Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный.
Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор. Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным. То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его… Работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Но «Поверженный» пересиливал.
Снова и снова переписывая лицо, Врубель хотел выразить гордую непобежденность мятежного духа, даже и в падении. Но его Демон изнемог. В поединке с ним изнемог и художник. Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину, и она уже висела на стене, он на глазах у публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое... Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусства» — он поехал вслед… «Верится, что Князь Мира позировал ему, — пишет Бенуа. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Как изменился герой картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика. Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб. Гневом горят глаза.
Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию. Врубель-старший работал военным юристом, и в связи с его частыми командировками семье приходилось периодически менять место жительства. Переезд в Саратов состоялся в 1865 году: там Александр Михайлович возглавил Поволжский губернский гарнизон. Однажды в городскую галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Юный Врубель был так впечатлен полотном, что решил воспроизвести его. К изумлению родителей, он сделал это с поразительной точностью.
Портрет Михаила Врубеля в детстве Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение. Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин. Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи.
В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским , который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен. Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств.
Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены. Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии.
Поскольку в творческом и научном смысле ретроспектива Врубеля — безусловное достижение, задающее новые стандарты для всей отрасли. Прежде всего, здесь впервые за многие годы, если не за всю историю существования, соединились три «Демона» — сидящий, летящий и поверженный. Два из них принадлежат Третьяковке, еще один — Русскому музею. Это важнейшие вещи из постоянных экспозиций, и перемещение их, пусть даже временное, — событие исключительное. На выставке они экспонируются в отдельном зале, окружая зрителей с трех сторон. И благодаря этому мы можем увидеть со всей ясностью, что «Демон поверженный» — это, фактически, перевернутый «Демон летящий». Разумеется, потом графику можно и нужно рассмотреть вблизи.
Но идея такой переклички представляется оптимальным способом связать в сознании зрителя наброски с холстами. Ведь если бы небольшие листы разместили непосредственно около гигантских картин, это бы выглядело нелепо и отвлекало от главного. Свет и «Пророк» О чем говорили поклонники прекрасного на этой неделе Впрочем, это не единственная кураторская находка спасибо Ирине Шумановой из Москвы и Аркадию Ипполитову из Петербурга. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка.
Некоторые склонны видеть в этом интересе необратимое наступление душевной болезни, поразившей автора в конце жизни.
Но большинство склоняется к тому, что автора интересовала не само Зло, а безудержное стремление к свободе и защиту своих убеждений. Художник создал несколько эскизов к "поверженному демону". Найдя необходимую композицию, художник несколько раз переделывал картину в поисках колорита и света. Когда работа уже была практически готова, мастер снова переписал работу.
Михаил Александрович Врубель. Заметки врача
Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. Демон поверженный и демон сидящий.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Врубель оставляет «демоническую» тему почти на 10 лет и обращается к ней лишь в 1899 году. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного». Демон поверженный, часть 2, 1901.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Периодически ему становилось лучше, но со временем художник все больше погружался в депрессию.
В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Иногда наступали просветления, и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Смерть пришла в 1910м.
Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
А теперь, чтобы лучше понять мысли художника, обратимся к истории создания произведения. В момент его написания Врубель находился в тяжелом финансовом положении. Несмотря на то, что слава его сильно возросла, платили ему довольно скромные суммы, при этом постоянно требуя эскизов для выставок. Душевная ситуация осложнялась и тем, что во время работы над «Демоном» родился его сын Савва, который появился с серьезным дефектом лица. Близкие рассказывали, что это сильно расстроило Михаила. Представьте в каком он был состоянии на тот момент.
Когда сам демон был уже закончен, художник вдруг неистово захотел получить фотографии кавказских гор, когда желанное оказалось у него, он за одну ночь возвысил рядом с демоном мрачные и загадочные вершины. Но со временем бронза потемнела, и до нас картина дошла совсем не в лучшем виде. Но самое главное откровение этого произведения то, что Михаил Врубель действовал не так, как предполагали мы.
Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели. Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом. Второй же обжигает взглядом полным решимости продолжить борьбу. Известно, что во время работы над "Поверженным демоном" художник отличался раздражительностью и нелюдимостью. Настроение его работ передалось автору и, возможно, спровоцировало обострение болезни.
Report Page
- Михаил Врубель - биография и творчество художника
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля
- «Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
- Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
Россия, Михаил Александрович Врубель. Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего».
Другие картины Михаила Врубеля
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- Страшное наследство
- «Демон сидящий» Врубеля
- Report Page
- Демоны Михаила Врубеля (Ирина Минаева 2) / Проза.ру
Врубель летящий и Врубель поверженный
После относительного спокойствия приходит подавленность. Мания величия сменяется глубокой депрессией. Он постоянно плачет и жалуется, что никуда больше не годен. Из этого состояния он так и не выйдет, проведя последние годы жизни на попечении жены и старшей сестры, и проходя лечение у разных психиатров. Дольше всех клиническим случаем талантливого художника занимался доктор медицины Федор Усольцев, практикующий принципы гуманного отношения к психически больным. В отличие от других лечебниц, в его клинике Врубелю предоставили все необходимое для работы. Сегодня эта методика называется «арт-терапия». Во время приступов Врубель рисовал на обоях, которые потихоньку снимали и отдавали его супруге. Живопись делала жизнь художника значимой, с кистью Врубель оживал. И даже написал на одной из работ: «Федору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля».
Последний удар Даже когда о психической болезни художника узнали все — заказы не прекратились. Во время работы над портретом поэта Валерия Брюсова для журнала «Золотое Руно» художника настиг новый удар судьбы — стремительное падение зрения. До такой степени, что уже вскоре он не смог самостоятельно одеваться. У него зрительный нерв и зрительные пути были повреждены. Однако нельзя исключать, что были повреждения и первичного характера, такие как кератиты — воспаление роговицы, а могла быть катаракта или глаукома. И если мы говорим о вторичном повреждении, можно предположить, что была так называемая гумма в головном мозге — частое явление атрофии зрительного нерва при третичном сифилисе, — главный врач офтальмологического центра, профессор, д. Татьяна Шилова. Лишившись зрения, Врубель мог рисовать только не отрывая карандаша от бумаги. Он впадает в тяжелейшую депрессию , отказывается от еды и встреч с близкими.
Повторяет, что устал жить. Весной 1910 года умышленно долго стоит под открытой форточкой и заболевает пневмонией. Тогда же приходит весть об избрании его в академики. И действительно, на следующий день он там оказывается… в гробу. Сейчас пациента с биполярным расстройством, осложненным прогрессивным параличом, пневмонией и сифилисом не только удалось бы спасти, но значительно улучшить его психическое состояние. Может быть врачи даже вернули зрение, установив бионический глаз. Кто знает, сколько бы гениальных полотен великий живописец еще подарил бы тогда миру. Это его Демон, — Ирина Шуманова. Клинический случай Врубеля — таинственен и запутан.
Но самое загадочное в этой истории — не диагноз, а пациент. Удивительное устройство его психики, которое лучше всех описал доктор Усольцев, наблюдавший Врубеля много лет.
Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.
Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок сам причесался, вымылся с одеколоном , горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров». Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой evseeva-centre.
Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фриной. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил «во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев , который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Развитие темы[ править править код ] Образ демона постоянно встречается в творчестве Михаила Врубеля. Ранее, в 1890 году художник написал картину « Демон сидящий ». В 1899 году появился незавершённый « Демон летящий ». Врубель с этой темой привнёс в русское искусство новые, мало свойственные ему ранее возможности пластической деформации ради выражения мира ирреальных, сверхчувственных образов. Недаром в 1906 году в Париже, на устроенной Сергеем Дягилевым выставке, в зале, целиком отведённом картинам Врубеля, часами простаивал молодой Пабло Пикассо [12]. Демон и Тамара. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890. Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары. Бумага, акварель, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары. Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон. Бумага, чёрная акварель, белила. Национальный музей русского искусства, Киев Голова демона.
Художественные полотна Врубеля и иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» показали миру другого Демона. Демона как символ страдания и скорби за грехи человеческие. К сожалению, не все уникальные полотна Врубеля, в том числе и самый первый образ, сохранились. Художник не жалел своих картин, и мог легко загрунтовать старую картину, чтобы написать на этом холсте новую. В 1889 году Врубель уехал из Киева и, навестив в Казани отца, остановился на обратном пути в Москве. Там проживал его однокурсник по Академии художник Валентин Александрович Серов. Промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, друг Серова, сразу заметил Врубеля и вскоре поселил художника в своей усадьбе. Теперь у Врубеля было много работы — Мамонтов рекомендовал его местной знати. Художник много путешествовал с Мамонтовым, побывал во Франции и Греции. И везде учился неизвестным ему приемам живописи, а потом появлялись новые шедевры, написанные в национальном стиле. Такие как панно «Испания», хранящееся в Третьяковской галере. В 1896 году Врубель женился по любви на оперной певице Надежде Ивановне Забелу. В 1896 году, Мамонтов, после открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной выставки, предложил министру финансов Сергею Юльевичу Витте построить еще один павильон на вставке, и порекомендовал тому Врубеля. Врубель вдохновенно взялся за дело, однако комиссия забраковала панно, требуя демонтировать их. Скандал вышел знатный. Даже сам император Николай П с семьей и министрами приехал посмотреть на «декадентские художества» Врубеля. Несмотря на эту неудачу, период с 1896 по 1901 годы был самым счастливым в жизни Врубеля. Он создал главные свои шедевры «Богатырь», « К ночи», «Пан», «Сирень» и «Царевна-Лебедь», но вскоре началось падение в бездну. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека. В 1901 году у Врубеля родился сын с раздвоенной верхней губой. Это резко подкосило душевное состояние художника. Он стал еще более раздражительным и беспокойным. Маниакальное возбуждение достигло пика в феврале 1902 года, когда 46-летнего Врубеля поместили в психиатрическую клинику.