Военно-политический блок НАТО появился в начале холодной войны для решения проблем, связанных с военной угрозой. 1949 Образование НАТО После разгрома фашистской Германии и империалистической Японии силами антигитлеровской коалиции в мире впервые за всю историю возникла ситуация, когда в результате завершения войны не усиливается один империалистический хищник.
Страны, входящие в НАТО: какие страны ОВД вошли в альянс
Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил | НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя. |
История создания и деятельность НАТО | 22.04, 07:00 ICAN: страны НАТО нарушат ДНЯО, разместив ядерное оружие в Польше. |
73-я годовщина создания НАТО | Членом НАТО может стать «любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона». |
НАТО: что это, расшифровка, страны, цели | РБК Тренды | Сперва в НАТО приняли Венгрию, Польшу и Чехию, а спустя еще пять лет следующую группу стран, включая бывшие советские республики — Литву, Латвию и Эстонию. |
Альянс и его соседи: ретроспектива НАТО
15 апреля 2019 года в интервью «РИА Новости» заместитель министра иностранных дел России А. Грушко заявил, что отношения с НАТО зашли в тупик и сотрудничество с этой организацией «по гражданской и военной линиям прекращено полностью». Новости СВО: техника НАТО едет по Москве, Украина напала на три региона РФ. история нато, йенс столтенберг, новости нато. Аналитик Станкевич: за 74 года существования НАТО стал инструментом агрессии США. 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Члены НАТО обязуются обеспечивать безопасность друг друга, если один из участников альянса столкнется с внешней угрозой.
НАТО обрушит на Россию 5 тысяч Томагавков, чтобы перегрузить наше ПРО: чем мы можем ответить
Это еще раз говорит об отношении руководства альянса к России и её народам. Как говорится, если ты уважаешь своего соседа по континенту, то ты будешь учитывать его мнение. Читайте также: 26. Он говорил о том, что подлётное время до Москвы, у баллистических ракет, расположенных, например, под Харьковом, составит 5-7 минут. Ни одна из существующих в мире, систем ПВО и ПРО, физически не успеет среагировать на такую угрозу за столь короткое время. Во время президентства Б. При этом, норвежцы не удосужились предупредить об этом российских военных. В результате сработала система раннего предупреждения о ракетном нападении, и наши части РВСН получили приказ о приведении в боевую готовность.
Обмен ракетными ударами удалось предотвратить только тем, что команда «Отбой» была передана с «ядерного чемоданчика» Б. Это был единственный в истории пример применения этого средства управления в истории современной России. При размещении ракет на территории Украины, предотвратить похожую ситуацию не получится — очень мало времени. На основании всего этого, В. Кроме этого, блок постоянно проводит различного рода военные учения у границ РФ и дружественной нам Республики Беларусь. После объявления о проведении специальной военной операции по защите Донбасса, Путин, в очередной раз, предупредил руководство альянса о необходимости невмешательства стран блока в ситуацию на Украине. И снова никто не хочет его слышать: Польша провела учения своих войск на границе с Украиной.
На саммите блока в 2016 году сдерживание России было признано основной задачей организации. Многие из них, такие как страны Прибалтики, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария были приняты в состав блока в нарушение данных, самим же альянсом, обязательств. Чтобы держать под контролем альянса страны, не входящие в блок, была создана программа, которую назвали «Партнерство во имя мира». На момент создания в программе участвовали 34 государства Европы, в основном страны-участницы бывшего Варшавского Договора, а также бывшие республики СССР, в том числе Россия. Некоторые из этих стран позднее вошли в состав НАТО на правах постоянных участников. Руководство блока с восторгом приняло эту весть, как бы говоря Путину — не хотел вступления Украины, получи вступление Финляндии. Обе страны, Украина и Финляндия, имеют значительную сухопутную границу с Россией.
В случае с Финляндией, это 1200 км.
Несмотря на существование разного плана проблем, никто не мог ожидать, что именно американский президент поставит под сомнение трансатлантическую связку. Трамп пытается коммерциализировать отношения и требует увеличения военных расходов стран Европы. И конечно, серьезный разлад в наших отношениях обозначился в связи с событиями в Крыму и на Донбассе. Россия обвиняет альянс в том, что он слишком близко приближается к нашим границам. НАТО обвиняет Москву в том, что мы размещаем какие-то излишние вооружения на своей территории.
Обе стороны живут в парадигме взаимного сдерживания и тестируют оборону друг друга. Несмотря на призывы Польши и балтийских государств, стратегическая сдержанность существует. За последние годы было 60 так называемых инцидентов в воздухе над странами Балтии, которые, к счастью, не закончились конфронтацией. Благодаря тому, что обе стороны поддерживают каналы связи, этого не произошло. Его работу нужно активизировать. Я думаю, тот факт, что 1 апреля 2014 года НАТО заморозило отношения — это ошибка, потому что надо оставаться за столом переговоров, особенно в эпоху кризиса».
