К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. По мнению депутата, это ускорит реализацию мусорной реформы — переход к раздельному сбору отходов, уменьшит переполненные свалки. В последнее время в федеральных и региональных СМИ как-то слишком много пошло материалов, демонстрирующих неутешительные результаты мусорной реформы в России.
Владимир Путин пообещал новую реформу "мусорного налога"
Проблема здесь только в одном: частный бизнес заинтересован в максимизации прибыли. То есть всеми правдами и неправдами будут экономить. Так стоило ли привлекать его к решению такой чувствительной для граждан проблемы, как сжигание мусора? Не проще ли было создать государственный стандарт утилизации отходов и госструктурам же поручить его реализовать. А при нехватке бюджетных средств выпустить акции или облигации под госгарантии такой механизм, кстати, заложен в уставе РЭО. Возможно, к этому варианту «мусорная вертикаль» ещё придёт. Как уже пришёл «Автодор», который более 10 лет привлекал к строительству дорог частных инвесторов, а теперь заговорил о выпуске «народных облигаций» для строительства трассы «Москва — Казань». Справка В России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн отходов данные Минприроды. Почти всё сейчас без сортировки отправляется на полигоны для захоронения. Сейчас в регионах для этого строится 109 объектов, общая их мощность — 11 млн тонн данные РЭО.
Вложения частных инвесторов в отрасль в прошлом году составили 27 млрд рублей. Государственное финансирование по федеральному проекту «Комплексная система обращения с ТКО»: в 2019 году — 16 млрд рублей, в 2020 году — 32,5 млрд рублей, всего с 2019 по 2024 год — 296,2 млрд рублей.
Он объединит в себе действующие федеральные проекты «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» ТКО и «Экономика замкнутого цикла». Его подготовкой займется «Российский экологический оператор» РЭО , сообщил гендиректор организации Денис Буцаев в ходе отчета о деятельности компании по реализации мусорной реформы за пять лет. Новый проект будет направлен, в частности, на создание инфраструктуры утилизации отходов, переработку вторичных материальных ресурсов ВМР и производство продукции с использованием вторичного сырья, стимулирование использования ВМР в отраслях экономики, пояснил Буцаев.
По согласованию с Минэкономразвития и Минфином предварительно предусматривается финансирование из федерального бюджета в объеме 128,3 млрд руб. Он считает, что этого объема средств недостаточно для достижения целей федерального проекта и дополнительно необходимо еще минимум 90 млрд руб. Проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» стартовал в 2019 г. На его реализацию было направлено 93,6 млрд руб. Согласно паспорту проекта, он направлен на формирование комплексной системы обращения ТКО, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии.
Наши предприниматели должны понять, куда им встраиваться, - подчеркнула Нина Абаринова. Министр природных ресурсов Иркутской области Светлана Трофимова подчеркнула, что ситуация была сложной изначально: прежде чем приступать к решению главной задачи реформы — утилизации ТКО и кратному снижению объема захораниваемых отходов, требовалось хотя бы полностью удовлетворить потребность населения в мусорных контейнерах. К сожалению, когда началась мусорная реформа у нас в стране, и соответственно, в Иркутской области, не было достаточного количества объектов инфраструктуры. И в первую очередь, с чего правительство начало — это создание контейнерных площадок, приобретение контейнеров для муниципальных образований. С 2019 года эта работа в области идет, порядка 18 тысяч контейнеров было закуплено, более 7 тысяч контейнерных площадок было создано. Из областного бюджета на это было выделено более полумиллиарда рублей. Работа продолжается. Финансированием мы обеспечены вплоть до 2025 года. И себе ставим задачу — до начала 2026 года закрыть вопрос хотя бы по контейнерным площадкам», - подчеркнула глава министерства.
Второе направление работы в регионе в рамах мусорной реформы — это создание объектов. И полезные фракции, на которых могли бы заработать предприниматели, захоранивались полностью и не глядя», - рассказала Светлана Трофимова. Между тем к 2030 году необходимо обеспечить 100-процентную обработку всех отходов, поступающих на полигоны, и сократить в два раза захоронение ТКО. И у нас есть утилизация — путём компостирования, и результатом в виде получения биогрунта», - отметила министр.
По ее словам, за три года создано более 210 объектов общей мощностью 19 млн т в год для сортировки и 5 млн т в год для утилизации. Услуги по обращению с коммунальными отходами оказывают профессиональные участники — 182 региональных оператора.
По его словам, в 2018 году в России было образовано 66 млн т отходов, в 2021-м — 52 млн т. В итоге большая часть мусора по-прежнему в лучшем случае прессуется и отправляется на полигоны». Поэтому пригодным вторсырьем остаются в основном пластик и металлы, бумага и картон приходят в негодность во время сбора или доставки, загрязняясь или, как стекло, разрушаясь», — продолжает эксперт. Чиновники на ходу меняют правила игры для участников рынка. Правительство хочет переложить обязанность утилизации упаковки с тех, кто занимается этим сейчас — производителей конечной продукции, на производителей самой упаковки. Мы же теперь пойдем по пути Швеции, где также за свою упаковку платят экосбор или сами ее утилизируют те, кто ее произвел, — поясняет эксперт.
В ходе дискуссии в Госдуме депутат Михаил Матвеев обратил внимание, что сейчас плата за мусор рассчитывается исходя из квадратных метров жилья, то есть является вторым налогом на недвижимость.
«Стало только хуже»: Матвиенко оценила ход мусорной реформы
Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. В России 23 региона провалили мусорную реформу и не могут достичь плановых показателей федерального проекта, сообщил на своем сайте Российский экологический оператор (РЭО). Реформа по созданию устойчивой системы обращения с ТКО недостаточно эффективна, в этой сфере есть большое количество нерешенных вопросов, сообщил глава комитета Александр Двойных. Главной задачей "мусорной реформы", реализуемой в рамках национального проекта "Экология", является перенос финансовой нагрузки по утилизации мусора с граждан на производителей, заявил президент, отвечая на вопрос о том, почему тормозит мусорная. К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. Новости по тегу: Мусорная Реформа.
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа? Модель вывоза и размещения мусорных отходов переработана полностью. На смену ЖКХ придут лицензированные региональные операторы. Сбор платы теперь будет производиться централизованно на счет компании. Тарифы устанавливаются региональными властями. В идеале компания-оператор должна взять на себя обязательства по контролю за полным циклом обращения ТКО. То есть обеспечить вывоз мусора плюс его захоронение или вторичную переработку. Меняется схема работ с бытовыми отходами. Их вывоз теперь считается отдельной услугой. В платежках эта строка называется «Обращение с ТКО».
Оплата за услугу теперь начисляется по новым правилам. Закрываются полигоны с ТБО, не отвечающие требованиям и не внесенные в реестр. Все места складирования мусора должны быть приведены в соответствие с требованиями экологической безопасности и зарегистрированы. Цель мусорной реформы Законодатель с помощью реформирования мусорной отрасли пытается упорядочить систему работы с отходами. Сегодня вокруг населенных пунктов разрастаются свалки как официальные, так и несанкционированные. Лицензирование услуг по утилизации мусора должно решить проблему. Итогом реформы является наведение порядка в отрасли, пропаганда цивилизованного подхода при обращении с ТКО. Планируется открывать мусороперерабатывающие заводы, сокращать число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора. Где мусорная реформа началась, а где отложена?
Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом. На 3 года откладывают начало в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За этот срок вышеназванные города должны разработать порядок обращения с отходами. В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр. При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране.
Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор. Этапы мусорной реформы Внедрение норм закона проходит в несколько этапов: Разработка местных схем обработки мусора. Проведение конкурса на компанию-оператора в регионе.
От Москвы и Московской области по этому вопросу уже подготовлены законодательные предложения, сообщил он.
С тем, что эти проблемы требуют законодательного решения, согласилась и Матвиенко. Она поддержала предложение комитета начать системную работу на основе проведенного анализа и подготовить изменения в законодательство. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой», — подытожила спикер палаты.
Матвиенко рассказала, что сенаторы глубоко изучили вопрос, «докопались до самого дна». Но этих операторов выбирали вы, регионы, подписывали соглашения с ними. А некоторые операторы — это конторы из категории «рога и копыта», у которых нет ни мусоровозов, ни контейнеров, ничего нет», — заявила спикер.
В городе Иркутске функционировало 192 пункта приёма вторсырья и разных видов отходов. Конечно, понять, куда идут органы государственной власти в этом направлении — в организации сортировки, переработки ТКО. Или мы все же будем сортировать сами эти отходы? Мы должны определиться с основными направлениями этой работы.
Наши предприниматели должны понять, куда им встраиваться, - подчеркнула Нина Абаринова. Министр природных ресурсов Иркутской области Светлана Трофимова подчеркнула, что ситуация была сложной изначально: прежде чем приступать к решению главной задачи реформы — утилизации ТКО и кратному снижению объема захораниваемых отходов, требовалось хотя бы полностью удовлетворить потребность населения в мусорных контейнерах. К сожалению, когда началась мусорная реформа у нас в стране, и соответственно, в Иркутской области, не было достаточного количества объектов инфраструктуры. И в первую очередь, с чего правительство начало — это создание контейнерных площадок, приобретение контейнеров для муниципальных образований. С 2019 года эта работа в области идет, порядка 18 тысяч контейнеров было закуплено, более 7 тысяч контейнерных площадок было создано. Из областного бюджета на это было выделено более полумиллиарда рублей. Работа продолжается. Финансированием мы обеспечены вплоть до 2025 года. И себе ставим задачу — до начала 2026 года закрыть вопрос хотя бы по контейнерным площадкам», - подчеркнула глава министерства.
Мусорная реформа в России — что это такое, когда началась
Член Комитета Госсовета Республики Татарстан по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Николай Атласов провал «мусорной реформы» связывает с концептуальной ошибкой. По его мнению, инициаторы мусорной реформы в России за основу взяли финскую модель. Но там региональный оператор подчинен муниципалитетам и его деятельность не носит коммерческого характера. То, что финский региональный оператор не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников рынка. Только при таком подходе можно создать эффективную систему обращения с отходами, для которой главным критерием становится показатель переработки отходов», — рассказал «Парламентской газете» депутат.
Но, простите, сколько не заворачивай дерьмо в блестящую обертку, дерьмом оно от этого быть не перестает. Во вторник на сессии областного Собрания в ходе парламентского часа обсуждали реализацию мусорной реформы в Псковской области. На моей памяти, в пятый или шестой раз, но, думаю, что больше.
Ну вот потому, что реализация, мягко говоря, хромает на обе ноги. А в современном мире, как известно, если ты топчешься на месте, значит, ты откатываешься назад. Итог парламентской сессии предельно красноречив — с подачи председателя Александра Котова, при молчаливом непротивлении главы комитета по ЖКХ Псковской области Сергея Грахова, правительству предложено подумать о досрочном расторжении договора с региональным оператором. Это, вероятно, еще не черная метка, но вполне себе последнее китайское предупреждение. Если ситуация кардинально не улучшится, «Экопрому», вероятно, укажут на дверь. Все это так. Вот только я бы не питал иллюзии — нет никаких причин рассчитывать на изменение ситуации.
И дело тут далеко не в «Экопроме». Давайте разберемся в том, с чем мы столкнулись. Прежде всего, не надо сходу навешивать ярлыки и назначать крайних. Поиск крайнего — всегда тупиковый и бессмысленный путь. Ну, хорошо, псковичам никогда не нравился регоператор. Но даже беглое изучение хода мусорной реформы в стране даст вам понимание, что «Экопром» работает не хуже и не лучше других. Я бы сказал, Псковская область где-то в золотой середине.
Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но проблемы, в общем, у всех схожие. О чем это говорит? Это, дамы и господа, говорит о том, что дело не в региональном операторе, а в системной неготовности страны к мусорной реформе. Смотрите также 23. Идея была не нова, не являлась российским изобретением и потому была прекрасна — перестать засирать нашу необъятную Родину, научить людей грамотному и культурному обращению с коммунальными отходами. Заодно и экологическую ситуацию понемногу улучшать, чтобы страна со временем не превратилась в одну большую несанкционированную свалку. Где-то там, в рамках реализации, должен был появиться эко-ориентированный бизнес.
Повторюсь, ничего нового, потому что все это давно было реализовано в западном мире, который мы можем, конечно, ненавидеть всеми фибрами души, но нужно признать, с мусором они обращаются культурно и экологично. В теории было красиво, на практике не получилось. От слова совсем. Давайте вещи своими именами называть. Потому что можно почитать нормативные документы, где русским по белому прописано, что мы, простые обыватели, должны были уже сегодня иметь неиллюзорно. Во-первых, раздельный сбор мусора. Что у нас с этим?
Потому что недостаточно поставить на помойку контейнер другого цвета и рассчитывать, что широкие народные массы сами сообразят, в какой ящик что выкидывать. Во-вторых, к единому пониманию утилизации отходов так и не пришли. Много думали о мусоросжигательных заводах, но в конечном счете идею отвергли. Думаю, что зря, стратегическая ошибка.
Ее чиновники высокопарно называют «реформой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», и, каюсь, из оптимистических побуждений, я тоже не раз ее так называл. Но, простите, сколько не заворачивай дерьмо в блестящую обертку, дерьмом оно от этого быть не перестает. Во вторник на сессии областного Собрания в ходе парламентского часа обсуждали реализацию мусорной реформы в Псковской области. На моей памяти, в пятый или шестой раз, но, думаю, что больше.
Ну вот потому, что реализация, мягко говоря, хромает на обе ноги. А в современном мире, как известно, если ты топчешься на месте, значит, ты откатываешься назад. Итог парламентской сессии предельно красноречив — с подачи председателя Александра Котова, при молчаливом непротивлении главы комитета по ЖКХ Псковской области Сергея Грахова, правительству предложено подумать о досрочном расторжении договора с региональным оператором. Это, вероятно, еще не черная метка, но вполне себе последнее китайское предупреждение. Если ситуация кардинально не улучшится, «Экопрому», вероятно, укажут на дверь. Все это так. Вот только я бы не питал иллюзии — нет никаких причин рассчитывать на изменение ситуации. И дело тут далеко не в «Экопроме».
Давайте разберемся в том, с чем мы столкнулись. Прежде всего, не надо сходу навешивать ярлыки и назначать крайних. Поиск крайнего — всегда тупиковый и бессмысленный путь. Ну, хорошо, псковичам никогда не нравился регоператор. Но даже беглое изучение хода мусорной реформы в стране даст вам понимание, что «Экопром» работает не хуже и не лучше других. Я бы сказал, Псковская область где-то в золотой середине. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но проблемы, в общем, у всех схожие. О чем это говорит?
Это, дамы и господа, говорит о том, что дело не в региональном операторе, а в системной неготовности страны к мусорной реформе. Смотрите также 23. Идея была не нова, не являлась российским изобретением и потому была прекрасна — перестать засирать нашу необъятную Родину, научить людей грамотному и культурному обращению с коммунальными отходами. Заодно и экологическую ситуацию понемногу улучшать, чтобы страна со временем не превратилась в одну большую несанкционированную свалку. Где-то там, в рамках реализации, должен был появиться эко-ориентированный бизнес. Повторюсь, ничего нового, потому что все это давно было реализовано в западном мире, который мы можем, конечно, ненавидеть всеми фибрами души, но нужно признать, с мусором они обращаются культурно и экологично. В теории было красиво, на практике не получилось. От слова совсем.
Давайте вещи своими именами называть. Потому что можно почитать нормативные документы, где русским по белому прописано, что мы, простые обыватели, должны были уже сегодня иметь неиллюзорно. Во-первых, раздельный сбор мусора. Что у нас с этим? Потому что недостаточно поставить на помойку контейнер другого цвета и рассчитывать, что широкие народные массы сами сообразят, в какой ящик что выкидывать. Во-вторых, к единому пониманию утилизации отходов так и не пришли. Много думали о мусоросжигательных заводах, но в конечном счете идею отвергли.
Уже сейчас разрабатываются системные решения. После послания президента на модернизацию ЖКХ выделено 4,5 триллиона рублей и поставлен большой спектр задач, в который входят и вывоз мусора, и его переработка. Начать с себя или обращаться в прокуратуру? Депутат считает, что в первую очередь нужно улучшить работу на местах, региональные власти должны оперативно реагировать на недобросовестную работу операторов вывоза мусора. Однако вместе с тем он подчеркивает, что винить в проблеме только местных чиновников нельзя. И, конечно, есть большие недочеты в работе компаний-операторов. А если декомпозировать всю проблематику, то начинать надо вообще с культуры граждан, поведения и воспитания — куда складывать, как собирать, раздельно, не раздельно, не кидать пакеты на обочинах, не вываливать кучу возле переполненного контейнера… Надо в первую очередь начинать с себя.
«Мусорная реформа» уперлась в фамилию, которую запомнил Путин
Реформа по созданию устойчивой системы обращения с ТКО недостаточно эффективна, в этой сфере есть большое количество нерешенных вопросов, сообщил глава комитета Александр Двойных. Среди выводов ревизии — необходимость навести порядок на всех контейнерных площадках страны и закрепление обязанности по вывозу всех отходов за региональным оператором. Также есть проблемы со специализированной техникой — недостаточно мусоровозов. Существует и серьезная нехватка инфраструктуры для переработки ТКО.
В компании объяснили это тем, что в регионе уже нет места для полигонов и это действительно так. В феврале 2018 года власти Сочи пообещали к концу 2021-го построить завод по переработке мусора, но к этому времени он так и не появился. Осенью 2021-го губернатор Кондратьев продвинул эту инициативу и обговорил ее с гендиректором Ростеха , и уже в ноябре 2021 года стало известно, что президент Владимир Путин одобрил строительство двух таких заводов на Кубани. В ответе на наш запрос власти сообщили, что сроки возведения отодвинулись и теперь запланированы на 2027—2030 годы. Место, где будут находиться два объекта, пока не выбрали, оно прорабатывается.
Разделение отходов А вот еще одно обещание. В феврале 2020 года губернатор края сказал , что с 1 июля 2022 года в регионе введут систему разделения мусора по четырем направлениям: пищевые отходы, стекло, пластик и бумага. Он заявлял, что все районы края оборудуют специальными контейнерами для каждого вида отходов. Наблюдаете ли вы такие контейнеры повсеместно? Вот и мы — нет, поэтому этот вопрос также прозвучал в запросе. Минтэк ответил, что власти сдвинули этапы перехода на раздельный сбор и что теперь систему разделения ТКО на четыре фракции хотят ввести только с 2024 года. Причина — в самих муниципалитетах. Они, как сообщили в краевой администрации, не готовы так быстро перейти на раздельный сбор, потому что у них нет необходимого финансирования для обустройства контейнерных площадок.
Да и самого места нет, указывают власти, «в условиях плотной застройки». Еще одна причина, по сообщению властей, кроется в «нежелании органов местного самоуправления» организовывать «контейнерные площадки в населенных пунктах с низкой плотностью — в связи с незначительностью местных бюджетов». Создание закона о преференциях для людей, живущих около полигонов ТКО Да-да, был и такой план. В мае 2021 года губернатор поручил подготовить краевой закон о преимуществах для жителей около полигонов, чтобы компенсировать им экологические неудобства. Предусматривалось, что люди, живущие в километре от границы полигонов, будут оплачивать только половину стоимости услуг по обращению с ТКО.
Буквально вчера у меня был прием граждан, и практически каждый прием так или иначе связан с этим вопросом. Но в первую очередь, конечно, все полномочия по нему отданы регионам, поэтому очень многое зависит от качества работы ответственных лиц региональных властей.
Естественно, и от оператора, — объяснил Алексеенко. Уже сейчас разрабатываются системные решения. После послания президента на модернизацию ЖКХ выделено 4,5 триллиона рублей и поставлен большой спектр задач, в который входят и вывоз мусора, и его переработка.
И мне кажется, что надо водить экскурсии по свалкам, чтобы люди увидели, что там происходит. Потому что даже пять копеек вашего вклада — больше, чем ноль. Опрокиньте пакет в бак, если вы дома уже отсортировали мусор.
А сам пакет бросьте следом. Под них подпадут около 400 добывающих предприятий по всей стране, которые в таком внимании нуждаются. На остальные проверки мораторий сохраняется — как нам кажется, оправданно. Вместе с тем Росприроднадзор планирует много профилактических визитов в угольные, нефтяные, золотодобывающие компании. Среди них «Татнефть», «Газпром нефть», «Газпром», частично «Норникель». Как это повлияет на сумму в коммунальных счетах — Решилась ли проблема с нехваткой инспекторов Росприроднадзора и повышением их зарплат?
Для нас это неплохой показатель. Зарплаты не изменились — средняя составляет около 34 тыс. Надеюсь, что работа у нас станет престижнее. Все ли они поступят в бюджет? Суд поддержал службу и вынес решения о взыскании порядка 9 млрд рублей. Из них 1,2 млрд — это плата с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду.
И более 7,8 млрд — непосредственно за ущерб, нанесенный экологии. Что касается поступления взысканных сумм в казну, то это зависит от самих нарушителей. Кто-то платит сразу, за некоторыми вынуждены бегать долго. Они, в частности, отражают то, как компания реализует экологическую миссию? Упал ли интерес российского бизнеса к ESG после ухода зарубежных инвесторов в 2022 году? Решение Верховного суда касается участков, на которых нет капитальных строений — Честно говоря, мы не видим подтверждения этих рейтингов.
На самом деле те, кто занимался экологией и ответственным природопользованием, тот так и продолжает это делать. Кто вкладывал деньги в свою модернизацию, тот и не остановился.
Новые правила определения тарифов на вывоз мусора: измерять количество отходов будут иначе
Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г. (одновременно с этим был учрежден РЭО): тогда в силу вступили поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые дали старт мусорной реформе. Сенаторы готовятся раскритиковать ход мусорной реформы На претензии к своим методикам в Российском экологическом операторе ответили, что те прошли все необходимые экспертизы. Во время обсуждения разобрали и проблему появления мусора в тех местах, где профильные предприятия регулярно осуществляют вывоз.
Мусорная реформа: точка возврата
Мусорная реформа в Краснодарском крае - 31 октября 2022 - 93.ру | Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. |
24.11.2023. «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?» | В пятницу, 19 апреля начали работу крупнейший в России завод по рециклингу полимеров ЭкоЛайн-ВторПласт и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы ЭкоПласт. |
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить? | С 01 января 2019 года в России заработала «мусорная» реформа, регулирующая процессы сбора, хранения, переработки и утилизации ТКО. |
«Сейчас на переработку идет лишь 7% отходов» | Статьи | Известия | С 2019 года в России идет мусорная реформа, среди ее задач — переход к системе сортировки и переработки мусора. |
Мусорная реформа в п. Центральном: много обещаний и мусора
Результаты мусорной реформы в России не были достигнуты в полном объеме, заявил в интервью РИА Новости глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Александр Двойных. Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г. (одновременно с этим был учрежден РЭО): тогда в силу вступили поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые дали старт мусорной реформе. Минприроды РФ отчитался о промежуточных итогах мусорной реформы, начатой в 2019 году. С 1 января 2019 года в России стартовала мусорная реформа, и с тех пор только региональные операторы имеют право работать с ТКО (твердыми коммунальными отходами). Лента материалов с меткой 'Мусорная реформа в РФ (в регионах).
Совет Федерации РФ. Мусорную реформу в России решили продолжить
Задумка в целом выглядит неплохой, однако специалисты указывают на ряд негативных моментов её воплощения. Во-первых, процесс следовало начинать намного раньше, и идёт он слишком медленно. Особенно страдает последнее звено этой цепочки — собственно сама переработка мусора для последующего использования. Большинство подобных предприятий находятся в стадии проектирования или в начальной фазе строительства. А пока нет мощностей для переработки, особого смысла в раздельном сборе также нет. Кандидат юридических наук Екатерина Анисимова указала на плохое информационное обеспечение реформы, как на одну из основных проблем в данной сфере. По её мнению, уровень экологической грамотности населения невысок, что порождает нерациональное потребление и халатное отношение к охране природы. А без активного участия граждан достичь успеха в преодолении «мусорного кризиса» вряд ли возможно. Эколог Борис Самойлов в разговоре с изданием «Московские ведомости» подчеркнул, что при реформировании сферы обращения с ТБО необходим комплексный подход.
Пока такой отрасли у нас нет, как в полной мере нет и нигде в мире, — констатирует Самойлов. Этот механизм уже давным-давно существует и хорошо отработан. Пока в человеческом обществе мы не построим такую же систему, мы будем и дальше захлёбываться в мусоре, который некуда девать». По словам эксперта, значительных успехов в деле переработки отходов достигли в Китае и некоторых европейских странах, и нам есть, чему у них поучиться. В России процесс также не стоит на месте, но, как отметил Борис Самойлов, всё, что сегодня делается в нашей стране, можно отнести к полумерам. Но у нас этого не делается. Надо понимать, что просто рассортировать отходы, собрать их раздельно недостаточно, нужна развитая отрасль по их переработке.
Матвиенко поручила руководителям региональных парламентов потребовать от счетных палат регионов проведения проверок расходования средств, выплаченных гражданами за вывоз и утилизацию отходов в 2023 году. По ее словам, всего по стране за прошлый год было собрано почти 280 млрд рублей. Ранее спикер Совфеда заявляла , что качественного сдвига с переработкой и утилизацией отходов не произошло на фоне того, что региональные операторы заняты просто освоением денег. Она указала на то, что этой темой необходимо заняться серьезно и внести необходимые изменения в законодательство.
Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», — говорит эксперт. По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание. Ошибки надо исправлять Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы , считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО пока нет. Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ. Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», — заметил Волабуев. Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно. По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала. Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», — считает Жуков. И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты. Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей РОП. Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.
При этом нет действенного и безболезненного для региона механизма расторжения соглашения с недобросовестным региональным оператором, такую процедуру нужно усовершенствовать. Успешность реформы зависит от регулирования и других направлений. Законодательство нуждается в доработке в части установления специального регулирования в отношении отходов строительства и сноса, благоустройства и иных видов, считает парламентарий. От Москвы и Московской области по этому вопросу уже подготовлены законодательные предложения, сообщил он.
"Мусорная" реформа идет опережающими темпами
С 2019 года в России идет мусорная реформа, среди ее задач — переход к системе сортировки и переработки мусора. Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет мусорной реформы, заявила Валентина Матвиенко. Зампред правительства РФ по вопросам сельского хозяйства Виктория Абрамченко заявила, что к 2024 году мусорную реформу завершат в 40 регионах России. По его мнению, инициаторы мусорной реформы в России за основу взяли финскую модель. Региональные операторы заявили, что благодаря мусорной реформе будет невыгодно сваливать отходы в лесу — ведь за это никто не заплатит. Лента материалов с меткой 'Мусорная реформа в РФ (в регионах).
Вот что еще мы писали по этой теме
- Даже Валентина Ивановна не выдержала | РОСЭКОПРО
- Минприроды РФ считает, что мусорная реформа в России идёт с опережением плановых показателей
- Добро пожаловать!
- Погибший в Петрозаводске студент перед смертью жаловался на одиночество