Более 190 тысяч учителей уволились из школ в 2023 году. В одной из школ Санкт-Петербурга сразу 17 учителей подали заявления на увольнение. «Если увольняется большая группа учителей, то скорее всего что-то неладное в школе. Сразу 17 учителей уволились из школы №338 в Невском районе Петербурга на старте учебного года. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем?
Из московской школы уволили учителя за излишнее общение с ученицей
Из школы массово уволились учителя. Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ. Позднее в мэрии Екатеринбурга заявили, что всего в школе работают 70 педагогов, из которых 12 уволились по личным причинам, четверо из них вышли на пенсию. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. Оказалось, летом из школы массово уволились учителя.
Ни математики, ни русского: почему педагоги бегут из сельских и городских школ
Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 56.ру | низкая зарплата, нерациональный менеджмент, колоссальная бюрократическая нагрузка, а также неопределенность и проблемы личностного роста. |
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки | А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь. |
«Прощай, школа!» почему в Приамурье увольняются учителя?
При этом на фоне всех этих факторов на первое место выходит неготовность к работе или «некомпетентность в широком круге вопросов ежедневного бытия учителя», отметила эксперт. Также молодые педагоги часто сталкиваются с проблемой объективности оценки работ учеников, иными словами они просто не умеют ставить «единицы», «двойки», «тройки», «четверки» и «пятерки».
Полностью статью читайте здесь Читайте также:.
Кроме того, на зарплату жалуются работники культуры и медицинские работники. Как отметила корреспондент «Известий», теперь их доходы на контроле Генеральной прокуратуры. Обращение от имени бюджетников Хакасии составил депутат Госдумы Сергей Сокол. При этом учителям всё еще должны сделать перерасчет за все месяцы, которые им платили меньше, однако они до сих пор ждут этого, подчеркнула журналист.
Я, недолго думая, согласилась. Обещали ставку с хвостиком, около 20 часов — это идеально, потому что училась я в Тамбове, а работать нужно было в области, то есть я могла бы ездить туда на несколько дней в неделю.
Но в начале августа выяснилось, что другая учительница увольняется, а мне отдают все часы. Почему-то это меня не остановило, хотя в экстренном порядке пришлось искать квартиру рядом со школой. Начался учебный год. У меня 32 часа, репетиторство на дому, институт. Ко второй четверти я вообще перестала готовить, убираться в квартире и в принципе радоваться жизни, потому что слишком много на себя взяла. К декабрю уже сидела у завуча в кабинете и плакала, что уволюсь. Она божилась, что найдет еще одного учителя. Обещали разделить нам часы, разбить большие классы на группы. Но вторая учительница взяла всего несколько часов, классы никто не делил.
Я уже тогда поняла, что уйду, решила просто довести дело до конца. Да и зарплата устраивала, не хотелось терять такой доход. За 32 часа мне платили 25 тысяч, когда снизилась нагрузка — выходило 23. Зимой даже прислали премию в 20 тысяч, я еще немного отложила и купила стиральную машину и пылесос. Учитывая, что жила я с молодым человеком, нам хватало на все и даже больше. Но это в Тамбовской области, где мало куда сходишь и тратить деньги можно либо на еду, либо на покупки через интернет. Объективно, конечно, этого мало. Если бы я жила одна на той же съемной квартире, ситуация была бы другая. Зимой меня записали на курс повышения квалификации какой квалификации, если у меня даже диплома нет?
Было дико сложно справляться с четвертыми-шестыми классами. Тот самый возраст, когда дети в состоянии «все мне враги», с ними невозможно договориться, крик на них не действует, жалость — тем более. Я шла в школу как на каторгу, а уходила с головной болью, это было невыносимо. У меня был мальчик на домашнем обучении. В начале года, когда он еще учился со всеми, как-то раз на уроке этот ребенок просто снял штаны и всем показывал пятую точку. Не вспомню, что я делала, но как-то сама справилась. В пятом классе был слишком гиперактивный мальчик, он часто психовал, плевался на других, чуть ли не переворачивал парты. Справки или диагноза у него не было. Да и четвероклассники крови попили, с ними каждый урок был «ярким».
Я просто доработала год и убежала. После школы стала очень чувствительна к звукам: засыпаю периодически только в берушах, любой громкий звук, кроме музыки, раздражает. До сих пор снятся уроки, на которых я не справляюсь, школа. Почти каждую ночь. Сейчас я занимаюсь репетиторством в свое удовольствие: учеников мало, но я подняла ценник, и пока мне хватает. Начала вязать, уже есть один заказ. Именно из-за нее в итоге я выбрал филфак хотя не буду отрицать, поначалу она меня отговаривала туда поступать. Итак, отучившись четыре года, я встречаю любимую учительницу на улице. Она вскользь упоминает, что в нашей школе есть вакантное место, которое с радостью мне отдадут.
Привлекла меня в ее предложении не столько зарплата, сколько знакомая атмосфера — все же я там учился и знал практически всех. Она убедила меня, что условия великолепные: умные, талантливые дети, доброжелательная администрация, поддержка коллег, адекватные родители, оборудованные классы. Я согласился. Я был окрылен и думал, что горы сверну и моря переплыву, однако все мои планы начали рушиться как карточный домик. Мне дали пятые-шестые классы. На мои уроки ходила завуч, которая придиралась к каждой буковке конспекта, каждому моему слову, к каждому действию, к каждой презентации. Естественно, она требовала делать отчеты по контрольным работам, работать с теми, у кого выходила тройка. Даже когда ребенок явно не тянул на четыре, она заставляла ставить эту оценку, поскольку тройка «портит рейтинг школы». В отношениях с директором и администрацией все сводилось к одной формуле: «У вас не будет проблем, пока вы делаете все, что вам скажут, и сидите тихо».
Почти каждый месяц мы должны были проходить бесполезные семинары, посещать никому не нужные вебинары, присутствовать на выездных мероприятиях, участвовать в профессиональных конкурсах причем как минимум в двух за год , проверять олимпиады, проводить открытые уроки, сидеть в качестве эксперта на итоговом собеседовании в свободный от уроков день и отмечаться на сверхважных летучках каждую неделю, которые длились от часа до двух педсоветы — отдельно. Завуч мог позвонить на мой личный номер и на повышенном тоне заявить: «Вы почему трубку не берете? Вы обязаны брать, когда вам завуч звонит». Я не говорю о том, какое море отчетов приходилось составлять, а ведь порой эти отчеты даже не проверяли. Никакой поддержки со стороны коллег я не увидел. Были и понимающие учителя средних лет, которые старались мне помочь советом или делом, но их можно пересчитать по пальцам. Подавляющее большинство было либо безразлично-равнодушно, либо злобно-агрессивно. Моя любимая учительница посетила мой урок всего один раз, и то дистанционный. После пробного собеседования в 9-м классе она прибежала ко мне в кабинет и чуть ли не с криком заявила, что я бездарен, что я неумеха, не понимающий, как надо проверять работы, и что спорить с ней по поводу ответа девочки, которую я оценивал, я права не имею, ведь «она — магистр, а я — всего лишь бакалавр».
Почему учителя увольняются из школы
Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. в 2023 году в России уволилось рекордное за 7 лет число учителей - 193 тысячи, пишет 13,5% педагогов признались, что в профессии учителя их ничего не привлекает, 80% учителей не видят перспектив карьерного роста, 60% учителей говорят, что работать в школе становится все сложнее. Провели опрос среди учителей, которые, не выдержав условий работы, уволились и распрощались с этой сферой деятельности. Такое массовое увольнение учителей из одной школы может быть связано с директором-самодуром. количество и долю уволившихся молодых педагогов из школ Москвы.
Не только деньги: почему молодые педагоги массово уходят из школ и как их удержать
С родителями бесполезно разговаривать. В моих классах учились дети с ОВЗ, но об этом мне рассказали в ноябре. Ребенок в 5-м классе сидел на уроках в трусах, не писал ничего, только число вверху тетрадного листа, ни разу не сделал домашнее задание, не освоил ни одну тему, даже с учетом специально подготовленной для него программы. Зато срывал уроки, матерился, дрался со всеми, не давал вести занятие.
После уроков мне хотелось просто сесть и заплакать от своей никчемности как учителя. Меня задевало, что не получается ничего, никакие уловки, методы не работают. Завуч сидит на уроках, все кричат, а шишки летят ко мне «Вы не так ведете урок».
Но покажите мне преподавателя, с которым этот класс будет себя хорошо вести. Такого не было. В итоге всё вылилось в проблемы со здоровьем.
Постоянный кашель появился в октябре и закончился в июне, ровно спустя 2 недели после моего увольнения. Невроз, кошмары закончились примерно тогда же. Радости жизни появились тоже после того, как я распрощалась со школой.
Но уволилась, кстати, я не из-за детей. Они были классными большинство из них. А из-за руководства.
На майские праздники нужно было выйти на митинг и сделать еще что-то на собственных выходных. Я отказалась. Мне сказали: «А как вы собираетесь с классным руководством выходные иметь?
Надо же в кино сходить с детьми, на парады... Но мне намекнули, что с такими намерениями работать нельзя, лучше увольняться сразу. В этих словах я услышала для себя призыв: зачем мне работать там, где меня не ценит руководство, где есть недовольные мной родители.
Действительно, зачем я их дитяткам двойки поставила. Ну и что, что он сочинение сначала совсем не написал, а потом списал с ГДЗ готовые домашние задания. Я извинилась перед детьми и через 2 недели была свободна.
Однако администрация школы увидела в действиях учителя нарушение «морального кодекса», «обесценивание статуса учителя» и даже… латентную порнографию — Дарина Сергеева и ее супруг снялись в ролике в банных халатах. Еще один случай в Санкт-Петербурге: учитель под ником «Владычица пивная» вела блог в соцсети Twitter, где рассказывала про свободные отношения с обучающимися и спиртное. Блогерша была вынуждена уволиться из двух школ города.
В августе этого года свой аккаунт TikTok пришлось удалить учителю английского языка из поселка Горный Красноярского края Дарье Лейко. Она, как и Дарина Сергеева, снимала видео об особенностях работы педагога. Однако от родителей стали поступать жалобы на некомпетентность учителя, использование нецензурных выражений и создание роликов в рабочее время — во время уроков.
Это, конечно, только часть нашумевших историй. Они дают пищу к размышлению, рождают противоречивое мнение — возмущение и поддержку со стороны общества. Учитель — образец морали и нравственности Во все времена учитель был образцом морали и нравственности.
Вспомним стереотипный образ учителя-женщины — строгое платье, белый воротничок и «пучок» на голове. Учитель — это кто-то удивительный и необычный, он не может жить в такой же квартире, как у всех, ездить на такой же машине и делать то, что делают обычные люди. И авторитет Учителя выше, чем у других — он пример для родителей, учеников и даже высокопоставленных лиц, ведь у них тоже был учитель.
Но такое представление о педагоге, складывающееся в обществе на протяжении сотен лет, — моральная оценка. А предписывает ли учителю законодательство быть «не таким, как все», быть авторитетом, примером и образцом? Обратимся к Письму Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г.
Оно регламентирует, что педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы, а также воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и или развитию детей. Что понимается под такой информацией, Примерное положение не отражает. Можно предположить, что это контент, обосновывающий или оправдывающий допустимость насилия и жестокости по отношению к людям или животным, содержащий нецензурную брань, вульгарные жесты и высказывания, а также разрушающий семейные ценности, демонстрирующий обнаженную натуру и прочие подобные действия.
На наш взгляд, ранее действовавший Кодекс профессиональной этики педагогических работников содержал более подробную характеристику образа учителя. Так, учителю надлежало соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. На основании Примерного положения каждое учебное заведение издает свой акт, регулирующий морально-этические требования к педагогу.
Отметим, что требования эти распространяются не только на рабочее время учителя, но и на внешкольную жизнь.
Пора думать, что делать с этим. Как минимум сокращать нагрузку на учителей, — пишут учителя. Одна учительница написала, что ее оклад составляет 9 642 рубля. При этом ее стаж — 29 лет. В последний раз ее оклад повышался на 400 рублей. Нехватку учителей в школах подтверждают и родители. Особенно их тревожит то, что молодые кадры в школах не задерживаются. Я работаю в одной из самых больших школ Хабаровска, у нас 400 детей в начальной школе и 900 в средней и старшей. Старые кадры уходят, молодые тоже бегут.
Все-таки школа — это особый организм. А если он применяет к учителям старой закалки сегодняшние управленческие трюки, то неудивительно, что они вообще перестали понимать, что и зачем делают. Лично мне как матери даже не важно, кто там из них врет, а кто правду говорит. Но что я знаю точно — с начала учебного года в нашем классе не было ни одного русского и ни одной биологии, а нам ОГЭ сдавать.
Директор оскандалившейся школы Илья Смирнов признает, что за лето получил от подшефного коллектива 12 а не 20, как говорят родители! Новый директор никого не удерживал, так как незаменимых у нас нет, работники должны это знать. А тут все разом ушли! А директор теперь повесил объявление о наборе учителей, в том числе и среди студентов, ищет замену незаменимым!
В МГПУ обсудили, что отталкивает молодых учителей от профессии
Из школы №2 в Екатеринбурге уволились учителя — за лето в образовательном учреждении перестали работать около 20 педагогов, пожаловались родители учеников. Учителя и другие работники школы Хакасии массово увольняются из-за резкого снижения заработной платы, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего, сообщает «Известия». Такое массовое увольнение учителей из одной школы может быть связано с директором-самодуром. Также учителя жалуются, что директор может грубо общаться даже с педагогами преклонного возраста. Провели опрос среди учителей, которые, не выдержав условий работы, уволились и распрощались с этой сферой деятельности. После этого молодого учителя уволили из школы, а СМИ наперебой и осуждали, и заступались за педагога-«танцовщицу».
Почему учителя увольняются из школы
Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен — на место ушедших приходят педагоги из регионов. Но такими темпами серьёзные проблемы с кадрами вскоре появятся и в столице. Дело в том, что нормальный заработок в школах крупных городов всё так же достигается только при условии значительной перегрузки. Нужно работать на полторы или две ставки, брать классное руководство, дополнительные занятия. С учётом проверки тетрадей и подготовки к урокам пахать приходится фактически в режиме нон-стоп. Собеседница «Октагона» добавила, что одновременно с этим в столице постоянно растёт рынок репетиторов: дети уходят на домашнее обучение, и им требуется помощь. Елена Воронова бывший учитель математики с 20-летним стажем — Ко всему прочему профессия учителя с каждым годом становится всё более стрессовой: с двух сторон на педагогов наседают администрация и родители, много бюрократической нагрузки. Недаром сейчас в школах больше всего не хватает учителей математики, информатики и иностранных языков — репетиторы по этим предметам наиболее востребованы.
При этом стоимость репетиторских услуг стабильно повышается в отличие от учительских зарплат, — пояснила Воронова. Педагоги боятся работать в школе По данным Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, нехватка педагогических кадров в школе сейчас составляет 250 тысяч человек. Однако эксперты полагают, что статистика занижается самими учебными заведениями за счёт перегрузки учителей в школах и ситуаций, когда один педагог преподаёт несколько дисциплин. В реальности дефицит учителей в стране намного больше. Правозащитник в сфере образования Виктор Панин считает, что рост числа увольнений педагогов в этом году в первую очередь связан с усталостью учителей от бесконечных невыполненных обещаний со стороны образовательных чиновников. Соответственно, всё больше людей понимают, что рассчитывать на изменения в ближайшем будущем бессмысленно, и начинают строить свою жизнь вне школы». Виктор Панин председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования — Мы всё ближе подходим к крайней точке разрушения системы среднего образования в стране, уже сейчас получить полноценные знания в рядовой школе становится практически невозможно, — отметил в беседе с «Октагоном» эксперт.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова обращает внимание и на то, что школы нередко сами провоцируют нехватку педагогов, выдавливая из системы «несовременных» учителей. Учителя старой закалки, которые стремятся просто нормально учить детей традиционными методами, из школы просто выдавливаются.
Потому что это люди и профессия, которые учат будущее нашей страны. А государство, не думающее о будущем, не имеет никаких перспектив», — отметил он. РИА «Новости» «Учитель — обслуживающий персонал» Комков также напомнил, что у учителей в современном обществе очень низкий социальный уровень и статус. Поскольку в законе прописали, что образование — это услуга, учителя фактически превратили в обслуживающий персонал. Такая ситуация педагогов не устраивает. Поэтому и ученики, и родители порой обращаются с учителем очень по-хамски. Сергей Комков руководитель Всероссийского фонда образования, ученый Учителя без «вышки» Российское правительство несколько месяцев обсуждает возможность разрешить неквалифицированным специалистам преподавать в начальной и средней школах. Так, Минтруд в июле 2023 года представил документ , в котором описали возможные вакансии для студентов вузов по определенным направлениям.
Недавно стало известно, что на заседании Саратовской областной думы парламентарии предложили допустить студентов педагогических колледжей вести уроки в начальной школе и обучать по дошкольной программе, сообщил новостной портал «Саратов 24». Так местные власти надеются снизить дефицит педагогов в регионе. РИА «Новости» Несмотря на острую нехватку учителей и попытки хоть как-то разрешить ситуацию, учитель и профориентолог Наталья Тихонова заявила «360», что она категорически против такой инициативы. И закладывать разумное, доброе, вечное должен опытный педагог, умеющий найти подход к каждому ребенку и имеющий в практике а не только в теории большой арсенал инструментов работы. Обучение в колледже и вузе имеет мало общего с работой в школе, тренироваться на малышах не нужно», — объяснила она свою позицию. Комков согласился, что допускать к преподаванию «недоучек, не знающих азов педагогики», особенно в младшие классы, опасно и чревато серьезными последствиями.
Была на грани нервного срыва, взяла себя в руки, доработала до конца года. Надеялась, что за лето эмоциональный ресурс восстановится, будут силы, нравится преподавать, хотела дать себе ещё один шанс и год на внедрение в школьную систему, но, увы, нет никакого желания сейчас работать, хочется рыдать, когда заходишь в школу. Хочу отработать две недели и уйти в середине сентября. Да, плохо. Но не издеваться же над собой», — поделилась с коллегами учитель математики. Начинаешь ненавидеть классное руководство, и ведь дело не в детях и родителях, а в бумажной бесполезной ерунде, от которой уже тошнит», — рассказал ещё один учитель. За две ставки с высшей категорией я получала чуть больше 30 тысяч рублей. Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте. Детей очень жалко, но здоровье дороже», — написала педагог из Волгограда. В начале августа Сергей Кравцов попросил педагогов присылать в Минпросвещения свои предложения, какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога. Опрос, проведённый профсоюзом «Учитель», показал, что 89 процентов опрошенных учителей хотят в этом учебном году наконец дождаться повышения зарплаты. Больше половины опрошенных 54,4 процента сообщили, что их зарплата составляла 20—39 тыс. Как следствие, свыше 40 процентов учителей были вынуждены ограничивать себя во всех тратах, кроме покупки еды, 20 процентам не хватало денег на покупку одежды, а от 34 до 40 процентов педагогов не могли позволить себе приобрести бытовую технику. Бесконечная отчётность отвлекает учителей от главного — обучения детей. В результате моральная усталость и отсутствие мотивации вынуждают многих педагогов бросить любимую работу. Media — На самом деле зарплата является одной из главных, но не единственной причиной, по которым учителя уходят из школы, — пояснила «Октагону» Елена Воронова, 20 лет проработавшая в школе учителем математики. Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен — на место ушедших приходят педагоги из регионов.
Аналогичная ситуация наблюдается и в здравоохранении региона. Педагоги написали свыше 300 заявлений об увольнении. Ситуацию контролирует Генпрокуратура. Пока части учителей вернули прежнюю зарплату. Ранее Neva.
Депутат Госдумы попросила кабмин изучить причины увольнения учителей из школ
Мы не знаем, кто это вообще. Мы не верим ни одному вашему слову», - кричала одна из мам. Как это нас не должно быть на встрече? Это касается нас и наших детей.
Журналисты будут очередную сказку слушать от директора», - говорила другая. В результате родителей-активистов оставили в фойе. Они заявили, что ситуация в школе урегулирована, дефицита кадров нет.
Во-первых, мы приняли новых учителей, во-вторых, перераспределили нагрузку. Работа по подбору персонала продолжается», - отметил Шевченко. Вместо них за летний период на работу, по словам руководителя школы, приняли девять педагогов: четыре молодых специалиста и пять педагогов со стажем.
Еще троих преподавателей трудоустроили в минувшие выходные. По данным Минобразования, в ближайшее время к работе в школе приступят два учителя биологии - потребность в специалистах по этому предмету полностью закрыта. Также с 25 сентября у учеников 5-8 классов новый учитель начнет вести географию.
Журналисты напомнили представителям сферы образования, что родители обвиняют директора Илью Смирнова в оскорблении и унижении учителей. По словам родкома, именно это и стало причиной массового увольнения. Однако директор опроверг эту информацию. Можно встать и уйти… Когда я пришел на работу, я всему коллективу сказал, что мои двери открыты, приходите, предлагайте, поправляйте. У меня все приходят, никто не стесняется», - заявил в разговоре с корреспондентами Смирнов. Учитель русского языка с опытом работы более 40 лет, присутствовавшая на собрании, прокомментировала ситуацию так: «Я делаю все так, как надо. Я пережила в этой школе четырех директоров, и ко мне никогда не было претензий ни от одного из них, потому что я знаю свою работу.
Я с удовольствием прихожу в школу. У нас школа замечательная», - заявила она. Представители СМИ подняли также вопрос об отставке директора. Однако Константин Шевченко заверил, что пока он не рассматривается. Пока мы проведем проверки. Если работа не будет устраивать, то учредитель примет те или иные решения.
В районной администрации заявили, что школу покинули 17 преподавателей — по личным или профессиональным причинам: из-за переезда, трудоустройства и смены профессиональной деятельности. В мае сообщалось, что в Петербурге на учительницу, которая дернула школьника за руку, составили административный протокол. Показать больше.
Как отметила корреспондент «Известий», теперь их доходы на контроле Генеральной прокуратуры. Обращение от имени бюджетников Хакасии составил депутат Госдумы Сергей Сокол. При этом учителям всё еще должны сделать перерасчет за все месяцы, которые им платили меньше, однако они до сих пор ждут этого, подчеркнула журналист. Президент России поручил разработать программу жилищного кредитования для школьных педагогов В начале июля депутат Госдумы Сергей Сокол поручил властям республики решить проблему с низкими зарплатами учителей, пообещав в противном случае направить письмо в Генпрокуратуру.
«Фонтанка»: из школы в Петербурге уволились сразу 17 учителей
В 2020 году число уволившихся учителей не выросло, автор обращения связывает это с переходом на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса и с запуском программы "Земский учитель", по которой учителям выплачивают 1 миллион рублей. После этого молодого учителя уволили из школы, а СМИ наперебой и осуждали, и заступались за педагога-«танцовщицу». Родители, учителя и учащиеся 8 гимназии попросили директора Альберта Дюкина не увольняться. Из российских школ по собственному желанию уволились 116,5 тыс. учителей. «Если увольняется большая группа учителей, то скорее всего что-то неладное в школе. Она подтвердила, что в школах происходит текучка кадров: молодые учителя увольняются после недолгой работы.