Но он почему-то не хочет. Потому что там есть другие политические силы, и это совершенно необычно для России и для российского обывателя, но абсолютно нормально для всего мира: есть разные политические силы с разными интересами, и они могут сосуществовать. Остальные располагались в Европе и первоначально включали государства на западе континента: Португалия, Италия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, а также Исландия не входит в Евросоюз. Светло-синим цветом мы обозначили страны, составляющие НАТО до распада СССР, темно-синим — присоединившиеся после Источник: Семен Казьмин Расширение НАТО не всегда шло последовательно, например, Франция из-за крупных разногласий с руководством альянса покинула его в 1966 году и вернулась лишь в 2009-м. Российское руководство расценивает расширение НАТО с 1999 года как недружественные и опасные шаги, которые приближают границы стран альянса к российской территории. В 2023-м, после присоединения Финляндии, общая граница увеличилась почти вдвое.
В самих странах альянса расширение чаще объясняют вопросами национальной безопасности и указывают на риски обострения отношений с Россией. Для самой России болезненным стало присоединение к НАТО бывших союзных республик и стран Варшавского договора, которые во времена СССР находились в зоне влияния Союза и создавали буферную зону между его территорией и странами западной коалиции. Однако руководство этих стран против такой «объективации»: далеко не всем нравится жить в статусе «буферной зоны». Основу НАТО составляют так называемые объединенные вооруженные силы, к которым при необходимости могут присоединиться войска, остающиеся в национальном подчинении. Что касается ставки верховного командующего в Монсе, у него есть свой аппарат планирования боевых операций, но происходит это при участии Пентагона. У НАТО большой бюрократический механизм, решаются разные задачи, но, как правило, консенсус всегда достигается благодаря активному давлению США на своих союзников.
Ближайшим партнером США в альянсе выступает Великобритания. По оценкам российского Министерства обороны , численность ОВС НАТО составляет 1,7 млн человек, при этом общая численность регулярных вооруженных сил стран альянса, которые могут быть задействованы в операциях, достигает 3,7 млн человек. Для сравнения: численность военнослужащих РФ по состоянию на декабрь 2023 года составляет 1,15 млн человек с перспективой увеличения до 1,32 млн. Накануне распада СССР в 1991 году численность военнослужащих достигала 3,8 млн человек. В России НАТО воспринимают именно так: как некий альянс западных сил, призванных если не уничтожить Россию, то оказывать на нее перманентное давление. Сколько в этом тезисе правды?
На современном сайте НАТО цель альянса прописана следующим образом: «В 1949 году первичная цель договора была в создании пакта о взаимной помощи для противодействия рискам того, что Советский Союз попытается расширить контроль Восточной Европы на другие части континента». В наше время НАТО в своих официальных документах регулярно называет Россию одной из главных угроз безопасности в Евроатлантическом регионе например, вот текст заявления по итогам заседания летом 2021 года, до начала СВО. Для многих россиян НАТО — синоним угрозы. Так, ряд экспертов отмечает антимилитаристский посыл создания НАТО, призванного завершить длительный период европейских войн. В этой концепции Советский Союз не был самоцелью НАТО и обозначался в качестве потенциального противника ровно в той мере, в которой представлял угрозу. При этом есть и более веская позиция, согласно которой у НАТО сильны хищнические настроения в отношении России и даже зацикленность на ней.
Буквально сейчас проводятся беспрецедентные и масштабные учения, которые продлятся до мая включительно. Альянс отрабатывает переброску войск к границам России и ведение наступательных операций против РФ. Это инструмент геополитического давления, влияния Запада. Безусловно, они рассматривают нас как геополитического и военного противника.
Генерал Адольф Хойзингер когда-то прямой начальник Гелена в гитлеровском ОКВ — Верховном командовании вермахта , пожалуй, наиболее красочный персонаж в натовской иерархии, поскольку он стал… председателем Военного комитета НАТО в Вашингтоне! Впрочем, с профессиональной точки зрения это в понимании наших идеологических противников и неудивительно: в годы Второй мировой войны Хойзингер был начальником оперативного отдела генштаба вермахта, являясь третьим по иерархии человеком, участвовавшим в разработке плана «Барбаросса» — после Гальдера и Паулюса. Вплоть до 1944 года занимал высокие посты в штабе и занимался планированием операций. После антигитлеровского заговора был заподозрен в участии и отправлен в резерв — доказательств против него не нашлось. В 1948-м—1950-м годах Хойзингер сотрудничал с «Геленоргом», в 1950-м работал советником по военным вопросам первого федерального канцлера ФРГ Аденауэра. Как только в июне 1955 года были организованы вооружённые силы ФРГ бундесвер , Хойзингер вернулся на службу и в 1957 году сменил вышеупомянутого генерала Ханса Шпайделя на посту начальника управления вооружённых сил. В том же 1957 году Хойзингер получил звание полного генерала и был назначен первым генеральным инспектором бундесвера. Многие другие люди Гелена оказались также в командных структурах НАТО, определяя в дальнейшем её военно-политический курс. С 1942 по 1944 год он служил офицером Генерального штаба Верховного командования вермахта. Йоханнес Штайнхоф, участвовавший в планировании воздушных операций в рамках плана «Барбаросса» при штабе Э. Мильха, был приглашён правительством Западной Германии для восстановления военно-воздушных сил, в конечном итоге дослужившись до звания генерала. Равно как не был выдан советской стороне ни сам Рейнхард Гелен, ни кто-либо из его окружения. И это несмотря на наличие обширной доказательной базы совершённых ими преступлений против советского гражданского населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны! Так что не будет преувеличением сказать, что у НАТО — нацистские корни, и это надо помнить всегда, не только в исторической ретроспективе, но и в особенности в наши дни. Они идут по гитлеровской стезе, терроризируя весь Земной шар, занимаясь удушением независимости и грабежом целых народов. Совершенно неважно, какими лозунгами прикрываются НАТОвцы. Суть остаётся единой. Одно то, что нацисты стояли у истоков формирования Североатлантического альянса, фактически передали американским империалистам свои идеи, говорит о многом. Вот сегодня «мировое сообщество» активно проявляет агрессию. После его разрушения коллективный Запад давно перешёл все немыслимые границы. Сейчас Россия и постсоветское пространство в целом стали главной мишенью «глобалистов». Обязательно надо системно противостоять натиску НАТО. Но в полной мере этого удастся добиться только при возрождении и ускоренном развитии национальной экономики, производительных сил, при преодолении социально-демографического кризиса.
История НАТО - History of NATO
В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику [51]. По словам бывшего начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова , долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки [52]. Весной 1999 года Белоруссия осудила вторжение войск НАТО в Югославию и приостановила сотрудничество, но позже оно было восстановлено. Казахстан С 2003 года на территории Казахстана регулярно проводятся международные миротворческие учения [54]. Украина Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1992 году, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества , позднее переименованному в Совет евроатлантического партнёрства [55]. Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе « Партнёрство ради мира » первой среди стран СНГ и вскоре продемонстрировала готовность участвовать в системе евроатлантической безопасности, поддержав операции НАТО на Балканах в 1990-х [55]. В апреле 2010 года Янукович подписал указы, которыми ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, заявив, однако, что отношения Украины с НАТО будут сохранены на уровне, достигнутом при президенте Викторе Ющенко.
По сути, «план Маршалла» продолжал ту же политику, которую провозгласила «доктрина Трумэна», но, учитывая резко негативное восприятие последней в Европе да и в США , этой политике была придана видимость «чисто экономической программы». Механизм осуществления этой политики сводился к следующему: государственные органы США за счёт средств федерального бюджета закупали по высоким ценам, преимущественно у американских монополий, производимую ими продукцию и передавали её государственным органам европейских стран. Полученные товары продавались в этих странах по высоким рыночным ценам, а вырученные деньги накапливались на специальных счетах в центральных банках, причём распоряжаться ими можно было лишь с согласия американской администрации. При таком механизме финансирование этого плана покрывалось за счёт налогового ограбления американских трудящихся и ценового ограбления европейских трудящихся.
В то же время открытие европейских рынков для товаров американских монополий открывало также для них путь на рынки колоний европейских стран, позволяло укрепиться и там. Используя механизм «плана Маршалла», американский капитал установил свой контроль над богатыми месторождениями никеля в странах «Французского союза», олова — в голландских колониях, урановой руды — в Конго, каучука — в Малайе, хрома — в Турции и так далее. Контроль за расходованием средств позволял определять, каким отраслям экономики развиваться, а каким нет, позволял расчищать путь американским товарам, защищая их от европейской конкуренции. США получили также право на вмешательство в валютно-финансовую политику этих стран, что вело к подчинению западных валют американскому доллару. Самое главное, предоставление «помощи» позволяло США диктовать политические условия странам-получателям: сохранение свободного рынка, частной собственности, демократии американского образца. Помощь оказывалась не тем странам, которые наиболее пострадали от войны, а тем, где правительства поддерживали агрессивную политику со стороны США. Одной из целей «плана Маршалла» была попытка принудить страны Европы, ставшие на путь социализма, к реставрации капиталистического строя посредством оговаривания таких условий получения кредитов, которые привели бы к отказу от проведения социалистических преобразований. Не случайно и СССР, и страны народной демократии от такой «помощи» отказались. В то же время осуществление этого «плана» вело к милитаризации экономик этих стран. Всего для осуществления этого «плана» США выделили 13,3 миллиарда долларов.
Из них на прямые военные расходы было израсходовано более 2,5 миллиарда долларов, сооружено и расширено 135 военно-промышленных объектов. Несколько позже в него были включены Греция, Турция и Западная Германия. Обращает на себя внимание то, что в его состав вошла фашистская салазаровская Португалия. Но за пять послевоенных лет наша страна сократила свою армию с 6,5 миллиона человек до 2,6 миллиона, то есть почти втрое. В то же время объединённые вооружённые силы стран НАТО превысили 6 млн человек. За это время со стороны СССР и образовавшихся в Центральной и Восточной Европе стран народной демократии не делалось никаких организационных шагов, идущих вразрез с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. На самом деле создание этой военной организации облегчало буржуазии западноевропейских стран борьбу против демократических движений в своих собственных странах и национально-освободительного движения в колониях. Ради этого монополистическая буржуазия пошла даже на предательство интересов своих стран, на потерю части своего суверенитета и независимости. За полувековой период своего существования блок НАТО ярко продемонстрировал свою агрессивную сущность. Этот блок превратился в военную дубинку мирового империализма, развернув немыслимую гонку вооружений.
Тон в этой гонке задавали США, давшие ей старт 6 августа 1945 года взрывом атомной бомбы над Хиросимой. Для этого только за первые три года военные бюджеты стран НАТО были увеличены с 18,7 миллиарда долларов США до 42,2 миллиардов долларов, а к 1953 году превысили 64 миллиарда долларов, то есть возросли более чем в три с половиной раза. Американская интервенция в Корее в 1950 году была активно поддержана другими странами НАТО и открыла длинный перечень агрессивных действий Североатлантического альянса, направленных не только против СССР и стран, ставших на путь социалистического развития, но и против национально-освободительного движения. В 1950 году, в мирное время, создаются объединённые вооружённые силы НАТО, что означало создание сильного ударного кулака, находящегося в полной боевой готовности. Согласно этой доктрине, армия США брала на себя функции «ядерного меча», а вооружённые силы стран Западной Европы — сухопутного «щита». В этой доктрине наглядно проявилась зависимость от империализма США европейских империалистических стран, которым отводилась роль «пушечного мяса».
История развития НАТО до 1990-х годов Проследить историю развития Организации Североатлантического договора имеет сквозь призму основных событий, с ней связанных. К числу подобного рода событий эксперты относят: подписание Вашингтонского договора 4 апреля 1949 года ; падение Берлинской стены 1989 год ; развитие партнерских отношений НАТО с бывшими противниками после распада СССР с 1991 года. В 1954 году правительство СССР выразило готовность рассмотреть возможность участия Советского Союза в НАТО, однако Организация Североатлантического договора отклонила заявку на вступление в блок, указав в ответной ноте на «нереальность характера самого предложения», которые противоречит «принципам системы обороны и безопасности западных государств». В 1966 году кроме Совета высшего органа НАТО был создан специальный Комитет военного планирования, включавший в себя министров обороны стран-участниц блока, и собиравшийся дважды в год. Тогда же из состава военной организации НАТО вышла Франция; при этом она осталась участницей политической структуры Организации. Примечательно, что на протяжении ХХ века войска НАТО до окончания холодной войны официально не принимали участия ни в одной военной операции. На рубеже веков их участие в вооруженных конфликтах активизировалось. Впервые участие в боевых действиях силы НАТО приняли лишь в 1992 гг.
Мне, автору этих строк, в середине 90-х годов довелось брать интервью у тогдашнего генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы на одной из встреч альянса в норвежском городе Берген. Солана долго искал подходящие слова для вежливого ответа, ведь тогда НАТО играло роль нашего «друга» и даже приняло нас в свою программу «Партнёрство во имя мира» Partnership for Peace. Солана никак конкретно не ответил, хотя много и добродушно улыбался, жонглируя словами. Генсеки НАТО ничего, по сути, не решают. Нам ответили отказом. Так кто виноват в противостоянии? Орудие религиозной секты Сегодня блок НАТО, ядром и двигателем которого являются англосаксы во главе с США, пытается распространить своё влияние на всю планету. Однако главное в том, что НАТО, всегда будучи стражем западных «ценностей», сегодня защищает «ценности» той мизерной группы людей, которые претендуют на тотальное глобальное господство во всех областях человеческой жизни. Эту группу называют глобалистской «элитой» или «глубинным государством», применительно к Америке , которая объединяет хозяев денег с Wall Street и хозяев ТНК. Они в большинстве случаев являются одними и теми же лицами. Эта горстка людей, включающая также «элиту», так скажем, второго плана в лице продажных руководителей европейских стран-членов НАТО и Евросоюза, представляет собой квазирелигиозную секту, которая продвигает по всему миру откровенно человеконенавистнические сатанинские идеи так называемой гендерной идеологии. Эта идеология уже стала религиозной основой и, значит, самой сутью западного общества. Противоборство ей считается там уголовно наказуемым преступлением. Достаточно прочитать прокламацию, с которой выступил президент США Байден в канун нынешней католической Пасхи. Он объявил пасхальное воскресенье, 31 марта, одновременно «Днём внимания к трансгендерам». Выпущенная в канун Пасхи кощунственная прокламация подтверждает поистине сатанинскую суть нынешней власти в США. Вы - Америка, и вся моя администрация, и я поддерживаем вас», - говорится в прокламации. И вот этим «элитам» служит НАТО. Нам необходимо отказаться от секулярного политеса и говорить прямо: НАТО является инструментом глобалистской сатанинской «элиты», которая подавляет любое инакомыслие, идущее вразрез с ультралиберальной повесткой. НАТО - это репрессивный аппарат, который пытается представить себя как «сообщество союзников, объединённых общими ценностями демократии, свободы личности, прав человека и верховенства закона». Это написано на официальном сайте НАТО. Это связано с тем, что Россия является мировым оплотом истинных духовных ценностей, мировым защитником семьи и брака, который отрицает абсурдные теории различных сексуальных отклонений, возведённые на Западе на государственный уровень и даже рассматриваемые как образец для подражания.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Статья автора «Секретные Материалы 20 века Газета» в Дзене: 4 апреля отметил очередную годовщину Северо-Атлантический альянс (НАТО). У людей часто возникает вопрос, кто конкретно создал НАТО. 15 апреля 2019 года в интервью «РИА Новости» заместитель министра иностранных дел России А. Грушко заявил, что отношения с НАТО зашли в тупик и сотрудничество с этой организацией «по гражданской и военной линиям прекращено полностью». Так возникает НАТО (North Atlantic Treaty Organisation — Организация Североатлантического договора). Когда появилось НАТО. 1998 в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство и начал работу специальный военный представитель Украины.
70 лет НАТО: история противостояния с Альянсом
Часть членов альянса не согласны с тем, что должны тратить все больше на оборону. Нет консенсуса и по поводу России. Ряд государств выступает за переговоры, понимая, что будущая архитектура европейской безопасности должна строиться как минимум с учетом интересов РФ. Сейчас НАТО — огромный бюрократический механизм, крайне разнородный по составу участников, их национальных интересов — переживает кризис роста. Поэтому не факт, что в перспективе американцы любой ценой будут держаться за альянс. Многие западные эксперты говорят: для Вашингтона на нем свет клином не сошелся, свои интересы Штаты смогут обеспечивать с опорой на отдельных ключевых союзников. Все стандарты, центры управления, техника завязаны на альянс - читай, на США. Так признание мощи Советского союза по итогам Второй мировой запустило необратимые политические процессы по всему миру.
