством изменений в ее уставе. Этот порядок можно было бы счесть даже разумным с точки зрения прямолинейной организационной логики, если бы не некое вопиющее противоречие: государство возвышало и особо оплачивало членов Академии, возлагая на них ответственность за развитие исследовательской науки в интересах всего советского общества.
В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. В этом году в преддверии праздника всех учёных во многих исследовательских и образовательных центрах города состоятся научные конференции, семинары и открытые лекции.