Новости реестр операторов обмена цифровых финансовых активов

В частности, уточнены перечни сведений, вносимых Банком России в реестры, сведений, включаемых в ходатайство о включении в реестр, сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, сведений, включаемых в выписку из реестра, и прочее. Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации. Секьюритизация – это процесс трансформации неликвидных активов в ценные бумаги, например, кредитов н 17.04.2023. Банк России ведет два реестра — операторов информационных систем, которые осуществляют выпуск ЦФА, и операторов их обмена. Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из информации на сайте регулятора. операторы обмена) должно осуществляться Банком России в электронном виде.

Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА

Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. оператора информационной системы, осуществляющего их выпуск, а обращение цифровых финансовых активов возможно только на платформе оператора обмена цифровых финансовых активов. Москва, РФ — ПАО «МТС» (MOEX: MTSS), цифровая экосистема, сообщает о том, что Банк России включил в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ООО «Блокчейн Хаб» — дочернюю компанию МТС и. Цифровые финансовые активы (ЦФА).

ЦБР включил СПБ биржу в реестр операторов обмена цифровых активов

Деятельность оператора обмена регулирует ФЗ-№ 259 о цифровых финансовых активах. В июне 2023 года торговая площадка была внесена в число операторов информационных систем. Цифровые финансовые активы (ЦФА). Согласно проекту операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, которые включены Банком России в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. ‌ Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из данных регулятора. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена.

Какое специфическое регулирование ввел закон о цифровых финансовых активах

  • ЦБР включил СПБ биржу в реестр операторов обмена цифровых активов — Новости TradingView
  • Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА
  • Мишустин призвал внедрять цифровые активы для торговых расчетов
  • Юридическая помощь в области выпуска security токенов в России. Финтех законодательство

Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена ЦФА

  • ЦБР включил СПБ биржу в реестр операторов обмена цифровых активов — Новости TradingView
  • Финансовые маркетплейсы будут выпускать и перепродавать цифровые финактивы
  • Московская биржа провела тестовую сделку с участием оператора обмена ЦФА
  • Все о цифровых финансовых активах — Деньги на
  • Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти
  • В России появился первый оператор реестра цифровых финансовых активов

Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов

Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА. Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги.

При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту например биткойн или эфир , и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено. Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. Как мы указывали ранее, см. Судебная защита владельцев цифровых валют В п.

Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет. Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике. Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, так как ч. Также следует принять во внимание, что ст. Информационная система и оператор информационной системы.

В этой статье мы расскажем, на чем строится доход оператора обмена и как ему подготовиться к регистрации в ЦБ РФ. ЦФА: две ключевые роли Технологической базой обращения ЦФА, которая закреплена на законодательном уровне, является технология распределенного реестра.

В результате при сравнении с рынком ценных бумаг все процедуры упрощаются и ускоряются, а количество посредников и участников организации цифрового оборота снижается в разы. Как известно, в обращении ценных бумаг участвуют депозитарии, клиринговый центр, фондовая биржа и брокеры. Обращение ЦФА vs ценные бумаги Оператор обмена подключается к оператору информационной системы, разворачивая в своей инфраструктуре узел распределенного реестра, и получает все преимущества технологии для торговли цифровыми финансовыми активами. Голубой океан эмитентов [«Стратегия голубого океана» Blue Ocean Strategy — книга по стратегии бизнеса 2005 г. Таким образом, срок выпуска цифрового актива сокращается до нескольких часов, а сбор достаточного количества заявок инвесторов на полную сумму выпускаемых ЦФА занимает в зависимости от объема выпуска от нескольких часов до нескольких дней. Роль ЦФА усиливается и с ростом потребности частных инвесторов во вложении денежных средств в российские активы, после того как многие отечественные брокерские площадки были вынуждены отказаться от работы с иностранными инвестиционными инструментами.

Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта.

При этом гибкое регулирование позволило обеспечить разнообразие выпускаемых ЦФА. Так, выплаты по цифровым финансовым активам могут быть привязаны к ценам на драгоценные металлы или недвижимость. Одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста рынка ЦФА было отсутствие универсальной платформы для совершения сделок с цифровыми финансовыми активами, выпускаемых в системах различных операторов информационных систем. Такие операторы осуществляли учет и обращение только тех ЦФА, которые выпущены в их системе.