С распадом Союза и выводом советских военных из Европы, НАТО вопреки обещаниям о нерасширении на восток [8] стала включать в свои ряды страны Восточной Европы и уже к началу 2000-х годов вплотную приблизилась к российским границам. И только с приходом к власти Владимира Путина Россия стала сопротивляться столь наглому расширению натовского альянса, а позже и вовсе фактически приостановила данный процесс. Разведка НАТО не располагала данными о перемещении российских войск и колонна смогла беспрепятственно пересечь границу. На территории Сербии местные жители встречали десантников как героев, забрасывали цветами и передавая еду и напитки. Совершив марш-бросок более 600 км и прибыв в Приштину, 2-ой батальон боснийской бригады во главе с полковником Павловым занял аэродром «Слатина» в назначенные сроки, организовав круговую оборону и взяв под контроль все помещения. Уже в 11:00 над занятой территорией появился разведывательный беспилотник, а через несколько часов часовые доложили о подходе натовских войск. Все попытки приземления были пресечены российскими БТРами, и поняв тщетность попыток вертолёты улетели. Несколько офицеров ВДВ под угрозой оружия приказали генералу остановить наступление, а солдаты прицелились в танки из гранатомётов. Наступление пришлось остановить. Никто не хотел развязывать войну с Россией, но в то же время «Слатина» являлась важной стратегической точкой, которая обеспечила бы бесперебойную переброску войск в Косово. Российское командование для обеспечения своих геополитических интересов приказало держать аэропорт под контролем и пообещало перебросить по воздуху крупные силы в размере нескольких полков. Американский генерал Уэсли Кларк стал надавливать на британского командующего, требуя у него отбить «Слатину», на что тот отвечал, что не собирается начинать третью мировую и не откроет огонь даже под угрозой трибунала. В результате успешной операции, блоку НАТО пришлось выделить российским военным зону ответственности, а аэродром так и остался под контролем России. Фрагмент со смехом Путина приобрёл значительную популярность. Так как НАТО старается избежать прямого военного конфликта с Россией по причине огромной силы российской армии и ядерного арсенала , то главную угрозу безопасности России со стороны НАТО представляют натовские системы противоракетной обороны ПРО , которые, по мнению некоторых экспертов, направлены исключительно против России. Даже если американцы не собираются в реальности осуществлять подобную атаку, размещение ПРО у российских границ потенциально даёт США возможность шантажировать Россию и угрожать ей. Россия вынуждена отвечать на эту угрозу асимметрично, наращивая потенциал своего атомного подводного флота и стратегической бомбардировочной авиации, а также разрабатывая и принимая на вооружение новейшие типы ракет-носителей и ядерных боеголовок, которые способны обойти любую систему ПРО. Свои агрессивные попытки разместить ПРО в странах Восточной Европы представители США и НАТО долгое время пытались оправдать необходимостью защитить себя от угрозы ракетного ядерного удара со стороны Ирана, что было совершенно надуманным предлогом, так как у Ирана не было и до сих пор нет ни ядерного оружия, ни ракет соответствующей дальности. Характерно, что США не отказались от своих планов по размещению ПРО в Европе даже после деэскалации конфликта вокруг Ирана в конце 2013 года деэскалация стала возможной в том числе благодаря усилиям российской дипломатии. Миф был раздут на основе реального факта устройства, на российской территории перевалочного пункта для грузов, используемого в целях снабжения натовской группировки в Афганистане. Перевалочный пункт в Ульяновске не обладает ни одним из признаков военной базы. Он не является экстерриториальным — это территория России, а не США, грузы досматриваются российской таможней.
В том же году было принято решение активизировать работы по созданию эффективных систем противоракетной обороны. В декабре 2020 года Йенс Столтенберг представил программу "НАТО - 2030: Единство в новой эре", в которой главными угрозами альянса названы "Россия, терроризм, кибератаки, технологии, подъем Китая и климатические изменения". В октябре 2021 года альянс утвердил глобальный план обороны в случае кризисов и конфликтов. Он определяет действия НАТО на случай крупномасштабного военного конфликта с Россией и включает возможность боевых действий от Балтийского до Черноморского региона. В январе 2022 года альянс ответил отказом на предложения России заключить договор о гарантиях безопасности. В нем Россия, в частности, предлагала исключить дальнейшее расширение НАТО на восточном направлении, отказаться от военной деятельности в странах Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии и не размещать дополнительные силы и вооружение за пределами стран, в которых они были по состоянию на май 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт между РФ и НАТО согласно ему альянс обязался не размещать дополнительные боевые силы на постоянной основе на территории стран - членов, а Россия - проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе. На экстренном саммите НАТО 25 февраля 2022 года, созванном после начала специальной военной операции РФ на Украине, альянс объявил о приведении в действие оборонных планов и начале развертывания Сил быстрого реагирования. Там же было принято решение увеличивать количество систем ПВО, ПРО и кибернетической обороны и усилить группировку войск у границ России. В июне 2022 года на саммите в Мадриде альянс принял новую стратегическую концепцию, кардинально пересмотревшую внешнеполитические угрозы и приоритеты. В документе Россия была охарактеризована как "самая значительная и прямая угроза для безопасности альянса", второй угрозой был назван Китай, который, по мнению НАТО, стремится "контролировать ключевые промышленные и логистические сектора и усиливать за счет этого свое влияние в попытках изменить мировой порядок". Члены блока подтвердили политику открытых дверей и намерение далее оказывать военную помощь Киеву и приняли решение о переоснащении вооруженных сил Украины по стандартам НАТО. Также члены альянса согласовали создание специального фонда для инвестиций в передовые военные разработки, в том числе связанные с искусственным интеллектом, установили новые базовые требования для сдерживания и обороны и приняли решение увеличить в 2023 году общую численность сил быстрого реагирования блока с 40 тыс. В октябре 2022 года страны НАТО договорились увеличить запасы вооружений, боеприпасов и оборудования, усилить меры безопасности критически важной энергетической инфраструктуры, а 14 государств блока и Финляндия на тот момент не входила в альянс подписали декларацию о так называемой инициативе European Sky Shield ESSI - усиленной европейской системы противовоздушной обороны. Согласно ей, НАТО остается "фундаментом коллективной безопасности в Евро-Атлантическом регионе", однако альянс также "признает ценность более активной европейской обороны", которая будет "совместима с НАТО и дополнит возможности" организации. Стороны заявили, что хотят "лучше противостоять авторитарным акторам", выделив среди них Россию и КНР. На саммите 2023 года обе страны обновили планы сотрудничества с НАТО.
В ознаменование этой годовщины столицы стран Североатлантического союза подсвечивают здания в натовском синем цвете и поднимают флаг НАТО на важных памятниках. В Брюсселе, например, флаги развеваются под Синквантенером и у входа в Атомиум. Как пишет Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в предисловии к своему недавнему Ежегодному отчету за 2021 год, Североатлантический союз остается единым перед лицом новых вызовов безопасности: В то время как обстановка в области безопасности резко изменилась за последнее десятилетие, наши фундаментальные ценности не изменились, как и приверженность союзников по НАТО к защите и обороне друг друга.
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
в этот день в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Аналитик Станкевич: за 74 года существования НАТО стал инструментом агрессии США. 2 октября 2022 года появилась информация о том, что идею о принятии Украины в НАТО в общем заявлении поддержали президенты 9 государств: Румынии, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии, Словакии, Северной Македонии, Черногории, Польши.
Печальная дата в истории – день появления НАТО
История Организации Североатлантического договора История НАТО началось, когда британская дипломатия подготовила почву для сдерживания Советского Союза и прекращения экспансии коммунизма в Европе. Официальной датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года – именно тогда в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. В последние месяцы в медиапространстве часто упоминается НАТО, вокруг которого существует ряд мифов. 1998 в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство и начал работу специальный военный представитель Украины. НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO) — Организация Североатлантического договора. беспилотник вооруженный конфликт НАТО Россия США танк Украина.
Нацистские корни НАТО
В то же время разгром фашизма, рост международного авторитета СССР стали толчком к развёртыванию во многих странах мира борьбы трудящихся против капитализма, порождающего фашизм, привели к подъёму народно-демократического и национально-освободительного движений. Усиление этих прогрессивных тенденций вызвало со стороны империалистических государств ответные шаги, которые не только поставили под сомнение созданный механизм международной безопасности, но и фактически разрушили его. Начинается период реакционной политики империалистических держав во главе с Соединёнными Штатами Америки, получившей название «доктрины Трумэна». Маршалл объявляет о планах экономической помощи для восстановления Европы «план Маршалла».
Причём эта помощь предлагается на строго оговорённых со стороны США политических условиях и в виде так называемых «связанных товарных кредитов». По сути, этим «планом» США стремились решить двуединую задачу: во-первых, спасти и стабилизировать европейский капитализм, который уже был не в состоянии сопротивляться росту борьбы трудящихся за социализм, во-вторых, усилить позиции американского монополистического капитала в Европе. По сути, «план Маршалла» продолжал ту же политику, которую провозгласила «доктрина Трумэна», но, учитывая резко негативное восприятие последней в Европе да и в США , этой политике была придана видимость «чисто экономической программы».
Механизм осуществления этой политики сводился к следующему: государственные органы США за счёт средств федерального бюджета закупали по высоким ценам, преимущественно у американских монополий, производимую ими продукцию и передавали её государственным органам европейских стран. Полученные товары продавались в этих странах по высоким рыночным ценам, а вырученные деньги накапливались на специальных счетах в центральных банках, причём распоряжаться ими можно было лишь с согласия американской администрации. При таком механизме финансирование этого плана покрывалось за счёт налогового ограбления американских трудящихся и ценового ограбления европейских трудящихся.
В то же время открытие европейских рынков для товаров американских монополий открывало также для них путь на рынки колоний европейских стран, позволяло укрепиться и там. Используя механизм «плана Маршалла», американский капитал установил свой контроль над богатыми месторождениями никеля в странах «Французского союза», олова — в голландских колониях, урановой руды — в Конго, каучука — в Малайе, хрома — в Турции и так далее. Контроль за расходованием средств позволял определять, каким отраслям экономики развиваться, а каким нет, позволял расчищать путь американским товарам, защищая их от европейской конкуренции.
США получили также право на вмешательство в валютно-финансовую политику этих стран, что вело к подчинению западных валют американскому доллару. Самое главное, предоставление «помощи» позволяло США диктовать политические условия странам-получателям: сохранение свободного рынка, частной собственности, демократии американского образца. Помощь оказывалась не тем странам, которые наиболее пострадали от войны, а тем, где правительства поддерживали агрессивную политику со стороны США.
Одной из целей «плана Маршалла» была попытка принудить страны Европы, ставшие на путь социализма, к реставрации капиталистического строя посредством оговаривания таких условий получения кредитов, которые привели бы к отказу от проведения социалистических преобразований. Не случайно и СССР, и страны народной демократии от такой «помощи» отказались. В то же время осуществление этого «плана» вело к милитаризации экономик этих стран.
Всего для осуществления этого «плана» США выделили 13,3 миллиарда долларов. Из них на прямые военные расходы было израсходовано более 2,5 миллиарда долларов, сооружено и расширено 135 военно-промышленных объектов. Несколько позже в него были включены Греция, Турция и Западная Германия.
Обращает на себя внимание то, что в его состав вошла фашистская салазаровская Португалия. Но за пять послевоенных лет наша страна сократила свою армию с 6,5 миллиона человек до 2,6 миллиона, то есть почти втрое. В то же время объединённые вооружённые силы стран НАТО превысили 6 млн человек.
За это время со стороны СССР и образовавшихся в Центральной и Восточной Европе стран народной демократии не делалось никаких организационных шагов, идущих вразрез с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. На самом деле создание этой военной организации облегчало буржуазии западноевропейских стран борьбу против демократических движений в своих собственных странах и национально-освободительного движения в колониях. Ради этого монополистическая буржуазия пошла даже на предательство интересов своих стран, на потерю части своего суверенитета и независимости.
За полувековой период своего существования блок НАТО ярко продемонстрировал свою агрессивную сущность. Этот блок превратился в военную дубинку мирового империализма, развернув немыслимую гонку вооружений.
Перед приемом в НАТО необходимо, чтобы это решение одобрили все члены альянса. Соответствующие документы для Финляндии и Швеции уже ратифицировали большинство стран.
Украинские власти не раз говорили, что Киев хотел бы вступить в альянс. Однако решение о членстве должны принимать все страны НАТО, подчеркнул он. Сейчас, по словам Столтенберг, страны сфокусированы не на членстве Украины, а на немедленной поддержке страны.
За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным. Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Пункт 13 Стратегической концепции чётко определяет глобальные задачи этого блока: предотвращение распространения оружия массового поражения; предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов; предотвращение актов терроризма и саботажа.
То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока. Не снимается и подозрительность к странам, переставшим противостоять идеологически, но имеющим мощный военный потенциал, в том числе и к России, как об этом говорится в п. При этом Стратегическая концепция сохраняет подчинённое положение европейских стран перед США, подкреплённое присутствием американских обычных и ядерных вооружённых сил.
Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе. В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 году — 255,1 миллиарда долларов США, в 1985-м — 327,9 миллиарда долларов, в 1990-м — 503,9 миллиарда долларов, в 1992-м — 509,1 миллиарда долларов. Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации.
С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнёрство ради мира», которая утверждается в начале 1994 года. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора. Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО.
Главная их цель — лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики. Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности — военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнёрам в осуществлении конверсии оборонного сектора.
Главный рычаг осуществления — приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации — перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности. Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др.
Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО — «утечка мозгов». Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнёров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО.
В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности. Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнёров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям. Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала.
В области стратегии программа «Партнёрство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнёров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закреплённого в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники.
Третьим моментом стратегии становится подчинение внешней политике НАТО в вопросах определения и наказания «неугодных» стран и народов под видом борьбы с терроризмом. Четвёртым — использование стран-партнёров для установления контроля НАТО за основными мировыми потоками сырьевых, энергетических и прочих ресурсов в интересах стран НАТО. В военной сфере программа открывает доступ НАТО в воздушное пространство стран-партнёров, позволяет установить контроль за средствами ПВО, контроль за состоянием мобилизационного резерва, состоянием перевооружения.
В нем отмечается, что эти страны единодушно подтвердили отказ принимать в НАТО государства, бывшие ранее в сфере влияния Советского Союза. Новости региона Однако, опьяненный победой в «холодной войне», Запад свои обещания нарушил. Или, как сказал Владимир Путин, «нагло обманул». Ни одного дюйма на восток, сказали нам в 1990-е годы. Ну и чего?
Образование НАТО
Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. Когда появилось НАТО. история нато, йенс столтенберг, новости нато. На этой неделе НАТО исполнилось 70 лет. 22.04, 07:00 ICAN: страны НАТО нарушат ДНЯО, разместив ядерное оружие в Польше.