Новости в чем проявляется нравственная ответственность ученых

Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Академик лихачев пиал: высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе. Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление.

Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого»

В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Нравственная ответственность учёных должна проявляться, в первую очередь, в осознании того факта, что научно-технический прогресс может приносить не только пользу, но и нанести вред человечеству.
Этика и наука. Ответственность ученого | Минкина | Вестник НИЦ «Строительство» Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований.
Социальная и нравственная ответственность ученого Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых Нравственная ответственность ученых проявляется также в учете долгосрочных последствий своих исследований для общества и окружающей среды.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

Сайт на техническом обслуживании

В этой проблеме следует различать два аспекта: а ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно.

Они минуют использования уже наработанных кем-то до них материалов, так как в ином случае работа уже не будет являться исключительно их собственной заслугой и велика вероятность сделать не уникальную работу. В этом плане большинство деятелей науки чистоплотны и плагиат для них недопустим ни на одном из этапов труда. Что касается применения на практике учёных достижений, то это тоже является чувствительным с нравственной стороны для их авторов. То есть учёным отнюдь не все равно как будет применяться их детище.

В первоначальном значении термин «hypothese» означал недоказанное утверждение, принимаемое с целью доказательства. Отсюда легко делался вывод, что гипотеза опережает всякое доказательство, и значит, гипотеза есть создание ума, предоставленного самому себе. Поэтому знанию, претендующему на объективность, следует избегать гипотез. Дидро, Пристли, Ломоносов — первыми сделали решительный шаг по пути признания роли гипотез в научном исследовании. Теория и эксперимент связаны прочными узами: все в эксперименте делается для того, чтобы открыть какую-нибудь гипотезу, гипотеза, в свою очередь, ведет к новым экспериментам, которые дают новые факты, развивающие знание об объекте. Гипотеза - это научное предположение, опирающееся на факты, выраженное в форме суждения, или системы взаимосвязанных суждений, о причине, механизме изучаемых явлений. По своей логической структуре гипотеза является вероятностным суждением, так как истинность ее не определенна. По своей познавательной функции гипотеза выступает либо как форма развивающегося знания от проблемы к теории, либо как структурный элемент теории. Гипотеза как процесс мышления складывается из двух последовательных этапов: 1 построение гипотезы; 2 обоснование ее логическими методами. Построение гипотезы начинается с выдвижения предположения о возможной причине интересующего нас явления. Гипотезы возникают не только для объяснения эмпирического материала, но и для разрешения противоречий, появляющихся на теоретическом уровне. Например: 200 лет в физике сосуществовали две теории света: корпускулярная Ньютона и волновая Гюйгенса Проверка доказательство гипотезы — необходимый этап на пути движения научного познания к достоверному знанию, и, чтобы стать достоверным, оно должно быть обосновано. В процессе проверки гипотеза либо принимается, то есть входит в качестве элемента в научную теорию или же сама превращается в теорию, либо отвергается. Требования к гипотезе: Гипотеза должна быть принципиально проверяемой Гипотеза должна быть обоснована не только эмпирически, но и теоретически Гипотеза не должна быть внутренне противоречивой. Простота гипотезы. Из «конкурирующих» гипотез выбирается та, которая является наиболее простым объяснением. Сами ученые называют это требование «бритвой Оккама» по имени философа Уильяма Оккама. Смысл этого правила в том, что более простые объяснения природных явлений с большей вероятностью могут оказаться правильными, чем более сложные. В зависимости от методологии законы науки делятся на эмпирические, полученные с помощью индуктивного обобщения, и теоретические, полученные путем идеализации.

Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллектуальной собственности и т.

Нравственная ответственность ученых: важность для общества

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и В данной статье вы рассмотрите основные положения этики науки и сущность понятия "социальная ответственность ученого". 4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...

Духовно-нравственная и социальная ответственность учёного - YouTube Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, за их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных? Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство?
В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых? Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном мире

Использование животных в исследованиях должно быть объективным и не жестоким, а эксперименты на людях должны быть предварительно обоснованы, прошли рецензию и не представляют угрозы для здоровья и безопасности. Значение нравственной ответственности для науки и общества Нравственная ответственность ученых играет важную роль в развитии науки и ее влиянии на общество. В центре этой ответственности лежит не только выполнение научных исследований с высоким качеством и честностью, но и принятие морального обязательства перед обществом. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и имеет множество положительных последствий. Во-первых, она способствует созданию доверия общества к научному сообществу. Когда ученые придерживаются высоких норм этики и морали, они стремятся к объективности и истине, что делает их исследования более достоверными и авторитетными. Во-вторых, нравственная ответственность ученых помогает предотвращать научные злоупотребления и этические нарушения. Когда ученые осознают свою моральную ответственность, они более внимательны к возможным последствиям своих действий и принимают меры, чтобы избежать вреда, как физического, так и морального. Наконец, нравственная ответственность ученых имеет значительное значение для общества в целом. Ученые являются авторитетами в своих областях знания и имеют потенциал оказывать значительное влияние на общественное мнение и принятие решений. Поэтому, когда ученые осознают свою ответственность перед обществом, они могут работать на благо всего человечества, рассматривая этические аспекты при принятии решений и доводе своих исследований до широкой аудитории.

Влияние нравственной ответственности на научное сообщество Нравственная ответственность ученых играет ключевую роль в формировании этических принципов и ценностей в научном сообществе.

Нетрудно представить, что выполнение ученым роли преподавателя требует от него весьма существенных затрат времени и сил, которые приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности. Необходимо отметить также роль консультанта, которую сегодня часто приходится выполнять ученым. При этом следует подчеркнуть различие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в данном случае. И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание - это сила», и притом далеко не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству то или иное открытие. Ведь при наличии такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты применения результатов научной деятельности. В последнее время широкое признание получает так называемый «принцип предосторожности».

Всегда и во все времена общество ученых отвергало плагиат, то есть присвоение чужих идей. Для каждого ученого честность перед самим собой — это главное. Если одна и та же идея, опыт, эксперимент разрабатывается несколькими учеными, то авторство, как правило, делится на двоих.

Это означает, что информация о личности и результаты исследования должны быть защищены от несанкционированного доступа и использования. Ученым также следует предусмотреть меры безопасности для обеспечения конфиденциальности данных. Кроме того, ученым необходимо обеспечить безопасность и благополучие участников исследования. Это означает, что ученым необходимо предусмотреть меры безопасности, чтобы избежать возможного вреда для участников исследования. Также ученым следует обеспечить доступ к медицинской помощи в случае возникновения проблем или осложнений в ходе исследования. В целом, соблюдение прав и интересов участников исследования является неотъемлемой частью нравственной ответственности ученых в научном исследовании. Ученые должны стремиться установить справедливые отношения, обеспечить безопасность и уважать принципы индивидуального достоинства и конфиденциальности.

Защита животных и использование необходимых ресурсов Ученые, занимающиеся научными исследованиями в области животного мира, несут ответственность за сохранение биоразнообразия и обеспечение благоприятных условий для существования всех видов животных. Они должны учесть этические аспекты и не причинять вред окружающей среде и животным при проведении своих экспериментов и наблюдений. Также ответственность ученых включает в себя содействие разработке мер по защите и сохранению уязвимых видов животных, а также внедрение на практике этих мер для поддержания экологического баланса. Кроме того, ученые обязаны осуществлять рациональное использование необходимых ресурсов при проведении своих исследований. Они должны анализировать и оценивать возможные экономические, социальные и экологические последствия своих действий. Ученым необходимо соблюдать принципы экологической этики и стремиться к минимизации негативного воздействия своей научной деятельности на природу и окружающую среду. Проявления нравственной ответственности ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов: Соблюдение этических принципов при проведении экспериментов и наблюдений Сохранение биоразнообразия и разработка мер по защите и сохранению уязвимых видов Рациональное использование необходимых ресурсов Анализ и оценка возможных последствий своих действий Соблюдение принципов экологической этики В целом, нравственная ответственность ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов заключается в учете интересов животных, обеспечении их защиты и благополучия, а также в поддержании устойчивого использования ресурсов при проведении научных исследований.

Правила обработки данных и конфиденциальность Во-первых, ученые должны быть честными и объективными при сборе и анализе данных. Они должны учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты исследования, и применять стандартные методы исследования для минимизации возможных ошибок. Во-вторых, ученые обязаны обеспечивать конфиденциальность данных, особенно при работе с личной информацией участников исследования. Это включает в себя соблюдение законодательства о защите данных и принципов этики, например, получение согласия на использование данных и обеспечение их анонимности. Третьим важным аспектом является обязанность ученых предоставлять точные и полные данные, чтобы другие ученые могли повторить их исследование и проверить его результаты. Это позволяет обеспечить достоверность научных открытий и не допустить искажений или манипуляций данных. Наконец, ученые должны быть готовы к обсуждению своих исследовательских данных и результатов с другими учеными и социальным обществом.

Нравственная ответственность ученых: важность для общества

Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе. Нравственные принципы ученого, видимо, охватывают две стороны: нравственность как личности и нравственность как ученого. Первая у него связана с общечеловеческой или классовой моралью, а вторая – с научной деятельностью, профессией. Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Вы всегда можете отключить рекламу. Valuable scientific imperative may lie in the fact that any new knowledge, the discovery should not increase the risk of human existence and survival, and should be directed to the benefit of mankind, to serve his interests. Славянске-на-Кубани 353560, Россия, Славянск-на-Кубани Аннотация: В статье автор рассуждает о моральной и нравственной ответственности ученого в современном мире. Ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Ключевые слова: ответственность ученого, этика науки, нравственность Abstract: The author discusses the moral and the moral responsibility of the scientist in the modern world. Keywords: responsibility of the scientist, science, ethics, morality Для современной эпохи становится типичной ситуация, когда все более часто возникающие кризисы в обществе, экономике, гуманитарной сфере отзываются на судьбах и целых народов, и отдельных личностей.

По этой причине они налагают особую ответственность как на саму науку, так и на ее творцов, то есть на ученых. Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки. Ученый всегда стремится к свободе творчества и в то же время он не может быть свободен от той ответственности, которая связана с последствиями его открытий для человечества. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность невыполнима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится беззаконной.

Нравственной или безнравственной - а точнее гуманной или антигуманной - является не сама научная деятельность, а последствия практического внедрения новых научных знаний и открытий. Даже когда ученый не может предугадать эти последствия, это не снимает с него моральной ответственности перед обществом за свое открытие. Ученый ответствен за полноценность своего открытия: от него требуется безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работ своих коллег, строгость проводимого анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его личная этика, называемая этическим кодексом ученых. Несмотря на близость этической и моральной сторон деятельности ученого, мы все же несколько разведем эти понятия и сосредоточиться на моральной ответственности ученого за последствия своей исследовательской деятельности.

На наш взгляд, ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Однако такую точку зрения разделяют не все ученые. Некоторые из них провозглашают этическую «нейтральность» науки, поскольку наука и мораль не имеют точек соприкосновения, они считают, что наука - «сама себе этика». Такой подход освобождает ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Рассуждая о морали ученого, необходимо учитывать то, что сегодня наука рассматривается в трех своих проявлениях: - наука - это система знаний, - наука - это вид профессиональной деятельности человека, - наука - это социальный институт.

Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества.

Ученые должны поддерживать профессиональную этику и справедливые отношения с теми, с кем они работают. Они должны уважать и поддерживать интеллектуальную и научную свободу, не отказывая в авторстве или ущемляя права других ученых. Это способствует развитию науки и обеспечению ее качества. В-третьих, нравственная ответственность ученых проявляется в их отношении к обществу и окружающей среде. Ученые должны учитывать возможные негативные последствия своих действий на природу, общество и будущие поколения.

Они должны стремиться к устойчивому развитию и быть ответственными за использование научных достижений в интересах человечества. Эти аспекты нравственной ответственности ученых подчеркивают важность их этической работы. Ученые должны нести ответственность за свои решения и поступки, сознавая, что их вклад в общественные и научные процессы имеет далеко идущие последствия. Нравственная ответственность ученых играет ключевую роль в создании доверия и уважения к науке и способствует развитию общества в целом. Этические принципы в научных исследованиях Основными этическими принципами в научных исследованиях являются: Принцип Описание Информированное согласие Участие в исследованиях должно быть добровольным и основываться на четком понимании рисков и выгод. Ученые должны обеспечить согласие участников исследования и защищать их права и конфиденциальность данных. Использование надлежащих методов Ученые должны использовать надлежащие методы при проведении исследования, чтобы гарантировать надежность и точность результатов.

Они также должны быть открытыми о методологии и своих исследованиях.

Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Особенно, учитывая тот факт, что научно-технический прогресс создают потенциальную опасность для всего человечества ядерная физика, биотехника ит.

Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта» : от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.

Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...

История и современность дают много образцов преданности учёных собственной науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а часто здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования. Одна из самых главных этических заморочек, с которой сталкиваются люди науки, проблема последствий их работы.

В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания.

Эти коррективы связаны с выявлением и осознанием перечня социальных детерминант развития всех областей научного знания, что, в свою очередь, является предпосылкой получения объективного знания и ключевым условием продуктивной научной деятельности. Тем самым социально ответственная позиция современного ученого предполагает максимально широкое и гласное компетентное обсуждение конкретных технических и научных направлений, которых в современном мире достаточно много. Также социальная ответственность ученых включает стремление предвидеть и своевременно и доступно оповестить общественность о нежелательных последствиях проведенных исследований, а также возможности их ликвидации или частичной минимизации.

В этом случае речь идет о необходимости формирования инновационного типа научного мышления, который будет включать в себя производство новых знаний и спектра проблем, которые они могут порождать. В настоящее время принятые на основе полноценной информации научно — технические программы и исследования могут быть социально и морально обоснованными, оправданным с общественной точки зрения и с личностных позиций. В этом выражена роль ученого, который проявляя собственную социальную ответственность выполняет гораздо более важную функцию сохранения стабильности существования социального пространства.

Наука - главный двигатель прогресса, поэтому играет очень большую роль в развитии современного общества. Функции науки: 1. Управление обществом: наука воспитывает мировоззрение в гражданах, а также строит определенный фундамент менталитета. Служит двигателем развития: появляется всё больше современных технологий и разработок.

Причины возникающих в наше время кризисов наряду с несовершенством различных экономических и социальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности результатов технического прогресса, который открывает возможность как для разумного использования достижений техники, так и для со применения во вред человеку атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой информации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т. Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникновения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука песет определенную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной.

А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Примером, получившим уже довольно широкую известность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка исследований в новой области пауки — генной инженерии. Тут непродуманная методика или неосмотрительность при «ускользании» опасного, потенциально патогенного материала из лабораторий вследствие случайной небрежности могли бы иметь крупные, даже глобальные последствия, вплоть до возникновения новой, неведомой ранее эпидемии, против которой медицина еще не располагает средствами борьбы. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. В очень острой дискуссии в конечном счете было принято решение об объявлении моратория, то есть о приостановке соответствующих исследований впредь до разработки тщательно продуманных мер предосторожности, гарантирующих от возможной опасности.

Нравственная ответственность ученых: важность для общества

про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление. Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия.

Нравственная ответственность ученого.

Сайт на техническом обслуживании Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт.
В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых? Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ » Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем теоретиков, по-скольку они знают, что создают.
Нравственная ответственность ученого | Понятия и категории Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе? Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и

Социальная и нравственная ответственность ученого

Конкретные достижения науки, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, - требуют широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим волеизъявлением. Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Опыт истории убедил нас, что знание — это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом свобода воли , гносеологическом свобода как познанная необходимость , социально-политическом свобода действий , связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом. Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т. Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов.

Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества. Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности. Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей, это бескорыстный поиск и отстаивание истины.

Особенно, учитывая тот факт, что научно-технический прогресс создают потенциальную опасность для всего человечества ядерная физика, биотехника ит.

Похожие вопросы.

Применение полученных результатов исследования. В 20 веке появилась проблема — потенциальная угроза существования жизни на Земле в связи с многочисленными открытиями в области генной инженерии, ядерной физики. Открытия и полученные результаты были великими, но область их применения оказалась неприемлемой.

Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллектуальной собственности и т. Нравственная ответственность ученого возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и интересов людей, общества, человечества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий