Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать.
Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства.
Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности.
Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами.
Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента.
Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе.
Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества. Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку.
Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках.
Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху.
Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника.
Наш блогер, учитель и мама Анна Беляева, рассказывает, что такое «синдром отличника» и чем он опасен. Наверняка у каждого из вас в классе был человек, образ которого возникает в голове при слове «отличник». Он всегда сидит на первой парте и тянет руку.
Его тетради и учебники выглядят безупречно, почерк у него — как из прописей. Домашка всегда выполнена, к контрольным этот ребенок всегда готов. Тогда, в детстве, у нас такой ученик и его поведение могли вызывать странные чувства, но мы не задумывались о том, что за этим всем стоит. Чаще дети думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он а умный ая от рождения». Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители.
Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал». Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Такие люди убеждены, что нет предела совершенству.
Это осложняет ваши отношения в коллективе. Тревожность — ваш постоянный спутник. Вы тревожитесь даже без повода и особенно на работе. Когда все в порядке, переживаете из-за дедлайнов, которые еще не наступили, и поручений директора, в работе над которыми собираетесь совершить очередной подвиг. Все время ощущаете себя в аврале и пожаре и от этого эмоционально истощаетесь. Вы стремитесь к идеалу во всех сферах жизни. Быть лучшей женой, мамой, дочерью, подругой, сотрудницей — это про вас. Да, дается вам это непросто, но вы продолжаете свой путь к идеалу.
Как справиться с синдромом отличника: пять приемов от коуча Чтобы приглушить в себе отличника, периодически пользуйтесь приемами, о которых прочитаете ниже. Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию Прием 1. Достаньте все свои дипломы, сертификаты, рекомендательные письма. В общем, возьмите все, что накопилось за годы работы и что подтверждает вашу компетентность. Вспомните и распишите на листочке свой профессиональный путь в деталях: с чего начинали, где и как учились, как доросли до своей должности. Похвалите себя за то, что смогли пройти этот путь и стать тем, кем стали. Осознайте, что вы высококлассный специалист и руководитель об этом знает, иначе вы не занимали бы свою должность. Конкурировать с вами в коллективе никто не собирается, а вот перенять хотя бы частичку вашего опыта коллеги не отказались бы.
Так, может, хватит их сторониться? Прием 2. Распишите на листочке, за что вы можете похвалить себя уже сейчас, и похвалите. Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения. Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали. На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело.
Естественно, даже частичные симптомы не принесут человеку ни радости, ни гармонии в жизни. Эту травму крайне важно проработать. Синдром отличника как избавиться: 5 стратегий Это займет много времени, и, несмотря на то, что на эту тему есть много книг и лекций, ничего не изменится просто так. Реализуйте предложения и начните работать над собой. Все ложится на ваши плечи, когда вы имеете дело с синдромом отличника. Поднимите самооценку Те, кто страдает синдромом отличника, как правило, недолюбливают себя, потому что они ценят мнение других людей больше, чем свое собственное.
Признайте свои собственные недостатки и знайте, что совершать ошибки — это нормально. Перестаньте беспокоиться о том, что подумают другие Люди с таким синдромом борются с зависимостью от одобрения других, поскольку они высоко ценят чужое мнение. Не забывайте, что совершенство и попытки удовлетворить всех не принесут вам ни радости, ни успеха. Правильно расставьте приоритеты Если для вас важен только конечный результат скажем, хорошая оценка и похвала других, вы можете пересмотреть свои приоритеты. Какой смысл учиться, если не получаешь удовольствия от процесса? Вам нужно бороться с синдромом отличника.
Не судите себя по стандартам других Как мы уже говорили ранее, потребность в достижении совершенства почти всегда проистекает из нездорового уровня конкуренции. Вы добьетесь успеха не потому, что действительно этого хотите, а потому, что хотите превзойти конкурентов. Осознайте, что вас ценят не за ваши достижения Люди с синдромом отличника могут неправильно понимать степень привязанности к ним своих близких. Ваши родственники и самые близкие друзья счастливы, что вы родились. И, несмотря на недостатки, вы можете рассчитывать на то, что в такой обстановке вас примут все.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Часто и «четверка» является недопустимой и приводит к осуждению в семье, иногда явному, а иногда скрытому под маской печали родителей, их неудовлетворенностью ребенком. Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий.
Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы. Из-за гиперответственности человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает.
Планирование своей деятельности носит чрезмерный характер.
Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества. Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку.
Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках. Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху. Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка.
Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях. Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни.
Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе. Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен. Рекомендации для взрослых Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу.
Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным.
В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Вторая причина, о которой упоминают психологи — стремление школьника заслужить уважение одноклассников, стать популярным среди сверстников, выделиться среди них. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда дети начинают соперничать между собой. Третьей причиной является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться — тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Четвертая причина — постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше а-ля сын маминой подруги. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности В итоге ребенок стремится получить одобрение сверстников или взрослых и старается все делать лучше остальных. Такое излишнее во всем стремление добиваться только превосходных результатов закрепляется в детской психике и позднее начинает проявляться уже во взрослой жизни. Источник: делайурокисам. Они по привычке продолжают считать, что только так могут добиться благосклонности окружающих. На работе — что начальник перестанет уважать, если работа не будет выполнена наилучшим образом. Дома — что супруг перестанет любить женщину-отличницу, если она не наведет идеальный порядок, если посуда не будет блестеть, а на ужин не будет каждый день нового блюда. Последствием является целый комплекс проблем: человек тратит слишком много нервов, сил и времени даже там, где это не нужно с практической точки зрения; он берет на себя излишнюю ответственность; у него остается гораздо меньше свободного времени, накапливаются стрессы и переживания; появляются сложности в отношениях с коллегами друзьями, родными; присутствует страх взяться за незнакомое дело вдруг не получится идеально и боязнь перед сложно достижимыми целями страх не справиться и заработать негативную оценку окружающих ; он испытывает постоянное недовольство собой кажется, что мог бы сделать и лучше , зависимость настроения от результата; человек обладает нестабильной самооценкой, зависящей от мнения окружающих постоянное стремление к одобрению ; он не умеет проигрывать, желает везде и всегда быть всегда правым; очень болезненно относится к критике. Одним из проявлений синдрома является неумение принимать адекватную критику от окружающих. Отличник привык к тому, что его хвалят, что его работа безупречна. Когда он встречается даже с объективными критическими замечаниями, он воспринимает их как придирки и нападки, испытывает чувство обиды. Зачастую это связано с комплексом неполноценности человека. Признание, что результат выполненной работы не идеален, сильно снижает его самооценку. Нередки случаи, когда студент, стремясь получать одни пятерки, вместе с ними получает нервный срыв и длительное лечение у психиатра. Постоянное стремление получать отличные оценки сначала в школе, потом в университете, на работе, от близких людей может привести к плачевным последствиям: разрушенная психика, потраченные впустую годы жизни, появление хронической тревоги, патологические зависимости. Источник: piter-trening. После окончания обучения они боятся браться за реальную работу, предлагать себя в качестве специалиста, страшась, что окажутся недостаточно компетентными не смогут показать отличные результаты на фоне других , либо их отвергнут еще на этапе собеседования. Поэтому они предпочитают продолжить обучение, остаться в привычной для себя среде получают второе и третье высшее образование, записываются еще на одни курсы по этой же теме , чем сделать шаг навстречу неизвестному. У людей с таким синдромом часто не складывается личная жизнь. Причины для этого бывают разные: При выборе спутника ориентируется не на собственные предпочтения, а на одобрение от значимых людей. Слишком завышает планку требований к будущему партнеру, ведь в нем все должно быть также идеально. Из-за низкой самооценки боятся знакомиться с теми, кто действительно нравится, так как опасаются быть отвергнутыми и не оцененным по достоинству. Обычно человек так и не решается на первый шаг и в лучшем случае соглашается встречаться с тем, кто сам обратил на него внимание. Что делать, как избавиться от синдрома Начинать бороться с синдромом отличника нужно с поиска первопричины неконтролируемого стремления во всем добиваться идеальных результатов. После этого начать с ней работать. Многим может понадобиться помощь специалиста в области психологии.
Низкая оценка в школе становится настоящей трагедией для ребенка. Часто и «четверка» является недопустимой и приводит к осуждению в семье, иногда явному, а иногда скрытому под маской печали родителей, их неудовлетворенностью ребенком. Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий. Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы. Из-за гиперответственности человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает.
Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим
Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.
Что делать, если у тебя синдром отличника
Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы. Из-за гиперответственности человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает. Планирование своей деятельности носит чрезмерный характер. В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей. Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние. Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии.
Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни. Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами.
И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями.
И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное?
Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.
Чем опасны перфекционизм и синдром отличника В обоих случаях постоянное стремление к совершенству плохо сказывается на эмоциональном состоянии. Таким людям тяжело справляться даже с небольшими неудачами. Из-за этого они постоянно находятся в стрессе и боятся ошибиться. Ошибаться — это нормально и это часть жизни любого человека. Главное — делать выводы и идти дальше. Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам. Они не понимают, почему другие не могут делать идеально. Это плохое качество для работы в команде. Ещё перфекционисты часто берут на себя лишние обязанности на работе, потому что не доверяют коллегам. Такой подход ведёт к чрезмерным нагрузкам и может быстро привести к выгоранию. Перфекционизм тормозит любой процесс. Есть даже поговорка: «Лучшее — враг хорошего».
Когда получил двойку за забытую тетрадь, я сказала Ура, у меня нормальный ребенок!. Теперь не боится получать оценки отличные от пятерок... Ну так это не боязнь, а разумный подход. Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть... Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов?
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?
Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р.