Федор Басманов был сыном Алексея Басманова, важного генерала и боярина, который оказывал большое влияние на Ивана Грозного. Федор Басманов стал родственником царя. Автор пина:Феликс Лиевский. Находите и прикалывайте свои пины в Pinterest! Федор Басманов плел интриги против Курбского и возвысился в 1564 году после его бегства. В результате чего оскорбленный Фёдор Басманов доложил о ссоре царю и тот вполне ожидаемо задушил приглашённого на пир князя Оболенского в подвале.
Фёдор Басманов и его связь с Иваном IV Грозным
Федор басманов и иван грозный арт 18. Федор Басманов в 1569 году стал главнокомандующим опричными войсками на юге. Но, так или иначе, к детям Федора государь отнесся очень хорошо, а по умершем любовнике долго заказывал панихиды, что демонстрирует, как дорог был царю Басманов, несмотря на. Тимур Иванов во время избрания меры пресечения в Басманом районом суде. Федор Басманов стал родственником царя.
Федька Басманов
Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Басманов убил своего отца, но на счёт причин мнения расходятся. После подвига в Рязани Фёдор Басманов получил чин кравчего. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Таким образом, мы видим, что Фёдор Басманов в «Князе Серебряном» и в «Царе Иване Грозном» показан несколько с разных сторон.
Почему Федор Басманов впал в немилость у царя Ивана Грозного
- Фёдор Басманов. Любимец, а не любовник И. Грозного
- Telegram: Contact @dorogafedbas
- Фёдор Алексеевич Басманов и его связь с Иваном IV Грозным
- Федор Басманов и его роль в опричнине Ивана Грозного
Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»
- Федор Басманов. Феномен страха. Защита индивидуальных проектов.
- Истории ветеранов Великой Отечественной войны
- Другие новости Рязани
- Смерть отца, присяга
Федька Басманов "колдун" и "царев любовник"
Тот, кто не умеет стрелять, может попробовать воткнуть нож в спину или просто плюнуть с безопасного расстояния. И вот здесь необходимо сказать о второй цели, которую я поставила перед собой. Пронзительную мысль высказал в одной из своих работ замечательный современный историк Дмитрий Михайлович Володихин: «Русские полководцы времен Московского царства безгласны. В подавляющем большинстве случаев неизвестны какие-либо документы, написанные ими, послания, тем более мемуары. В допетровскую эпоху мемуаров не писали… Они не были летописцами. Они не были публицистами.
Они не писали воинских повестей. Они только сражались за отечество» [2]. Наши предки не только грозненские воеводы действительно не могут подняться из курганов, чтобы молвить краткое, ёмкое, суровое слово. Они не могут защититься, ответить на клевету. Они не могут наказать за неё.
Это настолько очевидно и настолько болезненно для тех, кто привык любить не только себя, что самая первая моя статья, посвящённая Фёдору Басманову, написанная до знакомства с трудами Д. Володихина, называлась «Фёдор Басманов. Пять веков без права голоса». Истерзанный и измученный скучающими людьми юноша, прожил слишком мало, чтобы сухие канцелярские строки из Разрядных книг ожили и рассказали широкой аудитории о прекрасном молодом русском воине, коим он, без сомнения, был. Художественное слово сильнее.
До сих пор в души проникает яд, сочащийся из мемуаров иностранцев и предателя князя А. Курбского, сводящего счёты с новыми советниками Грозного, путём создания литературных мифологем. Мифологем, которые оказались чудовищно живучими. Чтобы понять беду человека, его боль, высоту полёта и размах последующего низвержения, необходимо перелопатить десятки документов, источников и проанализировать информацию, касающуюся не только единственной персоналии, но и всей эпохи. Тяжёлая работа.
Курбский или иностранные пропагандисты в XXI веке куда лучше отвечают запросам непритязательной публики, любящей пикантное, грязное, остренькое. До сих пор Басмановым нечего было противопоставить в ответ. Да и кто их спрашивал? Кто хотел прислушиваться, чтобы услышать? Право слова пусть и чужими устами юный боярин и опричник Фёдор Алексеевич Басманов дожидался почти пять веков.
Именно сопереживание чужому человеку, погибшему по ложному доносу, подвигло меня в 2020 году создать историко — литературный интернет-проект «Дорога Фёдора Басманова». Изначально проект представлял собой цикл парных художественных и документальных статей, задачей которых являлась популяризация истории семьи Басмановых. В основу проекта легла «экологичная» как сейчас модно говорить подача реальных исторических фактов, позволяющих посмотреть на Басмановых с совершенно новой стороны. Во избежание недоразумений и разочарований, стоит уточнить «на берегу»: автор книги не историк, а литератор, поэт-почвенник, которому не чужды такие понятия, как Родина, Отечество, память и уважение к истории. Искренне уверена, что история и литература не могут и не имеют права враждовать по причине своего духовного родства.
Даже самые профессиональные историки не всесильны. Это обычные люди, у них есть слабости, предпочтения и пристрастия. Более того, многие являются носителями определённой идеологии и под неё выстраивают концепции, подтягивают факты, подают информацию так, чтобы информация работала на «линию партии» или на личную идею автора. Кроме «линии партии» и собственного интереса, существуют ещё и пресловутые запросы публики. О неприхотливости и всеядности коей говорил С.
Веселовский: «Широкие круги читателей не интересуются «кухней» исторической науки и нередко проявляют наклонность относиться с пренебрежением и полным неуважением к неблагодарному труду ученых, посвящающих свои силы разработке источников и технике научного исследования. Читатель требует от историка широких обобщений, ярких характеристик лиц и событий, категорических суждений и эффектных в соответствии с темой картин. Историки поддались соблазну выполнить «заказ» читателя, не тратить свои силы и время на неблагодарный труд фактического исследования прошлого и спешили дать читателю эффектные, мнимонаучные обобщения и концепции» [3]. В результате совокупности перечисленных факторов историк как и литератор, собственно! Если ослабевает рука историка, его собрат-литератор может и должен прийти на помощь.
Искусство популяризирует науку. Искусство может помочь, стать адвокатом и защитником тому, кому это нужно. К сожалению, Басмановым не повезло как с историками, так и с авторами. Справедливая кара за жестокую опричную деятельность? Вряд ли.
Ведь «обеление» не всегда является целью и задачей. Гораздо важнее показать антидуализм человеческого характера, в частности русского человека, в душе которого одновременно способны уживаться монашество и разбой. Идея создания данной книги появилась в 2021 году, уже после, того как интернет-проект дал первые ростки и стало ясно, что моя задумка не пустая. Странное и тяжёлое время. Время передела мира.
Седьмой год шла война на Донбассе — в стране моего босоногого советского детства. Националисты уже сожгли заживо людей в одесском Доме профсоюзов. Бесконечные обстрелы Донецка, Горловки, Луганска, Волновахи. Обстрелы не только фронтовых зон, но и больниц, храмов, школ, роддомов. До сих пор на территории Донбасса находят свежие могильники, заполненные трупами мирных жителей.
Эти же мальчики и девочки, которых тошнит от слов «Родина», «Отечество», «патриотизм», выкладывают в интернет фотографии сожжённых людей и щеголяют друг перед другом упражняясь в глумливом остроумии. Другие мальчики и девочки, сидя на летних верандах московских кофеен и лениво потягивая смузи, рассуждают о звериной «диктатуре», якобы царящей в России. Впрочем, для них нет России. Нет Родины. Есть «Рашка» и «совок».
В столице — либеральные митинги, главный лозунг которых «за мир» звучит из уст тех, кто так и не захотел за несколько лет увидеть трагедию Донбасса. За мир — это возможность швырять камни в ОМОН. Это право безнаказанно оскорблять Родину, коверкать историческое прошлое. За мир — это за права без обязанностей. Комфортный мир.
Не мир, а мирок, где никто не мешает пить смузи на летней веранде. Летом 2020 года — ещё один «Майдан» в Белоруссии. Попытка, успешно подавленная силовиками. К моменту завершения книги, ситуация не стала лучше. В феврале 2022 года объявлена Специальная военная операция СВО.
На фронт, как и в былые времена, потянулись лучшие мужчины, редкие носители уцелевшего после перестройки 90-х нравственного начала. У случившегося причин много. Социальные, политические, экономические, идеологические. Но среди этих причин есть одна особо страшная: у целого поколения отсутствует национальная самоидентификация. Человек без обязанностей и долга, без памяти и уважения к тем, кто жил до него, пренебрежительно относящийся к традициям, постепенно превращается в «Ивана без родства».
Такому человеку одинаково плевать и на миллионы погибших соотечественников во время Великой Отечественной войны, и на то, где находится могила его собственной бабушки. Этому дикому распаду и отчаянному разложению человеческой души после падения железного занавеса поспособствовали и сами учёные, складывая вечную «фигу в кармане интеллигенции». Да, действительно, это яркая личность, не посредственность, а индивидуальность. На расстоянии в четыре века, когда уже нет риска стать жертвой этой индивидуальности, возникает соблазн поддаться ее обаянию. Мы — люди, такие же, как те, кто в далеком 16 веке умирал в муках, терял любимых и близких по вине этого талантливого человека.
Мы обязаны помнить, что новаторские в литературном отношении строки вышли из-под пера одного из самых страшных тиранов и деспотов отечественной истории. Когда мы в истории, а не в жизни сталкиваемся с человеком, сыгравшим в ней значительную роль, но запятнавшим себя злодеяниями, услужливо возникает успокоительное словосочетание «противоречивая личность». В чем противоречивость? Назовем ли мы так убийцу, перевыполняющего нормы и соблюдающего режим в местах заключения? Мздоимца, помогающего больному племяннику за счет взяток?
Так должен ли быть счет к историческому деятелю, чьей жертвой пали не единицы, а тысячи?
В 1569 г командовал войсками на юге. Вместе с отцом он принимал активное участие во всех деяниях этого страшного войска. Именно он объявил Митрополиту Филиппу Колычеву о его низложении Басманов был жесток и беспринципен. Когда его отец впал в немилость, молодой человек с легкостью лишил его жизни. По этому поводу мнения историков расходятся. Одни полагают: Федор убил отца, чтобы доказать любовь и преданность царю. Но некоторые историки придерживаются мнения, что отец умер от пыток сам. Федор был не только подданным, но и другом царя.
Вместе с ним он участвовал во всех увеселениях и пирах. Всегда веселый, насмешливый, он умел поднять царю настроение.
Многие считали Федора любовником Ивана Грозного и об этом факте упоминали в своих записях несколько иностранцев, живших в 16 веке в Москве.
Федор Басманов Федор Басманов начал свое продвижение по карьерной лестнице после обороны Рязани от татарской орды в 1564 году. Вместе с отцом они проявили отвагу и талант военачальников, что не мог не заметить монарх. Вскоре Федора назначили царским кравчим, а в 1669 году Басманов уже возглавлял отряды опричников на юге.
Опричник был беззаветно предан царю Ивану. Об этом говорит тот факт, что когда его отца в 1570 году заподозрили в измене, он убил его своими руками. Но и сам Басманов в опричнине не задержался.
В 1571 году его, по одним сведениям, казнили по приказу царя, а по другим — сослали в монастырь. Андрей Хованский Выдающийся участник опричнины Андрей Петрович Хованский был дедом Ивана Хованского, ставшего предводителем стрелецкого мятежа, известного как Хованщина. В 1564 году Андрей Хованский был назначен воеводой в Брянск.
После этого он служил царю в Дорогобуже и Калуге, а также оборонял от татар рязанские земли. Прославился тем, что всегда оказывался в наиболее сложных местах и всегда справлялся с задачей с честью. В сентябре 1576 года князь Андрей Петрович Хованский назначен командовать полком левой руки в походе «в немецкую землю на зиму с нарядом».
Вместе с другими воеводами он принял участие в сражениях под Колыванью Таллином.
Характер у государевой зазнобы был наглый, льстивый, хитрый и коварный. Не одного боярина погубил Федор. Так, Иоанн Грозный на пиру заколол насмерть кинжалом князя Овчину-Оболенского, на которого жаловался Басманов. Князь якобы сказал Федьке, что тот грехом содомским царю служит.
Именно Басманов принес митрополиту Филарету голову его племянника Колычева. Личность «государева любовника» была очень противоречивой: жестокий опричник сочетался в нем с изнеженным придворным, который, не стыдясь, плясал на пиру в женском летнике.
От фанфика к большому роману: «Гойда»
Федор Басманов (Михаил Кузнецов) | Мультфильмы, Фильмы, История | Фёдор Алексе́евич Басма́нов (Басма́нов-Плеще́ев) — опричник, сын Алексея Даниловича Басманова, фаворит, и по сообщениям князя Андрея Курбского и ряда иностранцев. |
Фёдор Басманов, фаворит Ивана Грозного | Басманов Фёдор Фёдорович. О своем отце рассказывает Чикова Евгения Фёдоровна: «Отец призван в 1941 г. из г. Сенгилей Ульяновской области. |
Фёдор Басманов | Федор Басманов — один из наиболее приближенных к царю дворян, был сыном опричника. |
Федор Басманов. Феномен страха. Защита индивидуальных проектов. | Федор Басманов, по сообщению Курбского, чтобы доказать преданность к царю убил отца. |
Басмановы и Новгородский заговор... (Алексей Басманов. Федор Басманов). #басманов #опричнина | fedor_basmanov. |
Тень Ивана Грозного
Фёдор Алексеевич Басманов | Но, так или иначе, к детям Федора государь отнесся очень хорошо, а по умершем любовнике долго заказывал панихиды, что демонстрирует, как дорог был царю Басманов, несмотря на. |
Басманов страдает... в 2024 г | Литература, Мемы, Книжные мемы | Федор Басманов, своей рукой зарезал отца своего Алексея, преславного льстеца, а на деле маньяка (безумца) и погубителя как самого себя, так и Святорусской земли[4]. |
Фёдор Басманов и его отношения с Иваном Грозным заставляют историков спорить | Фёдор Басманов День Святого Валентина. |
Федька Басманов "колдун" и "царев любовник" | | Федор Басманов рубит смело и верит истово, царским двором обласканный с малолетства, вниманием избалованный, чует свою значимость, незаменимость свою чует и на все готов. |
Фёдор Басманов танцует в палатке Грозного. Гравюра
Более того, статьи полны фактологических ошибок, путают и вводят читателя в заблуждение. Нет в этих статьях ни анализа, ни попытки разобраться. Уж тем более авторы статей далеки от переживаний относительно репутации Басмановых. Чаще всего информация подана небрежно ошибки встречаются даже в отчествах главных героев или имеет пропагандистский оттенок.
Вектор работ зависит лишь от целей и взглядов того или иного автора. Алексей и Фёдор воссияли над Русью тёмной полынной звездой и оставили после себя славу неоднозначную. Крест отца — тяжёлый крест политика первого эшелона.
Крест в некотором смысле благородный. Это та ответственность, которую человек берёт на себя сам, выбирая жизненный путь. Берёт добровольно, с полным осознанием последствий.
Но сын, похожий на тонкую гибкую вербу, призрачный, мерцающий в своём отчаянии, принял груз непосильный и незаслуженный. Фёдор и Алексей Басмановы по определению удобная и соблазнительная мишень для отравленных стрел. Тот, кто не умеет стрелять, может попробовать воткнуть нож в спину или просто плюнуть с безопасного расстояния.
И вот здесь необходимо сказать о второй цели, которую я поставила перед собой. Пронзительную мысль высказал в одной из своих работ замечательный современный историк Дмитрий Михайлович Володихин: «Русские полководцы времен Московского царства безгласны. В подавляющем большинстве случаев неизвестны какие-либо документы, написанные ими, послания, тем более мемуары.
В допетровскую эпоху мемуаров не писали… Они не были летописцами. Они не были публицистами. Они не писали воинских повестей.
Они только сражались за отечество» [2]. Наши предки не только грозненские воеводы действительно не могут подняться из курганов, чтобы молвить краткое, ёмкое, суровое слово. Они не могут защититься, ответить на клевету.
Они не могут наказать за неё. Это настолько очевидно и настолько болезненно для тех, кто привык любить не только себя, что самая первая моя статья, посвящённая Фёдору Басманову, написанная до знакомства с трудами Д. Володихина, называлась «Фёдор Басманов.
Пять веков без права голоса». Истерзанный и измученный скучающими людьми юноша, прожил слишком мало, чтобы сухие канцелярские строки из Разрядных книг ожили и рассказали широкой аудитории о прекрасном молодом русском воине, коим он, без сомнения, был. Художественное слово сильнее.
До сих пор в души проникает яд, сочащийся из мемуаров иностранцев и предателя князя А. Курбского, сводящего счёты с новыми советниками Грозного, путём создания литературных мифологем. Мифологем, которые оказались чудовищно живучими.
Чтобы понять беду человека, его боль, высоту полёта и размах последующего низвержения, необходимо перелопатить десятки документов, источников и проанализировать информацию, касающуюся не только единственной персоналии, но и всей эпохи. Тяжёлая работа. Курбский или иностранные пропагандисты в XXI веке куда лучше отвечают запросам непритязательной публики, любящей пикантное, грязное, остренькое.
До сих пор Басмановым нечего было противопоставить в ответ. Да и кто их спрашивал? Кто хотел прислушиваться, чтобы услышать?
Право слова пусть и чужими устами юный боярин и опричник Фёдор Алексеевич Басманов дожидался почти пять веков. Именно сопереживание чужому человеку, погибшему по ложному доносу, подвигло меня в 2020 году создать историко — литературный интернет-проект «Дорога Фёдора Басманова». Изначально проект представлял собой цикл парных художественных и документальных статей, задачей которых являлась популяризация истории семьи Басмановых.
В основу проекта легла «экологичная» как сейчас модно говорить подача реальных исторических фактов, позволяющих посмотреть на Басмановых с совершенно новой стороны. Во избежание недоразумений и разочарований, стоит уточнить «на берегу»: автор книги не историк, а литератор, поэт-почвенник, которому не чужды такие понятия, как Родина, Отечество, память и уважение к истории. Искренне уверена, что история и литература не могут и не имеют права враждовать по причине своего духовного родства.
Даже самые профессиональные историки не всесильны. Это обычные люди, у них есть слабости, предпочтения и пристрастия. Более того, многие являются носителями определённой идеологии и под неё выстраивают концепции, подтягивают факты, подают информацию так, чтобы информация работала на «линию партии» или на личную идею автора.
Кроме «линии партии» и собственного интереса, существуют ещё и пресловутые запросы публики. О неприхотливости и всеядности коей говорил С. Веселовский: «Широкие круги читателей не интересуются «кухней» исторической науки и нередко проявляют наклонность относиться с пренебрежением и полным неуважением к неблагодарному труду ученых, посвящающих свои силы разработке источников и технике научного исследования.
Читатель требует от историка широких обобщений, ярких характеристик лиц и событий, категорических суждений и эффектных в соответствии с темой картин. Историки поддались соблазну выполнить «заказ» читателя, не тратить свои силы и время на неблагодарный труд фактического исследования прошлого и спешили дать читателю эффектные, мнимонаучные обобщения и концепции» [3]. В результате совокупности перечисленных факторов историк как и литератор, собственно!
Если ослабевает рука историка, его собрат-литератор может и должен прийти на помощь. Искусство популяризирует науку. Искусство может помочь, стать адвокатом и защитником тому, кому это нужно.
К сожалению, Басмановым не повезло как с историками, так и с авторами. Справедливая кара за жестокую опричную деятельность? Вряд ли.
Ведь «обеление» не всегда является целью и задачей. Гораздо важнее показать антидуализм человеческого характера, в частности русского человека, в душе которого одновременно способны уживаться монашество и разбой. Идея создания данной книги появилась в 2021 году, уже после, того как интернет-проект дал первые ростки и стало ясно, что моя задумка не пустая.
Странное и тяжёлое время. Время передела мира. Седьмой год шла война на Донбассе — в стране моего босоногого советского детства.
Националисты уже сожгли заживо людей в одесском Доме профсоюзов. Бесконечные обстрелы Донецка, Горловки, Луганска, Волновахи. Обстрелы не только фронтовых зон, но и больниц, храмов, школ, роддомов.
До сих пор на территории Донбасса находят свежие могильники, заполненные трупами мирных жителей. Эти же мальчики и девочки, которых тошнит от слов «Родина», «Отечество», «патриотизм», выкладывают в интернет фотографии сожжённых людей и щеголяют друг перед другом упражняясь в глумливом остроумии. Другие мальчики и девочки, сидя на летних верандах московских кофеен и лениво потягивая смузи, рассуждают о звериной «диктатуре», якобы царящей в России.
Впрочем, для них нет России. Нет Родины. Есть «Рашка» и «совок».
В столице — либеральные митинги, главный лозунг которых «за мир» звучит из уст тех, кто так и не захотел за несколько лет увидеть трагедию Донбасса. За мир — это возможность швырять камни в ОМОН. Это право безнаказанно оскорблять Родину, коверкать историческое прошлое.
За мир — это за права без обязанностей. Комфортный мир. Не мир, а мирок, где никто не мешает пить смузи на летней веранде.
Летом 2020 года — ещё один «Майдан» в Белоруссии. Попытка, успешно подавленная силовиками. К моменту завершения книги, ситуация не стала лучше.
В феврале 2022 года объявлена Специальная военная операция СВО. На фронт, как и в былые времена, потянулись лучшие мужчины, редкие носители уцелевшего после перестройки 90-х нравственного начала. У случившегося причин много.
Социальные, политические, экономические, идеологические. Но среди этих причин есть одна особо страшная: у целого поколения отсутствует национальная самоидентификация.
В ее воплощении история статного голубоглазого красавца приобретает романтические, даже сентиментальные черты. Так что невольно возникает подобие сочувствия к Федору. Впрочем, заслуживает ли Басманов сострадания — решать читателю. Первое, на что обращаешь внимание, — это объем.
История весьма масштабная, но от начала и до конца стилистически выдержанная. Чувствуется, что проделана огромная работа над языком — он позволяет полностью погрузиться в атмосферу русского Средневековья и прочувствовать дух эпохи. Необычна эта история и тем, что среди главных героев нет как таковых положительных персонажей, все же речь идет об опричниках. Но тем интереснее наблюдать за их поступками, мыслями и чувствами. Чего только стоит бешеная харизма Федора Басманова и мрачная аура, окутывающая Ивана Грозного. Эта книга понравится тем, кто любит фантазии на исторические темы, в которых реальная эпоха, события и герои переплетаются с вымышленными.
Как известно, подозрительность и болезненная недоверчивость Грозного никого не обходили стороной, даже самых верных его приближенных. Постигла эта участь и Алексея, отца Федора. Тот попал в немилость: Иоанн в приступе раскаяния за совершенные злодеяния обвинил воеводу в том, что тот якобы был главным инициатором жестоких расправ вместе с сыном, да к тому же готовил государственный переворот. Оба были отправлены в темницу с условием, что пощаду заслужит тот, кто убьет второго. Федор без тени сомнения расправился с родителем, чем еще больше отвернул от себя царя. След младшего Басманова теряется в 1571 году.
Именно тогда род Басмановых был занесен в царский Синодик опальных лиц. Был ли бывший любимец Грозного казнен или отправлен в вечную ссылку, доподлинно неизвестно.
Вражеские нашествия и пожары безжалостно уничтожили почти все древние русские архивы. Поиски архивных документов требуют упорного труда. При этом нет никакой уверенности, что труд принесет плоды. Другой путь — новые интерпретации известных ранее документов. Те, кто избрал этот путь, могут рассчитывать на серьезные открытия, если им удастся разработать новые методы критики источников, неодинаковые для разных видов документов. На оценку опричнины решающим образом повлияли два открытия: во-первых, находка в архивах поземельных кадастров и, во-вторых, реконструкция исчезнувшего опричного архива…Исход архивных разысканий зависит не только от меры затраченного труда, но также от интуиции и удачи. Самое важное — найти путеводную нить, верное направление поиска. Можно провести в архиве полжизни и ничего не обнаружить.
Чаще всего верный путь помогают найти противоречия, обнаруженные в источнике». Передо мной стоят две цели и обе они имеют полное право считаться новыми. Цель первая — собрать под одной обложкой все существующие на данный момент сведения о представителях семьи Басмановых для воссоздания максимально объективной картины жизни и характеров главных опричников Ивана Грозного. Грамотно скомпилировать информацию для широкого круга читателей, сделав это максимально этично. Отделить, наконец, зёрна от плевел, а правду от грязных сплетен, жертвами которых Басмановы стали несколько веков назад. Майков, превращались ради него в историков и приводили в восторг настоящих историков…» [1]. Опричнина как политический проект до сих пор вызывает горячий интерес и споры. Но, несмотря на этот интерес, в современной историографии не существует подробной работы, посвящённой отцу-основателю опричнины А. Басманову и его сыну Фёдору — талантливому и перспективному молодому военному. Несколько коротких статей, увы, не заполняют информационный вакуум, существующий вокруг Басмановых, и не пытаются продемонстрировать читателю этих людей с новой точки, показать их во всей полноте, обозначить глубину и многогранность.
Более того, статьи полны фактологических ошибок, путают и вводят читателя в заблуждение. Нет в этих статьях ни анализа, ни попытки разобраться. Уж тем более авторы статей далеки от переживаний относительно репутации Басмановых. Чаще всего информация подана небрежно ошибки встречаются даже в отчествах главных героев или имеет пропагандистский оттенок. Вектор работ зависит лишь от целей и взглядов того или иного автора. Алексей и Фёдор воссияли над Русью тёмной полынной звездой и оставили после себя славу неоднозначную. Крест отца — тяжёлый крест политика первого эшелона. Крест в некотором смысле благородный. Это та ответственность, которую человек берёт на себя сам, выбирая жизненный путь. Берёт добровольно, с полным осознанием последствий.
Но сын, похожий на тонкую гибкую вербу, призрачный, мерцающий в своём отчаянии, принял груз непосильный и незаслуженный. Фёдор и Алексей Басмановы по определению удобная и соблазнительная мишень для отравленных стрел. Тот, кто не умеет стрелять, может попробовать воткнуть нож в спину или просто плюнуть с безопасного расстояния. И вот здесь необходимо сказать о второй цели, которую я поставила перед собой. Пронзительную мысль высказал в одной из своих работ замечательный современный историк Дмитрий Михайлович Володихин: «Русские полководцы времен Московского царства безгласны. В подавляющем большинстве случаев неизвестны какие-либо документы, написанные ими, послания, тем более мемуары. В допетровскую эпоху мемуаров не писали… Они не были летописцами. Они не были публицистами. Они не писали воинских повестей. Они только сражались за отечество» [2].
Наши предки не только грозненские воеводы действительно не могут подняться из курганов, чтобы молвить краткое, ёмкое, суровое слово. Они не могут защититься, ответить на клевету. Они не могут наказать за неё. Это настолько очевидно и настолько болезненно для тех, кто привык любить не только себя, что самая первая моя статья, посвящённая Фёдору Басманову, написанная до знакомства с трудами Д. Володихина, называлась «Фёдор Басманов. Пять веков без права голоса». Истерзанный и измученный скучающими людьми юноша, прожил слишком мало, чтобы сухие канцелярские строки из Разрядных книг ожили и рассказали широкой аудитории о прекрасном молодом русском воине, коим он, без сомнения, был. Художественное слово сильнее. До сих пор в души проникает яд, сочащийся из мемуаров иностранцев и предателя князя А. Курбского, сводящего счёты с новыми советниками Грозного, путём создания литературных мифологем.
Мифологем, которые оказались чудовищно живучими. Чтобы понять беду человека, его боль, высоту полёта и размах последующего низвержения, необходимо перелопатить десятки документов, источников и проанализировать информацию, касающуюся не только единственной персоналии, но и всей эпохи. Тяжёлая работа. Курбский или иностранные пропагандисты в XXI веке куда лучше отвечают запросам непритязательной публики, любящей пикантное, грязное, остренькое. До сих пор Басмановым нечего было противопоставить в ответ. Да и кто их спрашивал? Кто хотел прислушиваться, чтобы услышать? Право слова пусть и чужими устами юный боярин и опричник Фёдор Алексеевич Басманов дожидался почти пять веков. Именно сопереживание чужому человеку, погибшему по ложному доносу, подвигло меня в 2020 году создать историко — литературный интернет-проект «Дорога Фёдора Басманова». Изначально проект представлял собой цикл парных художественных и документальных статей, задачей которых являлась популяризация истории семьи Басмановых.
В основу проекта легла «экологичная» как сейчас модно говорить подача реальных исторических фактов, позволяющих посмотреть на Басмановых с совершенно новой стороны. Во избежание недоразумений и разочарований, стоит уточнить «на берегу»: автор книги не историк, а литератор, поэт-почвенник, которому не чужды такие понятия, как Родина, Отечество, память и уважение к истории. Искренне уверена, что история и литература не могут и не имеют права враждовать по причине своего духовного родства. Даже самые профессиональные историки не всесильны. Это обычные люди, у них есть слабости, предпочтения и пристрастия. Более того, многие являются носителями определённой идеологии и под неё выстраивают концепции, подтягивают факты, подают информацию так, чтобы информация работала на «линию партии» или на личную идею автора. Кроме «линии партии» и собственного интереса, существуют ещё и пресловутые запросы публики. О неприхотливости и всеядности коей говорил С. Веселовский: «Широкие круги читателей не интересуются «кухней» исторической науки и нередко проявляют наклонность относиться с пренебрежением и полным неуважением к неблагодарному труду ученых, посвящающих свои силы разработке источников и технике научного исследования. Читатель требует от историка широких обобщений, ярких характеристик лиц и событий, категорических суждений и эффектных в соответствии с темой картин.
Историки поддались соблазну выполнить «заказ» читателя, не тратить свои силы и время на неблагодарный труд фактического исследования прошлого и спешили дать читателю эффектные, мнимонаучные обобщения и концепции» [3]. В результате совокупности перечисленных факторов историк как и литератор, собственно! Если ослабевает рука историка, его собрат-литератор может и должен прийти на помощь. Искусство популяризирует науку. Искусство может помочь, стать адвокатом и защитником тому, кому это нужно. К сожалению, Басмановым не повезло как с историками, так и с авторами. Справедливая кара за жестокую опричную деятельность? Вряд ли. Ведь «обеление» не всегда является целью и задачей. Гораздо важнее показать антидуализм человеческого характера, в частности русского человека, в душе которого одновременно способны уживаться монашество и разбой.
Идея создания данной книги появилась в 2021 году, уже после, того как интернет-проект дал первые ростки и стало ясно, что моя задумка не пустая. Странное и тяжёлое время. Время передела мира. Седьмой год шла война на Донбассе — в стране моего босоногого советского детства. Националисты уже сожгли заживо людей в одесском Доме профсоюзов. Бесконечные обстрелы Донецка, Горловки, Луганска, Волновахи. Обстрелы не только фронтовых зон, но и больниц, храмов, школ, роддомов. До сих пор на территории Донбасса находят свежие могильники, заполненные трупами мирных жителей. Эти же мальчики и девочки, которых тошнит от слов «Родина», «Отечество», «патриотизм», выкладывают в интернет фотографии сожжённых людей и щеголяют друг перед другом упражняясь в глумливом остроумии.
Последний раз Алексей Данилович отличился на военном поприще в 1564 году, когда не дал крымским татарам в очередной раз напасть на Русь. Наскоро собрав своих боевых холопов, Басманов напал на передовые татарские отряды, захватил «языков» и отправил их в Москву. Впрочем, Алексей Басманов был не только храбрый и умелый полководец. Прославился он еще и как весьма способный дипломат: вел переговоры со Швецией, Данией… А затем он был одним из вдохновителей и активных деятелей опричнины. По мнению большинства исследователей, именно он занимался формированием опричной гвардии. И именно он виновен во многих их злодеяниях и преступлениях. Иван Грозный любил театральное действо: он велел Филиппу отслужить обедню в Успенском соборе. Царь повелел истребить весь род бояр Колычевых. Вдогонку мятежному Филиппу отправил он отрубленную голову его любимого племянника. И павший иерарх целовал и крестил голову юноши», — отмечает историк Эдвард Радзинский… «Опричники давали царю особую присягу, которой обязывались не только доносить обо всем, что они услышат дурного о царе, но не иметь никакого дружеского сообщения, не есть и не пить с земскими людьми, — отмечал историк Николай Костомаров. Современники иноземцы пишут, что символом опричников было изображение собачьей головы и метла в знак того, что они кусаются как собаки, оберегая царское здравие, и выметают всех лиходеев». Как указывал историк Руслан Скрынников, Иван Грозный, будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, постоянно подчинялся влиянию фаворитов. Без их совета он не мог обойтись ни при решении важных политических дел, ни при выборе очередной невесты. Алексей Басманов, один из лучших воевод XVI века, внушил ему мысль об опричнине — правлении, основанном на неограниченном насилии. Скуратов завоевал его благосклонность беспощадной расправой с «изменниками». Сколь бы долго ни подчинялся Грозный влиянию временщиков, он в конце концов безжалостно уничтожал их. Рушились авторитеты — рушились привязанности.
Федор Басманов (биография)
Московскими сообщниками Пимена и новгородцев были названы три высокопоставленные опричника: Алексей Басманов, его сын Федор и князь Афанасий Вяземский. Фёдор Басманов и его отношения с Иван Грозным являются предметом спора историков уже много лет. В 1568 году будто бы Фёдор Басманов во время службы в храме Успения в Кремле объявил о лишении сана митрополита Филиппа (Колычёва). вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Фёдор и Алексей Басмановы. Тайна гибели. Реконструкция, факты и сплетни, современные исследования
Измены Когда расстановка сил определилась окончательно, бояре один за другим бросились клясться в верности чудом спасшемуся царевичу Дмитрию, будто прозрели. Поначалу глава политической полиции, троюродный дядя царя Семен Годунов еще боролся с внутренними врагами: так по его приказу был отравлен боярин Федор Мстиславский, пресечена не одна попытка прочитать москвичам обращение Лжедмитрия и тем поднять их на мятеж. Но к июню и его власти а он, по сути, стал самым влиятельным лицом в государстве стало недостаточно. Одним из последних предал Годуновых тот самый Андрей Телятевский, из-за которого Басманов перешел на сторону врага. Они шли, сопровождаемые народом, от Красного села через весь город к Красной площади, где в присутствии уже нескольких тысяч человек зачитали послание Гришки Отрепьева. Поднялось восстание. Народ ворвался в царские палаты, «арестовал» Федора, его мать Марию и сестру Ксению и посадил под арест «на собственном дворе Бориса».
Арестованы были другие Годуновы и их ближайшие родственники, Сабуровы и Вельяминовы. Уже охватившая всю страну, Смута пришла и в столицу. Целуя крест на Лобном месте, Богдан Бельский, которого Федор двумя месяцами ранее освободил из тюрьмы, клялся, что до того дня собственноручно укрывал от врагов и воспитывал Дмитрия. Убийство Федора Борисовича Около десяти дней просидели под арестом Годуновы — в центре охваченной безумством Москвы. В это время москвичи послали делегацию во главе с Телятевским и Иваном Воротынским в Серпухов, где расположился Лжедмитрий. Народ просил царя простить их за отступничество, за то, что повиновались Годуновым.
В 1564 году вместе с отцом участвовал в отражении наступления татар на Рязань, о чём были отправлены донесения царю, а Басмановы были награждены наградными «золотыми». После Басманов младший, в 1566 году, получает чин кравчего. Теперь Фёдор был ответственен за комнатных стольников и за подачу, качество еды и напитков, подаваемых за приёмом пищи царя и придворных. Через три года Фёдор Алексеевич командовал опричными войсками на юге.
В своих сочинениях Курбский, к сообщениям которого все же принято относиться с долей скептицизма из-за глубокой вражды, питаемой им к Ивану, называет Фёдора Басманова «царёв любовник». Очевидно, Федор попал в фавор к царю ещё при жизни своего отца Алексея. Курбский в своих сочинениях обрушивается яростными нападками на некоего царского «потаковника», который «детьми своими паче Кроновых жрецов действует», как считается, намекая на выбранный Алексеем способ достичь высокого положения при дворе [2]. Интимный характер отношений Ивана Грозного с Фёдором Басмановым отмечали в своих записках иностранцы, посещавшие в то время Московское царство.
Так, Альберт Шлихтинг в своём «Сказании» писал о царе, что тот «злоупотреблял любовью этого Федора, а он обычно подводил всех под гнев тирана» [10]. Немецкий наёмник Генрих Штаден , служивший в России в 1564—1576 годах опричником, в своих «Записках о Московии» пишет: «Алексей [Басманов] и его сын [Федор], с которым великий князь предавался разврату pflegte Unzucht mitzutreiben , были убиты» [11]. Историк Соловьев приводит рассказ ещё одного иностранца, А. Гваньини, который в Москве не был ни разу, о том, что молодой князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, племянник любимца великой княгини Елены Глинской, казнен был по одному известию за то, что поссорился с Басмановым и сказал ему: «Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею » [12]. В следующий визит Оболенского во дворец его отвели в подвал, где он был задушен псарями. Сам Соловьев высказывает сомнение в правдивости этого рассказа [12]. Семья Породнился с царской семьей, женившись на племяннице покойной царицы Анастасии Романовны — княжне Сицкой. Имел двоих сыновей — Петра сподвижника Годунова , а позже Лжедмитрия , и Ивана [13] , на которых эта мужская ветвь рода Басмановых-Плещеевых пресеклась.
Имение перешло к дочери Ивана Фёдоровича, Фетинье, вышедшей замуж за царского кравчего князя В. Неужто он? И на себя не похож стал.
Кузнецов вспоминал об этом: «Я ходил смотреть на барса. Барс все время немножко фокусирует глаза, я это уловил, и кое-где это у меня получилось». Кузнецов в роли Фёдора Басманова Андрей Курбский и вовсе обвинял Фёдора Басманова в отцеубийстве, утверждая, что он «своей рукой зарезал отца своего Алексея». Карамзин бездумно пересказал предание о том, что Иван Грозный якобы предложил прощение и свободу тому из Басмановых, кто сумеет убить другого. Но потом сказал Фёдору: «Отца своего предал, предашь и царя! И мы помним, что Алексей Басманов был казнен, а Федор — умер в ссылке на Белом озере. Иван Грозный отправил в Троице-Сергиев монастырь 100 рублей на помин души своего бывшего любимца.
Позже он вернул сыновьям Федора родовые вотчины. После смерти супруга Варвара снова вышла замуж, но мальчики сохранил фамилию отца, и нет никаких оснований считать, что они стыдились своего происхождения, либо кто-то их им попрекал. Очень похоже, что своей мрачной и неприятной репутацией все Басмановы обязаны исключительно историкам XIX столетия в первую очередь — Карамзину , которые зато по непонятной причине героизировали и романтизировали Андрея Курбского. Этот предатель сбежал от своей армии в 1564 году, однако переписываться с Николаем Радзивиллом начал ещё в 1562, и в том же году, как полагают многие исследователи, имея четырехкратное преимущество в силах, фактически сдал полякам сражение под Невелем. Оба сына Фёдора Басманова достигли высоких постов на военной службе. Младший — окольничий Иван, в 1603 году был послан против разбойной ватаги атамана Хлопка Косолапа, которая к тому времени, помимо многочисленных сел, успела разграбить Волоколамск, Владимир, Ржев, Можайск, Вязьму, Медынь и Коломну. Близ Москвы отряд Басманова попал в засаду, в которой и погиб этот внук воеводы Ивана Грозного. Но его стрельцы выстояли и разгромили разбойников. Единственным ребёнком Ивана Басманова была дочь, умершая бездетной в 1642 году. Гораздо известнее старший сын Фёдора Басманова — Петр.
В первый раз в летописях он упоминается в 1590 году, как «рында у другого копья» во время похода к Нарве рындой тогда был и его брат Иван. После возвращения в Москву он получил чин стольника. В апреле 1599 года при очередном нападении крымчаков Пётр Басманов уже был воеводой передового полка, затем возглавлял строительство крепости Валуйки. В 1601 году стал окольничим. Пик его карьеры пришёлся на время правления Бориса Годунова. В 1603 году Пётр Басманов был первым воеводой в Ивангороде, причём выиграл местнический спор с князем Г. В 1604 году успешно оборонял от войск Лжедмитрия I Новгород-Северский. Конрад Буссов так сообщает об этом: «Димитрий упорно осаждал в Новгород-Северском знатного вельможу Петра Федоровича Басманова, но тот стойко держался и учинил ему много срама и вреда». Навстречу возвращавшемуся в Москву Басманову Борис Годунов выслал свои личные сани и дал ему в награду золотое блюдо с червонцами, несколько десятков серебряных кубков и кувшинов, поместье, сан думного боярина, а также 2 тысячи рублей очень значительная сумма. Васильев в роли Петра Басманова, кадр фильма С.
Федор Басманов | Любовник Ивана Грозного
Тогда он был отправлен к Ефросинье Старицкой родственнице царя для важного разговора. Позднее молодой человек проявил себя как отважный воин. Вместе с отцом в 1564 он участвовал в битве с татарами за Рязань, за что был отмечен царем Басманову доверяли самые важные поручения. В 1566 гон получил чин кравчего. Эта должность требовала большой ответственности, так как человек, исполнявший ее, отвечал за придворные трапезы.
Федор был ближайшим царским опричником. В 1569 г командовал войсками на юге. Вместе с отцом он принимал активное участие во всех деяниях этого страшного войска. Именно он объявил Митрополиту Филиппу Колычеву о его низложении Басманов был жесток и беспринципен.
Когда его отец впал в немилость, молодой человек с легкостью лишил его жизни.
Имение перешло к дочери Ивана Фёдоровича, Фетинье, вышедшей замуж за царского кравчего князя Василия Яншеевича Сулешова [9] В Родословном сборнике русских дворянских фамилий В. В искусстве «— Басманов? Неужто он? И на себя не похож стал. Бывало, и подумать соромно, в летнике, словно девушка, плясывал; а теперь, видно, разобрала его: поднял крестьян и дворовых и напал на татар; должно быть, и в нём русский дух заговорил».
В литературе Один из персонажей повести А. Толстого « Князь Серебряный ». Образу Басманова уделено немало внимания: фаворит царя, он описан как человек беспринципный и развращённый, и, вместе с тем, умелый воин. Как указывает сам автор, в повести «для сжатости рассказа» допущена историческая неточность: казнь Басманова описана на пять лет раньше, чем она случилась в реальности А. Толстой полагает годом смерти Федора 1570-й [16]. Персонаж романа А.
Антонова «Басманов: Честь воеводы», посвящённого его отцу. Персонаж романа К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного». В музыке В опере « Опричник » Чайковского — партия меццо-сопрано исполняется женщинами. В кантате « Иван Грозный » и музыке С. Прокофьева к одноимённому фильму — партия баритона тенора.
Опричники носили черную одежду со специальными атрибутами: метла чтобы выметать измену и собачья голова чтобы вынюхивать. По этому узнавали опричников» - пишет Штаден, немец на службе Ивана Грозного. О тирании Ивана Грозного Карамзин пишет: «Одним словом, Иван достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог еще губить, но уже не мог изумлять Россиян никакими новыми изобретениями лютости. Скрепив сердце, опишем только некоторые из бесчисленных злодеяний сего времени. Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть». Дмитрий Писаренко в роли Федьки Басманова Кадр из фильма "Иван Грозный, 1991" Опричники грабили и убивали знатных богатых дворян, чтобы пополнить царскую казну и собственные карманы.
Каждого могли обвинить в заговоре против царя, которому в припадках безумия всюду чудились заговорщики. Опасаясь расправы, Иван Грозный одобрял преступления своих опричников. Не щадили ни женщин, ни детей. Сверх многих иных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло в обыкновение: слуга опричника, исполняя волю господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или Дворянина; господин заявлял его мнимое бегство, мнимую кражу; требовал в суде пристава, находил своего беглеца с поличным и взыскивал с невинного хозяина пятьсот, тысячу или более рублей. Не было снисхождения: надлежало или немедленно заплатить или идти на правеж : то есть неудовлетворенному истцу давалось право вывести должника на площадь и сечь его всенародно до заплаты денег. Иногда опричник сам подметывал что-нибудь в богатую лавку, уходил, возвращался с приставом, и за сию будто бы краденную у него вещь разорял купца; иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань: ибо сказать неучтивое слово кромешнику значило оскорбить самого Царя; в таком случае невинный спасался от телесной казни тягостною денежною пенею.
Одним словом, люди земские, от Дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных; первые были ловом, последние ловцами, и единственно для того, чтобы Иван мог надеяться на усердие своих разбойников-телохранителей в новых, замышляемых им убийствах» - Николай Карамзин. Политические противники, скрывшиеся от расправы за границей, рассказывали о том, как распутник Федька Басманов предается с царем «утехам содомии», называли его «ласкателем», «согласником», «царев любовник». Романисты века 19го спокойно описывали это мнение, цензура той эпохи оказалась толерантна. Например, Алексей Толстой в романе «Князь Серебряный» 1862 год описывает эпизод, где опричник в шутку пристает к князю, насмехаясь над сплетнями о своей персоне. Видал ли ты такие брови, как у меня? Чем эти брови не собольи?
А волосы-то? Тронь, князь, пощупай, ведь шелк...
Сейчас любой хайп на сцене называется «острой, гротескной историей». Блюдо, которое предложил Пётр Шерешевский, - осетрина второй свежести. И то, как актеры легко перескакиваю с пятистопного ямба на бытовой современный язык, и сама адаптация исторической драмы к нашим дням, и кинематографические приемы, и трюки с «пятнами крови» на груди у детей Годунова - всё вторично. Часть действия происходит в раздевалке-душевой за стеной спортзала и скрыта от зрителей.
Но там проходит видеосъемка и всё показывают в режиме онлайн на экране. Этот прием тоже был отработан и не один раз. С таким же успехом, с каким Пётр Шерешевский определил Годунова и всю его компанию в школьный спортзал, он мог бы поместить их в баню, или в современный бизнес-центр... Хотя и бизнес-центр, и мужская баня уже были в других интерпретациях пьес из школьной программы.
Фёдор Басманов. Любимец, а не любовник И. Грозного
Фёдор Басманов занял видное положение в учреждённой царём в 1565 году Опричнине. Басманов-отец был однозначно казнен, а по поводу судьбы Федора мнения разошлись: одни говорят о казни, другие о ссылке Федора на Белоозеро вместе с семьей. «Алексей Данилович Басманов-Плещеев – один из лучших наших полководцев XVI века, деятель великих дар. Работая над статьями, немного подкорректировала одну из главных статей будущей книги "Фёдор Басманов. 2, сохранений - 0. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Федор Басманов, своей рукой зарезал отца своего Алексея, преславного льстеца, а на деле маньяка (безумца) и погубителя как самого себя, так и Святорусской земли[4].
Фёдор Басманов танцует в палатке Грозного. Гравюра
Фёдор Алексеевич Басманов (Басманов-Плещеев) (умер 1571?) — опричник, сын Алексея Даниловича Басманова, фаворит. Главный двигатель действия — царский фаворит Федор Плещеев-Басманов, отец которого Алексей был одним из создателей службы опричников. Федор Басманов был женат на Варваре Сицкой – племяннице царицы Анастасии Романовой, которая родила двух сыновей. Исторически точно, Федор Басманов был женат на княжне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии. «Федора Басманов inst: #федорбасманов#басмановгрозный#арт» от автора миори с композицией «I Thought» (исполнитель moeed). fedor_basmanov.