Об этом 27 октября заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о сравнении блокады сектора Газы с блокадой в Ленинграде. Массовая бомбардировка Ленинграда, запланированная на 7 ноября, сорвалась. Основной тезис моего выступления на суде состоял в следующем: бомбежки и обстрелы затрагивали почти весь город. Жертвы артиллерийского обстрела в Ленинграде. Массовая бомбардировка 7 ноября не состоялась, как, впрочем, не состоялся больше ни один крупный налет на Ленинград.
Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом
- Блокада Ленинграда: загадки и несостыковки официальной истории
- Небензя сравнил ситуацию в Газе с блокадой Ленинграда
- 8 сентября - День памяти жертв блокады Ленинграда | РИА Новости Медиабанк
- Сколько маскировочной сетки нужно было Ленинграду?
- Бомбардировки немецкой авиацией Ленинграда в 1941–1943 гг.
- Кони под землёй
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
С 4 сентября по 30 ноября 1942 года врагом было сделано 272 обстрела общей продолжительностью 430 часов. В этот же период немецкая авиация совершила около 100 налетов. В сентябре 1942 года из 2712 фашистских самолетов, участвовавших в налетах, прорваться в город удалось лишь 480, при этом 272 самолета были сбиты. В городе разорвалось более 2000 снарядов. За июль 1943 года средняя ежедневная продолжительность обстрелов составила 9 час. К концу 1943 года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 212 заводов и фабрик, выпускавших более 400 видов военной продукции. К зиме 1943-44 годов 99 процентов жилых домов имели уже действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тысяч квадратных метров уличных магистралей, на 12 маршрутах стали курсировать 500 трамвайных вагонов.
В январе 1944 года по городу было выпущено 1 482 снаряда. Из 881 дня блокады город подвергался варварским обстрелам 611 дней. На 1 квадратный километр городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. В 1944-1945 гг. В 1945 году в возрождающемся Ленинграде вновь пошли рейсовые автобусы, их было 116, и все из 1-го автобусного парка. За время блокады: от голода умерло по официальным данным — 641 тысяча горожан, по подсчётам историков — не менее 800 тысяч; погибло от бомбёжек и обстрелов — около 17 тысяч жителей; ранено около 34 тысяч жителей; ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых; фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов; были повреждены 30 тысяч промышленных зданий, цехов и участков, из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений; полностью уничтожена 8-я ГЭС, мощность которой составляла 200 тысяч киловатт; было разрушено и сожжено 3 тысячи 174 здания, повреждено 7 тысяч 143 здания, 9 тысяч деревянных домов разобрано на топливо, — город лишился свыше 5 млн.
Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц.
Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот.
Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку.
Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя.
В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров. Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней. Он был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград. Бои за "Невский пятачок" унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов.
Мероприятия в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге по традиции проводятся памятные мероприятия. Вспоминать о прошлом Северная столица начинает задолго до главного праздника, и мероприятия блокадной тематики проходят в течение всего января. Так, по данным "Известий ", ожидаются следующие мероприятия. Это театрализованный рассказ о страницах жизни блокадного Ленинграда. Всего запланировано восемь вечеров цикла концертов, откроется он 18 января. Афишу можно посмотреть по этой ссылке. Во имя жизни".
Впрочем, пешеходы на улицах в тёмное время суток встречались не так и часто. Уже 29 июня 1941 года в городе был установлен комендантский час с 0 до 4 часов. Через месяц он был расширен: с 22 часов до 5 утра. Находиться на улицах можно было, лишь имея специальный подписанный комендантом города пропуск. Отменён комендантский час был только 15 июля 1944 года. В подъездах домов тоже царила темень. Если лампы ещё и были, то светили они тусклым синим светом. Подымаясь на свой этаж, следовало держаться за перила и считать ступени. Такие же синие лампы включались в тёмное время в вагонах немногих ещё выходящих на линии трамваев. На улицах были отключены светофоры, что дополнительно осложняло проезд через перекрёстки лишённых освещения улиц. Один изобретательный сотрудник ГАИ сконструировал управляемый вручную аккумуляторный светофор с диаметром линз всего в 6 см. Было изготовлено 100 таких аппаратов, используемых на наиболее напряжённых перекрёстках города. А в октябре 1944 года наконец включились и заработали обычные стационарные светофоры. Автомобильные фары дополнялись светомаскировочным устройством СМУ , представлявшим собой колпак с козырьком и узкой горизонтальной прорезью, через которую выходил плоский пучок света, не создающий на полотне дороги наблюдаемого сверху светового пятна. Иногда одна из фар вовсе отключалась. Задние стоп-сигналы отключались либо зачехлялись. Бывало, что при движении автомобилей в колонне использовалось полное затемнение. В этом случае на заднем мосту каждой машины краской по возможности, фосфоресцирующей наносилось белое пятно диаметром 25-30 см. Следующий позади автомобиль полностью выключал фары. Его водитель, ориентируясь только по белому пятну на корме впередиидущего, должен был бдительно соблюдать дистанцию и повторять все его манёвры. При таком раскладе в колонне достаточно было включать фары причём снабжённые СМУ только на головной машине. После 17 октября 1943 года бомбёжки Ленинграда прекратились, однако попытки вражеских самолётов прорваться к городу продолжались, поэтому светомаскировка ещё долго и неуклонно соблюдалась под жёстким контролем команд МПВО. Выше уже упоминалось, как осуществлялось затемнение жилых квартир.
А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения. Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде. Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера. По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии. Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм. Советское командование ещё в самом начале войны понимало, что удар противника придётся по Ленинградскому направлению, поэтому уже 23 июня поступил приказ от командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова о строительстве оборонительного рубежа. Его требовалось возвести от западного побережья Нарвского залива до озера Ильмень. Поскольку враг прорывался с катастрофической быстрой, то оборонительный рубеж являлся жизненно важным для советских войск. Несмотря на внушительные успехи в начале кампании, немцам не удалось реализовать все планы. Сходу взять Ленинград не удалось. Поскольку в городе было заблокировано большое количество советских солдат, фашистам пришлось оставить внушительные силы для их сдерживания. Соответственно, к концу сентября произошла стабилизация фронта. Вильгельм фон Лееб, командующий группой армии «Север», 27 сентября 1941 года высказался о сложившейся ситуации: «Конечно, было намерение занять так называемый ближний рубеж окружения, чтобы подвести к нему всю артиллерию, и путём массированного артиллерийского обстрела, сосредоточенных бомбовых ударов с воздуха и активной обработки с помощью листовочной пропаганды сломить в Ленинграде волю к сопротивлению. Но в связи с тем, что пока не удалось выйти к ближнему рубежу окружения, и неизвестно, где и когда это может произойти, то необходимо вначале попытаться, по крайней мере, усилить работу по ослаблению способности противника к сопротивлению. С этой целью артиллерия 18-й армии будет вести беспорядочный по времени и месту обстрел с дальних позиций. Будет высказана просьба к 1-му воздушному флоту держать население Ленинграда в страхе путём беспорядочных бомбардировок и снижения его воли к сопротивлению путём усиления листовочной пропаганды с воздуха». Блокадный хлеб и хлебные карточки. Wikimedia Commons Ленинградская оборонительная операция завершилась для советской стороны провалом. Единственно, немцам не удалось взять под свой контроль всё побережье Финского залива. Красноармейцы не отдали Ораниенбаумский плацдарм. Ораниенбаумский плацдарм — территория на южном побережье Финского залива, изолированная от основных советских сил. Для обороны Ленинграда «пятачок» сыграл важную роль. Другим просчётом фашистов стал сам Ленинград и его жители. Немецкое командование, отказавшись от прямого штурма, было уверено, что горожане быстро сломаются и капитулируют. Но этого не произошло. Немцы так и не смогли получить доступ к крупному порту, который мог быть использован для перевозки самых разнообразных грузов. Фронт растянулся на сотни километров, держать под контролем всю территорию было весьма проблематично. Из-за расстояний, погодных условий и особенностей рельефа у немцев часто возникали проблемы со снабжением. Всем этим пользовалось советская сторона. Несмотря на серьёзные потери, фашистам так и не удалось дезорганизовать сопротивление. Наоборот, контратаки не прекращались. Красноармейцы терзали противника по всей линии фронта. Группа армий «Север», потерявшая в ходе наступления на Ленинград несколько десятков тысяч человек, вынуждена была обороняться. А когда у неё забрали ещё несколько соединений, отправив их под Москву, о штурме Ленинграда или о дальнейшем продвижении в восточном направлении речи уже не шло. Шлиссельбургский десант Как только немцы осадили Ленинград, советское командование стало прорабатывать различные варианты по деблокаде города. Было принято решение попытаться прорвать кольцо южнее Ладоги, в самом узком его месте. Главную роль отвели войскам Невской оперативной группы Ленинградского фронта правый берег Невы и 54-й отдельной армии река Волхов. Они должны были выйти навстречу друг другу, двигаясь на Мгу и Синявино. Десантники должны были захватить город, после чего соединиться с 54-й армией. Проведение десантирования бойцов взял под личный контроль Георгий Жуков. Он приказал 16 сентября подготовить группу из разведчиков-водолазов из роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Решить боевую задачу требовалось малыми силами, задействовав около двухсот человек. Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма. Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью. Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка. Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию. Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения. Ленинградцы расчищают улицы города. Wikimedia Commons Попытки высадить десант продолжались. В ночь на 24 сентября было отправлено две группы. Первая должна была высадиться недалеко от Шлиссельбурга и выдвинуться к крепости; вторая, состоявшая из разведчиков, — на Шлиссельбургской губе. Десантникам выполнить задачу не удалось. Катерам подобраться к берегу помешала каменная гряда. А вот разведотряд добрался до места назначения. После высадки сорок бойцов несколько километров шли по затопленной отмели. Затем они добрались до берега, рассредоточились и замаскировались. Провели разведку системы обороны, после чего ушли в расположение 54-й армии, прорвавшись через линию фронта. Утром 25 сентября произошла очередная попытка высадки десанта. Около двухсот человек отправились к Шлиссельбургу. Скомканная подготовка привела к провалу. Противник заметил советские катера и открыл огонь.
Минобороны РФ рассекретило документы о полном снятии блокады Ленинграда
Известно, что Финляндия замыкала блокаду Ленинграда на севере. И о том, что происходило в городе, знали. Это доказывает финская агитлистовка. Она относится к весне 42 года.
И там речь идет о том, что сдавайтесь к нам в плен, потому что сейчас начнется эпидемия, вызванная тем, что город — это огромный морг скоплений тел погибших от голода ленинградцев, они все знали», — рассказал Баир Иринчеев. Дело о признании блокады Ленинграда преступлением против человечества и геноцидом мирного населения рассматривает городской суд по заявлению прокуратуры Петербурга. Следствие полагает, что собранные доказательства позволяют говорить о большем количестве погибших жителей Ленинграда и его пригородов, чем говорит официальная статистика.
По ней жертвами блокады стали 670 тысяч человек. Однако, как сообщила суду главный методист Центрального государственного архива Петербурга, не все данные о погибших тогда были учтены. Я проверяю нет таких в Книге памяти.
Динамика авианалетов[ править править код ] За июль и август 1941 года на Ленинград было совершено 17 групповых авианалётов 8 днём и 9 ночью. При этом к городу прорвалось незначительное количество самолётов от общего числа участвовавших в налётах [4]. В сентябре было совершено 23 групповых налёта из них 11 днём , в октябре — 18 [5]. В начале 1942 года авианалёты прекратились. В целом авианалёты носили беспокоящий характер, ни один мост через Неву не был разрушен, равно как не пострадал Смольный и здание НКВД на Литейном [6].
Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок».
Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны.
Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом.
Со стороны скорее напоминало кладбище кораблей, а не переправы. Мы рисуем контрастные фигуры на поверхности моста. Мост частично попадает к фону, к реке. И вместо моста летчики видят непонятное сооружение», — объясняет доктор исторических наук Кирилл Назаренко.
Целые кварталы макетов вместо нефтебазы в Ручьях, закрашенные позолоченные шпили на фоне серого неба — ничто не выдавало привычный Ленинград. В блокадном трамвае, на котором ребенком ей приходилось ездить, Валентина Александровна вспоминает — даже для жителей зажатого в кольцо голода и смерти города, он выглядел непривычно. Когда были еще доски. Мешки люди таскали с песком. Песком закладывали все входы, для того, чтобы меньше было жертв. У нас было только три памятника незакрытые: памятник Суворову, памятник Кирову и памятник Кутузову и Барклаю де Толли», — вспоминает жительница блокадного Ленинграда Валентина Невская. Ленинград и звучал по-другому. Немецкая артиллерия судорожно палила по позициям нашей техники, по полям, где грохотали, вспахивающие землю тракторы.
Но ни танков, ни тракторов там не было.
Читайте также:
- Содержание
- Информация
- Первые бомбардировки Ленинграда - YouTube
- Жители Санкт-Петербурга сообщают о сильном ночном взрыве на окраине города
Блокада Ленинграда в архивных фотографиях
Военный эксперт Тимошенко объяснил учебный удар США по Санкт-Петербургу возрастающей напряженностью. Первый массированный налет на Ленинград вызвал в городе 178 пожаров, из которых наибольшее впечатление произвело крупное возгорание на Бадаевских складах. День памяти жертв блокады Ленинграда | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Город погружается в темноту
- Несломленный город: как спасали от бомбардировок блокадный Ленинград
- 02.10.2022 - Бомбёжки блокадного Ленинграда - борьба с налётами - Секреты и загадки истории
- 02.10.2022 - Бомбёжки блокадного Ленинграда - борьба с налётами - Секреты и загадки истории
- Минобороны РФ рассекретило документы о полном снятии блокады Ленинграда
- Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия:
Ленинград горит
В начале блокады Ленинграда склады подверглись бомбёжке со стороны немецких войск и сгорели, вследствие чего город лишился части своих продовольственных запасов. Блокада Ленинграда впервые была прорвана, как мы уже говорили, в 1943 году, 18 января. За годы блокады Ленинград подвергся бомбежкам и обстрелам не менее 900 раз. Настоящей трагедией для горожан стала бомбардировка 8 сентября, в результате которой были полностью уничтожены Бадаевские склады. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне.
Ленинград подвергся одному из самых долгих обстрелов 80 лет назад
В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Бомбардировками Ленинграда германское командование преследовало цель держать город в напряжении. Жители Ленинграда ведут строительство оборонительных сооружений на стрелке Васильевского ик: РИА "Новости". Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Ядерная бомбардировка Ленинграда. Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+).
Первый авианалет на Ленинград
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.
Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю.
Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ.
В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя.
Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней.
А Жуков в свой приезд в Ленинград 10 сентября дата из его воспоминаний принял 268 самолётов, из которых исправных было всего 168, и из них только 13 бомбардировщиков и два штурмовика ИЛ-2. И Ворошилов почему-то не знал о наличии двух авиадивизий в Тихвине. Их обнаружил маршал Кулик. А был, говорят, и позитивный пример - действия небольшой эскадрильи в Ханко, сбившей 54 вражеских самолёта скорее, финских, чем немецких. И 19 сентября во время тяжёлых боёв на подступах к городу немцы нанесли по Ленинграду самый мощный авиационно-артиллерийский удар. Шесть раз бомбардировщики и штурмовики в сопровождении «Мессершмиттов» нападали на город, четыре раза днём и два ночью, и сбросили более 500 фугасных и около 3 тысяч зажигательных бомб. Погибло по разным данным от 540 до 1000 человек, всего больше в разбомблённом госпитале на Суворовском проспекте, и были повреждены, кроме госпиталя, Гостиный Двор там были продуктовые склады , 80 жилых домов, Мариинский театр, три завода, в том числе, «Кировский», где раньше делали тяжёлые танки.
Вчера очень тяжелый день: много жертв и разрушений. В разных концах города гремело и рушилось. Вчера от зажигательных бомб горели больницы: Куйбышевская, Александровская и еще два военных госпиталя. От военного госпиталя на Советском проспекте в предыдущей информации — на Суворвском, А. Вчера бомбы падали в Новой Деревне на рынок. Оттуда привезли пятьдесят человек. Он так и стоит, треснувший сверху донизу. Крыша отошла сверху, как корка непропеченного хлеба.
Немцы применяют новую тактику: бросают сперва фугасные бомбы, а когда здание разворошено и беззащитно, забрасывают его зажигалками». Основным ориентиром для бомбардировщиков была Октябрьская железная дорога, выводившая их точно к центру города. Впоследствии они ориентировались по вспышкам от зениток. Из октябрьского рапорта командира KG4: «Широкие полосы крупных пожаров обозначали линию фронта. На земле часто происходят вспышки. В то же время в небе начинают рваться зенитные снаряды, мы воспринимаем их как сигнал с земли, на огонь, на Ленинград! Радиолокационные средства были и у нас. Для обнаружения немецких самолётов использовали аппаратуру, установленную на стационарных станциях РЛС и на автомобилях ГАЗ.
На Исаакиевском соборе, на вершине, дежурили связисты с приёмниками, они подслушивали разговоры немецких лётчиков на подлёте. Но у немцев был целый воздушный флот с превосходящими наших самолетами, с опытными пилотами, радиостанциями, системой авиаразведки и радионаведения. И противовоздушная оборона против них оказалась слаба. После налёта 19 сентября со своих должностей были сняты командир и начальник штаба 2-го корпуса ПВО этот корпус, включающий зенитки, авиацию, аэростаты и другие подразделения, закрывал небо Ленинграда. У города было около 500 зенитных пушек, но часть из них в сентябре использовали против танков. И к тому же они технически устарели. Очень не хватало боеприпасов. И кроме технических, было немало организационных проблем.
По информации А. Сульдина, автора книги «Блокада Ленинграда. Полная хроника. От него же: всего в сентябре было 23 авианалёта. По замыслу фюрера беспрерывные авиаудары и артобстрелы должны были сломить моральный дух голодающего населения и войск, оборонявших город. В октябре налёты продолжились, но интенсивность их снизилась. Есть информация у Д. Зубова всего о девяти нападениях.
Последнее - 30 октября. Ленинград ушёл на второй план. Главной целью стала Москва. В бомбардировках в основном принимала участие одна эскадрилья I. Бомбежки были эпизодическими, выполнялись отдельными машинами и только в темное время суток. Немецкие лётчики демонстрировали профессионализм и безнаказанность. Время налётов не менялось.
К памятной дате Минобороны РФ запустило на своем сайте новый раздел « Ленинград выстоял и победил! Впервые опубликованы рассекреченные описания боевых действий, карты, фотоотчет работы артиллерии Балтийского флота, а также наградные листы защитников города, боевые донесения и черновик первого после снятия блокады приказа продолжать наступление. По всей стране сегодня проходят акции и мероприятия, посвященные памятной дате. Активисты навещают блокадников, которые героически выстояли в осажденном городе. Они продержались страшные 872 дня. Когда началась блокада, Людмиле Павловне Казакевич было всего 12 лет.
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
В свою очередь, сотрудница конно-спортивного клуба «Ковбой» по телефону рассказала, что «всё это прилетело» к ним, но происшествие произошло не на территории клуба. Предположительно, взрыв произошёл в районе железной дороги. В распоряжении журналистов Авиа. Судя по всему, взрыв был достаточно мощным, однако, видео не позволяет раскрыть все подробности произошедшего инцидента.
Бадаева Киевская ул,1 было сброшено 280 зажигательных бомб. Тушение пожара началось через пять минут после обнаружения в 19. Ленинград, 24 декабря 1943: Ленинградцы вместе с пожарными борются с огнем Вопреки расхожему мнению, Бадаевские склады не были уничтожены пожаром полностью. Усилиями пожарных часть помещений и продовольствия удалось спасти. Сгорело 38 продуктовых кладовых и 11 прочих построек. В результате второго пожара, длившегося 1,5 часа, сгорело четыре склада мебельный, с деталями машин и два пустых.
Две кладовые с продуктами и "Фруктовый комбинат" удалось потушить. Дмитрий Павлов, работавший в 1941-42 гг. Позднее эту сахарную массу переработали на кондитерские изделия, так что потери сахара, по оценке работников торговли, составили не более 700 тонн. Павлов подчеркивал, что "за весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия". По его словам, утверждения о том, что продовольствия, хранившегося на Бадаевских складах в сентябре 1941 года, хватило бы на три с лишним года, "базируются не на фактах, а на слухах и догадках". Ленинград, 29 декабря 1943: Пищевая промышленность выпускает продукты из подручного сырья В "Дневнике одной ленинградки" Елена Скрябина дает подробную картину того, как менялись настроения жителей города по мере осложнения ситуации с продовольствием. В начале сентября она пишет: "Закрыли все коммерческие магазины. Нормы продуктов по карточкам снова снижены. Необходимо добывать припасы другими путями.
И это, конечно, не бомбовая угроза, а ракетная. Они несут ракеты крылатые — типа нашей Х-101. В ядерном исполнении такие ракеты способны лететь на 5 тысяч километров. И польские истребители сопровождения подняли для пущей важности. Над Балтикой кто хочет, тот и летает. На наших радарах, конечно, были отметки - одна большая цель, этот стратег, и несколько маленьких — это польские истребители.
Это демонстрация возможностей - показать нам, что они могут. А мы туда отправлять перехватчики не могли — и далеко, и нейтральная зона. Но припомнить подобных полетов таких самолетов именно в балтийском регионе на таком удалении за последние годы не могу.
Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс.
В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота.
Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера.
Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны.