Новости башкиры и татары отличия

Если хотим сохраниться как нация, татарам и башкирам вроде бы надо быть союзниками. Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. О различиях — татар больше, чем башкир, и проживают они по всей территории России.

Антропологические различия

  • Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?
  • ✅ Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов -
  • Исторические корни различий между башкирами и татарами
  • Татары и Башкиры. Сходства и Различия. Татарстан. Башкортостан. Уфа. Казань.
  • Ответы : Башкиры чем отличается от татар?
  • Главная лента

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

Башкиры не принимали идею о "тюрко-татарской" нации с широкими этническими границами: III-й областной Курултай съезд Башкурдистана проходил 8—20 декабря 1917 года в г. Оренбурге утвердил объявленную еще 15 ноября 1917 года Центральным Башкирским Шуро "территориально-национальную автономию Башкурдистана", которая представлялась в виде "национально-территориального штата". При этом подчеркивалось, что "Башкурдистан входит в состав России как один из национально-территориальных штатов", который равен в политическом и в других отношениях с остальными штатами "Федеративной России". На этом же съезде выяснилось, что правительство Башкурдистана выступает за присоединение к "Штату Башкурдистан" "целиком Уфимской губернии", на присоединение которой к Штату "Идель-Урал" рассчитывали лидеры татар" [1, с. Очень выпукло эти две противоположные позиции двух элит проявились уже в выступлениях Гаяза Исхаки и Заки Валиди на 1-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года. Гаяз Исхаки сказал тогда следующее: "Казахи и народы Средней Азии, составляя большинство в своих регионах, могут в федеративном государстве защитить свои права.

Но во Внутренней России мусульманам невозможно будет создать свое государство, так как они во всех губерниях России составляют меньшинство [2, с. Поэтому они будут ассимилироваться другим народом... Например, при федеральной системе ногайцы Астраханской губернии могут очутиться в государстве Донских казаков и остаться там в меньшинстве. Такое же может случиться и с другими народами. Мусульмане Внутренней России, составляя в каждой русской губернии меньшинство, при федеральной системе не смогут защитить свои права даже через губернские парламенты и не смогут послать своих депутатов в общефедеральный парламент [2, с.

Чтобы тюрко-татары продвинулись в сфере культуры, они должны двигаться под единым знаменем. Мы должны добиться личных прав и культурной автономии, территориальная автономия и федерация принесут нам лишь вред. Фатих Карими здесь привел пример Финляндии как образец территориальной автономии. Но финны — цивилизованный народ. Они окультурились под влиянием немецкой культуры.

Но в Туркестане и Казахстане нет людей, способных возглавить территориальные автономии. У народа нет знаний, нет сознания. Народ не осознает себя ещё нацией. Наша задача, сначала сформировать национальное сознание, создать нацию [2, с. Есть еще один вопрос: Если будет федерация, будут ли даны права автономии не титульным нациям, проживающим в республиках, составляющих федерацию?

В таком случае нужно будет дать автономию 48 народам на Кавказе и 10 народам в Туркестане. С точки зрения исторической перспективы такое чрезмерное дробление не нужно. История вынуждает нас объединяться. Мелкие общества не способны создать великую культуру. Они будут жить, задыхаясь в своей узкой среде.

По этой причине я отдам свой голос за систему правления единой народной республики, которая защитит наше национально-культурное единство и откроет дорогу великой культуре [2, с. Вы, делегаты съезда, должны всем показать, что вы представляете 30 миллионов мусульман и великую нацию" [2, с. По мнению же Заки Валиди, изложенному им на съезде, чтобы решить национальные, культурные и религиозные проблемы мусульман России, чтобы выбрать для них систему правления в России, надо знать, что из себя представляют мусульмане России. Пока мы, говорит З. Валиди, достаточно хорошо этого не знаем [2, с.

По его мнению, существуют три группы тюрок: 1. Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя.

Обязательно используем тег "Политика". Допускаются любые посты, связанные с политикой, в том числе юмористические: мы же на Пикабу : 3. Пожалуйста, соблюдайте правила Пикабу в том числе Особый порядок.

Демографические показатели башкир чуть лучше. Сколько процентов русских в РФ? Опираясь на данные переписи 2002 года, можно примерно оценить процентную долю русских. Между переписями 2002 и 2021 годов население России в постоянных границах почти не изменилось. В 2003-2021 годах естественная убыль населения РФ, по данным Росстата, составила 7 млн человек. У ряда народов Кавказа и Сибири в сумме был прирост около 1,5 млн человек только в Дагестане и Чечне был прирост населения в 1 миллион. Был и скрытый прирост за счет рождаемости в семьях трудовых мигрантов, которые постепенно укореняются и получают гражданство РФ. При соизмеримых с народами Кавказа численности и рождаемости их прирост должен был быть не менее 1 миллиона за 20 лет. Таким образом, убыль остальных народов должна была составить около 9-9,5 миллиона. Из этого числа украинцы, белорусы, татары, чуваши, финно-угорские народы в сумме потеряли около 2 млн человек из-за естественной убыли и ассимиляционных процессов. Есть еще миграция. Официальный миграционный прирост населения РФ за 19 лет — 4 млн человек. За 20 лет в РФ вернулось около 2 миллионов русских. А уехало, по независимым оценкам, до 4-5 млн жителей РФ, а значит, не менее 3 миллионов русских. Включение Крыма в процентном отношении только уменьшило долю русских в России на десятые доли процента, так как процент русских там меньше, чем в РФ в целом. Как проходила перепись в Москве? Наименее правдоподобно выглядят итоги переписи в Москве: 9072 тысячи русских, 3418 тысяч людей без национальности и лишь 518 тысяч человек всех других известных национальностей, кроме русских. Среди людей без национальности 2950 тысяч человек — «лиц, в переписных листах которых отсутствуют данные о национальности», — те, кто, скорее всего, не участвовал в переписи; и 362 тысячи «указали другие ответы о национальной принадлежности» — возможно, это люди, которые участвовали в переписи, но по незнанию или намеренно указали несуществующие нации или не поняли вопрос. Еще у 105 тысяч человек «нет национальности».

Башкиры живут на Урале испокон веков, они упоминаются с 9 века нашей эры в арабских летописях. Это был кочевой народ угорской группы, к которой также относятся мадьяры и югра. Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа Оставляйте реакции.

Татары и башкиры: чем похожи и отличаются

Различия в фонетике В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей. На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге — астраханские татары. Касимовские татары тат. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв.

В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе. Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Наиболее древняя татарская письменность — руническая. В 1939—1940 гг.

В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища. Верующие татары — это в основном мусульмане-сунниты, за исключением двух субэтнических групп: кряшен крещенных татар и нагайбаков ногайских татар , крещенных в XVI—XVIII вв.

В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Языком, обычаями. До Революции - отношением к земельной собственности. До 1864 г.

И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице , не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер. Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель. Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар. При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений. На вопрос А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. Обя языка тюркские и очень похожи. Но на лицо - башкиры, в большинстве, сохранили первозданную тюркскую внешность широкое скуластое лицо, раскосые черные глаза, жесткие волосы , а татары, веками смешиваясь со славяннами и угорцами, часто бывают голубоглазыми блондинами с ямочками на пухлых щеках... Ответ от Простолюдин [гуру] и внешне и языком, да Ответ от Derik [активный] не очень: языки у нас схожи: Ответ от Группа товарищей [гуру] Тюрки. В плане языка как мы от поляков. Ответ от Наискосок [активный] Татары, они русские. По генетике, от урала, до новгородской области, процент татарской крови уменьшается. А, татары которые обозвали себя башкирами создали национальность. Тогда расизм и нацизм имеют все права!! И тем не менее, национальность создают Язык мировоззрения и семейно-социальное Воспитание. Марков [гуру] отличаются, но при желании понять друг друга смогут.... Ответ от Гузель Янбердина [новичек] Генетики доказали, что татары и башкиры два разных народа Татары по отцу азиаты а матери местные угры, а башкиры по отцу европейцы кельты и местные женщины. По матери мы родственники. А то, что башкиры воинственные, всем известно. Они подчиняли различные племена в свой союз, и это тоже всем известно. Башкиры состоят из 7 семей- разных этносов, тоже все знают. Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, "урыс булмай аптырап юрийляр" по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный. Ответ от Metalik220871 [активный] Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев.

Например, татарами называли азербайджанцев, балкарцев и карачаевцев последние — горские татары , и на Алтае северных алтайцев называли татарами. Изучая этот вопрос, я пришёл к выводу, что именно в состав этих народов вошли кипчаки, внутри которых был мощный татарский сегмент. Это связано со старыми делами, с Кимакским каганатом и так далее. Азербайджанцы, конечно, относятся не к кипчакской группе, а к огузской. Но у азербайджанцев есть ряд групп, которые говорят на народном уровне на кипчакских говорах. Российские статистики и администраторы вот это фиксировали, что есть некие языковые сходства у этих групп. Башкиры в эту группу не входили. Почему так получается? Есть же понимание, что этничность, культура — это духовные этажи жизни человека и по крови они не передаются. Весьма интересно наблюдать за этими исследователями, потому что итоговые данные оказались не очень удобными для башкирских идеологов. Они никогда не публиковали отдельно результаты по генетическим исследованиям жителей Северо-Запада Башкирии. Они как правило рекламируют результаты своих генетических исследований по восточным и юго-восточным группам башкир. А на Северо-Западе генетика общая для татар и башкир. Вообще-то генетические материалы по своим результатам могут стать толчком для фашисткой идеологии. И в истории такое уже было. В фашисткой Германии черепа мерили, цвет волос и глаз осматривали. Известно, что ни один народ не формируется только на одной генетической базе. Я, например, специально проводил генетическое исследование себя. Оказывается мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад. Ну какие татары могут быть в это время? Причем, там отслеживается родство с финикийцами, чеченцами, бактрийцами. Это же древнее население перемещалось из разных районов, перемешивалось. Если такой фундамент вылезает, это же не значит, что имеется в виду современный этнос. В Башкирии есть несколько групп исследователей-генетиков. Каждая из них хочет побыстрее заработать свою славу. Сразу в этнические дела залезают. Но серьёзные генетики очень далеки от этих вещей. Я слушал доклады известных ученых, в том числе за рубежом. Во-первых, генетические исследования ещё находятся на самом начальном этапе. Вот если бы был собран весь генетический материал по всему миру, по всем народам, тогда какие-то выводы можно было бы вычленить. Можно было бы узнать о событиях, скажем в Европе, 500-летней давности, кем был предок. А глубже пока все покрыто мраком, очень много неясностей. В каком направлении они идут? Понятно, что в Башкирии генетикой хотят очертить контуры своей этничности. А как у татар? Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал.

Смотрите также

  • Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов - intofact
  • История татаро-башкирских противоречий - TuranToday
  • Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно
  • Чем татары отличаются от башкир?: rivka381 — LiveJournal
  • Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: mumis34 — LiveJournal
  • Различия между башкирами и татарами

Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты

Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? башкиры, казахи и кавказские тюрки. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. Могу привести пример, в Буздякском районе Башкирии башкиры живут среди татар 450 лет, но они татарами так и не стали.

Что еще почитать

  • Чем отличаются башкиры от татар
  • Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
  • Антропологические различия
  • Новости партнеров
  • Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: igor_mikhaylin — LiveJournal
  • Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами

Татары и Башкиры

Необходимо доказать, что хозяева этой земли – башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Главная» Новости» Татары отличаются своей. Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Основное отличие между башкирами и татарами заключается в происхождении этих народов. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Татар и башкир разделил Ленин, создав татарскую и Башкирскую автономии. Реально же один народ просто жил на территориях Казанской и уфимской губерний.

Татарский и башкирский языки: отличия

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? башкиры, казахи и кавказские тюрки.

Кто такие татары? Мнение башкирских историков.

И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения.

Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем.

С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике.

Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского.

Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары.

Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.

Обязательно используем тег "Политика". Допускаются любые посты, связанные с политикой, в том числе юмористические: мы же на Пикабу : 3.

Пожалуйста, соблюдайте правила Пикабу в том числе Особый порядок.

Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.

В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый — субъективный, остальные — вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока — просто лидер. Гаяз Исхаки — лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин — главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз — после 1552 года, затем — в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне.

С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР.

Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда.

Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Видео по теме Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов.

В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора.

В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга.

Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать.

Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Видео: Татары и Татарочки Волгары Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора.

В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу.

Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Видео: Красавицы башкирки. Beautiful girl Bashkir Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе.

Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Баширское национальное самосознание Одной из причин, почему баширы не всегда находят общий язык с татарами, является тот факт, что эти два народа имеют разные исторические корни и культурные традиции. Баширы имеют свою уникальную историю и культуру, которая отличается от татарской. Это создает определенное различие между ними и может стать причиной конфликтов или недопонимания. Также важной особенностью баширского национального самосознания является сильная привязанность к своему родному языку — башкирскому. Баширы с гордостью сохраняют свою языковую и культурную идентичность, что иногда может быть воспринято как неприятие других народов, включая татарскую нацию. Однако, несмотря на некоторые различия и особенности, баширы и татары также имеют общие культурные ценности и традиции. Большинство баширов и татар живут в мире и сотрудничают друг с другом в различных сферах жизни, таких как образование, экономика и культура. Диалог и взаимопонимание между этими двумя народами позволяют им сосуществовать и развиваться вместе. Причины особенностей взаимоотношений между башкирами и татарами: 1. Исторические различия и разные корни 2. Разные культурные традиции и ценности 3. Сильное баширское национальное самосознание 4. Привязанность к родному языку и культуре 5. Взаимное непонимание и конфликты, вызванные различиями В целом, необходимо отметить, что взаимоотношения между баширами и татарами носят сложный и двухсторонний характер. Однако, важно помнить, что различия не всегда означают неприятие или вражду. Эти два народа имеют потенциал для сотрудничества и взаимного уважения, что способствует многонациональному развитию России в целом. Читайте также: Суть середины отрезка и практическое ее применение в математике Имущественные споры и конфликты Исторически сложившиеся региональные и национальные особенности могут становиться источником конфликтов и споров в сфере имущественных отношений между башкирами и татарами. Одной из причин таких споров может стать наследственное право. Традиционно в башкирской культуре наследство передается по мужской линии, в то время как в татарской культуре наследственные права распространяются на всех наследников, включая женщин. Это может приводить к разногласиям и спорам, особенно в случаях смешанных браков или при наследовании общего имущества. Кроме того, territorial disputes существуют в регионах, где проживают и башкиры, и татары. Споры о праве владения землей, имуществом или национальными ресурсами могут возникать и усугублять отношения между этническими группами. Важную роль в национальных конфликтах играют стереотипы и предубеждения.

Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев 1841-1907 гг. Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка — «тюрки». Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше, не существовало до начала XX века по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» то есть тюрки был исконным, тогда как предки казанских татар — чуваши — восприняли его лишь на рубеже XV-XVI вв. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к тюрки и современному татарскому языку, были проигнорированы. Если в 1897 году большая часть мусульмьанского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык или тюрки, то в 1926 г. Этому также способствовала жесткая ассимиляторская политика властей Татарской АССР, направленная на конструирование новой исторической общности — татарской нации на основе казанских татар чувашей-мусульман путем включения в политический проект тептярей, мишарей и части северо-западных башкир. Для сравнения: татар там было 107 025, тептярей — 14 875. Из них: башкир — 154 324 чел. Тем не менее, в начале XX века северо-западные башкиры еще четко осознавали себя таковыми. Этот факт, между прочим, сыграл решающую роль в образовании так называемой «Большой Башкирии», то есть Республики Башкортостан в ее сегодняшних очертаниях. Провозглашенная в декабре 1917 г. Но уже тогда башкирские лидеры ставили задачу собрать воедино всю историческую Башкирию. Учредительный курултай принял решение: «Для введения автономного управления в западной Башкирии, а именно: в западных частях Уфимской, Самарской и Пермской губерний — должны быть созваны там не позже января 1918 г. Признание в марте 1919 г. Восстание «Черный Орел» или «Вилочное восстание», бушевавшее в феврале-марте 1920 г. Причем, приговоры сельских сходов о присоединении к Башкирской Республике присылались в Башревком не только от башкир Бирского и Белебеевского, но и Мензелинского и Бугульминского уездов. Однако, татарские национал-коммунисты также претендовали на Уфимскую губернию для учреждаемой большевиками Татарской АССР. Султангалиев с товарищами просил у Ленина отдать всю западную Башкирию вплоть до Уфы им. Вот как описывает эту встречу, состоявшуюся 22 марта 1920 г. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов: - А есть ли разница в языках или наречии татар и башкир? Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции. Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос: - Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне? Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям. В дальнейшем беседа была сосредоточена лишь на вопросе о татарах и татарской республике, подразумевая ее осуществление без тех башкир, о которых мы так усиленно «заботились». Однако, М. Султангалиеву и его единомышленникам все же удалось выпросить у Ленина для декретированной в 1920 г. При этом не бралось в расчет то, что эта территория была исконной землей башкир Булярской, Байлярской, Юрмийской, Гирейской, Сарайли-Минской, Кыргызской, Еланской, Енейской волостей. Лидерам Башкортостана, занятым в это время ожесточенной политической борьбой с местным Обкомом ВКП б и органами ЧК, удалившим из «Малой Башкирии» признанных лидеров башкирского народа Х. Юмагулова и А. Валидова, тогда просто не хватило сил, чтобы воспрепятствовать этому решению. Таким образом, многие башкирские роды, а то и семьи, оказались разделенными административной границей. Так, например, село Новый Актанышбаш Краснокамского района Башкортостана было основано выходцами из села Актанышбаш нынешнего Актанышского района Татарстана. Жители обоих селений приходятся друг другу кровными родственниками. Однако, первые считаются башкирами, а вторые — татарами. Подобных примеров сотни. Сегодня из уст некоторых жителей башкирских селений северо-западных районов Башкортостана нередко приходится слышать рассуждения следующего рода: мол, наши предки переселились сюда с территории Татарии, следовательно, мы также являемся татарами. Они просто не знают, что территория восточной части Татарстана вплоть до р. Зай является западной окраиной исторической Башкирии. К примеру, г. Одним словом, предки упомянутых выше жителей Башкортостана переселялись не из Татарстана, которого тогда просто не существовало, а мигрировали по своей же башкирской территории. Само использование термина «Татарстан» применительно к периоду до 1920 г. В то же время понятие Башкирия в качестве этнической территории башкир имеет более чем тысячелетнюю историю. Таким образом, этническая ассимиляция части северо-западных башкир стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев сознательно подстегивался уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, было полное слияние казанских мусульман, башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Если в отношении большей части казанских мусульман, тептярей и мишарей данный проект оказался в целом успешным, то башкиры стали его наиболее непримиримыми противниками, поскольку были цивилизационно чужды названным категориям населения диаспорного типа. Отношение к земле, наличие древней культурной традиции и аутентичность ей, живая связь с историческим прошлым края создавала прочный фундамент для башкирской идентичности, существующей уже почти полторы тысячи лет. Напротив, этносословные группы мишарей и тептярей, не имевшие глубоких корней в Башкирии и утратившие связь со своей прародиной, быстро проникались модернистскими идеями и поэтому легко отказывались от собственной идентичности в пользу татарской. Поверхностные, но броские лозунги обновления, освященные авторитетом мусульманских модернистов джадидов , создавали иллюзию «прогрессивности» татарского проекта в отличие от «отсталого» башкиризма. Будучи изначально ярко выраженным буржуазным движением, в революционный период он органично адаптировался к формационной, прогрессисткой по сути, теории марксизма и антропологии дарвинизма. Как труд делает из обезьяны человека, так и приобщение к этому проекту превращает отсталого башкира, тептяря или мишара в татарина — человека новой формации. Эти представления на уровне подсознания интеллигенции удачно коррелировались с идеей человека нового типа. Татарин — это такой же человек нового типа, но только мусульманин по вероисповеданию, хотя ислам для татарских национал-коммунистов был уже не столько мировоззрением, сколько культурным кодом. Не случайно, М. Султангалиев требовал создания отдельной мусульманской коммунистической партии, ответственной за мусульман читай: татар , сегрегированных от общей массы советских людей. Однако, Сталин не потерпел сепаратизма в своих рядах, впрочем, как и религиозных предрассудков. Успеху татарского проекта в конце XIX — начале XX века способствовала татарская компрадорская буржуазия, щедро финансировавшая сферу образования и книгоиздания. Мало того, сама структура Оренбургского духовного магометанского собрания, охватывавшая значительную часть территории Российской империи, стала скелетом экстерриториальной татарской общности. Казанский историк А. Хабутдинов справедливо замечает, что муфтият стал колыбелью татарской нации. А ректор Нижегородского исламского института Д. Мухетдинов пишет: «…если для формирования башкирского этноса ОДМС не сыграло определяющей роли, то для татар именно муфтият создал миллет-нацию». Утверждение последнего верно и ошибочно одновременно. Действительно, муфтият не «творил» башкир, поскольку они являются этносом с более чем тысячелетней историей. Но нельзя сказать, что он не сыграл никакой роли в их судьбе. Напротив, деятельность ОДМС для башкир была скорее отрицательной, чем положительной, поскольку мусульманское духовенство выступало проводником татаризма, а, значит, ассимиляции. Именно поэтому, как говорил В. Ленин, башкирские крестьяне выгоняли из своих селений татарских мулл и учителей, как «колонизаторский элемент». К сожалению, «прогрессивная» часть башкирского общества оказалась втянутой в орбиту татарского проекта. Ярким представителем этой категории людей является известный национал-коммунист и советский дипломат Карим Хакимов «Красный паша». Являясь по происхождению башкиром Сарайли-Минской волости, во всех анкетах он записывался татарином. Татаризм вербовал сторонников среди башкир исключительно по идеологическим и психологическим мотивам, а не по признаку этнической солидарности, поскольку все они прекрасно знали о своем настоящем происхождении. Поскольку само понятие «национальность» в начале XX века многим казалось пережитком прошлого, переход из башкир в татары для многих, особенно, коммунистов, был переходом в иную историческую формацию, где вообще не будет никаких национальных границ. Легкость перехода обеспечивалась тем, что башкиры считались отсталыми по причине того, что у них не было пролетариата, а у татар был. Этому в немалой степени способствовало также то, что в годы Гражданской войны башкирское движение оказалось на стороне белых. Долгое время понятия «башкир» и «контрреволюционер» были тождественными. Поэтому многие «прогрессивные» индивидуумы, открещиваясь от «реакционного» башкиризма, делали соответствующий выбор, тем более, что этот выбор не был сопряжен с проблемами морально-нравственного характера: татарин — это всего лишь усредненный тип «прогрессивного» урало-поволжского инородца, который и сам является всего лишь промежуточным пунктом на пути к формированию единой советской нации. Если, согласно Подворной переписи 1917 года, в Уфимской губернии был зафиксирован очень незначительный процент татар среди жителей Бирского и Белебеевского уездов, территориально совпадающих с северо-западом Башкортостана, то по данным переписей 1920 и 1926 гг. Как пишет М. Роднов, «в Златоустовском уезде, также как в Белебеевском и Бирском отмечена активная «татаризация» - значительная часть тептяр, мишар и башкир стала именоваться или были записаны татарами». Определенные круги научного сообщества Татарстана прилагают все усилия по демонтажу башкирской этничности, поскольку она является последней преградой на пути к реализации их замыслов. Как уже говорилось, отрицается сам факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше. Причем, научное сообщество Татарстана прекрасно понимает это. Академик АН Татарстана М. Закиев вспоминает, как идеологи казанского Кремля Д. Исхаков и Р. Хакимов создавали неотатаристский дискурс в 90-е годы прошлого века: «Исхаков в свое время предложил не упоминать о булгарском происхождении татар - давайте, сказал он, эту булгарскую теорию не будем пропагандировать. Ведь татаро-монголы - великий народ, они покорили даже русских, русские их всегда боялись. Пусть теперь нас тоже боятся и уважают». Относительно «чувашского» прошлого М. Закиев высказался следующим образом: «Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя «суасами». Задачи, которые ставит перед собой радикальный татаризм, заставляет его идеологов абсолютно осознанно совершать чудовищные исторические фальсификации, одним из проявлений которых является ономастический номинализм, доведенный до абсурда. Например, любое упоминание в письменных источниках этнонима «татар», в том числе использование в европейских картах названия Tartaria «Тартарией» или «Великой Тартарией» западноевропейские картографы именовали значительную часть Евразии от Урала до Камчатки , преподносится как доказательство татарской идентичности в Средние века. Это напоминает заявление польского министра иностранных дел Г. Схетыны о том, что Польшу освобождали этнические украинцы, поскольку боевые действия против фашистов там вели части I-го Украинского фронта. Такой же смесью лицемерия и цинизма пропитана идеология крайнего татаризма. Претензия казанских историков на наследие Золотой Орды вызывает негативную реакцию и у ученых Казахстана, так как именно казахи, ногайцы, крымские татары и значительная часть башкир являются прямыми потомками населения Улуса Джучи, то есть теми самыми литературно-фольклорными татарами, а отнюдь не те, кто именует себя сегодня татарами. Закиев охарактеризовал происходящее так: «благодаря идеям, которые навязывали руководству Татарстана Рафаэль Хакимов и Дамир Исхаков, мы испортили отношения со многими народами, прежде всего, с башкирами, поскольку им в трудах этих ученых было отказано в самоназвании. Рафаэль Хакимов записывал в татары всех. Кроме того, Дамир Исхаков стал еще ездить в Башкирию, где заявлял о том, что башкир там живет на самом деле меньше, чем татар, поэтому в будущем республика утратит свой статус». Образование татарской нации в начале XX века — это состоявшийся факт, который бессмысленно оспаривать. Однако, формирование татарского этноса еще далеко не завершено и на какой отметке стабилизируется это процесс — покажет будущее. Еще не «проглочены» так называемые сибирские татары, астраханские ногайцы, нагайбаки и кряшены, до конца не «переварены» мишари. Крымские татары давно позиционируют себя в качестве отдельного народа, а северо-западные башкиры пробуждаются от вековой летаргии. Боязнь потерять их побуждает сторонников агрессивной линии татаристского дискурса к активным действиям. Именно поэтому они превращают северо-запад Башкортостана в поле перманентной борьбы. Обращает на себя внимание также их стремление «отатарить» башкирские анклавы, находящиеся на территории Пермской области, Свердловской, Челябинской и Курганской областей и, таким образом, выйти на границы с Казахстаном, минуя Башкортостан. Неудачи в научном обосновании своих претензий на великодержавное наследство Золотой Орды вынуждает их создавать собственную, «аквариумную» историю, непризнанную нигде, кроме Татарстана. Жертвой этого обмана стал, в первую очередь, сам татарский народ, которому внушают мифы о происхождении его предков от воинов Батыя, пришедших на Волгу из Восточной Монголии. Как этот тезис уживается с культом Булгара, который объявлен Меккой мусульман Поволжья, остается загадкой. Современные споры между «татаристами» и «булгаристами», кипящие в Татарстане, являются их внутренним делом. Однако, претензия сторонников агрессивного татаризма на северо-западных башкир не может не вызывать обратной негативной реакции. В стремлении отдельных казанских деятелей «отатарить» башкир просматривается желание подтвердить свой этноним «татары» за счет приобретения башкирских родов ордынского происхождения, как будто ассимилировав их, они, действительно, перейдут в иное качественное состояние. То есть создается некий образ-проекция того, как должен, по мнению идеологов татаризма, выглядеть идеальный тюркский этнос наличие родоплеменной структуры, эпоса, традиционных музыкальных инструментов и т. Эти виртуальные построения лишний раз доказывают виртуальность самого татаристского дискурса, остро нуждающегося в эмпирическом подтверждении. Однако, сделать это в рамках академической науки невозможно. Именно поэтому выходят в свет публикации доктора филологических наук М. Ахметзянова, в которых утверждается, что башкирские роды Юрматы, Бурзян, Кыпчак, Табын и др. На самом деле, ситуация выглядит с точностью до наоборот. Статья Р. Амирханова «От Урала до Вятки: земли татар племени минг» также преследует цель доказать татарское происхождение башкирского подразделения Минг, хотя историческая этнография не зафиксировала у татар ни одного из перечисленных племен. Список подобных псевдонаучных публикаций настолько обширен, что происхождение этих инсинуаций нельзя признать случайностью, тем более, что многие их авторы являются сотрудниками Института истории АН РТ им. Ничего, кроме иронии, не может вызвать лицедейство татарстанских деятелей, играющих роль ходатаев за недооцененную роль Золотой Орды в генезисе Московского царства или выступающих в защиту ее поруганной чести. Шаймиев, уроженец башкирско-тептярского села Аняково, после выхода в прокат кинофильма А. Прошкина о Золотой Орде с видом глубокой озабоченности завил: «Если не заниматься историей, то фильма «Орда» может стать многосерийным». Вице-президент АН Татарстан Рафаэль Хакимов открыл всем глаза, заявив, что Чингиз-хан, оказывается, не был завоевателем, а был реформатором, а потому выступил за изъятие из учебников истории понятия «татаро-монгольское иго». Заявления вышеозначенных деятелей являются лукавством и пиаром, ставящим целью еще раз напомнить всем о монополии Казани на золотоордынское наследство со всеми вытекающими последствиями. Марджани, подобно «Министерству Правды» из знаменитой антиутопии Д. Оруэлла, исповедует принцип: «Кто владеет прошлым, тот владеет будущим». Это — альфа и омега гуманитарной науки Татарстана. По мнению наиболее одиозных ее представителей, ради известных политических целей допустимо конструирование не только будущего, но и прошлого. И вот недавно в Уфе, столице Республики Башкортостан, открылся филиал этого очага радикального татаризма. Налицо реализация политики этно-националистической экспансии, проводимой некоторыми кругами Татарстана и являющейся угрозой стабильности и межнациональному согласию в регионе. Примечания 1. Граница между Татарстаном и Башкортостаном проходит по реке Ик. Татарские национал-сепаратисты требуют референдума о присоединении районов Башкирии [Электронный ресурс]. Древние башкиры были частью огузских племен. Togan Zeki Velidi. Долгое время проживал в Таджикистане. В 1991-1996 г. Возглавлялделегации татар наПервом Всемирном конгрессе татар, проходившем в Казани в 1992 году и на Всемирном курултае башкир в Уфе в июне 1995 года. Сейчас живу в Тверской области. Недавно побывал в родных местах, просматривая в библиотеках литературу местного издания яобнаружил в них много недоброжелательных высказываний со стороны башкиро татарах. Тема межнациональных отношений в Башкортостане широко обсуждается в интернет-сообществе Авторы некоторых статей утверждают, что наши предки были угнетателями башкирского народа. Его собрат, называющий себя писателем,АкрамБиишев, пошел еще дальше. Мне думается, что такие оскарблеиия в адрес своих братьевмогут сказать,только люди очень низкиминтеллектуальным уровнем. А ведь в составе Казанского ханства башкиры сохраняли подлинный суверенитет. Ханство не вмешивалось хозяйственно-экономическую сферу жизни, ни во внутреннее устройство башкирского общества. Башкирские племена волости признавались юридическимисобственниками своих земель, сохраняли свободу религиозного вероисповедования и жили по собственным законам. Сегодня некоторые возмущаются тем, что башкирские дети учились на татарском языке. Даже, уважаемыймной, землякА. Ялчинсожалеет, чтоони егосверстники в деревнеЮрматы Федоровского района в школе учились на татарском языкеиихучителями были татары. Я считаю, чтоВыдолжнывыразитьблагодарностьсвоимучителям за то, что вы получили хорошее образование и стали известным человеком в республике. Наши земляки федорвцы гордятся вами. Наших башкирских друзей раздражает и то, что некоторые национальные общины называются татаро-башкирскими. Возникает вопрос, что же здесь крамольного? Например,вТаджикистане я сам былинициаторомсоздания татарской общины. Через печать мы обратились к татарам, проживающим в городеДушанбе, с просьбой собраться в клубе одного из заводови рассмотретьвопрос о необходимоститакойорганизации. На этот призыв откликнулись не только татары но и башкиры. Именно по их предложениюнаша община была названататаро- башкирской. Некоторые показывает башкир не имеющийничего общего с татарами, тоизображают башкир как борцов противтатар. Умалчиваетсяи принижается объективная роль татарского народа, его культуры в истории Башкортостана. Справедливости радиследует сказать, что не всев Башкортостане разделяютвзгляды радикалов извучать и трезвые голоса. В интернате прочиталОбращениябашкирских общественниковк татарам и башкирам сновастать братьями. Они своем обращении отмечают: «Недружественные явления во взаимоотношениях двух братских республик достойны сожалению. Они не в интересах народов наших республик». Много добрых словв своем выступлении на втором съезде татарсказал и бывший президент БашкортостанаМ. В нем он частности говорил: « На земле не так уж много народов которые были бы столь близки и родственны по духу, культуре, языку и исторической судьбе, как татары. В силу общих корней и истории вот уже на протяжении нескольких веков народы Башкортостана и Татарстана идут рука об руку. Мы были вместе и в горести и в радости. Ничего не омрачало и не может омрачить нашего содружества и братства». Это подтвердил и бывший президент ТатарстанаМ. Шаймиев в своем выступлении на третьем Всемирном конгрессе татар. Обращаясь к башкирам он сказал: «У нас общие корни: история, язык и культура. Мы друг друга понимаем без переводчика. Наши судьбы настолько переплетены, что порой трудно провести между нами границу, да и не нужно этого делать. Сейчасне время деления, время единых решающих действий. Пусть наши народы остаются такими, как есть на сегодня, но нам сейчас важны единогласие и объединение усилий перед лицом особенностей новой эпохи». Я приношу свои извинения читателям за обширные цитаты, но ведь без них просто невозможно ощутить прочность авторского слова Хочется надеяться, что новыйпрезидент Башкортостана, уважаемый Рустэм Закиевич Хамитов сумеет урезонить нацонал-радикалов и скажет: Дахватит вам! Оставьте татар в покое. Как бы то не было, я отношусь уважением тем, кто считает своей главной заботой развитие башкирского народа. Это хорошо, что вы любите и лелеетесвои этнические особенности,язык и культуру. Это соответствуетвашему этническому статусу. Все это находило и находят понимание у татар, но не отгоняя от себя, а приближая к себе достижения других народов.. Всем известно, чтотатары имели в прошломбогатую культуру и в том числе развитую литературу. Башкиры вели кочевой образ жизни, у них развивалось устное народное творчество. Различныеобщественно- социальные условия определилиуровеньграмотности. Литературным языкомбылтатарский. Татары и башкиры поддерживалимежду собойтесныйконтакт. Их культура формировалась идентично. Большинство поэтов обоих народов былитатаро-язычными. Этообъясняласьсоциально-экономическойобщностью игенетическимисвязямимежду ними. Наверноникто не будет отрицать,чтоосновнаячастьбашкирской интеллигенциивоспитывалась татарских учебных заведениях. Дорогие моидрузья башкиры! Мы ведь действительнобратские народы! Куда мы друг от друга денемся. Нас связывает многовековая история , на протяжении которойобе нации бок о бок делили все радости и печали, у нас общая культура, общие традиции, общий менталитет и общая религия Об этом неоднократно подчеркивал и бывший президент БашкортостанаМ,Г Рахимов. Вот цитата из его интервью, опубликованной в «Независимой газете» в декабре 1997 года - «У нас ведь с татарами все общее-язык, культура и традиции, какие то отличия может раньше и были. Мы были кочевниками, они земледельцами». В одном из интервью, опубликованной в газете он с возмущением сказал«у нас еще находятся люди, которыена основенадуманных, не существующих проблем пытаютсясталкивать людей, заработать сомнительный политический капитал» Всем известно фактширокого распространениямусульманской образованности татар в среде башкир. Именно татарывозводили мечети, открывалимедресе, школы,снабжали башкир религиознымии светскимикнигами. Практическивсе муллыбыли татарами. Именнотрадиционноемусульманское образование позволило многим башкирам стать образованными людьми. А ведь казахи нестесняются признавать, что грамоте обучалиих татары, ониэтос благодарностью вспоминают, а башкиры всех татарских просветителей называют башкирами. Крупные и знаменитые медресе «Галия», «Госмания»,«Расулия», «Хусаиния»,«Стерлибашевское и другибыли открытытатарскимиучеными-меценатыми.

В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени — лексики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий