В статье ниже Вы прочитаете о молитвах, читаемых дома в великий пост, краткое житие Сирина, а также очень познавательное описание изменений в уставе о поклонах, совершаемых на службе в церкви. Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. Главная → Липецкая епархия → Публикации → Молитвы, каноны, акафисты → Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы.
Что читать в Великий пост?
Условия для совершенной молитвы / | Молитва читаемая в дни Великого Поста Господь благословит отведет беду поможет и спасет. |
3 молитвы Великого поста - Православный журнал «Фома» | Аудиозаписи по теме Великого поста. Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. |
Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета | Царьград рассказывает, что можно, а что нельзя делать в Великий пост, а также о главной молитве Великого поста. |
Молитвы на каждый день Великого поста, которые можно читать дома | Молитва в Великий понедельник. |
Молитвы и пост | Помимо молитвы Ефрема Сирина в Великий пост читаются также следующие молитвословия. |
Утреннее молитвенное правило в Великий пост (читает архиепископ Верейский Амвросий)
Молитва читаемая в дни Великого Поста Господь благословит отведет беду поможет и спасет. Молитвы Великого Поста и Пасхи Читать Слушать Скачать на русском языке Семейный Паломнический центр Святой Афон +7(495)409-92-35. Молитва в Великий понедельник. В молитве Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста, самое важное, пожалуй, то, что она читается всей Церковью. Молитва св. Ефрема Сирина в Великий пост. 5 главных молитв которые обязательно нужно читать в Великий пост всем 3.
Утренние и вечерние молитвы (читать и слушать)
Молитвы в Великий Пост: что читать православным в дни Поста | ОТР | Царьград рассказывает, что можно, а что нельзя делать в Великий пост, а также о главной молитве Великого поста. |
Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста | Главная → Липецкая епархия → Публикации → Молитвы, каноны, акафисты → Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы. |
Какие молитвы читать в Великий пост | Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста. |
Какие молитвы читать в Великий пост | Многие люди, которые слышали о Великом посте, а также и о его запретах, могут полагать, что пост слишком строг. |
Какие молитвы читать в великий пост дома | Великий пост самый строгий, поэтому некоторые молитвы в это время читать нельзя. |
Молитва Ефрема Сирина в Великий пост. Какие молитвы читать в пост
Я считаю, что нужно изучать жития наших святых XX века. И они должны стать нам близкими. На проповеди я говорю, что пост — это для нас для каждого возможность увидеть себя со стороны. Кроме телесного воздержания обязательно должен быть и духовный пост. Советую прислушаться к святоотеческой мудрости — освоить хотя бы одну добродетель и попробовать бороться с одной страстью. Великим постом у нас в храме будут проходить встречи, на которых мы читаем книги о церковной жизни. В феврале у нас прошла встреча с прихожанами, посвященная новомученикам. Из своей домашней библиотеки я принес книги, которые рассказывают о том страшном периоде нашего Отечества. Многие заинтересовались книгами и взяли читать домой. Подобные мероприятия также пройдут в школах.
Валентина Константиновна Муратова, директор воскресной школы «Вифлеем» г. Балаково: — Каждый пост я читаю Псалтирь в группах по 20 человек, у нас в храме в честь Рождества Христова такая традиция существует уже давно. Евангелие я читаю в течение всего года, а во время Великого поста обязательным правилом становится читать его каждый день. Конечно, не всегда все получается, как задумываю, но стремлюсь свое правило соблюдать.
Молитва проговаривается вслух еще раз. Завершает ее снова земной поклон. Текст молитвы Ефрема Сирина на Великий пост Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Молитва в Великий пост на каждый день для чтения дома Великий пост по умолчанию требует продолжительных молитв. Желательно также найти время на чтение тематической литературы и духовные размышления. Важно помнить, что на протяжении этих семи недель следует прилгать особые усилия. Только так можно освободиться от всего, что порабощает человека и отвлекает его от служения Богу. Церковнослужители советуют прихожанам взять за правило регулярно повторять молитву в Великий пост на каждый день для чтения дома. Попробуйте и вы воспользоваться мудрым наставлением. Если не получается следовать ему на протяжении всего поста, постарайтесь выдержать хотя бы первую и последнюю недели.
Целомудрие рождает смиренномудрие. Смиренномудренный человек анализирует свои поступки, оценивает поступки окружающих, он часто бывает строг к себе и снисходителен к немощам других.
Смиренномудрие открывает человеку глаза, возвышает его. Терпение — это не менее важная добродетель, без которой просто невозможно жить в этом мире. Ее освятил Сам Господь, многомилостивый и долготерпеливый. Терпение смягчает житейские трудности, оно избавляет от раздражения и отчаяния, рождает мужество, укрепляет надежду на помощь свыше. В свою очередь терпение рождает спокойствие, рассудительность, смирение, богомыслие и молитву. Претерпевший до конца, по слову Евангелия, - спасется. Терпение тесно связано с любовью, которая венчает все подвиги. Святой апостол Павел говорит: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» 1 Кор. Любовь — это не только добродетель.
Это сама сущность жизни. Бог есть Любовь и по имени, и по существу. Любовь соединяет человека с Богом, Источником любви. В третьей, заключительной части молитвы, мы просим у Бога дара «…зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Увидеть свой грех и осознать его пагубную силу — это главная задача кающегося и ищущего очищения человека. Святые отцы учат, что осознавший глубину своего падения уже недалек от спасения. Тот, кто по-настоящему увидел и осознал свои недостатки, уже не станет указывать пальцем «на сучок в глазу брата своего» Мф. Почему же нельзя осуждать братьев своих? Во-первых, потому, что это запрещает Господь: «Не судите, да не судимы будете» Мф.
Во-вторых, суд человеческий может быть ошибочным. И, наконец, мы не имеем права судить брата своего потому, что это право принадлежит одному Богу.
Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Молитва четвертая «Пресвятая Богородица, защитница и покровительница всего рода людского. Будь со мной, рабом Божьим имя , во время воздержания и очищения. Не отведи взора, помоги справиться со всеми проявлениями зла.
Усмири плоть мою, направь мысли в русло прощения и покаяния. Молитва пятая «Отче наш! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя как на земле, так и на небесах. Возношу молитвы Тебе в надежде и смирении. Даруй мне благословение Свое, помоги прожить день в благости, отведи от меня помыслы дурные да происки дьявольские. Молитва шестая «Господи Всемогущий!
Какие молитвы читают на первой неделе Великого поста в 2023 году
Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Слово огласительное на Святую Пасху на современном русском языке Композиционно «Слово…» делится на 5 частей; каждая часть построена в соответствии с композицией целого, но при этом является в некотором роде самостоятельным произведением и имеет особенности, свойственные только ей. Песнопения Страстной седмицы Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия... Пасхальные песнопения Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.
Согласно церковным канонам строгая диета, прощение обид и молитвы способствуют приближению человека к Богу. Так как же молиться во время Великого поста. Как следует из различных источников, во все дни Великого поста православным нужно молиться.
Читать молитвы можно дома. Утром можно читать такую молитву: «Господи Боже, будь же милостив ко мне грешному. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов.
Ирина Владимировна Кузнецова, помощник благочинного Николаевского округа по религиозному образованию и катехизации: — В пост всегда читаю Евангелие и Псалтирь, но чуть больше, чем обычно. Планирую дочитать книгу протоиерея Владимира Воробьева «Отец Арсений». Многие прихожане ее очень любят, цитируют. Книга интересно рассказывает о жизни современного исповедника. Постараюсь книгу осмыслить, чтобы ее строки нашли отклик в моем сердце. Сейчас я читаю про моего земляка Федора Шаляпина. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. Его певческий путь начинался с церковного хора. Стараюсь читать вечером, когда дома спокойно и все поделились своими дневными новостями, тогда уже можно сосредоточиться. Наталья Леонардовна Бударина, заместитель руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации: — Постом я планирую прочитать исторические романы Сергея Марнова «Молодые годы апостола Павла» и «Теперь на Рим, или Зрелые годы апостола Павла». Они описывают жизнь апостола: его юные годы, призыв Христа на проповедь и первые путешествия. Для меня самое главное, что в романе апостол Павел и другие апостолы предстают перед нами такими же людьми, как и мы. Исторический роман открывает обыденную жизнь того времени и человеческую сторону святых. Очень интересно читать и узнавать, как они боролись со своими страстями, и через эту борьбу открывается главное — святость.
Скажем, в браке — как ты можешь помолиться, когда ты не упокоил не брата, не соседа, не гостя, а твой собственный дом, твою вторую половину — твою супругу или твоего супруга, твоих детей? Нам невозможно молиться, если мы создали в своем доме обстановку вражды, злобы, холодности — это невозможно. Да, мы можем произносить слова молитвы, но наш дух не направляется в нее. И наоборот, когда человек смиряет себя и считает себя виновным в той или иной дурной ситуации, обращается с любовью к тому, кто находится с ним рядом, тогда благодать не замедлит прийти к нему. И мы видим в таких случаях, как наша молитва движется со всей силой, какая есть у нас. Всего лишь одно простое движение любви! То есть мы можем сказать, что ключ, который в нашем распоряжении и который вводит нас в поток молитвы, — это любовь. Поэтому для молящегося человека необходимо подвизаться в любви, где бы он ни был, чтобы он мог пребывать в духе молитвы. Следующее, что приносит очень большой вред молитве и неразрывно связано с любовью, — это осуждение. Ведь когда мы любим, то, конечно же, не осуждаем никого. То, что мы осуждаем брата, означает, что мы его не любим. Когда мы осуждаем, то не можем молиться. От нас требуется большая внимательность в наших движениях, словах и делах, во всяком действии, связанном с нашим братом. То же самое можно сказать и от противного. Если мы хотим помолиться, то должны научиться хорошо отзываться о всех людях. Великое дело для человека — научиться говорить о других людях только хорошее, всегда иметь хорошее слово обо всех. Иначе говоря, это — избыток сердца человека. Авва Исаак говорит: «Если к тебе кто-то придет, говори с ним по-доброму, хвали его, целуй его руки и ноги, упокоивай его как можно больше, хвали его сверх того, что у него есть, говори о нем только хорошее, отзывайся о нем даже лучше, чем он того заслуживает». И это не лицемерие, не какое-то рабское поведение, но божественное благородство. Посмотрите: мы — наемники, потерявшие свое достоинство, негодные перед Богом люди. И, однако, Бог называет нас Своими детьми, Своими чадцами, Своими друзьями. Он отдает нам всю Свою любовь и делает это с великим благородством. Большое дело — научиться говорить по-доброму с другими людьми. Пусть из наших уст, как избыток нашего сердца, исходит эта любовь. Любовь ко всем. Между тем, к сожалению, для людей, и даже для нас, тех, кто ходит в церковь, наиболее характерно то, что мы — несчастны. Как будто мы заплатить должны за то, что скажем доброе слово человеку! Как будто у нас что-то вырвут, если мы о ком-то отзовемся по-доброму! Скажешь ты одно доброе слово — и всё, больше уже ничего доброго не говоришь, весь сжимаешься, не можешь выдавить из себя доброе! Смотрите, почему так слабы супружеские связи? Потому, что один не скажет другому доброго слова. А это так просто! Мы беремся за духовную жизнь, мы — христиане, а у себя дома муж не скажет доброго слова жене, жена не скажет хорошего слова мужу — слова, которое бы дало крылья другому человеку, которое изливается из глубины любящего сердца! Тогда ты не только не можешь совершать молитву, но не можешь иметь и правильных отношений с людьми. В моей памяти целая вереница людей — я видел, с какой лаской они обращались с другими. Они обходились с ближним ласково, вплоть до самых мелочей, очень внимательно, чтобы ничем его не опечалить. Так, помню одного старца из Нового Скита, у которого было несколько виноградных лоз. Там в пустыни среди скал он выращивал кое-какие овощи, там у него росло несколько виноградных лоз. Время от времени в Скит приходили рыбаки — миряне, они обрывали виноград старца и ели его, так что сам старец ел его редко. Один раз он пришел и застал их в тот момент, как они срезали гроздья. На Святой Горе и в пустыне те, кто разводят виноград, сколько есть у них винограда, столько и едят, они не покупают его и не хранят. Старец издали заметил происходящее и, не желая обидеть рыбаков, стал покашливать: «кхе-кхе-кхе» и напевать, чтобы те услышали и до его прихода успели что-то предпринять, чтобы им не чувствовать себя униженно из-за того, что он увидел, как они зашли в его виноградник и срезали гроздья. Если бы там были мы, то мы начали бы кричать и считали бы великим делом, что поймали воров на месте преступления. В Отечнике мы читаем множество примеров того, как старцы видели приход вора, и, чтобы он мог беспрепятственно украсть, делали вид, будто спят. Хотя они видели, что вор крадет, они притворялись спящими, хотя, конечно, не спали — с такой деликатностью они себя вели, чтобы его не побеспокоить! Они не говорили: да он вор, надо пресечь воровство! Нет, они так не говорили. Они смотрели за собой: как они себя ведут. Крадет тот или не крадет — это его дело, им было важно то, как они себя ведут с этим человеком. Когда эта тактичность отцов-подвижников будет применена и в семье, когда муж научится разговаривать с женой с такой же деликатностью, то всё придет в порядок. Например, ты понял, что жена вытащила из кармана твоих брюк 10 лир. Нет необходимости ходить на следующий день с надутой физиономией. Всё в порядке. Будь с супругой любезен. Ну просто смешной случай произошел, и всё. Вы помните из жития Лазаря Четверодневного, что после своего воскресения из мертвых он ни разу не засмеялся, он был опечален зрелищем ада, смертью. Даже, как говорит его житие, он всегда чувствовал во рту горечь, поскольку был огорчен зрелищем смерти. Только один раз он рассмеялся. Когда увидел, как кто-то совершает кражу: один украл кувшин у другого. И святой рассмеялся из-за суетности этого дела и сказал: «Глина ворует глину, глиняный человек крадет глиняный кувшин». То есть когда человек приобретает духовное благородство, тогда он не только не мстит другому за себя, но даже смотрит на происшедшее как на детскую шутку, смотрит на это с великодушием: он не прогоняет другого, но оставляет, словно бы тот ничего и не совершил, словно это была ничего не значащая детская ошибка. Такое происходит, когда человек приобретает некую возвышенность духа. И когда он это приобретет, он поступает так не потому, что так велят ему поступать правила общества, но потому, что его занимает только одно — его отношения с Богом. Другие вещи его больше не интересуют, и он говорит: понимаешь, я не могу ограничить свою связь с Богом из-за того, что мне надо исправлять других людей, или исправлять неполадки в Церкви или государстве, или, к примеру, пойти и предать человека, потому что должно быть остановлено какое-то зло… Нет, что бы человек ни делал, Бог это видит, об этом знает, пусть Он делает, что хочет, но я не могу разорвать моего общения с Ним ради того, чтобы поступить как-то иначе, хотя бы и по человеческой справедливости. Потому что для неосужденного, со дерзновением предстояния нашего перед Богом в молитве мы жертвуем всем, любым нашим интересом, лишь бы сохранить свои правильные отношения с Богом. Другое важное условие для молитвы, чтобы она была услышана, состоит в том, чтобы мы предстояли пред Богом со смиренным образом мыслей и сокрушенным сердцем. Это искусство — так человек привлекает к себе Бога. Знаете, есть некоторые люди я это и сейчас вижу , которые нуждаются в милостыне, и которые столь воспитанны! Такой человек, даже если ты скажешь себе: «Ну нет, я ему ничего не дам! И если он просит 10, ты ему дашь 20, потому что он очень деликатный проситель, и он знает, как разговаривать. Или еще есть люди, которые ведут себя так. К примеру, сделал он что-то не то, и ты думаешь: «Ну все, сейчас пойду с ним разберусь, я ему покажу! И мы готовимся: что бы ни случилось, мы с ним поругаемся, в любом случае я его отругаю. Готовимся: что мы ему скажем, как мы это скажем, — скажем то, другое… То есть мы решительно идем, чтобы поругаться. Но у этого человека такой характер — он так вежливо нас встречает, что совершенно нас утишает, мы не можем с ним поругаться! Потому что он знает это искусство! Я знаю некоторых таких людей. Вот, к примеру, есть такой человек, он… ну совсем плохо соображает. Всё время куча ошибок. И вот один раз он опять что-то такое сделал — совсем не то, что я ему сказал, и я рассердился. Ну, думаю, сейчас я его отругаю!
Молитвенное правило. Аудио
Великий пост самый строгий, поэтому некоторые молитвы в это время читать нельзя. Обязательные утренние молитвы во время Великого поста 2023 года Молитва первая «Господи, будь милостив к рабу своему (имя)! Если не ошибаюсь, то в Великий пост дома лучше читать утреннее и вечернее правило с молитвой Сирина. Необходимым усилением Великого поста является усиление молитвы: кроме утренних и вечерних молитв хорошо бы ежедневно читать. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.
Молимся вместе
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы | Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу. |
Молитвы в Великий пост: Ефрема Сирина, на каждый день, в начале и конце поста. | В конце богослужения прозвучит молитва Сирина «Господи и Владыка живота моего», читаемая только Великим Постом. |
Утреннее Молитвенное Правило В Великий Пост Cкачать Бесплатно Mp3 | В дни Великого поста эту молитву уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи и свой внутренний мир. |
Молитва Ефрема Сирина в Великий пост | Великий пост — особенный период в жизни церкви и верующих людей: это время внимательного отношения к своему духовному состоянию, ограничения себя во всех сферах жизни, более долгой молитвы. |
О молитве в Великий пост
Великий пост (субтитры) 29 марта 2020 г. Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Ефрема Сирина в Великий пост. Царьград рассказывает, что можно, а что нельзя делать в Великий пост, а также о главной молитве Великого поста. Существует несколько молитв, которые читают перед началом Великого поста.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
О чем мы просим Молитва Ефрема Сирина — это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу. Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен. Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.
Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других. Терпение приносит умение ждать и надеяться. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу — а это и есть главная цель Великого поста. Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник а не диакон или чтец. Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.
Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н.
Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа.
От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу.
Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство.
Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи».
Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.
Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св.
Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием.
Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов.
Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи.
Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?!
Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться.
Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения.
Помимо определенных отрывков «зачал» , повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком. Тем же прихожанам, которые не могут присутствовать на службах Великих дней, опытные духовники часто рекомендуют на Страстной прочитывать все Евангелие дома.
Кроме того, как уже говорилось, вечером в Великий Четверг на службе утрени Великой Пятницы звучат двенадцать больших отрывков, повествующих о страданиях, Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Ограничение себя в чтении и слушании Благой Вести в дни Четыре-десятницы — тоже своего рода духовный пост, символизирующий наше недостоинство и стремление к покаянию, помогающий нам подготовиться и горячее ожидать радостного известия о Воскресении Спасителя. Это — одна из граней подготовки к празднику Пасхи, подготовки, составляющей основную цель Великого поста. Это касается и изменения в молитвенном правиле верующих.
Без труда человек не может существовать, не может и спастись. Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом — самоубийством. За унынием следует порок любоначалия. Любоначалие — это страстное желание быть выше других везде и всюду. Любоначалие выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце. Что касается празднословия, то этому греху мы подвержены в самой большой мере. Язык наш — враг наш. Празднословие — показатель болезненного состояния человека. Во второй части молитвы мы просим Бога дать нам то, что освящает и преображает человека - дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. По сути, это прошение о даровании добродетелей. Целомудрие заключает в себе цельность и мудрость, духовно-нравственную гармонию, абсолютную чистоту помыслов и поступков. Целомудренным можно назвать такого человека, который не только борется со страшными грехами, но и старается искоренять из своего сердца нечистые помышления и желания. Целомудрие рождает смиренномудрие. Смиренномудренный человек анализирует свои поступки, оценивает поступки окружающих, он часто бывает строг к себе и снисходителен к немощам других. Смиренномудрие открывает человеку глаза, возвышает его.
Почему в Великий пост читается молитва святого Ефрема Сирина?
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Перед началом Великого Поста можно читать молитвы самой разной направленности. Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Рекомендуем
- Молитвы в Великий пост: на каждый день, утром и вечером
- Молитва которая читается в Великий Пост | Православный Дом Молитвы
- Первая неделя Великого поста: советы пастырей
- Подготовка к посту
- Молитвы Великого Поста Скачать mp3