Все о цифровых финансовых активах

СПБ Биржа стала оператором информационных систем по выпуску финансовых активов Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА).
🥇Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте | ProHoster Банк России 21 марта включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, сообщила торговая площадка на своем сайте.
Цифровые финансовые активы: правовой статус, выпуск и обращение в РФ Российские юридические лица, включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА, осуществляющие операции купли-продажи и обмена ЦФА, а также защищающие инвестора.
В России операторами обмена цифровых финансовых активов смогут быть банки и биржи МТС сообщила о том, что Банк России включил в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, «Блокчейн хаб» – дочернюю компанию МТС и разработчика собственной платформы «ЦФА хаб».

Читать еще

  • Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте / Хабр
  • Альфа-Банк включен в реестр операторов платформы по запуску цифровых активов
  • "Мосбиржа" стала первой организацией в реестре операторов обмена ЦФА
  • СПБ Биржа стала оператором информационных систем по выпуску финансовых активов - АБН 24

Цифровые финансовые активы: главное за 2023 год

Это увеличивает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового инструмента. Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка этого финансового продукта. Организациям разрешено осуществлять такую деятельность, только если они зарегистрированы.

Руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман объяснил «Известиям», что положительным следствием решения станет прекращение оттока клиентов, а также новый виток развития биржи. Получение нового статуса операторов обмена цифровых финансовых активов дает больше возможностей для сделок с цифровыми активами — это особенно актуально на фоне готовящегося к полноценному релизу цифрового рубля», — рассказал он.

Операции осуществляются на специальной платформе с возможностью конвертации валюты из одной формы в другую. ЦБ обеспечивает стабильность системы.

Цифровой рубль — дополнительная форма национальной валюты. К ней применяют ограничения. Например, не получится: начислить проценты на остаток, открывать совместный счет. Как регулируется использование цифровых финансовых активов, какая ответственность грозит за нарушения За использование цифровой валюты в качестве платежа предусмотрены санкции. К примеру, уголовная ответственность может наступать по статье 174. Отдельные положения содержатся в законе о цифровых финансовых активах.

Например, сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах запрещены, Роскомнадзор вправе их блокировать определение 6 КСОЮ от 19. Наиболее важными положениями об обращении с цифровой валютой можно считать следующие: признание цифровой валюты имуществом; истребование у банков информации об операциях с цифровой валютой — налоговики могут истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой ст. Криптовалюта как предмет преступления и средство обеспечения иска Имеющаяся судебная практика пока не выработала однозначных положений о статусе цифровых активов. Так, истец перечислил 200 биткоинов для заключения договора и дальнейшего сотрудничества с компанией. Но ему не удалось доказать неосновательное обогащение компании, а также перечисление цифровых активов именно на счет, указанный в дополнительном соглашении к договору постановление АС Московского округа от 13. Аналогичный судебный акт вынес АС Московского округа от 03.

Есть примеры, когда СОЮ взыскивали неосновательное обогащение. Так, суд признал неправомерным удержание денежных средств без исполнения определение 1 КСОЮ от 31.

Глава 1. Ведение Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1.

Ведение реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов далее - информационные системы , должно осуществляться Банком России в электронном виде.

ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти

Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов (ЦФА) компаниями, не включёнными в реестр ЦБ. Цифровой финансовый актив (цифровые права) следует отличать от цифровой валюты. Банк России внес ООО "Системы распределенного реестра" в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА), список зарегистрированных операторов ЦФА увеличился до пяти.

Московская биржа первой на российском рынке получила лицензию оператора обмена ЦФА

В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, так как рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир деньгами не являются.

Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п.

Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА. Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента, и может продать за рубли резиденту.

При этом, используемая информационная система в которой это происходит может не отвечать требованиям изложенным в законе к информационной системе в которой выпускаются ЦФА согласно этому Закону. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату или рассчитываться нею за товары, работы, услуги. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту.

Скоробогатова также сообщила, что к концу 2022 года регулятор планирует подготовить набор законодательных инициатив, который конкретизирует правила работы с ЦФА и гармонизирует налогообложение, чтобы исключить налоговый арбитраж. Материал подготовлен в сотрудничестве с сайтом InScience.

Ко мне обращается большое количество участников рынка и организаций, которые хотели бы также выйти на рынок ЦФА, то есть рынок явно растет», — заявила Скоробогатова. Сейчас в реестре операторов информационных систем и обмена ЦФА находятся три организации: платформа токенизации активов «Атомайз» принадлежит структурам российского миллиардера Владимира Потанина , Сбербанк и цифровая платформа «Лайтхаус» партнер АО «Трансмашхолдинг».

Сейчас в реестре операторов информационных систем и обмена ЦФА находятся три организации: платформа токенизации активов «Атомайз» принадлежит структурам российского миллиардера Владимира Потанина , Сбербанк и цифровая платформа «Лайтхаус» партнер АО «Трансмашхолдинг». Скоробогатова также сообщила, что к концу 2022 года регулятор планирует подготовить набор законодательных инициатив, который конкретизирует правила работы с ЦФА и гармонизирует налогообложение, чтобы исключить налоговый арбитраж.

Банком России открыт реестр операторов обмена ЦФА

Прежде всего, Банк России утверждает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности для совершения сделок, предусмотренных этими правилами. Операторы обмена, собирая и сравнивая двухсторонние заявки, могут сотрудничать с несколькими системами, выпускающими цифровые активы. Это увеличивает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового инструмента.

Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.

Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.

Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ.

Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА.

Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги.

При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту например биткойн или эфир , и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы.

Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено. Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества.

Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее. Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может.

И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная.

Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками. Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года.

В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности. В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен. Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах.

В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА. То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес. И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают. Это в лучшем случае, в худшем — добавляется еще «а еще мы и трейдеры, и маркетмейкеры, мы конечно знаем как поставлять ликвидность и где ее взять, умеем обеспечивать нагрузку в хотя бы 100к сделок в секунду, знаем что такое учет, проводки» и так далее. Это аналогично тому, что автомобильный завод должен был бы производить и топливо для своих автомобилей. Причем такое, какое не должно работать ни в одном другом автомобиле, уникальное.

А если автолюбитель потеряет где-то автомобиль, то завод-производитель обязан еще и найти его, и вернуть владельцу. Обратите внимание: держа ключи и активы пользователей, безопасность этих пользователей полностью в руках ОИС, а точнее — в руках сотрудников этого ОИС. Если ОИС будет скомпрометирована — а рано или поздно это случится, это лишь вопрос времени, то все владельцы ЦФА скомпрометированного ОИС потеряют и свои активы, которые будут выведены на холодные кошельки. Что с ними будет дальше — вопрос хороший, скорее всего они там и останутся навсегда, так как продать их будет, наиболее вероятно, невозможно. При том, оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации. И это заставляет многих задуматься, а надо ли оно вообще. Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности.

Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может. И случится — смотрим новости на предмет «какую базу слили сегодня». Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов. Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется. Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку.

Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи. Или картотеки, если базы данных там еще не появилось. Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей. Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями.

Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая. Не близкая к нулю, а действительно нулевая. Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало. Какая-то третья сторона почему-то распоряжается их активами и в любой момент может их создавать, уничтожать или просто забирать? Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется. Подсказка: очень скоро.

Одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста рынка ЦФА было отсутствие универсальной платформы для совершения сделок с цифровыми финансовыми активами, выпускаемых в системах различных операторов информационных систем. Такие операторы осуществляли учет и обращение только тех ЦФА, которые выпущены в их системе. Соответственно, чтобы приобрести пакет из различных ЦФА инвестор вынужден становится пользователем сразу нескольких информационных систем. В соответствии с законом о цифровых финансовых активах указанная проблема решается с помощью оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА

Утвержден прилагаемый перечень услуг, оказываемых операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторами обмена цифровых финансовых активов. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России уполномочен вести реестр операторов информационных систем, выпускающих цифровые финансовые активы, и реестр операторов их обмена, надзирая за их деятельностью, устанавливая к ним требования. Операторы обмена, собирая и сравнивая двухсторонние заявки, могут сотрудничать с несколькими системами, выпускающими цифровые активы. Банк России внес в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА), еще одного игрока — компанию «Мастерчейн» (ООО «Системы распределенного реестра»).

МТС выходит на рынок цифровых финансовых активов

Оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации, сбои в работе системы и прочие несоответствия ее требования Закона о цифровых финансовых активах. Отдельно Закон регулирует особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества. Особенность заключается в том, что если акции были выпущены в обычной, нецифровой, форме, выпустить их в виде ЦФА уже не получится, это запрещено. В частности, непубличное акционерное общество , акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, в будущем не может приобрести публичный статус. Операторы обмена цифровых активов Сделки с цифровыми финансовыми активами, их купля-продажа, совершаются через оператора обменам ЦФА. Данные "обменники" также подлежат регулированию, их реестр ведет Банк России.

Первыми доступными на платформе финансовыми продуктами стали цифровые облигации и различные инструменты токенизации финансовых обязательств. Один из таких инструментов разработан совместно с блокчейн -платформой для финансирования поставщиков Factorin входит в экосистему МТС , клиенты которой смогут токенизировать свою дебиторскую задолженность в качестве альтернативы факторингу. ИТ в банках «Появление в группе МТС профильного оператора открывает дополнительные возможности по использованию цифровых финансовых активов как внутри группы МТС, так и для наших клиентов. В свою очередь, «ЦФА хаб» сможет быстро инкорпорировать в платформу как существующие, так и инновационные финансовые продукты и сервисы.

Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки. Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права.

Не нужно тратить десятки миллионов на подготовку и оплату посредников, и, конечно, нет и обязательных требований к капитализации и оборотам компаний, в отличие от IPO. Таким образом, ЦФА открывают мир инвестиций для самых разных компаний, в первую очередь — стартапам. Если сейчас венчурного рынка в России практически нет, то, благодаря ЦФА, он получает шанс на появление. А где есть работающий венчур, есть и компании-единороги, есть развитие экономики и серьезные прорывы, которых в России мы не видим уже больше 30-40 лет. Поэтому инвестирование в ЦФА, со временем, станет основным драйвером экономики нашей страны, а для самих инвесторов в том числе — ритейла — шансом на ранний вход в активы миллиардных компаний. Это личное мнение, которое может не совпадать с вашим, но это не оптимизм: лично я, находясь внутри этой индустрии, четко вижу все предпосылки для того, чтобы это случилось. То есть это два разных участника рынка и две совершенно разные бизнес-модели. Цена вопроса включения в реестры — 50 млн. Что, естественно, отсекает любые стартапы или пилотные проекты, которые хотят начать работать в этой индустрии, и отдает индустрию крупным игрокам, в первую очередь — банкам. Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов. К сожалению, пока что минусов больше, чем плюсов, но хорошо уже одно то, что ЦФА стали легальными на территории РФ. Прежде чем перейти к проблематике и к тому, что мешает развитию ЦФА в нашей стране, хочу напомнить, что закон пока ещё очень свежий. Нет нормальных кейсов, нет никакого рынка, и улучшать законы и регулирования пока что просто не на чем. Думаю, что на основе этого опыта регулирования и законы будут улучшены и доработаны — это придется делать, или ЦФА просто не смогут стать чем-то полезным и применимым. Проблема 1: несвободное обращение ЦФА Как упоминалось выше, ЦФА — это вид актива, который изначально задумывался для свободного движения капитала. Ради того, чтобы избавиться от посредников, ради повышения безопасности владельцев, ради упрощения работы с финансовыми активами, и еще много других «ради». Однако современные реалии в нашей стране этому противоречат. Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли. Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее. Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная. Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками. Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года. В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности. В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен. Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА. То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес. И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают. Это в лучшем случае, в худшем — добавляется еще «а еще мы и трейдеры, и маркетмейкеры, мы конечно знаем как поставлять ликвидность и где ее взять, умеем обеспечивать нагрузку в хотя бы 100к сделок в секунду, знаем что такое учет, проводки» и так далее. Это аналогично тому, что автомобильный завод должен был бы производить и топливо для своих автомобилей. Причем такое, какое не должно работать ни в одном другом автомобиле, уникальное. А если автолюбитель потеряет где-то автомобиль, то завод-производитель обязан еще и найти его, и вернуть владельцу. Обратите внимание: держа ключи и активы пользователей, безопасность этих пользователей полностью в руках ОИС, а точнее — в руках сотрудников этого ОИС. Если ОИС будет скомпрометирована — а рано или поздно это случится, это лишь вопрос времени, то все владельцы ЦФА скомпрометированного ОИС потеряют и свои активы, которые будут выведены на холодные кошельки. Что с ними будет дальше — вопрос хороший, скорее всего они там и останутся навсегда, так как продать их будет, наиболее вероятно, невозможно. При том, оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации. И это заставляет многих задуматься, а надо ли оно вообще. Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности. Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий