Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда. Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. С удовольствием посетила праздник Венера Мухатаева, представитель компаний, депутат Березниковской городской Думы по округу №12. 17 июля в селе Турсугали Аургазинского района Республики Башкортостан состоялся башкирский народный праздник «Йыйын», посвященный Году культурного наследия народов России. Во вторую пятницу сентября, в этом году – 8 сентября, в Башкирии будут отмечать День национального костюма народов республики.
Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан
Башкирские традиции | 2 июня в селе Дуван-Мечетлино в рамках Года культурного наследия народов России прошел башкирский народный фольклорный праздник – «Кукушкин чай»(«Кәкүк сәйе»). |
Ураза-байрам – время радости. Как отмечают праздник мусульмане Башкирии | У гостей будет возможность принять участие во флешмобе по народным танцам и сфотографироваться в традиционном башкирском костюме. |
В российском регионе прошел праздник башкирской культуры: Культура: Моя страна: | Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. |
Праздники | БАШКИРКА | VK | Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать», — считает художественный руководитель Каразириковского сельского дома культуры Гафарова Розалия Сахиевна. |
Башкирские народные обряды и праздники.
Главная» Новости» Башкирские праздники. Главная» Новости» Башкирские народные праздники в 2024 году календарь. Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. Башкирские народные обычаи Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай».
В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
Во время чаепития женщины рассказывали поучительные истории, сказки, поверья, связанные с кукушкой. Чаепитие заканчивалось молитвами и ритуальными песнями.
Обычаи и традиции. Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай.
Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Особым уважением в башкирской семье пользуются дедушки и бабушки.
До последнего времени Сабантуй имел четко установленное время проведения, но не был приурочен к определенному дню, к конкретной дате. Точкой отсчета были весенние условия для сева, готовность земли к севу яровых культур. Отсюда и название его — «Сабан туе» — «праздник плуга». Раньше Сабантуй проводили весной, предваряя посевные работы, праздник включал и обрядовые моменты продуцирующей магии, способствующей хорошему урожаю. В XX веке эти смыслы стали утрачиваться, Сабантуй отмечается в летнее время после проведения посевных работ, как завершающий этап в посевных работах. Готовиться к празднику начинали заранее: парни и мужчины выезжали лошадей, тренировались в скачках, особым обрядовым моментом был сбор подарков и яиц для борцов и наездников.
Кульминацией праздника было проведение конных скачек, состязаний в беге, проверка ловкости в лазании по гладкому шесту и выявление самого сильного борца года. Сабантуй, как праздник всей общины, собирал и старых, и малых, и мужчин, и женщин. Это было время передышки перед жаркой летней страдой. Сбор подарков проводился чаще молодыми парнями, где-то на лошадях, в других местностях пешком молодежь обходила дворы, возвещая о приближающемся Сабантуе и собирая дары. Как правило, большого разнообразия подарков не было, это были предметы женского рукоделия, отрезы, полотенца.
Фольклорно-танцевальный ансамбль «Хазина» рук. Народный фольклорный ансамбль «Узян» рук.
Башкирский фольклорный коллектив «Актирэк» рук. Народный башкирский фольклорный ансамбль «Димкэй» рук. Народный фольклорно-хореографический ансамбль «Язгуль» рук. Народный ансамбль башкирской песни «Ляйсан» рук. Спецприз: В номинации «Оста кул» — Образцовый башкирский фольклорный коллектив «Ак тирма» рук. В номинации «Лучший традиционный башкирский народный женский костюм» — Народный башкирский фольклорный коллектив «Кош юлы» рук. Фазуллина Мавлюда Самигулловна , г.
В Республиканском празднике башкирского фольклора приняли участие 24 коллектива из городов и районов Республики Башкортостан и г. Оренбург, всего 347 человек.
Башкирские народные праздники: йыйын
В этот день принято устраивать народные гулянья и щедрые застолья. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. В этой статье мы собрали список дат башкирских праздников на 2023 год и расскажем о традициях, которые сопутствуют каждому из них. А вторая часть праздника была творческой – здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. В Башкортостане наряду с праздниками, установленными российским законодательством, а также официальными башкирскими праздниками, такими как День республики (11 октября), День принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 г., а с 1993г. На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей.
Башкирские народные праздники
В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй - Непермские новости | Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. |
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй | Сегодня,2 июня, в селе Дуван-Мечетлино в рамках Года культурного наследия народов России прошел башкирский народный фольклорный праздник – «Кукушкин чай»(«Кәкүк сәйе»). |
Башкирские праздники
Далее провели обряд задабривания птицы. Для этого под корни деревьев, лили молоко и катык. Также гостям рассказали о свойствах и пользе некоторых трав. Марат Ахметшин провел для детей мастер-класс по стрельбе из башкирского лука.
Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему.
Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же.
Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы. Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век.
После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день. Так, каждый год «Барда зиен проходит на месте йыйынов башкирского рода Гайна у с. Барда в Бардымском районе Пермской области.
Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой — здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» «Семирод». На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. До нас дошли названия башкирских сборов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе.
По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада.
Так же это праздник единства сельчан. Женщины, бабушки, и дети со всего села собирали крупу и готовили на поляне кашу. Взрослые желания приговаривали, чтоб год был урожайным и амбары ломились от хлеба.
А мальчики и девочки играли в любимые подвижные игры.
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
17 июля в селе Турсугали Аургазинского района Республики Башкортостан состоялся башкирский народный праздник «Йыйын», посвященный Году культурного наследия народов России. Закон Башкортостана «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» был принят 27 февраля 1992 года Верховным Советом республики. Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда. Башкирские традиции – не только часть истории башкирского народа, это часть современной жизни России.
10 Календарные праздники башкирского народа
Башкирские народные обычаи. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Главная» Новости» Башкирские праздники коротко. Во время праздников башкиры исполняют народные танцы. Народный праздник «Уйна, гармун!» («Играй, гармонь!») состоялся в городе Октябрьском Республики Башкортостан в ходе реализации национального проекта «Культура». Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.
10 Календарные праздники башкирского народа
Часть даров преподнесли кукушке — ее угощали с целью задабривания. Для этого под корни деревьев, на которых кукуют кукушки, лили молоко, катык и оставляли там куриные яйца, а на ветки деревьев завязали красные ленты. Затем ведущие познакомили участников с историей башкирской легенды, почему кукушка не выводит птенцов и зачем она кукует.
Своим творчеством порадуют Уфимский ансамбль песни и танца «Мирас» и коллективы Городского Дворца культуры, Городского культурно-досугового центра, Дворца культуры «Моторостроитель», Центра культуры и народного творчества и дома культуры «Дуслык».
Участникам мероприятия расскажут про национальные костюмы народов, проживающих в республике, здесь также пройдут мастер-классы по изготовлению курая, плетению корзины из ротанга. У гостей будет возможность принять участие во флешмобе по народным танцам и сфотографироваться в традиционном башкирском костюме. Централизованная система массовых библиотек г.
Уфы присоединяется к празднованию и приготовила для уфимцев и гостей столицы ряд мероприятий, которые пройдут с 7 по 13 сентября в офлайн - и онлайн-форматах. Спектакль поставил режиссер Азат Зиганшин. Начало в 18:00.
Начало в 11. Салаватский государственный башкирский драматический театр на официальной странице в социальной сети ВКонтакте представит тематический видеоролик с участием актёров. Начало в 16.
Ссылка на авторство газеты «Восход» обязательна. Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка на сайт газеты «Восход» обязательна.
Народ Башкортостана отмечает Каргатуй "Грачиный праздник ",в то время когда прилнтают грачи,смысл праздника -это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также поводобратиться к силам приролы с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенных полевых работ,все жители селения приходят на открытую местность и участвуют на различных соревнованиях. Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама : это Ураза -байрам,курбан -байрам.
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
17 июля в селе Турсугали Аургазинского района Республики Башкортостан состоялся башкирский народный праздник «Йыйын», посвященный Году культурного наследия народов России. Говоря о праздничной культуре башкир, нельзя не упомянуть башкирские народные праздники. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда.
В Иглинском районе прошел республиканский обрядовый праздник «Ҡарға бутҡаһы»
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй" | Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. |
Сабантуй отмечается в 14 районах Башкирии | Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался по-разному (майдан, йыйын, зиен, жыйын). |
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй | Башкирские народные праздники. В 2023 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники: Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней (1 — 8 января). |
Башкирские народные обряды и праздники. - Культурный мир Башкортостана | А вторая часть праздника была творческой – здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. |
Башкирские народные обряды и праздники.
Ранее «Восход» сообщал, что в селе Ахмерово прошли «Мусинские чтения». Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход». Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией.
Этот день был приурочен к началу весенних посевных работ и отмечался в конце апреля. Впервые он был описан в 921 году в трудах знаменитого исследователя Ибн Фадлана, который прибыл в Булгары послом из Багдада. Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Сабантуй: обряды и традиции В старину Сабантуй включал в себя несколько обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему готовились заранее. Так, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников праздничных состязаний. Незадолго до Сабантуя дети отправлялись по домам и собирали крупу, масло и яйца, из которых потом варили кашу в большом котле.
После этого ребята постарше ходили собирать яйца, окрашенные в отваре луковой кожуры. Их отдавали торговцу, и на вырученные деньги устраивали угощение в поле. Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний — скачек, бега, борьбы на кушаках. Последнее состязание было самым популярным, оно называлось "национальная борьба куреш". Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Победитель получал ценный приз, например живого барана. Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами. Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры.
Башкиры и киргизы Оренбургской губернии на снимках Карла Андреевича Фишера. Семья башкиров летом на кочевке. Йыйын является башкирским праздником с древней родословной. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, как отмечают учёные, сложились у башкир-кочевников ещё в недрах первобытно-общинного строя. Йыйын возник как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение проблем войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочёвок, улаживания межродовых споров, трений. В работе йыйына участвовали только взрослые мужчины. Особую роль на йыйын играли старейшины рода — аксакалы.
Их слово было решающим. Аксакалы назначали день празднества, совпадающий со временем перекочевки, собирали средства на его проведение, выполняли судейские функции при определении победителей. И позднее, при переходе к оседлому образу жизни, основные черты йыйын сохранились. Йыйыну предшествовал совет аксакалов курултай с правом решающего голоса. Йыйын завершался празднествами с приглашением гостей.
Организаторами мероприятия выступили: работники районного Дома Культуры и сельского клуба, библиотекарь из села Дуван-Мечетлино Гульназ Ахметханова и активные жители села. В празднике приняли участие начальник отдела культуры Мечетлинского района Гульназ Халиковна, председатель исполкома Курултая башкир Мечетлинского района Марат Ахметшин. Программа мероприятия была составлена и проведена интересно и насыщенно.