Нравственные, философские, любовные вопросы и вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман затрагивает такие вечные проблемы, как проблема нравственного выбора человека, проблема борьбы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков выступил как новатор, использующий множество новых и необычных художественных приемов.
Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита»
Возможно, именно эту «непочтительную» иронию по отношению к тексту, в котором Бог подменяется Дьяволом, Булгаков и имел в виду. Кот в музее им. Фото: Иван Вислов Имя Азазел упоминается в Талмуде, там так называют падшего ангела, «демона безводных мест». Что касается Бегемота, свое имя он получил, конечно, не в честь гиппопотамов, а в честь морского чудовища, которое, согласно иудейским апокрифам, жило рядом с садом, где обитали избранные и праведные. А еще так называли демона чревоугодия.
Почему Булгаков сделал его котом? Скорее всего, в честь собственного кота Флюшки. Вторая жена писателя, Любовь Белозерская-Булгакова, вспоминала: «Принесенный мной с Арбата серый озорной котенок Флюшка у нас его украли, когда он сидел на форточке и дышал свежим воздухом , — это прототип веселого кота Бегемота. Никого не трогаю.
Починяю примус…» Я так и вижу повадки Флюшки! Но на самом деле Булгаков заимствовал это имя из мифологии древнегреческой: так на острове Лесбос называли девушек, рано умерших и превратившихся, по поверьям, в вампиров. Кстати, Гелла волшебным образом пропадает из романа ближе к концу — она не летит вместе со свитой Воланда. Это произошло по недосмотру писателя и Елены Булгаковой.
Литературовед Владимир Лакшин вспоминал: «Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полете свиты Воланда среди всадников, летящих в молчании, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!! Откуда взялась фраза про квартирный вопрос Но это все литературные и исторические прототипы.
А в «Мастере и Маргарите» есть множество персонажей, списанных с живых людей, которых Булгаков знал лично. Например, в бездарном поэте Рюхине многие были склонны видеть Владимира Маяковского, с которым у Булгакова были сложные отношения. Но на самом деле Булгаков не мог не понимать, что Маяковский — поэт очень одаренный. И не позволил бы себе выводить его в книге в издевательском виде.
Скорее всего, прототипом Рюхина стал поэт Александр Жаров, очень популярный в 30-е годы. Он остался в истории благодаря одному тексту — «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы — пионеры, дети рабочих». И на это впрямую намекает Иван Бездомный: «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!
Сам Бездомный напоминает Ивана Приблудного — забытого ныне крестьянского поэта, друга Есенина. Хотя некоторые считают, что прототипом стал поэт Александр Безыменский, который был личным врагом Булгакова, критиком его творчества, спародировавшим его «Дни Турбиных» в своей пьесе «Выстрел». Тот же Маяковский, к слову, относился к Безыменскому крайне неприязненно, сравнивая его стихи с «морковным кофе».
Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой? И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей».
Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате. Понтий Пилат С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим. Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, - это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу.
По слухам, тот подговаривал народ разрушить храм. Потом этот бродяга чудесным образом исцеляет прокуратора и говорит с ним так, как мало кто себе позволяет. Несмотря на это, игемон готов уже отпустить «философа», но тут обнаруживается, что Иешуа виновен еще и в По закону прокуратор должен распять своего избавителя, потому что нет ничего ужаснее преступления против кесаря. Пилат делает все возможное, чтобы предотвратить трагедию, но, к сожалению, его усилия тщетны. В ходе повествования с ним случается духовное преображение. Он меняется до неузнаваемости и открывает для себя, что на самом деле бродяга, которого не захотел помиловать синедрион, оказывается ему так же близок, как и Банга, хотя никаких разумных причин для этого нет.
Он, возможно, является самой одинокой и самой трагической фигурой романа. И без нее у сочинения было бы совсем другое лицо и иная глубина. Все последующие мучения: лунный свет , бессонница, бессмертие - ничто, по сравнению с тем моментом, когда Пилат потерял своего единственного друга - Иешуа. Пока тема «Проблема одиночества в романе "Мастер и Маргарита"» выдерживается в печальной тональности. К сожалению, ничего не меняется и тогда, когда речь заходит о судьбе Ивана Бездомного Иван Бездомный С персонажами, представляющими советскую реальность романа, все сложнее. Их одиночество становится очевидным только в пограничных ситуациях - точках человеческого существования, где жизнь подходит к своим пределам смерть или безумие.
Так случилось и с поэтом И. Бездомным, который только в психбольнице осознал, насколько неправильную жизнь он вел до того. Правда, фигура Ивана Бездомного, так или иначе, трагическая - жизнь открыла ему истину о его бесприютности, но ничего не дала взамен. Надежды на обретение спасения у Ивана нет. Главные герои Мастер и Маргарита - единственная пара персонажей, чья история заканчивается хорошо, но не в этой реальности, а только лишь на «том свете». Если освободить эту историю от романтического флера, то окажется, что именно одиночество толкнуло их в объятия друг друга.
Мужа Маргариты в романе нет он присутствует только в ее словах , но читатель понимает, что, скорее всего, ее супруг скучен, до пошлости практичен и умен только в бытовых или коммерческих вопросах , поэтому женщине и захотелось полета. Мастер тоже У него ничего нет, кроме подвальчика и романа о Понтии Пилате, и он как никто другой нуждается в любви хорошенькой женщины. Правда, в силу того, что у пары совсем нет денег, только сильная любовь держит их вместе, а может быть, страх вернуться в свое тотальное и сплошное одиночество. Вообще, трудно сказать наверняка, была ли любовь между ними. Если и была, то, наверное, больная и хроменькая, а вот страх остаться одному - точно был. Получается, что проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова прячется даже там, где на первый взгляд живет любовь.
Мастеру изменил рассудок именно потому, что он не справился с грузом неосуществленных надежд и чаяний. Он очень рассчитывал на роман, на его публикацию, а сочинение было встречено критикой, что и закрыло ему путь в свет. Мастер больше не мог мучить Маргариту. Вернее, у Мастера просто оказалась совесть, но тут пришел Воланд и все исправил. Правда, даже его власти не хватило для того, чтобы дать паре спасение в этой жизни, а не в другой. Роман М.
Булгакова - произведение многослойное Соответственно, проблемы романа «Мастер и Маргарита» не ограничиваются только темой одиночества. Талант писателя в том, что читатель не может с уверенностью сказать, в чем же главная тема этого загадочного романа: то ли это «Евангелие Михаила Булгакова» название книги Александра Зеркалова , а значит, религиозные вопросы в нем занимают главное место. А может быть, основное - это сатира, направленная против советской реальности? Роман обо всем сразу, и чтобы не нарушить целостность его лучше не расщеплять на молекулы и составляющие. Таков, наверное, самый общий ответ на вопрос, какие существуют проблемы романа «Мастер и Маргарита». Философия как признак высокой классики Принято считать, что философия - это что-то скучное и обитающее где-то в стенах академий.
Простому смертному все это точно недоступно. Таково массовое и в корне неверное представление о «любви к мудрости». На самом деле в жизни каждого человека а уж тем более художника наступает время, когда он задумывается о Боге, судьбе, человеческом одиночестве. Обычно подобные произведения тяжело писать, их трудно читать, но они необычайно много дают человеку. Таких творений великое множество как в русской, так и в мировой классике, поэтому гипотетически тема статьи могла звучать так: «Проблема одиночества в…». Мастер и Маргарита были выбраны неслучайно, ибо эти персонажи и книга о них пользуются неимоверной популярностью у современных россиян.
Курт Воннегут и Михаил Булгаков: два взгляда на проблему одиночества Так же как и наш классик, всю жизнь «болел» проблемой одиночества и пытался ее решить на свой лад.
Не обошлось и без задевания темы власти. В романе «Мастер и Маргарита» вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия. Это ярко отражается на примере отношений между Иешуа и Понтия Пилата.
Ничего не изменилось и после большого промежутка времени. Власть все так же заставляет людей предавать, бояться, врать, отказаться от морали. И на все это люди идут только, чтобы сохранить собственное благополучие. Итак, указанные выше проблемы являются актуальными и сейчас и заставляют каждого читателя задуматься над ними.
Ведь ничего практически не изменилось. Так же идет борьба между добром и злом, между нравственностью и равнодушием. Именно поэтому этот роман проходит сквозь время и будет актуальным в любую эпоху. Люди не меняются, так же как и Проблемы, которые испытывают нравственность, любовь и доброту каждого.
Related posts: Авторская позиция в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, можно разделить роман, грубо говоря, на ряд высказываний по нескольким темам, из них можно сделать... Читать далее... Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века.
В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. Гоголя в...
Добро и зло в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо». Так по Гоголю и Достоевскому сатана — это олицетворение зла, а Булгаков... Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень сложное и жестокое.
В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один... Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так...
Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — сложное, неоднозначное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое.
Добро и зло — одна из центральных тем романа.... Москва 30-х годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения. Роман «Мастер и Маргарита» являет собой удивительное сочетание реальности и фантастики. Однако сатира писателя беспощадно реалистична, конкретна, исторически...
Реальное и сверхъестественное в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать в мире, словно не было явления и распятия Иисуса Христа? В последнем, «закатном», булгаковском романе есть ответ на этот вопрос, он развернут от первой главы... Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный.
Вечная любовь Мастер и Маргарита. Зло Свита Воланда. Добро Иешуа Га-Ноцри.
Вечные проблемы в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс
Казалось: как там всё закручено, какие трагедии, какая боль! А потом понял, что это боль людей, которые не имеют и не ищут никакого исхода. Они страдают от конкретных обстоятельств или от внешней идеологии, но понятия о добре и зле, о свете и тьме в себе и в каждом человеке там просто нет. Есть личные беды, личные страдания, чисто человеческие переживания, кто-то признается, что был злым, но нет того пути, на котором душа ищет, где она согрешила, где жила, а где пала и как может преодолеть свое предательство. Есть калейдоскоп событий, а мыслей о главном нет ни у одного из героев. Вообще не рассматриваются в романе такие вопросы, как суд над своими отношениями, поэтому я не чувствую никакой связи с его героями. А для меня произведение живое, когда возникает диалог с героями или — опосредованно — с автором.
Не вижу, как он может возникнуть. Например, Григорий Мелехов мечется между «нравится» и «не нравится», но я нигде не заметил, чтобы он задавал себе вопрос «предаю я или не предаю? Мне как раз кажется, что произведение правдивое. Вечная жизнь — это не существование, а нераздельная взаимность двух душ. В свое время роман меня потряс, но сегодня мне нечего из него взять. Как описание судьбы государства, судьбы народа, это, безусловно, выдающаяся книга, но я считаю, что одна человеческая душа дороже целого государства, поэтому там, где нет ни одной души, которая ищет вечности, борется за вечность, желает открыть двери, чтобы в нее, в душу, вошла непреложная правда, я вижу описание не жизни, а существования, постепенной гибели отдельных индивидов.
Я уважаю людей, которые не нашли жизнь, но заметили, что жизнь из них утекает, и скорбят, что она утекает, понимаю, что могу встретиться с этими людьми. Кто старается цепляться за живое, для меня, безусловно, значим, и Бог его обязательно примет и спасет, соединит с Собой и ближними. Но герои «Тихого Дона», на мой взгляд, не таковы. Они просто об этом не думают, не считают это ценностью. Повторяю: это роман не о жизни, а о существовании, в котором нет поиска жизни, поэтому сегодня он мне неинтересен. Его деятельное присутствие начинается с момента, когда герои начинают замечать свою неправду и тяготиться ей, тем более — когда они встают на путь поиска покаяния.
Есть такие произведения у Гоголя, у Салтыкова-Щедрина, у Достоевского. В этих произведениях с Ним в своем сердце спорят люди, гонят Его, в Него плюют. Возьмите «Господ Головлевых». Говорили, что это обличение крепостничества, а на самом деле Иудушка имя-то какое! Но прочитайте последние три страницы романа. Ожил Иудушка, и воскресли все, кого он мучил и убивал, потому что его простили.
Он спрашивал: Ты что, всё можешь простить? Это кардинальный вопрос для каждого человека. Вопрос, обращенный лично к Спасителю. И «Ревизор» Гоголя — произведение, в котором незримо стоит Христос. Знаете, кто там изображает Христа? Понимаю, что такое мнение многих возмутит, шокирует, но ведь именно через Хлестакова, через пресмыкательство всех перед ним Гоголь показывает, до какой низости люди могут довести свою совесть.
А извращенная, глупая совесть — это тоже не что иное, как постоянное поругание и убийство Христа. Такую же низость мы видим в «Мертвых душах». Всё это пролог к произведениям Булгакова — не просто так он считал себя учеником Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Еще известно, что он очень любил оперу Гуно «Фауст», но написана эта опера по поэме Гете, а гетевский «Фауст» — продолжение книги Иова. Старый спор в новых декорациях. И у Булгакова прямое продолжение, причем не только в «Мастере и Маргарите», но и в «Белой гвардии».
Мало кто замечает, что эти два романа Булгакова глубоко связаны между собой — из одного ужаса безбожия вырос другой. Будто все христиане должны быть хорошими — Известно, что в церковной среде многие считают «Мастера и Маргариту» сатанинским романом, который православному человеку читать не следует. Одна знакомая, учившаяся в православной гимназии, даже рассказывала мне, что там на уроках литературы его не проходили, хотя в школьной программе по литературе он есть. Наверное, вы тоже не раз слышали такие отзывы о романе? Удивительно, до чего слепы люди. Какой сатанизм, если на первой же странице сатанисты показаны карикатурно?
Встречаются два литератора на Патриарших прудах. Они сатанисты? Да, оба, может быть, сами того не сознают, но служат они сатане. Один написал грязные стишки про Христа, а другой говорит, что Его просто не было, Он миф, и пытается это идеологически обосновать. Правда, когда вождь чертей приходит, они его не узнают и не кланяются ему. Помните, Мастер удивляется, что Берлиоз не узнал сатану.
Говорит Бездомному: ладно, вы человек невежественный, но он-то Берлиоз что-то читал. Ведь приходит Воланд к ним подобно тому, как Мефистофель приходит к Фаусту. Но не узнали, не поклонились, за что оба наказаны. Наказаны по-разному. Многие думают, что если человек служит сатане, получает от него подарки. Получает ценой продажи души, но только до тех пор, пока ему нужен, а потом человека просто убивают.
Сатане ведь нужно только убивать людей: сначала душу, а потом и тело. Подробнее Уже на первых страницах «Мастера и Маргариты» дан ключ ко всему произведению. Берлиоз отрицает Христа, сам факт Его существования, Его историчность, а значит, не дает возможности появиться антихристу. Бездомный же радостно соглашается на подмену. Сначала пишет пасквиль на Христа, потом соблазняется рассказом об Иешуа. Он обрастает ложью, поэтому до поры до времени оказывается нужен сатане.
Дело в том, что если просто отрицать Христа, это зияющее пустотой место будет возвращать человека к поискам. А чтобы накрепко отлучить людей от Христа, вместо Него надо подсунуть какое-то подобие, фальшивку. В этом смысл романа — подделку предлагают и ее с радостью принимают. Почему я считаю этот роман таким важным именно для христиан? Потому что он про нас. Ведь не только атеисты предлагают фальшивку, но посмотрите, сколь часты такие предложения фальшивок в самой христианской среде: религиозная пошлость, многочисленные ереси.
Ничто не вытесняет Христа так сильно и успешно, как ложное представление о Нем. Если ты убежден, что Он такой, как ты Его вымыслил, истинный к тебе не явится. Книга об этом!
Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья.
Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе?
Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам.
Широта проблематики произведения впечатляет. Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, — проблеме добра и зла, если говорить шире — света и тьмы. Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой — свет или тьму, добро или зло. Проблема выбора Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе , написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора.
Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму.
На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины. Мастер Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро.
Он свой выбор уже сделал. Маргарита Маргарита — женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви — получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне — смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло — выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью.
Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки. Главное испытание Маргариты — бал сатаны. Согласиться быть королевой бала — не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор — просить для себя или для несчастной Фриды — рубеж, который решил все.
Нравственный выбор героини был вознагражден. Понтий Пилат Выбор этого героя — спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, — одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.
Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано.
Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках. Нравственные проблемы Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях.
В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности — это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.
В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича — простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.
Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.
Проблема творчества Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота — отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.
Иван Бездомный — тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям.
И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата — прокуратора. Власть, занимаемая должность — гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего. Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии — все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи.
Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М. Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды. Свободу Мастера со временем подавляет страх. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца.
Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то... Булгаков работал в течение двенадцати лет.
Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было... Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают... Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей... Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий...
Верней, половина действия, ведь вторая линия — роман Мастера — вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства.... Появление реализма практически вывело из употребления данный... Этот роман — попытка ответить на вечные вопросы... Роман читается широчайшей читательской...
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова написан о судьбе художника. В процессе работы над индивидуальным детским проектом "Вечные темы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" учащаяся школы выделила основные темы, поднимаемые автором романа: борьба добра и зла, ценность настоящего искусства, любовь. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Вечные проблемы романа мастер и маргарита. Пример плана и сочинения "Вечные проблемы" в романе Мастер и Маргарита Булгакова к уроку литературы в школе.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Обессоленное и очень популярное «христианство» последних времен, в котором нет спасения, поскольку оно сведено к голому морализаторству и пацифизму, в котором нет места Церкви, то есть таинственному общению с Богом, воплотившимся и вочеловечившимся, уступает место дьяволопоклонству. Как понимал сам Булгаков тот вечный покой, в котором оказались после смерти души Мастера и Маргариты? И вообще, как оценивал автор нравственное состояние Мастера? Мне близка позиция религиоведа, доктора наук, Андрея Борисовича Зубова. Он писал, что образ посмертного существования Мастера и Маргариты лишь на первый взгляд предстает вдохновенным и романтическим. А на самом деле он печален. Конечно, здесь доведена до совершенства просьба Маргариты к Воланду вернуть им с Мастером их подвал на двоих. Но цена! Воланд, прощаясь с Мастером, говорит: «Воспоминания об Иешуа Га-Ноцри уже никогда больше не будут тебя беспокоить». То есть в душе Мастера уже не осталось места для Христа, для памяти о Голгофской Жертве.
В этом смысле бесконечная череда дней и ночей сама по себе, как нам кажется, утешительная, вне Христа теряет смысл. Это некая дурная вечность, вечное повторение одних и тех же образов и мыслей. А в Православии вечность — это вечное восхождение к Богу и приобщение такой полноте бытия и благодати, в которой человек не растворяется, не пропадает, а выходит за пределы себя самого в бесконечной любви. В этой вечности нет скуки, нет повторения. Я думаю, что Булгаков, описывая посмертие Мастера, некоторым образом проецировал туда свою собственную судьбу, свою заветную мечту по-человечески прожить остаток своих дней вместе с супругой Еленой Сергеевной. Это тоска измученной души. Не думаю, что эту часть романа надо рассматривать как попытку выразить догматические образы посмертного существования души. Но с религиозной точки зрения глубоко верно то, что в посмертии Мастера и Маргариты более нет места для Христа. Я думаю, пути Булгакова и Мастера пересекаются, но я бы не стал подобно некоторым литературным критикам утверждать, что Булгаков был адептом черной магии и стремился совратить русских людей, сделать роман знаменем оккультизма и богоборчества.
Я бы более осторожно предположил, что Булгаков прежде всего был писателем. И кроме того, он был человеком своей эпохи — эпохи Леонида Андреева и Льва Толстого. Я бы сказал, что трагедия Мастера в том, то он переиначил Евангелие. И вдруг то, что получилось, перечеркнуло его жизнь, а потом и вечную участь. Не будет преувеличением полагать, что в этом романе нам исповедуется сам Булгаков. Дело в том, что мы знаем Булгакова не только как талантливого автора великих романов, но и как фельетониста, у которого можно встретить и издевательства, и насмешку над Церковью. Роман был написан в эпоху гонений, и в романе отразился некий духовный, нравственный кризис, который переживал Булгаков. Но мне все-таки кажется, что имело бы смысл говорить о Булгакове и его романе с долей сочувствия. Речь идет о человеке, который оказался в совершенно страшных условиях, пережил эпоху террора — военный коммунизм, потом сталинщину.
И внутри этого мертвого мира он пытался что-то сказать, донести до людей. Он не мог говорить о Христе вслух, — это было невозможно, — поэтому шел окружным путем, обращаясь к реальности зла и сдерживающей его силе. Поэтому я бы не стал ни отождествлять Мастера и Булгакова, ни говорить о том, что Булгакову было безразлично его произведение, поскольку за две недели до смерти, а умирал он очень тяжело, он еще правил этот текст. Думаю, нормальной реакцией православного читателя была бы не попытка заклеймить, осудить автора за проколы, которые он допустил, а молитва. Я думаю, наш диалог имеет смысл перевести в эту плоскость. Не только ставить диагноз, но и говорить о нашей благодарности той интеллигенции, которая в годы духовного мрака пыталась хоть как-то пробуждать жажду истины. Известный булгаковед В. Лосев так описывает последние месяцы тяжело умиравшего Михаила Афанасьевича: «Новая домработница Булгаковых — Марфуша — активно помогала Елене Сергеевне в труднейшие для нее дни. В архиве сохранилась записка неизвестного автора, адресованная Марфуше, следующего содержания: «Милая Марфуша!
Прилагаю просфору за болящего Михаила. За обедней молились, молебен был, свечку ставила, дала на хор, там поют слепые. Завтра будут молиться за ранней обедней. Дала нищим, чтобы молились за болящего Михаила и сама горячо за него молилась». С моей точки зрения, это свидетельство гонимой Церкви а это февраль 1940-го! Хотим мы или нет, роман читают и будут читать. Что вы, как православный человек, сказали бы тому, кто впервые открывает его страницы? Эта книга безусловно талантливая, в ней говорится о проблеме человека и творчества. И ее автор покажет вам, что творческому человеку надо быть осторожным, потому что его действия могут иметь обратную силу.
Здесь рассматривается проблема творца и творения, которое выходит из-под власти творца и начинает вторгаться в его жизнь вспомните «Роковые яйца» или «Собачье сердце». Но там описаны ситуации по эту сторону бытия, в нашем мире, а Булгаков показывает, что подобное совершается и в духовном мире. Думаю, здесь уместно было бы вспомнить гоголевский «Портрет», где художник также вносит в свое творчество некую нечистоту, зло, — и то, что он сделал, неожиданно начинает вторгаться в его жизнь.
В итоге он делает неверный выбор, за что получает наказание, и вынужден его неси на протяжении многих веков. Зло и добро здесь смешаны, не являются истинно черными или белыми, не могут существовать друг без друга. Зло, что весьма неожиданно, несет справедливость, и готово одаривать, а не обмануть. Они готовы писать всё что угодно, лишь бы выполнить заказ партии и получить за него деньги.
Берлиоза, предводителя это шайки, уже невозможно исправить, поскольку он слишком продажен. Именно поэтому его жизнь прерывается под трамваем. В качестве реально талантливого персонажа выступает Мастер. Его идеи отвергаются, так как не соответствуют духу времени, в литературном обществе его не понимают, не видят его талант.
Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху. Высшее проявление творческого начала — Мастер. Для него роман — это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера — смысл жизни, сама жизнь. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества. Его уже не исправить, поэтому его жизнь прекращается под трамваем. Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил. Мостиком между искусством и бездарностью служит талантливый писатель, который еще имеет возможность не потерять свой талант, не прогнуться под заказ времени. Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается в псих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант. Проблема любви Линия главных героев, Мастера и Маргариты, — это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман — гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть. Проблема одиночества Проблема одиночества — одна из магистральных в романе. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат — временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, — собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью — еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности — Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность. Основная философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Булгакова», текст романа «Мастер и Маргарита», эпизод из фильма В. Организационный момент. Слово учителя. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягатель-ное произведение. Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире. Не случайно именно Мастер и Маргарита дают название книге. О том, что есть мир, в котором обыденность уступает место безграничной фантазии. Этот мир внутри самого человека. Вашему вниманию викторина на проверку содержания текста романа. В своём романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков создаёт и разви-вает философско — художественную концепцию «троемирия», согласно которой жизнь многомерна, существование человека не исчерпывается внешним, видимым планом, бытие имеет скрытые стороны, не доступные логическому познанию. Исследователи находят в романе три мира. Какие это миры? Задание: дать характеристику этих миров, назвать героев, населяющих этот мир, привести цитаты из текста. Каждая группа характеризует один из миров. Работа в группе. Обсудите в группе 4 мин. Беседа о проблемах, поставленных в романе. Конфликтное взаимодействие этих трёх миров и определяет общую нравственно-философскую проблематику романа Булгакова. И именно потусторонние силы, активно проникая в реальность, играют роль особого связующего звена между древним и современным мирами. Назовите проблемы, которые ставит Булгаков в своём романе. Работа над раскрытием проблемы в группе. Из всего сказанного мы можем выделить 4 основные нравственно-философские проблемы: Задание: в течение 5 мин. Просмотр эпизода из фильма В. Бортко «Понтий Пилат и Иешуа» — Допрос. А если спросить вас, то как бы вы ответили на вопрос«Что такое истина? Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Исцеление словом. В основе слова — внушение и проницательность, и ум, и наблюда-тельность, и главное, сострадательность. Она и лечит Понтия Пилата. Сострадание избавило человека от страдания. Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря см. Булгакова «Мастер и Маргарита», тему сформулировать самим. Булгаков «Мастер и Маргарита» 3. Пушкин «Капитанская дочка» 4. Горький «Старуха Изергиль» 5. Пушкин «Дубровский» 6. Горький «На дне» 7. Куприн «Чудесный доктор» 8. Островский «Гроза» 9. Распутин «Уроки французского» 10. Достоевский «Преступление и наказание» 11. Солженицын «Матренин двор» 12. Андерсен «Снежная королева» 13. Голдинг «Повелитель мух» 14. Вывод Введение С давних времен принято говорить о борьбе добра и зла. Эти явления совершенно противоположны друг другу, однако они не исключают одно другое. Без добра не может существовать зло, а без зла не может быть добра. Эти две силы взаимосвязаны между собой. В мире всегда будут добрые и злые начала, поэтому эту борьбу можно назвать вечной. Никто и никогда не сможет одержать победу. Вечной также можно назвать и борьбу добра и зла внутри одного человека. Этот выбор всегда остается за конкретной личностью. Проблема добра и зла поднималась многими русскими и зарубежными писателями, поэтами и драматургами. Каждый автор придерживался собственной позиции относительно борьбы между этими силами. Булгаков «Мастер и Маргарита» В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» широко рассматривается проблема борьбы добра и зла. Несомненным представителем добрых начал является Иешуа Га-Ноцри. Ко всем окружающим людям он относится доброжелательно. Даже Крысобой, который причиняет ему физический вред, является, по словам Иешуа, добрым человеком. Его философия жизни заключена в любви к ближнему, в милосердии, сострадании и самопожертвовании. Мастер пишет роман о Иешуа Га-Ноцри, делая отсылку к Христу. Только Иешуа — не религиозный образ, он вписан в реальную жизнь. Это сделано Мастером для того, чтобы показать, что доброта и милосердие, присущие Иисусу, свойственны и земным людям. Воланд и его свита на первый взгляд являются злыми началами, однако эпиграф произведения указывает на то, что персонажи «вечно совершают благо», несмотря на желание творить зло. Воланд помогает Мастеру и Маргарите обрести счастье рядом друг с другом, Понтию Пилату он дает возможность общаться с Иешуа. При этом свита Воланда не только помогает отдельным персонажам, но и наказывает злых людей в реальном мире. Об этом говорит представление в театре Варьете, где Воланд демонстрирует жадность людей, их лживость и жестокость. Злые начала, воплощенные Воландом и его помощниками, фактически наказывают реальное общественное зло. Булгаков показывает тесную взаимосвязь добра и зла. Писатель демонстрирует, что одна сила не может существовать без другой силы. В романе «Мастер и Маргарита» отчетливо доказывается мысль о том, что между добром и злом существует очень тонкая грань: добрые поступки можно расценивать как зло, а негативные поступки часто похожи на добродетель. Представителями злых начал в романе М. Это служители низкопробной литературы, которая не несет никакой пользы обществу. Люди, которые называются себя истинными писателями, пишут только то, что необходимо тоталитарной власти, что увеличивает диктатуру в несколько раз. Это доказывает мысль о том, что зло часто имеет вид добра. Главный герой, имеющий добрые намерения, оказывается изгнанным из общества прогнившей системой литераторов. Пушкин «Капитанская дочка» С повести А. Пушкина «Капитанская дочка» разные персонажи оказываются перед одним и тем же выбором: присягнуть на верность самозванцу Пугачеву или быть верным Родине до конца. Перед таким выбором оказываются многие персонажи повести. Так, родители Маши Мироновой до конца остаются верными себе и своему Отечеству. За нее они фактически отдают собственную жизнь. Совершенно по-другому поступает Швабрин. Для того чтобы выжить, он переходит на сторону Емельяна Пугачева и становится вершителем судеб многих людей. Но главное в его поступках — не желание сохранить свою жизнь, а получить достаточное количество власти, чтобы совершать все то, что ему заблагорассудится. Швабрин совершает злодеяния относительно Маши Мироновой, которая оказывается у него в плену. Главный герой — Петр Гринев — остается верным Родине. Он знает, что может погибнуть из-за своего решения, но не позволяет себе встать на путь жестокости и зла, как это сделал Швабрин. Гринев мог встать на сторону Пугачева, мог оставить Машу Миронову в беде, однако он этого не делает. Наоборот, Петр Гринев делает все ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от плена. Маша Миронова, которая также является олицетворением добрых начал, освобождает Гринева от ареста. Герои готовы жертвовать собой ради других людей. Противопоставляя Гринева и Швабрина, А. Пушкин демонстрирует итог битвы между добром и злом. Петр Гринев оказывается спасенным, его отношениям с Машей Мироновой помогает сам Пугачев. Швабрин же оказывается наказанным за свою жестокость. Неоднозначным оказывается в повести «Капитанская дочка» образ Емельяна Пугачева. Именно он помогает Гриневу и осуждает Швабрина.
Воланд восхищался смелостью Маргариты. Мастер живёт творчеством, терпит нападки братьев по перу. Писатели не понимают его рукописи. Он потерял веру в себя, и ему уже трудно подняться. Встреча с Маргаритой вносит смысл в его бытие: «Любовь выскочила перед нами… и поразила нас сразу обоих! Ответ на вопрос автора в начале второй части романа читатель получает в финале. Да, есть на свете вечная, верная любовь. Несмотря на сложности, расстояния, преграды любовь жива. Философские вопросы Вечная борьба добра и зла проходит ощутима с первых до последних страниц романа Булгакова. Автор доказывает, что человек волен сам выбирать, быть ему добрым или злым. Иешуа Га-Ноцри в беседе с прокуратором говорит, что «злых людей нет на свете». Обозлились они потому, что другие люди сделали им больно. Иешуа прощает Иуду, который предал его за деньги. Он понимает и Понтия Пилата, который приговорил его к смертной казни. Вопрос Воланда в одной из глав романа становится риторическим: «…что было бы твоё добро, если бы не существовало зла? Перед ним встаёт выбор: правда или карьера. Прокуратор берёт власть и обрекает себя на вечное скитание. Он не может найти покой и после смерти. Пилат понимает жестокость наказания, но боится услышать голос сердца. Его трусость видит Иешуа и объясняет: «Правду говорить легко и приятно». Спустя тысячи лет Пилат получает прощение. И вместе со своей верной собакой прокуратор Иудеи уходит по лунной дорожке навстречу Иешуа. Им есть о чём поговорить. Выбор делает и Маргарита. Это ярко представлено автором в эпизоде бала Сатаны. Женщина просит не подавать Фриде платок, только это прекратит мучения несчастной.
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
Роман "Мастер и Маргарита" является ярким примером того, как литература может поднять философские вопросы, затронуть проблемы морали и этики, и дать ответы на вечные вопросы. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Пример плана и сочинения "Вечные проблемы" в романе Мастер и Маргарита Булгакова к уроку литературы в школе. Проблемы, поднятые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита».
10 проблем из романа Мастер и Маргарита с их доказательствами.
Сочинения по литературе булгаков вечные проблемы в романе мастер и маргарита в произведении булгакова мастер и маргарита затрагивается сразу несколько. Вечные проблемы в романе мастер и маргарита. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита”. Описав человеческие пороки и вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита», он позволил взглянуть на несовершенство людей и мирового порядка.