Музыкальный и художественный критик В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Ощутить изысканную атмосферу музыкальных салонов Пушкинского времени гости Русского дома смогли на состоявшейся 2-ого ноября лекции-концерте «Музыка Пушкинского времени». В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» на Поэтической поляне близ центральной усадьбы Пушкиных и Ганнибалов будут даны три концерта классической музыки.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". Венцом же «пушкинского» в музыке Глинки бесспорно является опера «Руслан и Людмила». Преподаватель отдела теории музыки ва рассказала об истории создания оперы, о главных героях и продемонстрировала видеофрагменты из оперного спектакля. Статья вой о музыкальных произведениях русских композиторов на стихи а.
Африка, Ближний Восток и Индия
- Написать отзыв
- Раневская. Сквозь смех и слезы.
- Комментировать
- Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин») - ДШИ Уфимский
- Пушкин в русской музыке
«Дуэль Чайковского с Пушкиным». Михаил Казиник — о тайных знаках оперы «Евгений Онегин»
Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Вокальные и музыкальные выступления участников создали особую атмосферу в зале. В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М. Глинки «Мэри», Альберта Филимончика — романс «Я помню чудное мгновение …».
Художественный руководитель — Владимир Спиваков Дирижер — Арсений Ткаченко 27 мая 2024 в Московском Международном Доме Музыки состоится концерт для любителей настоящей поэзии — «Пушкин в музыке». Национальный Филармонический Оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижёром, народным артистом СССР Владимиром Спиваковым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением.
Второй - романсы на стихотворения Александра Сергеевича - камерный концерт в сопровождении фортепиано. Третий — «Пушкин в опере» - арии и дуэты из известных оперных постановок», - Иван Павлов, корреспондент.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» открыла заключительный концерт фестиваля. Её автор Михаил Глинка в русской музыке занимает место, сравнимое с Пушкиным в русской литературе - все последующие композиторы считали его своим учителем. А в этих местах, во время ссылки в Михайловском, Пушкин написал более ста произведений, которые потом стали основой для известных опер - прежде всего «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». У меня было много дебютов, вчера было исполнение из «Руслана и Людмилы». Была у меня песня певца за сценой, «Утешься, милая княжна», сегодня уже было три романса на стихи Пушкина», - Виктор Коротич, оперный певец Мариинского театра.
Учащиеся музыкальной школы исполнили произведения. Все присутствующие насладились замечательной музыкой, провели незабываемое время, наполнились культурными ценностями.
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
Мы также говорили о драме А. Пушкина «Моцарт и Сальери» и о том, как сам Пушкин соотносил себя с В. Ананьев - Добрый вечер, дорогие друзья, и вновь «Светлый вечер» в эфире радио «Вера», и вновь вас приветствует ведущая Алла Митрофанова… А. Митрофанова - И Александр Ананьев. Ананьев - И смотрите, когда нам что-то нравится невероятно, мы говорим об этом: «просто песня»: «Алла Сергеевна, ваши пельмени — просто песня».
Так вот, в отношении стихотворения Александра Сергеевича Пушкина можно сказать «просто песня», как в этом метафорическом смысле, так и в буквальном. Едва ли можно назвать поэта, стихи которого так часто бы превращались в песни и об этом мы сегодня хотим поговорить с нашим большим другом, кандидатом искусствоведения, лауреатом международных фортепианных конкурсов, автором уникальных музыкально-просветительских циклов, Юлией Казанцевой. Здравствуйте, Юлия. Казанцева - Добрый вечер.
Ананьев - Сначала мы с Аллой Сергеевной хотим задать вам вопрос общий, про любовь к музыке, смотрите, спросить сегодня любого: «Любите ли вы музыку? Но тут важно понять одну очень важную штуку: любить сегодня музыку и любить музыку в XIX веке — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Сегодня сел в машину, включил радио и сиди себе спокойно, люби музыку, а тогда, в XIX веке это же была целая культура: концерты, большие, камерные, они же были событиями и относились к ним совсем иначе. Вот в этом смысле Александр Сергеевич любил музыку или нет?
Насколько он был интегрирован вот в эту сферу культурной жизни великолепного Санкт-Петербурга? Казанцева - Мне кажется, он был полностью интегрирован, другое дело, что у него особенно и выбора не было, потому что для человека начала XIX века, если вам повезло родиться в дворянской семье, как Александр Сергеевич, то музыка сопровождала бы вас с утра до вечера и с вечера до утра. Другой вопрос, что это музыка разная, то есть у нее были разные назначения. Во-первых, сложно сказать, что во-первых, что во-вторых, но просто если перечислять: балы, это не вопрос, нравится тебе или не нравится, это обязательный пункт светской жизни — посещение балов.
Ананьев - Это как сегодня «Фейсбук деятельность организации запрещена в Российской Федерации »: если тебя нет на «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » — тебя нет в жизни, правильно? Казанцева - Абсолютно, да. Митрофанова - Ну, или какая-то другая социальная сеть, не все в «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » присутствуют, но какие-то другие социальные сети, они вполне себе да, тоже площадка для общения и взаимодействия. Ананьев - Поиск работы и увлечений, да, да.
Казанцева - Да, балы, ведь там тоже и карьеру делали, и я уже молчу о том, что и мужей себе находили, и балы были разные, были светские, были более провинциальные, и музыка в них звучала тоже разная, номер один — это балы. Номер два — это обязательное посещение оперного театра, если ты живешь в городе, и Пушкин всегда, когда и в Петербурге или в Одессе, он обязательно посещал оперу, он слушал все, что в то время ставили. Мне кажется, сложно найти человека, которому Россини бы не понравился. Значит, пункт два — это опера.
Три — это музыкальные салоны и тут тоже такая специфика жизни начала XIX века: не было еще больших концертных залов, а были музыкальные салоны с очень уютной атмосферой, где люди и общались, и музыку слушали, они в карты не играли, не танцевали, то есть это другой вид светской жизни, вот такой утонченной, духовной. И Пушкин был частым гостем во многих самых-самых престижных музыкальных салонах, мы о них еще поговорим сегодня, и самое главное — это домашнее музицирование, это то, что нам, наверное, сложнее всего представить, потому что, например, практически все знакомые барышни Пушкина, они все играли на фортепиано, а барышень знакомых у него же было великое множество, и вот они все услаждали его слух романсами, фортепианной музыкой, поэтому, как видите, музыки было в его жизни много. Митрофанова - Юлия, наверное, не все барышни одинаково виртуозно владели этим музыкальным инструментом, но прежде чем об этом поговорить, может быть, вы нам небольшой экскурс бы сделали, хочу вас об этом попросить, а фортепиано вообще когда и как входит в повседневную жизнь российского дворянства, как это случилось? Ананьев - Да, когда на смену балалайке пришло пианино?
Казанцева - Случилось, конечно, не в один день, то есть уже с середины XVIII века появляется у нас клавесин и клавикорды и возникает мода на домашнее музицирование, но в начале XIX века - это вот уже пышный расцвет, и в начале XIX века появляется уже именно фортепиано, которое выселяет на чердаки несчастные клавесины, и Пушкин скорее всего в детстве слышал еще клавесинную игру, а вот потом уже скорее всего это было исключительно фортепиано. Митрофанова - Так, хорошо, разобрались, значит, фортепиано появляется все-таки чуть позже и для Пушкина, который светский лев и завсегдатай музыкальных салонов, и часто ездит в гости к разным своим знакомым, он оказывается в ситуациях, когда слышит разного качества исполнение известной музыки, например, Моцарта. У нас сейчас, пожалуйста, что там в арсенале у человека, который закончил музыкальную школу, там обязательно будет Шопен, будет Чайковский, будет, наверное, может даже что-то из Баха… А. Ананьев - Ты переоцениваешь тех, кто закончил музыкальную школу, я закончил музыкальную школу и могу сыграть начало «Лунной сонаты», пожалуй, что все.
Митрофанова - Бетховена, да, но тут с чем мы сталкиваемся, пожалуйста: Чайковский - к тому моменту еще пока нет, Бах — наверное, уже нет, ведь это как раз тот период забвения Баха. Казанцева - Вы знаете, Бах - очень интересно, потому что Пушкину повезло в этом смысле, потому что Баха, скорее всего, он слышал в исполнении своего друга и большого чудака, он так сам себя называл - князя Владимира Федоровича Одоевского. Александр Сергеевич был частым гостем в салоне у Одоевского, у Одоевского литературно-музыкальный салон и сам князь играл гостям именно Баха, он просто мучил своих гостей фугами бесконечными, никто не хотел слушать, но он играл, потому что Одоевский был как раз таким энтузиастом, и написал вообще первый русскоязычный труд о Бахе — это небольшая новелла, которая называется «Себастьян Бах», там нет практически ни слова правды, это все выдумка, но так талантливо сделанная и главное, что читаешь и цепляет, хочется послушать эту музыку. То есть Одоевский сделал великое дело — он положил начало русскому баховедению, то есть скорее всего можно предположить, что Пушкин Баха слышал.
Конечно, Джона Фильда, вот сейчас, не знаю, насколько мы представляем Джона Фильда, но весь XIX век в России проходит под музыку Джона Фильда, даже Лев Николаевич Толстой в детстве описывает, что «маменька играет ноктюрны Джона Фильда» и Пушкин, конечно, слышал ноктюрны, это знаете, как — маст-хэв, обязательно барышня будет играть ноктюрны Фильда. Ананьев - Ну, пришла пора и нам уже отдаться на милость чарующих звуков музыки, а вот начать хочется с композитора, который питал особые чувства к пушкинским текстам. Представьте себе, почти четверть всех романсов и песен композитора написано на слова Пушкина и из четырех опер — три на пушкинские сюжеты, скажу больше: даже звали его так же, как Пушкина — Александр Сергеевич. Александр Сергеевич Даргомыжский, вот с него мы и начнем.
Они же были знакомы, скажите, пожалуйста? Казанцева - Я тут боюсь ошибиться, потому что теоретически могли, но нигде никаких упоминаний я не нашла, но действительно, Даргомыжский преклонялся перед Пушкиным, не случайно, как вы сказали, у него есть прекрасная опера «Русалка», опера «Каменный гость» и, конечно, прекрасные романсы. Митрофанова - А насколько я помню, «Русалку-то» саму Пушкин и не услышал, она появилась после того, как он погиб? Казанцева - Нет, не услышал, к сожалению, Пушкин вообще ни одной оперы не услышал на свои тексты, то есть и «Руслан и Людмила» Глинки появляется тоже после его смерти и две оперы Даргомыжского тоже после его смерти, я уж не говорю о Мусоргском.
Он при жизни слышал романсы, то есть при жизни Пушкина было написано около 80 романсов, это очень много, и он их слышал, конечно.
А неравнодушными оказались все, кто переступил в этот вечер порог Дворца. Особо остро зрители реагировали на «споры» о Пушкине. Подрастающему поколению была продемонстрирована жизнь высшего света девятнадцатого века, когда большой популярностью пользовались салоны. Здесь велись разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали.
Душой таких собраний был Пушкин. По свидетельству современников, еще долго после гибели поэта гости салонов Петербурга и Москвы делились воспоминаниями о нем, восхищались личностью и творчеством. В концертной программе, посвящённой памяти Александра Сергеевича, прозвучали гениальное пушкинское слово и музыка русских композиторов.
А вот - взаимодействие поэта и власти. Поэт показан несколько под другим углом зрения.
Как и «оболганные» цари предстают в другом свете, с более личностным и философским подтекстом. И они высоко ценят талант поэта! Представлены и стилизации мелодии разных культур народов мира грузинские, африканские, французские и другие. Превалирует любовная тематика. Лейтмотив спектакля - тема бессмертия и творчества Пушкина.
В строках Пушкина сквозит сама мелодия и проступает ритм. Его поэзия - сама музыка. Будут широко использованы современные технологии. Пушкинская тематика - потрясающий материал.
Свиридова, и музыка А. Шнитке из фильма «Как царь Петр арапа женил», а также сцены и номера из балета «Медный всадник» Р. Исполнит музыку Томский академический симфонический оркестр. За дирижерским пультом — Игорь Берендеев Москва. Последний предстанет в облике литературного персонажа. И вместе они прогуляются по «пушкинским» местам в Томске, познакомят зрителей с лицейскими друзьями Пушкина, бывавшими в нашем городе.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Весь XIX век в рус-ской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Наслаждайтесь и вдохновляйтесь великолепными шедеврами! Пушкина «Метель» Не пропустите, 27 мая 2024 года в 19:00 в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки мультимедийный проект — «Пушкин в музы-ке»!
Любовь» состоялся в комитете по культуре правительства Петербурга. Константин Сухенко отозвался об авторском и актерском коллективе как о слаженной и работоспособной команде. Вызывает интерес и большая литературная работа драматурга Олега Ернева, и ее аллюзии. Впечатляют сцены с предсказанием цыганки и выступление Дантеса. Творческая команда замахивается на большое дело. Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить. Долго и счастливо. В мюзикле сплетаются 12 тематических линий, из которых вырастает более 50 музыкальных номеров. Перед зрителем встает эпоха романтизма. Темы влюбленности и влечения, дружбы и братства, рока и судьбы...
Вспомнить только монументальную эпическую оперу Михаила Глинки «Руслан и Людмила», которая определила все последующее развитие национальной музыки. Трагедию царя изобразил Модест Мусоргский в народной музыкальной драме «Борис Годунов». О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. Кроме Пушкина из таких гениев я могу вспомнить Шекспира и Гете. Александр Сергеевич - один из самых музыкальных авторов. Почти все оперы по Пушкину стали великими и заняли особое место в истории русской музыки: взять, к примеру, «Руслана и Людмилу» Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Чайковского. Последняя из них, несмотря на внешнюю потерю пушкинского поэтического ритма и изменения в либретто в сравнении с литературным источником, стала самой любимой русской оперой. И если в народе спросить, какие оперы они знают и любят, то все, в первую очередь, вспомнят «Евгения Онегина». Действительно, почти каждый сможет пропеть знаменитые строчки, например, «Куда, куда вы удалились...
А почему не получается? Давайте попробуем понять. Сначала рассмотрим пару Ленский и Ольга. Ленскому почти восемнадцать, он вернулся из Гёттингена, это чудесный университетский город, там изучали немецкую классическую философию. Это было по-настоящему высокое образование. Атмосфера гофманианская в этих немецких университетских городах, таинственная, немецкий романтизм, появляется философия искусств, появляются тайные знаки немецкого леса. Совсем скоро Вебер напишет «Вольного стрелка» с его знаменитой сценой отливки пуль в Волчьей долине. Первая романтическая опера. Не за горами и Вагнер. Вот оттуда Ленский. И в кого же он влюблен? В Ольгу. И он поет ей одно из самых великих ариозо в истории мировой музыки. На мой взгляд, вся Россия, вся русская культура и один из ее величайших символов — вот это ариозо Ленского. Юный поэт. Уже из Гёттингена. А Ольге всего пятнадцать. Теперь вспомним, как в те времена мужчина обращался к женщине. На «вы». Я люблю вас? Почему не «тебя», они же с детства знакомы? А потому что в России обращение на «ты» мужа и жены означало интимный контакт. Дворяне называли в обществе друг друга на «вы». Как вы чувствуете себя? Позвольте вас пригласить на танец. А теперь представьте себе, когда они сидят в дворянском собрании и жена попросит мужа наклониться к ее уху и говорит: «Ты знаешь, я хочу домой. У меня немножко болит голова». И он улавливал не боль в голове, а то, что она ужасно соскучилась по нему и хочет остаться с ним вдвоем. Его от этого «ты» трясло. А теперь представьте себе: Ленский по всем законам поет: «Я люблю вас, Ольга». А вот потом начинается форменное безобразие. Он забывает все правила приличия, у него прорывается абсолютно недопустимое кодексом дворянской чести: «Ты одна в моих мечтаньях, ты одно мое желание, ты мне радость и страданье». И чтобы это подчеркнуть, Чайковский нарушает законы трехчастной формы. Ленский так любит, что он практически весь во власти страсти, он не может сдержаться Расскажу одну историю, чтобы стало понятно, почему для меня это ариозо — символ старой России, символ русской культуры, русской интеллигенции, русского духа. Двенадцатилетняя гимназистка просит дядюшку показать, что у него под крышкой медальона. Дядюшка открывает крышку: там четыре ноты: соль-диез, си, фа-диез, ми так начинается ариозо Ленского. Вот это образование, вот это культура! В 1892 году «Евгений Онегин» был поставлен в Гамбургском оперном театре под руководством Густава Малера. Чайковский слышал эту постановку и очень высоко оценил дирижерское искусство Малера. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» в Венской опере. Однажды я провел уникальный эксперимент. Как любит Ленский?
ПУШКИН В МУЗЫКЕ
Ощутить изысканную атмосферу музыкальных салонов Пушкинского времени гости Русского дома смогли на состоявшейся 2-ого ноября лекции-концерте «Музыка Пушкинского времени». Сегодня, 24 мая в Саратовской филармонии состоялся концерт-открытие I Межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке», который посетили студенты 11 группы. Новости. Пушкин и музыка. Новости. Пушкин и музыка.
Предварительный просмотр:
- Пушкин и музыка. Гармония звука и слова
- Версия для слабовидящих
- Концерт «Пушкин в музыке: известный и неизвестный». Российская национальная библиотека
- WorldPodium в соц. сетях:
- Пушкин в музыке - YouTube
- Ведущие фестиваля
В Саратове открылся «Пушкин в музыке»
Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс к повести А. Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки. Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке.
Романсы на стихи А. Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников. Борис Владимирович Асафьев композитор, музыковед писал: «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину. Нет ни одной области творчества, где так или иначе сказалось бы воздействие пушкинской мысли, его образов — от непосредственнейших соединений слов с подписанной под ними мелодией, до сложных сочетаний стихов Пушкина с музыкой, тонко продуманной в лучших романсах русских композиторов. В них союз слова и музыкальных тонов составляет неразрывное единство, неразрывную связь образов поэтических с фантазией музыкантов».
Пушкинская поэзия нашла отклик и в авторской песне...
В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина. Либретто, написанное В. Вельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы — высмеивание самодержавия. Мир красоты, утончённости, мечтательности олицетворяет прекрасная Шамаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, низменному царству Додона.
Ария Шамаханской царицы является одним из выдающихся созданий Римского-Корсакова. Удивительное сочетание простоты, изысканности и изящной напевности, присущее этой арии, рисует нам пленительный образ молодой красавицы. Значительный вклад Римский-Корсаков внёс в развитие русской вокальной лирики. Им написано немало романсов на стихи Пушкина, среди которых есть подлинные шедевры. Например, романс «Редеет облаков летучая гряда» — для его исполнения требуется идеальное владение голосом и большое пианистическое мастерство.
Пушкин и Рахманинов С. Рахманинов создал 4 романса и 2 оперы по произведениям А. Часть этих произведений написана на Тамбовщине, в селе Ивановка, где композитор с 1890 по 1917 гг. Дипломной работой С. Рахманинова при окончании консерватории в 1892 г.
В основу её сюжета положена поэма Пушкина «Цыгане». Первым романсом на стихи Пушкина, созданным Рахманиновым, был «Не пой, красавица, при мне», над которым композитор работал летом 1893 г. В 1904 г. Рахманинов завершил небольшую оперу «Скупой рыцарь» по одноименной трагедии Пушкина. Следующее обращение к творчеству великого поэта состоялось в июне 1912 г.
Стоит отметить ещё два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Пушкина: оперы «Борис Годунов» и «Полтава». Для «Бориса Годунова» были сочинены ариозо царя Бориса и монолог летописца Пимена, работа над «Полтавой» остановилась на нескольких черновых эскизах. Пушкин и Прокофьев Творчество Пушкина сопровождало Прокофьева на протяжении всей жизни. Это были разные формы обращения к пушкинскому наследию, хотя произведений, вдохновлённых Пушкиным, у композитора совсем немного. Первым музыкальным обращением к Пушкину можно считать оперу «Пир во время чумы», написанную Прокофьевым-подростком в 1903 году.
В 1936 году Прокофьев почти одновременно получает три «пушкинских» заказа. Кржижановского , также пригласил к сотрудничеству Прокофьева. Ещё одно предложение поступило от кинорежиссёра Михаила Ромма: он начинал работу над экранизацией «Пиковой дамы». К сожалению, все три проекта не были реализованы. Фильм по «Пиковой даме» на экраны не вышел, спектакль «Евгений Онегин» хотя и состоялся, но музыка к нему так и не была опубликована.
В начале 1960-х годов дирижер Геннадий Рождественский составил сюиту «Пушкиниана», где использовал музыку Сергея Прокофьева, созданную композитором в 1936-37 годах к этим несостоявшимся проектам. К столетию смерти Пушкина Прокофьев также сочинил Три романса на слова великого поэта 1936 — «Сосны», «Румяной зарёю покрылся восток» и «В твою светлицу». Они очень различны по настроению: «Сосны» — элегическое размышление, «Румяной зарею» — изящная пастораль, «В твою светлицу» — любовное ариозо с лёгким оттенком печали. Многое в этой музыке казалось непривычным для Прокофьева: Н. Мясковский, прослушав романсы, отметил их чувствительность.
Пушкин и Свиридов У Г.
Подлинное душевное благородство лирического героя не может не восхитить нас. Ничто не омрачает счастья любимой, даже сознание того, что кто-то любит её безответно.
И вновь произносишь вслед за поэтом строки: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Стихотворение « Я вас любил…» считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так.
Строки его стихотворений привлекают своей неподкупной искренностью, мудрой простотой. Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». В нем Глинка выразил свои глубокие чувства к Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание великолепного стихотворения.
С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии — по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания.
Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озаренности — под впечатлением «чудного мгновенья». Первая же тема фортепианного вступления представляет собой как бы обобщенный образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощенную мечту его — «гений чистой красоты».
При упоминании о «томленьях грусти безнадежной» легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворенности. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим — «Шли годы.
Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным — «В глуши, во мраке заточенья…». Музыка теряет мягкую округленность, спокойную размеренность ритма и становится более напряженной. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поет голос, то горестное оцепенение чувств.
Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование «Душе настало пробужденье! Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя ее наполненность становится иной — трепетной, восторженно-счастливой. Впечатление усиливает и фортепианная партия — взволнованная, подвижная.
В этом романсе наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников — Пушкина и Глинки: типичная для обоих целостность, гармоничность восприятия, светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую ценность ее. Романс на стихи Пушкина « Я вас любил» это романс- раздумье. В нем нет элементов картинной описательности — элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь.
Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности,- паузы разрывают широкие закругленные фразы на отдельные выразительные реплики. Это приближает музыку к разговорной речи и придает ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений. Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами.
В них - своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность. Отныне пушкинская поэзия питает музыку Даргомыжского на протяжении всей его творческой жизни. И не удивительно, что лучшие его романсы и оперы написаны на стихи гениального русского поэта.
Пушкин [9] Опера — жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа оперы — либретто. Воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
В опере объединяются в едином театральном действии драматургия, музыка, изобразительное искусство декорации, костюмы , хореография балет. Пушкина, Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы.
Я попытался решить ее в опере». Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.
В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи «смутного времени». В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание; идея несовместимости интересов народа и царского самодержавия была особенно подчеркнута композитором. Ибо монарх, даже наделенный умом и душой, - именно таким представляют Бориса Годунова и поэт и композитор, - не может, да и не хочет даровать свободу и счастье и уничтожить пропасть между ним и правящими классами.
Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы Вов второй половине XIX века. Пушкин, а вслед за ним и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она нужна обоим художникам, чтобы доказать в образной форме преступность самодержавной власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.
Эту же мысль подтверждают и все действия Самозванца. Вступив в сговор с врагами своей родины, и став на прямой путь предательства и политических авантюр, он устремлен к единственной цели — к самодержавной власти. Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии — некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое-что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам.
Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причем отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым.
Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы, причём очень близко к самой трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина. Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела.
Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его.
Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина. В одном из своих писем композитор признавался: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Таким образом, основой музыкального действия стал речитативный диалог. Речитатив Даргомыжского — это плод многолетних наблюдений над особенностями речевой интонации и упорного труда его по переплавке этой интонации в музыку.
Опера была столь непривычной, столь смелой, — ведь в ней нет ни арий, ни вокальных «вставок», ни звучных эффектных ансамблей и финалов, — что публика недоумевала, но успех всё-таки был. В своей работе Мусоргский опирался на «Историю государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, конечно же, на поэму Пушкина. Композитор удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, представители которого выведены в главные действующие лица. Судьба оперы «Борис Годунов» — это судьба новаторского произведения искусства — и прославляемого, и гонимого. Её значение было сразу же понято близкому окружению Мусоргского.
Другие, напротив, из конформистских соображений, сделали всё, чтобы провалить её после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а, в особенности, в 1908 году в Париже, когда Арию царя Бориса в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин, хотя эта редакция и вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса». Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и по-новому оркестровал партитуру, в которой и сам Мусоргский хотел кое-что переделать. Пушкин и Чайковский Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» — одна из самых популярных опер мира.
Композитор глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью, пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А. За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв в ней отношения Онегина, Татьяны, Ленского. Чайковский был подлинным новатором. Он, по сути, явился создателем новой отрасли русского театра — лирико-психологической музыкальной драмы.
Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог». Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров.
Глинка и Пушкин
«Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях. Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском. Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. Купить Предложить статью Музыкальная академия Издается с 1933 года.